Сочинения, отзывы и т.д - как научить?
Всем доброго дня! Реб.учится в 4-м классе, на дом стали задавать небол.сочинения, отзывы, но в школе не учат как писать. У ребенка или стопор -не знает что писать, или ужас-ужасный :( Как научить хоть немного, пожалуйста, посоветуйте.
Вы сами писали сочинения и отзывы в школе? Ну вспомните себя, что ли. Мне кажется, что это так прозрачно. Можно план составить, к примеру, чтобы было проще.
А какие варианты, если сами не знаете, как научить? Или нанимать репетитора, который знает методику, как научить, или надиктовывать свой текст, а ребенку предложить добавлять по паре предложений к Вашему абзацу, чтоб хоть "руку набивал". У меня второй способ в целом работает + в 6-м классе в очередной раз сменился учитель, ребенку и на уроках удается что-то почерпнуть.
Попробуйте так. Пусть ребёнок говорит всё что думает о произведении на диктофон. Потом выписать все предложения и из них сформировать текст
Я делала так - меняю немножко тему сочинения. И вслух говорю как написала бы я в 4-ом классе.
Ребенок как губка впитывает стиль, манеру повествования и копируя меня уже пишет на свою тему.
Обязательно черновик.
Я убираю повторы, кривые фразы и пр.
Иногда просто сама читаю в слух голосом давая понять, где фигня получилась.
у нас была похожая проблема, я даже топ создавала тут. Сама пробовала заниматься, но трудно было. В итоге, взяли человека с одного раскрученного сайта. Очень довольны соотношением цена-качество. Занимаемся по скайпу. Сыну нравится. Педагог из Саратова. Занимаемся два месяца. Есть результат.
Я методикой не обладаю, конечно и не педагог совсем.
Но своего ребенка пытаюсь учить следующим образом.
- проговариваем тему (о чем будет писать, что надо сказать/доказать
- пишем план из 4-5 пунктов:
- на каждый пункт придумываем (или я придумываю) "опорные слова по теме" или вводные фразы.
Далее ребенок пишет текст.
Читаем, проверяем раскрыли-ли тему (доказали ли то, что требовалось доказать по теме или свою мысль)
Проверяем логичность изложения, грамматические и стилистические ошибки.
Как-то так
Ага... мы так по Муме сочинение пытались подготовить. Даже подробнее, чем вы описали. В лучшем дочкином варианте из всего. что она пыталась изобразить аж 9 часов (!!!!!) были в итоге вот такие шедевры http://squirry.livejournal.com/799778.html
При всех наших подпорках все же не надо забывать, что оеи все- таки учатся.
И неплохой 9-ти часовой труд у нее получился.
Мой в 7 классе принципиально пишет соч не более 10 предложений. Типа, а че тут развозить?
Ну вы же не видели итога, чтобы труд оценить, я там только особо впечатлившие места привела :) И что грустно - не похоже чтобы таки их учили... Смотрю по тенденции за полгода. Видела сочинения тех, кому пятерки поставили - мрак... просто ставит тройбаны учительница и даже толком не объясняет, как было надо, чтобы стало нормально - "так не пишут" - вот что из этого ребенок поймет? Зато как позитивный пример приводится сентенция "Образ Татьяны вызывает в читателе нежность".
То, что не учат, это да..
У нас очень хорошая педагог по словесности, в этом году много уделяет внимания сочинениям.
плакаю....
однажды Герасим у реки заметил щенка, который никак не может вылезти из воды. Он взял несчастную собачку, положил за пазуху и отнес домой. Дал ей поесть и продолжил ухаживать за ней. Позже Герасим ее утопил."
(я рыдала, правда!!!!!!)
Сначала мы проговариваем сочинение вслух. Потом ребенок идет писать, прибегая ко мне после каждой фразы и я опять все это проговариваю. Часа через 4 мое терпение заканчивается и я диктую все, что он не успел дописать.
Был у нас вариант, когда я формулировала вопросы по темы, на которые он отвечал, а потом он пытался соединить в сочинение эти ответы. Тоже фигня получалась.
При том что лично мне в школе достаточно было посмотреть на тему и придумать первую фразу, а дальше сочинение писалось само.
