Всегда ли ребенку нужно помогать развиваться?
Есть знакомые с сыном такого же возраста, что и мой - 9 лет. Регулярно заводят разговор "Какой у тебя сын молодец, и там занимается, и сям, и знает много и читает много, да... нашему до твоего далеко, он ничего не хочет, кроме как мультики смотреть и в планшет играть".
Говорится это обычно при их сыне.
Я спрашиваю "а что же вы не запишете вашего в какой-нибудь кружок?" - "Да он не хочет". Мама в этой семье с педагогическим образованием и намного более детолюбивая, чем я.
Слушайте, это действительно так и надо - если ребенок не хочет, то не надо его тормошить? Ждать пока сам захочет? Мой сын сейчас всюду ходит и много хочет исключительно потому, что когда-то я его заинтересовала. И читает он много по той же причине.
Спрашиваю вот почему. Если ребенка никуда не водить кроме школы и никак не развивать - может ли это быть верной стратегией? Просто сидеть и ждать, пока ребенок сам набредет на интерес всей своей жизни? Ведь есть примеры известных людей, которые жили где-нибудь в глуши в плохих условиях, но смогли самостоятельно развиться.
А ребенок, которому все интересы достаются с подачи родителей, не научится сам формировать эти интересы у себя?
Я с вами согласна. Нифига он ничего сам не захочет,если не направлять, не информировать и не подталкивать. Мои дети заняты, да, любят это все и ходят с удовольствием.Но - это я нашла, заинтересовала,записала, помогала,водила...
Тоже интересно..) Думаю, в глуши есть возможность послушать себя и определить, куда тебя тянет.
А в городской суматохе надо предоставить ребенку возможность попробовать разные виды увлечений и деятельности, потому что окружающая среда более располагает плыть по течению (комп, тв и пр), чем искать свое предназначение.
На самом деле вопроса два:
1. В каком возрасте развивать активно.
2. Заставлять ли ребенка чем-то заниматься.
1. Активно развивают ребенка до 3-х лет, чем больше будет работать мозг в раннем детстве тем больше нейронов останутся и будут работать. Причем развитие это не то что учить таблицу умножения, а в основном зрительные стимулы.
2. Я лично не сторонница пихать ребенка туда куда он сам не хочет. Пробовать можно все, т.е. дать возможность понять нравится это или нет, но если не нравится, то продолжать это не надо.
И что, если до трех лет время упущено, то не наверстать? Моя подруга сейчас расстраивается, у нее мать тяжело болела и ребенок с рождения и лет до трех как раз был по остаточному принципу.
Согласитесь,что люди,выросшие в Богом забытой глуши и развившиеся самостоятельно- это самородки,их -единицы! Я за то,чтобы показать ребенку все многообразие жизни,возможности для развития, а выбирать должен он сам!
Дети очень разные, есть те, кто сам себе найдет по интересам занятие; есть те, кто сам не найдет, но можно отвести попробовать и заинтересовать; есть, кому хоть в лепешку расшибись, ничего не надо. Подход к каждому ребенку индивидуальный.
Честно говоря, про "никуда не водить кроме школы и никак не развивать" - я вот таких не встречала. Очень удобно в них верить, конечно, потому что на их фоне мы выгодно отличаемся:) Но есть ли они в таком количестве, что об этом стоит говорить? Даже если с первого взгляда кажется, что "ребеночком не занимаются", при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не так.
"Ребеночком не занимаются" - это исключительно со слов родителей ребеночка. Думаете, они кокетничают?
Прям так и сказали? :D Ну вы же написали про "детолюбивые". Я в такой вариант не очень верю, когда детей любят, но ими не занимаются. Они занимаются, по-своему. У каждого свое вИдение, как это стОит делать. У меня тоже не очень стандартное мнение на этот счет. А насчет сказать - я, например, легко приду в гости и нахвалю ребенка хозяев, какой, дескать, молодец (не опустив при этом своего). А что? Людям надо делать комплименты.
Видите ли, я свой вопрос задала, чтобы узнать мнения других людей по конкретной теме "развивать - не развивать", а не для того, чтобы доказывать вам, что я правильно поняла друзей, с которыми общаюсь лично, а вы судите с моих слов, видимо, через призму своего специфического опыта. Так что спасибо, спасибо, спасибо!
Да вы не нервничайте так:))) Мы же беседуем просто)
Мы все поняли, что вы спросили. "Моя заслуга в том, что мой ребенок ходит на кружки и много читает. Я права? Или надо делать, как мои знакомые, у которых ребенок никуда не ходит и ничего не читает?" :D
Некоторые так и говорят. Есть знакомая, сама с гордостью рассказывает, что ничему ребенка не учит и не собирается. Якобы со старшим этого "наелась", все эти паззлы и кубики, надоели. Никакого толку.
Парень пошел в 1 класс ни читать, ни писать, ни считать не умел. Она считает что все ок, пусть школа учит.
и зря. Потом вам лет в 10 какой-нибудь нейропсихолог посоветует начать именно с паззлов и кубиков....
