Учат ли в нач.школе умению рассуждать?

копировать

Расскажите, мамы, ваши дети умеют рассуждать в возрасте 10-11 лет?
Анализируют ли прочитанное, могут ли прочитав текст (художественная литература, или что-то из учебника по окружающему миру), озвучить тезисно суть этого текста (держа этот текст перед глазами)?

Пытаюсь понять, что происходит с сыном - ощущение, будто все предыдушие года его не учили в школе элементарному - умению рассуждать!
Приболел, сижу с ним дома, уже пора выписываться. Стала помогать с пропущенными уроками, волосы зашевелились от ужаса - чтение и ОМ, такие простые устные предметы, а знаний нет!
Ничего из головы извлечь не может, ни одной внятной фразы. А уж про то, как связать события друг с другом вообще молчу - беда(
Оценки отличные при этом. Как такое возможно?!
Я в шоке!!!
И что теперь делать? Куда бежать?

копировать

Считаю, что не учат. Ладно у маленьких, у больших огромная проблема с сочинениями. Теперь по фгос ребенок все сам должен, сам придумать, сам отрефлексировать. К 9 классу подинают плоды.

копировать

Учат, но не факт, что эффективно, плюс не факт, что ребенок на лету схватывает мысль.
По возможности доучиваем сами, но, конечно, если изначально умение не заложено, то так и тянется годами это мычание. Правда, потом, по крайней мере, по русскому детей надрессируют по шаблону писать изложения и эссе.

копировать

Поделитесь, пожалуйста, как Вы доучиваете сами. Я совершенно растеряна и не понимаю как действовать.

копировать

Да просто совсем: после любых текстов в лит.чтении и окр.мире есть вопросы, вот на них и можно поотвечать на досуге, попутно стараясь наиболее четко и емко выразить мысль. Попутно отрабатывается навык поиска ответов на вопрос в тексте (а это почему-то у многих тоже вызывает затруднение). Плюс можно пересказать текст, но уже своими словами. Плюс рабочие тетради к этим учебникам, где уже в письменном виде надо все коротенько изложить.
В старших классах аналогичную работу по всем почти предметам можно проводить, везде пригодится. Т.е. прочитал параграф, выделил основные мысли, изложил своими словами или даже заучил какие-то правила, если это требуется.

Ну и просто разговаривать-разговаривать обо всем на свете - обсуждать фильмы, которые вместе смотрели; места, где побывали; какие-то события.

копировать

Поняла, вроде всё просто. Только где на это всё взять время? Аааааа, застрелиться.

Вы пишите - разговаривать. Мой мальчик всегда готов послушать, но сам очень редко высказывается, весь в себе. Начнешь задавать вопросы по поездкам и впечатлением, ответит - ну мы же вместе были, ты всё сама видела.
То ли ему нечего сказать, тк в голове пусто, то ли другие причины.
Хотя я и сама не болтушка, люблю разговоры по существу, беседы с интересными людьми, поэтому сына в глубине души понимаю - чего болтать понапрасну.
С мужем начинаем что-то обсуждать, сын слушает как заворожённый, начнёшь его в беседу включать - замыкается.

копировать

Анализ художественного текста вообще не всем дается. Я никогда не могла, потому что не приняла необходимых штампов. Старшая дочь тоже не умеет. Не понимает, что от нее нужно, при этом отлично владеет линейной логикой. Годам к 13 одна из ее любимых песенок…в об-щем, текст ниже:

Автор ничего не хотел сказать.
Хватит в подсознанье к нему влезать,
Хватит фантазировать ерунду —
Автор ничего не имел в виду.
Автор — не беспомощный лоботряс:
Всё, чего хотел, он сказал без вас.
Автор и представить себе не мог,
Что вам померещится между строк.

Не пытайтесь автора разъяснить —
Автора от вас норовит стошнить.
Не беритесь автора толковать —
Автор вас хотел бы поубивать.
Не тащите автора на борьбу,
Не мешайте мирно лежать в гробу,
Не давайте повода вылезать:
Автор ничего не хотел сказать.

Автор незатейлив и легкокрыл,
Автора несёт вдохновенный пыл.
Вот он и творит, как его несёт,
Понимая сам далеко не всё.
Выпасайте в дебрях своей ботвы
Буйных тараканов из головы —
Их не выйдет автору навязать.
Автор ничего не хотел сказать.

