Переводить вопреки желанию ребенка?
Не знаю сюда ли надо с вопросом или в детскую психологию. Взгляните со стороны на ситуацию.
Дочь закончила 4 класс. Хорошо закончила. По всем контрольным/мониторингам/вкр- высший балл. Прошла тестирование в хорошую школу, там ее берут. Тестирование проходила с "кривой моськой", потому что переходить в новую школу она не хотел и не хочет. Ей нравится учиться, но целеустремленности пока нет. Ей все дается легко, но в этом "всем" нет любимого предмета, нет также какой-то предрасположенности к точным ли, к гуманитарным ли наукам. В общем был у нас договор, что за лето мы с ней окончательно решим переходить ли в новую школу. В понедельник надо забирать документы из старой и нести в новую, начинается зачисление. Дочь отказывается. Главный и единственный аргумент "я не хочу расставаться с друзьями". Аргументы, что общение с друзьями можно не прерывать (все живут близко) и к ним добавятся новые - не аргументы :( Первая школа за последние 5 лет скатилась в унылое болото после смены директора, в среднем и старшем звене ушли все талантливые учителя. Я могу сравнивать, т.к. там же учился старший ребенок. 5 лет назад в хим-био классе было 100% поступление в ВУЗы, все призовые места на олимпиадах от города до региона, в этом году из этого класса ни один ребенок не попал даже в десятку на городской олимпиаде. Трое детей остались без аттестатов, не сдали ЕГЭ (такого раньше никогда не было в истории школы, по крайней мере последние лет 10). Так же грустно все и с математикой и с русским :( Зато появились "кадетские классы" с матерящимися и курящими при детях "наставниками", с ежеутренним перегаром. Вторая школа с хорошими результатами по олимпиадам и ОГЭ/ЕГЭ. Школа маленькая, всего по три класса в параллели в среднем звене и по 2 в старшем. Отличные педагоги, отобранные и мотивированные дети (ну в большинстве своем).
Последнюю неделю уговариваю свою мамзель каждый день - ни в какую! "Я не хочу уходить из своей школы, я буду предателем, я не хочу терять друзей!"
Переводить через "не хочу"? Или оставить и добирать знания на стороне? Или оставить еще на год и поступать в 6 класс в следующем году (во второй школе отсев ежегодный случается), дождаться осознанной мотивации у дочери? С одной стороны, если переведу через силу, может взбунтоваться и перестать нормально учиться (это я из ее характера вывод делаю). С другой стороны, ну выше написано, что с другой :(
ЗЫ. Дочь легко сходится с детьми, очень общительная и коммуникабельная. Тем страннее для меня ее отказ от перехода :(
Я бы перевела с договором, что к примеру если через 3 года она будет в новой школе отлично учиться и не найдет друзей, то переведу обратно. За эти три года она повзрослеет и будет более умна в своих действиях. И тогда все - и + поймет.
Самое интересное, что очень велика вероятность, что в сентябре не только ваша дочь не придет в эту школу, тем более, что там сильно упал уровень образования. Просто это как правило не очень афишируется, чтобы не нажить проблем в старой школе, если вдруг ребенок не поступит в другую. Девочка уже взрослая, ей надо объяснить, что в школу не из-за друзей ходят, а знания получать. Настоящие друзья (если они друзья) никуда не денутся, но в сильной школе она встретит значительно более интересных людей.
У нас в семье была проблема, когда брат переехал, дочь его (по-моему, это 6 класс был) категорически отказалась переходить в другую школу, с месяц ездила в старую через всю Москву. Потом брат принял волевое решение и забрал ее документы из старой школы. Дня через 3 выяснилось, что новая школа не хуже старой.
Из класса уходят пять человек не считая моей, это еще в мае было известно. Четверо в другие школы, один в другой город (отец военный). В классе за 4 года поменялось 8 человек, т.к. к школе приписаны все дома "военного городка". Может быть отсюда ноги растут, боится быть "новенькой", потому что видела, что не всегда гладко проходит переход в другую школу.
