Самостоятельность и учеба

копировать

Дочери 12 через два месяца. Жаждет самостоятельности. Я не против, но мне хотелось бы чтобы она не только поступала, как ей вздумается, но и несла ответственность за свои поступки.
На каникулах за уроки не садилась, сейчас всплывает, что много задано было по разным предметам.
Не нравится, что я спать загоняю по вечерам. Ок, я перестала. Вчера до полтретьего сидела делала уроки, которые еще до каникул задавали!! Сегодня еле подняла, пришлось ехать в плохом настроении и без завтрака (в школу ездить нужно).
В мое отсутствие захотела обед себе приготовить (в холодильнике все было). Ок. Только вечером меня ожидала полная раковина грязной посуды, пустой чайник и пятна кефира на полу. Сказала об этом, она взбрыкнула.
Уроки решила на проверку не давать, все сама. Ок. Я говорю, ты хотя бы через гдз потом проверь себя.. После проверки учителем выясняется, что задание выполнено не полностью, оценка снижена. Опять психует.
Перестановку в комнате захотела. Передвинули мебель. Часть вещей разложить сил не хватило, уже долгое время валяются кучей в углу. И все устраивает. Стол письменный захламила так, что мимо не пройти, все падает, домашку делает исключительно лежа на кровати, рядом ноутбук. Говорю, ты хотя бы ноут убери, пока уроки не сделаны, отвлекает же. Говорит, что просто музыку слушает. Но видно же, что мешает!! Уроки не два часа делаются, а до позднего вечера, невнимательно задание может прочитать. Как что-то учить под музыку, вообще не представляю! На успеваемость отражается.
По утрам начинает говорить, что в школу не хочет, вот бы пропустить(( Это в первую неделю после каникул!! В последние дни четверти разрешаю ей день-два не ходить (когда видно, что устала очень, оценки отличные). Теперь спрашивает просто так можно ли не пойти. Я возмущаться начинаю, она обижается. Вроде спрашивает для того, чтобы потом недовольство высказать.
Ест нормально только обед (дома). Остальные приемы пищи - перекусы. Когда меня нет дома, обед тоже никакой.
Ходит на танцы (дорогие достаточно занятия). Условием было - учеба на отлично, никаких нареканий. Сегодня, например, не повезу ее в первый раз. Абонемент намеренно вовремя не оплатила, чтобы призадумалась(( Мне обидно тратить тучу денег на допу, когда она сама себя собрать и смотивировать не может!!! Сегодня буду разговаривать, пусть подумает, как изменить ситуацию.. Она будто проверяет, насколько далеко можно зайти. Боюсь, что запустит сейчас с учебой, потом сложно в колею войти будет (учеба серьезная, до этого результаты стабильно хорошие были).
Интернет на телефоне уже отключила (был безлимит). На очереди вай-фай домашний. Потом танцы?? не хочется ультиматумы ставить, надеюсь образумится.
Как давать свободу, сделать контроль ненавязчивым и при этом не выглядеть врагом в глазах подростка?? Стараюсь спокойно объяснять, выслушает, но воспринимается все как нотации. Как доносить информацию, чтобы доходило?

копировать

Вы сама рубите на корню благое начинание.
Когда ребёнку предоставляют самостоятельность, от него не требуют сразу положительных результатов, а присматриваются, помогают и учат!
Снижение результатов учёбы - вещь абсолютно естественная и закономерная и, если не встревать со своими требованиями, через некоторое время всё нормализуется, а полученные двойки и замечания учителей будут хорошим уроком. Если конечно мама встанет на сторону ребёнка и будет его поддерживать, относится снисходительно к результатам и всячески защищать перед учителями.
Все эти уборки, недомытые посуды и неубранные вещи - это просто неумение и незнание. В 12 лет это нормально! Чтобы не стать врагом, делайте всё вместе и желательно весело: "Маша, пойдём-ка на кухню, ты посуду помоешь, а я салатик сооружу" или "Катя, поставь музычку пока мы вещички твои будем в шкаф убирать"

копировать

"Катя, поставь музычку пока мы вещички твои будем в шкаф убирать"
Какая здесь самостоятельность? Мама уже все придумала и пришла с готовым решением. Как думаете, подросток, который жаждет самостоятельности будет воспринимать совместное с мамой раскладывание СВОИХ вещей в шкаф?)