Да, мне это не нравится, но что есть. Общаемся, сколько можем, заставляем проявлять логику по разному.

копировать

Хорошая песенка! Умничка Ваша дочь, в 13 лет понимает насколько нелепы попытки заставить ребенка осознать смысл произведений, написанных для взрослых

копировать

такое ощущение, будто вы впервые за 10 лет пообщались с ребенком

копировать

Вы знаете, в таком контексте впервые. Не доводилось раньше обсуждать текст из учебника по ОМ.
Да и вообще, сын не особо разговорчивый, обращённый внутрь себя. Читать любит, но вот пока не цепляет его ничего, что бы захотел поделиться мыслями. Будет слушать, сам расскажет содержание, с деталями, но не более.
Я не теребила его никогда, боялась отбить желание читать. Может напрасно

копировать

По идее учат. Во всяком случае практически все задания в учебнике литературы на анализ и понимание прочитанного текста + МЦКО по литре о том же. То есть вроде как навык должен отрабатываться.
А качество, думаю, зависит от конкретного учителя.
Но вот сочинения не пишут.

копировать

+ много
заданий полнО
но на дом большей частью
в план ведения урока заложено минимум
зависит от учителя
наша старается, но всё равно дома дорабатываем (предметно, а так дома обучение анализу всего и вся постоянно в текущем режиме)

сочинения почти не пишут:-(
хотя в этом году ввели какой-то бредовый чередующийся предмет родной язык / родная литература, без учебников и чётких поурочных планов, так в рамках этих "предметов" учительница, получив некоторую дополнительную свободу действий, и учит детей писать сочинения

копировать

у нас так же было, все на дом.
даже изложение

копировать

у нас всё походя, желательно с юмором:-)

уже приводила здесь как-то пример, как своих учила анализировать текст и выделять основную мысль кратко... на примере Андерсена как тренажера

Принцесса на горошине

принц никак не мог жениться
ночь, ненастье, стук в городские ворота
король пошёл сам открывать
стоит девица, вся драная, обтекает, "я принцесса!" говорит
король её сразу во дворец и привёл
тут королева, тот ещё тяжеловес, перекидала стопарь перин и тюфяков, чтобы подсунуть под них горошину, потом обратно - фигня вопрос
уложили девицу
утром "ох, ах, караул!"
вся семья "наш человек, женимся, всё в дом, всё в семью!"
деточки, какая основная мысль у этой сказки?

- три идиота нашли четвёртую!

правильно
а теперь учимся разумному конформизму
переформулируем мысль в важность взаимопонимания и единства жизненных устоев:-)

*я уж про Оловянного солдатика молчу, и уж тем более про Огниво

после таких тренингов и анализ текстов на ура пошёл
а уж как им стало легко основные мысли выделять в "простоте" типа Носова и прочих Стальных колечек по возрасту...

копировать

Вы гениальная! Всегда читаю Ваши посты и восхищаюсь.
Спасибо за идеи)
С юмором у меня туго, ценю в других, сама редко продуцирую.
Я - автор темы)

копировать

вовсе нет)
просто "попытайся посмотреть на мир под другим углом"(с)
ассоциативные связи, дерево аналогий...

Взгляни на маленьких совят,
Малютки рядышком сидят,
Когда не спят - они едят,
Когда едят - они не спят!

могут ли они делать два дела одновременно?
речь о сне или о еде?
продолжите стих по смыслу
умение делать несколько дел одновременно
Юлий Цезарь
Древний Рим
различия психофизиологии мужчин и женщин, мифы и реальность
туннельное и периферическое зрение...

плюс ПОСТАРАТЬСЯ выделить полчаса перед сном на совместное чтение
да, получается не каждый день, зато когда-то выкраивается и час
это немного и, одновременно, ооочень много
в эти полчаса помещается столько всего!
главное, не пытаться соблюсти "норму"
может быть прочитана одна страница и кипеть обсуждение
может быть прочитано много
это не важно!
мы тут давеча начали учебник по православию читать
так бабушка, которой надо было уезжать, заголосила, что без неё до её следующего приезда не продолжать, так как это потрясающе интересная книга:-)

копировать

Расскажите, пожалуйста, а как Вы дома обучаете анализу всего и вся в текущем режиме?

копировать

На примерах. Друзей, новостей, событий...
Один из ключевых моментов научить детей "комплексному видению". Что любое событие - это элемент пазла, имеющий последствия.

