Есть ли смысл учить английский до школы?

копировать

Если с первого класса все равно будет английский платный.

копировать

по опыту моих знакомых -смысл есть. ребенок более успешен в английском.

копировать

Считаю что нет, если речь не идет о погружении в среду или поддержании языка дома.
Все обучение у детей дошкольного возраста идет в игровой форме, чтобы детям было весело. Это практически ни о чем на выходе, но тратятся деньги и время.
Этот же уровень в режиме нормального школьного обучения за партой достигается за месяц.
Я за сильное обучение языку в начальной школе. Возможно - вне школы.

копировать

Спасибо за мнение. Не буду тогда морочить ребенка и себя сейчас. Нам до школы год.

копировать

Сын в 1 классе пошел на курсы, до этого те же песенки слушали дома, Дашу смотрели, канал Бейби-тв, до курсов знал алфавит, все цвета, животных, мебель и прочие элементарные слова, до школьников все равно ничему путному не учат.

копировать

ну а нас тоже - песенки, мультики, цвета, животные. Это я сама могу организовать, это ребенок знает.
А вот произношение - нет, тут я не помогу никак. Как и с грамматикой.

копировать

Грамматикой никто не будет с дошкольником заниматься, а произношение, можно купить диски например со сказками или у нас был диск как раз для изучения языка дошкольниками, вполне нормальное там произношение.
У меня ребенок в ЕF ходил, видела я там как с дошкольниками занимаются, на мой взгляд выброс денег, половина все равно ничего не слушают, своими делами занимаются, толк может быть только в том случае если ребенку самому интересно, и то за такие деньги я бы водить не стала,

копировать

Почему никто не будет ханиматься грамматикой? Это как Вы запрос сформулируете. На групповых занятиях мало где будут, хотя если это будет минигруппа и опять же с особым запросом от родителей, то начнут грамматику. Если это индивидуальные занятия, то тут Вы как родитель можете что угодно просить.
У меня дошкольница и читала на 2 языках кроме русского со своими преподами и грамматику разбирала по УМК.
Я бы начала язык до школы. Тем более сейчас столько структурированных онлайн ресурсов и ряд из них в отличной игровой форме, что более чем доступно дошкольникам... можно в это время спокойно ребенка с языком познакомить без школьной обязаловки/материалов/подхода.

копировать

грамматика требует базовых понятий, которые проходят лет в 7-8 в школе..

копировать

Как же дети родной язык осваивают в совсем раннем возрасте? Для правильного употребления языка (что суть есть грамматика) не всегда важны научные термины, которые и начинают постепенно вводиться в школьные годы.

копировать

А не кинете ссылочку на понравившиеся онлайн курсы для дошкольников?
Заранее спасибо.

копировать

Readingeggs.co.uk например.
Мультсериал Gogo как раз начинает знакомить с разными шаблонами и примитивной грамматикой.
На грамматические упражнения по самым разным темам тут недавно ссылкой делились -из дома скопирую позже.

копировать

Вообще не вижу смысла. То, что дошкольник будет изучать год, второклассник освоит за месяц. Просто выкачивание денег.

копировать

Нам год до школы. в первом классе англ есть платно, со второго обязательно. Я думала начать с 1-го класса. Зовут сейчас, до школы изучать. Сама я ребенку не помогу особо и языковую среду не обеспечу. Счет, цвета, животные ( на слух) - это да, дома освоили.

копировать

У нас в школе всем настойчиво предлагают в 1 классе ходить на платные уроки, потому что по программе второй класс начинается с учебника 2 года. И те, кто не знает алфавит и базовые вещи, оказываются в отстающих. Но школьные занятия и стоят не слишком дорого, водить никуда не надо, сразу пятым уроком стоят. Ну и все-таки там первый класс, то есть уже сколь-нибудь регулярные занятия, с домашкой..

копировать

Если в 1 классе будет, то особо не вижу смысла. Я своему брала в 1 классе, именно потому, что во 2 довольно резво начинают по программе нестись, а на отработку времени не хватает. Поэтому в 1 классе научили читать (всеми типами чтения), буквы/звуки/транскрипцию выучили, ну и произношение поставили.

копировать

А что такое "всеми типами чтения"? Какие типы бывают?

копировать

Тоже интересно стало про "типы чтения".

копировать

Наверно имелось в виду про открытые и зыкрытые гласные.

