Где учат разговаривать?
Дорогие Евы, выручайте!
Имеется ребенок 10 лет, учится хорошо, соображает вроде бы тоже. Сочинения пишет, проекты готовит, читает много и увлеченно.
Но ужасно плохо формулирует мысли устно. Речь сбивчивая, логические связи не выстроены.
Темперамент меланхоличный.
Учителя явной проблемы не видят.
Я же бешусь и уже как мантру повторяю - «сначала подумай что хочешь сказать, сформулируй и произнеси чётко, окончания не глотай, без мычания, эканий и пауз».
Что делать, не знаю(
Скороговорки учил, вслух читал - там всё без запинок, как только спонтанная устная речь, всё, трындец.
Куда бежать?
Думала, что поможет театргальная студия, но сын протестует, лицедейство его не привлекает.
У нас в школе нет подобного, к сожалению.
Может быть, Вы могли бы посоветовать какой-либо дискуссионный клуб по истории (ребенок увлекается историей).
Клуб журналистов разве не требует изначальной разговорчивости? Это был бы идеальный вариант, конечно.
Иногда в школах они образуются спонтанно, зависит от желания кого-нибудь из учителей. Закиньте идею на сайт школы, может организуют
Во Дворце Пионеров на Воробьевых горах есть студия Литературного творчества, которая включает в себя кружок Художественного чтения: там как раз и учат логически эмоционально читать (наизусть) текст, выделяя главные слова, показывать настроение и мысли автора, произносить окончания (делают специальные упражнения), "чётко, окончания не глотать, без мычания, эканий и пауз» и тд - это не театр, но вид эстрадного искусства. Когда дети подрастают (подростки), то идут на Риторику там же, в этой же студии.
Аналогичные студии есть и в других Домах Творчества (районных Дворцах пионеров).
Вы знаете, тут проблема больше в спонтанной речи. Выразительное чтение у сына отлично идёт, он умеет с текстом работать.
Но вот выразительно рассказать о прочитанном - это задача крайне сложная.
Именно в говорении проблема(((
Вы хотите сразу итог. :-)
А нужно потихоньку этому учиться (это трудно, Вы правильно заметили. И не так чтобы быстро: это не пара занятий, наберитесь терпения. Говорение развивается, также как и другие навыки. Во Дворце есть педагоги со стажем в несколько десятков лет, которые знают, как к этому идти и могут научить _каждого_ ребенка).
Когда будешь рассказывать тексты классиков или миниатюры, как будто ты это только впервые почувствовал, как будто это спонтанная речь, тогда уже появится навык своей презентации: как говорить, как смотреть слушателю в глаза, видеть глаза каждого в аудитории, владеть руками, телом и тд. Ну и заученные тексты сильно расширяют словарный запас, учат не просто говорить, но, и например, тому, что слово "красиво" - это ни о чем, что за ним стоит множество других определений и каждое из них несет свой оттенок, который нужно передать эмоционально.
Чтобы было понятнее, приведу очень грубый пример. Наверняка Вы видели Стэндап по какому-либо из каналов ТВ. В каком-то смысле это и есть Художественное чтение. (Когда мы говорим про художественное чтение - это вид эстрадного искусства, это не просто выразительно прочитать.) Когда у ребенка начнет получаться убедительно выступать с таким вот номером, он отлично "поговорит" на любую тему уже сам.
Там нет плохих, нет неправильных :-). У меня дочь училась у всех, хотя это и запрещали (просят выбрать одного педагога): они очень самобытные, очень опытные, у каждого педагога свой подход к ребенку, итог работы у всех замечательный. Выбирайте того, кто больше Вам по душе, не ошибетесь. Вы можете попроситься на первые занятия, послушать, посмотреть. Поскольку художественное чтение - это работа на публику, то педагоги не пугаются родителей, а проводят такие вот импровизированные мастер-классы: если родитель понимает, что хочет педагог, то "дорабатывает" с ребенком нужные моменты дома. Выберете сами, с кем Вам проще, с кем больше взаимопонимания - это и будет "Ваш".
Если ДП не близко, то поищите районный Дворец Творчества (бывший ДП в Вашем районе) или даже Центры Досуга при управах районов, там тоже могут быть аналогичные кружки.
Посмотрите при театрах - там есть педагоги по художественному чтению и иногда бывают студии для детей, но это, скорее всего, платно.
Может быть он нервничает, зная, что вы беситесь? И от неуверенности в себе все еще хуже получается?
Моя знакомая учительница-словесник рекомендует своим ученикам, у которых проблемы с устной речью, посещать лекции по искусствознанию. Она конкретного проверенного лектора рекомендует, к которой сложно попасть, но вы и сами можете найти что-то похожее, и не обязательно по искусствознанию. Сейчас очень много лекций доступно даже в интернете, не только офф-лайн.
Сын ходит в Пушкинский на такие лекции, ещё и в Исторический, но на его речь, увы, рассказы искусствоведов и историков явного влияния не оказывают(((
Сын так же и с папой говорит, и с друзьями...а уж в школе вообще боюсь представить как дело обстоит
подавляющее большинство взрослых не владеют такими навыками, так что зря вы беситесь, редко кому такой дар дается с рождения. Своего тоже отдавала в литературно-театральный кружок, не понравилось сыну и не отвечает моим требованиям. Думаю, тут только занятия риторикой натренируют. Но у нас нет поблизости такого, а далеко возить не могу, т.к. есть еще и спорт и другие, не менее важные занятия. В начальной школе нам повезло, учительница работала с устной речью. Сейчас стараемся с мужем сами, пытаемся вызвать на разговор ребенка, чтоб рассказывал о том, что ему интересно. По ходу поправляем, задаем наводящие вопросы и пр. И сами рассказываем, чтоб пример был. На уроках истории, географии, литературы и пр. настоятельно советуем готовить все устные доклады и вначале слушаем сами. Ну вот пока так, станет постарше, возможно сам будет ездить на занятия.
Мой на вашего похож и проблемы похожие.
Удивлялась и бесилась от того, как может многочитающий и способной к математике ребенок так коряво и нелогично пересказывать прочитанное или рассказывать к.л. ситуацию.
Тянула до последнего, думала перерастет. К 7 кл прогресса не заметила и понимая, что в старшей школе уже не будет время на исправление этого недостатка , стала искать курсы риторики. От театральной студии и актерского мастерства ребенок отказался категорически. Весь 7-ой проходил на курсы Культура Речи ( в Москве, центр), раз в неделю по выходным 3 часа. Преподаватели хорошие, есть пробное занятие, для детей от 11 лет.
Занятия ребенку в итоге даже понравились, хотя сначала договорились ( правильней сказать я заставила)) с ним только на один семестр. Ребенок считает, что они ему помогли. Сейчас перешел в 9 кл, речь лучше, что является причиной курсы или взросление я не знаю.