Ребенка надо тормошить и пинать непрерывно. Иначе любой заляжет на диван с компом перед ТВ.
Ну я бы не назвала то, о чем вы говорите, названием вашей темы... Но не суть.
Я не знаю, имеет ли смыл тормошить именно с целью развития и пробуждения интереса у ребенка, которому уже 9 лет, и который с головой нырнул в гаджеты и ему там хорошо. наверное, все-таки стоит, как стоит до конца бороться с болезнью. Но только для этого надо для начала осознать, что оно таки болезнь и надо с ней бороться. А если в доме тоже все так - зачем напрягать мозги, сели у телека - вот и досуг, - то зачем таким родителям куда-то тормошить ребенка? нет, вам-то ои комплиментов наговорят. Из той же серии, как все мы хвалим потянутых стройненьких спортсменок, но сами сидим дома, закусывая тортики - они молодцы, а мы, ну что, нам сложно.
Мне другой подход представляется более правильным - это изначально должен быть образ жизни такой. не тянуть специально развивать - просто жить жизнью, в которой - кружки, увлечения, занятия, книги, потому что интересно. Если начинать в 2 - только не надо сейчас истерик на тему несчастного крохи, часами согбенного над аппликацией и за изучением кубиков Зайцева, ясно же, что не о том речь! - то к 9 это будет такой же естественной составляющей жизни, как ежедневная чистка зубов, остается только выбрать направление. Хотя опять же - я бы не назвала это какой-то целенаправленной деятельностью мамы. Может, просто вопрос терминологии. да, если бы я не купила карандаши, дочка не стала бы сама рисовать, если бы я не отвела на площадку, дочка не заинтересовалась бы дрессировкой. Но ИМХО это больше в привычках самой дочери.
Дети разные. Мой сын однозначно сам ничего не захочет, у него вообще функция "желание" практически отсутствует, не только в плане занятий. Он и есть не захочет, пока ему не напомнить.)))
Она только бассейн и спорт не хочет или вообще ничего не хочет? Мой тоже категорически отказался от занятий единоборствами, а я очень хотела. Потом нашлись другие виды спорта, которые его устраивают и вообще другие виды деятельности?
Я ж речь завела потому что ребенок друзей ни разу не начинал ничем заниматься ВООБЩЕ за 9 лет.
Нет, только от всего двигательного отказывается. Остальных занятий полно. Но я с 2 лет ее кругом таскаю. А если ребенок может сравнить как это быть полностью свободным или зачем-то вдруг регулярно на занятия таскаться, то вполне может и сказать свое категорическое нет всему. По крайней мере сейчас уже мою сподвигнуть на что-то новое и относительно напряжное уже тяжко. Только если она сама поймет, что сильно надо.
Вспомните про детей "маугли", без социума ребенок не сможет полноценно развиваться. А по поводу кружков и интересов ребенка. Как ребенок сможет самостоятельно понять, чем он хочет заниматься, если более опытные родители не предложат ему разнообразные занятия, среди которых он в дальнейшем сможет выбрать то, что ему больше нравиться.
Моему почти 12, дула с детства ему и в рот и в попу, всякие развивашки, психологи, секции, кружки, музеи... Очень "потерянный" и "растерянный" мальчик, любит чтобы его занимали, сам себя занять не умеет, интересов нет.
А результатов в каком-нибудь занятии добивался? Или "давай походим сюда, давай походим туда.."
Ну когда нравится просто для души - это и есть результат. А Вы говорите, что "интересов нет".
Может тот самый главный интерес не нашелся пока, но для души-то есть. Или как?
или как. Потому что в другие секции ходить не желает, но и не "болеет" этими занятиями. Ходим - хорошо, не ходим - может и забыть.
Предложите ему что-нибудь неожиданное, вы же своего ребенка хорошо знаете. Может быть во взрослую группу какую-нибудь. Ну это если Вы хотите, чтобы он чем-то увлекся. Но почему-то кажется, что Вам надоело:)
А какие кружки и секции посещали, если не секрет?:)
МНЕ надоело? Ну вы даете! Да не, ничем особо не интересуется, компьютер, телек если никуда не водить. Занимался карате, рисованием, на английский ходил, в фотокружок, на прыжки на батутах. Сейчас вроде футболом заболел, запишу, пусть ходит.
Моему почти 11.
Не то, что дула, но очень и очень занималась.
Причем, с полной ответственностью говорю: не в дань моде (ну, может быть только в раннем его детстве), а исходя из потребностей ребенка. Т.е. были проблемы, которые теми или иными занятиями можно было компенсировать, были и наклонности, которые можно было развивать.
Выбирала тщательно: если спорт, то с людьми увлеченными своим делом, любящими и умеющими заниматься с детьми, если язык - то игровой, интересный. И так далее... Не в первую попавшуюся секцию и кружок.
Несколько лет спорта - и бросил... Последний год я вела его практически по грани. И кнутом, и пряником...
Язык - явные способности. Преподаватели подчеркивали это. Успехи были. Бросил. Говорит - надоело, не мое.
