1 класс - диктанты - ошибка на ошибке

копировать

Девушки, добрый день,

Это ужас какой-то, у моего ребенка в школе учитель частенько делает небольшие диктанты. Оценки не ставит 1 класс, но если бы ставили, то кроме колов мой бы ничего не получал...
-трут
-малако
-адивает
-мач
-гаварит
И так далее. Забывает ставитьбольшие буквы в начале предложения, предлоги или союзы пишет слитно со словом. Или вообще 2 слова слитно.

Честно говоря, не видела тетрадей других детей, но мне кажется не у всех такие проблемы. Как думаете, пройдет? Читать начал бегло недавно совсем. Что делать?

копировать

читать дальше

копировать

обратиться к логопеду-дефектологу
они вроде бы помогают с письменной речью

копировать

какие диктанты? половину алфавита прошли только.. писать тоже только половину букв не умеют...ну а как совет, например садиться дома и просто переписывать слова, заодно и в правописании по тренируетесь и запоминать начнет слова

копировать

Так дети еще никаких правил,орфограмм не проходили? о чем вообще речь? Наши еще не ве прописные буквы научились писать. В основном списыванием занимаются. Иногда учитель диктует,но буквы,слоги.

копировать

Учиться, что еще то:)
у нас обязательно в каждой домашке "словарные" слова были, если частые ошибки, то конкретные слова дети прописывали, каждый индивидуально, отработки букв как таковой и не было, сын дома сам прописывал прописи Нефедовой, Узоровой "Мои первые прописи"

копировать

У нас недавно, примерно неделю назад, начались небольшие диктанты. 2-3 строчки слов или 2-3 предложения.
Когда писали слова, моя тоже не получила "солнышко" потому, что не с заглавной буквы начала. А в другом диктанте недавно изученную букву д написала не прописной, а печатной. ))) В остальном всё нормально.
Моя не делает ошибок в словах, наверное, у неё, как и меня и старшей дочки так называемая врождённая грамотность. Но она много и давно читает, у неё была возможность зрительно запомнить большинство слов. Если ребёнок Ваш только зачитал, конечно, у него такой возможности не было. Мне кажется если уж сейчас диктовать, то только те слова, которые слышатся так, как пишутся - ведь они ещё ни одного правила русского языка не знают. Только во 2-м полугодии начинается русский язык. Ил проговаривать слова - мОлОко, снеГ и т.д.
Что делать? Наверное, просто писать понемножку дома. И с учителем поговорить.

копировать

Проговаривать можно по-разному. Моя сидела и проговаривала - мА-лА-ко :)

копировать

Меня, как будущего логопеда, насторожило отсутствие границ между словами. Они это должны понимать. И непонятно, почему мач. Их должны были в школе научить, что звук а после мягкого согласного записывают буквой Я.
Вы сами дома попробуйте составить текст из известных букв и продиктовать ребенку. Четко разделяя слова. Неужели будет писать слитно?

копировать

Как будущий логопед, вы должны знать, что как раз мАч - ваша работа. логопедов.

копировать

Как состоявшийся логопед, скажу вам, что в задачи логопеда не входит устранение ошибок обучения на начальном этапе изучения грамоты. Если только вы захотите, конечно, чтобы этим с вашем ребенком занимался именно логопед, и готовы будете ему за это платить :-D Тогда любой каприз за ваши деньги ;)

копировать

вашИм, конечно же :) Очепятка.

копировать

Вот странно. В нашей школе сменилось уже 5 логопедов за мои почти 30 лет работы, но все они считали ошибки типа "мач" своей работой. Вы что же, думаете, что ребенок просто не знает, что для обозначения мягкости используют букву Я?

копировать

На начальном этапе обучения грамоте - да, имеет право на такие ошибки. Если к концу 1 класса эти ошибки будут массовыми, и к ним прибавятся другие, то имеет смысл показать ребенка логопеду.

