Ищу статью про грамотность

копировать

Никто не видел, не читать статью про то, что сейчас много внимания уделяется звуковому анализу слов и поэтому дети стали менее грамотными. И про то, что для правильного формирования грамотности важно графически запоминать слово.
Извините, может совсем неверное описание даю, но что-то про то, что грамотность школьников сейчас страдает и возможные причины этого
Ссылка была в соцсетях, на каких-то еще читаемых ресурсах. Возможно, кому-то попадалась на глаза.
Ищу ее, дайте, пожалуйста, ссылку, кому попадалась

копировать

Если сейчас никто быстро ссылку не кинет, то вечером скопирую текст из Фейсбука.
Но я бы на вашем месте, не сильно полагалась на достоверность и научную ценность этой статьи.
Да, раньше детям гораздо реже напоминали, что КОРОВА - звучит как КАРОВА, а ЁЖИК - это ЙОЖЫК.
Но тотально на грамотность это не влияет. Просто дети стали меньше читать.
Звуко-буквенный разбор ещё никого безграмотным не делал.

копировать

В статье речь шла о том,что звуко-буквенный анализ даётся ещё в саду,что мешаем грамотному письму в школе.Это я утрирую,конечно,но суть примерно такая.

копировать

Нигде еще до недавнего прошлого не уделялось столько времени звуко-буквенному анализу, как в логопедических садах. И тем не менее именно в них рвались родители детей без патологии. Потому что после выпуска эти дети менее других имели проблем с грамотностью.

копировать

Да, я про эту статью, спасибо!
Оказывается. етсь и другие статьи, вон сколько накидали, почитаю тоже.

копировать

А зачем этот Звуко-буквенный разбор вообще нужен?

копировать

Для осознания структуры языка.
Это подготовка почвы для более глубоких исследований.
А вообще весь сыр бор исключительно из того,что мамы сидят с детьми, делают с ними уроки, а сами такого не проходили. Вот и всё.
А детям пофигу, они разбираются в этом за пару недель. И могут любое слово правильно разобрать. А мама всё переживает,всё переживает....

копировать

И какие исследования в 1-4 классе? Я, просто, не понимаю нафиг на это время детей тратить?

копировать

Слова "подготовка почвы", вы пропустили?
Вот как раз для этого, чтобы не получалось "смотрю в книгу, вижу фигу"

копировать

Вспоминаю наш первый класс, тоже за голову схватилась, когда в тетради у ребенка обнаружила: зайац.:)

копировать

и я. Запретила так писать. Получал двойки за несделанные задания, но грамотность сохранил. А вот среди знакомых очень многие жалуются на тотальную безграмотность детей, хотя в началке все это устраивало.
Согласна с каждый пунктом той статьи, тоже читала ее.

копировать

А как Вы запрещали? Учителю свою позицию доносили? Тоже собираюсь так делать, совершенно не хочу, чтобы ребенок привыкал к такому дебилизму.

копировать

Спросила учителя, зачем это. Она что-то пробормотала о том, что это пригодится для егэ (1 аласс!!!). На мое предположение, что человек, знающий предмет, сдаст любой егэ, может просто надо учить? Ответила, что знание русского это одно, а егэ это другое. Вобщем, я все поняла и запретила домс ребенку писать ахинею. Если учитель спросит, сказать, что мама потоебовала. Двойки ставили, меня изводили, но мне все равно, если цель понятна. С математикой, позже, была такая же ситуация - не разрешала решать дурацким способом, заставляла рисовать схемы к задаче (учительница их зачеркивала, говоря, что они только путают).
У меня вообще большие вопросы к нашему образованию, особенно в русском и математике, и я очень нетерпима.
Мой пример другим не показатель, но со вторым ребенком будет так же, дале нще больше и сразу.
Мы на со в итоге ушли именно с целью дать то образование, которое я считаю нужным, а не натаскивание на тесты.
Ps язык в школе был хороший, с всп остальное меня не волновало, поэтому к другим предметам я не придиралась, делал, что говорили.

копировать

Спасибо за подробный ответ:)
Я сейчас на этапе выбора школы. Вот и задам учителям вопросы про их отношеник к звуко-буквенному разбору в первом классе, посмотрю на их реакцию на предложение моему ребенку изучать эту тему факультативно:)
Тешу себя надеждой, что есть учителя сознательные, разумно адаптирующие программу, а не тупо следующие фгосам...