К музыке у ребенка явный талант. Ни за какие деньги не хочет даже на пушечный выстрел приближаться к музыкальной школе. Даже осознавая тот факт, что ему будет достаточно просто все доставаться, что его будут хвалить, любить и обожать (т.е. любит нравиться :-))
Оставила в покое. Один год просидел. Сейчас уже сам поднывает, что надо бы пойти позаниматься. Я спокойно отношусь, и не бросаюсь на поиски очередного кружка и секции. Пусть припрет как следует.
я очень активно помогаю детям развиваться.Сейчас наткнулась на этот топик и задумалась-не воспитаю ли безынициативных особей? Но тут же вспомнила,что дочка захотела в третьем классе ходить на хор и ходила сама весь год без напоминания.В конце первого класса самостоятельно(подружка привела)и с моего одобрения записалась в другой кружок танцев.
Так что думаю детей надо "шевелить"...
Дети разные бывают. Одного отведешь на секцию, ему без разницы, но мама сказала пойдем, ну пойду. А второму без разницы, но если мама сказала пойдем, он скажет "ААА НЕ ХОЧУУУ". У всех темперамент разный, чувство противоречия разное и честолюбие разное. Одного можно "заставить" (заинтересовать), другого нет. Обычно честолюбивые дети добиваются на секциях чего-нибудь, а нечестолюбивые не поймут никак, зачем убиваться вусмерть и добиваться каких-то результатов :)
Может быть, если оставить ребенка в покое с надеждой на саморазвитие, то что-нибудь и получится.
Но, поскольку жизнь нельзя начать с начала, то я так рисковать не хотела :-) (а вдруг саморазвития не произойдет?), поэтому да, развиваю :-) .
А дочь сейчас на даче как раз общается с одним из оставленных в покое(на пару лет ее старше) и очень удивляется его взглядам на жизнь, после чего легко садится за свои учебники :-)
Считаю, что нужно. Просто кому-то меньше, кому-то больше, но тормошить обязательно нужно. На то я и мама, чтобы тормошить, наставлять, направлять, учить учиться. Я тоже постоянно слышу про то, что "какой у тебя сын-=дочь молодец, сколько всего знает" . У меня средний ребенок - самый способный из троих, память феноменальная, но периодически и его нужно подпинывать, как дрова подрбасывать в печку. Старший в состоянии стимулировать себя в учебе сам уже, но я всегда поддерживаю его интересы, а младшая от меня очень зависит, она такая по характеру, ей важно, чтобы я шла вместе с ней , ей так комфортно. Меня воспитывали так же - мама всегда была рядом, направляла, где-то заставляла, где-то убеждала. Я выросла без каких-либо проблем формировать у себя интересы :(, даже наоборот.
От автора.
У меня еще один вопрос. Этот мальчик, сын друзей... в общем, я к нему трепетно отношусь.
Если исходить из того, что у его родителей не хватает по каким-то причинам энергии или сил на общение с ним и на его развитие. А я могу время от времени привлекать его к нашим мероприятиям, не часто, но все же. Как думаете, стоит начинать или я тем самым окажу его родителям медвежью услугу?
В чем медвежье происхождение услуги? Если мальчик за и родители вам доверяют - не вижу минусов ситуации.
Он будет ожидать этого от Вас.
У родителей нет желания, а не энергии. на все остальное же у них энергия есть?
Вы хотите какой-то супер-пупер благодарности?Вы это все зачем хотите? Крутизну активного образа жизни ему показать? С этими целями не надо и начинать.
Если вы хотите,чтобы вам и вашему сыну было веселее - конечно предлагайте мальчику.Просто не надо ждать, что он поскачет и благодарить станет.
Тема благодарности тут вообще каким боком вылезла? У вас что-то личное в этой связи что ли, что вы везде этот комплекс видите?
Нет) Просто если у автора есть какой-то свой мотив таскать этого ребенка везде - то заради бога- сама бы так сделала. Если же мотива нет и она это будет делать типа"для мальчика",то такое нафик никому не надо)Делать то,что автор считает полезным ДЛЯ чужого ребенка -не нужно -неуместно просто, это означает просто лезть не в свое дело.
Нет у меня мотива таскать его везде, это было бы для меня обузой.
Даже наоборот я недавно вежливо послала маму мальчика, когда она решила, что я могу заодно с ее сыном решать задачи математического кружка, раз уж я со своим решаю. "Подключай моего, а то он ничего не делает" сказала она мне. Мне было бы на самом деле тяжело подключить к этим занятиям второго ребенка.
Пример с Костромой в нашей семье возможен от силы два раза в год, в театр - раз 5 за сезон. По кружкам его водить вместо родителей я не смогу все равно.
И я ведь не без ведома родителей поведу его в театр, это заранее согласовывается, на стадии покупки билетов.
Смеетесь? Не представляю ребенка, которому придет в голову благодарить, кроме дежурного "спасибо", они это воспринимают как само собой разумеющееся.
Мне обидно за мальчика, который дальше ближайшего макдональдса никуда не ходит. А я могла бы легко его брать, если мы идем в театр, или даже если куда-нибудь за город поедем или в соседние города на экскурсию.