копировать

А откуда он должен знать, если не научили?
Посмотрите как пишут 5-6 летки, и как эти же дети пишут в 8 лет. Без всяких логопедов.
Мою этому научили за 2 недели специальных занятий через день, делали акцент на базовых правилах письма. Но вот ё она до сих пор пытается заменить на й..
Может там логопед и нужен, но сначала стоит убедиться, что ребенок материал усвоил..

копировать

А в нашей школе это за полгода объяснила детям учительница. Говорю как мама ребенка, который как раз после начала письма именно такие штуки выдавал, как у автора. Может, потому у вас 5 логопедов и сменилось, что все они...хм... немного неверно свои задачи понимали?
Я согласна, что вообще проблема логопедическая. но в первом классе она очно решается в основном учителем. А вот если учитель хочет только в потолок плевать. пока дети как-то сами все поймут - тогда да, нужна будет третья сила - мама, логопед или кто там.

копировать

ну как ваши дела сейчас? каковы успехи?

копировать

В дополнение к имеющимся советам - на этом этапе лучше не диктантами тренировать ребенка, он же все равно на слух не напишет пока правильно, а переписыванием текстов . По 10 минут в день, не на скорость, не на объем, а сколько напишет, с акцентом на качество.
Мой так же примерно писал в 1 классе, результат достигается тренировкой.
Еще, когда ошибки были уже далеко не в каждом слове, я стала требовать, чтоб каждое слово, в котором ошибка, переписал несколько раз, особенно если это были навязчивые косяки типа "шол", тогда требовала писать 2-3 строки подряд, пока не привыкнет к правильному варианту.

копировать

Какие могут быть диктанты, если они формально еще написание всех прописных букв не прошли?

копировать

у ребенка тоже к концу ноября были диктанты и сочинения были, все зависит от интенсивности программы, точнее от интенсивности подачи информации, в классе все читающие были, смысла не было, на алфавит много времени тратить, крючочки, палочки вообще отсутствовали, сразу буквы начали писать, если не ошибаюсь с И, типа королева букв.

копировать

Из половины букв алфавита (тех, что прошли) можно составить бесконечное количество вариантов диктантов. )

копировать

Ну диктант примерно такой:
Труд нас кормит и одевает. У реки ивы и кусты. Мама варит суп. Суп кипит...

вот мой и пишет: Трут нас кормет иадевает...кепит..

Что мне делать? Пока стала с ним проговаривать слова, как пишутся, ошибки разбираем, но страшновато, что и дальше так пойдет, двойки начнутся...

копировать

У нас в школе в первые учебные дни была диагностика логопеда. Не на предмет того ткто какие звуки не вываривает, а на предмет фонематического слуха и дис-чего-то там. Отобрали детей, которым грозят трудности в обучении, логопед с ними занимается 3 раза в неделю совершенно бесплатно. У Вас было что-нибудь подобное? У логопеда нет претензий к Вашему ребёнку? Учитель что говорит?
Может быть, на самом деле и нет проблемы, но лучше чтобы об этом судил специалист.

копировать

судя по примеру автора, у ее ребенка как раз прекрасный фонематический слух - как слышит, так и пишет. слышит все отлично.
осталось запомнить, что не все пишется, как слышится и выучить правила, как писать

копировать

У моего ребенка такая же штука с "пишу как слышу", но называется почему-то "нарушение фонематического слуха":)
Автору. Это не смертельно, хоть и весьма неприятно. Как мама второклассника, начавшего получать оценки (сами понимаете, какие), могу подведтиь этот неприятный факт: очень-очень-очень неприятно. Но жизнь по обратную сторону есть, правда, работь придется нудно и долго.

копировать

Нарушение фонематического слуха - это лишь одно из нарушений, которое может определить логопед. Привела для примера.
А чтобы понять пишет ли он как слышит, нужно поговорить с учителем, узнать как она диктует. Может быть тщательно проговаривает всё, что пишется не так как слышится - мОлОко. А может быть они прошли это слово как словарное. В любом случае не думаю, что учитель диктует "мач" вместо "мяч".

