Список обязательной литературы

копировать

Перед началом летних каникул практически каждый российский школьник получает небольшой «подарок» - список обязательной литературы. Признаюсь, первые годы я довольно легкомысленно относилась к этой давней традиции, понимая, что необходимую книгу ребенок всегда успеет прочесть в течение следующего учебного года. Но объемы задаваемых произведений растут, родителей пугают увеличением нагрузки, на собраниях одним из первых раздается вопрос, когда вывесят списки, в родительских чатах сравнивают книги, рекомендуемые разными школами. В этот раз поддалась общему воодушевлению и я. Скачала список, попросила ребенка, уже подростка, выбрать себе любое произведение из него. В ответ – кислая мина, вопрос: «а больше ничего в этом списке нет?», и «ну ладно, давай Тараса Бульбу». Результат: прошла первая неделя июня, прочитано от силы страниц 30-40, ничего другого тоже не читается.
Вопрос: что вы делаете со списками? Сколько ребенок реально прочитывает из него к концу лета? Что делать, если книги не идут? Надо ли с этим "бороться", или каждому произведению свое время?

копировать

пока я решила "бороться". скачала по Тарасу Бульбе лекции Ужанкова и Быкова. Для начала попыталась прослушать первую сама (выдержала минут 20, показалось скучной, хотя по "Капитанской дочке", которую смотрели вместе с ребенком в прошлом году, очень понравилась), Дм. Быков, надеюсь, будет поживее, но там только аудио, видео, к сожалению, не нашла.

копировать

Мы их этого списка делали список обязательных к прочтению в течении лета. Считался общий объем страниц. Отсюда прикидывалось, сколько нужно страниц прочитать в день.
Суббота-воскресенье можно делать выходными, что бы ребенок имел хоть какой то луч света в темном царстве. После завтрака обязательное чтение. После обеда обязательное чтение.
Сам за свою 14-летнюю жизнь не прочитал ни строчки по своей инициативе.

копировать

Всегда с боем идёт этот список. Надоело. Кое-что читает, конечно, потому что в течение года просто нет столько нужного времени. В другой стороны, педагог просит определенные произведения читать ближе к осени, чтобы не забылись. Уже поняли, что проситанное летом мало помогает в школе, т.к. нужно снова перечитывать: цитаты искать, описание внешности, характера и т.п. Но у нас в это лето ребенок начал читать вообще, так что читает то, что ему интересно.

копировать

Список литературы не выдали, в нашей школе всем по фиг, читает ребенок или нет. Не думаю, что кто-то спросит вообще. Его я всегда формирую сама: обязательный на основе учебника по литературе и дополнительный на основе личного опыта и предметов, которые будут в наступающем учебном году. Но! Я список делаю не на класс (что глупость несусветная по-моему), а на возраст. За этот год дети "добьют" список на 10-12 лет, там около 100 наименований, им было где разгуляться, а школа, кмк, о половин книг и не знала;)) Также, кстати, как и список дополнительных пособий и материалов по разным предметам, школе это все до звезды.
Книги обязательно чередуются: обязательная/дополнительная. Если что-то идёт трудно, можем обсудить, так я сейчас наблюдаю, как дева домучила до середины обязательную Швамбранию, а сын заглатывает необязательного Алексина. В прошлом году катастрофически тяжело шел Робинзон Крузо, я его терпеть не могу, но добили.
Читают, короче говоря. Что-то слушают в путешествии на машине, если долго едем. Главное, перемешать с удачно подобранной дополнительной литературой, тогда все будет хорошо. Ну и форма важна: детям очень нравится, что они читают книги прадедушки или бабушки (в смысле принадлежности, это отличный стимул, новые книги - современных авторов или иллюстраторов). Хотя вот на до девица покетбук попросила, говорит, что с ней удобнее будет;)

копировать

С 1 класса читали почти полностью весь список ( программное обязательно), в начале лета обычно вычеркивали из него половину, как уже прочитанное. В дополнение читал еще кучу всего. Буквально вчера разбирала старые фото, на отдыхе у моря ребенок вечно с толстенной книгой, даже на прогулке, присел на камешек и читает.
Дон Кихот не пошел, половину примерно осилил, ну и отложили до лучших времен. Но это скорее исключение.
Нам и учительница русского в старшей школе давала списки, там было: прочитать обязательно! прочитать крайне желательно; прочитать желательно; было бы здорово, если прочитаете; оживить в памяти (если есть что оживлять); для умниц и олимпиадников; просто для думающих людей. Сама оттуда открыла для себя пару вещей.

