Проблемы с чтением
Сын закончил первый класс. Итоговые контрольные - хорошо. Но вот чтение - ох и ах!
К Новому году был на нижней границе нормы - 35 слов. К концу года чуть лучше, но все равно - мало.
Учитель перед каникулами наказала всем (кроме троих девочек, читающих, как взрослые) - читать все лето, каждый день.
Сейчас занимаюсь с сыном - русский и математика (по полчаса) и чтение утром и вечером.
Вчера читал более-менее, не запинался, а сегодня - ужас! Аж задыхается и заикается, перевирает слова, повторяется, теряет строчки, не смотря на линейку... Я чуть не спятила.
Никогда не ругаю и не наказываю - только показываю свое огорчение от неудачного результата. Вроде бы причин нервничать нет, а все же.
Как помочь?
Оставить в покое до 1 сентября. Играть, гулять, плавать, бегать, кататься на великах. Покупать журналы детские, с комиксами, Бен тенами, Лего Чимами, прочей фигней.
Играть в пиратов, писать записочки типа "Тебе черная метка если не найдешь 3 золотых за шкафом", зарывать кладики с записками. У меня такой же второй сын, к концу 1 класс условные все тройки оценки, чтение 20 слов в минуту, вроде это на двойку. Начало второго класса, читает плохо, не соображает что читает, но, оценки все 4. Конец года, читает хорошо, оценки в четверти половина пятерок. Чтение как-то само пришло, я все время ненавязчиво подсовывала то что ему интересно. Любит танки, покупала журналы с танками, энциклопедии, и прочее. Ваше огорчение и занятия по полчаса в день и чтение утром и вечером доведет ребенка до невроза. Еще никто не смог закончить школу не научившись читать. И ваш нормально научится.
Не соглашусь с вами. У соседей мальчика - "оставили в покое" при аналогичных условиях. К 1му сентября 2 класса он едва мог читать по слогам. Комиксы его не интересовали.
Двоих старших детей читали всегда, не зависимо ни от чего - каждый день. В т.ч. и в отпуске, на море, в поездках.
Ну, и яркий пример моей подруги. С ней с первого класса родители занимались - закончила французскую спецшколу с золотой медалью, поступила в МГУ. Работа и еще раз работа.
Куча народу закончивших школу с серебряной или золотой медалью, с в том числе языковую школу, поступивших в МГУ, ЛГУ и прочие ГУ, с которыми не надо было заниматься, они сами учились. Я не призываю вообще не учить ребенка ничему, но первоклашка заслужил свои первые в жизни летние каникулы, заслужил право отдохнуть, а не слушать огорчения мамы при каждом чтении. Можно и до нервного тика дойти, начать заикаться уже постоянно, писаться. Ребенка можно довести до чего угодно, главное, родителю надо быть понастойчивее:(.
Я, в отличие от вашего оппонента, насчёт кучи народу не знаю, у меня выборка маленькая - мой муж). Он пошёл в школу в 7,5 лет, читать не умел вообще. К концу первого класса вроде умел, но трудности были. Да, окончил с медалью, потом институт и в результате работает за границей- пригласили.
Меня все это удивляло (я читала с 4), но вот сейчас нашему ребёнку 6 лет, а он дальше коротких слов не идёт в чтении. У меня уже паника, а потом смотрю на мужа, и успокаиваюсь))
Расслабиться и ждать пока сам зачитает не вариант. Надо помочь ребенку. Тяжело учиться когда читаешь еле-еле.
Мой ребёнок учится в школе (мы заграницей) и они проходят буквы. Чтение начнётся с сентября, потихоньку. В его классе дети от 5,5 до 6,5 лет (но больше тех, кому 6+) и читать умеют только двое. Под "читать" я имею в виду чтение предложений и текстов и понимание смысла.
Остальные также, как мой: короткие слова. Только у моего ещё и 2 языка впридачу)).
Тут это считается нормой.
Некоторых детей очень сложно просто усадить читать, один, два, пять дней позаставляешь с орами и истериками, а потом все устанут и бросят это дело. Вскидки такие разные и ко всем нужен разный подход. Одного попросишься сделать дело-сделает, второго и попросишь и поуговариваешь и что только не предпримешь- результата ноль, только заинтересовать как то необычным способом.
