требуется помощь зала

копировать

Уважаемые форумчанки! Сегодня мой ребенок писал вош по русскому языку 6 класс и не смог понять задания.
надо было разбить на две равные группы словосочетания, учитывая одну из грамматических особенностей выделенных слов (словоформ) (записал на бумажке). .пояснить свое решение.
взял ТОПОР, купил КВАРТИРУ ,работал РУБАНКОМ, воспитал СЫНА ,написал БРАТУ, рассказал о грозе.
Заранее спасибо всем откликнувшимся
Я перебирала и род ,и падеж ,и единственное и множественное число как образуется, не пойму никак, к сожалению.

копировать

Одушевленное/неодушевленное? но тогда не на равные...

копировать

может наличие или отсутствие безударных гласных в корне слова?

копировать

Такое предположение:
в трех словосочетаниях существительное в винительном падеже без предлога, в трех других - другие падежи.
Точно "Грамматическая особенность"?

копировать

Настолько притянутое за уши задание? мда...

копировать

может быть что-то из разряда "слово относится к одному склонению, а склоняется как другое?". Такие особенности упоминаются в интернете. И уровень олимпиадный.

копировать

Господи, зачем знать весь этот бред...

копировать

Такие слова здесь есть? Кажется, они все склоняются по правилам "своего склонения".

копировать

Да, называется переходность или непереходность глагола.

копировать

топор, сына, грозе - нельзя определить падеж без контекста. В остальных выделенных падеж можно понять сразу по окончанию

копировать

интересная версия.

копировать

А РАБОТЫ эти у кого-нибудь Есть?

копировать

в том то и дело ,что на равные группы.

копировать

Если перевести все во мн.число, то ударение изменится в трех словах:

взял ТОПОРЫ
воспитал СЫНОВЕЙ
рассказал о ГРОЗАХ

а тут останется:

купил КВАРТИРЫ
работал РУБАНКАМИ
написал БРАТЬЯМ

копировать

Зачем тогда словосочетания? можно было просто дать одни существительные и разбить на группы по изменяющемуся ударению во множественном числе.

копировать

Да без понятия, только версия. Сверху тоже дельное написали - можно понять падеж по окончанию или нет.

копировать

Да, там хорошая версия.

копировать

Аналогичное задание для 7 класса
Даны следующие предложения.
1. СТАРИК разжёг костёр.
2. СОЛДАТ бежит.
3. БЕЛЬЕ сохнет.
4. ДЕВОЧКА рассказывает сказку.
5. ПОЧТАЛЬОН промок под дождём.
6. СТЕНА рухнула.
Разделите эти предложения на две равные группы в зависимости от того, какой
синтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при
использованном в предложении сказуемом. Поясните ваше решение. Что
общего с синтаксической точки зрения у выделенных слов?

копировать

тут как раз все просто 1,4,5 и 2,3,6

копировать

а почему?
я предположила что 1,2,4 и 2,5,6

копировать

Согласна. Только 1.2.4 и 3.5.6

копировать

ну да, опечаталась, 356
но 5 меня все же смущает в этом ряду.

копировать

А меня 6 смущает.
Вы по какому признаку?

копировать

я по субъект-объект.
Белье не само сохнет, и стена не сама рушится, у них нет воли.. и с этой точки зрения меня смущает почтальон, хотя в общем он тоже не сам промокает, его дождь мочит.
Но я не претендую на знание русского на олимпиадном уровне. Надо ребенка спросить )

копировать

Это синтаксис?

копировать

Это синтаксически обусловленный смысл.

копировать

Да. Белье сохнет, почтальон промок, стена рушится - значение пассива, страдательный залог. Я тоже так же думаю.

копировать

Почему все же почтальон не мог промокнуть сам? Почему страдательный?

копировать

сам - это как? если б ОБЛИЛСЯ чаем к примеру или ВЫЛИЛ на себя ведро воды - тогда сам. А просто промок - совершенно не сам))))

копировать

Захотел промокнуть под дождем - пошел промокать.
"Я стою под дождем и промокаю, осознанно и добровольно".
По аналогии - "я прыгнул в реку и плыву/тону". Сам же плыву и тону. А тут сам промокаю.

копировать

Ага. и белье само сохнет. По аналогии "белье свалилось в реку и тонет". Оно же само тонет/сохнет. Осознанно и добровольно. Ну и стена рухнула осознанно и добровольно.=D> Про старика и девочку промолчим, там тоже добровольно.
Давайте еще какую-нибудь аналогию.

копировать

Белье не обладает волей, оно неодушевленное. Поэтому само в принципе ничего не может. И это как раз четкий признак того, что это страдательный залог. Но на каком основании почтальона лишили воли?

копировать

Кто лишил? он разве безвольный? Про это ничего не сказано.
Промокнуть можно только по собственной воле? А я вчера промокла не по своей воле. Сильный дождь был.

копировать

Любое событие с человеком может случиться как по собственной воле так и по чужой. Но как по фразе это определить? Почему плывет сам, а промокает не сам?
Я вчера была с зонтом и не промокла ) сама )

копировать

Даже обсуждать это не хочется. Не промокли? Вам можно. У вас есть воля!

копировать

и чем промок по-вашему отличается от сохнет в таком варианте?

копировать

в моем они как раз в одной группе

копировать

тогда ок)))

копировать

может, все проще? общее - подлежащее, две группы - распр. и нераспр...

копировать

..... какой cинтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при
использованном в предложении сказуемом....
Если ваша версия, то какой смысл у выделенного слова?

копировать

1,2,4 и 3,5,6
Что-то вроде действительного и страдательного залога.
Старик, солдат и девочка действуют.
Почтальон, бельё и стена подвергаются воздействию.

копировать

7 класс разобрались. вернемся к 6 .получается ,что сложнее задание???

копировать

Почему?
Хорошая версия про возможность определить падеж с контекстом и без контекста. Выше эта версия есть.

копировать

124 слова в винительном падеже ,остальные в других падежах

копировать

ура я угадала! но про синтаксическую роль с предлогом, без предлога деть не проходил.

копировать

Критерий 6 класс
Принцип группировки – синтаксическая роль выделенного слова (словоформы).
В соответствии с этим получаем группы:
1) прямого дополнения (вин. п. без предлога): взял топор, воспитал сына,
купил квартиру;
2) косвенное дополнение (не вин. п.; дат. п.; предл. п., твор. п.): написал
брату, рассказал о грозе, работал рубанком.

копировать

вы сейчас что это сказали..........мне стадо дурно от косвенного и прямого дополнения...........Неужели это программа 6 класса. А выделенное слово называется "словоформой?"

копировать

В 5 классе проходили. В теме "дополнение"

копировать

переходность/непереходность глагола, может?

копировать

нет именно дополнение прямое и косвенное, но это 8 класс.