копировать

Уверена!
Самостоятельность не возникает в одночасье, по щелчку. Всё равно ребёнок нуждается и в ласке, и в заботе и, тем более, в помощи

копировать

Они 2 из 3 такие, обычные современные подростки. Я не отпускаю в свободное плавание. 13 лет, мальчик. Самоорганзация очень слабая. Никаких сидений до трех ночи вне каникул. Ноут и телефон при мне во время уроков не включаются, только по необходимости.

копировать

А новая фишка - уроки на кровати - у современных подростков считается нормой?( за столом целый вечер сидеть не будешь, а на кровати полтора урока делаются часам.

копировать

И на кровати, и лежа на ковре у ТВ :) главное - чтобы сделали, пусть хоть на люстре вверх ногами висят :)

копировать

Каждый раз когда такое читаю удивляюсь)) Благое вроде начинание, но встает вопрос, а раньше у девочки была какая-то другая мама?
Моей дочке 12 лет.
Я не спрашиваю ее что задано - оно мне с 1 класса не интересно - делать то ей. Вроде она все сделала на каникулы заданное в первые два дня каникул - она говорит ей так спокойнее. Контроль дочки мне не особо интересен - у нее одни пятерки.
Я не загоняю ее спать - это ее организм, чего ради мне дергать человека. Не выспится - ее проблема.
Если мы говорим о самостоятельности - вы как мама должны быть готовы к ее последствиям)
Для того, чтобы дочка научилась ответственно относиться к своей жизни - она должна ошибаться..А вы как мама ей такой возможности не даете.
Для того чтобы стать ответственной сейчас в ее 12 - у моей дочки была возможность допускать ошибки в 7,8,9...
Пока Вам НАСТОЛЬКО важно чтобы у нее не падала успеваемость, чтобы она высыпалась и тд - ваша дочь не будет самостоятельной. Самостоятельные - у ехиднов типа меня. Которые уходят на работу раньше детей, спокойно относятся к немытой посуде и полученной двойке.

копировать

Не все подростки такие ответственные и замечательные, как Ваша дочка. Кого-то направлять нужно. Я даю совершать ошибки и накапливать опыт (чем дочь сейчас успешно и занимается). Но предел-то где?) Вообще забить на все?
Не спит полночи, не доделывает уроки, да ничего страшного, доченька! Я за тобой сейчас все отмою, денег на танцы переведу, интернет подключу, наслаждайся жизнью. Так? а если сознательность не появится? Если подросток так и будет плыть по течению? Кого-то и пара троек встряхнула бы, а кто-то найдет себе легкую дорожку и будет тихо радоваться, что контроля нет, мать нотации не читает, живи в свое удовольствие, сиди в интернете.
Потом я приду жаловаться, что дочь от рук отбилась, и Вы же первая скажете, что усё, момент упущен, где мама раньше была?))
Если ребенок считает себя взрослым, он должен нести ответственность за свои поступки. Разве нет? как только найти баланс во всем этом..