До сих пор рыдает из-за того, что первая учительница больше не будет у них вести уроки. Возможно после опыта в 5 классе, с разными педагогами и легче будет перейти в другую школу. Но за это год, без доп. подготовки, она очень многое упустит :( Второй язык точно придется учить с репетитором, чтобы иметь возможность поступать в 6 класс (в нашей школе второй язык с 8 класса и только в гум.классе).
Так в новой школе таких, как она, будет много, если не все. И учителя все новые будут что в этой школе, что в той. Поэтому переходить в 5-й класс - самое то.
Можно как аргумент - школа тоже работа. Вы работу выбираете, где работать интереснее и платят больше (в частности, чтобы она имела возможность в кружки и секции ходить). А если вы по принципу "друзей" будете работу выбирать? И в жизни "состояться" надо, чтобы потом интересную работу найти. А с хорошим образованием перспектив куда больше.
Мы с Вами взрослые люди и понимаем, что легче всего этот переход пройдет в 5 классе (ну или как вариант у нас в городе есть лицей, который набирает только в 8 класс, там в принципе все новенькие, т.к. все приходят из разных школ). Дочь этого не понимает. Она все воспринимает на уровне эмоций, а не логики. Вернее эмоции для нее важнее логики (тут еще и первый "играйгормон" в кучу :(). Ее главный аргумент - "Я отлично закончила 4 класс, написала все работы на 5, в этой "плохой школе" по твоему, мама, мнению. Я и пятый так же смогу закончить!" И я в этом не сомневаюсь. Просто я знаю, что за "5" могут стоять разные уровни знаний, а она нет. И понять эту разницу она пока не может.
Дак это Ваша вина, что не понимает. Покажите ей работы детей из сильных школ (ее же возраста). Сочинения, рецензии на прочитанные книги, задачки олимпиадные и пр.
Если страх "быть новенькой", то переходить лучше сейчас. После 4-го класса многие меняют школу. А вот после 5-го класса она точно будет новенькой в сложившемся за год коллективе.
Это, наверное, самый распространенный мотив отказа детей - старые друзья.
Зря вы договорились подумать летом.. летом-то ничего не происходит.
Я бы договаривалась полгода проучиться в новой школе, и если не сложится - вернуться в старую. А лучше - вообще не договариваться :) Это не обсуждается...
Я, кстати, поспрашивала у однокашников, кто уходит. Уходили немногие.. но самые лучшие.. Видимо, это оказалось аргументом для ребенка. Ну и плюсы новой школы..
Я несколько лет шла на поводу у сына и не переводила его в сильные школы, аргументы у сына "за остаться" были те же: школа в шаговой доступности, много друзей + к этому замечательный преподаватель по русскому/литературе и она же кл.руководитель. Правда, в нашей с обучением все не так печально, как у вас, но деградация тоже очевидная. Только в 9 классе сын наконец-то понял, что он теряет, оставаясь в старой школе. Очень много времени уходило на доп.образование, в основном платное и с большой потерей времени на дорогу, да и друзья тем временем потихоньку разбегались по профильным школам. В итоге поставил себе цель и поступил в желаемый лицей. Но если бы он перешел раньше, то и поступить было бы гораздо проще, и толку было бы больше от обучения. Сейчас и я, и он жалеем, что не сделали это хотя бы на 2 года раньше, но я очень не хотела давить на него, ждала, чтобы сам созрел до такого решения.
Вот, Ваш сам дозрел и это важно. У моей нет мотивации :( пока нет, надеюсь.
У меня остался последний, не отработанный пока аргумент. Если дополнительно заниматься, то не останется времени на художку или спорт, и денег на море следующим летом. Пока этого не озвучивала ей. Художку любит, спорт обожает, ну а море есть море :)
Попробую сегодня сесть с ней и расписать все наглядно. Сколько в минус по финансам и сколько в минус по времени будет стоить ее отказ от перехода.
