Подготовка к школе

копировать

До школы 1,5 года. Дочь не читает, не считает и т.п. Пытались учиться читать по букварю Жуковой- не хочет, не интересно ей. Сейчас вроде созрела для каких-то занятий дома, платную подготовку мы не потянем.
Я в растерянности, педагог из меня никакой, с чего начать? Есть ли готовые пособия, чтобы прям по одному уроку в день уже были прописаны занятия как и что делать?

копировать

Вернуться через полгода к букварю Жуковой.
Зачем изобретать велосипед?
Заниматься можно по чему угодно. Хоть по советскому букварю, хоть по газете правда.
Главное объяснить ребенку, что "не хочет, не интересно ей" она оставляет в детском садике и дальше начинается слово НАДО.
А дальше сама не заметит как втянется.
Для подготовки руки - раскрашивать и штриховать - это самое главное

копировать

"Главное объяснить ребенку, что "не хочет, не интересно ей" она оставляет в детском садике и дальше начинается слово НАДО."

Вот так и отбивается охота учиться.

копировать

Конечно есть и Вы наверняка уже про них слышали.
С тетрадями Петерсон сейчас сложилась не очень удобная ситуация. Если покупать Раз ступенька-Два ступенька для вашего возраста, то там в конце нет материала для построения каждого урока, а для родителя это очень полезный материал, позволяющий сделать занятие интересным. Такие пояснения есть в серии " Игралочка-ступенька к школе", но в рабочей тетради соответствующей вашему возрасту идет уже продолжение материала, который давался в предыдущих тетрадях, поэтому придется начинать с тетради на 4-5 лет.
Сначала эта:
http://www.labirint.ru/books/41753/
Потом эта:
http://www.labirint.ru/books/260764/
Потом эта:
http://www.labirint.ru/books/421051/

Прекрасно дополняет тетради Петерсон вся серия Шевелева Вашего возраста:
http://www.labirint.ru/search/%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%205-6%D0%BB%D0%B5%D1%82/

Пособия Ломоносовской школы тоже можно одновременно использовать, так как там дается счет по числовому лучу, закрепляется счет в прямом и обратном порядке, место числа на числовом луче:
http://www.labirint.ru/books/200724/

Для отработки состава числа придется использовать отдельное пособие, мне понравилось вот это, нам делают с него распечатки на подготовке к школе:
http://www.labirint.ru/books/429002

По развитию речи уже много лет не могу найти ничего стоящего, но как ориентир, что должен знать ребенок к семи годам использую вот это пособие:
http://www.labirint.ru/books/421906/

А учить читать все-таки желательно уже сейчас. Скорость чтения и тем более понимание прочитанного нарабатывается медленно, чем раньше начнете, тем будет лучше читать к школе. Большинство детей не хочет напрягаться и учиться читать, но родитель на то и есть, чтобы найти мотивацию (любую), главное чтобы ребенок каждый день читал по букварю, пусть совсем чуть-чуть,главное регулярно.

копировать

Спасибо большое!

копировать

Еще полгода не трогайте ребенка, занимайтесь только тем чем он сам захочет. Пусть задает вопросы, лепит, рисует, предлагайте ему логические игрушки и т.д. Шутя считайте яблоки, конфеты и т.п. А через полгода еще раз попробуйте.

копировать

В добавление к умным пособиям, которые вам посоветовали выше, очень сильно рекомендую:
-читать ей вслух не менее полчаса в день независимо от того, читает ли она вам
-как будут освоены звуки, буквы и слоги, играть в магнитную азбуку (кубики с буквами и тп). Мы играли на полу и на спички (мальчик) - кто больше и длиннее слов составит из общего набора букв- очень весело и полезно
-развивать речь речевыми играми.

копировать

А ребенку сколько лет?

копировать

5,8.