копировать

Не, это я понимаю - у меня есть еще сын 16 лет, у которого в аттестате половина тройки.
Давайте для примера возьмем его. Он не доделывает уроки - стопудняк, иначе с чего бы сплошные трояки то? Он может лечь спать поздно ( иногда досыпает днем, я вижу). Это его жизнь. Конечно мне хотелось бы,чтобы он учился отлично как дочь. Но это тогда был бы не он) А мой сын - он другой человек. Он спортсмен, очень активный, общительный, привлекательный внешне. Если я буду сильнее его контролировать- наверно успеваемость будет лучше - но мне оно не надо такой ценой.
Он если хотите - "плывет по течению". Отбился ли он от рук - не, не согласна. Он живет той жизнью, которая нравится ему. Именно поэтому он делает уроки в последний момент, может получить 3 или 2 в порядке вещей. Но - таки да он самостоятелен и вполне сознателен. Он не потратит деньги, имеющие целевым назначением репетитора как в прошлом топе. Он доедет до репетитора или курсов (а не прогуляет деньги с друзьями в макдаке), он выполнит любую просьбу - даже если она сопряжена с поездкой в другой конец города, например. Мне важно ЭТО. А не то, сделал ли он уроки на 5 каждый день- и не то, идеальный ли порядок у него на столе.
Я его принимаю таким какой он есть, он несет ответственность за свои поступки. Что не так? Мне важно,чтобы ребенку можно было ВЕРИТЬ. А для этого нужно принимать человека со всем его косяками, недоделками, неаккуратностью и т.д.
Мое отличие от Вас в том, что я считаю приоритетом самостоятельность, но допускаю отклонение ребенка от идеала...А Вы видимо нет, простите)

копировать

У вас - все так. Кому-то и половина троек в аттестате - норма. Я не давлю, чтобы одни пятерки были, но создаю условия, чтобы у дочери была мотивация.
Школа серьезная (языковая), через год начнутся стажировки и школьные обмены. Она хочет, она ооочень хочет! Но не делает ничего для этого, пока только на ранее приобретенных знаниях и репутации выезжает. До каких пор? Если упустит сейчас, наверстать будет крайне сложно. Смириться? Не считаю это правильным. Она МОЖЕТ хорошо учиться, но лень мешает. И подростки не всегда адекватно оценивают происходящее.
Если смотреть по остальному - деньги на репетитора не потратит, школу не прогуляет (пока). Так что в некоторой степени сознательность есть))
И да, мне важно, чтобы все ее эксперименты на себе и своем здоровье не сильно сказывались на учебе. Считаю, что роль родителей научить достигать целей и преодолевать трудности, а не только радоваться тройкам, лишь бы активным и общительным был. Ничего личного.

копировать

это вы "ооочень хотите")) Не подменяйте свои желания ее)
Безусловно каждый решает сам за себя. Я принимаю тройки в аттестате сына, это да... И его самого принимаю.
А Вам рекомендую почитать что-нить на предмет того, какие дети вырастают в случае, если их не принимает собственная мама...

копировать

+100!

копировать

Я с сыном самостоятельность давала по кусочку.
Поэтому сначала я позволяла самому регулировать время выполнения и условия выполнения ДЗ. Мое условие, чтобы ДЗ было сделано на завтра. а когда ты его делаешь - в три часа дня, в шесть вечера или в два часа ночи - твоя проблема. Хочешь делать под музыку - делай. Но я проверю, и ты переделаешь, если будет неправильно.
Если справляешься - отлично, переходим на уровень, где я не проверяю твои ДЗ. Если не справляешься - отступаем назад, возвращаем контроль, потому что обстановка ухудшается.Попробуем еще раз через пару месяцев.
Но опять же, я не требую от него ОТЛИЧНОЙ учебы. Хорошая меня вполне устраивает. :) Самостоятельная 4 для меня ценнее, чем 5 с моей помощью.
Такими темпами сейчас (8 класс, 14,5 лет) я контролирую только оценки в ЭЖ и вмешиваюсь только в условиях, когда сын не понимает материал учебника + дополнительных ресурсов. Это бывает редко, но бывает. Тогда я объясню сама, чтобы убедиться, что он понимает материал без изъятия. Ну, и подготовку к олимпиадам контролирую. Только в языки не лезу, у сына уровень уже выше, чем у меня, сам справляется.
Со сном, питанием, состоянием комнаты такая же ситуация. Единственное, что я требую, - чтобы утром сын встал без пререканий и ворчания, чтобы ел горячую еду хотя бы раз в сутки, чтобы два раза в неделю в комнате и всех ее углах был вымыт пол и убран бардак. Потом может свалить его обратно. :D
Кстати, если не хочет есть приготовленное, то делает еду себе сам, он недавно сам изъявил желание научиться готовить, поэтому поджарить мясо, сварить пельмени, картошку или макароны ему уже по силам. Глобальную уборку делать за собой пока не заставляю, прибираю за ним. Условие только - не устроить пожар в квартире, рассчитать продукты на свою порцию и убрать посуду в мойку. Через полгодика уже требования повысятся, будет мыть посуду после своих кулинарных упражнений. :)

