Проблема с русским
Сын учится в 4 классе. С русским языком просто беда, диктанты пишем плохо (дома тренируемся, но не очень пока помогает), списывает текст тоже с ошибками (но не много), не понимает окончаний у прилагательных (например весеннее солнце может написать весенние солнце), правила все вроде знает, но ошибок много в текстах. Бьемся с этим русским 4 года и впустую. И я только сейчас задумалась, что это могут быть логопедические проблемы (до школы ему логопед при садике ставил шипящие и Р). Подскажите, может у кого-то так было, будет ли польза от обращения к логопеду, сможет ли он что-то определить? Я в замештельстве...
Это и есть логопедические проблемы. Плюс работа с психологом. Сами можете усугубить проблему.
не совсем, надо уточнять
просто "логопед" ставит произношение звуков
а вам нужен тот, кто ставить письменную речь, их часто именуют дефектологами чтоб различать
Ну так он же для этого и учится в школе, чтобы к окончанию школы писать без ошибок. А пока имеет право ошибаться. Анализируйте ошибки и повторяйте правила. Научите вычитывать написанное, пусть проверяет сам себя.
Если ребенок не понимает, о писать с слове или а, если он запутался в окончаниях -тся -ться - это одно дело, и для этого учатся в школе. Если ребенок четыре года подряд может не замечать гласных букв в слове и писать вообще без них, ели он мягкий и твердый знаки игнорирует, даже когда вслух произносит, если он может начать писать слово с середины - это системная ошибка,а не то. что "через десять лет выучится". Не сталкивались вы с подобным - сразу видно, и слава богу. Я еще год назад тоже не представляла, что такое бывает.
Я сама из тех кто делал вот такие ошибки в школе. У меня были вечные 5/1 за изложения. Ибо ошибок и описок была тьма. Лет через 5-6 обучения мозг сам компенсировал эту проблему и все наладилось. Поэтому и отношусь к этому так. Нет никакой трагедии в этом, главное не опускать руки и заниматься. И еще читать.
Гарантируете, что у всех будет как у вас? Читали-то вы тоже со скоростью 2 слов в минуту. да? не опускать руки можно, только школьная программа не стоит на месте. пока мозг обирается собраться.
Я упрямая была и родители дали понять, что вариантов не будет, надо стараться, надо прикладывать усилия.
Вот у меня у младшего схожая проблема, зрительно путает буквы, логопед это выявила и сказала, что в этом будут сложности. Причем на слух все нормально, а зрительно путает.Но логопед сказала, что все это пройдет при постоянных занятиях. И мы все с ним читаем ежедневно, учительница, которая знает о проблеме, няня дома, я вечером, муж через часик после меня и еще дочка иногда. Каждый понемногу. И улучшения есть. Уже не два слова в минуту, уже слов десять в минуту прочесть может. А в начале был вообще ступор, читать отказывался, запаниковала учительница и тут я вспомнила о том что логопед говорила и начали все с ним читать.
В речи их можно проговорить - д-е н-мягкий знак. И потом все рано не написать в тетради. И особенно не написать - когда идет диктант и болтать запрещено.
Вам правильно сказали-самим ничего не делать,толку никакого,только усугубите проблему.Заниматься нужно только с логопедом.Только один большой вопрос,где его найти с высокой квалификацией?Девочки-припевочки-пустая трата времени,а время неумолимо течет и с каждым годом будет только хуже(((
Так надо пробовать. У меня один из старших пару месяцев занимался, и ощутили результат. А другая вообще в конце концов без логопеда выжила. С трудом, конечно, но более-менее нормализовалось.
Могу напеть радужных сказочек, что обязательно ве у хороших деток будет хорошо. потому что это хорошо - хотите?
Второй год это мало, эффект будет с логопедом или без него года через несколько лет только. Время длительное требуется.
наивная. Во-1 ребенок до школы активно не пишет. А кроме устной еще есть письменная речь. Если с устной речью у ребенка может быть все более, чем отлично, то с таким же успехом с письменной могут быть проблемы. Вот как раз с ней и обнаруживаются проблемы к середине-концу 1 класса, а никак не в дошкольном периоде.
Я вам совершенно искренне желаю и дальше не получить возможность в жизни хоть на каком-нибудь личном опыте увидеть, "каким образом" такое происходит
Как можно было не заметить? Ну расскажите, что бы вы замечали. если ребенок рос звездочкой группы в детском саду, когда нужно был устроить показуху - со стихами и вступлениями вставляли именно этого ребенка - выучить и красиво рассказать никаких проблем. Ребенок выучил к 5 годам буквы и к 6,5 читал по слогам, подготовки к школе было аж 2 - в саду и в самой школе, и в обоих местах не могли нарадоваться, говорили, что вообще это все не нужно, если только к учительнице привыкнуть (ради того в школу и ходили) . А дальше все остановилось на этом самом этапе подготовки. И дальше чтения по слогам уже два года как дело не идет. Логопед занимается второй год. В саду был свой логопед - у него претензий никаких не было - это он научил читать по слогам.
Могу еще на какие-нибудь вопросы поотвечать, если вам и вправду интересно.