Сам... Но поздновато, на мой взгляд. Сын в 9 классе на собственном опыте убедился, что времени не остается ни на что, заняты были и суббота, и воскресенье, и все вечера. Времени не хватало ни на хобби, ни на спорт, ни на общение с друзьями, ни на семейные поездки/посиделки, ни просто немного расслабиться, отдохнуть. При этом некогда дружный и очень хороший класс менялся на глазах, кто-то уходил сам, кого-то переводили чуть ли не насильно, им на смену приходили совсем другие дети ((( К тому же в связи с реформой образование очень "просел" уровень образования в средней и особенно старшей школы, даже несмотря на введение профилей.
В новой школе тоже времени свободного особо не будет, но, по крайней мере, время будет использоваться более эффективно, да и окружение будет подстегивать, а не расслаблять и раздражать (особенно в последний год).
Я понимаю Вас. Тяжело догонять и обидно, что можно было этого избежать. С другой стороны, для ребенка это хороший опыт. Важно, что он сам дозрел и нашел в себе силы для того чтобы наверстать упущенное. Справился! Умница! У меня старший примерно тот же путь прошел, только это касалось перехода в профильный класс, тот самый хим-био, наверстывал упущенное по химии и биологии за два года в непрофильном.
Мою ничего не раздражает в окружении, у нее нет мотивации к более высокому результату (потому что в этом классе выше некуда). Я боюсь одного, если запихну через силу, то мой маленький симпатичный баранчик взбунтуется. Она такая, она может :( А еще и гормончики гулять начинают, пых-чих-слезы... ооох :(
Извините, но такие аргументы я не принимаю. Неверным решением я могу испортит отношения с ребенком в период первых гормональных взрывов. Знаете, это гораздо хуже упущенной программы в 5 классе, на мой вгзляд, конечно.
Мне бы очень хотелось ее ОСОЗНАННОГО перехода в другую школу, пусть и не желанного, но именно осознанного. Пока у человека эмоции превалируют над разумом. С этой конкретной ситуации я пришла спросить мнений и, возможно, новых аргументов для ребенка, которые я сама не вижу.
У Вас каждое второе предложение про ее гормональные взрывы - и про ее эмоции, которые заглушили ее разум. А в результате Вы не пытаетесь взывать к ее разуму (бесполезно!) и боитесь навредить (эмоция). Не приписываете ли Вы ей свои эмоции?
Если ребенок сейчас повышенно возбудим, гормональная перестройка далеко не единственная возможная причина. Кроме того, с этим можно работать.. Успокоительные травы, успокоительная гомеопатия.. Вы же это преподносите как неизменную данность, с которой можно только смириться.
Я потому и начала свой заглавный пост с сомнений, в нужный ли я раздел пишу. Наверное я не все вводные сразу указала, прошу прощения.
Да, основная проблема это неприятие дочерью разумных аргументов в пользу перехода и ее крайне эмоциональная реакция. За последние несколько месяцев заметно изменилась физиология и эмоциональный фон. Коррекция этого всего дело не одного дня, согласитесь. Да, меня беспокоит и ее образование, и ее здоровье, и наши с ней отношения, и в целом ее счастливое детство. Исходя из всех составляющих я пытаюсь понять, что в данном случае будет оптимальным решением. Против ее воли отвести сейчас в новую школу или дождаться (или не дождаться вовсе) ее осознанного перехода. Первое может повлечь за собой проблемы психологического характера (и как следствие, возможно, проблемы с обучением) и проблемы наших с ней дальнейших взаимоотношений. Второе может в будущем сказаться на уровне знаний и объеме финансовых вливаний в образование (а это, на данном этапе, вопрос достаточно сложный).