Главное не совсем на самотёк пускать, а вот как пишут : записочки, комиксы, что то ещё, если стандартные способы не идут.
А ещё как то голова дозревает у всех по-разному. Я с дочкой в 4,5-5 билась билась, читать никак не могла научить... Надоело, оставила в покое. Ровно через полгода она сама вдруг начинает проявлять интерес и читать вывески, я заметила, подхватила это дело и быстренько научились. И с письмом так сейчас было в 1 классе. Ужасно писала первые полгода, заставлять пыталась и прописи тренажерные писать и всякие учительница давала задания, дома все через истерики и безтолку. А потом в феврале где то как в голове что то перещёлкало и раз, резко нормально все стало получаться . Видимо дозрело что то там в голове :-)
текст неподходящий? или устал ребенок, отвлекался...
попробуйте взять Корсунскую, "читаю сам" прям первый том. там совсем короткие рассказики и вопросы на понимание текста. и каждый день, да, понемножку, с похвалами, призами, и стикерами за каждую прочитанную страницу. 10 страниц- мороженое. и не ругайте за ошибки, прост не замечайте их, просите быть повнимательнее и прочитать еще раз. нужно добиться чтоб ребенок не воспринимал чтение как наказание божье))) читать- весело! анекдоты ему распечатывайте шрифтом покрупнее, стишки типа "маленький мальчик нашел пулемет".
Читать все равно каждый день. Огорчение не показывать (хоть и сложно это). Хвалить за то, что читает. Если начинает путать, запинаться и т.д. свернуть занятие, дочитать за него - устал ребенок. Пусть главным будет процесс, а результат придет.
Могу порекомендовать книгу Зотов Повышение скорости чтения.
Ни в коем случае не показывать огорчения, не ругать, но хвалить за успехи
Выбирать литературу вместе с сыном, чтобы ему было интересно
Можно читать с ним по очереди
Читать не тогда, когда ребенок устал -дайте сначала немного отдохнуть
Он у вас воспринимает чтение как наказание, как мне кажется
А кам, у вас самой с чтением?
Ни разу не видела нечитающего ребенка в читающей семье
У меня с чтением - отлично. Еще до школы были проблемы при соединении слогов в слова, но прошло. Читала всегда очень быстро и правильно. И очень много.
Отец - тоже читает. У сына были проблемы с логопедией, может поэтому?
Как ни банально - читать регулярно, Выбирать тексты с очень крупными буквами. Есть хорошие сериии - Чиатем сами (Эксмо), Я учусь читать (новая серия, видела в Глобусе), Арнольд Лобел серия про Жаба и Квака. Если не хотите покупать - можно распечатывать рассказы крупным шрифтом или скачивать в читалку и увеличивать шрифт. Ребёнок должен научиться видеть слово целиком, должен поверить в себя - вот, прочитал целую книгу. Плевать, что там крупный шрифт, много рисунков и мало текста, зато сам. Это окрыляет. Выбирайте по интересам и что попроще - не слишком навороченные предложения, много диалогов, стихи и сказки в стихах. Рассказы Носова, Пантелеева, Раскина очень легко читаются, Заходер и т.п.
И скорость у Вас не такая уж плохая, не ужас-ужас, если посмотреть нормы.
У подружки моей дочери мама - логопед-дефектолог, её ребёнок читает к концу 1 класса 30 слов в минуту, несмотря на ежедневные занятия. Говорит, не дозрела ещё, имеет право. Может и Ваш позже дозреет, но учиться конечно сложнее с такой скорость.
Во-первых, забейте в поисковик "нормы скорости чтения" и посмотрите в глаза страшной правде про "нижнюю границу нормы" для конца первого полугодия первого класса.
В связи с этим предлагаю нервяк убрать. Главное в процессе - регулярность, правильность и понимание прочитанного, желательно в удовольствие, конечно. Если сложный текст попался или какие-то атмосферные фронты, от которых ребенок временно тупеет, лучше маленький кусочек прочитать, разобрать и обсудить, не нагнетая негатива, а не пугаться и охать.
Берите пособие для повышения скорости чтения. Вот такое, например:http://www.labirint.ru/books/120051/
или любое другое. В них собраны в разном порядке упраженения, расширяющие угол зрения, упражнения на внимание, упражнения, позволяющие не терять строчки, отработка таблиц всевозможных, упражнения на внимания, лабиринты зрительные и т.п. Там показано, что такое горизонт, как работать с текстом именно для того, чтобы правильно и быстро читать. Ну и это не так занудно, как замечательная Корсунская и Ко.
