Как научить пересказывать?
5 класс у нас. Беда-беда. По математике 5. По русскому 4, по английскому 4. По географии и истории начали залетать в дневник пары. Память хорошая, стихи учит быстро. А пересказать параграф не может. Мычит, экает, бэкает, теряет нить, не умеет лить воду. Скажет пару фраз и вроде как все, смысл передал, но за это больше 3 не ставят.
Стала сидеть с ним, заставлять пересказывать. Это ужас. По двадцать раз нужно разбирать.
Что делать, кроме того, что пересказывать вместе? Или заставлять читать?
Сразу скажу - практически не читает, ненавидит это занятие, из-под очень большой палки может почитать полчаса в день.
Средне. Если дома готовимся, то 5. Если в классе, то может и 5 и 4/3 получить. Но это уже скорее за грамотность. Сочинения пишет даже хорошо и с удовольствием. А вот все, что связано с пересказом чужого текста - полная ....
Узнаю себя в школьном возрасте! :-)
Автор, не падайте духом, я ниже свою историю написала. Добавлю, что я поступила на физфак и была одной из лучших студенток. И в аспирантуру поступила, и докторскую защитила, сейчас сама учебники пишу (для студентов, правда) :-) У вашего ребенка выраженное логическое мышление, скорее всего. Все хорошо будет.
так поздно уже... пересказу до школы учат.
Нечитающего в 10-11 лет уже очень сложно научить.
Слушайте, даже взрослые люди, страдающие косноязычием могут научиться излагать повествование и собственные мысли.
В Вы на ребенке уже крест ставите.
Вообще странно. У нас пересказы по этим предметам вообще у детей не спрашивают, так как по новому ФГОС дети должны не просто пересказывать, а больше анализировать, сопоставлять новый материал с изученным ранее по этому предмету и по другим тоже. Ну в крайнем случае ребенок должен хотя бы уметь ответить на вопрос о чем говорится в данном параграфе, а это уже не пересказ. Это умение объяснить суть параграфа своими словами. Нам так учителя и говорят, прошли те времена, когда можно было выйти, пересказать прочитанное и получить хорошую оценку.
Пусть заучивает основные понятия. В итории важно знать даты (у нашего историка рассказ не рассказ, если дат нет).
Ну, и пусть отвечает Вам на вопросы в конце параграфа. Гоняйте его пока не выдаст связный текст. Несколько раз помучается, потом сразу будет основательно готовиться.:-)
поэтому и не пересказывает, тут только читать, разбирать текст, выделять основные "маркеры"
через составление плана и выделение главной мысли - цитатой в каждом абзаце
потом от цитат перейти к своими словами
Это учебники такие! Если вы сами разберете этот текст, то окажется, что размазанный по странице параграф как раз укладывается в суть - одно-два предложения. И все. Это моя проблема была в школе :-), причем у меня еще и памяти не было, поэтому спасаться тупым пересказом ненесущих смысла предложений я не могла.
Ну что могу сказать, мучилась, по географии вообще чудом на 4 вытянула (только благодаря сплошным пятеркам по самым считающимися трудным предметам математике-физике-химии, учительниза не захотела портить своим предметом общую картину), а какая мука была обществоведение, о! Только годам к 18ти, т.е. уже даже не на первом курсе института у меня "доросла" видемо та часть мозга, которая отвечает за говорение без смысла :-), может набрался какой-то критический вес "разбавляющих" фраз и частей фраз, которым как из конструктора можно достроить любое предложение, разваблять крупинку смысла литром воды.
Что сказать: тренировка-тренировка-тренировка. И заучивание пересказов наизусть. Никак по-другому. Вслух много пересказывать, разговаривать побольше.
Ну вы даете...
Зачем учить бессмысленному занятию "лить воду"?
Учебники действительно не айс.
Навыки красноречия у детей тоже.
Затем, что одним смыслом не спасешься. Ни одного учителя не устроит изложенный в двух предложениях целый параграф. А там смысла больше и нету.
