Научить решать задачи, как?
Дочь в 3м классе. Проблема с решением задач, которые чуть сложнее совсем элементарного уровня. Как научить решать? Учебник у нее - Гейдман. Совсем простенькие - решает. Чуть сложнее - затык.
Сидим вместе, говорю - рисуй. Иногда доходит. Но каждый раз снова и снова затык. И опять не рисует (упрямая очень).
Опять принесла 3 по контрольной. Все верно, но не решена задача.
Пусть рисует. Через не-хочу, не-могу и не-буду... Мой быстро сообразил, как рисовать отрезками, отрезки не рисунки - проще идут. Но страдает так, будто я его заставляю камни в гору таскать... И научите краткой записи задачи, они этого тоже не умеют.
Потому что в школе не рисуют и не пишут условия. Вот они и не умеют и не считают это нужным. А цифры считать учат до тошноты, поэтому полкласса в итоге задачи решает путем сложения, вычитания, деления и умножения чисел, встреченных в задаче в случайном порядке. И как только результат примерно похож на то, о чем пишут в задаче - считают это решением... А как только цифр становится больше трех или попадается лишняя - все, темный лес для детей.
Краткой записи их учат. Но по краткой записи она не понимает.
По рисунку проблески появляются.
Но может какие-то еще способы подскажут, помимо рисунка.
Надо научить понимать условия. Пусть проигрывает их. Счетные палочки- отличное средство, жаль, что их современные педахоги анафеме предали.
Прям читаем:"Вася с Машей собрали 39 грибов" складываем в корзинку 39 палочек. И тыды. Чтоб она понимала ПРЯМОЕ значение слов "отнять", "меньше на", "Это меньше на" и т.д.
Дальше, например, у нее туго идут задачи с формулировкой "Это меньше на..."
Найдите в инете 20 таких задач. И пусть решает. Решила- приз. Хороший приз, ценный. Мой менял такой лист задач на утро субботы с компом.
Такие простые она понимает.
Проблемы в чуть более сложном уровне.
Вот например - в одном доме 22 этажа, в другом - 16. Кол-во квартир на одном этаже в этих домах - одинаково. В 1м доме на 24 квартиры больше. Сколько квартир в каждом доме?
Вот на задачах подобного типа каждый раз затык. Мы их уже прорешали целую кучу. И все равно. Рисует, с наводящими вопросами делает сама. Через 4 часа уже не решит.
Количеством брать? Решать, решать и решать?
решать решать решать. можно попробовать развить это умение- решать, но нужно свободное время. берете сборник нестандартных задач ДЛЯ 1 КЛАССА и решаете. естессно, ей будет легко. не перескакивайте, решайте. постепенно доберетесь до сложных задач, но у нее уже будет сформированный навык решения простых. у гейдмана есть олимпиадный сборник, но он не разбит по уровням сложности, поищите что- нибудь именно "от простого к сложному".
не все дети умеют решать такие задачи. и даже не все научаются. ничего, другим возьмут.
Проблема только одна. Натаскавшись на задачу без понимания, они потом будут по этому же алгоритму пытаться решать следующую типовую задачу (реальная ситуация в классе сына, где никто не заморачивался объяснениями, учили по алгоритму и все). К середине 4го класса ситуация стала катастрофической. Им было все равно - скорость у поездов, дома с этажами, ящики с яблоками, просто тупо наугад делили и отнимали одно от другого, иногда попадая в ответ... И искренне не понимали, почему неправильно.
ВАшу крамольную мысль всецело поддерживает Гейдман. У него задачи не объясняются, а именно дается схема, а к ней алгоритм, который потом многократно отрабатывается. :)
Так это годами проверенная практика. Кумон так же работает. И Моро так же примерно построен учебник. Умные и так поймут, у них само-собой получается. А дураки "попой" сто задач решат и что-то тоже поймут.
Автор, все задачи типовые, на самом деле. Некоторые - просто другого типа:)
Да, решить определённое количество задач этого типа- про этажи в домах, сливы в корзинах, марки в альбомах. Вы это уже сделали, как я понимаю. Иногда бывает, что один какой-то тип не идёт. Тогда не надо решать ещё сто штук, как я пыталась сделать) Если после пяти-шести типовых задач ребёнок через 2 дня опять не понимает, как их решать, лучше ИМХО отложить их на некоторое время. Вернуться через неделю, через месяц. Оно дозревает.