Занятия с ребенком 3-4 лет

копировать

Добрый день! Девушки, подкиньте идей, пожалуйста.
У меня есть сын трех с половиной лет. Занимаемся с ним по Петерсон и Земцовой. В садик пока не ходит, ходит на развивалки исключительно для общения с детками.
Засела в декрет, хочу с ним позаниматься чуть поплотнее. Какие направления меня интересуют:
- развитие мелкой моторики
- творческие работы
- логопедия, развитие речи
С творческими работами и моторикой все понятно, и в интернете полно пособий, и в магазинах:)
А вот со звуками у меня затык. С одной стороны проблем особенных нет. Ребенок заговорил в три, словарный запас достаточно хороший, а звуки произносит не все. Запланировала логопеда после нового года приблизительно, но сейчас хотелось бы позаниматься с ним самой. Посоветуйте какие-нибудь пособия именно на отработку звуков. Пока не говорил, мы занимались по книге "Помогите ребенку заговорить" и использовали альбом по развитию речи (не помню автора, их два или три похожих, разных авторов, но смысл один). Поставить звуки я не смогу все равно, а вот какие-то игры звуковые и прочее? Книг нашла очень много, глаза разбегаются, но вот может быть есть что-то проверенное и хорошее на эту тему.
Ну и в целом, может что-то посоветуете для занятий нашего возраста? Скоро закончим Земцову, планирую купить несколько тетрадок ШСГ, еще у Колесниковой неплохие тетради..

копировать

Дочка 3,6 не выговаривала звук "Л". Я в ютубе посмотрела логопедические ролики о том ка ставить этот звук. Позанималась пару дней, потом вычитала, что раньше 5 лет даже не стоит пытаться и забросила это дело. Вчера слышу - ребенок четко так мягкую "Л" выговаривает! В общем рекомендую. Лепки, рисования, конструкторов хватит для развития мелкой моторики. В лото и домино играете? Моей очень понравилось Хит последних недель - раскрашивание деревянных фигурок на новогоднюю тему. Потом украшаем их наклейками, пайетками и тд.

копировать

У нас так же было с речью! Сколько я не билась, ребенок не говорил. И видимо дозрел и заговорил вот просто за один день:) Дети они такие:)
В домино пока не играем, в лото да. А какие конструкторы вы собираете?
Фигурки - хорошая идея! Спасибо!

копировать

У нас только лего. Еще дочка уважает пазлы и кубики с картинками (складывать). Любит нанизывать бусы.

копировать

Офф: а не подскажете, где заготовки деревянные покупаете?

копировать

В магазине "шаг к 5" цена от 36 руб до 400 (фигура собаки на колесиках высотой 15 см).

копировать

Мне со старшей рекомендовали все звуки поставить до 5ти лет, л и р поставили в 4,5 за три занятия. Мне кажется до пяти все проще поставить, если нет выраженных проблем.

копировать

Просто оставьте звуки в покое, не трогайте. По лексическим тетрадям занимайтесь, по грамматическим для вашего возраста (В Лабиринте есть), а на звуки забейте пока. Я бы на Вашем месте логопеда не брала бы после НГ, слишком мало времени до лета. А летом логопеды любят отдыхать, кто месяц, кто 2 месяца, а кто и три:) Поэтому летом обычно программа такая: "Как бы не потерять летом то, что наработано за год". И запланировала бы начать занятия с логопедом на сентябрь. Какие-то звуки до сентября могут стать у ребенка сами.

копировать

Да? Я с логопедом не знаю, как поступить. Мои подруги воспитатели и учителя начальных классов (просто у меня пед. образование в прошлом, поэтому и круг такой) говорят, что пока не надо с логопедом вообще заниматься. Но ребенка они не видели, все с моих слов. Воспитатель развивалок очень рекомендует. Тормозит меня только то, что она рекомендует логопеда этих именно развивалок. Боюсь, что начнется выкачка денег. По нормам звукопроизношения вроде есть пара отставаний. Поэтому решила поискать независимого логопеда и пока позаниматься самостоятельно. Но боюсь навредить, если честно. Спасибо за совет!

