11 лет, плохо читает

копировать

Подскажите, почему ребенок в 11 лет читает не бегло? Закончила 4 класс ( 4 и 5). Читает не бегло, запас словарный бедный, много понятий и слов не знает. Если просишь что-то рассказать, то много запинается, подбирает слова и прочее. Это моя племянница, сейчас много времени проводит с нами ( так как мама её сильно болеет). Я конечно понимаю, что сравнивать нельзя со своими, но мои уже после 2 класса бегло читали и речь без запинок и плавная. Что можно сделать сейчас? В чем может быть причина?

копировать

4 класс на 4 и 5 как- то не сочетается с плохим чтением.
диагнозов нет у ребенка? дис-чего-нибудь?

копировать

Ээээ...влезу...прекрасно может сочетаться, т.к. в рамках программы ребенок успешно может все выполнять и осваивать.

копировать

Так ведь это только началка, обычная школа. Диагнозов нет, так как их никто не искал, я же не мама, а мама не искала. Правша, все звуки говорит, больше внешне нет никаких причин искать диагнозов.

копировать

Моему 10, все тоже самое, но на 4 и 5 пока может вытянуть.

копировать

читать читать и читать каждый день хотя бы по паре страниц.
если нет диагнозов, то должно помочь

копировать

Если у ребёнка к 4 классу большие сложности с чтением, причиной может быть дислексия (нейрофизиологические особенности), и тогда "читать и читать" - не только не поможет, но и вредно.

копировать

+1

копировать

Моей 10, тоже закончила 4 класс. Есть проблемы по здоровью + левша. Не до конца сформированы межполушарные связи. Год занимались с нейропсихологом и нейролингвистом. Нейролингвист объясняет низкую скорость чтения тем, что неправильно научили читать с самого начала, хотя учила педагог. Моя читает 70-90 слов в минуту в зависимости от сложности книги. Это очень мало. Но зато богатый словарный запас, пересказывает кусок текста в 1-2 листа чуть ли не дословно. Рекомендации - ежедневное чтение от 20 листов + занятия по пособию по увеличению техники чтения. К сожалению, сейчас автора не помню, дочь на даче по нему занимается. Но реально есть успехи. Мы начинали чуть ли не с 50 слов в минуту, сейчас текст прочитанный трижды уже читает 120 зн/мин. Это так называемый "потолок" к которому нужно прийти на незнакомом тексте.

копировать

почему 120 потолок? У меня дочка на последнем "измерении" 135 получила, я даже не задумывалась, что это много...

копировать

это потолок для конкретного ребенка на данном этапе. Читает текст незнакомый со скоростью... скажем 90, читает этот же текст еще два раза и третий раз уже скорость 120. Это горизонт что ли называется. Вот к нему и стремиться пока

копировать

а как вы определили что именно эта цифра потолок ? Почему не 125?

копировать

Это горизонт. И он подвижен. Сейчас у данного конкретного ребёнка это 120 слов в минуту. Через неделю может быть 130, а через месяц 150. А скорость чтения может остаться прежней, а может вырасти и максимально приблизиться к горизонту.

копировать

вот я и спрашиваю как определить?

копировать

прочитать один и тот же текст три раза. Третья скорость и будет горизонтом. Первая - скорость с которой читает сейчас ребенок

копировать

понятно, спасибо

копировать

А в чем вообще прикол подсчёта слов, мне может кто обьяснить?
Вот уж насколько я технарь, но никогда не считала ни количество слов словарного запаса детей, ни скорость чтения. Гуманитарии, смотрю, во всю этим заморачиваются. Неужели чтобы понять, хорошо ли читает /говорит ребёнок, нужно считать слова?! Взрослые люди, читающие со споростью 130 слов в минуту чем-то хуже тех, кто 200 тараторит?

копировать

взрослые люди могут и 130 читать и 160 и 110 - зависит от выражения.
Взрослые обычно не делают ошибок, успевают понять смысл.
У детей это всего лишь один из параметров.
Хороший темп - ни о чём не говорит, а 60 слов у четвероклассника - уже говорит однозначно.
У самой дочка хоть 300 протараторит, и сын с 60 словами во втором классе.