В семье мнения разделились. Я и моя мама считаем, что надо переходить в новую школу, отец ребенка считает, что надо дать ей самой решать где она хочет учиться и готов при необходимости заниматься с ней дома (математика, физика и пр. точные науки). Его позицию я тоже понимаю. Более того, я ее разделяла целиком и полностью, когда дело касалось старшего сына. Но сын совсем другой. Он в 11 лет умел ставить цель и идти к ней. Верная цель или нет - вопрос десятый. Его решение - его ответственность. Результат такого подхода в воспитании на старшем мне очень нравится. Но я совсем не уверена, что это так же замечательно сработает на младшей. У нее нет целей. В ней нет упорства. Нет тяги к открытиям и жажды новой информации. Школьная программа в началке давалась оооочень легко, но никогда у нее не возникало самостоятельного желание заглянуть за рамки этой программы. Подсунем задачки - решит, не подсунем - желания самой в чем-то разобраться не возникнет. Она не любит экскурсии, после них не возникает желание что-то дополнительно прочесть по теме. Худ. литературу только читает много и с удовольствием.
Вот исходя из этих ее особенностей, я считаю, что перейти в хорошую школу правильно. Раз она склонна "плыть по течению", то пусть хоть течение ее в нужном направлении подталкивает. С другой стороны, если за нее принимать все решения и позволять так плыть, то можно на выходе получить совсем не тот результат, который хотелось бы. Готова выслушать мнения и предложения, только, пожалуйста, не в форме "бойтесь дальше", ок?
Сегодня-завтра еще поговорю с дочерью, попробую в виде цифр донести свои аргументы в пользу перехода в новую школу.
Так, может быть, дело не в друзьях, а в том, что девочка боится в новом классе оказаться не "самой лучшей". Это нормальный страх амбициозного человека, но с этим надо работать. Что если сейчас не поднимать свой уровень, то в институте окажешься совсем в хвосте. Или не в институте вовсе.
Переходить после 4 класса лучше всего - новые учителя в любом случае, смена коллектива (плюс минус) тоже. И много новых предметов, которые желательно и 5 класс изучать на нормальном уровне. Иначе с поступлением в 6-й могут быть проблемы.
А друзья, если они друзья, то могут и в другой школе учиться ) Выходные никто не отменяет.
Еще может быть такой момент, что на тему "предательства" накрутила нынешняя школа ее. Учитель, завуч. Это мерзко, но бывает с сильными учениками, что ими пытаются манипулировать таким образом, лично.
Про "предательство" точно ноги из школы растут. Было у них обсуждение в класса в конце мая о переходе других детей :( Про наш переход еще ни кто не в курсе, дочь сама молчит как партизан.
Страха быть хуже других у нее нет, потому что амбиций в учебе нет. Ее не расстраивают текущие четверки. Высокие результаты всяких тестов она воспринимает очень спокойно. Вообще "искорки" нет. Заинтересовало что-то из программы, почитала и отложила. Решила трудную задачку, но за более трудной не полезет. Вот из спортзала готова не вылезать сутками. Ну тут как раз данных и таланта не достает.
Да, сложно принимать решения за детей, даже если знаешь как лучше. У сына как раз в конце 4 класса начались гормональные всплески, и тогда он еще не умел во время этих всплесков контролировать себя, поэтому я тоже боялась давить на него и не настаивала на переходе. И его тоже в 4 классе ничего не раздражало, наоборот, ему очень даже нравились и класс, и школа, и преподаватели.
Вот младшая девочка у меня договорная, ее можно уболтать/уговорить. Надеюсь, хоть с ней таких проблем не будет. Правда, она еще и до переходного возраста не доросла.
Мой знакомый так и не дозрел сам.. Перевели насильно, потом уступили его требованию вернуть обратно. Умный парень. Но сейчас общаюсь с ним, и понимаю, как многое он потерял, не учась в серьезной мат.школе. В результате слабый факультет сильного вуза, который по его собственным ощущениям он не потянул... (хотя вуз закончил). Недавно с ним общались - грустно его слушать...