копировать

Видимо, просто не слышала никогда, чтобы так называли правила чтения, резанула слух такая формулировка.

копировать

Сын в итоге в Станкевича поступил, это там так назвали различные варианты прочтения буквосочетаний. Сорри, если непонятно объяснила

копировать

1 класс будет платно для желающих, 2 класс обязательно для всех. Я думаю отдавать с 1-го класса.
думала есть ли смысл за год до школы. Погружения, конечно, не будет.
Спасибо за ответы.

копировать

НЕТ

копировать

Смотря какой смысл вы хотите найти. Если в итоге лучше знать язык - то нет такого смысла, всерьез язык все равно учится в более старшем возрасте и другими способами. А для общего развития ребенка - почему нет, если ребенок не против и возможности позволяют?

копировать

Есть такие курсы, где все обучение на английском, дети очень быстро начинают понимать(!) на слух речь. Если у вас есть возможность погружения в среду - то, конечно, стоит! Если это просто заучивание каких-то песенок и слов - пустая трата денег

копировать

По опыту старшего ребенка поняла, что выброс денег . Младший знает все цвета, счет, животных, игрушки , немного тему семьи .Знает как сказать и спросить кто это или что это,сколько время и ответить сколько ( без минут, пока только часы) спросить имена, знает я, ты,он, она, они, мы и это, частично правильно глагол Be использует ( пока не всегда правильно, но с я и ты стабильно использует am и are) . Может попросить на англ. воды, сказать что хочет есть ( повелительные предложения самые простые ) Это я с ним сама просто чуть позанималась и ЭТО больше , чем старшая знала после года посещения дошкольного англ за который на тот момент платили по 3500 руб в месяц, и занимались 9 мес,т.е. это 31500 в деньгах примерно А на младшего истрачена сумма стоимости детской книги по англ , примерно 500 руб.

копировать

Повелительное наклонение, чтобы что-то попросить?? :scared2

копировать

там даже не наклонения, а повелительные предложения! Ну что вы хотите за 500 рублей))))

копировать

Повелительные предложения Imperative sentenses - Что я не так сказала?И в русс. языке они присутствуют если что. Пример-ДАЙ МНЕ ВОДЫ. ДАЙ мне карандаш. Подойди и возьми это.
А как вы хотите чтобы ребенок 6 лет начал говорить ,если он не в среде ? Наверно прям сразу с крутой грамматикой и со сложно подчиненными предложениями? Если, что я 12 времен знаю основных, пассив понимаю чуть по другому не заучивая их как времена . Так что вы не волнуйтесь за то, что я что то не то даю дитенку.
Конечно начинать с детьми надо с самого простого. А этот вид предложений является самым простым. Дальше идет глагол TO BE который мы с ним сейчас и изучаем. По ходу дела учатся слова -сущ, прил, местоимения. И все ребенок усваивает .
Мой ребенок ставит в тупик второклашек , так как те не могут даже ответить на вопрос какого цвет мячик! Сколько время и из какого города они . С ходу они это не могут говорить, а мой может! Мы все это проверяли с ребенком на площадке. У нас на спорте только 1 девочка кое как что то реально в этом возрасте говорит. Но при этом куча детей , которые посещают курсы. Мне есть с чем сравнивать.
Я с ребенком занимаюсь ежедневно всего по несколько минут, но каждый день! Кто знает -тот понимает, что это намного лучше, чем пару раз в неделю в толпе разных детей.

копировать

Не используется Imperative для выражения просьбы в английском.
А как вы хотите чтобы ребенок 6 лет начал говорить ,если он не в среде ?- Грамотно, с самого начала, чтобы потом не переучивать.Без разницы в среде или нет.

копировать

Учите как хотите. Грамотно , не грамотно. Я пока вижу, что мой ребенок может говорить, тогда как типа грамотные говорить не могут, т.к. их если что дергают за рукав сразу -АААА ТАК ЖЕ говорить нельзя !!!! Беда будет, потоп всемирный наверно начнется :)

копировать

?В повелительных предложениях используется повелительное наклонение, так что суть одна. Обычно в просьбах Imperative не употребляется, это крайне невежливо, и если в пособии предлагается именно такая конструкция, то его стоит поменять.