копировать

По большому счёту важно только отсутствие ошибок и понимание прочитанного.
Скорость - лишь дополнительный критерий. Это как температура у больного/здорового. Если она не такая как нужно - это значит, что что-то не так. Но это не значит, что работать надо над температурой. Надо лечить причину, температура сама нормализуется.
Так же и чтение. Если человек читает нормально, количественные показатели не важны, важны качественные. Если читает плохо - надо лечить не скорость, а качество. Скорость сама придёт.

копировать

скорость очень влияет - это главный маркер логопедических/неврологических проблем.
Продвинутые мамки сами всё знают, колхозницам надо хоть что-то конкретно предъявлять.
иначе они не понимают. Как плохо читает? отлично он читает? за два дня колобка прочитал. Как должен быстрее в пятом классе?

копировать

Это диагностический маркер, да. Но во такой ерундой, как самостоятельное измерение скорости чтения у ребёнка, у которого пятёрка по предмету и который читает книги по возрасту, я считаю, заниматься просто глупо. Все равно что измерять температуру у здорового и гордо предъявлять окружающим цифры 36.6))
Просто человек, читающий 10-30 слов в минуту хорошо понимать сложный текст не может в принципе. Если человек хорошо понимает прочитанное, смысла измерять скорость нет)

копировать

да, именно диагностический маркер.
36,6 не говорит, что нет проблем.
а вот 39 - говорит, что она есть 100%
так и с чтением. хороший темп не исключает неврологических проблем, но темп ниже нормы говорит о том, что есть ещё какие-то проблемы, даже если они до сих пор не выявлены.

копировать

Это на данном этапе потолок именно для моего ребенка, он для каждого индивидуален.

копировать

В таких вещах помогает только практика. Много читать, много пересказывать, много писать сочинения, много учить наизусть. И всем этим надо заниматься постоянно, несколько лет подряд. Осилите? Eсли нет, то все ваши дергания - мертвому припарки.

копировать

Читать! Что же еще. Надо подобрать что-то очень интересное для нее.

копировать

Может, стресс у нее из-за болезни матери?

В принципе, есть у нас знакомый мальчик, который тоже запинается, много чего не знает и закончил началку на 4 и 5. На фоне моего мальчика выглядит странно. Но я знаю родителей, это мои друзья, поэтому думаю, что это скорее от характера, а не от уровня развития. И скорее всего дальше все будет нормально.

копировать

Так в том что и дело, что мама сама медалистка в школе и МГУ после школы закончила. А читала плохо девочка и до болезни матери. В том то и дело, что сомнения в интеллекте у меня нет, явных проблем со здоровьем я тоже не вижу, и очень удивляюсь, почему до сих пор не научилась читать, для меня это просто удивительно.

копировать

а родители ее дома читают? а в детстве ей читали? не так, что за 2 мин курочку рябу, а по- настоящему)

копировать

Мало читает.

копировать

все дети разные. возможно логопроблемы

копировать

может, к логопеду, только хорошему

копировать

Читает мало - сама, возможно, не любит, а родителям некогда заставлять было у меня сын так же. Тоже хорошист, идет в 5-й класс. Каждый день читает из-под палки. Но объективно читает плохо и речь плохая.

копировать

Мама её каждый день заставляет читать, но так как мама сильно болеет, то теперь только по телефону ей это твердит. А я как-то даже и не хочу заставлять, ведь уже большая совсем, должна вроде сама. С другой стороны у меня есть свой многочитающий ребенок и свой совсемнечитающий ребенок, но оба читают очень хорошо, быстро, внятно и речь плавная. Так что делаю вывод, что не в чтение дело. Мне даже в голову не приходит заставлять своего не читающего что-то читать.

копировать

<Мне даже в голову не приходит заставлять своего не читающего что-то читать.>
А от форума что хотите? Чтобы мы сказали, какие хорошие у вас дети и какая плохая племянница? Или чтобы мы подсказали какую-то волшебную кнопку, которую можно нажать- и проблема чудесным образом исчезла?

копировать

Мне кажется, что количества прочитанных книг не влияет на скорость чтения. Вот и хочу понять, что кроме непрерывно заставлять читать можно сделать.

копировать

На чтение глобально влияет наличие/отсутствие нарушений речи, при этих равных - объём чтения.