копировать

У меня сын пошёл в школу в 7.10, стать не умел, букв не знал. Считал конечно в пределах 10 (но только сложение-вычитание), просто считать умел до 100. К моменту проверки скорости чтения 15 сентября сын читал 32 слова... Единственное что, у него всегда была очень развита речь, когда на тестировании ему предложили составить рассказ по картинкам (их там было 4 штуки) ребёнок развернул речь минут на 15, с подробным описанием внешности и характеров героев:-) я к чему? Отложите не полгодика букварь, вполне вероятно, что по прошествии 6 месяцев ребёнок начнёт читать через неделю от начала занятий:-)

копировать

Есть отличная книжка!
"Как научить ребенка читать" авторы Ольга и Сергей Федины.
Попробуйте, нам помогло. Тоже не хотел читать вообще.
Но плюсуюсь к многим выше - не заставляйте!!! Это только отобьет желание вообще, а постарайтесь увлечь ))) Своим примером, в том числе.

копировать

+100, у нас тоже она больше пользы принесла, чем Жукова.

копировать

Спасибо! Интересная книжка. У меня в Лабиринте отложена подобная, очень мне она понравилась:
http://www.labirint.ru/books/438815/
А об этой я не знала.

копировать

Я тоже посоветую оставить на полгодика. раскрашивать пока карандашами (! не фломастерами, карандашами), штриховать, еще полезны графические диктанты (одну клетку влево...две вправо...) https://www.google.com/search?q=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjdkLbZ_tfJAhWCTSYKHQMLCfAQsAQIHA&biw=1600&bih=734#imgrc=0FjSK23jBmRo9M%3A
Посмотрите на ютубе занятия по кубикам зайцева. Может, вашей понравится? У вас есть время еще, не торопите события.
Купите книжку по развитию речи и подготовке к школе. С заданиями типа "найди лишнее: конь, коза, корова, курица." "Какой звук первый в слове КРОКОДИЛ? А какой последний?"И играйте с ней.Играйте в слова "огурец-цапля-яблоко..." и тыды.

копировать

То есть сейчас ребенку только 5, 5? Отстаньте от ребенка, тем более если вы никакой педагог. Мой сын начала читать только на подготовительных занятиях в школе. Я ему несколько раз предложила - давай учиться читать. Он категорически сказал - нет, я буду учиться в школе, а ты мне потом будешь помогать ! Ну и ок. Сейчас вот первый класс. Прекрасно читает, пишет, считает.

копировать

Отмечусь в теме. Нам тоже через 2 года в школу. Считаем до 15. И все.
Меня читать научила бабушка по газете Советская Россия. Мне было три года и я очень хотела читать.

копировать

Ключевая фраза "я очень хотела читать":-) Вы же не думаете, что ребёнок не читает в силу отсутствия Советской России:-)

копировать

Я начала учить старшего ребенка читать в 5 лет, но так, как была большая нагрузка от других занятий и обучение чтению шло не как по маслу, отложила обучение и возобновила в 6 ребенкиных лет. Ну конечно ребенок научился читать к школе, но скорость была низкая, понимание текста тоже страдало, особенно это было заметно при чтении заданий из учебников, сын не всегда понимал задание или условие задачи. Сейчас в его классе (6класс) часть детей до сих пор имеет проблемы с пониманием текста и это уже проблема. Мою племянницу тоже начали учить читать в 6 лет, как ни старались, ну не смогли они добиться желаемой скорости чтения к началу первого класса, так как этот навык требует времени. Поэтому я за то, чтобы начинать учить читать ребенка не позже 5-и лет, если конечно нет каких-то проблем, мешающих это сделать.

копировать

Не думаю, что понимание и скорость чтения зависит от того во сколько ребенок научился читать, скорее зрелость мозга имеет значение. И, кстати, психологи давно заметили, что ранее чтение часто механическое, без понимания.
Я хорошо помню момент когда я научилась читать, в 6,10 я сидя на ступеньках в подьезде сама перед школой училась читать. Вот в этом возрасте я прочитала первые слова. А через два месяца, попав в больницу я взахлеб читала многостраничные книги.
Старшая дочка научилась читать ближе к шести годам. В первый класс пошла в 6,8. Скорость чтения в первом классе была 120 слов в минуту. Вторую дочку научили читать в пять. Вот уже четвертый класс, а еще и ста слов нет. Младшего опять же не учили до шести лет. Он начал читать сразу еще не все буквы зная т.е.не было этапа соединения звуков в слоги, слогов в слова. Причем он понимает что читает. Читать мы его не учили, но вот развитием речи занимались, пересказами.. Может быть поэтому ему и легче.