копировать

Дочь не смогла Тараску читать, просила меня. Я читала ей вслух, но!, вы сейчас упадете, после одной страницы я засыпала. Ужас! Не просто спать хотелось, а засыпала. В итоге она послушала аудиокнигу и кино посмотрела.

копировать

А мой с удовольствием прочитал, не отрываясь. Но он историю любит.

копировать

Спасибо! Мы решили пойти тем же путем

копировать

Аудиокнига, кстати, и мне понравилась. Слушала с интересом, не знаю, почему так чтение не пошло, в детстве же читала)))

копировать

В начальной школе почти всё прочитывалось. Перед 5 классом что-то осиавляли на учебный год.
Полусив список, сначала подбираем книги, которые есть дома. Что можно купить в хороших изданиях, с хорошими иллюстрациями - покупаю, остальное скачиваю в ридер дочке.
Считаю общее количество страниц, делю на количество дней, пооучается средняя дневная "норма". Ее желательно придерживаться. Но летом, конечно, не всё будет читать, иначе не осианется времени на книги по своему выбору. Зарубежную классику можно читать в зимние и весенние каникулы - ее в конце года проходят.
Книги посложнее/поскучнее читаю дочери вслух. Чтение вслух наша ежедневная традиция, вот летом в нее добавляется что-то из списка. Как правило, возникает много вопросов и обсуждений. На этот раз как минимум Дон Кихот. Если есть хорошая экранизация или спектакль, смотрим после книги. Что-то может послушать аудио.

копировать

Все книги из списка читаем и делаем небольшую шпаргалку по прочитанному. Дочь читает ещё и дополнительно, постоянно заказываем в интернете или просто в магазине покупаем. Выбирает сама.

копировать

Хороший вариант! я тоже предложила дочери вести что-то на подобии читательского дневника, куда записывать ответ на один вопрос: Почему автор так назвал произведение.
Пока ни одной записи сделано не было :-) Но посмотрим, пойдет ли дело.

копировать

Есть ли школы, где нет, к примеру, в первых 9 классах, списка обязательной литературы, и где в начале года просто обсуждается, кто что успел прочесть и кому что понравилось/не понравилось?

копировать

Есть, в нашей учитель в первых двух классах говорила, что читать можно что-угодно, главное - читать.
В третьем и четвертом классах - другой учитель, списки были, но по желанию на выбор. Ребенок мог много что выбрать, но он приучен к классической литературе, может читать с удовольствием и Пришвина, и Лескова, и Марка Твена.
Единственное, я вижу по спискам, что если читать все рекомендованные книги, то чтение - это несколько часов каждый день. Столько времени у ребенка нет, читает не все, около часа в день.

копировать

Мы всегда честно вычитывали полный список. Дожив до 7го класса, решили одолеть только самые большие произведения за лето, чтобы легче было в учебном году. Ребенок любит читать, но не классику, а больше фэнтези. Читает параллельно. Но если интересную ей книгу большого объема за два-три дня, то "Тараса Бульбу", как и у автора поста, застряли на третьей главе, уже неделю сидим.

копировать

Да, тоже выдали список из двух частей - обязательный ( книги, которые будут в течение учебного года, объемные произведения, которые имеет смысл для экономии времени прочитать летом) и дополнительный. Из обоих списков прочитать по 10 книг, написать 2 отзыва. Также дан перечень стихов, желательно начать объемные учить летом.
Слушает каждый день в аудиоварианте. Договоренность - чтение каждый день, иначе никакого телефона.

копировать

слушать и читать - разное

копировать

Ну и? Если у кого-то лучше развито аудиальное восприятие, то почему бы и не слушать? Каждому своё

копировать

Конечно, и читать тоже будет. Только отпахала на дистанционке, поэтому отдыхает - аудиовариант, чтобы время не терять. Далее и чтение обязательно.