копировать

самое интересное, что вы сама дислексик, и дислексия передается по наследству. Может ребенку просто повезло с отцовской стороны и буквеный разбор тут не причем?
Вот моему ребенку очень повезло, что он не перенял от меня гена безграмотности, поэтому он и на языке, который особо не изучал, в плане грамматики, пишет лучше меня. А вот буквенный или звуковой разбор совершенно не причем, зато причем, может быть способность учителя к обучению, способность ученика и родителей ученика.

копировать

Я пишу с телефона, поэтому с диагнозами мне повременим.

копировать

Транскрипция этого слова выглядит как [заиц], а не зайац... Сами-то попробуйте произнести...
То, что вы увидели у ребенка, говорит о том, что он не понимает, что такое звуковой анализ, или русский его неродной язык (возможно вы дома так говорите).
А изучение звуковой стороны речи и дается для того, чтобы дети правильно писали и говорили!

копировать

Да неужели? Возможно и так, спорить не буду. Только в нашей языковой гимназии заслуженный учитель с многолетним стажем почему-то давал транскрипцию как зайац. Мы его не просили самого произнести зайац и йожик. А для вас нормально звучит йожик? Кто после этого напишет ёжик? Причем писали дети в первом классе этого самого зайца правильно ровно до того момента, как им дали транскрипцию. Беда в том, что все это касается именно русских детей. Для кого русский не родной, возможно, будет польза.

копировать

Да что тут спорить)) Если вы носитель рус лит нормы, то вы произносите заиц, а не заяц))) Я могу допустить, что ваш заслуженный учитель написал вариант [зайиц] или [заjиц], [заjьц], но не зайац. Если вы в регионе, где распространено "яканье", ближе к Белоруссии, например, то такой вариант объясним, но именно из-за такого регионального разнообразия нашего языка в школах и изучают правильное произношение:)
С ёжиком все правильно, кроме отсутствия квадратных скобок, которые обозначают именно произношение этого слова, а не его написание. Орфографию и орфоэпию изучают другие разделы нашего языка :)
Недавно тут был целый форум с битвой противников и защитников фонетики рус языка, почитайте там...
Русский как иностранный - это вообще другая песня.

копировать

ну вот я произношу заЕц, и что? Никакого "правильного" произношения нет и быть не может. Потому что Оканье, как и Аканье, Чтоканье и Штоканье - все это варинаты нормы. И только псевдоученые со своими снобисткими замашками пытаются загнать живую речь в какие-то рамки.

копировать

Комплексы какие-то....

копировать

Так и или йа в слове заяц это не транскрипция, это хрень. А нормальные знаки транскрипции обозначаются значками, как и в пнгл. Я тоже не слышу и в этом слове. Потому что там нет и. Поэтому в школе дают упрощенный вариант, что уже идиотизм. В словаре нет транскрипции ket, там закорючка, именно потому что там не е

копировать

В этом слове и-образный краткий гласный звук в заударном слоге, который обозначается в транскрипции как [ь] ерь. Детям не дают эти знаки, чтобы они не путали их с мягким знаком (есть еще [ъ] - это тоже гласный звук).
Мне интересно прям, а какой же звук вы там слышите/произносите, (имея, видимо, гуманитарное образование и работая "с языком")...

В англ языке сосем другая система гласных, есть противопоставление по долготе/краткости, чего нет в русском, есть закрытые/открытые звуки. Нет правил чтения, поэтому к каждому слову в словаре идет транскрипция. Чего нет, например, во французских словарях.

У нас совсем другая система, очень интересная, редукция гласных в зависимости от его позиции. Редукция качественная и количественная. Детей учат правильно говорить на языке. Ведь у нас много регионов с разнообразным произношением, но при этом существует норма, которую и учат дети. Орфографией они тоже занимаются, они будут уметь и писать, и говорить) Это связано) Когда ребенок видит запись [йожык] - это говорит только о том, что в начале слова стоит ё, а ж произносится твердо.
У меня двое "младшешкольников", но я даже не лезу в их изучение фонетики, дети прекрасно все понимают, пока родители им не начинают запрещать: Это пиши, это не смей!
Мы же не волнуемся, что если дети бегают на физ-ре, то они разучатся ходить... И тут не надо волноваться, дети с детского сада знают, что "буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим" :)