Но мне кажется, это как с речью.Уровень семьи определяет планку. Как можно научить тому, что не умеешь сам?

копировать

+ много

перешла кошка дорогу
а откуда взялась примета?
ведьмы от слова ведать, ведьмаки
вОроны и ворОны
чёрный кот
а почему чёрный? в темноте статическое электричество
религия
заимствования и отрицания
надстройка, контроль
замещение
Велес как бог дорог и знаний
его жена красавица-ведунья Ягиня
в кого превратилась в христианстве?
...

дочка задалась вопросом вечного двигателя
мать объяснила общую суть и дала пример из серии "вот дам тебе пинка, и ты врежешься в стену"
деть заголосил "за что???"
не "за что", а "например", патамушта закон сохранения энергии - упрощённо сила пинка будет равна силе торможения плюс сила врезания в стену
сын "а если мало тормозить буду?"
ок, давай предварительно на пол бутылку подсолнечного масла разольём, тормозить будешь меньше, врежешься сильнее - итого равенство сохранится
...

на машине, вход в поворот
- а почему машины перед поворотом притормаживают?
- дети, а вы сами подумайте, вот мы сейчас входим в левый поворот, как поведёт себя машина, если я перед поворотом прибавлю скорость?
посовещались...
- занос вперёд правой задней частью
- а почему? какие силы на неё будут действовать
посовещались...
- инерция и центробежная, да?
...

мама, а что такое мат?
зарождение мата - времена татаро-монгольского нашествия (большинство корней оттуда)
"русским" людям (на уровне даже тогдашней многонациональности и языковых разностей) нужно было консолидироваться и разработать "единые боевые команды" - быстрые и понятные
а так как "корни" несли отрицательную подоплеку, то эти команды являются одновременно и ругательствами
а почему возникла такая подоплека? роль церкви, отрицание и принижение взаимоотношений полов, привычка "русского народа" к высмеиванию того, что подавляет

многонациональность нарастала, в необходимости коллективного отражения внешних угроз тоже недостатка не было - модель закрепилась
русский мат как объективно второй язык - уникальное лингвистическое образование именно по этим причинам
и СССР со своей феерической многонациональностью эту тенденцию только упрочил и отточил

научно этим озаботились американцы после 2 Мировой
возникло недоумение сначала относительно японцев - американцы били японцев (в среднем) более успешно, чем наоборот
лингвисты выдвинули версию, что японский язык сложнее английского, да плюс длиннее в символьном выражении (что-то типа одна и та же команда у японцев 9 символов супротив американских 5,5) - а в цейтноте боя время прохождения команд и прочей срочной инфы и реагирования на них критично
тогда встал вопрос: а как же русские со своими почти 8 символами?
и тут "цивилизованное сообщество" осознало, что "русские" в момент цейтнота (будь то война или стройка) быстро и успешно переходят на мат!
а у русского мата
1. символьная длина чуть больше 3 - чего даже близко нет в любом ином цивилизованном языке
2. при переходе на "русский мат" бурят понимает эстонца с грузином
3. не носителю языка быстро среагировать на эту унифицированную абракадабру просто невозможно!

как-то так
из серии тренировки обратного счёта на светофорах и состава числа на заборах:-)
если мама развешивает стирку или моет посуду - это железный повод поймать мать с вопросами
а уж сколько всего можно обсудить в процессе готовки!

но главное - постоянное подчёркивание роли владения родным языком

не умея формулировать свои мысли, ты не только не сумеешь прочитать и понять задачу (и, соответственно, решить её), но и не сумеешь презентовать идею, заинтересовать, поставить задачи и реализовать результаты - кароч, так и будешь как дурак ключи подавать(с)

копировать

Ох, я полностью согласна с Вашей последний фразой, поэтому и забеспокоилась, прибежала сюда.
Конечно, миллион вопросов от ребенка получаем, всё рассказываем, читаем.
Он и сам много читает. Но говорить не хочет (не может, не умеет).., я списывала молчаливость на особенности характера, а вот теперь выяснила, что трудности уже другого уровня(

копировать

не разжёвывать
наталкивать
просить выразить своё мнение
предложить придумать даже хаотичные аналогии и ассоциации
поиграть в это (как мы в детстве играли, было у Вас такое? когда на листочках писали несколько человек, заворачивая лист, а пишущий видел только последнее предложение) устно, обо всём на свете
выстроить логические ряды получившихся тезисов
постараться вспомнить, где это было видано-слыхано
спорить!!!

