Как научить пересказывать?

копировать

5 класс у нас. Беда-беда. По математике 5. По русскому 4, по английскому 4. По географии и истории начали залетать в дневник пары. Память хорошая, стихи учит быстро. А пересказать параграф не может. Мычит, экает, бэкает, теряет нить, не умеет лить воду. Скажет пару фраз и вроде как все, смысл передал, но за это больше 3 не ставят.
Стала сидеть с ним, заставлять пересказывать. Это ужас. По двадцать раз нужно разбирать.
Что делать, кроме того, что пересказывать вместе? Или заставлять читать?
Сразу скажу - практически не читает, ненавидит это занятие, из-под очень большой палки может почитать полчаса в день.

копировать

Изложения как пишет?

копировать

Средне. Если дома готовимся, то 5. Если в классе, то может и 5 и 4/3 получить. Но это уже скорее за грамотность. Сочинения пишет даже хорошо и с удовольствием. А вот все, что связано с пересказом чужого текста - полная ....

копировать

Узнаю себя в школьном возрасте! :-)
Автор, не падайте духом, я ниже свою историю написала. Добавлю, что я поступила на физфак и была одной из лучших студенток. И в аспирантуру поступила, и докторскую защитила, сейчас сама учебники пишу (для студентов, правда) :-) У вашего ребенка выраженное логическое мышление, скорее всего. Все хорошо будет.

копировать

так поздно уже... пересказу до школы учат.
Нечитающего в 10-11 лет уже очень сложно научить.

копировать

Слушайте, даже взрослые люди, страдающие косноязычием могут научиться излагать повествование и собственные мысли.
В Вы на ребенке уже крест ставите.

копировать

Вообще странно. У нас пересказы по этим предметам вообще у детей не спрашивают, так как по новому ФГОС дети должны не просто пересказывать, а больше анализировать, сопоставлять новый материал с изученным ранее по этому предмету и по другим тоже. Ну в крайнем случае ребенок должен хотя бы уметь ответить на вопрос о чем говорится в данном параграфе, а это уже не пересказ. Это умение объяснить суть параграфа своими словами. Нам так учителя и говорят, прошли те времена, когда можно было выйти, пересказать прочитанное и получить хорошую оценку.

копировать

У нас ФГОСовские учебники. По географии заставляет по очереди пересказывать параграф. Т.е. по цепочке. По истории вообще задают письменный пересказ параграфа делать. Тут у нас и провал.
А суть он как раз объясняет, но ОЧЕНЬ кратко.

копировать

Пусть заучивает основные понятия. В итории важно знать даты (у нашего историка рассказ не рассказ, если дат нет).
Ну, и пусть отвечает Вам на вопросы в конце параграфа. Гоняйте его пока не выдаст связный текст. Несколько раз помучается, потом сразу будет основательно готовиться.:-)

копировать

поэтому и не пересказывает, тут только читать, разбирать текст, выделять основные "маркеры"

копировать

через составление плана и выделение главной мысли - цитатой в каждом абзаце
потом от цитат перейти к своими словами

копировать

Это учебники такие! Если вы сами разберете этот текст, то окажется, что размазанный по странице параграф как раз укладывается в суть - одно-два предложения. И все. Это моя проблема была в школе :-), причем у меня еще и памяти не было, поэтому спасаться тупым пересказом ненесущих смысла предложений я не могла.

Ну что могу сказать, мучилась, по географии вообще чудом на 4 вытянула (только благодаря сплошным пятеркам по самым считающимися трудным предметам математике-физике-химии, учительниза не захотела портить своим предметом общую картину), а какая мука была обществоведение, о! Только годам к 18ти, т.е. уже даже не на первом курсе института у меня "доросла" видемо та часть мозга, которая отвечает за говорение без смысла :-), может набрался какой-то критический вес "разбавляющих" фраз и частей фраз, которым как из конструктора можно достроить любое предложение, разваблять крупинку смысла литром воды.
Что сказать: тренировка-тренировка-тренировка. И заучивание пересказов наизусть. Никак по-другому. Вслух много пересказывать, разговаривать побольше.

копировать

Ну вы даете...
Зачем учить бессмысленному занятию "лить воду"?

Учебники действительно не айс.
Навыки красноречия у детей тоже.

копировать

Затем, что одним смыслом не спасешься. Ни одного учителя не устроит изложенный в двух предложениях целый параграф. А там смысла больше и нету.

копировать

"А там смысла больше и нету. "

Да вы шо?
А зачем такие учебники толстые?