У нас похожая история. Ребенок мастер разговорного жанра, общается и повествует так, что заслушаешься. Выступать всегда обожал. На всех занятиях в саду первый, всегда поднятая рука, все буквы знал, алфавит назубок, слоги сразу пошли, из слогов слова без проблем составлять начал. А дальше...провал.
Так он не завтра ее и заканчивает. Не понимаю вашей торопливости в этом. Вас текущие оценки смущают? Оценки нужны, чтобы понимать где проблема, что надо доработать, к чему больше усилий приложить. В школе учатся, а не результаты демострируют. Не нагнетайте, ребенку и так сложно. Успокойте его, скажите что вы с ним справитесь. И занимайтесь, уделяя проблемным местам побольше времени.
Не нагнетать? Ок, скажите, в каком месте я негнетаю. двойки ничего не значат? Если их рисуют в тетрадке просто так. а не оценивают знания - то да, не ставят. Что ребенок к 11 классу научится как-нибудь читать словами, я почти не сомневаюсь. Только школьная программа - это не только возрастающая в течение 11 лет скорость чтения. это инструмент. и уже сейчас, во 2 классе, например, нужно читать и учить правила. чтобы понимать, как и что писать в сложных предложениях. А ребенок прочитать и понять нормально не может. Уже сейчас нужно учить правила по математике и решать с их помощью задачи - а ребенок пока условие задач до конца дочитает, забудет ил перепутает "на сколько" и "во сколько", пока по слогам перебирает. Я уж молчу про время - пока остальные дети без проблем успели перерешать 10 уравнений и у них все на опыте в мозг впечаталось, тот ребенок с трудом ковыряет одно - и разумеетеся. нифига механизма решения не запоминает, а урок закончился.
Это только так. навскидку и самых показательных примеров. почему отсутствие нормального чтения влияет не только на оценки за диктанты и за скорость чтения. а на весь процесс обучения вообще.Школа заканчивается не завтра? Но завтра будет более сложный уровень по математике, по окружающему по английскому, а у ребенка проблем сейчас, и когда завтра будут учить новую тему, а послезавтра следующую, у ребенка будет накапливаться двойное-тройное и далее отставание не в освоении правописания, а в освоении всей программы.
дальше объяснять, или уже понятно, что логопедические проблемы - это не просто за 10 лет научиться на нужное место мягкие знаки вставлять?
Я все это прекрасно понимаю, но от того, что вы нагнетаете быстрее процесс не пойдет. Я тоже хотела бы быстрее, выше написала про младшего с подобной проблемой, но выдыхаю воздух, стараюсь не сравнивать и отношусь с пониманием ибо сама страдала от невозможности в детстве что то усвоить. Это как стена в сознании, барьер. Постепенно мозг находит обходные пути и нарабатывает связи. К сожалению, это не быстро, но есть очень значительный плюс в этом во всем. Человек настолько привыкает к методичной работе и каждодневному труду, что в итоге заканчивает обучение даже с лучшими результатами, чем те, кто проблем не имел.
Мне сложно было первые несколько лет с языками, зато после 5-6 класса проблемы ушли, а привычка к занятиям осталась и я училась легко. Легко закончила школу, поступила в вуз, легко его закончила все успевая.
Не сложная программа, я вот сейчас с третьим ребенком ее прохожу, ничего нет в ней такого что не мог бы усвоить ребенок с нормальным интеллектом. Значит читать ему пока условия задачи. Мы читаем и отрабатываем, отрабатываем основную проблему. Вот вчера замерила скорость, 14 слов в минуту уже читает, но это знакомый текст. Мы читаем пять раз один и тот фрагмент текста. Вот на пятый раз 14 слов в минуту. Три месяца назад было от силы пару слов. А сейчас ребенок уже может в игрушке сам прочитать фразу, которая ему интересна. Моему семь лет, первый класс, первые месяцы учительница не советовала настаивать, типа сам зачитает, а потом и она запаниковала. Три раза до школы мы его учили читать. Буквы запоминает, слоги и слова складывает, а потом идет протест "не хочу". Ну вот каждый раз я думала что рано и оставляла дозреть ребенка, а теперь уже некогда
Само не образуется. Трудиться надо над этим. Каждый день. У людей после инсульта мозг новые связи образует при постоянных упорных тренировках, а тут мозг еще растет, то есть тем более наработать все можно.
Спасибо. что сейчас сказали мне о том. что я и так давно делаю - ваши предыдущие спичи очень много нового мне сообщили.
Нет чудесной таблетки и чудо специалистов, которые за вас и вашего ребенка все сделают. Надо просто смириться с тем, что решение этой проблемы требует методичного труда и времени.
Спасибо, что сообщили мне об этом, Кэп. А я где-то их спрашивала? Или вы лучше себя чувствуете. сообщая всем и так известные им банальности? ну наслаждайтесь, мне не жалко ;)
Наша учительница сказала не в коем случае не читать ребёнку условия задачи. И после того, как я прислушалась к ней-ребёнок стал лучше усваивать условие.
Это потому что ваш ребенок читает. А мой пока не читает в такой степени, чтобы справиться самому. И приходится идти на такие меры, ибо с самой математикой все хорошо, нельзя лишать успешности в том, что он сам может и что у него хорошо получается. Чтение наладится со временем, но не стоит в это время упустить математику. И да, дома мы помогаем условие прочитать, в школе учительница, которая знает о проблеме ребенка.