копировать

Обычно это когда ? На курсах во дворе :) Посмотрите фильмы на английском, там куча таких предложений используется . Вы думаете все англоговорящие идиоты и говорят трудными конструкциями? Разговорная речь на самом деле значительно проще, чем вам кажется. Многие времена не используются в речи, либо используются крайне редко. В основном в книгах. Конечно знать их надо, но стоит ли начинать с этого ?
Просить чтобы получилось вежливо в обычной речи достаточно добавить ПОЖАЛУЙСТА :) И если вы не заметили я не говорю, что реб. говорит все такой конструкцией! Он нормально задает вопросы ЧТО ЭТО? КТО ЭТО? КАКОГО ЦВЕТА? СКОЛЬКО ВРЕМЯ? ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ? И ОТКУДА ТЫ? Вы это все пропустили и читаете не внимательно!Еще раз пишу :
Читайте внимательней, пожалуйста!
Обратите внимание на эту конструкцию, ПОЖАЛУЙСТА!
Я Вас сейчас прошу и побуждаю :) Просто чуть вникнете в то, что я пишу и возможно вам станет ясно о чем я .

копировать

копировать

Ну, вы тоже попытайтесь вникнуть в то, что я вам пишу. В жизни, в раговорной речи, если угодно, просьбы в приказном порядке не употребляются, потому что это грубо.Не достаточно добавить "пожалуйста". Просьба в приказном порядке даже с "пожалуйста" все равно остается таковой.
Просто когда вы объясняете, нужно делать на этом акцент и предложить более приемлемый вариант.

офф Вы зря злитесь, ничего личного. Учить меня тоже не стоит.

копировать

Так я не злюсь , я вообще добрая. Что мне злиться ? Каждому свое. Кто то вон по 10 лет с репетиторами, для меня это за гранью понимания честно. Кто вот так как своими силами. Скорее всего и ребенок того человека придет к результату говорения на англ и мой ребенок к этому придет. Тут кому что. Просто Вы стали прям так писать с усмешкой типа хах дура , сама учит черти чему. А мы вот такие умные, мы по другому.
Да, Я вижу такой вариант , т.к. это легко воспринимается ребенком. И строится у нас пока будет так.
Подойди и возьми это.
Я подхожу и беру это ( просто, обычно, часто)
Я подойду и возьму это ( сейчас)
Я взял это (уже)
Я делаю это (в течении) часа.
По мне так проще объяснить дитю , кгнечно все будет более развернуто ( это что бы не цеплялись ко мне с тем что я опять в чем то не права и да, будет прош. и будущ. А вот Если я начну его грузить фразами -А теперь используем настоящее совершенное и т.д . боюсь это не интересно ребенку 6 лет :)
А как там у вас :) честно фиолетово.
Я писала автору, что в 6 лет идти на курсы англ -не стоит. И это мое сформированное мнение, на основании своего собственного опыта со старшим реб. и на основании того, что я вижу вокруг себя.
Знаете , что меня всегда поражает когда начинают говорить, что учите сразу умно. Дети замыкаются , им сложно понять почему только так. Тут у нас тоже пример был . Моему реб. нравится говорить на англ и на площадках он пристает к детям. Так вот как то задал он мальчику вопрос как у того дела, тот подумав все же вспомнил, что надо сказать что ОН есть хорошо прекрасно :) и спросил моего как у моего дела, мой ответил Как никогда хорошо. Мальчик смотрел на моего как на инопланетянина и в итоге сказал-ТЫ ГОВОРИШЬ НЕПРАВИЛЬНО, надо отвечать I am fine . По мне так все -занавес,т.к. детям вбивают что ни шага влево, ни шага вправо не должно быть. Язык он живой , он разный. Да, надо правильно учить я же не спорю . Но спорить со мной что такой вид предложений нельзя использовать бессмысленно,т.к. я это слышала много раз в мультах и фильмах.

копировать

Где вы это - Просто Вы стали прям так писать с усмешкой типа хах дура , сама учит черти чему. А мы вот такие умные, мы по другому.- усмотрели???
Чтобы объяснить ребенку разницу между вежливой формой и приказной, совершенно не нужно углубляться в дебри грамматики,это не сложно и не заумно. В мультфильмах и фильмах чего только нет, в жизни просьбы оказываются гораздо более удобоваримы в вежливой форме. За просьбу-требование к учителю в школе ( англоязычной) ребенку как минимум сделают выговор, как максимум - накажут( оставят после школы). Можете не верить, конечно.
Что касается вашего примера с мальчиком. Детей учат аутентичным, типичным, устойчивым выражениям, просто пока уровень низкий, их набор невелик. Разнообразие приходит со временем, имхо, это совсем не главное для ребенка, когда он только начинает учить.