копировать

Не идёт чтение классики по школьной программе - слушайте аудио. Хотя бы с содержанием будет знаком. Хорошая аудиокнига захватывает лучше печатной. И потом, все дети разные. Дочь старшая у меня в 14 лет зачитывалась и слёзы лила над Золя. Сын в этом же возрасте вообще до скрежета зубовного все такие книги ненавидит, зато неимоверными объемами глотает фэнтези, мистику, приключения. Младшая дочь в 9 (!) осилила «Барышню-крестьянку», мы с ней читаем «Алые паруса». Вообщем идёт по стопам старшей. Вообще ее не интересуют Сладков, Пришвин, «Карлсон» и прочее из типичного списка для началки.

копировать

ну это хорошо, так или иначе, что то читают, каждый свое, уже вкусы есть. Вопрос в том, что делать тем, у кого дети в принципе не читают?

копировать

Только личный пример, больше ничего не поможет.
Читайте сами, обсуждайте вместе характеры героев, их поступки.

копировать

Не уверена, что личный пример работает безотказно.
Большинство моих друзей, как и я сама, в детстве читали запоем, от чего родители были вовсе не в восторге. У многих сохранились воспоминания, как нужно было быстро выключать свет, заслышав шаги мамы по коридору поздним вечером, кто-то даже читал под одеялом с фонариком. Чтение родителями воспринималось как отдых, и часто раздавался вопрос: А посуду ты всю вымыл? В комнате уберись! С младшей сестрой погуляй.

копировать

Так вы в детстве читали. Попробуйте и сейчас читать, вы и дети , каждый своё в определённое время, а после обсуждать.

копировать

А в неопределенное время можно? Тогда, когда захочется?
И зачем обсуждать с ребенком то, что я читаю, например? Мягко говоря, это ему не по возрасту и неинтересно совсем.
Как и мне совершенно неинтересно многое из того, что читает он.)

копировать

ну, не все можно обсуждать с ребенком)) Какую-нибудь антиутопию или научно-популярную статью, биографию, из школьного репертуара - да, с остальным сложнее. Мы вот мультик "головоломку" уже второй год обсуждаем :-)

копировать

Все можно и даже нужно. Запретов на обсуждение быть не должно. Иначе потом и не спросит, и не поделится, когда надо будет, потому что уже сформируется барьер.

копировать

Вот потому что вам не интересно то, что читает ваш ребёнок, и вы не хотите делаться эмоциями от прочтения своих книг (Необязательно рассказывать то, что не по возрасту, но общие ощущения всегда можно), поэтому ребёнок и не начнёт читать сам.
Для того, чтобы увлечь, лучше выделить , например, час литературы в день, можно и больше, и читать всем. Тогда и вариантов для ребёнка не останется, а потом , когда что-то его увлечет, можно уже и в неопределённое время.

копировать

Да, не хочу делиться эмоциями от прочтения своих книг (а также своей музыки, своих картин и фильмов), т.к. просто не люблю делиться личным, особенно с теми, кто это в силу возраста, интеллекта, взглядов на жизнь просто не поймет.

А ребенок и так сам читает запоем, но то, что ему интересно. Книги по школьной программе, часто составленной методистами, по ощущениям, просто-таки малообразованными, не понимающими психологию и интересы ребенка - читаются для галочки, на отвали. Время отдельное для них тоже выделять смысла нет. Читаются тогда, когда все, более нужное и интересное, уже сделано и прочитано.

копировать

в смысле попробовать?)) мы все читаем (хорошо, что уже не запоем, но ежедневно), обсуждаем, но совершенно очевидно, что книги, которые нравились в детстве мне, зачастую оставляют равнодушным ребенка. Особенно это горько в отношении отечественной литературы. Мне понравилась идея аудиокниг, к которым мы ранее не обращались, может, еще есть какие-нибудь фишки...

копировать

Аудиокниги отлично для аудиалов. Для остальных не подойдут, будут отброшены сразу же.
Так и пусть читает то, нравится. И рассказывает вам, так и вы узнаете что и как. И вы можете делится с ребёнком то, что вам интересно. А то, что не нравится отечественная литература - так это нормально, ребёнку, да и не ребёнку, трудно понять то, что было много лет назад. Да и зачем на этом заострять?