С чего Вы решили, что мой ребёнок читает? У меня плохо читающий логопедический ребёнок+ учитель с большим стажем.
А что врачи говорят (неврологи,психиатры)? Странный, конечно, регресс. Вы обращались к врачам, обследовали, для начала, на эпи активность?
Почему регресс? просто отсутствие прогресса, точнее он о-о-о-чень медленный (то, чему обычные дети учатся к середине первого класса, мы достигаем к концу второго). Неврологи проблем не видят, психиатр тоже - говорили, о это не из их компетенции, это к логопеду.
Ну ок, резкое замедление. Понятно, что дети не роботы, у всех есть свои спады и периоды повышенной тупизны, но при целенаправленных постоянных и усиленных занятиях, если нет сопутствующих проблем, обязательно будет прорыв. Вы описывает дошкольных период, видно, что ребенок развивался высокими темпами (обычно, все-таки, проблемы с письмом-продолжение проблем с речью, поэтому раньше и существовали речевые школы для таких детей). А,судя из Вашего рассказа, у хорошо развитого ребенка резко ухудшается ситуация и навыки формируются крайне медленно. Тут надо обязательно исключить органику. Может проблема в учителе или классе? Ребенка что-то сильно травмирует, отсюда и ступор? У моего младшего был затык и с чтением (научился читать ровно за год до школы, но все нарастало очень быстрыми темпами), и с английским (с ним прорыв случился после планомерных занятий, с моей помощью, иногда английским по 5 часов подряд могли заниматься (в выходные, конечно), но результат, хоть не сразу, но был, а то я уже решила, что не дано ему вообще). Я бы, на Вашем месте, прошла хорошего невролога и хорошего психиатра (пусть Вас не пугает название, среди них есть очень толковые), чтобы понимать, куда двигаться. Ведь не зря же раньше были речевые школы (в регионах до сих пор сохранились), может попробовать найти специалиста из такой школы, у них глаз наметан. Простые логопеды, да, дальше звуковки не видят, к сожалению.А потом и вылезают в школе всякие неприятности((( Очень хочется помочь ребенку, представляю, как ей нелегко в школе(((
У ребенка эпилепсия в семейной истории (я, собственно), так что неврологи разные ее вдоль и поперек изучали и продолжают это делать. А в школе все вообще прекрасно - вот сейчас она наоборот переживает, что уходить придется.
А дизлексию и дисграфией кто исключал? Если не ошибаюсь, их тоже психиатр ставит. Все-таки посетите этого специалиста. Многое, действительно лежит не в компетенции неврологов и психологов. То, что эпи исключили-уже хорошо. Я Вам также могу рассказать позитивный пример (человек уже кандидат исторических наук, доцент вуза в Москве)-всю школу был крайне неграмотным (писал-говорил хорошо, но до окончания школы жы-шы и прочие, казалось бы, очевидные, прелести), чудом сдал вступительное сочинение (просто заменял на те слова, которые 100%знал, как пишутся, которые, в свою очередь, зазубрил). Грамотность пришла, когда в институте начал подрабатывать корректором, тогда и произошел прорыв. Очень благодарен школьным учителям, которые не гнобили за такую особенность, а относились с пониманием. Сейчас сам не понимает, что такое с ним было всю школу.
Дислексию и дисграфию исключал нейропсихолог.
А эпи еще не исключили - по исследованиям мотаемся. Точнее как - говорят, что диагноз не могут поставить, если нет приступов. а их нет, и вообще ничего нет. но есть активность на энцефалограмме, не сильная. Потому - "давайте вы сделаете еще это. и это и это". Ну вот пытаемся, делаем.
Позитивных историй и я знаю много. Вот только чтобы прорыв в институте произошел, нужно туда поступить сначала :) А без нормального чтения и письма, с отставанием по программе уже во втором классе - это как?
Да я в общем руки не заламываю и головой об стену не бьюсь. не всем быть отличниками, и без этого живут люди. Ирка сама по себе очень позитивное существо и сильные стороны у нее есть и их мы развиваем. Просто проблема с обучением - она есть тоже, и я ее не замалчиваю, я с этим пытаюсь работать..
Конечно, ужасно, что в Москве позакрывали речевые школы и логопедический классы (может где-то еще остались, но во всех школах нашего района логоклассы прикрыли, детей распихали по остальным), а ведь были, действительно стоящие классы малой наполняемости с хорошими специалистами :-( Все бросили на плечи родителей :-( Хорошо, что проблемой занимаетесь, на самотек не пускаете и эпи под пристальным контролем. Представляю, как такая неопределенность дестабилизирует. Если органики нет, то занятия обязательно дадут эффект, но понимаю, что руки порой могут опускаться. Современные школы, к сожалению, совсем не учитывают индивидуальных особенностей. А что врачи говорят, вот эта малая эпиактивность не может давать такой результат?
Единственное нужное, что вам могут назначить, чтобы подтвердитт или исключить эпилепсию - ночное ээг.
Я самодиагностикой не занимаюсь, слушаю, что врачи говорят. Ночное ЭЭГ вот сейчас как рас собираемся делать. Но боюсь за большие деньги получу ту же бадягу, что сейчас слышу "ну приступов е нет, активность небольшая, для диагноза нет оснований, но вам все равно надо исключить из жизни все и запечататься в комнату с плюшевыми стенами, потому что а вдруг".