копировать

Если Вы начнете заниматься после НГ, то ребенку не навредите конечно, учитывайте только, что занятия эти, довольно нудные для детей, несмотря на то, что многие логопеды пытаются облекать их в максимально возможную привлекательную форму. Но ИМХО это мало помогает:)
Сейчас объясню, что я имела ввиду. Если бы Вы мне сказали, что будете бесплатно заниматься с логопедом в районном ЦП МПС это одна история. Неизвестно сколько в Вашем возрасте уйдет на постановку отсутствующих звуков, но раз бесплатно и если ребенок будет нормально реагировать на эти занятия, то можно попробовать позаниматься. Но если речь идет о платном логопеде, то Вы должны быть готовы долго платить логопеду:) Так как никто не знает сколько времени займет у Вашего ребенка весь этот процесс. Но однозначно, чем старше ребенок, тем, как правило, быстрее двигается постановка и автоматизация звуков, поэтому к платному, я бы точно раньше 4-х лет не обращалась. .

копировать

Совершенно верно. Если речь идет исключительно о постановке и автоматизации звуков, то до 4.5 - 5 лет далеко не всегда имеет смысл начинать заниматься, даже с бесплатным.
Однако, к сожалению, в последнее время невероятно большое количество детей с комплексными проблемами. И я бы все-таки рекомендовала автору отвести ребенка к логопеду для консультации.

копировать

Скажите, пожалуйста, а почему педагог рекомендует заниматься с логопедом? Чем аргументирует? Возможно, дело не только в звуках? Может быть, педагог видит больше, чем просто нарушение звукопроизношения?
Я б на вашем месте обратилась за консультацией к независимому логопеду. Не с тех же развивалок, если на то пошло. Хотя вообще это нормально, что рекомендуют того специалиста, в результатах работы которого уверены. Пусть он и работает в том же заведении :)

копировать

Так получилось, что я сама задала вопрос воспитателю. Она сказала, что рекомендует всем обращаться к логопеду и как можно раньше, дабы избежать проблем в дальнейшем (типа уздечки). Думаю, все же обратиться за консультацией. Может быть, даже к паре логопедов, чтобы увидеть более объективную картину.
Из моих наблюдений: когда ребенок наконец заговорил, он начал шепелявить (язычок класть между зубами), но не постоянно. Вместо [ш] - [с], хотя тоже иногда проскальзывает правильное произношение. Но редко-редко. Говорит в целом довольно понятно, но я все равно не понимаю, норма ли это. Немного напрягает история с уздечкой. Были у стоматолога в год - про уздечку сказали, что вроде все хорошо. Но осмотр был настолько стремителен:) после стоматологи ничего не говорили, но мы обращались исключительно по зубам. Может ли ситуация с уздечкой с возрастом меняться в худшую сторону, я не знаю.

копировать

Ну с уздечкой-то точно хуже не станет :) Я понимаю еще, может растянуться, но чтобы она вдруг сжалась, стала короче или толще - это из области фантастики.
А дальше на ваше усмотрение. Но вообще респект вашему воспитателю. Она права: чем раньше увидят проблему, если она есть, тем лучше.

копировать

Межзубное произношение это дизартрия.

копировать

Кто ж вам такое сказал? :)

копировать

Межзубный "с" это не дизартрия? Это мне сказали 3разных логопеда, мнению которых я вполне доверяю.

копировать

Они могли сказать, что у вашего ребенка дизартрия, вот видите, и свистящие межзубные при ней. Но они не могли сказать, что у вашего ребенка межзубные свистящие, ПОЭТОМУ у него дизартрия.
Разницу понимаете? При дизартрии часто бывают межзубные. Но наличие межзубных звуков не является дифференциальным и достаточным признаком для определения дизартрии.