Как я делала. Беру любую книгу, в ней картинку. И прошу ребенка рассказать о картинке. Задаю вопросы, какая погода/время года/время суток и тп.
Потом стали писать, а не рассказывать. Хорошо учится получается на картинам Васнецова детям.
Нужно больше читать и !!!!! Пересказывать. Вводить экскурсии обзорные с гидом.
Методики и пособия это все от лукавого...
Фигня. Мой читает тоннами, пересказывает практически наизусть, да и вообще - поговорить любит, мастер спорта по выносу мозга. Но если на дом задали написать сочинение - жизнь останавливается, вся семья в депрессии :-7
Я в четвертом тоже озадачилась, но учителя среднего звена отговорили от репетиторов. Сказали, что научат в пятом. В пятом научили. Причем с глубоким анализом. В четвертом - это были д-з. Интернет помог
Не знаю... попробую научить делать так как делала я-берешь несколько готовых рецензий и своими словами компануешь что-то свое... я в свое время так из разных предисловие сочинения писала...и кстати в моем окружении две знакомые тоже пишут сами сочинения... ну не верю я что ребенок может написать хорошее сочинение сам...
Никогда не пользовалась вашим способом и детям своим не рекомендую. Неужели собственных мыслей вообще нет, чтобы чужие списывать? сразу хорошее конечно не напишет, но, если будет делать это сам, то наберется опыта и проблема найдет решение. Да и к тому же, ваш способ еще сработает на домашнем сочинении, а что ребенок будет делать на классном? Попросит в учителя парочку рецензий?
ха, а я тоже так писала бОльшую часть сочинений в школе. Не поверите - очччень развивает, и в школе потом сочинения пишутся так же легко. Все оценочные фразы критиков однотипны, подставляешь нужное название и фио автора - и только в путь!
А вы не считаете, что есть люди и из не мало, которые не могут писать сочинения?! Вообще-то писатель-это призвание и профессия и заставлять всех поголовно писать сочинения-это идиотизм! За границей такого нет! Краткое эссе-максимум!
вот, кстати, да! Эссе моему тоже задают, они идут гораздо легче, чем классические сочинения. Не у всех есть талант к написательству.
Между написанием сочинения и уровнем писателя такая же пропасть, как между уроком физкультуры и спортсменом, уроком рисования и художником и т.д.
но научить ребенка написать сочинение на приемлемом уровне можно. Причем не только эссе, а именно то где требуется богатство речи, красота слога. Если этому не учить, дети это и понимать не будут.
Интересно..:) вы не учитель? Я считаю, что рисование -должно быть на уровне факультатива, физра-на уровне -занятий в удовольствие -для здоровья, но ни в коем случае-никаких норм гто и про сочинения я уже ответила-это должен быть талант. Я в свое время перечитала все книги в библиотеке, у соседей.. но писать сочинения не умею.
Если нет никаких критериев оценивания занятий, то занятия превращаются в бессмысленное убийство времени. С какой скоростью нужно бежать для здоровья? или лучше вообще не бежать, силы экономить?
Что нужно рисовать на рисовании? перспективу со светотенью или малякать на полях?
Нет оценки, нет критериев, начинается бардак. Если не учить, а позволить всем заниматься в свое удовольствие, проще вообще убрать эти предметы из программы.
А если все же заниматься, то нужны какие-то критерии.. и в спорте тоже. Нет, не ГТО. Они все же продвинутого уровня. Но если 50% детей при занятиях физрой 2 раза в неделю и нормальной комплекции бегут 60 метров за столько-то секунд, то вполне нормально сделать это нормативом на 4 балла..
Про конкретное обучение. Я уверена, что вас тоже можно научить писать нормальные сочинения на 4-5.. Школьные оценки принципиально выстроены на уровне возможностей обычных людей, а не талантливых единиц. Нет, бывают какие-то особенные случаи, когда ребенок не способен... например он никогда не пробежит 60 метров даже на трояк в силу каких-то физических проблем. Или никогда не будет писать правильно в силу дисграфии... или не сможет рисовать красками потому что видит мир черно-белым... но если говорить об обычном среднем человеке, то все возможно. Есть ремесло, которому можно научить. А есть уровень, требующий способностей и талантов. В школе преподают ремесло. И если вас не научили, значит просто не нашлось нормального преподавателя, который умеет учить "делай раз, делай два, делай три".. большинство ремесел вполне поддаются обучению.