Нам как раз по ночному ЭЭГ сняли диагноз эпи, оно делается 12 часов, во сне если есть какая-то активность - обычно её видно сразу и чётко. КТ/МРТ делали для исключения органики (простите, если уже говорили, пропустила)?ПМПК проходили вы?
В результате, Вам могут диагноз так и не поставить, просто исключить эпи, органику, и корректировать в итоге придётся "какие-то последствия какой-то неврологии". Главное - что говорят дефектолог и логопед, какие методики предлагают.
МРТ делали, ПМПК - с чего проходить? На нее не направлял никто - ребенок развит по возрасту, триместре вот только что первая тройка получилась, что читает медленно - ну не всем с первого клсса по 100 слов в минуту читать.
Скорее всего ночное ЭЭГ и поставит точку в Вашем вопросе про эпи.
Если что-то будет там, советую показаться не просто неврологу, а эпилептологу, например, Ноговицын в Невромеде, дорого, правда.
У моего ребёнка на протяжении 2-х лет была эпиактивность на ЭЭГ, только вот недавно ушла.
Тогда я бы на консультацию к другому специалисту обратилась, хотя бы ради диагностики. Лишнее мнение не помешает.
Все проблемы берутся откуда-то - это или диагноз невыявленный, или неумение структурировать знания, или...
Искренне желаю Вам справиться и найти "своего" специалиста, чтобы у ребёнка была положительная динамика!
Были у троих, а еще у нейропсихолога и двух психологов - семейного и детского. Мало?
Все то. что тут советуют сделать автору (и мне) мы начинали еще в прошлом году и активно продолжали этой осенью. Хочется автору пожелать удачи, и чтобы все получилось. но у нас пока не получается.
Сочувствую, что не получается. Дело не в том, что мало, а в том, что ребёнку, видимо, не подходят методики тех специалистов, с которыми занимаетесь (раз нет прогресса). Мы с младшим логоребёнком сменили двух дефектологов и двух нейропсихологов, прежде чем началась положительная динамика. С логопедом сразу повезло.
Старшего в 3 классе, с подобной проблемой (с русским языком), два или три раза тестировала дефектолог младшего по разным каким-то методикам, и в результате сказала, что ребёнок "не её профиля", у него просто не "уложились" в голове некоторые правила. Посоветовала пособие и пару методик списывания/запоминания слов, и сейчас, в 5 классе - всё стало в разы лучше! Конечно, усиленно готовимся перед диктантами, объёмные д/з делает сначала в черновике и пр. и пр.
ну тут же дело не в количестве же, а в качестве. есть светила логопедии, а есть заштатные логопеды, которые звуки ставят, и то плохо.
согласна, что без понимания источника проблемы, который должен выглядеть похожим на диагноз - нельзя ее решить. отсутствие серьезной динамики в занятиях это только подтверждают. нет смысла заниматься тем, что не помогает. есть смысл искать альтернативное мнение.
У ребенка нет СДВГ? Именно компонента ДВ (дефицит внимания)? Я Вам выше писала, посетите психиатра и невролога, раз такой штат психологов и нейропсихологов не может выявить проблему. Ваша девочка же танцами занимается, если не ошибаюсь, с межполушарными связями не должно быть проблем, надо копать в другом направлении. С поведением, общением со сверстниками и учителями, как я понимаю, проблем нет? Западает только учебный компонент, связанный с чтением и русским?
Нет у ребенка никаких диагнозов вообще. Мы были у нескольких неврологов. у двух психиатров, у психолога, нескольких логопедов, эпилептолога и нейропсихолога. В учебе уже давно западет все - потому что все с чтением и запоминанием мелких деталей связано.
Эх(((даже не знаю, как поддержать и чем помочь тогда( А сколько слов в минуту читает сейчас и какая скорость на начало первого класса была? Выше Вы написали, что только первая тройка в триместре по русскому, может тогда не настолько все западает, а Вы ждете лучших результатов? Не с двойки на тройку же учится, а всего одна тройка... Многим мамам-отличникам тяжело принимать, что дети не отличники, а система оценивания сейчас строже, чем в нашем школьном детстве. Я бы сейчас, наверное, тоже на 3-4 училась, с редкими пятерками в четвертях.