Я же знаю, что его потенциал был намного выше.
кому как не вам знать, как лучше и правильнее сказать вашей дочке.
тут разные варианты возможны
1) вы четко и твердо говорите, что она переходит, т.к. та школа лучше, сильнее, крепче учителя, более мотивированные дети. Т.к. вы ей желаете лучшего, то ей надо туда. Нужно попробовать новое
2) вы договариваетесь о неком испытательном сроке - год-два, смотрите сами
3) вы взываете к здравому смыслу приводя разные аргументы - будет интереснее учится, лучше оборудованы классы (будет информатика или еще что-то), сможет получить хорошие знания для олимпиад, тестов, грамот, призов (вам виднее, что ее может привлечь), сможет найти еще более интересных друзей с кем сможет обсудить свой поход в музей или новоую книгу (это тоже вам известнее, моей не с кем было обсудить прочитанные книги), может новые кружки в той школе (у нас в новой школе актерское мастерство)
4) договариваетесь просто о торге! она сейчас просто слушается вас как маму, за это вы ей покупаете что-то долгожданное, делаете что-то желанное (т.к. вы понимаете ее страх и неуверенность и готовы ее подбодрить чем-то)
Но мне кажется вы сами не уверенны. или готовы подождать год. Когда вы твердо для себя решите и донесете эту уверенность для все семьи - дочкин переход будет естественным для всех.
Был подобный опыт. Иногда немного жалею, что послушала ребенка и не стала переводить в соседний класс, даже не в другую школу. Очень страдал, что в старом классе все друзья останутся. В результате один из нужных предметов дается слабо, только базовый вариант, и приходится все добирать на стороне. Но тут изначально был договор с ребенком - если уж так уперлось учиться в родной обстановке, с друзьями, то пусть не жалуется, когда после школы придется ездить на еще одни курсы. Пока все ок.
Скажите, что позвонили из новой школы и сказали, что еще пятеро желающих терпеливо ждут понедельника - освободится ваше место или нет. А встреченная во дворе мама из старой школы сказала, что половина класса расходится по другим школам и остаются одни хулиганы и двоечники. А дальше на одном дыхании говорите, что в таких обстоятельствах даже думать нечего и в понедельник бежим в новую школу, роняя тапки.
А может, и не манипуляций. Не факт, что автор достоверно в курсе, сколько ребят реально уйдет в другие школы, кто-то похитрее (и дети тоже), кто-то просто суеверен и молчит до последнего.
В моем случае сказка о пятерых желающих убедила сына не бросать бассейн и не терять место в бесплатной группе :)
Ни кто не тянул, просто ребенок умеет читать объявления на двери школы и на ее сайте :)
;) Ну тогда просто молча забирайте документы из старой школы и несите в новую. Т.к. именно вы отвечаете за будущее ребенка, а сам он в силу возраста еще не может адекватно оценить все обстоятельства.
Спасибо всем. Натолкнули меня на парочку мыслей.
В общем переводим мы дочь. Она согласилась. Сидим теперь вместе носами шмыгаем :)
Созвонилась днем с председателем РК (и почему я не догадалась сделать это неделей раньше???). Выяснилось, что уходит из класса 7 человек (моя восьмая) и приходит 9 новеньких (пока 9, может быть и больше, очень часто в начале сентября приходят дети военных). При таком раскладе получается, что на треть коллектив новый будет. Уходит одна из лучших подружек дочери. Это оказалось решающим аргументом в пользу и ее перехода в новую школу.
Разложила перед ней примерную финансовую смету. В прошлогоднем расписании добавила время на репетиторов. Дочь согласилась, что не получится у нее все успевать, а бросать она из допов ничего не хочет. Пообещала, что если ей совсем не понравится в новой школе, то переведем ее обратно в конце учебного года. Но я уверена, что там ей будет хорошо.