копировать

Вот интересно еще слова с сочетанием нщ (гонщик). В правилах для этого случая н - это мягкий звук, поэтому не нужно мягкого знака на письме. Мягкий за счет последующей щ? Получается, что Щ только особенную букву н смягает и никакие другие буквы? Это нужно просто запоминать только, чтобы оценку хорошую получить на звукобуквенном анализе. Вот в слове сварщик и борщь р твердая и почему-то не смягчается щ. Или вы слышите мягкую р? Проще и правильнее выучить правила: нщ, рщ без мягкого знака. Звукобуквеный анализ нужен только для иностранцев, у которых русский не родной язык.

копировать

Звук "щ" сам по себе мягкий всегда (это долгий мягкий ш). Я не знаю, пишут ли дети в транскрипции - щ, возможно их учат писать щ для упрощения, но в транскрипции он должен обозначаться как долгий [ш'].

Я не открою большую тайну, если скажу, что в "борщ" (без ь на конце) и "сварщик" мы произносим р твердую))) Поэтому тут даже запоминать не надо, пишем мы ь или нет. Естественно, нет, потому что мы его даже не произносим...
А слова "банщик" и др. мы произносим мягкую н, поэтому тут действует правило орфографии, что нщ (еще чк, чн...) пишутся без мягкого знака. Звук ч тоже всегда мягкий. Зачем тут его еще смягчать мягким знаком?
Вы поймите, порядок обратный - мы можем не знать, как пишется слово, но мы (носители языка) всегда знаем, как оно произносится! Поэтому:
Русские дети должны НЕ ВЫУЧИТЬ транскрипцию, а ЗАПИСАТЬ ее. Они уже умеют правильно разговаривать, они носители языка, поэтому их учат СЛЫШАТЬ то, что они говорят и правильно записывать. Иностранцы не знают, как произносить слова, поэтому они транскрипцию УЧАТ.
Произношение складывается исторически, годами, веками, тысячелетиями... Опять же, не открою Америку, если скажу, что есть сосуществующие нормы произношения: твОрог-творОг, одноврЕменно-одновремЕнно. Язык развивается и некоторые варианты произношения уходят в прошлое, как например, "булошная". Если нас попросят написать транскрипцию этого слова, я напишу - було[чн]ая, а моя бабушка напишет було[ш]ная. И все будут правы.

Если у дамы выше ребенок постоянно произносит слово заяц как [зайац], то на месте учителя я не стала бы снижать ему оценку, для него это норма, так говорят в его семье. Да, это не является современной лит нормой рус языка, это индивидуальная речевая особенность конкретного человека)))

копировать

Понятно, только зачем нам записывать то, что слышим? Если просто знать для информации, то допускаю такое. Так ведь огромное количество времени уделяется этому вопросу в каждом классе, точно не скажу, но до 7 включительно точно. Вот и получается то, что, например, в пятом классе, наши дети 3 недели подряд писали каждый день транскрипции буквами как слышится слово, потом переключились на другую тему и произошло что-то вроде: забудьте то, как писать как слышится, сейчас учим как писать правильно. Детям понятно, что там транскрипция, там правила. Ничего сложного здесь нет. Но процесс написания и там и там буквами, потом, как будто по невнимательности, через раз пишут не то, что надо, а что слышат. 3 недели упорного записывания слов типа сердце без д, уже из мозга не сотрешь. Ошибки и описки вылазят, аукается очень долго, если не навсегда.

копировать

Дети изучают родной язык. Есть устная речь и письменная. Это две разные вещи, в каждой свои правила. Мы говорим совершенно не так, как мы пишем, и наоборот. Мы сейчас с вами переписываемся, вы считаете - это письменная речь? Нет, это устная речь, зафиксированная средствами языка. Вот вы меня извините, но то, как вы говорите очень много может сказать о вашей культуре речи, о регионе, где вы живете, о вашем образовании... Ваши "борщь" и "вылазят" говорят о том, что вы явно не спец по русскому языку, вы, видимо, прекрасный спец в другой области:) Вот и замечательно, занимайтесь своей профессией, а учителям дайте спокойно научить ваших детей родному языку, в том числе, не говорить: ихние, вылазят и ложить...
Фонетика - это такой же раздел языка, как и морфология, лексика, синтаксис... Или вас возмущают словообразовательные разборы тоже? В принципе, зачем находить в словах корень, суффикс... тратить время на это...
Зачем учить правила расстановки запятых? В устной речи мы передаем их интонацией...
Зачем по математике учить отрицательные числа, они вообще в другую сторону идут, запутаются еще:)