у нас с детства приветствуются споры со взрослыми, но с жесточайшим условием "аргументируй!"
как же дети счастливы, когда могут пусть не поменять мнение родителей, но суметь изменить его;-)

копировать

О, с удовольствием прочитала вашу рекомендацию и что еще вспомнила: можно с ребенком в игры играть типа Данеток (там есть детские наборы), Элементарно и прочей логической говорильни... Алиас на худой конец...

копировать

у нас из настолок почему-то пошлО только "мамино" математическое лото
и Белку обожают - я не поддаюсь, так они однажды вступили в прямой сговор и таки обыграли мать в "экономической стратегии", счастья было!:-)

копировать

Не спорю с Вами по первому абзацу, но вот второй вызывает вопросы)

У нас папа переводчик (!!!) по первому образованию, потом переквалифицировался в инженеры, знает 4 языка, включая китайский. Я инженер, плюс МБА ВШЭ.
У нас всё более-менее с планкой) причём в нескольких поколениях.
Однако ребенок говорить развернутыми предложениями не умеет. Не считала ранее нужным учить специально это делать, полагала, в школе этот навык формируют при выполнении устных упражнений. А оказалось в школе тесты, тесты, тесты

копировать

МЦКО за все года на максимальные баллы, тесты и задания отлично делает - но это письменные работы. Трудность обнаружена с устной трансляцией мнения.
Девочки пишут - надо разговаривать, а ребенок молчаливый. Засада((

копировать

С 5 класса как раз начинают учить. А как - от учителя зависит.

копировать

Да, учат. Но, как и любым другим навыком, кто-то овладевает лучше, кто-то хуже.
Но вообще этому обысно начинают учиться еще до школы, обсуждая книги, фильмы, спектакли, события, поступки.

Отличные оценки м.б. обусловлены тем, что учитель чаще дает тесты, чем выслушивает устные ответы. Или тем, что мальчик плохо рассуждает, но хорошо отвечает на вопросы, поставленные конкретно, требующие только информацию выдать, а не рассуждать.

копировать

Вы правы! Проверила журнал, в основном оценки за тесты, к/р и с/р. Есть пересказы, что-то наизусть.
Не уверена, что вообще спрашивают устно.

Вы говорите, что начинают учиться рассуждать до школы. Будем считать, что проблема не возникла сегодня, но сегодня она стала очевидной. Что делать сейчас? Ребенок неразговорчивый по натуре( муж такой же. Все любят послушать что-нибудь интересное)

копировать

Найти дискуссионный клуб для подростков. Пусть занимается, учиться размышлять, спорить, дискутировать, аргументировать. Например, http://www.artershov.ru/study_plans/fil/ или любой другой
Или купить книги на данную тему и заниматься регулярно дома. Но главное, что нужно, это не писать и отвечать письменно на вопросы, а отвечать устно, проговаривая. Можно задавать наводящие вопросы, но не отвечать за ребёнка. Но все должно быть устно. Иначе получается, что он накапливает знания пассивно , а активно применить их не может. Но заниматься надо постоянно, каждый день, лучше 20-30 минут ежедневно, чем 2 часа раз в неделю. Это эффективнее. Начинать можно с книг для маленьких, не надо бояться и отвергать, мол это для 5-6 летних детей, надо что-то на возраст постарше. Надо пройти путь от начала до конца (понять, где у него возникают проблемы). Удачи вам

копировать

Спасибо! Дискуссионный клуб был бы явным спасением, но пока рано по возрасту - с 12 дет. На будущее пригодиться, спасибо за ссылку.

Так, по самостоятельным занятиям мне надо искать пособия по развитию речи, наверное? По риторике?

копировать

Да. Подойдёт, риторика, ораторское искусство, можно ещё взять книги/рабочие тетради/тренажеры по чтению/литературе, там, где работа с текстом (главное не писать, устно отвечать).
Например, https://www.labirint.ru/books/657008/point/gm/?point=gg19&gclid=EAIaIQobChMI_a658bWp5gIVBqwYCh3DhAfmEAQYAyABEgLFCfD_BwE

копировать

О, у наших как раз такая книжка в школе. Риторика - обязательная внеурочка, тут учительница была суровой, этот навык очень пригодится впоследствии.

копировать

Я согласна , что пригодится. У меня у самой в школе с 5 по 8 класс была риторика в школе в общей сетке. Книг тогда не было. Но учительница по своим наработкам с нами занималась. Очень полезно. Поняла это только тогда, когда в университете училась.