копировать

Как это.. Как раз влияет!
Скорость и запас слов увеличиваются пропорционально прочитанному.
И заставлять, увы, надо.
Давайте ей простые книги про школьников.

копировать

кроме количества прочитанного - ничего и не влияет. Ну, у здорового ребенка, конечно.

копировать

Если хотите помочь, найдите по их месту жительства бюджетный центр для людей в сложной жизненной (и финансовой, соответственно) ситуации (да, у нас до сих пор есть бюджетные педагогические услуги), где можно встать на очередь к логопеду-дефектологу, чтобы ребенок с начала нового учебного года смог самостоятельно его посещать. Описанная проблема - недоразвитие речи, а не отсутствие беглого чтения. Может выясниться, что человек в принципе не умеет читать, неверно усвоил навык, и придется начинать практически с нуля.

копировать

В целом речь не идет о том, что найти что-то бесплатное, у нас есть деньги оплатить лечение, если оно потребуется. Все-таки думает что нужен логопед-дефектолог? Но внешне нет проблем с произношением.

копировать

"...рассказать - много запинается, подбирает слова и прочее". У Вас все дети, судя по описанию - сохранные в поле этих навыков, благополучные, Вам кажется, что сложности в развитии речи - тотальное заикание, невротическое "э-канье и ме-канье", "сжеванные" окончания, каша во рту и т.д. Но это очень широкий спектр задач. И 11 лет - вовсе не упущенное время для коррекции.
Сходите прямо завтра к дефектологу, он Вам все-все объяснит. И не стремитесь проявляться широкие жесты, потому что реально - это ДОРОГИЕ услуги, не вешайте на себя лишнего и не обязывайте людей своими инвестициями. И бесплатно прекрасно можно пройти курс.

копировать

Одно занятие у грамотного дефектолога стоит 3 тысячи. Занятия обычно два раза в неделю. На год в лучшем случае. Прислушайтесь к совету Утры.

копировать

Utra Tumannaja права, нужен специалист.
Я раньше тоже думала, что логопед нужен лишь тогда, когда ребенок не произносит звуки или произносит их неправильно. Оказалось, что это - только часть проблем, которые способен решить хороший специалист.

Медленно читает, не может пересказать и т.п. - повод обратиться к специалисту.

копировать

+100

копировать

У меня один из детей читает с низкой скоростью, читать не любит. Но при этом речь хорошо развита, пересказывает прочитанное отлично, даже иногда приукрасит, учится хорошо. Поэтому я не сильно напрягалась с этой скоростью чтения. Но вот сейчас перед средней школой задумалась и наверное закажу ей курсы скорочтения, стимульнем немного ее в этом направлении. Думаю лишним это не будет.
И да, у ребенка была дизартрия. С 5 до 7 лет с ней плотно занимался логопед. Я тоже думаю что низкая скорость чтения это отголоски тех проблем.

копировать

Я отдавала сына прошлым летом, как раз после 4 класса на курсы Шамиля Ахмадулина. Я осталась недовольна. Изначально шли именно подтянуть скорость, т.к. читал на нижнем границе нормы. Там их вслух не учат читать, только про себя. Замерили скорость в начале и через 2 недели. Скорость поднялась в 2 раза точно, может и больше, выдали сертификат, все красиво. Но по итогу - мне думается не особо это на что-то повлияло. Читать не любит также как раньше, вслух-то их в 5ом классе уже и не проверяют. А вот устные параграфы вроде нормально читает. Ну как-то прям явственного результата я не заметила. Другая девочка которая с нами ходила на курсы вообще на 2год осталась. Мы как и раньше - хорошисты. Оговарюсь, что мы не в Москве. В Москве может выше уровень.

копировать

Полностью согласна: внятное беглое уверенное чтение вслух с полным пониманием и запоминанием текста - вот что нужно подтягивать, если существуют проблемы. Глобальное чтение никогда не было и не будет коррекционным.

копировать

Эх, понять бы еще, как это все развивать... Я уже на грани отчаяния...

копировать

На грани отчаяния - почему? В чём именно проблема у ребёнка?