P.S. если ребенок пишет слово "сердце" без "д", значит, он не умеет проверять непроизносимые согласные, учите его подбирать, изменять слово, оно легко проверяется.
Как-то выборочно у вас идет процесс - транскрипцию написать может, а правила выучить нет:) Не переносите одно на другое.

копировать

Э..., а где вы у меня увидели борщь с мягким знаком? И тем более "ихние" и "вылазят" и т.п.? Откуда это? И почему вы решили, что ребенок не может выучить правила проверки безударных гласных, непроизносимых согласных и т.д.? У меня выше ничего такого не было написано. И что можно сказать конкретно о моем регионе и о моем образовании? Москва и 2 высших образования? Или нет? И что, у нас есть какие-то регионы, когда надо извиняться, если заподозрить, что кто-то там живет? По сути: дети прекрасно запоминают правила орфографии как и транскрипцию. К вам был вопрос ровно потому, что вы позиционируете себя здесь как специалиста в русском языке. Вопрос был - не по ерничать, а получить аргументированный ответ, потому как учитель ответить не может. Ваше " вы не спец., вам не понять" на аргументацию не тянет. По сути вопрос был в том: зачем тратить 3 недели (как пример) в 5 классе, чтобы записывать звуки на бумаге? Для чего? Какой навык это развивает? Грамотно писать? Нет. От этого грамотно писать еще никто не научился. Русские дети, хорошо говорят по русски (возьмем эту категорию как пример), учат правила орфографии и после этого грамотно пишут. Я говорила о том, что после того как 3 недели пишут слово серце, на подкорку это серце и записывается. Вот вы когда пишите тоже каждое слово проверяете правилом? Думаю, что нет. Грамотное письмо уже сформировано, у вас в этом нет необходимости. А у детей это только формируется, причем параллельно идут 2 процесса: серце и сердце. В сознание помимо воли загоняется и первое и второе.

копировать

Здесь борщЬ: http://eva.ru/forum/topic-message.htm?topicId=3395785&boardId=139&messageId=91172746
Здесь вылазЯт: http://eva.ru/forum/topic-message.htm?topicId=3395785&boardId=139&messageId=91174138

Здесь: "позиционируете себя как специалиста" надо без А в последнем слове.
Поерничать - пишется слитно.
По-русски - через дефис.
Пишете - в данном случае через Е.
"И что, у нас есть какие-то регионы, когда надо извиняться, если заподозрить, что кто-то там живет?" - нет смысла в предложении.
С пунктуацией вообще беда.

Но ведь у вас в школе не было столько фонетики и записи транскрипции. Откуда эта вопиющая безграмотность?
И по всем остальным вопросам согласна с Ekka.

копировать

Весело тут у вас на еве. Человек высказал свое мнение и поинтересовался у других, а ему пишут, что он безграмотный дурак. По существу вопроса так никто и не высказался.

копировать

Отвечали именно по существу. Читайте внимательнее. Потом человек начал пальцы гнуть зачем-то.

копировать

Ну, вы же себя никак не маркировали, я думала, что разговариваю с одним человеком. И вообще это было безличное обращение, понимаете? Обобщенное. Вы-это не значит вы лично, а ребенок-это не значит лично ваш ребенок. Любой ребенок, который пишет" серце", ок? И про регион-это тоже не лично;) Я только о том, что, если специалисту поставить задачу, то пообщавшись с вами некоторое время (не лично с вами, а вообще с кем-то), он определит регион, где вы живете и др ваши речевые особенности. Они есть у всех. Никто не хочет никого высмеивать и притеснять, ровно наоборот, для диалектологов и языковедов чем больше разнообразие, тем интересней исследовать процессы в языке. Не знаю, чего вы так обиделись, я просто воспользовалась теми примерами, которые вы или др участник использовали...