копировать

Заказала, спасибо. Попробуем.
Вы знаете, вчера, когда я уже беситься начинала, говорю сыну - напиши ответы на эти вопросы. Написал идеально. Почему устно сказать не мог, загадка(

копировать

Навыка просто нет разговорного. Раз написал, значит знает как и что, просто знания в пассив уходят. Чтобы воспользоваться устно, надо заниматься. Это как с языком. Можно выучить десятки тысяч слов, читать и понимать их, а как использовать при разговоре нужно, то затык выходит, начинают использовать более простые и часто используемые слова. Тут надо говорить и много. Так и у вас происходит. Практика , только практика.

копировать

Да просто разговаривайте с ребенком! Вы то не вчера родились! Не может ничего сам сказать, задавайте наводящие вопросы, так и разговорится. Да, были вместе, но хотелось бы услышать твое мнение, мое такое -то, а как ты думаешь, а теперь ты первый расскажи, что понравилось и ПОЧЕМУ.

копировать

Не так то просто разговорить этого мальчика(
Вспоминаю сцены из жизни. Были в музее. Ну как тебе? Молчит. Рассказываю сама, чем я была впечатлена. Спрашиваю, что тебе понравилось? Отвечает - мне всё понравилось))) может перечислить, что назвала я. Правда, спустя какое-то время вспомнил про Ван Эйка и его чету, спросил кое-что, порадовало, что в голове отложилось.
Фильм смотрели вдвоём, на английском Шерлок Холмс. Спрашиваю, понял что-то? Понял. Расскажи, а то я не поняла ничего. Ой, я тоже ничего не понял. Давай вместе тогда подумаем, что же произошло. Давай. В итоге рассказала ему весь фильм.
Вроде всё, о чем тут рассказывают, у нас есть.

копировать

Я вам ниже написала. Не спешите. Дайте ему время подумать и всё он расскажет. Вы слишком торопитесь.
У меня тоже не разговорчивый, а мы с мужем болтуны знатные. Сперва меня дико бесило, что сын тормозит. Прям заставляла себя ждать ответа сколько угодно долго. Сама не начинала ничего или очень коротко. Иногда в машине забывала, что он должен ответить ;-) ( стыдно), а потом через некоторое время аж вздрагивала от ответа с заднего сиденья. А через пару лет уже я поражалась взвешенным суждениям.

копировать

Мы просто разговариваем о том, о сем. Посмотрели фильм - обсудили, например, почему герой имеено так поступал, прав/неправ, а что можно было сделать в этой ситуации. Переносим на свой жизненный опыт . Книги ежедневно читаем (я читаю вслух), тоже разговариваем попутно.
Гуляя, можем о чем-то поговорить, ну навскидку: зашли в лифт, входит сосед с огромной собакой. Натолкнул на дискуссию - правильно ли больших собск держать в квартире? Хорошо ли собаке? Хозяину? А если маленькая собака? Как правильно породу выбирать? А что делать, если ребенок просит собаку, а родители не хотят? А что делать, если завели собаку, а потом у кого-то обнаружилась аллергия? Ну и так далее, вспоминая примеры из жизни, фильмов и книг, тема ответственности за животных неисчерпаема.
В учебниках ОМ и чтения в конце параграфа вопросы, устные задания, просто тренируйтесь отвечать на них, сначала помогая наводящими вопросами, возвращаясь к кам-то пестам текста. Главное, чтобы ребенок не боялся ответить неправильно, не старался догадаться как надо отвечать, а просто сам думал. Если уж совсем мысли крамольные, можно помочь выработать "правильный" ответ для учителя. А по жизни учу критическому мышлению.

копировать

У нас в таком формате общение постоянное, но понимаете ли в чём дело (я теперь обратила внимание) - говорят взрослые. А ребёнок всё слушает, обратная связь от него крайне скудная. Даже если его что-то воодушевит, всё равно уложится в несколько фраз.
С речью, особенно спонтанной, трудностей как будто нет, но выразить мысль по существу сын не может.
Вы пишете, главное, чтобы не боялся ответить неправильно - сын, похоже, боится(

копировать

А вы время ему даете на ответ? Часто родители этим грешат. Взрослые привыкли к одному темпу, а ребенку, да еще не слишком развитому в плане речи, трудно сформулировать ответ быстро. Вы считаете, что пауза затянулась и он всё сказал, а он еще обдумывает.