копировать

Ой, какая знакомая картинка :) Наш случай один в один. Ниже написала, что по мере обучения набивается рука и наметывается глаз до более менее приличных результатов.

копировать

Недавно соседская девочка-первоклассница показывала мне как она пишет. Как слышу так пишу, ошибка на ошибке. Моя подготовишка пишет так же. Читают обе давно и хорошо, разница по возрасту у них 2,5 месяца.
Я бы не поняла диктантов в первом классе, пошла бы интересоваться что это за продвинутая система обучения.

ЗЫ. Хотя у нас английскому так же учат. Первое! занятие, задание - напишите кого как зовут (микки-маус, минни....) на английском языке. Я офигела, честно говоря, от этой новой методы.

копировать

Обратите внимание на тип ошибок. Если это малако, в общем, пишет как слышит, так откуда ребенку знать, как пишется правильно? Этому учат чтение, учитель и родители дома.
А если ошибки потому что ребенок слышит неправильно, нарушение фонематического слуха, то это к логопеду. Кстати, можно просто обратиться к логопеду на предмет тестирования ребенка. Если по его части все ок, нужно заниматься.

копировать

Эх, как правило, все вместе бывает понамешано. И слышит неправильно, и не знает, как пишется правильно. В первом классе, действительно, знать-то особо неоткуда ребенку не семи пядей во лбу. Если ребенок логопедический, странно, что автор до школы проблем не видела. Какая-никакая подготовка даже в саду есть, в принципе, заметить не так сложно.
+1 Сейчас ИМХО, важно определить, неграмотность это или логопедия. Или 2 в 1.

копировать

Логопед и обязательное ежедневное чтение,хоть минут 10 в день пока,постепенно больше читать. Логопед в идеале дефектолог, конечно.. У ребёнка тупо дисграфия,что бы про незнание не говорили.. Списывает тексты как? Тоже ошибка на ошибке? Вообще,конечно,для диктантов рановато,мне кажется,после нового года мы их начинали писать,до только списывались тексты..

копировать

Ой-ой-ой, прямо-таки сразу логопед и дефектолог? :) Никакой "тупо дисграфии", конечно, нет. О ней до второго (даже середины второго) класса говорить неправомерно. Если только о т.н. функциональной дисграфии, при которой появляются ошибки обучения. Хороший учитель началки благополучно все это устраняет. Если нет - все может прекрасным образом перерасти в настоящую дисграфию.

копировать

Ежедневное чтение с увеличением времени или объёма для детей с проблемами убийственно. Слишком однозначный совет, на мой взгляд.
Дисграфию, конечно же, в начале 1-го класса не ставят.
Хотя отрицать не буду, что ещё до школы можно спрогнозировать, будут ли у ребёнка сложности с освоением навыками письма и\или чтения.

копировать

Сейчас вам тут насоветуют. :-) На 90% проблем у ребенка нет, если вы всё написали. Текст для диктанта в 1 классе странноват, мягко говоря. Учительница молодая? Или, наоборот, со статусом "сильная"?
1. Логопед нужен, если мач (мяч), Лона( Лёня) встречаются часто + если есть стабильный пропуск букв, недописывание букв, искажение ( вместо б - д, вместо ц - ч и т.п.)
2. Спросить, как диктует учитель. Должна по одному слову, произнося его по слогам, четко выделяя все трудные места. Если так и диктует, то или ребенок пишет не под диктовку, а как запомнил, обгоняя всех, или нужен логопед (но вряд ли, скорее - первый вариант).
3. Если у вас п.1 + вариант 2 п.2, то не к любому логопеду бежать, а искать того, кто работает с письменной речью. Идти с тетрадями, с кучей работ. Если логопед не просит тетради, к черту его.

копировать

Очень хорошо вы написали. Не соглашусь только по поводу обозначения мягкости согласных. Логопед (я, например), будет этим заниматься только в том случае, если эти ошибки сопряжены с неусвоением материала. Сейчас же, наиболее вероятно, ребенок не понял на самом начальном этапе механизм обозначения. Возможно, попал в класс уже неплохо читающих детей и основы чтения были пропущены.