Папа наш тоже согласился, видя картину в классе с переводами и все финансовые выкладки.
Сидим моя мамзель в скайпе, с лучшей подружки берет обещание ее не забывать и приходить в гости как и раньше после уроков.
В понедельник идем за документами.
Вы старайтесь глядеть на ситуацию несколько со стороны. У меня дочка тоже только-только закончила 4 класс. Школу любила просто до писка, учительница, друзья, школа рядом у дома. Одни пятерки у самой, тянуться не за кем, детей, учащихся нормально - всего несколько человек. Звездная болезнь в худшем варианте. К вступительным готовилась только из-за того, что я пригрозила - если не сдаст, отдам за взятку туда же, только тогда без летнего отдыха пару лет :-) Ну и что - жизнь все расставила на места. Мы были вынуждены переехать, и ребенок перешел в другую школу уже без вариантов. Шла первый день - как на плаху. Зато потом восторг до писка уже от новой школы. А я переживала, как дурочка :-)
Меня в 10м перевели в сильную школу. Через рыдания и не хочу. Директор старой школы вызвал в кабинет и тоже убеждал остаться.
Появились друзья, втянулась довольно быстро. В 11м уже старостой класса была)).
Не виню маму и понимаю (причем довольно сразу поняла, еще в 10м классе) - другой уровень, мотивированные дети, ну и из довольно опасной компании, состоящей в основном из ребят класса меня вытащили.
Мысль - не учиться, пусть меня выгонят - довольно быстро ушла из головы.)). Но тем не менее, после всех пятерок в бывшей школе, у меня первые полгода были сплошные пары по профильным физмат предметам. Не выгнали все равно). Но я старалась.
Кстати, убедить меня мама ничем бы не смогла в тот момент.
Для вашего спокойствия и спокойствия дочки. У моей дочки была очень сильная началка. Пошли в 5 класс, начался реально дурдом-все предметы очень слабо преподают, никому ничего не нужно. Решили с мужем, что нужно срочно уходить, пока не растеряли все, что знаем. Плюс к этому абсолютно нет времени на репетиторов, так как есть каждый день тренировки в ШОР. Поговорили с дочкой. Вроде она согласилась. На осенних каникулах договорились и прошли собеседование в английскую спецшколу. Когда пришло время забрать документы, дочка начала как-то переживать(друзья и тп._. Я ей сказала, что в старую школу , если ВДРУГ что-то в новой не понравится, нас всегда возьмут. Перешли. В этом году закончила 6 класс. Все отлично.
...из бывшего класса к концу 6го класса ушли все отличники и хорошисты. В классе половина новеньких. Учиться немодно, модно получать двойки. Из старого класса дочка общается только с девочкой, которая тоже ушла. К слову -когда учились вместе, то особо и не дружили)))
Так что -слава Богу, что ушли!
И у вас все будет хорошо!
Переводить! Возможно, потом еще спасибо скажет, как и моя. Я переводила всвязи с переездом, тоже пошли сначала у дочки на поводу, приходилось далеко возить, она тоже кричала - ни за что никуда не перейду! у меня здесь друзья! Ну и школа неплохая, конечно, была. Возили ее в старую школу 2 месяца в конце 2го класса и пол года в 3м классе, всем было одно мучение.
Потом я решилась и отвела ее в ту школу, что присмотрела, на тестирование. В своем потенциальном классе она тоже побывала в этот день, он оказался очень-очень дружелюбный, все дети на мою накинулись, стали кричать - переходи к нам, я хочу с тобой дружить! Ну и моя расплылась от такого внимания и тут же согласилась на переход и наплевала на всех своих друзей из старой школы)) и до сих пор там счастлива и рада что перешла, и говорит, что и в старой школе было хорошо, но в новой намного лучше! Вот и стоило столько времени терпеть из-за ее упрямого нежелания менять школу?