копировать

Ну вот все дело именно в этих "проблемах, мешающих это сделать":) Медленный прогресс в скорости чтения и проблемы понимания прочитанного - это следствие речевых проблем, а не позднего старта. Более того, ребёнка речевыми проблемами вы рано не сможете научить читать, не получится. Ребёнка без логопроблем можно в шесть лет начать учить читать, и у него упомянутых проблем в школе не будет - он будет очень быстро наращивать скорость чтения. Ребёнка с логопедией можно в пять начать учить, но и в семь, и в восемь у него дела будут обстоять хуже, чем у не-логопедического ребёнка, начавшего обучение в шесть лет.

копировать

+1

копировать

У меня все трое сыновей с логопедическими проблемами. Старшего не стала учить в 5 лет, так как не хотелось видимо самой так напрягаться, поэтому отложила до 6-и лет. Скорость и понимание пришли с опытом, в нашем случае мы просто потеряли этот год опыта отложив обучение без веских на то оснований.Со средним сыном попробовала начать в 4 года, у него все получалось, но не были поставлены звуки, которые шли в начале букваря Жуковой. То есть он читает слоги с не поставленными звуками и пока я сама не повторю слово, не может понять что он прочитал. Как Жукова умудрилась назвать свой букварь логопедическим, я не знаю... Кстати, я с ним занимаюсь по тетради Колесниковой от А до Я (фонемный разбор) и вижу что ребенку очень нравится работать по этой тетради и что навык чтения ему очень помогает. То есть он не только слышит место звука, но представляет структуру слова, Он понимает как получается каждое слово, как звуки сливаются в слоги, как слоги складываются в слова. Одна логопед говорила мне, что детей с логопедическими проблемами по возможности надо учить читать как можно раньше, так как понимание структуры речи помогает им в преодолении их речевых проблем. Младшего буду пробовать научить читать раньше 4-х лет, если конечно на нашем пути не возникнет опять какое-то препятствие.
Короче я о чем собственно:) Логопедические диагнозы разные, не все представляют из себя препятствие к овладению навыком чтения. У моих детей ОНР, дизартрия.

копировать

Жукова у нас тоже не пошла.
У меня один с онр, один - без, но звуки ставили. И разница колоссальная. Старший, с онр, начал с логопедом в пять лет ставить звуки, где-то в 5.5-5.8 логопед начала внедрять грамоту в логопедические занятия. И весь год перед школой, это 6.2-6.10 она занималась с ним развитием речи вместе с грамотой и чтением, давая нам дз нарабатывать объёмы. Читали прилежно много, скорость не приходила, понимание тоже страдало, в школу пошёл читающим по слогам. Младший без ОНР- начали примерно в эти же сроки, но более лениво(расслаблено), так на него времени после старшего меньше значительно- в итоге с меньшими затратами по времени и усилиям он опередил старшего на год, те он перед школой читал примерно так, как старший читал в конце первого класса - и это все сравнительно мало напрягаясь. И потом все это продолжилось в школе. Это долгие часы прилежного чтения со старшим, у которого скорость все равно медленно росла и это ленивое почитывание с младшим, который демонстрировал хороший прогресс.
Усилия по обучению чтению логопедических детей, особенно если онр, -это просто труд в никуда по сравнению с обучением детей без речевых проблем. Их именно из этих соображений начинают учить позже, тк чтение очень связано с развитием речи: чем лучше развита речь -тем легче пойдёт чтение.

