Проблемы с чтением

копировать

Сын закончил первый класс. Итоговые контрольные - хорошо. Но вот чтение - ох и ах!
К Новому году был на нижней границе нормы - 35 слов. К концу года чуть лучше, но все равно - мало.
Учитель перед каникулами наказала всем (кроме троих девочек, читающих, как взрослые) - читать все лето, каждый день.

Сейчас занимаюсь с сыном - русский и математика (по полчаса) и чтение утром и вечером.
Вчера читал более-менее, не запинался, а сегодня - ужас! Аж задыхается и заикается, перевирает слова, повторяется, теряет строчки, не смотря на линейку... Я чуть не спятила.
Никогда не ругаю и не наказываю - только показываю свое огорчение от неудачного результата. Вроде бы причин нервничать нет, а все же.
Как помочь?

копировать

Оставить в покое до 1 сентября. Играть, гулять, плавать, бегать, кататься на великах. Покупать журналы детские, с комиксами, Бен тенами, Лего Чимами, прочей фигней.
Играть в пиратов, писать записочки типа "Тебе черная метка если не найдешь 3 золотых за шкафом", зарывать кладики с записками. У меня такой же второй сын, к концу 1 класс условные все тройки оценки, чтение 20 слов в минуту, вроде это на двойку. Начало второго класса, читает плохо, не соображает что читает, но, оценки все 4. Конец года, читает хорошо, оценки в четверти половина пятерок. Чтение как-то само пришло, я все время ненавязчиво подсовывала то что ему интересно. Любит танки, покупала журналы с танками, энциклопедии, и прочее. Ваше огорчение и занятия по полчаса в день и чтение утром и вечером доведет ребенка до невроза. Еще никто не смог закончить школу не научившись читать. И ваш нормально научится.

копировать

Не соглашусь с вами. У соседей мальчика - "оставили в покое" при аналогичных условиях. К 1му сентября 2 класса он едва мог читать по слогам. Комиксы его не интересовали.
Двоих старших детей читали всегда, не зависимо ни от чего - каждый день. В т.ч. и в отпуске, на море, в поездках.
Ну, и яркий пример моей подруги. С ней с первого класса родители занимались - закончила французскую спецшколу с золотой медалью, поступила в МГУ. Работа и еще раз работа.

копировать

Куча народу закончивших школу с серебряной или золотой медалью, с в том числе языковую школу, поступивших в МГУ, ЛГУ и прочие ГУ, с которыми не надо было заниматься, они сами учились. Я не призываю вообще не учить ребенка ничему, но первоклашка заслужил свои первые в жизни летние каникулы, заслужил право отдохнуть, а не слушать огорчения мамы при каждом чтении. Можно и до нервного тика дойти, начать заикаться уже постоянно, писаться. Ребенка можно довести до чего угодно, главное, родителю надо быть понастойчивее:(.

копировать

Эта куча народа тоже еле-еле читала по слогам с истериками к началу 2 класса?

копировать

Я, в отличие от вашего оппонента, насчёт кучи народу не знаю, у меня выборка маленькая - мой муж). Он пошёл в школу в 7,5 лет, читать не умел вообще. К концу первого класса вроде умел, но трудности были. Да, окончил с медалью, потом институт и в результате работает за границей- пригласили.
Меня все это удивляло (я читала с 4), но вот сейчас нашему ребёнку 6 лет, а он дальше коротких слов не идёт в чтении. У меня уже паника, а потом смотрю на мужа, и успокаиваюсь))

копировать

Расслабиться и ждать пока сам зачитает не вариант. Надо помочь ребенку. Тяжело учиться когда читаешь еле-еле.

копировать

Мой ребёнок учится в школе (мы заграницей) и они проходят буквы. Чтение начнётся с сентября, потихоньку. В его классе дети от 5,5 до 6,5 лет (но больше тех, кому 6+) и читать умеют только двое. Под "читать" я имею в виду чтение предложений и текстов и понимание смысла.
Остальные также, как мой: короткие слова. Только у моего ещё и 2 языка впридачу)).
Тут это считается нормой.

копировать

так у Вас совсем другая ситуация. Вам до ситуации автора год, а то и два.