Мне в школе везло на хороших учителей. Например наша учительница пения ставила с классом двухголосое пение, с которым мы выигрывали на каких-то районных или московских конкурсах. Обычный класс детей с обычным голосом и обычным слухом. Уроки 1 раз в неделю, как у всех в расписании. Но у нее, кажется, дипломная работа была на эту тему. И она свои идеи продвигала в жизнь. Поэтому у нее получилось нас научить, и это было красиво. Хотя это считается продвинутый уровень.
Наша учительница рисования была убеждена, что любого человека можно научить рисовать карандашом, и давала нам задания со светотенью. И мы рисовали.. Моя чашка с блюдцем в карандаше вообще была одной из лучших в классе, на уровне наших художников.. Получается что и правда можно?
А если посмотрите мой профиль, то и в красках до определенного уровня научить человека можно. Он не станет Рембрантом или Мане.. Но на его картины можно будет смотреть с удовольствием..
Моя мама в свои 70 ударилась в рисование... ее картины у подруг нарасхват :) Дома на стене галерея уже висит... Человек никогда в жизни ничего круче палки-огуречика не рисовал.
вот, специально выложила:
http://m.eva.ru/jh4f
Получается что и на этом уровне - тоже может ЛЮБОЙ... Надо лишь хотеть и найти того, кто умеет учить.
С сочинением та же тема.. Просто большинство не хотят или не умеют учить, а другие не слишком хотят учиться.. Мне нужно было научить ребенка сочинениям к экзаменам, я его отправила на Трамплин. Там умеют учить. Также умеют учить филологи. А школьные учителя... если серьезно, я тоже не помню, чтобы меня когда либо этому учили, хотя у меня всюду были очень сильные русички/литераторши. Но одна была помешана на правилах русского языка и любила Пушкина. Поэтому русский мы знали, Пушкина знали :) А сочинения писали как умели.
А вторая предпочитала творческое начало... умение понимать, а не писать. Одно мое сочинение на тему было вообще в форме дерева... то есть я там свои мысли схемами изобразила. Она приняла..
В общем, меня тоже никто и никогда не учил писать сочинения серьезно. Так, где-то проскакивало... я помню что в соседних предложениях не должно повторяться одно и то же слово. Что не должно быть больше скольки-то повторов слова на одном листе.. Что для красоты слов надо добавлять прилагательные... ну и что должна быть структура, потому что я без нее все равно не мыслю. И смысловые куски надо разбивать на абзацы. Эти нехитрые правила позволяют писать вполне приличные сочинения..
Эссе - тоже надо научиться писать. Это не текст "ниочем"
Даже если нет литературного таланта, чисто технически можно научиться излагать мысли по теме.
Ну а уже если читать много, то тем более
ну потомучто нет навыка излагать мысли на листе бумаги.
Молоть языком есессно легче (хотя и это некоторые не умеют)
Именно эти навыки и развивает написание сочинений.
Это же базовые принципы, которые потом где угодно пригодятся.
От написания объяснительных до дипломов и не побоюсь этого слова диссеров...)))
увы, сейчас предисловия пошли... не те :-7
мало там подходящего текста ;)
да и не всегда они есть, на бумаге экономят
а для чего нужно хорошее сочинение? цель ведь научить ребенка писать... пусть напишет плохо, но сам. потом разберете ошибки, предложите один-два способа улучшить это сочинение... следующий раз он один из них применит. Напомните про второй, расскажете про третий... и так понемногу, главное не вываливать на ребенка сразу кучу информации об идеальном сочинении. он все равно не справится, только испугается. а так, по чуть-чуть...
Раз не сможет написать сам - то и оценку получит соответствующую, и это справедливо. А так получается - папа у Васи силен в математике... Есть, есть такие родители. Выпускные и контрольные тоже придете вместе с деткой писать?
ну я своему ребенку (пацану в 13 лет) стараюсь объяснить, что в жизни очень много зависит от того, умеешь ли ты правильно выразить свою мысль.
Для этого и нужны сочинения
Для умения правильно выражать мысли нужны презентации, диспуты и т.д.
А сочинение это приобщение к искусству... творчество, фантазия, красота слога.. Если языком Толстого начать выступать на публике, единицы заслушаются, остальные уснут..
