Глупая идея?
Недавно поняла, что у 13летнего сына нет элементарных представлений о некоторых областях культуры (честно говоря, обо всех практически). Например, не знает имена великих художников, поэтов, писателей, композиторов, режиссеров, ученых, архитекторов. Если знает чье-то имя, то с большой вероятностью не знает названия произведений, родину, период жизни. Ребенок двуязычный, живем заграницей, в школе они точно изучали европейских художников и композиторов, с писателями хуже. Из того, что изучали, что-то помнит, но не особо много. В музеях, на выставках, в театре бываем регулярно, ходит с удовольствием, но инициатива всегда наша, сам бы не пошел. Заинтересовать всем и сразу даже не мечтаю, но все-таки стыдно не знать то, что он не знает, мне кажется. Думаю, составить списки по темам и планомерно рассказывать, показывать, используя интернет, чтобы было интереснее, но и проверять запомненное по ходу. Пусть и поверхностно для начала, но что-то узнает. Или глупо?
![r](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
У меня в ряд стоят книги: "сто городов", "сто художников", "сто чудес света" и так далее. Обо всем буквально. Когда то вышла такая серия, я для старшей дочки ее купила. Вот их полистать для общей эрудиции вполне хватает. А вот если его что то заинтересует, то в нете инфы на любую тему полно. Сам найдет.
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
А дочка эти книжки читает/листает? У нас проблема в том чтобы запомнил. Вот были мы на выставке портретов, привезенных из России, я все что могла рассказала, портреты известные, нам знакомые с детства. Кто такой Достоевский знает, а что написал не знает, кто такой Толстой знает, написал "Войну и мир", т.к. смотрел ребенок сериал, что еще написал неизвестно. Кто такой Чехов не знает, хотя ходили на спектакли Три сестры и Дядя Ваня. Про Чайковского вообще ничего не помнит, хотя в школе точно проходили. Все как-то мимо :(
![r](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Ему пока это не надо, поэтому и не помнит. Когда надо будет информация сама всплывет в памяти. Пока вы наполняете, не надо экзаменовать пока. К 17-20 годам результвт увидите только. А пока продолжайте наполнять.
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Мне кажется, чтобы ребенок был культурой заинтересован, вы сами должны ею "болеть". Не целенаправленно идти в театр, чтобы показать Лебединое озеро и дать послушать Чайковского, а самой по ходу жизни слушать классику...дома, в машине. То же и с книгами, с картинами: ненавязчиво листать альбомы по искусству, цитировать Есенина, Маяковского, Толстого (ну, или кого вы любите и кто к месту). То есть "окультуривание" не должно быть навязчивым и преследовать цель впихнуть как можно больше. Мороженым и конфетами, знаете ли, тоже можно объесться о-го-го как.
Можно надавить на чувство патриотизма: в России балет существует дольше, чем США как государство и исполнители наши лучшие в мире. Можно рассказать о мирискусниках, о сотрудничестве Бакста, Бенуа, Стравинского и многих других с Дягилевым, и какой переворот оно привнесло в европейскую культуру и даже моду. Чайковского и Рахманинова, Толстого, Достоевского, Пушкина так же знают и любят во всем мире и стыдно русскому человеку их не знать.
А вообще, это нормально, что 13-летний мальчик, не занимающийся чем-то профильным (серьезно музыкой, живописью или балетом), не увлекается ни чем из вышеперечисленного. И если в семье заведено ходить в театры, на выставки и концерты, то рано или поздно он и сам дозреет и дорастет до этого.
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Мне кажется, что ненавязчиво мы более-менее окультуриваем. Да, точно есть перекос в сторону визуального искусства, т.к. я именно этим больше интересуюсь, соответственно сколько-то разбираюсь. С музыкой туго, т.к. у нас самих знаний маловато, здесь пока только разовые мероприятия, правда, выбираем то, что может быть всем интересно. Раньше ходили на занятия в музей Глинки, и мне, и ребенку было интересно, но после переезда ничего подобного не нашли. С литературой сложнее, я явно упустила тот факт, что в наши времена дети больше читали, и добровольно, и подневольно по школьной программе. Пока аудио книжки слушаем в машине, но не русскую классику, а интересную ребенку советскую фантастику и современных Акунина с Лукьяненко. Классику я сама могу только читать, слушать не особо получается, поищу еще варианты, вероятно, не то пробовали. На патриотизм попробую давить, он на это явно ведется, в школе на химии рассказывал, что Менделеев русский ученый :)
![r](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Э... А вы точно уверены, что все это нужно?? Т.е. окультуривание в плане художников-архитекторов-.... ?
Наш пример: все окружение с в\о, у многих по два; у всех интересные и неплохо оплачиваемые работы; замечательные семьи; дети в хороших школах; все много путешествуют, ну и т.д.
При этом собственно художников и прочих - ну в лучшем случае по фамилиям знают и паре-тройке произведений, типа: да Винчи - Мона Лиза, Микеланджело - Давид, Рафаэль - Сикстинская мадонна, Чайковский - Лебединое озеро и Щелкунчик, ... Где это все находится, когда было сделано - да кому это интересно?!) И это взрослые! Про детей вообще молчу).