копировать

Некоторых детей очень сложно просто усадить читать, один, два, пять дней позаставляешь с орами и истериками, а потом все устанут и бросят это дело. Вскидки такие разные и ко всем нужен разный подход. Одного попросишься сделать дело-сделает, второго и попросишь и поуговариваешь и что только не предпримешь- результата ноль, только заинтересовать как то необычным способом.
Главное не совсем на самотёк пускать, а вот как пишут : записочки, комиксы, что то ещё, если стандартные способы не идут.
А ещё как то голова дозревает у всех по-разному. Я с дочкой в 4,5-5 билась билась, читать никак не могла научить... Надоело, оставила в покое. Ровно через полгода она сама вдруг начинает проявлять интерес и читать вывески, я заметила, подхватила это дело и быстренько научились. И с письмом так сейчас было в 1 классе. Ужасно писала первые полгода, заставлять пыталась и прописи тренажерные писать и всякие учительница давала задания, дома все через истерики и безтолку. А потом в феврале где то как в голове что то перещёлкало и раз, резко нормально все стало получаться . Видимо дозрело что то там в голове :-)

копировать

текст неподходящий? или устал ребенок, отвлекался...
попробуйте взять Корсунскую, "читаю сам" прям первый том. там совсем короткие рассказики и вопросы на понимание текста. и каждый день, да, понемножку, с похвалами, призами, и стикерами за каждую прочитанную страницу. 10 страниц- мороженое. и не ругайте за ошибки, прост не замечайте их, просите быть повнимательнее и прочитать еще раз. нужно добиться чтоб ребенок не воспринимал чтение как наказание божье))) читать- весело! анекдоты ему распечатывайте шрифтом покрупнее, стишки типа "маленький мальчик нашел пулемет".

копировать

Читать все равно каждый день. Огорчение не показывать (хоть и сложно это). Хвалить за то, что читает. Если начинает путать, запинаться и т.д. свернуть занятие, дочитать за него - устал ребенок. Пусть главным будет процесс, а результат придет.
Могу порекомендовать книгу Зотов Повышение скорости чтения.

копировать

Ни в коем случае не показывать огорчения, не ругать, но хвалить за успехи
Выбирать литературу вместе с сыном, чтобы ему было интересно
Можно читать с ним по очереди
Читать не тогда, когда ребенок устал -дайте сначала немного отдохнуть

Он у вас воспринимает чтение как наказание, как мне кажется

А кам, у вас самой с чтением?
Ни разу не видела нечитающего ребенка в читающей семье

копировать

У меня с чтением - отлично. Еще до школы были проблемы при соединении слогов в слова, но прошло. Читала всегда очень быстро и правильно. И очень много.
Отец - тоже читает. У сына были проблемы с логопедией, может поэтому?

копировать

Как ни банально - читать регулярно, Выбирать тексты с очень крупными буквами. Есть хорошие сериии - Чиатем сами (Эксмо), Я учусь читать (новая серия, видела в Глобусе), Арнольд Лобел серия про Жаба и Квака. Если не хотите покупать - можно распечатывать рассказы крупным шрифтом или скачивать в читалку и увеличивать шрифт. Ребёнок должен научиться видеть слово целиком, должен поверить в себя - вот, прочитал целую книгу. Плевать, что там крупный шрифт, много рисунков и мало текста, зато сам. Это окрыляет. Выбирайте по интересам и что попроще - не слишком навороченные предложения, много диалогов, стихи и сказки в стихах. Рассказы Носова, Пантелеева, Раскина очень легко читаются, Заходер и т.п.
И скорость у Вас не такая уж плохая, не ужас-ужас, если посмотреть нормы.
У подружки моей дочери мама - логопед-дефектолог, её ребёнок читает к концу 1 класса 30 слов в минуту, несмотря на ежедневные занятия. Говорит, не дозрела ещё, имеет право. Может и Ваш позже дозреет, но учиться конечно сложнее с такой скорость.

копировать

Во-первых, забейте в поисковик "нормы скорости чтения" и посмотрите в глаза страшной правде про "нижнюю границу нормы" для конца первого полугодия первого класса.
В связи с этим предлагаю нервяк убрать. Главное в процессе - регулярность, правильность и понимание прочитанного, желательно в удовольствие, конечно. Если сложный текст попался или какие-то атмосферные фронты, от которых ребенок временно тупеет, лучше маленький кусочек прочитать, разобрать и обсудить, не нагнетая негатива, а не пугаться и охать.

копировать

Берите пособие для повышения скорости чтения. Вот такое, например:http://www.labirint.ru/books/120051/
или любое другое. В них собраны в разном порядке упраженения, расширяющие угол зрения, упражнения на внимание, упражнения, позволяющие не терять строчки, отработка таблиц всевозможных, упражнения на внимания, лабиринты зрительные и т.п. Там показано, что такое горизонт, как работать с текстом именно для того, чтобы правильно и быстро читать. Ну и это не так занудно, как замечательная Корсунская и Ко.
Любое берите и развлекайтесь. Вместе с ребенком на время.
И еще. Ваш сын умеет быстро и внятно говорить в принципе? Может рассказывать долго о чем-то интересном, строя полные, развернутые предложения, без слов паразитов, междометий и остановок? Моему дыхания не хватает. И на чтение, соответственно, дыхания не хватает. Поэтому если вдруг он начинает ооочень стараться читать быстро, получается то, что вы описали, ""аж задыхается и заикается, перевирает....повторяется....".

