филологи помогите

копировать

Пожалуйста кто в теме, как правильно разобрать слово урожайность, ребенок в классной работе написал у- приставка, рож - корень, учительница настаивает на корне урож, объяснить эта никак не может, ссылается на какой-то ее личный словарь, дочка подходила уже 3 раза, результат нулевой. Кто прав? Учительница новая.

копировать

...и не очень грамотная, вдобавок.
А как же это?
http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/kak-razobrat-po-sostavu-slovo-urozhay.html

копировать

спасибо, педагог интернет не признает, мне надо ссыль на правило

копировать

Вы хотите найти ПРАВИЛО по разбору слова урожай? Такого нет.

копировать

Ольга Ушакова "Однокоренные слова" словарик школьника. Издательство Литера, Санкт-Петербург, 2013 год.
Вот здесь https://www.litmir.me/br/?b=237189&p=9 можно "читать он-лайн", и на 9 странице есть ваш урожай, производный от слова родить(ся)

копировать

Посмотрите "Словообразовательный словарь" Тихонова (по второй ссылке файл .pdf). Там на 405 странице вверху как раз про урожай (от слова - родить).
http://www.klex.ru/j7e

копировать

спасибо, осталось как-то это учителю донести

копировать

Я бы махнула рукой...

копировать

Наживете врага, ткнув ее носом в ее же непрофессионализм.

копировать

Да, вероятно не стоит, в очередной раз с умилением вспомнила своих педагогов. Всем спасибо

копировать

Нам как раз учитель в начальной школе советовала купить этот словарь для разбора слов по составу.

копировать

Однокоренные слова родить, рожать. Какие могут быть сомнения?

копировать

Отвечаю как филолог. Урожай - я бы разобрала именно так, как ваша учительница. Урожай (с j на конце) - корень, нулевое окончание. Совершенно очевидно, что исторически, то есть этимологически, слово происходит от корня -рож- путем прибавления приставки и суффикса. Но это именно исторически, а для современного языка это все входит в корень. Процесс называется перераспределение основы, так часто бывает. Так что "родить" и "урожай" - слова родственные, но не однокоренные.

копировать

Хорошее объяснение.
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Как же не просто освоить тебя на высоком уровне! :)

копировать

интуитивно я бы тоже так сделала. Это как подушка, которая уже давно и не по душе и не под ушком)

копировать

А можно еще один вопрос филологу? :) "Отцвести" - "-ти" - суффикс или окончание? У дочки с учительницей мнения разошлись, в и-нете оба варианта присутствуют. Вопрос не жизненно важный, но интересны мнения.

копировать

По науке -ти (как и -ть) в инфинитиве - это называется формообразующий суффикс. Суффикс , потому что инфинитив - неизменяемая форма, у него не может быть окончания. Формообразующий - потому что он не дает приращение смысла, т.е. не образует новое слово, а образует только форму. Так же как, например, суффикс прошедшего вреиени -л или суффикс повелительного наклонения -и. И этот формообразующий суффикс не входит в основу! В школьной практике, для упрощения, -ти обычно называют окончанием. Хоть это и ненаучно )

копировать

Спасибо за ответ! Понятно. Дочкина версия была "научной":))))

копировать

+ плиз, слово обогреть ТЬ это суффикс или окончание?

копировать

спасибо, но в начале учебного года была в учебнике была тема "Изменяется ли язык с течением времени" и была пример корень род от которого произошли слова - родной, родник, родинка, народ, природа, родина ...................... урожай.

копировать

ну и? все правильно - с течением времени язык меняется, и от корня -род- изначально произошел и урожай)))

копировать

Конечно, произошли! Я об этом и говорю. Но со временем произошло перераспределение основы, приставка как бы слилась (в сознании говорящих) с корнем. И теперь она отдельно не выделяется. Вы же не выделяете корень "род" в слове "народ". С урожаем то же самое.

копировать

в прошлом году был другой учитель и слово разбирали по другому, мне вот это не понятно, один одно говорит, другой другое

копировать

ну да, сколько учебников... В истории еще круче все))) Есть вопросы, где сами профессора-филологи спорят и к единому мнению прийти не могут. Поэтому нужны единый учебники по всей стране, чтобы не было у детей такой путаницы.

копировать

Соглашусь с коллегой:-7

копировать

----