копировать

Я пишу с планшета, оч неудобно, по поводу заданий, сформулируйте вопрос конкретнее, не оч понятно, что значит: записывать звуки на бумаге... Приведите пример заданий, я постараюсь объяснить, для чего они даются и что развивают. Обычно задания по фонетике даются для развития речевого слуха, а не чтобы грамотно писать) за грамотностью в др раздел языка) с фонетикой потом будут связаны интонация и синтаксис, постановка голоса, тренировка навыка выступлений перед аудиторией, четкость артикуляции, все, что связано с устной речью. Это если очень кратко.
Вот, например, в нач школе по математике дети не только считают и задачи решают, а еще чертят, дорисовывают рисунки симметрично, это упражнение для

копировать

Сорри, планшет тормозит. Это для развития логики и др нужных в математике навыков. И в русском то же самое.

копировать

у меня экономическое образование и французский язык.
не знаю, что для вас гуманитарий и кто вы.
если дети не могут понять настоящую транскрипцию, не стоит засорять им голову несуществующей.
у меня уже 9 класс у ребенка и у всех друзей дети более менее такого же возраста. И я знаю, сколько денег кто вкладывает в репетиторов в старшей школе и что конкретно подтягивают. С грамотностью прям беда у всех. У всех, чьи мамы не вмешивались.. Ну прально, в стране кризис, репетиторам нужна зарплата. Да и рабочие стране нужны.

копировать

Давайте я в Вашем лице отвечу всем собеседникам и мы уже закроем эту тему:)
Французский я сама знаю, преподаю его, про иностранные языки - это немного другой процесс.

Насчет родного языка мое мнение ровно противоположное, приведу несколько примеров из практики и из жизни. Упражнения по фонетике - это просто упражнения на развитие речевого слуха, кому в какой степени это пригодится - это личное дело каждого. Не все рождаются с даром красноречия, но многие его приобретают в жизни для разных профессий.
Просто примеры:
Актеры. Занятия по сценической речи. Нужно сымитировать акцент или говор для роли. Для того, чтобы это сделать, этот акцент надо услышать, выявить основные его признаки и повторить. Повторить самое сложное.
То же самое повторить интонацию, "подобрать" интонацию, чтобы донести до зрителя нужную эмоцию. Мы все в жизни безошибочно определяем, когда собеседник раздражен, сердится и т.п. А повторить некоторые интонации не так просто.

Собеседование или встреча тет-а-тет, когда надо убедить собеседника в своей позиции или просто установить контакт. А он, допустим, не расположен к разговору. Начинаем разговаривать, слышим, например, особенности уральских говоров. Фраза типа "Ваша речь похожа на речь моей мамы, она выросла на Урале, какая там природа!" переключает собеседника на Вас, контакт установлен.

Человек имитирует южный говор (в частности южную "г", она называется фрикативный "г", ну неважно). Умело везде ее произносит. Но он не знает, что в позиции Род. падежа ("деньги", например) "г" перейдет в "х". Он говорит: "нет дене[к]" вместо "дене[х]" и тем самым выдает себя.

Личный пример. Ездили на экскурсию. Стоим со свекром около к-то церкви, разговариваем. А он на Урале вырос, подходит пожилая пара к нам: "Ой, вы извините, мы услышали родную речь, вы не с Урала?". Окзазались из одного города, до сих пор общаются.

Для успешных аналитиков, лекторов, ораторов, дикторов на ТВ тоже нужно иметь хорошо поставленную речь и слух.
Я не вижу среди этих профессий ни одной рабочей. Только не передергивайте, что все должны стать актерами, журналистами или политиками. Будущим экономистам тоже полезны эти навыки. А закладываются они в школе.
В школе дети закладывают кирпичики в фундамент своей будущей успешной жизни.

Я, конечно, не могу говорить за все школы, может у вас действительно это подается так, что не приносит пользы. Но отсутствие грамотности и фонетические разборы не связаны. Моей дочке подружка тут прислала приглашение: приходи ко мне в 3 ЧЕСА, улЕца ...такая-то. 3 класс. Мы произносим чИса, улИца - по идее она должна была написать так?

копировать

Я спецшколу закончила, с языком работаю. Никогда не проходили транскрипцию. Знание языка и произношение были прекрасые на момент конца школы. В русском и подавно не было.