Спасибо :) Да мне особо поддержка не нужна - я ж тут не на жизнь плачусь, просто делюсь опытом - вот так бывает, что пока не помогает вообще ничего из известных способов преодоления проблемы. Но - будем пытаться дальше ;)
Скорость чтения - на начало первого класса это были очень медленные слоги я прост не засекала на конец первого класса - 8. Сейчас примерно 25. Я честно говоря давно не замеряла, мне важнее. чтобы она вообще читала. и чтобы читала правильно, а не угадывала слова. не начинала читать с середины, не пропускала буквы и т.д. По русскому, кстати тройки в триместре нет. Дрессировать сея хоть как-то контролировать буквы в диктанте Ирка таки учится потихонечку. Еще очень спасают словарные диктанты - у нас очень мно сделано, все слова разделены на группы, и каждую групу нужно проспиывать каждый день после домашней работы - чисто механически это запоминается все-таки. Но в домашних тетрадях у нас и тройка - редкий гость, одни двойки. Контрольные списывания - просто наш провал - опять же, потому что чтобы правильно переписать. нужно сначала прочитать. что переписываешь. Тест по чтению ни один выше тройки не написан - пока дочитает предложение. запутается в значениях слов, к окружающему тоже относится. тройка у нас по математике тоже по той же само причине - путается в понятиях что чего обозначает. какая бука к чему относится. дома проблем нет - все от зубов отскакивает. И поверьте. для меня ее тройки и двойки - это совсем не крах в жизни. Я просто хочу понять, что же мне делать, чтобы таки ребенку помочь, потому что школу хоть как-то заканчивать надо будет . А я пока не вижу, что еще я могу сделать. чтобы хоть какой-то результат начал рисоваться на горизонте. Те успехи. которые у нас есть полностью хоронятся отставанием, которое успело накопиться за это время.
А для того, чтобы потешить родительские амбиции - вон ее танцы есть. так что с родительской реализацией все хорошо. да и вообще сама Ирка - слишком жизнерадостный ребенок. чтобы я хоть из-за чего-то руки заламывала ;)
у меня с ребенком та же ситуация. Только читает нормально, поэтому на других предметах не отражается. А вот с русским один в один. Самый мрак был в конце 1 и во 2 классе. Я тоже в отчаянии была, ничего не прошибало. Словарные диктанты - всегда 2. Сочинения, изложения 5/2. Тоже руки опускались. Много работали во 2 классе - диктанты сами писали, со словарными словами альбом был - рисовали его, писали, выделяли орфограммы, придумывали предложения. И даже оформив это слово в альбоме, на след. день в диктанте мог его написать как угодно. Но, сейчас, в 3 классе, я начинаю уже наблюдать сдвиги. В тетрадях четверки стали частыми гостями. Общий балл во 2 классе еле натянутая тройка - 2,87, сейчас твердая тройка, ближе к 4.
Автор, я не логопед, а школьный учитель русского языка. Меня удивляет, что сегодня многие родители готовы чуть что вести ребенка к логопедам-дефектологам и нейропсихологам. Да, бывают случаи, когда они действительно нужны. Но это редкость.
То, что вы пишете, абсолютная норма для начальной школы.
К 4-ому классу дети проходят очень мало орфограмм - жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ь знак на конце слова после шипящих, разделительный твердый и мягкий знак. Безударные гласные в корне. Непроизносимые согласные. Правописание личных окончаний глаголов. Все. Ну и словарные слова надо учить с первого класса регулярно.
Если ребенок ошибается в том, что было пройдено, то повторяйте и повторяйте до автоматизма.
Есть три разных способа:
-проговаривание (утрированное, когда силой голоса выделяем орфограммы),
-правописание, когда слово, в котором была допущена ошибка прописываем правильно 1-3-5 строчек
-поиск ошибок в своей или чужой работе
Вот сочетание этих трех моментов тренирует языковую, слуховую и зрительную память.
Окончания прилагательных дети проходят в конце 3-ей четверти 5-го класса. До этого времени ребенок имеет полное право на эту ошибку. Учителем ошибка должна исправляться, но на оценку это влиять не должно. И даже, когда материал изучен, ребенок имеет право на ошибки! У него статус такой -ученик.
Вот б всех взрослых за ошибки в работе по дефектологам водили)
Добавлю еще.
Вот есть такая статистика, точнее, личное наблюдение за почти 20 лет работы. В любом классе есть дети, которые пишут очень грамотно. Не обязательно они любят читать, кстати. Таких человека 2-4 на класс из 30-35 человек. Все остальные дети сталкиваются с какими-то проблемами. Это может быть нечитаемый почерк, слабая память, неумение формулировать мысль грамотно. Большинство детей знают правила. Спросишь - ответят не задумываясь, но ошибки все равно делают, даже там, где теорию знают.
Ну я вроде не сразу веду к логопеду, просто задумалась на днях, 4 класс уже, а все никак русский не одолеем.
А орфограмм у нас не очень мало (еще в 3 классе было 13 штук минимум).
И слова прописываем в строчку, я поэтому и завела топ, узнать - нужен логопед или дальше пытаться зубрить-писать-учить.
Я как раз тот родитель, который лишний раз не поведет ребенка к дефектологам, да и не было этой практики в то время, когда я впервые столкнулась с обсуждаемой здесь проблемой. Так случилось, что школа сама протестировала третьеклассников у логопеда, и мой ребенок, имевший небольшие проблемы с русским, попал на это тестирование, получил "диагноз" от логопеда - мой клиент и предложение походить на занятия прямо в школе, после уроков. Как я выше уже писала - через 2 месяца я увидела результат, а логопеда даже в глаза не видела. При том, что старшая девица, которая на тот момент была в 5-м классе и уже проявляла чудеса сознательности в деле заучивания всего, что только можно, так и окончила школу, выучив наизусть до буквы все варианты сочинений, которые могут попасться на экзамене потому что иначе в слове "ещё" могла сделать 4 ошибки. В нашем случае время обратно уже не открутить, к сожалению. Но современного родителя, готового прибегнуть к довольно распространенной практике, зачем отговаривать?