копировать

Отлично получиться и с логопроблемами научить читать. Я мама такого ребенка, который в 3 года знал все буквы, в 4 -понял разницу между буквой и звуком, и начал читать. Писать тоже научился печатными в 4 года. К 1-му классу, а ребенок пошел в школу в 7, 5 лет - скорость чтения была 80 слов в минуту. Далее скорость только нарастала, понимание не отставало. Да, с 4 до 7,3 лет ребенок занимался с логопедом - ОНР 2 степени, стертая дизартрия, грозила коррекционная школа, а не массовая. С логопедом занимался звуковкой, ставили звуки и исправляли замены, исправляли красная помидор или лошадят, исправляли бедность речи, занимались пересказами последний год перед школой. С 4 до 5 лет логопед был 2 раза в неделю индивидуально и 3 раза в группе - ходили в коррекционный центр, с 5 до 7,3 лет - 2 раза индивидуально логопед. Да, учился читать ребенок по логобукварю Косиновой, там же есть задания по профилактике дисграфии. Состав числа в пределах 10 ребенок знал еще до школы, математикой занимались много, по Петерсоновским игралочкам, но и развитие речи не отставало. Писать стал сразу без ошибок, но фонематический слух развивали до 1-го класса, ну и обращала я внимание - что говорим Масква, а пишем Москва и т.д.
Сейчас второй логоребенок подрастает - 5,5 лет, есть легкое ОНР, звуки все стоят - и такое бывает. Интерес к буквам проснулся лишь недавно, при моей активной стимуляции, читать не желает, пока учимся писать буквы, развиваем фонематический слух, учим стишки, разбиваем на слоги слова. Язык подвешен гораздо лучше чем у старшего, но страсть к познанию выражена гораздо меньше. Изучаем состав числа в пределах 5, занимаемся по Петерсон.

копировать

Ну у вас может и получилось, а в общем случае обычно это никак не отлично, не хорошо и даже не средне, а хуже.

копировать

Просто я по образованию педагог-дошкольник, т.е. воспитатель, и получив сложного логоребенка пребывала в шоке, а получив дальнейшее напутствие в коррекционную школу очень активно взялась своего логоребенка развивать и за уши тянуть. Такие дети нормально читают, если их учить по нормальным логобукварям, не по Жуковой, которая как раз для средних нормально говорящих детей. Плюс к этому давать множество заданий на дифференциацию звуков - чтобы избежать проблем в школе, учить писать печатными при параллельном обучении чтению, ну и разницу между буквой и звуком детке рассказывать. Как только начнет читать - читать каждый день обязательно, чтобы скорость чтения возрастала. Если не читать каждый день - мало у кого эта скорость вырастет:))

копировать

+1. Читать каждый день, пусть немного, если нет времени или ребенок устал. У меня тоже успешный опыт обучения чтению детей с ОНР. Пришла к выводу, что надо начинать учить сразу как только это станет возможным и не ждать когда ребенок сам захочет, такой момент у многих вообще не наступает. Развитие интеллекта помогает компенсировать существующие у ребенка проблемы.

копировать

Пожалуйста, дайте ссылки на нормальные логобуквари. И как развивать фонематический слух самим?

копировать

Вам на какой возраст нужен логопедический букварь?

Фонематический слух:
http://www.labirint.ru/books/40561/
http://www.labirint.ru/books/40566/
http://www.labirint.ru/books/40572/
http://www.labirint.ru/books/40562/

В инете посмотрите, игр по развитию фонематического слуха для совсем маленьких много.

копировать

Играйте в игру - на какой звук начинается слово - самое простое, это четкие слова, начинающиеся с согласных - типа мак, рак, рыба, лист и т.д. Не понимает - помогайте, довольно быстро сообразит, и будет называть первый звук. Потом играем "на какой звук слово заканчивается" - это уже труднее, поэтому выделяем последний звук в слове голосом, медленно проговариваем, если не слышит - просим проговорить слово несколько раз. Затем задачу усложняем - предлагаем послушать ряд слов, и если в слове попадается, допустим, звук М - просим при произнесении этого слова хлопнуть в ладоши. Ну и называем слова - от простых к сложным.
Если ребенок умеет писать печатными - то просим написать слово под вашу диктовку, отчетливо выделяя каждый звук голосом, прося ребенка повторять эти звуки. Вчера так с 5-летним писали слова - роза, мак, рыба, волк и прочие. Кстати, читать мой пятилетний пока не желает, но под диктовку с удовольствием пишет - так развиваем фонематический слух, запоминаем буквы их написание, соотносим букву со звуком и готовимся к чтению.