Но - никто никакой ущербности по этому поводу явно не ощущает))
![Anonymous2](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Ну, если вы не ощущаете по этому поводу ущербности, это еще не означает, что этого не ощущают другие, те, кто воспитывался "в другой детской". У вас с теми людьми просто разный круг общения.
Высокооплачиваемая работа не признак интеллигентности. Незнание культуры и искусства очень обедняет духовно. Не зря же раньше в аристократических семьях, наравне с математикой и языками, учили музыке, живописи, танцам.
Вспомните Пушкина:"Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка..."
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Что ж Вы цитату оборвали на "самом интересном месте"?;-) Предполагаю, что предыдущий аноним как раз и хотел сказать, что при выборе между "быть или казаться" гораздо достойнее выбрать первое, чем второе:-)
Может быть дадите какие-нибудь наводки? Идея мне очень нравится, игры до сих пор вызывают интерес, но именно на эрудицию ни во что не играем.
![r](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Мне нравится цикл Летопись веков http://www.redmediatv.ru/history/letopis-vekov/1.html
Смотрим с ребенком, но не так чтоб регулярно
Вы в свои 13 знали что-то из перечисленного? Особенно архитекторов? Думаю, что если изучать без привзки к местности (Флоренция и Микеланджело) или (Питер и Растрелли), то в голове все равно ничего не останется. Я, к примеру, в 27 лет стала изучать историю искусств с частным преподавателем. Мне вдруг стало это совершенно необходимо. Занимались 5 лет, попутно изучила историю христианства. Это к тому, что узнать что-то никогда не поздно, было бы желание. Может подождать пока ребенок тоже заинтересуется чем-то из вашего списка, иначе это набор энциклопедических знаний без истории и эпохи?
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Знала писателей, читала много, но это просто время такое было, думаю, тогда много было читающих детей. Про писателей и поэтов знала немало, биографии любимых изучала специально. Я отнюдь не гуманитарий, не было даже мысли что буду чем-то окололитературным заниматься профессионально. Визуальное искусство меня с детства интересовало, повезло с учителем рисования в школе, я много от него узнала, хотя и только про российскую живопись, остальное уже во взрослом возрасте самостоятельно изучала, но интерес точно из детства. Архитекторов не знала вообще, было довольно стыдно, когда в 20 лет это выяснилось. Есть у меня опасение, что при современном ритме жизни интерес может вообще не проснуться или не реализоваться :( Понятное дело, что ребенок не я, поэтому и думаю хотя бы о формальных знаниях, если интерес проснется, он и без моей помощи, надеюсь, так или иначе получит знания. Если не секрет, как вы нашли преподавателя?
![r](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Училась в школе дизайна в Москве, чтобы сделать не первый ремонт для себя. Там был краткий (слишком краткий) курс искусствоведения. У преподавателя этого курса я и брала уроки, она отличный профессионал, преподавала в тоже время в известном худ. училище. Много читала дополнительно, были и походы в музеи и даже поездки по Европе в соответствии с изучаемым материалом. У моих детей интереса к исксству пока нет, хотя и ходят заниматься к художнику (мы не в России теперь), у нас отличная (мирового уровня) картинная галерея, они идти не хотят, я и не тащу, помня эти скучные походы с классом в Третьяковку в детстве. Все придет, если должно прийти. За незнание писателей буду ругать (детям 8-8-11), все остальное пока подождет. Были в Питере, Петергофе, Пушкине несолько лет назад, это было нужно мне, они ничего не оценили и не запомнили. Начнется история в школе, тогда и буду показывать города\страны по мере накопления знаний. Пока природой больше интересуются, знают многие вещи лучше меня, кмк. Природу и показываем (Grand Canyon, Niagra falls и тд).
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Если у ребенка не будет дальнейшего регулярного использования этого материала, то все провалится/забудется через короткий срок. Имхо.
Мы так готовили сына по художникам, затем ездили из Нска в Третьяковку, ну может быть пару-тройку моментов он через год еще помнил, не более. Просто сфера его интересов - история, либо средневековая, либо военная, и художники туда не вписываются, он про них и забыл.
Читает в основном фэнтези типа "Лабиринт", "Дивергент", "Голодные игры", это все из списка рекомендованной в школе литературы, в котором, кстати, никаких англоязычных классиков почему-то никогда не было. Мы в англоязычной "читающей" стране. Даже Шекспира они проходили странновато, не обязательно было что-либо читать, ходили в театр несколько раз и сами ставили спектакль по мотивам. Тоже подход, конечно, но для меня непривычный. По-русски для удовольствия не читает, слушаем вместе русские аудио книжки. Стругацкие понравились, но сам читать все равно не стал :( Слушает местный рэп, но без фанатизма, с нами слушает русский рок, типа БГ и Машины, Ленинград ему нравится, но скорее из-за хулиганской направленности. Фильмы смотрим вместе самые разные, в кино ходит на практически все новинки от мультиков до Бонда.
![r](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)
Почему вы считаете, что что-то из перечисленного не знать - стыдно?
Вряд ли в голове совсем уж пустота; т.е. ребенок просто знает много чего из других областей, более ему интересных. А впихивать ненужную в данный момент ему информацию в надежде, что где-то когда-то он сможет поддержать разговор о культуре - не достаточно ли бессмысленное дело??
![Anonymous](https://cloudstatic.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg?w=32&h=32&crop=1)