Любое берите и развлекайтесь. Вместе с ребенком на время.
И еще. Ваш сын умеет быстро и внятно говорить в принципе? Может рассказывать долго о чем-то интересном, строя полные, развернутые предложения, без слов паразитов, междометий и остановок? Моему дыхания не хватает. И на чтение, соответственно, дыхания не хватает. Поэтому если вдруг он начинает ооочень стараться читать быстро, получается то, что вы описали, ""аж задыхается и заикается, перевирает....повторяется....".
Мой к началу 2-го класса читал 19-20 слов в минуту, но он как-то умудрялся понимать прочитанное даже с 10 словами в минуту. Второй класс закончил с четверками по чтению и математике - остальные пятерки. Читает сейчас 40-50 слов в минуту (в зависимости от сложности текста). Мы дополнительно практически ничего не читали, только то, что задавали. Сейчас только начали читать по 2-3 страницы в день, но сейчас уже ему это стало легко, а раньше тоже только с истериками и перевиранием слов.
попробуйте такой вариант читать по очереди - вы одну главу, следующую ребенок, выбирайте книги которые интересные для ребенка, а не то что он уже 10 раз читал, стихи читаются легче прозы, в любом случае не бросайте, во втором классе не читающий ребенок это караул
да, это тоже хороший вариант, только я бы чередовала - полстраницы ребёнок, пару страниц мама, а не поровну. А книги, которые сто раз читал, тоже неплохо самому почитать - любимые книги, конечно. Это проще, чем абсолютно новый текст, а успех окрыляет.
а может стоит не заставлять читать, а подсовывать что-то, что ему интересно прочитать будет? Игры настольные, да хоть монополия хоть что, где читать задания надо. У него просто нет навыка, а навыка нет потому что нет интереса
Моему помогло , что мы оставили временно тексты и опять перешли на пособия по улучшению чтения . И только в августе вернулись к тестам . Причем самым примитивным, с проставленным ударением.
Попробуйте еще стихи читать Рифмованные строки многие дети читают легче и быстрее. У моего в конце первого класса было 23 слова в минуту:-( Сейчас по окончанию третьего- 118 слов в минуту ( не супер скорость, но уже вполне для чтения детских книг)
Про стихи - напомнили мне моего двоюродного брата, который читать не любил, но чтобы выдержать норму ежедневного чтения в страницах, начал читать Сказку о золотом петушке (вроде как не самую простую для чтения, но зато с очень короткими строчками и быстрым переходом к другой странице).
Ага) Вот эта толстая книга в один присест прочитывалась у нас
https://www.livelib.ru/book/1000227768
У него в школе было задание в страницах и номера прочитанных страниц надо было в читатедьский дневник записывать.
Конечно читать потихоньку и не бросать ни в коем случае это дело. Я тоже со своими занимаюсь Ежедневно стараемся по часу примерно-математика, русский, и читаем -читаем то, что им нравится, ну и немного программу ( мы её раньше прочли, теперь сами чтоб читали прошу). вот вроде немного времени прошло с начала каникул, но вижу что все же получше уже. Что ему интересно, наверняка есть любимая книга или книги-их и читайте, мой вообще читал город добрых дел, сейчас динозаврик ищет маму ))) пусть детские книги, но читает главное сам!
Что то такое читать, что интересно ему самому. А пока читает плоховато, то это не рассказы в книжках, а что то более короткое. Какое то журналы может, комиксы, карты дорог, может какие то задания в игре, смски даже или в играх телефонных / компьютерных задания. Это все подсовываться незаметно, не как задания, а ненавязчиво.
Ну и параллельно все равно читать и книжки, но пока тексты попроще, стихи крупным шрифтом. Но читать понемногу , но каждый день.
А когда скорость подрастёт уже и более сложные тексты почитаете.
Сын тоже не очень читает после первого класса. И, в отличие от старших детей - малочитающий. Сейчас для него весь мир - планшет. Журналы и комиксы листает, не читая.
На лето дали учебники за следующий класс - там большой шрифт, начали читать литературное чтение.