копировать

Вы заблуждаетесь.
Как всегда,анонимность, элементарные банальные советы, сработавшего у вас, и почему-то не пришедшие в голову остальным.

копировать

Все дети разные, логопедические проблемы и их степень тоже разные. У Вас не получилось это нормально, у других получилось это тоже нормально. Если уж никак не идет чтение можно активно заниматься математикой в широком смысле слова, развитием речи, окружающим миром.

копировать

Вот именно, что все дети разные, и основываясь на опыт по единственному ребёнку, нельзя говорить по всех, как это делает аноним выше. Я тоже могу привести такой пример. У меня тоже есть ребёнок, которому ставили звуки, и который ещё перед самой школой говорил "гетали"( детали), "гивник (дневник, это так вообще в школе было), "значем" (зачем- тоже в школе), путал "когда" и "тогда", то есть ОНР у него можно притянуть за уши легко. Так вот у него все супер, и всегда было супер, и обучение чтению шло легко и эффективно, и по предмету ничего кроме пятерки не было. Я не привожу, тк не считаю, что это логопроблемы. Логопроблемы - это несколько другой уровень, это когда действительно проблема.

копировать

Мы говорим о ОНР поставленном ЦМПК, а не ОНР поставленной мамой. Я лично полагаюсь на диагноз специалистов. Конечно ОНР 3 ст. и ОНР 2 ст. это не одно и тоже. Но тем не менее пробовать учить читать с любой степенью общего недоразвития речи никто не запрещает. Почему не попробовать, может у этого конкретного ребенка процесс пойдет. Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, и ребенок из-за собственного произношения не понимает то что он прочитал вслух, то мама может дублировать ему слова с этими звуками. Вероятно при прочтении не вслух, а про себя, у ребенка проблемы с пониманием не поставленных звуков не возникнет. Это я предполагаю, так как сама так не пробовала, но читала о таком опыте и он положительный. Короче я за то что надо пробовать, искать подходы. То есть я за то, что если можно научить ребенка читать не в 6 или 7 лет, а раньше, используя не традиционный подход, а альтернативные, то ИМХО, надо учить.

копировать

Вы говорите о том, что надо читать? Ну говорите сами с собой, пожалуйста. Я просто не об этом. Я о трудностях. Про то, что надо - это не со мной. Мы с логоребенком читали столько, что многим тут даже не снились такие объёмы.

копировать

Я говорю о том что надо пробовать начинать читать чем раньше тем лучше.

копировать

Ну вот с этим я не согласна совершенно. Даже в общем случае, с детьми без логопедии.
Боюсь, что мое мнение по этому вопросу врождённое и навсегда:)

копировать

А может и не врожденное:) Я тоже раньше была уверена, что с чтением спешить некуда, а пару лет назад изменила свое мнение.

копировать

Гм.. Вы тоже пишите о всех детях с логопроблемами, что у них трудности с обучением чтению, что скорость чтения у таких детей не возрастает и т.д., и что обучить их чтению - невозможно, пока логопроблемы не уйдут. А
У вашего ребенка - замена звука д на г, это ФФН, когда и тогда - недостаток фонематического слуха. У моего ребенка была стертая дизартрия, ОНР 2 степени, и ФФН. 3 года занятий с логопедом, занятия дома со мной - и вуаля, мальчеГ уже в 7-м классе языковой школы, обучается вполне успешно, не отличник, хорошист.

копировать

Я не говорила, что у всех. Имелось в виду, что обычно. А вот вы имели в виду, что типично у них проблем можно избежать. Уважаемая педагог, делать выводы, (которые ни один квалифицированный логопед не подтвердит, но это опустим), на основе единственного ребёнка - это профессионально?
Не надо мне говорить, что было у моего сына, я не все сказала. У него много чего было, и путал род, и предлоги. Диагнозы можно ставить только очно, вы это тоже должны знать, как профессионал. Что сейчас абсолютно точно можно сказать - это что его проблемы не сказались на чтении, да и по английскому у него тоже пятерки. И я лично( ну это уже от меня) логопроблемами это не считаю. Логопроблемы, настоящие, они как правило прорастают в последующее обучение.