Сочинение это способ выражения эмоций и чувств.. Навык полезный, но не жизненно необходимый. Живут же в других странах без сочинений - "эссе написал и хватит"..
ну в наше время не было ЭССЕ, были сочинения.
Для меня разница не очень большая, хотя я ее понимаю.
Пусть учат писать эссе - но не учат же...
Когда писали сочинения в начальной школе, то выписывали так называемые "опорные слова". Вернее, учитель их сама давала. В основном были сочинения по картинам. Рассматриваем картину детально, оцениваем, какое настроение она создает и говорим, почему она нам нравится или нет.
В средней школе (с 5-го класса) пошли сочинения по лит. произведениям. Дети подробно разбирают то или иное произведение в классе, записывают в тетрадь результаты этого разбора под диктовку учителя. Рассматривают произведение с разных сторон: образы героев, проблематика, взаимоотношения героев и т.д. При этом все самое важное записывается в тетрадь.
Сочинение пишется с опорой на этот разбор, приводятся цитаты из текста. Также смотрим, что писали критики.
Не соглашусь, что не стоит смотреть, что написали другие люди, проанализировавшие то или иное произведение. Стоит, потому что из их анализа можно почерпнуть идеи, которые самому в голову не приходили, а потом развить или, напротив, не согласиться с такой точкой зрения. То есть не переписывать, конечно, а просто взять идею. Иногда попадаются просто интересные выражения (емкие или красочные), почему бы ими не воспользоваться.
Вспоминаю себя в школе. Сочинение - это было самое ужасное, что могло встретиться в школе. До сих пор не умею писать( Папа с мамой красиво писали, сестра тоже, брату мама помогала - он выучился красиво писать, сейчас работает редактором. Одна я до сих пор не умею..мало читаю, как мне кажется. Надо классиков читать - из книг и запоминается построение переходов, предложений.
А я не понимаю, что сложного в написании сочинения. Своему ребенку еще в первом классе объяснила, что писать нужно, как будто другу о чем то подробно рассказываешь. И стараться не употреблять одни и те же слова в соседних предложениях. Все - проблем нет. А те, кто писать сочинение не умеют, получается и рассказывать не умеют и мысли свои формулировать.
Так вы тоже не умеете писать сочинения. Просто алгоритм используете, но такие сочинения все равно тоска.
Может и не умею, но почему-то в школе и при поступлении в институт пятерки были. Наверное, преподаватели, чтобы не умереть с тоски, их ставили.
Ну вообще-то не рассказывать о чем-то (это, извините, изложение)., а рассуждать.
Вообще есть критерии по написанию, от этого и плясать надо
Причем тут изложение? Например, сочинение на тему "Как я провел лето" - это изложение? Вот сочинения на тему какого-нибудь "героя нашего времени" чаще всего действительно большинство школьников пишут как изложение, просто передирая чужие мысли из учебника. Так как мало у кого свои мысли есть, а если и есть, то мало кто рискует их обнародовать. Я лично никаких критериев никогда не знала, но сочинения писала по отзывам всех окружающих очень хорошо. Этому, по-моему, невозможно научить - не дано, так не дано. Можно посоветовать только больше читать.
Научить (как и научиться) при желании можно всему.
У кого есть природные данные - то сядет и напишет, у кого нет, но знает как потратит больше времени , но напишут оба...
Больше читать - да, но можно читать Паустовского, а можно комиксы.
Важно что и как читаешь...
Меня мама учила брать за основу рецензии. Я ходила в библиотеку, брала несколько изданий одного и того же произведения, плюс дома обширная библиотека. Читала рецензии (предисловия, послесловия), конспектировала. Обычно 3-5 рецензий. Затем составляла план.
Введение
Основные события, герои, их характеристика, проблемы и пути разрешения (несколько глав)
Заключение (выводы)
Наловчилась и даже получала удовольствие от написания. Главное, обозначить четко проблему и раскрыть мысль. Все.
Класса с 5-го мои сочинения зачитывались, отправлялись на конкурсы, даже были победы:)
На работе этот навык пригодился, ибо виртуозно писала нормативные документы, письма и различные обращения.
При этом изящно и емко излагать свои мысли устно у меня так легко не получается.