копировать

Может и мало времени, как-то не придавала этому значения раньше

копировать

Для начальной школы хвалят пособия Есениной Как писать сочинения, Как писать изложения. Я их даже купила, но так и не пользовались, руки не дошли.)
По содержанию вроде дельные.

копировать

А вы своего ребенка впервые увидели? Не разговаривали с ним раньше дома? Прочитанное, просмотренное не обсуждали? Я как-то не рассчитывала на школу в этом плане никогда. Это моя родительская задача.

копировать

Мой в 3 классе. Ничему не учат(( Ни одного изложения за полгода не было, не говоря уж о сочинениях. Думаю, самой заняться на досуге, как раз и пособие специальное прикупила.

копировать

1 Level - ответы на вопросы после параграфа
2 Level - выделение основных момент и пересказ текста
3 Level - диспут или сочинение (у кого-то лучше развита устная речь, кому-то легче даётся письменная)

Лично мне очень нравится серия книг на английском Critical reading Grade_n

Ну и в первую очередь с детьми надо разговаривать,обсуждать, дискутировать. Навык развиваемый в повседневной жизни легко переносится на учебную деятельность.

копировать

Спасибо большое, пригодится когда английский будет чуть лучше освоен

копировать

А можно ссылку на книгу, набрала в гуггл, выдаёт разные варианты.

копировать

Ну как же не учат? Удивлена такой постановке вопроса... Наша уже конечно сильно старше, 10 класс, но хоть и не сильно я вдавалась в уроки, с начальной школы помню... Весь 2 класс до автоматизма учили описанию героев по литературному чтению. В рабочей тетради сначала и план давался, потом план самим надо было уже написать. Другое дело, что далеко не все делали эти задания как положено, вместо анализа скатывались к банальному пересказу. Чуть позже каждое 5 упражнение по русскому (прямо в учебнике) - написать сочинение-рассуждение, сочинение-описание и др. Все приемы разбирались, чуть ли не шаблоны выдавались. Хотя бы одно мини-сочинение в неделю обязательно. В 5 классе по истории прямо в рабочей тетради - на каждую тему хотя бы один вопрос на рассуждение... Это я еще не помню большую часть... Не могли же даже учебники за 5-6 лет так кардинально измениться что нигде бы не учили рассуждать?

копировать

В началке разные программы. Меня тоже удивляет, что многие пишут, что в началке не было сочинений. Наши писали и их этому именно учили.
Программа Школа 21 века
А в других программах могли этому не уделять внимания.

копировать

У нашей 2100 была программа... Но итоговые работы-то все одинаковые пишут в 4 классе... т.е. навыки худо-бедно осваивают... А умение рассуждать, выделять главное, это не только ведь сочинения по чтению. Насколько помню началку дочери, ну и последующие классы, абсолютно по всем предметам это требуется. Как же могут не учить? Я понимаю, что учиться этому не хочется... особенно если не очень дается и "пока прокатывает" :) Так не школа ж в этом виновата... мне именно этот посыл странным показался - сразу обвинять школу.
Теперь-то уж что есть, то есть. Просто догонять, наверстывать навыки. Сейчас смотрела, кучу дельных советов надавали, не хочется повторяться.

копировать

Не учат. Я и не рассчитывала, что школа будет учить. Рассуждаем всегда вместе с детьми. Если ребенок задает вопрос, до ответа на который может дойти своим умом, то я не отвечаю, прошу подумать, задаю наводящие вопросы. В итоге дети сами доходят до ответа. Очень интересно теперь слушать их самостоятельные рассуждения, иногда к таким взрослым выводам приходят сами, что я только удивляюсь.

копировать

Сын в 6 классе. Как раз сегодня по литературе было задание проанализировать стихотворения. Со скрипом и с помощью интернета. Навыков нет.

копировать

Это не простой навык, одной школой сыт не будешь. Особенно касаясь научный текстов. И созревает ребенок к такому качественному чтению от 13 .. И да в школе редкой этому учат. Надо начинать вместе с первыми книжками, которые ребенку читают.. т.е. с репки:)

копировать

У дочери в началке этому учили и вполне успешно. Один из методов, который мне запомнился - составление синквейнов.

копировать

И я такое помню у дочери.

копировать

Какой крутой метод! Отличная началка, в которой применяют такие нетривиальные методы.