копировать

но именно в этом году мне показалось, что нужно что-то прочесть перед школой из обязательного списка)) и на первом же шаге - осечка :-)

копировать

А вы что сейчас читает? Сколько в день?

копировать

У меня ребенок не читает по списку. Читает только литературу на иностранных языках. В школе по литературе оценки хорошие,почти отличные, хотя система оценивания жесткая и многие родители жалуются. Слушает аудио, читает краткое содержание. На уроках слушает учителя, он классно обучает, и результат хороший.

копировать

обязательное чтение - аудиокниги. просто почитать - то, что хочется.

копировать

К сожалению, сама я очень консервативна и не слушаю аудиокниги. Но очень хочется подробнее узнать, как вообще это происходит. То есть когда ребенок слушает аудиокниги? В дороге? Или как сказки на ночь? На каких сайтах лучше всего скачивать? и есть ли любимые чтецы?
Вчера мне самой пришлось быть аудиокнигой и озвучивать Тараску со товарищи

копировать

Я своей перед сном включаю. Есть потрясающие аудиоспектакли с профессиональными актерами в озвучке. Вы так сама никогда не прочитаете.
Сама заслушивалась, когда включали Дубровского, Чехова, Толстого.
По ролям, с музыкальным сопровождением.

копировать

здорово, Дубровский у нас в списке. Хотя его муж читал дочери примерно год-два назад, но освежить точно нужно!
мне самой еще нравятся телеспектакли по пьесам. Помню, как потряс меня мхатовский "На дне": ни в какое сравнение с моим чтением в школе.

копировать

то есть в поиске нужно задавать именно аудиоспектакль?

копировать

необязательно, просто аудиокнига, можно по сайтам поискать варианты

копировать

.

копировать

вот Дубровский https://akniga.org/pushkin-aleksandr-dubrovskiy
озвучка необыкновенная

копировать

спасибо! хочу попробовать послушать вместе с ребенком, очень интересно.

копировать

потрясающе! только что сама прослушала половину, хорошо читают.

копировать

да, очень приятно слушать! голос Троекурова прям ах....

копировать

Чехов "Степь" https://akniga.org/chehov-ap-step
и музыка и голоса....супер

копировать

Я Вас понимаю прекрасно, я визуал,на слух хуже воспринимаю текст, еще год назад мне казалось, что никогда не смогу слушать аудиокниги, но проблемы с глазами подтолкнули пробовать, искать и привыкать. В итоге сейчас примерно 50/50 слушаю/читаю. аудиокниги хороши уже тем, что можно читать не отрываясь от каких-то дел, я с ними готовлю, хожу пешком и т.д.
У дочери хорошо пошли, хотя попробовала достаточно поздно, лет в 11. Слушает, когда занята рутиной (ежедневная зарядка около часа, мытье посуды), иногда перед сном. Иногда даже ляжем перед сном, по наушники в ухи и слушаем вместе. Уроки французского так слушали недавно, уже после прочтения и после просмотра фильма.
Мы ничего не скачиваем, слушаем онлайн. Сайтов достаточно много, у меня больше всего востребован книга-в-ухе, правда, там многое идет с отсылкой на литрес..
Любимые чтецы Клюквин, Багдасаров, Князев, Герасимов,Воробьева. Но иногда просто отдельные книги очень удачно читают артисты.
А сама аудиокнигой я работаю с младенчества детей, ежедневно

копировать

спасибо, что напомнили про фильм. Тоже внесла в свой "список"

копировать

Очень заинтересовали личные списки родителей для детей. Если есть возможность, поделитесь, пожалуйста. У меня самой никогда не возникает вопроса, что почитать, но вот по отношению к своему ребенку нередко теряюсь, потому что понимаю, ей часто не нравится то, что люблю я. К примеру, того же Гоголя (Вечера на хуторе...) я на протяжении многих лет перечитывала перед Новым Годом, а дочь их прочла раз и больше не возвращалась: не зацепило

копировать

У нас нет личных родительских списков. Просто вся квартира в книжных шкафах с догаджетных времен. Плюс очень часто ходим с детьми в книжные магазины, чтобы посмотреть, что еще появилось интересного, на самые разные темы. Соответственно, дети что хотят, то и читают в свободное время.