копировать

А как быть с теми, кто механизм понял, прекрасно делает звуковой разбор, объясняет, какую букву написать после мягкого звука; читает хорошо, бегло и без ошибок, но на письме - мач, клон, лублу?

копировать

Если мы говорим о первоклассниках, то нарабатывать это умение писать гласные второго ряда в словах. С этим вполне в состоянии справиться и учитель, и родитель. Большинство детей на начальном этапе обучения делают эти ошибки. И далеко не всем из них нужна помощь именно логопеда.

копировать

Учитель же не может под всех подстроиться,темп разный. Тем более только 1 класс. Если я своему диктую( тоже первоклашка)в его темпе,то пишет очень хорошо,без ошибок.

копировать

По-вашему, вообще не писать диктанты в школе? Темп-то всегда разный, а учитель чего-то там не может. Теперь диктанты будем с мамой писать?
Есть методика проведения диктанта, ее необходимо соблюдать. Материал для диктанта тоже надо выбирать тщательно.
"Труд кормит и одевает" можно дать списать.
"Мама купила куклу" можно диктовать.

копировать

Так это не мне рассказывайте, а своему учителю.

копировать

Ну заглавные буквы и разделение слов - это одна проблема, а малако - другая, это словарное слово, его надо учить. Ребенок учил? Или диктант от балды был? То же и с гаварит: они прошли проверяемые гласные?

копировать

1 класс! Конечно, орфограмм у них еще не было. Максимум, жи/ши, ча/ща.

копировать

Тогда на что рассчитан диктант, если не проходили? Если только им диктуют так, как пишется, тогда да...

копировать

Автор, по поводу слияния слов скажу отдельно. Перед тем, как писать предложение (неважно, списывание или под диктовку), пусть ребенок повторяет все предложение целиком, называя по одному слову, загибая пальцы на каждое. Вывод: слов в предложении столько-то. Предлог - это тоже маленькое слово.

копировать

Хм... А только я не вижу ничего удивительного в том, что всего лишь в ноябре первого класса, когда они еще и буквы не все прошли, ребенок делает ошибки в словах? Дети учили конкретно эти слова? Если нет, то пока и говорить не о чем. Даже ребенок, к-ый много читает, в этом возрасте не запоминает написание слов Все это приходит только в процессе постоянной тренировки. Дети должны будут учить словарные слова, начнутся элементарные правила. Только потом можно говорить о дисграфии и т.п. Я, конечно, не очень помню, как писала моя дочь в 1 классе. Но ее рисунки с подписями и т.п. пестрят ошибками. Это не помешало ей прекрасно писать сейчас, в 13 лет))) С победами на олимпиадах и т.д.
Сын в 1 классе, тоже пишет с ошибками в незнакомых словах. А вот пройденные слова уже пишет правильно.

копировать

И я не вижу. Наши еще не все буквы прошли. Выделяют опасные места. Заглавные буквы,точки, пробелы между словами. Много списывают. Учитель диктует слоги и буквы,насколько я поняла.
Мой старший писал с ошибками. По мере изучения правил,словарных слов и орфограмм, ттт с русским проблем нет. 6 класс.

копировать

А какая у Вас программа у младшего? школа России?

копировать

Да.

копировать

Посмотрите сообщения выше. Увидите, что далеко не только вы :)

копировать

Да, прочитала повнимательнее)) А то я уж засомневалась, не зря ли я так спокойно к этому отношусь)))

копировать

У нас тоже диктант был сегодня, сразу после каникул то)) Мой товарищ, пропускает буквы :молоко-млоко, Максим-Мксим, клетка-клета и т.д.Три предложения-6 ошибок таких... Спросила.говорит учитель диктует по слогам...Это что? Невнимательность? причем дома писали слова поддиктовку сегодня, без ошибок все написал(

копировать

забыла сказать, мой тоже пропускает вот так буквы, причем даже когда переписывает!