копировать

Ну, собственно я не учитель, поэтомусын мне может сказать :"мам дай мне воды, пожалуйста". И первые слова которые все мы слышали на уроках англ в свое время были : встаньте , пожалуйста и сядьте, пожалуйста. Если бы вы внимательно читали, то увидели , что ситуацию когда так говорить я не описывала, вы сами додумали о том, что я научу ребенка у всех все просить в такой форме. Я уже устала говорить , что такая форма предложений существует и что ею можно выразить просьбу и все! Остальное вы все додумываете сами зачем то.
Добавлю с первого ресурса интернета .
Использование глаголов в повелительном наклонении

give orders / commands приказание, команда
give directions / instructions указание направления движения, инструкции
make requests (+ "please") просьбы
give advice / suggestions дать совет, предложение
give warnings предупреждение
invite someone приглашение

копировать

Спасибо, мне не нужны копии с ваших ресурсов.
Слова, которые мы все слышали на уроке - это не просьба, это употребление императива в случае, когда существуют иерерхические взаимоотношения между людьми, то же самое - в армии, когда отдается приказ.Использование императива в неформальных ситуациях - это грамматические дебри, потому что если язык не родной, трудно определить ту грань, которая отделяет вежливую просьбу от требования. Тем более детям и на начальном этапе обучения. Они потом просто не видят разницы к кому и как обращаться и запросто могут использовать повелительное наклонение, когда оно неуместно.

копировать

Я как то не сомневаюсь , что и в русс. языке и в англ.я смогу донести до реб когда говорить неформально можно , а когда нет :-)Ладно хорошей ночи, спасибо за диалог.

копировать

Удачи.

копировать

Читайте внимательней , пожалуйста!

Это как раз и есть вид повелительного предложения :)
Именно таким предложением я прошу и побуждаю ВАС быть внимательней!

копировать

Если вас устраивает качество преподавания языка в школе, то нет, не имеет смысла.

копировать

Ну если только с носителем болтать.

копировать

Очень много смысла. Если есть возможность, надо стараться знакомить ребенка с языком как можно раньше - занятия а группе, песенки, мультфильмы, игры, ну и в идеале занятия с родителями в игровой форме.
При грамотной организации процесса плюсы существенны, а недостатков немного.

копировать

и в чем существенные плюсы?))))

копировать

А зачем????

копировать

зависит от ребенка. Старший в 3г.говорил, его учили, пошел в спецшколу, без блата прошел тесты в 1класс. У младшего были логопед.проблемы и мы его не учили. Наняли репетитора в началке и все ок!

копировать

Конечно есть смысл, особенно если дальше планируете языковую школу.

копировать

я отдала дочку в детский центр на английский с 5.5. лет .
потом стала общаться с мамочками, оказалось ,что многие водят уже вторых детей в этот центр,потому что на первых детях опробирован. И результаты очень хорошие. Кстати, и платим недорого.2800 в месяц. 2 раза в неделю по 45 минут. (Москва, Чертаново). За 9 мес занятий словарный запас из англ.слов примерно 100-150 точно надо посмотреть по распечаткам. И мне главное интерес у ребенка к английскому. На занятия идет как на праздник. Это дорогого стоит.

копировать

Мой первоклашка на платные школьные идет как на праздник. Оценок не ставят, за любое знание хвалят.. 150 слов наверное выучил. Только при нармальном режиме 150 слов это месяц учебы. Тем более такие как мама, папа, мяч

копировать

на рекламу смахивает

копировать

Конечно есть, надо использовать по максимуму возможности детского мозга.
Но есть ряд условий для успеха: ребенку должно быть интересно, только игровая форма, только устно. Никаких грамматических правил на данном этапе, правил чтения и пр.ерунды, максимум алфавит.
В идеале заниматься в маленькой группе с носителем или преподавателем, реально владеющим коммуникативной методикой (таких, к сожалению, очень очень мало).
И сейчас так много великолепных аутентичных пособий для детского возраста (которые, кстати, не только развивают языковые навыки, но и память, внимание, и пр.), что просто грех ими не воспользоваться.