О вашей ситуации ничего не могу сказать, возможно вашему ребенку действительно нужны были занятия с логопедом. Или просто чуть больше внимания со стороны любого компетентного человека, не обязательно логопеда.
Я отвечала автору, в 4-ом классе ошибаться при написании окончаний прилагательных - нормально и не стоит того, чтоб бежать к логопеду.
Обращаться к дефектологу стоит, когда ребенок систематически пропускает слова, слоги или буквы, либо путает буквы, например пишет Б вместо Д. Если он во 2-3 классе "зеркалит" буквы, не пишет Ь и Ъ.
Если же ребенок ошибается в орфограммах - это норма. Он учится. Если б не ошибался, зачем ему тогда ходить в школу?)
У многих современных педагогов, и, как следствие, у многих мам, слишком завышенные требования к детям.
Где же мало орфограмм они прошли??? У меня ребёнок ещё только во 2-м классе и они чуть ли не каждый день проходят новую орфограмму. Мне совсем не кажется, что мало.
За 1 полугодие:
из перечисленных:
жи-ши, ча-ща, чу-щу (это повторение 1 класса)
правила переноса
безударные гласные в корне
непроизносимые согласные
разделительный ъ и ь
из неперечисленных:
парные по глухости-звонкости согласные
провописание кучи разных суффиксов и приставок
отличие приставки и предлога
Так это только 2-й класс, а Вы говорите к 4-му мало прошли.
По мне русский вообще сложный предмет, каждый день у них новая тема, хоть и не всегда с орфограммами.
Парные по глухости-звонкости - не орфограмма. Правописание приставок и суффиксов в начальной школе не изучается (разве что чн чк, но там учить нечего). Даже интересно стало, по какому учебнику учится ваш ребенок?
Я точно Вам отвечала? Это Вы учитель русского? Ощущение, что Вы очень далеки от темы.
Или Вы - другой аноним?
Правописание парных по глухости-звонкости согласных - орфограмма.
Буквосочетания чн и чк проходят в 1-м классе
Правописанию суффиксов и приставок уделяется почти вся 2-я четверть 2-го класса.
Школа XXI века.
Это было лишь к тому, что у меня совсем нет ощущения, что прошли мало.
Приставки и суффиксы начинают проходить в 3-ем классе. И, естественно, тут же правописание их проходят, точнее, учат наизусть приставки и суффиксы. И попробуй только вместо девОЧКи написать девАЧКа, или вместо значОК написать значЁК, или написать Збил вместо Сбил - исправят как ошибку и оценку снизят.
ps: Школа России, обычный учебник.
Называйте это не орфограммой. но это место, где ребенок может сделать ошибку - так что изменится из-за названия? маленькому ребенку сложно держать в голове столько правил, он не взросла тетя с высшим образованием!
Про приставки и суффиксы - вообще убило. Вы не в России преподаете? или вы вообще педагог-теоретик:? Программа Перспектива. суффиксы и приставки дети проходят сейчас - 2 класс.
Дети во втором классе проходят морфемы. А не орфограммы в этих морфемах! Это разные вещи. Правила правописания приставок, к примеру, раз-рас, без-бес, или о/ё после шипящих в корнях и суффиксах - это программа среднего звена!
Максимум, что могут пройти дети в началке - безударные гласные в корне слова, или уменьшительно-ласкательные суффиксы. И нет там ничего такого сложного, что не мог бы удержать ученик начальной школы. А насчет того места, где ребенок может сделать ошибку, так вы не поверите, в любом месте может сделать, даже там, где, казалось бы, ее сделать невозможно))
И я как раз педагог-практик с опытом более 20-ти лет.
Не знаю как у автора, по какой программе ребёнок учится, но вот мы проходим орфограммы в морфемах во 2-м классе, да. ПРиставки без-, бес-, рас-, раз- не проходили, проходили правописание гласных - где пишется а, где о, кучу суффиксов проходили - ик, -ек, -онок, -ёнок, -лив, -чив, - ость и т.д.
У моего ребёнка нет проблем с орфограммами, но у многих в классе 4-ка по русскому - единственная из всех предметов. Много приходится в голове держать.
Такое ощущение. что вы вообще слышать не умеете, что вам говорят, только нести свое мнение в массы. Это некоторых учителей отличает, да.
По сути - четвертый раз переписывать то. что уже три раза написала. не буду - зачем?
Третий класс (навскидку к тому, что вы назвали):
- соединительные гласные О и Е в словах с двумя корнями (лесОполоса, водОпад и т.д.);
- приставки, т.е. ребенок должен знать существующие приставки наизусть и слова с приставками правильно писать (Сделал, Сжал, ПРИнес, ПЕРЕшёл, ДОварил и т.д.);
- суффиксы -еньк-, -оньк, -ик-, -ок-, -очк-, -ечк- и т.д. Правильно писать эти суффиксы в словах (дождИК, девОЧКа).
У нас это всё во 2 четверти 2-го класса - и суффиксы эти, и приставки, и слова с 2-мя корнями тоже, забыла про них.
По-моему, проще нашей "Школы России" программы нет :-) Сравниваю свои тетради (остались некоторые) и дочкины - мы и писали больше, и темы сложнее уже проходили на этом этапе.