копировать

А вот это как раз очень настраживает. Пропуск гласных - тревожный признак, свидетельствующий о несформированности звуко-буквенного анализа. Проблема, скорее, логопедическая. И с этим вопросом я бы рекомендовала обратиться к логопеду.

копировать

[-X Вы забыли написать, что такой признак тревожный при наличии вышеперечисленных автором проблем. Моя дочь в 1 классе при письме очень часто делала пропуск букв ( и гласных в том числе), при том, что и читала много и грамотность врожденная у нее. Была элементарная невнимательность.
з.ы. у Вас тоже гласная пропущена.:ups1

копировать

:-D Да, вы правы, пропустила :-D
Не написала, потому что один этот факт является достаточным для получения консультации логопеда. Все остальные ошибки, описанные автором, могут как усугублять картину, так и не нести никакой информативной нагрузки.

копировать

1. Аксёнова, Якубовская Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4) - всё, что нужно из пособий. Можно скачать в интернете.
2. Ребёнка не учили словарным словам и другим навыкам, при этом с него спрашивается их знание, то я категорически против такого подхода.
Если при этом ученик не является "впитывающей губкой" и саморазвивающимся чадом, то надо подойти и конкретно спрашивать у учителя, какие пособия для домашней работы она рекомендует.

копировать

Да не волнуйтесь Вы, это же только 1 класс. Детей с врожденной грамотностью 1 на много-много-много. С опытом писания диктантов, выполнения работы над ошибками рука набьется и запомнится написание. Я своей четверокласснице и то поражаюсь - слова, которые они используют на русском в упражнениях и диктантах, она пишет более менее правильно (но тоже есть ляпы), а вот незнакомые слова - песня, море ошибок. Летом попишите диктантики, отработайте орфограммы, которые они изучили, сейчас много пособий такого плана.

Ой, а топ-то старый, не заметила.

копировать

Автор, не знаю, поможет или нет, но мы трудности с диктантами преодолевали так. Слова учатся наизусть по буквам каждый день по нескольку раз проговариваются. Вы называете слово - ребенок произносит по буквам, как он будет его писать - т-р-у-д, м-я-ч. Постепенно слова выучиваются. Эо нам наша учительница посоветовала - ошибки практически исчезли.
Ну а правила на звонкие-глухие, твердые-мягкие, гласные такие. гласные сякие - это работа учителя пока. Она что у вас говорит, как она детей учит? Как вашему сыну помогает что советует? Пока это работа ее. Если учитель совсем никакая и работать с вашим сыном не хочет- тогда вам в самом деле к логопеду. Но он будет исполнять именно обязанности учителя началки - подумайте об этом как о перспективе - вам ведь в этом классе еще 3 года учиться.

копировать

В 1 классе сын писал только словарные слова в столбик. Посмотрела архивы. Думаю, больше автоматически она их учила на будущее. Поначалу почерк выводить, а заодно и запоминать слова. ИМХО. То есть они срециально не учили их, а как научились- писали осознанно. Каждый урок в конце урока на тонких разрезанных листочках-полосках по 5 слов. Вклеивала она в дневник. Уж много позже ученики стали выделять ударения и т.п. писали в основном молоко, город, огород, корова, шишка, чашка, огурец, молодец, ученик, учитель и т.п. Кстати, вспомнила, у них еще была тетрадка "по печатанию", там они писали буквы печатным машинным шрифтом, там тоже были словарные слова.
Простые диктанты стали писать со 2 класса.
Не знаю, что посоветовать автору, кроме чтения и практики. Что тут еще скажешь- поживете и будет видно.

копировать

Можно тут спрошу? Мой сын во втором классе. До сих пор не исправилась проблема с пропуском букв при письме. Это к логопеду? Или можно как-то своими силами с этим работать. Пропускает чаще гласные, но иногда и согласные. Например: помочали - пропустил Л, спсся - пропустил А. Иногда бывает прогресс и мне кажется проблема уходит, потом опять возвращается. С речью нет проблем, все буквы выговаривает.

копировать

Мы занимались как раз год во 2 классе. Все проблемы решились.