копировать

Имхо 3.5-4 года ещё не возраст для занятий по тетрадкам и книжкам, это возраст для игр, импровизации, творчества. Мелкая моторика развивается на основе крупной, а не отдельно, поэтому крупную надо развивать - подвижные игры, мяч, конструкторы и тп. Специально мелкую развивать в тетрадках я бы вообще лет до 6 не стала, достаточно поделок, мозаики и других игровых мелких занятий. По поводу речи гуглите артикуляционную гимнастику в игровой форме, есть разные, например, гимнастика-игра "Толстые внуки". Артикуляционные упражнения создают базу для освоения звуков. Но вся артикуляционная гимнастика, даже в игровой форме, она довольно нудная, детям обычно не нравится её делать.

копировать

За крупную у нас отвечает папа. Я сейчас в ожидании второго ребенка, не очень подвижна. Мне немного удобнее по тетрадям заниматься. Но стараюсь, конечно, разнообразить это дело. Хорошая мысль про мелкую моторику и занятия по тетрадям. Ребенку моему не нравятся как раз именно эти занятия. Стараюсь не настаивать, но расстраиваюсь, конечно:)) Вы правы, усилим мозаики и прочее.
Про артикуляционную гимнастику поняла, спасибо!

копировать

Младшей 3,8, начала читать. Складывает слоги, короткие слова. + раз ступенька, два ступенька по возрасту, ну и всякие игры-танцы, конечно. Всем занимаются в садике.
По логопедии есть недочеты, л и р не выговаривает, но вроде не критично для этого возраста.
Еще играем какие слова на какую букву начинаются, в 3,5 уматывала меня этой игрой.
Можно рисовать картинки и буквы, на какие эти картинки начинаются, чтобы ребенок сам проводил дорожку от картинки к первой букве. Шарик - Ш, машинка - М и тд.
Но у меня самой терпения не хватает, я только на сад рассчитываю :)

копировать

Я бы пока не занималась мелкой моторикой по тетрадкам. А то в 3-4 года с радостью делают, в 5-6 вроде пока не против, а как в школу идти в 7 лет - уже до чертиков надоедает, а тут-то как раз настигает НАДО!!! Вся мелкая моторика - в быту (пуговки пусть сама застегивает, одевается-раздевается, кукол наряжает, пирожки с мамой печет и т.д.) и в творческих занятиях (та же лепка, лепка с аппликацией, аппликация и т.д.).
Вот творчество - это куда более подходит по возрасту. И тут залог успеха - чтоб маме нравилось, тогда и ребенок потянется и будет с удовольствием участвовать. Моя трехлетка с наибольшим удовольствием сейчас делает пластилиновые аппликации, украшает их блестками, крупой. Любит и рисовать - да я не люблю потом убирать :). А вот клеить только вдвоем - сама еще не соображает.
Для логопедии - стихи учить (только не логопедические - они обычно неинтересные и нехудожественные, а Барто-Маршака-Берестова или классику о природе), песенки петь, играть в игры на развитие речи (делить по группам: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь...; мамы-папы и детеныши; больше-меньше, выше-ниже, сначала-потом; составлять рассказы по картинкам). Звуки в большинстве сами встанут у здорового ребенка, а что вдруг не встанет - через пару лет с логопедом.
Моя дочка сейчас (3,2г) полюбила буквы учить - сама просит ей писать их, спрашивает если в книге крупную находит. Любит придумывать слова на букву заданную.

копировать

В таком возрасте звуки еще рано ставить.
А из упражнений - нам говорили цокать как лошадка. Для л и р.
Не цок-цок, а языком к верхнему небу и цокать.

копировать

лучше на логику упор делайте, в 3,5 - еще очень рано вплотную логопедией заниматься.
тем более будите на мелкую моторику упражнения делать, что то лепить или аппликации - можно параллельно пощелкать или губы в трубочку, ну что то самое приметивное из артикуляционной гимнастики поделать.

у меня ребенку 5,5 только сейчас стал "Л" говорить и то иногда западает, про "Р" вообще пока молчу. Занимаемся последние пол года очень плотно и сами дома и + еще 2 логопеда (один в саду, другая в центре развития) и хорошая динамика пошла именно когда два логопеда с разных сторон подключились, а то речь уже шла о подрезании подязыковой уздечки.