Специально посмотрела программу 2-го класса.
Там всех орфограмм только правила переноса, ЧН ЧК, безударные гласные в корне, и не с глаголами. Или вы по какой-то особенной программе?
Орфограмма - это буква, для правильного написания которой надо знать правило. Каким боком тут правила переноса?
Как же вы ошибаетесь. Искать ошибки в своей работе - очень хорошее и полезное занятие, но этому тоже надо учить, и приемы поиска помочь освоить. А вот чужие ошибки искать может быть чрезвычайно вредным! Если у ребенка хорошая зрительная память, но есть любые другие проблемы, препятствующие грамотному письму, то он легко запомнит неправильное написание и либо станет его использовать в своих работах, либо запутается еще больше.
есть специальные нейропсихологические упражнения по поиску ошибок, именно чужих...
тоже задумалась, не вредно ли, у меня самой хорошая зрительная память, и я пишу по памяти без ошибок, не зная правил
интересно, как бы я писала, делая такие упражнения в детстве.
Да, совершенно верно, есть у нейролингвистов такие упражнения. Но! Они даются только на базе уже хорошо усвоенного материала. Точно так же и в логопедии. Т.е. существуют в плановом обучении и коррекции, а не с бухты-барахты. И даже при этом даются в индивидуальном порядке, потому что подходят не всем детям.
Ошибаетесь как раз вы. Это один из лучших приемов, его использовали в советской школе - обменяйтесь тетрадками, проверьте работу товарища. Его используют сегодня в лучших пособиях, в той же "К пятерке шаг за шагом" к примеру. И ряде других, могу дать ссылку, посмотрите. Там не просто надо найти ошибку, но написать правильно и объяснить свой выбор. Это дает потрясающий результат.
Вы не путайте людей, а то ведь прочитают, поверят вам.
Мне не нужны ссылки, я сама профессионально занимаюсь коррекцией и прекрасно знаю, где и когда эти приемы можно использовать. Да, в пособиях есть эти упражнения, но к ним должен "прилагаться" педагог, который будет понимать целесообразность использования определенных методик. Если вы перечитаете мое сообщение, на которое ответили, то увидите, в каких случаях, в частности, стоит избегать давать детям упражнения на поиск ошибки.
"Если ребенок ошибается в том, что было пройдено, то повторяйте и повторяйте до автоматизма.
Есть три разных способа:
-проговаривание (утрированное, когда силой голоса выделяем орфограммы),
-правописание, когда слово, в котором была допущена ошибка прописываем правильно 1-3-5 строчек
-поиск ошибок в своей или чужой работе
Вот сочетание этих трех моментов тренирует языковую, слуховую и зрительную память.
"
Тренирует. Только не всегда натренировывает, если действительно есть логопедическая проблема. А программа идет вперед. Если ошибки в каждом втором слове на странице - вы как предлагаете их по 5 раз переписывать? Кстати, 5 раз для логопедического ребенка - это ни о чем, дай бог 20 поможет А сколько слов в русском языке?
И это вам. взрослому человеку, кажется. что орфограмм мало из описанного вами - для восьмилетки это ого-го.
Вероятно, вы очень молодой учитель, и попадались вам в основном благополучные дети, которые учатся сами. А то бы такого не говорили особенно в этой теме.
Ручку купите, которую можно стирать и пусть ребенок ею пишет. Учительницу предупредить и пусть пишет, проверяет себя и исправляет без помарок.
Купили давно - принципиально лучше не стало. Учительница в курсе всего. но урок специально ради Иры в два раза не растянется. чтобы она очно каждое слово проверила, как она его написала. Это маленький ребенок, а не гигант воли - она сама не горит желанием полдня потратить на проверку девять раз правильного написания слова "машина", она проверит один раз. ей покажется. что все нормально, и пойдет сдавать тетредь. За исправления ей уже давно оценки не снижают - реальных ошибок куча.
Научится ребенок. Лучший способ это нанять в няни терпеливого человека, чтобы он не раздражался, занимаясь с ней. У меня с детьми няня началку проходит. Моей нервной системы бы не хватило. Ибо я привыкла на результат впахивать, не видя результатов я зверею. Старшая дочка до сих пор мне иногда припоминает мою "помощь" в начальной школе. И логопед после пары занятий как то попросила меня не делать задания с ребенком, сказала, что каждый раз половину занятия приходится ребенка из ступора выводить. Вот потом когда они входят в темп в средней школе мне уже и самой интересно и я уже не давлю, а вот всю эту тошниловку в началке не выношу.
Это хорошо бы... Но пока малореально и по финансам. и по логистике. Вот в следующем году будем пытаться в другую школу переходить - может, там как-то процесс подготовки домашки без меня организовать получится.
А в другую школу - зачем? И как там будет организован процесс подготовки домашки без Вас - продлёнка, что ли?
В другую школу по совершенно не связанным с успеваемостью причинам. как там будет процесс организован - посмотрим, но как-то организовывать его придется. Я об этом думаю в связи с принципом "если так не получается - делай по-другому". Иногда помогает. И еще раз - перевод в другую школу не из желания найти "другое". Просто нам туда надо. Так ребенок будет больше отдыхать.