копировать

Да уже много в чем проблема... Главное - техника чтения. К 6 годам дочка благополучно научилась читать по слогам - и на этом затык. 8 ей сейчас, первый класс закончился. К беглому чтению целыми словами не переходит никак. Честно работала над этим, читала, что в школе задавали, и еще сверх этого каждый день. Не меняется НИ-ЧЕ-ГО. Тут ноют, что скорость чтения у ребенка 30 слов в минуту и это мало? у Ирка это максимум слов 10 будет. Каждое предложение - настоящее мучение и дается с боем. Пока она читала совсем примитивные короткие предложения, то текст еще понимала, когда когда слов становится больше 10 в предложении, а самих предложений больше 10 ( к концу года такие рассказы и пошли по чтению) - все, она со своим перебиранием слогов начинает забывать смысл, хуже пересказывает.
Разумеется. после года мучений вообще без всякого результата пропал интерес к чтению и желание таки преодолеть себя и научиться читать нормально - маленький ребенок не обязан быть стойким оловянным солдатиком.
Подобрать такую книжку, чтобы прям очень захотелось ее прочитать - как, каким образом? на обложке написано не будет, сама дочка телепатически не догадается. что вот именно это ее зацепит. С любимыми героями уже покупала - не спасает.
Год занимались с логопедом. В конце года показывались еще одному логопеду. Оба говорят одно и то же - только читать и читать, каждый день, продолжать читать. Но именно таим образом чтение превращается для ребенка в мучительную процедуру. Я все чаще слышу "ну я потом почитаю, ну я сейчас вот тут поиграю и потом буду читать, ну я еще попозже" (даже про текущие уроки я такого ома никогда не слышала, Ирка вообще очень ответственный товарищ). И именно то убивает меня больше всего. Я повторяю себе - да, не все на свете должны любить читать, и без чтения многие живут благополучно... Но как-то не утешает это...

копировать

А если попробовать читать каждый день, понемногу, чтоб ребенок не уставал, но в несколько заходов. Не то что задают в школе, а попроще. Хвалить за старания, за каждый прочитанный мини-рассказик, и беседовать по тексту с искренним восхищением в голосе (ух ты!, круто!, а я и не знала!).
Сыну давала читать такие книжки, шли гораздо лучше, чем хрестоматия для первого класса.
1) Узорова 100 текстов для подготовки к школе - это перед 1 классом читали
2) Корсунская Читаю сам 2 -тоже перед 1 классом
3) Корсунская Читаю сам 3 том - это в первом классе
4) Беденко Смысловое чтение 1 класс - это после первого класса

копировать

Да мы именно так и пробовали - большие тексты (на страницу крупными буквами) читали только по школьным заданиям, когда они были, это только апрель-май, и то мало, чтение же не каждый день в школе. А так текст на полстранички, предложений 7-10 - наш максимум... И чтобы устать, хватает предложений 2-3.
Активно восхищаться я стараюсь, но силы кончаются. Я ни разу не педагог, у меня нету иллюзий по этому поводу. А нанимать специального человека, который бы каждый день с нужными интонациями восхищался чтением дочери - денег нету сейчас.
Я сама не верила, что такое вообще может быть у обычного очень любопытного трудолюбивого готового стараться ребенка. Но вот оно есть - и совершенно непонятно, что делать с этим.
За ссылки на книжки спасибо - посмотрю их отдельно.

копировать

Книжки типа серии про Оливию (Ян Фалконер), корову Лизелотту (серия Велёлая корова, Штеффенсмайер). Мешенмозер Мистер Белка знает путь к счастью - тоже вызовают отторжение? Там совсем мало текста, мы на самом начальном этапе читали сами.
ВОт эту серию ещё http://www.labirint.ru/series/35579/
Там вроде и читать-то нечего, а - опа! - целую книгу сам прочитал.

копировать

Спасибо, закажу ближе к нашему возвращению в город. Интересные варианты. Вдруг поможет...

копировать

Не факт, что Оливию сейчас сможете найти в интернет-магазинах, но может на прилавках или у знакомых есть, это ж хит!
ВОт ещё гляньте http://www.labirint.ru/books/324886/
ИМХО - Вам нужна не суперинтересная книжка , а что-то очень-очень простое, что ей по силам. Маршака можно дать - Детки в клетке, Вот какой расеянный, Багаж..., Заходера, Ренату Муху, Олега Григорьева, Джулию Дональдсон даже (серия машинки творения).