копировать

А пособия не подскажете?

копировать

1. Мультфильмы Peppa Pig (на 2-4 года), Muzzy in Gonzoland (4-6 лет + продолжение), Little Princess и Ben and Holly's Little Kingdom. Все в свободном доступе в сети. Британских английский.
2. Учебники. Линеек очень много. Главное выбрать, что-нибудь одно и успокоиться. Например English World. Не хуже и не лучше других.
3. Огромное количество каналов на ютюбе. Здесь тоже самое важное выбрать несколько и успокоиться)) Выбор огромный. По моему опыту отлично работает Maple Leaf Learning и Dream English - нужный уровень энергетики, все темы покрыты, эстетическая часть меня устраивает. Но это все на любителя. Поначалу слушаем преимущественно песенки, потом добавляем маленькие диалоги, flashcards.
4. Приложения для планшетов. Толковых много. Абсолютные бриллианты - (1) Picaro English (не задаром, но свои деньги отрабатывает по полной), (2) самые простые интерактивные книги от Dr. Seuss (ABC, Foot Book, Hop on pop и далее понарастающей). Это самое крутое.
Отдельно можно посмотреть приложения и игры от British Council и от Cambridge English. На сайте Cambridge English можно совершенно бесплатно скачать в pff пособия для подготовки к YLT.
5. Программы по обучению чтению берем те, по которым своих детей учат в англоязычных странах: нашим подходят. Из бумажных пособий - абсолютный хит на все времена Oxford reading tree.

копировать

Спасибо! Отличный список! скопировала и сохранила себе , будем работать :)

копировать

Рада, если пригодится! Удачи в учении ;-)

копировать

Спасибище!! Да, сохраняю тоже ваш список)

копировать

Всегда испытываю огромную благорность к тем людям, которые делятся информацией! Спасибо вам, добрый человек!
Есть вопросик: про Picaro узнала чуть раньше из ЖЖ тоже доброй девушки. Бесплатные юниты мы прошли, а как приобрести платные - так и не поняла. Искала информацию, поняла так, что не продают они отдельно игру, это целая наработка, как в EF, если ты там не учишься, то получить доступ к он-лайн играм не возможно. Так и тут, платишь за обучение и приобретаешь книги, учителя и он-лайн игры.
Я не правильно поняла? Подскажите, пожалуйста!

копировать

На здоровье ) Помогать приятно!
Игру отдельно еще как продают. Точнее продают годовой доступ. За 59 фунтов в год вы получаете неограниченный доступ к игре (можно заходить с ПК, можно скачать приложение для планшета, можно все вместе), доступ к LMS для родителей (он, естественно, на учителей рассчитан) - там можно мониторить результаты ребенка, управлять доступом и проч., видео и аудио файлы, разные раздаточные материалы, плакаты и прочие приятные мелочи, в том числе красочные сертификаты о прохождении уровня для детей (моих очень радовали).
Продажа продукта отдельным людям явно не в приоритете Kaplan'a. Поэтому самое сложное, как это не смешно, получить от них счет на эти самые 59 фунтов. После этого все просто - оплачиваете и вас сразу регистрируют. У меня даже не ждали пока деньги дойдут: как только оплатила в онлайн банкинге, отправила им скрин экрана - тут же подключили.
В восторге от Picaro полнейшем - поэтому всем активно рекомендую и увлеченно рассказываю ))))

копировать

Спасибо огромное еще раз!

копировать

Любой современный курс изд-в Oxford, Cambridge.
Самый известный для дошкольников, и на мой взгляд очень удачный, Playway, еще First Explorers, Super Safari. Для начальной школы Super Minds вне конкуренции, песни очень приятные (сама хожу распеваю с ребенком).
На ютуб очень много занимательных видео, можно подобрать к каждой изучаемой теме, н/р Super Simple Songs.

копировать

А почему без чтения и без грамматики? Конечно, при условии уверенного чтения на русском...
Некоторым детям необходимо визуальное подкрепление того, что они слышат. У меня дочь такая, например.
Кроме того, почему бы спокойно не отработать то же чтение с reading eggs или starfall вместо гонки по учебнику в школе?