копировать

Спасибо, что не поленились подробно расписать! все по полочкам у Вас)) мне есть, что взять на заметку..

копировать

Ну, полочки тоже сбой дают. Только что коник с пробивающимися усами получил люлей за то, что уже третью неделю "забывает" ДЗ по английскому. :) Учитель сегодня мягко сказала, что "все хорошо, но вот этот момент ее тревожит".

копировать

Моей 12, но самостоятельность ей на откуп отдана гораздо раньше.
Спать не загоняла никогда, даже в д/с, сама ложилась, когда уже падала. Зато сейчас уходит спать даже рано, считаю, и реально спит :)
Уроки? Когда она их делает - мне без разницы, хоть в школе на коленке. В обязательном порядке проверяю только математику (обе) и физику, остальное - ее компетенция. Не загоняюсь совершенно, что ребенок - не отличник, оценки - не показатель знаний. Но ГДЗ под запретом, и она это знает. Поймать на списывании из ГДЗ легко, предпочитает не рисковать.
Музыка во время приготовления уроков - да, есть, мне все равно, если может делать уроки при музыке - пусть делает.
Порядок в комнате - да, не идеальный и когда мне надоедают ее вещи на спинке стула, я САМА вешаю их в шкаф.
Посуда - тут сложный момент, я просто не терплю грязную посуду в раковине поэтому нидайбох не убрать за собой с самого раннего детства. Пусть не сразу помоют, но к моему приходу кухня должна быть в порядке.
Питание - да, в последний год перестала питаться нормально, я плюнула, пусть ест, что найдет в холодильнике или купит в магазине.
Танцы - святое дело, от оценок не зависят, рассматриваю их как занятость и сохранение отличной физической формы.
А вот разговоров про пропуск школы даже не заводит, знает мою четкую позицию - никаких прогулов.
Короче, автор, Вы одной рукой даете, другой - отбираете. Определитесь сами для себя - даете самостоятельность или еще нет - и придерживайтесь принятого решения.

копировать

Спасибо! пересмотрю некоторые моменты)

копировать

Вы очень плотно живете жизнью дочери (своя не такая интересная, что ли?). И при этом переживаете о ее самостоятельности. Нелогично. Выберите что-то одно.

копировать

Фефочка, 13-14, Самостоятельность в учебе дали раньше, небесконтрольную, если что-то становится хуже - вмешиваемся. 4-5 устроят, и даже 3 устроят, если за дело ( или от ненависти))) , но не больше двух троек в четверти)) Перемещения самостоятельные разрешили в 13 лет с условием быть постоянно на связи. Здесь пришлось проучить) Собственно, у нас не так много требований - учиться с умом, быть на связи, быть осторожной, горячая еда раз в сутки, сон не меньше 8 часов...Есть договоренности - секс/алкоголь/рок-н-ролл/сигареты))) - воздержаться до 16-18 при возможности, при невозможности идти ко мне - я посоветую)
В быту кошмарим время от времени, в отношения не лезем, за доверие благодарны.
А вот я здесь можно спрошу? - мы разрешаем прогуливать школу, если нет контрольных, и уроки такие, которые "не улучшают мир"))) Вы заставляете просиживать попочасы в школе или соглашаетесь с аргументами "что там делать сегодня"?