копировать

"Каждое предложение - настоящее мучение и дается с боем. Пока она читала совсем примитивные короткие предложения, то текст еще понимала, когда когда слов становится больше 10 в предложении, а самих предложений больше 10 ( к концу года такие рассказы и пошли по чтению) - все, она со своим перебиранием слогов начинает забывать смысл, хуже пересказывает."

Логопед считает, что это нехватка практики?
Бог с ней, с любовью к чтению, но надо же не терять смысл задачи, чтобы ее решить, не перечитывая по 5-6 раз.

копировать

Два логопеда подряд озвучили "ну а что еще можно делать? Только читать больше".
Я бы тоже пересилила себя и забила на любовь к чтению. но вот сейчас будет второй класс и начнутся оценки. А проблемы, например, по математике, уже начались - когда Ирка прекрасно поняла и сделала задание - написать примеры на состав числа 18, но вот вылетело из головы, что только с однозначными слагаемыми - это не удержала в голове. А дальше ведь задачи с разными заковырками пойдет "на сколько"- "во сколько", "больше"-"более" и прочее. Можно долго рассуждать, что не в оценках дело - а можно привести еще больше примеров. с какой большой охотой и прекрасными результатами учатся дети. изначально заваленные двойками, как быстро они перестают стараться.... И теория о том, что "и с 9классным образованием прекрасно люди живут" - не греет.

копировать

Свиристель, не падайте духом. Я тут уже не раз писала, с каким невообразимым скрипом моя старшая дочь закончила началку и какой столь же невообразимый скачок она сделала в среднем звене, что мне было искренне жаль моих потраченных нервов:-) Может быть у вас как раз "наш" случай.

копировать

Ох, хотелось бы верить... Спасибо за поддержку.

копировать

А я разделяю Ваше беспокойство, несмотря на все эти самоутешения в стиле: "Не в оценках счастье" и "не всем же читать до рассвета". Понимаю, что уже в зубах навязла со своими детьми, но напомню еще раз: моя старшая дочь читала БЕГЛО в 3 года (да, пропустим, на кой *** я ее насильственным путем научила читать в столь юные годы), а задачи начала ПОНИМАТЬ с первого раза только к концу 7-го (!) класса при условии, что она чрезвычайно успешна в гуманитарных дисциплинах и очень читающая (начитанная) девушка. Т.е., - навык воспроизведения "неинтересного" текста - одно, понимание - вовсе иное.
Какой-то тут затык все же имеется. "От головы...для головы" (с)

копировать

а у меня есть обратный вариант. Который со всеми логопедами читал вслух "Мооо осяяяяяяя бруууууу к" - и тут же с облегчением воспроизводил: МЯСОРУБКА. Читать правильно, конечно, научили. Но у меня до сих пор полное ощущение, что у него процесс понимания и процесс озвучивания текста друг с другом не связаны.

копировать

Однозначно - "голова - предмет темный..." (с):-)

копировать

Мне по сути ее скорость чтения вообще не нужна. Те кто знаком с этой методикой говорят, что повышается концентрация внимания и скорость усвоения информации. Это не для того чтобы она любила читать, судя по развитой речи и тому что ребенок достаточно много знает, она черпает информацию, просто не из книг это происходит. А у увлечения у нее другие и для души у нее есть музыка. Я как то принимаю, что не все люди находят отдушину в чтении, хотя я сама всегда именно в нем ее и находила.
А для того чтобы ей было легче усваивать учебный материал по разным дисциплинам, я и хочу это сделать.

копировать

Моему тоже 11, читает очень медленно.Но по английски читает быстрее (английская школа). Вот думаю наверное у нас это от того что не читал по русски стоклько сколько по английски

копировать

Вы хотели написать, что на иностранном читает быстрее, чем на родном?
такого не может быть.
точнее может, но только по тому, что средняя длина слов в русском языке 5-7, а в английском 3-5.

копировать

Думаю, ребенок живет в англоговорящей стране.