Стойкое чувство, что у вас так наболело, что вы даже на личность мою перешли, желая мне что-то доказать, вот только что? Разве автор пишет, что у ее ребенка ошибки в каждом втором слове? Или вы о своем?
Я отвечала автору, конкретно по тем моментам, о которых она пишет. В ее ситуации (я рассмотрела ошибку, которую автор привела как пример) логопед не нужен.
Опыт работы в школе у меня большой, больше 20 лет, мне попадались разные дети. В этом году у меня в параллели 5-х классов 156 учеников. Из 156 логопедические проблемы у 3, еще есть несколько детей просто откровенно запущенных. А в основном да, дети способны учиться сами.
Моего логопедического ребёнка тоже в этом году протестировали и не взяли на занятия с логопедом :scared2, хотя не логопедических детей взяли :-о :-#
Аналогично, логопед в д/с не взяла моего - сказываются дополнительные занятия и адова работа дома :))) Звуковка и рука давно поставлены, а на остальное там и времени особо нет. И на ПМПК нас послали подальше, сняв все диагнозы, кроме ЭВН :)
Я не знаю точно, какая именно ситуация у автора, и вы тоже не знаете, мы видим только то. что она написала. А то, что она пишет, очень похоже на мою ситуацию. и ребенок ее моего постарше - может, во 2 классе у них было так же. как у нас. Но вы однако спешите делать вывод о том. что нужно или не нужно ребенку автора, даже не зная подробностей. Типа да - мама в первый раз в тетрадку сына за 4 года посмотрела. в первый раз подумала - наверное что-тоне так. простейших принципов работы над исправлением ситуации она не знает - и вы поспешили ей их донести, все сразу станет хорошо, это не может не сработать. Ага-ага...
И - да, у меня действительно наболело. потому что я уже год бьюсь об эту стену. а она если и сдвигается, то только на миллиметр. А вы предлагаете опустить ручки, обмахиваться веером и считать, что все очень легко и просто - а,всего-то перепишем несколько раз и проблема решена" Я на своем горьком опыте знаю, чем могут быть чреваты такие заблуждения. И пишу об этом автору - как важно не терять время и не успокаиваться. а работать, и всерьез. ну а дальше уже ее дело, кого слушать. Цена ваших советов - ну выпустите вы и 4 класса ребенка-двоечника. дальше не ваша забота, что с ним будет. Цена, которую заплатим мы - образование наших детей и их будущее.
У нас такая же проблема как и у автора. Тоже 4 класс. При этом скорость чтения на 4-5. Только вот наша учительница по русскому с радостью ставит нам двойки. Ребенок категорически не хочет идти на русский. Дома беседуем, все разбираем, ходим на дополнительный русский. Но нам грозят незачетом и непереводом в 5 класс. Надеюсь, что с возрастом грамотность улучшится. Если переведут в 5-ый класс))). ..
Читает только когда сами ему об этом говорим. Чтобы сам сел за чтение - нет, к сожалению. Даже книжки есть, которые ему оочень нравятся, но вот чтобы самому сесть их и почитать - никогда (
Покажите нормальному логопеду, можно в поликлинике взять направление в центр патологии речи на николоямской или посетить институт коррекционной педагогики они куда-то на Войковскую направляют.
У моего ребёнка дисграфия, дислексия, дисорфография, сдвиг пошёл после очень плотной работы с логопедами к 4 классу только, и зачитал он увлечённо, т к это перестало быть пыткой на время и мозг дозрел, сейчас 5ый класс- почерк читаемый, ошибок в разы меньше, читает /пересказывает без проблем
такие же проблемы, пишет диктанты плохо, да и списывания тоже, ошибки в окончаниях такие же + "описки" просто лишние хвостики иной раз добавляются, он их тут же видит, зачеркивает - но ошибка то есть, в итоге тройки....
вот сейчас только писали диктант - сквозь иголки сосенкЕ - не слышит, пока вопрос не задал, падеж не определил, правило не вспомнил - ухо ему не режет...
а я посоветую невролога со всем набором ЭЭГ, УЗДГ, МРТ и ещё всего разного много. Именно так проявляется лёгкая ММД, когда вроде все ок, но в школе, классе во 2-3 проявляются, а далее усугубляются подобные проблемы. Может это органика, о которую разобьются любые логопедические волны, может нужно просто ждать созревания
Я б посоветовала хорошего нейропсихолга для начала, просто диагностику провести, а дальше по его рекомендациям. У моей дочки были такие проблемы, логопед "своих" проблем не выявила, нейропсихолог помог.
А можно попробовать курсы скорочтения для детей, там идет упор на развитие периферийного зрения, что оказывается весьма не слабо стимулирует мозг к развитию.
Я вот сама дома попробую с ребенком позаниматься по таблицам Шульте. Если увижу хоть какие то сдвиги к улучшению, то оплачу курс занятий.
А там есть, кстати, программы для не читающих детей. И я вот в данном случае только таблицы пробую, они прямого отношения к чтению ведь не имеют, но учат мозг быстрее воспринимать зрительную информацию. Таблицы пока даже не с буквами, а с числами. Лишним не будет.
Товарищи, не сочтите за рекламу, вопрос у меня. Кто читал/видел/занимался по программе Зайцева"Русский для всех"? Почитаешь- так, волшебство, прям....