копировать

Мой к началу 2-го класса читал 19-20 слов в минуту, но он как-то умудрялся понимать прочитанное даже с 10 словами в минуту. Второй класс закончил с четверками по чтению и математике - остальные пятерки. Читает сейчас 40-50 слов в минуту (в зависимости от сложности текста). Мы дополнительно практически ничего не читали, только то, что задавали. Сейчас только начали читать по 2-3 страницы в день, но сейчас уже ему это стало легко, а раньше тоже только с истериками и перевиранием слов.

копировать

попробуйте такой вариант читать по очереди - вы одну главу, следующую ребенок, выбирайте книги которые интересные для ребенка, а не то что он уже 10 раз читал, стихи читаются легче прозы, в любом случае не бросайте, во втором классе не читающий ребенок это караул

копировать

да, это тоже хороший вариант, только я бы чередовала - полстраницы ребёнок, пару страниц мама, а не поровну. А книги, которые сто раз читал, тоже неплохо самому почитать - любимые книги, конечно. Это проще, чем абсолютно новый текст, а успех окрыляет.

копировать

Может с логопедом проконсультироваться;

копировать

а может стоит не заставлять читать, а подсовывать что-то, что ему интересно прочитать будет? Игры настольные, да хоть монополия хоть что, где читать задания надо. У него просто нет навыка, а навыка нет потому что нет интереса

копировать

Моему помогло , что мы оставили временно тексты и опять перешли на пособия по улучшению чтения . И только в августе вернулись к тестам . Причем самым примитивным, с проставленным ударением.
Попробуйте еще стихи читать Рифмованные строки многие дети читают легче и быстрее. У моего в конце первого класса было 23 слова в минуту:-( Сейчас по окончанию третьего- 118 слов в минуту ( не супер скорость, но уже вполне для чтения детских книг)

копировать

Ох, вот на это моя единственная надежда...

копировать

Про стихи - напомнили мне моего двоюродного брата, который читать не любил, но чтобы выдержать норму ежедневного чтения в страницах, начал читать Сказку о золотом петушке (вроде как не самую простую для чтения, но зато с очень короткими строчками и быстрым переходом к другой странице).

копировать

Маяковского еще можно почитать)

копировать

Ага) Вот эта толстая книга в один присест прочитывалась у нас
https://www.livelib.ru/book/1000227768

копировать

Кому она нужна, норма в страницах?

копировать

У него в школе было задание в страницах и номера прочитанных страниц надо было в читатедьский дневник записывать.

копировать

Конечно читать потихоньку и не бросать ни в коем случае это дело. Я тоже со своими занимаюсь Ежедневно стараемся по часу примерно-математика, русский, и читаем -читаем то, что им нравится, ну и немного программу ( мы её раньше прочли, теперь сами чтоб читали прошу). вот вроде немного времени прошло с начала каникул, но вижу что все же получше уже. Что ему интересно, наверняка есть любимая книга или книги-их и читайте, мой вообще читал город добрых дел, сейчас динозаврик ищет маму ))) пусть детские книги, но читает главное сам!

копировать

Может быть шрифт мелковат? Или текст большой? Это тоже может затруднять чтение, пугать.

копировать

Что то такое читать, что интересно ему самому. А пока читает плоховато, то это не рассказы в книжках, а что то более короткое. Какое то журналы может, комиксы, карты дорог, может какие то задания в игре, смски даже или в играх телефонных / компьютерных задания. Это все подсовываться незаметно, не как задания, а ненавязчиво.
Ну и параллельно все равно читать и книжки, но пока тексты попроще, стихи крупным шрифтом. Но читать понемногу , но каждый день.
А когда скорость подрастёт уже и более сложные тексты почитаете.

копировать

Сын тоже не очень читает после первого класса. И, в отличие от старших детей - малочитающий. Сейчас для него весь мир - планшет. Журналы и комиксы листает, не читая.
На лето дали учебники за следующий класс - там большой шрифт, начали читать литературное чтение.

копировать

Рекомендую книгу Г. Остер "Приключения Пифа" Там короткие смешные рассказы с картинками, у моего ребенка именно на этой книге проснулся хоть какой-то интерес к чтению