копировать

Ну да, избежать вполне можно, развивая правильные сферы перед обучением чтению:) Я не логопед, и вы - не логопед. Но у меня чуть больше логопедических знаний, т.к. этот предмет преподается на отделениях педагогики в ВУЗах. Я предположила нарушения речи вашего ребенка по вашим примерам, вы как-то сильно обиделись... П-ськами, т.е. детскими диагнозами мерятся не будем - не комильфо это... Пятерками по английскому тоже:)), показатель не пятерка, а Всерос:)), мой пока на полуфинал не попал:), значит вовсе это и не пятерка.
Вы перед школой как-то с логопедом сотрудничали? Ребенок посещал логосад, коррекционные центры или занимался с логопедом-дефектологом? Официальный "диагноз ОНР" у него стоял? Если нет - о чем говорить тогда? А вот путаница с окончаниями и родам - да, ОНР это скорее всего.
А настоящие логопроблемы не прорастают в дальнейшем обучении, если они решены до школы/ в начальной школе с помощью логопеда-дефектолога, или посещения специальной речевой коррекционной школы. Дальше-то им прорастать и некуда - т.к. дисграфия вылезает к концу первого класса, когда активно писать начинают.

копировать

Да, сотрудничали с логопедом. На протяжении полутора-двух лет. Нет, диагноз не стоял. Да, ОНР скорее всего было- то, о чем я писала. Его можно было притянуть за уши. Но не притянули. Но написали ММД почему-то. Но реальных проблем не было. В аналогичной, судя по всему, ситуации вы предпочитаете формулировку "мы успешно решили все проблемы до школы исключительно нашими трудами", а я предпочитаю считать, что проблемы не было. Результат сравнимый. А вот что такое реальные логопроблемы, которые прорастают, я, в отличие от вас, хорошо знаю из личного опыта.
"Избежать вполне можно" - извините, бездоказательный бред. Извините за грубость.

копировать

А у моего 5-ки ОНР 2-3 степени, не стертая, а самая что ни наесть явная дизартрия. На данный момент почти полтора года занятий с логопедом и со мной. Ребенок не испытал никаких особенных трудностей связанных с обучением чтению, задания связанные с использованием фонематического слуха щелкает как орехи.

копировать

А Мадам Грицацуева другое пишет:)) Пока дети не избавятся от логопроблем, то и учить читать бесполезно:))

копировать

+1 еще один почти 6- летка с дизартрией, читает бегло, пишет под диктовку печатными буквами. мне кажется, это ему наоборот помогло понять, что замена одной буквы меняет весь смысл часто

копировать

Попробуйте Колесникову ЕВ. У нее есть тетради на 5-6 (с чего klexit начать) и 6-7 ( для подготовишек). По рабочим тетрадям сориентироваться легко, но есть и методички, где прописанно что и как говорить. Моей сейчас 5,9 с сентября два раза в неделю занимаемся. Идет нормально. Жукова и Ломоносовская школа на подхвате (+ еще много всего под настроение).

картинка не вставляется, могу выслать фотки рабочих тетрадей на электронку

копировать

Почему платную не потянете? У нас 1800 руб/мес (Подмосковье).

копировать

А в Москве - 3000 р в мини-группе из 6-10 человек, и 6,5 тыр в школе:))

копировать

Ого. У нас в 17 км от Москвы 1200 было в месяц. В школе.

копировать

Ни Зайцевы, ни Жукова у нас не пошли. Бешеный результат выдал настенный звуковой плакат со слогами (не с алфавитом, а именно со слогами). Подарили ребенку на пятилетие, через 2 недели читал по слогам.

копировать

да, у меня сынишка тоже зачитал через неделю на этих плакатах. первое слово собрал:"ПО-ПА"))) это, собстно, зайцев и есть. слоги как единица чтения вместо букв- это методика зайцева, просто вместо кубиков плакаты. они в наборе к кубикам идут.

копировать

Вот еще карточки для чтения для маленьких нехочух у нас на подготовке к школе педагог их использует:
http://www.labirint.ru/series/26989/

копировать

Еще есть в интернете онлайн игры для детей, помогающие освоить чтение.