копировать

Такое бывает еще в случаях, когда ребёнку, имеющему трудности с чтением, на иностранном языке (английском) первое время чаще читают вслух. Наговаривают. Сочетают зрительное и слуховое восприятие. Иногда "включается" нужный механизм в этот момент, и действительно на английском читает лучше, чем на родном русском.
Но так не у всех - очень много вариантов, как может быть.

копировать

У меня сын до 6 го класса читал 50-60 слов в минуту, очень мало. Оказывается (!) он не знал, что нужно читать быстро, он читал с выражением, чувством и расстановкой. А я не могла понять, почему так мало, ведь он читал много и сам и при мне вслух, и всегда хорошо. Потом догадалась в чем дело, посоветовала ему просто тараторить все, сразу скорость до 140 поднялась.

копировать

По ситуации с сыном могу сказать, что скорость чтения, его частота и любовь к чтению вообще не влияют на развитие речи. Может быть в нашем отдельном случае, а может в современных реалиях свободы доступа информации.
Сын закончил 1 класс, чтение его слабое место. Но речь супер развита. Никаких заиканий и жвачек во рту, прекрасно употребляет термины и сравнения, метафоры ну и тд.
Любит смотреть всякие Дискавери с Эксплоурорами, любит слушать когда я ему читаю, а я читаю. Но сам по 2 страницы в день еле-еле жует.

копировать

после первого класса все любят Дискавери смотреть.
Вы потом посмотрите как он сочинения будет писать в седьмом :)

копировать

У меня ребёнок очень долго не любил читать и писал с большим количеством ошибок. Хотя зрение проверяли, и интеллект высокий.
"Читайте больше" - не помогало. Писать и переписывать слова и упражнения - тоже. Только хуже было.
Когда, наконец, узнали, что такое дислексия и дисграфия, - поняли, что фактически издевались над ребёнком несколько лет, заставляя его делать то, что он не мог. Это как человека со сломанной ногой заставлять скорее прыгать - вместо помощи.

И школьные учителя не говорили, в чем дело. Во 2 и 3 классе классной руководительницей была логопед - она ставила ему 4 по русскому, несмотря на ошибки (понимала, что дисграфия и старалась не унижать), но помочь не могла (молоденькая, не опытная). И хуже того, не объяснила мне, не назвала диагноза - возможно, боялась.
И только когда она ушла в декрет, а новая учительница пришла более опытная - мы услышали "ключевые слова" (дисграфия и дислексия), и стали иначе заниматься.

И именно после курса коррекции - всё изменилось. Просто небо и земля, как меняется жизнь ребёнка-дислексика в сравнении "до" и "после".
Если в 4 классе всё еще проблемы с чтением - нужно обратиться к специалистам, хотя бы к логопеду, или поискать центры коррекции (нам первые 3 логопеда, к которым обращались, помочь не могли - говорили "ну, у вас всё так плохо, заниматься будем много и долго, эффект будет не очень, привыкайте жить так").

копировать

Может быть легкая форма дислексии

копировать

бедность и неплавность речи в таком возрасте - это точно из разряда пед запущенности. в том смысле, что это навык, который надо развивать, а без специальных предпринятых действий он не развивается. речь и у многих взрослых косноязычная, потому что ее не развивали.
с чтением не подскажу, но если ребенок совсем не читает, то вполне может быть и не беглым это чтение. опять же раньше куча взрослых вообще читать не могло. никак, а не то что бегло. но наработаться беглость должна быстро, если нет никаких органических проблем. если ее нарабатывать конечно.

копировать

а можете посоветовать что читаете?
у нас те же проблемы
Носова, Пивоварову, Дрогунского уже все перечитали
надо легкие короткие понятные рассказы

копировать

Из подобного перечисленному
Раскин - Как папа был маленьким
СОтник - Как меня спасали (и другие рассказы)
Ольшанский - Невезучка
Каминский - Уроки смеха
Марина Дружинина рассказы
Если любит про животных - хороший сборник Зоопарк в моей квартире (разных авторов), серия Как хорошо уметь читать.

Ещё дочь сейчас подсела на серию Почемучкины книжки, там очень много всего - про нефть, метро, животных, растения, технику.... Нехудожественные, но ей очень нравится.
http://www.labirint.ru/series/32252/

Это лет на 7-8, правда, в 11 уже поздновато