То есть, вы в школе не умели двух слов связать, а теперь зарабатываете на том, что пишете учебники с лишним текстом, потому что платят за объем, а не за смысл?
Однако)))
А по-существу, есть лекции по истории, например. Примерно 40-60 минут.
Слушаешь - и невозможно оторваться, и в каждом слове - смысл.
Просто надо уметь логически излагать, этому и надо ребенка учить, а не "лить воду"
Ну я не зарабатываю так в качестве единственного вида деятельности ;-), просто я востребованный ученый в своей области, и мои труды включают в некоторую учебную литературу.
Вы, мне кажется, не знакомы с этой проблемой изнутри, так сказать. Дело именно в "социально-приемлемом" разбавлении смысла разнообразной водой, уточнениями и введением дополнительных (не обязательных) фактов.
Поверьте, я дело говорю :-)
изнутри, конечно, не знакома. Я пользователь,так сказать этих самых учебников.
Но ведь и уточнения, и факты вводятся в текст не с целью увеличения его объема, а для более наглядного изложения и донесения смысла, факты для более яркого освещения и т.д., что в конечном итоге должно послужить более легкому усвоению материала, а не наоборот.
Это, есессно, как я для себя понимаю
Да, но не обладая хорошей паматью, запомнить эти "украшательства", не имеющие настоящего значeния, невозможно, а заменить на другие не позволяет не наработанный опыт.
Потом все эти клише и стандартные фразы накапливаются в нужном количестве в памяти, и их можно доставать и вставлять в свой текст очень оперативно. Большинство людей делает это свободно, не задумываясь, а другим вот приходится их по началу заучивать.
Многие дети, кстати, просто на хорошей памяти выезжают, даже если у них "говорилка" еще не развита.
Кстати, вы не правы в том, что я не умела двух слов связать. Очень не правы! За содержание сочинений я всегда получала высшие отметки (и выше мама ребенка пишет, что у него тоже хорошо с сочинениями), у меня были проблемы в пересказе пaрaграфов учебников по географии, истории и обществоведению.
То, что у вас ребенок может все в одну фразу уложить - это хорошо, если это фраза отражает суть всего текста.
Попробуйте ему набрасывать план пересказа:
- краткое изложение
- примеры (даты)
- выводы (собственное мнение)
По каждому пункту пусть придумает 2-3 предложения.
На первых порах можно записывать и учить.
Потом делать только устно.
PS А с учителями вы не выясняли, что они вообще-то требуют.
не согласна...
с учителем обязательно надо пообщаться. У одного - творческий подход, у другого - исследовательский, у третьего - формальный.
надо понимать, как ребенку готовиться, чтобы и знания получить и оценку хорошую тоже. Иначе деть потеряет мотивацию всем этим заниматься, если его усилия в школе никто не оценит
Если бы там был подход любой иной кроме формального, пересказом бы по очереди не мучили детей. Выше рассказано, как именно проходят уроки.
Попробуйте такой метод: любой текст разбит на абзацы, в каждом абзаце заключена какая-то мысль. Ребенок должен прочитать абзац и письменно записать в одно предложение его основную мысль. Давайте текст из 20-22 абзацев, после выполнения получится список из 20 фраз, по которому он должен как по плану составить рассказ. Важно - тексты должны быть разной тематики по возрасту ребенка!
Еще помогает составление рассказа по картинкам.
+100. Что интересно,когда я училась в школе ,наша историчка именно так советовала.) Сначала я делала это письменно, а потом привыкла в голове такой план составлять.) Кстати , при дальнейшей учебе в университете тоже так поступала
Спасибо за советы. У нас и смех и грех. Чукча не читатель, чукча - писатель:-) Сидит сейчас и уже час пишет рассказ. Вот пробило его. Почитать ничего не заставишь, а свое - ваяет.
Моя вчера вообще выдала что то вроде - "читаю, читаю книги, все не то. Видно самой придется шедевр создавать!"