копировать

Чушь несет Ясюкова

копировать

Тотальная безграмотность не от того, что много времени уделяют фонетике (звуко-буквенному разбору), а от того, что дети крайне мало читают. Проверено на собственном ребенке. Я тое боялась, что звуко-буквенный анализ помешает развитию грамотности, опасения мои были напрасны.
Мое мнение такое, надо прививать ребенку любовь к чтению, кроме того, в 1 и 2 классах очень помогает развитию грамотности простое переписывание текстов из детских книг, а при выполнении заданий из учебника проговаривание и объяснение кадой орфограммы.
Если в результате такого кропотливого еедневного труда в течение года безграмотность сохраняется, дело либо в невысоком интеллекте ребенка, либо это дефектологические нарушения, с которыми надо работать. специалисту.

копировать

+100

копировать

от чтения не зависит настолько, как многие думают. Да, на это есть и исследования.
Ну и по своему сужу и ребенку и мужу. Они, в отличии от меня хутко безграмотной, читают мало, а пишут прекрасно. Ребенок особенно. Учитывая, что тем же русским, он занимается, только в пределах математики:) и даже пишет только печатными буквами в основном , но делает он это грамотно, и смс, и в скайпе пишет грамотно. В принципе, когда он в России с кем то говорит, никто не верит, что он и не учится в России. При этом, книжки он предпочитает вообще слушать, а лучше кино. И так же с грамотностью и на языке обучения и с изучаемыми дополнительно языками.

копировать

Мой ребенок читает крайне мало, тексты почти не переписывает - ненавидит это занятие. Он был на семейном обучении в 1-м классе и я его много тренировала на диктантах, поначалу четко проговаривая слова. Сейчас в школе во 2-м классе учительница удивляется его хорошей грамотности. За последний диктант у них в классе было 11 двоек. На вопрос ребенка: "А что дети в первом классе то делали?" ответить не могу, мне самой интересно узнать на него ответ. Может правда буквенно-звуковой анализ изучали? Мой в этом не силен. Я его "по-старинке" учила.
С математикой вообще казус был. Мой всегда хорошо считал устно. Однажды не может сделать домашнее задание - примеры решить. На вопрос, что случилось, отвечает, что его в школе научили правильно считать и теперь он вообще ничего сосчитать не может. Говорю: "Быстро забудь все, чему тебя учили и считай как хочешь, но чтобы результат правильным был" - после этого все его математические способности восстановились.
В общем, учится то хорошо он пока, но опасаюсь я, что отупеет он совсем в школе. Русский еще туда-сюда, но математика полностью через одно место преподается по новой программе.

копировать

Скаите, а специально в 1 классе на семейное ушли или так получилось?

копировать

На семейном случайно оказались - недавно переехали и в ближайших школах мест не было. И сейчас во 2-й класс устроили по великому блату, так как мест так и нет. Чтобы ребенок оставался в "продвинутом" состоянии по русскому и математике, сейчас прикрываясь несуществующими болезнями делаю ему выходные в школе и продолжаю заниматься диктантами, задачами и т.п. От школы и вагона домашних заданий он очень устает, а толку то мало. Оформлять задачи как положено не любит. Ему легче 10 задач повышенной сложности решить, чем одну смешную типовую расписать как требуется. Я его понимаю - сама в школе игнорировала правильное оформление, однако олимпиадные задачки с легкостью решала. В современной школе на первом месте - сколько где клеточек отступить и оформить именно как учили и никак иначе. А с этим у нас беда, так что в математике мы не блещем. Хорошо еще, что учительница хорошая попалась. Видит, что ребенок в самой математике хорошо соображает - ниже четверки у нее не поднимается рука поставить.

копировать

Это точно не я писала?

копировать

Вот у меня с математикой аналогичное ощущение, сын тоже устно хорошо считает, а когда в школе каким-то хитрым способом заставляют записывать и объясняют также, то какая-то у него каша сразу в голове образуется.

копировать

Каша в математике образуется, если у "хитрого способа" нет логики структуры и продолжения в будущем. При наличии этого всего все становится с головы на ноги и очень понятно, доходчиво и откладывается.

копировать

Какая вы умница, и мне так надо было в 1 классе...
Математику не выпускайте из виду ни на секунду. Ушли на со в 8 классе, поэтому знаю что говорю.

копировать

Посмотрела минут 15 видео, тетка симпатичная, гладко говорит, только ее предпосылка про читающих-нечитающих, мне кажется, неверная изначально.