требуется помощь зала
Уважаемые форумчанки! Сегодня мой ребенок писал вош по русскому языку 6 класс и не смог понять задания.
надо было разбить на две равные группы словосочетания, учитывая одну из грамматических особенностей выделенных слов (словоформ) (записал на бумажке). .пояснить свое решение.
взял ТОПОР, купил КВАРТИРУ ,работал РУБАНКОМ, воспитал СЫНА ,написал БРАТУ, рассказал о грозе.
Заранее спасибо всем откликнувшимся
Я перебирала и род ,и падеж ,и единственное и множественное число как образуется, не пойму никак, к сожалению.
Такое предположение:
в трех словосочетаниях существительное в винительном падеже без предлога, в трех других - другие падежи.
Точно "Грамматическая особенность"?
может быть что-то из разряда "слово относится к одному склонению, а склоняется как другое?". Такие особенности упоминаются в интернете. И уровень олимпиадный.
топор, сына, грозе - нельзя определить падеж без контекста. В остальных выделенных падеж можно понять сразу по окончанию
Если перевести все во мн.число, то ударение изменится в трех словах:
взял ТОПОРЫ
воспитал СЫНОВЕЙ
рассказал о ГРОЗАХ
а тут останется:
купил КВАРТИРЫ
работал РУБАНКАМИ
написал БРАТЬЯМ
Аналогичное задание для 7 класса
Даны следующие предложения.
1. СТАРИК разжёг костёр.
2. СОЛДАТ бежит.
3. БЕЛЬЕ сохнет.
4. ДЕВОЧКА рассказывает сказку.
5. ПОЧТАЛЬОН промок под дождём.
6. СТЕНА рухнула.
Разделите эти предложения на две равные группы в зависимости от того, какой
синтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при
использованном в предложении сказуемом. Поясните ваше решение. Что
общего с синтаксической точки зрения у выделенных слов?
Да. Белье сохнет, почтальон промок, стена рушится - значение пассива, страдательный залог. Я тоже так же думаю.
сам - это как? если б ОБЛИЛСЯ чаем к примеру или ВЫЛИЛ на себя ведро воды - тогда сам. А просто промок - совершенно не сам))))
Захотел промокнуть под дождем - пошел промокать.
"Я стою под дождем и промокаю, осознанно и добровольно".
По аналогии - "я прыгнул в реку и плыву/тону". Сам же плыву и тону. А тут сам промокаю.
Кто лишил? он разве безвольный? Про это ничего не сказано.
Промокнуть можно только по собственной воле? А я вчера промокла не по своей воле. Сильный дождь был.
1,2,4 и 3,5,6
Что-то вроде действительного и страдательного залога.
Старик, солдат и девочка действуют.
Почтальон, бельё и стена подвергаются воздействию.
Почему?
Хорошая версия про возможность определить падеж с контекстом и без контекста. Выше эта версия есть.
Критерий 6 класс
Принцип группировки – синтаксическая роль выделенного слова (словоформы).
В соответствии с этим получаем группы:
1) прямого дополнения (вин. п. без предлога): взял топор, воспитал сына,
купил квартиру;
2) косвенное дополнение (не вин. п.; дат. п.; предл. п., твор. п.): написал
брату, рассказал о грозе, работал рубанком.