копировать

Согласна, некоторым детям можно и попробовать начинать читать, если есть интерес.
Мне, правда, такие не встречались. В раннем возрасте обучение иностранному происходит наподобие родного: сначала "впитывать информацию", слова должны быть раз 150 услышаны, потом столько же сказаны, и только потом можно переходить к визуальному подкреплению. По моему опыту такой способ совершенно ненапряжный для детей, но приносит очень хороший результат.
В дальнейшем, имея такую обширную устную базу, дети с легкостью воспринимают любой текст, даже из самого занудного и корявого школьного учебника.

копировать

Это смотря какой он - ранний возраст.
У нас преподаватели использовали все виды памяти. Новые слова отрабатывались и в песенках, и в играх, и в рисунках с подписями - обе умели просто шикарно рисовать, поэтому после занятий у нас оставались целые тематические картины.
По поводу же восприятия только на слух - может, для английского это работает, но в том же французском, где очень много коротких слов, которые звучат одинаково, а вот пишутся по-разному, а так же много слияний, которые изменяют звучание одного и того же слова в разном окружении, визуальное подкрепление ИМХО должно быть как можно раньше, чтобы ребенок соотносил картинку и звук. Иначе потом придется все равно возвращаться к уже пройденным словам и отдельно учить их написание.

копировать

А зачем это ребенку? Если ради развлекухи, то водите куда попало! Зачем всех спрашивать??

копировать

Я с детьми занимаюсь с 5 лет, 5-6 раз в неделю. Сейчас им 7,5, будут сдавать Movers (А1) в мае. В следующем году планируем сдать Flyers(A2).
Галопом по Европам я не гоню, на один уровень беру 2-3 УМК, но, в силу того, что занимаемся часто, проходим их довольно быстро, за 3 месяца. Начинали с Playway, потом подключили Super Minds, Oxford Discover, English World. Плюс всякие ридеры, мультики, обучающие фильмы.
Чтение и письмо мы не игнорировали. Читать по-английски начали с 5,5 методом целых слов (занимались по Playway 2). Никаких правил чтения не давала. Сейчас читают знакомые слова бегло, как взрослые.
Плюс с 6 лет изучают французский с репетиром. Там успехи гораздо скромнее в силу меньшего количества занятий (2 в неделю). Языки никогда не путали. Иногда только специально, дурачась.)
Так что, мое мнение, если занятия регулярны, не скучны, дети занимаются не из-под палки, толк будет.

копировать

А где вы учиться планируете? Я к тому, что к концу началки дети будут знать английский в совершенстве практически, а дальше что? Вы переезжаете? Мой сдал Мувис, далеко ушел от одноклассников уже. Дальше только погружение, а погружения не будет в ближайшие лет 7. Так что я жалею, что так рано начали. Немецкий он начал изучать гораздо позже и если так дальше пойдет, то к концу школы он будет говорить одинаково на двух языках.

копировать

К концу началки дети родной-то не будут знать почти в совершенстве, не обольщайтесь. А развивать язык в Москве можно тысячью и одним способом.

копировать

Например? Я считаю, что только погружение уже нужно когда человек свободно говорит и употребляет все времена, читает и смотрит фильмы без адаптации. Я вижу на своем ребенке, что ранний английский был зря. Он через годик с немецким догонит уже.

копировать

Интересно.. :) Мой ребенок сдал FCE, английский еще учить и учить. В этом году попробует сдать Goethe-Zertifikat C1, тоже работы впереди валом, а времени уже не так много.

копировать

Ему 7?

копировать

Ну и что? Я же написала, немецкий мой начал учить гораздо позже и через год достигнет того же уровня, что и в английском. Стоило ли начинать учить английский так рано? Конечно, не стоило.

копировать

Мой ребенок начал учить немецкий до школы, английский только в школе. Того же уровня, что в немецком, ребёнок к окончанию 8 класса в английском не достиг. О "знать язык в совершенстве" речи пока не идёт. Стоило ли начинать учить английский до школы? Стоило.

копировать

А время затрачиваемое на каждый из языков какое?

копировать

У вас английского столько же, сколько и немецкого по часам?

копировать

Если считать часы английского в школе, то его даже больше. А у вас?

копировать

Одинаково (считаю часы и в школе, и доп. занятия), но в Германию ездит регулярно, а в англоговорящих странах не был ни разу и не предвидится.

копировать

А немецкий на каких-то курсах изучали помимо школы? Или с преподавателем? Ищу куда податься, Гете-институт только с 14-и лет, а моему 10.