копировать

Могу дать один день на отдых, если вижу, что устала, чтобы не разболелась-у моей это очень связано. Но не с аргументацией "Что там делать?" точно. Вообще, у моей наоборот, каждый день есть, что делать, пропускать сама очень не любит.

копировать

а что это за уроки ? )

копировать

В школе всегда есть что делать. Никакие прогулы не разрешаю никогда. По причине болезни может пару дней провести дома. Больше - крайне редко.

копировать

Я автор) разрешая один-два пропуска в четверти. Как правило, в конце четверти, когда оценки почти выставлены, спорных нет, дочь все это время старалась и видно, что устала. А не потому что лень уроки делать.
Просто потому что "так вздумалось" не разрешаю, чтобы не было "а что, так можно было". Сейчас любые выступления на тему пойти-не пойти пресекаю.

копировать

В началке такое было. Сейчас нет таких дней (исключая, например, день перед олимпиадой на подготовку). Но он и сам пойдет хоть тушкой, хоть чучелком в школу. В этом году дошло до скандала, так как я не отпустила его с температурой на школьный этап олимпиады своей волей. Но с болезнями я сурова. Лучше он будет сидеть дома, чем болтаться по школе с соплями, кашлем и температурой. Толку никакого, а осложнения получить и других заразить вполне сможет.
Ну, и опять же график у него в школе построен так, что "пустых" дней нет. Либо в этот день алгебра-геометрия-физика, либо русский или история (а у них в школе с этим сурово, история и общество - наиважнейшие предметы, получить по ним хорошую оценку непросто), либо любимые биология и химия,

копировать

У нас пока не стоит вопрос - зачем сегодня в школу, там нечего делать... Каждый день бывают важные уроки, поэтому из-за нелюбимых уроков не разрешу прогуливать. А вот если плохо себя чувствует или устала (иногда видно как ребенок вымотался) - то могу и сама предложить завтра остаться дома. Пару раз соглашалась, но обычно говорит что все нормуль и надо просто постараться лечь спать пораньше.

копировать

Моей тоже 12. И тоже с этого года резко хочет быть взрослой и самостоятельной. Самостоятельности даю дозированно. И там, где вижу, что готова. В уроках - ежедневно дежурный вопрос - все сделала? иногда проверяю матем, редко русский. Устные - только когда сама попросит погонять по вопросам или словам перед словарным диктантом. Изредка бывают вопросы в матем - тогда сама идет. тут вроде наладилось у нас в сравнении с прошлым годом, вижу что от уроков не отлынивает, хотя музыка и телефон иногда все ж присутствуют и отвлекают - если вижу такое, то могу вмешаться. По поводу еды - тут она сама особо еще не жаждет готовить)) поэтому мне проще - что я даю то и ест) в школе конечно, чаще всего перекусы булками-пиццей из столовой, но и обедает периодически там, т.к. занятия 3 раза в неделю до 18 часов. Самостоятельное передвижение по району - тут я бы все еще встречала, т.к. до школы 25 минут пешком и при этом 2 перехода дороги по зебре, без светофоров(( но возвращается чаще всего с подругой, поэтому пришлось уступить, но о безопасности на дорогах постоянно напоминаю. Ну и с подружками же периодически после школы или когда есть дырка между уроками и доп занятиями ходит в небольшой ТЦ недалеко от школы - тут я не против, лишь бы звонила когда немного задерживается, пока все соблюдается.
С уборкой в комнате пока не очень, сама ленится, мне разбирать завалы одежды не запрещает... периодически устраиваю нагоняи, тогда разгребает стол-стулья и в шкафу... Ну как-то так. Главное мне кажется в этой самостоятельности - постепенность и готовность в каждом отдельном пункте и дочки, и мамы)) там где нет готовности - постепенное, плавное снижение контроля до полного его исчезновения... Но это теория)) на практике всегда сложней)