копировать

Это я вак как автор учебников (правда, для студентов) по секрету скажу :-) Потому что платят за объем, а не за смысл.

копировать

То есть, вы в школе не умели двух слов связать, а теперь зарабатываете на том, что пишете учебники с лишним текстом, потому что платят за объем, а не за смысл?

Однако)))

А по-существу, есть лекции по истории, например. Примерно 40-60 минут.
Слушаешь - и невозможно оторваться, и в каждом слове - смысл.
Просто надо уметь логически излагать, этому и надо ребенка учить, а не "лить воду"

копировать

Ну я не зарабатываю так в качестве единственного вида деятельности ;-), просто я востребованный ученый в своей области, и мои труды включают в некоторую учебную литературу.

Вы, мне кажется, не знакомы с этой проблемой изнутри, так сказать. Дело именно в "социально-приемлемом" разбавлении смысла разнообразной водой, уточнениями и введением дополнительных (не обязательных) фактов.
Поверьте, я дело говорю :-)

копировать

изнутри, конечно, не знакома. Я пользователь,так сказать этих самых учебников.

Но ведь и уточнения, и факты вводятся в текст не с целью увеличения его объема, а для более наглядного изложения и донесения смысла, факты для более яркого освещения и т.д., что в конечном итоге должно послужить более легкому усвоению материала, а не наоборот.

Это, есессно, как я для себя понимаю

копировать

Да, но не обладая хорошей паматью, запомнить эти "украшательства", не имеющие настоящего значeния, невозможно, а заменить на другие не позволяет не наработанный опыт.
Потом все эти клише и стандартные фразы накапливаются в нужном количестве в памяти, и их можно доставать и вставлять в свой текст очень оперативно. Большинство людей делает это свободно, не задумываясь, а другим вот приходится их по началу заучивать.
Многие дети, кстати, просто на хорошей памяти выезжают, даже если у них "говорилка" еще не развита.

копировать

Кстати, вы не правы в том, что я не умела двух слов связать. Очень не правы! За содержание сочинений я всегда получала высшие отметки (и выше мама ребенка пишет, что у него тоже хорошо с сочинениями), у меня были проблемы в пересказе пaрaграфов учебников по географии, истории и обществоведению.

копировать

То, что у вас ребенок может все в одну фразу уложить - это хорошо, если это фраза отражает суть всего текста.

Попробуйте ему набрасывать план пересказа:
- краткое изложение
- примеры (даты)
- выводы (собственное мнение)
По каждому пункту пусть придумает 2-3 предложения.
На первых порах можно записывать и учить.
Потом делать только устно.

PS А с учителями вы не выясняли, что они вообще-то требуют.

копировать

+1. отличные советы. (Только с учителями нет смысла говорить. И так понятно, что они требуют.)

копировать

не согласна...
с учителем обязательно надо пообщаться. У одного - творческий подход, у другого - исследовательский, у третьего - формальный.

надо понимать, как ребенку готовиться, чтобы и знания получить и оценку хорошую тоже. Иначе деть потеряет мотивацию всем этим заниматься, если его усилия в школе никто не оценит

копировать

Если бы там был подход любой иной кроме формального, пересказом бы по очереди не мучили детей. Выше рассказано, как именно проходят уроки.

копировать

Попробуйте такой метод: любой текст разбит на абзацы, в каждом абзаце заключена какая-то мысль. Ребенок должен прочитать абзац и письменно записать в одно предложение его основную мысль. Давайте текст из 20-22 абзацев, после выполнения получится список из 20 фраз, по которому он должен как по плану составить рассказ. Важно - тексты должны быть разной тематики по возрасту ребенка!

Еще помогает составление рассказа по картинкам.

копировать

Выше уже писали. Я своей советую по истории план-конспект параграфа составлять.

копировать

+100. Что интересно,когда я училась в школе ,наша историчка именно так советовала.) Сначала я делала это письменно, а потом привыкла в голове такой план составлять.) Кстати , при дальнейшей учебе в университете тоже так поступала

копировать

Спасибо за советы. У нас и смех и грех. Чукча не читатель, чукча - писатель:-) Сидит сейчас и уже час пишет рассказ. Вот пробило его. Почитать ничего не заставишь, а свое - ваяет.

копировать

Моя вчера вообще выдала что то вроде - "читаю, читаю книги, все не то. Видно самой придется шедевр создавать!"

копировать

Разбирайте параграф вместе с ним, составляйте план. Отвечайте на вопросы в конце параграфа. Сами задавайте вопросы по прочитанному.
Все наработается, не переживайте. :)

копировать

словарный запас, чтение вам в помощь..