6-ти летка и синдром отличника

копировать

Посоветуйте как помочь ребенку. В садик не ходит. Но очень общительный и деятельный ребенок. В прошлом году ходили на много разных кружков - никаких проблем не было. В этом году просто кошмар - после каждого занятия слезы. Если кому-то поставили "пятерку" или похвалили, а его нет - сразу слезы, если что-то не получается - опять слезы. Пытаюсь объяснять, что ошибаться - это совершенно нормально, на занятия для того и ходят, чтобы учиться, а если все уметь хорошо делать, то и занятия уже не нужны. Что чтобы что-то новое начало получиться, надо сначала немного потренироваться и с каждым разом будет все лучше и лучше получаться. Говорю, что вообще не важно,хвалит ли педагог, какая "оценка" и как получается, главное - это получать удовольствие, что он на занятия ходит именно для удовольствия и собственного развития, а не чьей либо оценки. На все это он отвечает - ты ничего не понимаешь, я хочу быть лучше всех и чтобы меня хвалили. При этом я сына вообще всегда хвалю, никогда ни за что не ругаю, во всем поддерживаю и помогаю, но вот нужно ему признание общественности и очень из-за этого страдает. Как помочь? Что делать? Может это какой-то возрастной переходный этап и пройдет само? Но у старшего ребенка ничего подобного не было

копировать

"При этом я сына вообще всегда хвалю, никогда ни за что не ругаю...".

Т.е. он ВСЁ и ВСЕГДА делает идеально и НИКОГДА не хулиганит?)

копировать

да нет конечно - всякое бывает. Но в большинстве случаев ему достаточно объяснить, что так неправильно поступать и ругать, наказывать нет необходимости. Просто я хотела подчеркнуть, что недостатка похвалы и ласки дома он не испытывает и не поэтому так ждет похвалы и хороших оценок на занятиях

копировать

хорошо б с психологом посоветоваться насчет как себя вести и какие аргументы использовать
возможно вы не корректно оцениваете ситуацию, взгляд со стороны не помешал бы
ну попробуйте аргумент, что отличникам ужасающе трудно живется - надо столько учить, страшно НЕ получить пятерку
один год еще ладно, увлекает
но школа - 11 лет
и все годы в таком напряжении? не поиграть, не выспаться - некогда, учить надо, потому что страшно получить ниже 5ки
мопед отчасти мой: дочка часто говорит как же хорошо живется двоечникам, не выучил - не страшно, не новость, выучил - ах, какой молодец, а отличника кто похвалит за 4ку, даже если накануне учил из последних сил через головную боль
но у вас возможно не тот случай - не 5ку хочет себе, а завидует другим
тут аргумент про нормальность ошибки и удовольствие от учебы не прокатит
а потому и не действует
удовольствие-то не от оценки, а от чувства превосходства надо другими

копировать

правильно говорят перехвалили, я тож свою перехвалила, было примерно то же - стала иногда указывать на не идеальные моменты. что надо еще постараться. поработать. готовились к школе - ошибка была трагедия, чуть ли не слезы - мягко учила спокойно исправлять ошибки - или стирать или зачеркивать, напоминала что ты же еще учишься, ошибку сама нашла - это нормально, исправь.

копировать

мы тоже активно готовимся к школе, и тоже не только хвалю, но и на ошибки указываю, и говорю, что пока не очень хорошо получается - надо еще потренироваться. Причем стараюсь потом подчеркивать -вот помнишь, вчера у тебя плохо получилось, а сегодня гораздо лучше.

копировать

И как реагирует на свои ошибки? Моя по началу в слезы, потом уже тихо тихо более спокойно на все стала реагировать.

копировать

Перехвалили.
Критика и похвала должны дозироваться и уравновешиваться.
Надо было в детский сад водить. А так он сидит дома в своей детоцентрической семье весь захваленный.....

копировать

так он же не дома все 6 лет до этого сидел - в прошлом году каждый день ходил на разные занятия, постоянно в разных коллективах и таких проблем не было. Хотя были и разные педагоги, и оценки тоже разные, когда хвалили, а когда и ругали, но он к этому нормально относился, а теперь вот

копировать

Нервная система доросла до понимания, что он не пуп земли. Просто обычно к этому моменту ребенок уже знает, что он не самый лучший на земле и спокойно относится к необходимости работать и получать за это похвалу. Но ничего страшного, порыдает и дойдет до него рано или поздно.
Разговаривайте-разговаривайте-разговаривайте. Измените ключ бесед с "получать удовольствие и фиг с ними с оценками" на "вот Маша лучше читает, а ты лучше рисуешь - это нормально и так всегда будет - кто-то в чем-то лучше, нельзя быть красивее и умнее всех постоянно (примеры великих художников, математиков и т.д.), зато можно стараться быть лучше самого себя вчерашнего, это безпроигрышный вариант". Может, это ему понятнее будет?

копировать

вы знаете - и такой аргумент тоже приводила, не помогает( Буду пробовать еще, может перерастет потихоньку, осознает... Но что делать сейчас? Меня уже трясет - на занятия его вести не хочется. Как попугай каждый раз после занятия пытаюсь его успокоить, привожу все аргументы, но не доходит до него(

копировать

Хочу сказать по поводу "каждый раз пытаюсь успокоить"... А если не пытаться каждый раз? Ну, для разнообразия... Наоборот... Ну поплачь, поплачь, может легче будет, хочешь и я с тобой... А чего плачем-то? Что Маше "5" поставили? От зависти плачем или чего? Так сильно завидно? ТЕБЕ не поставили? А за что надо было? А Маша не может быть умницей? Ну и т.д. чтоб сам попытался сказать ЧТО его так расстраивает... А что изменится от нытья нашего? А что надо сделать чтоб изменилось? Ну и про оптимистов и пессимистов тоже, с каким отношением легче и лучше жить...

копировать

Спасибо, попробую так сделать

копировать

А вот тут вы зря. Чего трясет-то? Ребенок цел-здоров и упитан, ничего критичного-то не происходит, трястись совсем от других проблем надо. Может, потому и не помогает, что он не свою эмоцию проигрывает, а манипулирует вами, найдя чудный способ доводить вас до трясучки?

копировать

Вы правы, попробую вообще не акцентировать на этом внимания, чем-то сразу отвлекать и не показывать, что переживаю

копировать

Поводите его на какой-нибудь командный спорт - типа хоккея или футбола. Там индивидуально лучших - целый воз, а вместе они - команда. Очень хорошо отрезвляет деточку, что могут быть дети и лучше его, и хуже его, и вообще все разные. А еще сегодня он лучше всех, а завтра Вася лучше всех. Моему тоже 6 лет, тоже в сад не ходит, но 5 раз в неделю ходит на хоккей второй год, очень быстро ушло из его лексикона -" я первый", поэтому на подготовке к школе нет проблем типа - его похвалили, а меня нет. Рассказывает, что того похвалили, потому что был самый умный и т.д. А я в следующий раз буду на вопросы отвечать и меня тоже похвалят.

копировать

у моей тете было стремление к совершенству с самого раннего детства- школа с золотой медалью, институт- шла на красный диплом... на 5 курсе поехала крыша. все закончилось шизофренией

копировать

шизофрения нынче появляется от пятерок ?

копировать

Мне кажется, это не синдром отличника, а период привыкания к пока еще очень размытому для ребенка понятию "школа" как к системе с оценочной шкалой, где не просто: "Молодец!", как в игре в садике или на развивающих занятиях, и практически всегда и всем - поощрительная, поддерживающая похвала за участие, а четко обозначенные критерии для похвалы-оценки.