В школе, к счастью, учителя вменяемые, обязательного прочтения летом чего-то там по выданному списку не требуют, только рекомендуют. Все равно в течение учебного года можно все нужное по программе цать раз прочитать.

копировать

в том-то и проблема, что стоящее в шкафах дома забраковывается..)) в книжных магазинах мне с каждым годом все сложнее ориентироваться в предложениях для подростков. В последний раз, когда там были, купили "старого доброго" Беляева...

копировать

Мне в этом вопросе иногда очень Ева помогает)) Часто еще в соседнем разделе (про детскую психологию) попадаются такие темы - что почитать мальчику-девочке 7-10-14-... лет.) Запоминаю книги, потом смотрю, шоцэтакэ); если может потенциально заинтересовать ребенка - в книжном магазине уже ему конкретные эти книги показываю, чтобы полистал-почитал (а часто и сразу покупаю и вручаю).
Так что списки-не списки, а вот про конкретные книги или авторов действительно можно на Еве узнать.)

копировать

А вам то самой зачем ориентироваться? Подросток пришёл в магазин, посмотрел, что предлагают, полистал и сам выбрал.

копировать

не всегда получается: выбор слишком велик, все-таки быстрее на чем-то остановиться, когда идешь уже с несколькими названиями. Да и мне самой интересно, что же сейчас читают. С удовольствием открыла для себя комиксы про Кальвина и Хоббса :-)

копировать

У нас такая же ситуация дома, но в течение учебного года читают намного меньше, чем летом, уроков и логистики многовато, устают

копировать

Сколько помню, детям выдавали два списки-один по программе, другой-огромный- для души, говорили, пусть читают, что хотят, каждый что-то найдет для себя

копировать

я тоже помню, что всегда хотелось залезть в список к старшеклассникам. Вот и сейчас, дочь уж давно прочла Евгения Онегина, а Мцыри из списка читать отказывается)) (видимо, ей это название просто ни о чем не говорит).

копировать

не будет читать. Максимум - посмотрит фильмы, которые я найду по самым длинным 2-3 произведениям. Зато по тому, что профильно и надо, будет пахать 1-2 мес.
До 5 класса читали все. Ребенок нечитающий и не любит то, что по программе, максимум зарубежную литературу может. Среди учебного года, когда получается, читает, но не всегда. Русский и литра 5.

копировать

сегодня в почтовой рассылке наткнулась на рекомендацию для детей 10+ - "Сахарный ребенок" Громовой

"О чем книга? О том, что нет ничего крепче человеческого духа. Отец Стеллы Нудольской был осужден как «враг народа», и больше десяти лет Стелла с мамой провели в лагерях Киргизии и Монголии.

Повесть основана на реальных событиях: Ольгой Константиновна Громова, автор книги и бывший редактор журнала «Библиотека в школе», записала мемуары своей соседки и близкой подруги, адаптировав их для детского и подросткового чтения. Книга переведена на пятнадцать языков и стала лауреатом множества премий, в том числе – международных".

показалась интересной, уже скачала.

копировать

написано, что книга "похожа на "Мальчика в полосатой пижаме". Никто из нас не читал, к сожалению, Бойна, но фильм по нему потряс: долго потом обсуждали, но читать очень страшно после него.

копировать

Скачали для дочери? А сколько лет ей?
Имхо, это никак не для 10-летки книга

копировать

написано, 12+ и далее в рекомендациях 10-16. моей дочери 13. вы читали эту книгу?

копировать

Моя в 12 лет прочитала. Эта книга была в списке дополнительной литературы на лето. Читала трудно, переживала, было много вопросов по истории того времени. Но делания бросить книгу не было.

копировать

Да, книга хорошая и для 13 нормально, если ребенок знает что-то об этом периоде, либо мначала рассказать

копировать

самой мне на эту тему очень запомнился "Путь" Слиозберг, но пока не решалась дать ее ребенку

копировать

Это очень хорошая книга. И мне понравилась, и сыну в 13 лет.

копировать

да, такая литература очень нужна. сама вчера не удержалась, прочла, посмотрела пару коротеньких интервью со Стеллой Натановной.