Вузовская математика в школе, если ее не было
Ребенок поступил на первый курс, рассказывает, что часто лектор говорит в какие-то моменты "Как вы знаете из школьного курса", "Вы это в школе прошли" А они не проходили! Этого вообще в школьной программе не было. Лектору он или не говорит, или лектор его не слышит. А сын у меня очень способный, но меееедленный. В итоге тратит уйму времени на домашку, ничего другого не успевает, не высыпается. Ходит с черными кругами под глазами и грязной головой, стал еще более рассеянным, чем был, то куртку в столовой забыл, то карточку. Кто-нибудь может подсказать где найти примерный хотя бы список таких тем, которые "в школе проходили", а на самом деле в школьной программе их нет. Ребенку все очень нравится в вузе, и преподаватели ему прекрасные и в группе все хорошие, обидно будет, если не потянет из-за разрыва школьной программы. А со списком просто пробежался бы по этим темам, все легче было бы. Вуз он выбрал не самый модный, не то, чтобы вокруг были сплошь победители всеросса и он один такой из провинциальной дворовой школы поступил по перечню.
А куда вы это список прилепите? Я отчетливо помню мою самую первую лекцию на первом курсе. Это была общая химия, непрофильный для нас предмет, который после 1 курса исчезал и ни в какой форме потом не продолжался. Лектор пошел писать частные производные, при этом мы и слов-то таких не знали, да и он не называл.
После лекции все выходили в axye :)
Со списком не могу помочь, просто не в курсе всех тем, тем более чего там имеет в виду ваш преподаватель... Хотелось поддержать вас и может чуть успокоить :) Не вижу я какого-то ужаса в вашей ситуации. Сын ваш с напрягом или без, но справляется же потихоньку! Ищет, разбирается рано или поздно, может у одногруппников спросит если совсем уж чего не найдет. Если старается, то получится у него все! Дочь 1-курсница тоже делилась, что после некоторых первых лекций бОльшая половина группы выходили с квадратными непонимающими глазами. А сейчас вот промежуточная аттестация у них, ничего, все сдают что нужно. Лучше-похуже, но сдают. Вы хоть быт своему ребенку можете обеспечить и то хорошая помощь, а многие (и наша тоже) теперь все сами... И если уж ваш не лодырь, ленящийся внимательно почитать материалы, то все у него нормально будет!
спасибо! Не могу я ему быт обеспечить, приехала на недельку навестить, так меня даже не впустили в общагу. Он ко мне выходил, пообщались немного и все. Ну и не особо он справляется, на физре не был ни разу еще, до сих пор медосмотр проходит :(
Тем более, раз сам живет, понятно что еще адаптируется и не все успевает. Но я верю в них :) Если стараются, то смогут. Не они первые, они ж и не последние, не глупые раздолбаи ведь...
И мой с пробелами после школы. Решали тут с ним пример на пределы. Я вспомнила молодость :))
Все оказалось просто: в примере на предел нужно было вспомнить правила из тригонометрии и логарифмы. :) А он не помнил их. :)
Одна из задач ВУЗа в том, чтобы научать самим учиться и главное усваивать эти знания. Просто с пробелами по школьной программе влиться в такую учебу сложнее. Но в итоге все как-то приспосабливаются. Так и Ваш сын должен это понять и сделать сам. Я своему направление показала.
И еще. У нас вот есть предмет, где сначала дают задание сделать по новой теме, а лекции и семинары по этой теме уже после лабораторных. Ученики первое время ходили с квадратными глазами, мол, что за фингя? они там что, перепутали расписание? Ан нет, там приучают пользоваться своими мозгами... Как-то справляются ребята...
В профильных лицеях есть вузовская математика, но это, конечно, не значит, что необходимо требовать знаний ото всех. Жаловаться в деканат тоже нет смысла. Итог: пусть студент мотает на ус и самостоятельно изучает материал.
У моей дочки в программе есть инженерная графика. Ни в школе, ни в лицее черчения не было. Ничего, самостоятельно изучает: лекции, семинары + материалы и видеоуроки в интернете.
В разных школах разные программы и очень разный уровень. Поэтому вам каждый может написать что-то своё. Мой сейчас учится в топе, у них там всеросовцы очумевают от программы. Некоторые до слёз прям. И та же история, лекторы считают, что часть проходили в школе, а они не проходили (даже в нашей охренительной школе чего-то не было). Дети ещё в школе были натренированы на самообучение, поэтому мой в метро после лекции проходит сразу всё пропущенное, заканчивает это делать дома. Потому что на следующий день часто появляется что-то новое. Поэтому рекомендую сыну сразу бросаться проходить то, что не понял, гуглить, видео искать. Школьные учебники уже вряд ли помогут.
Мой тоже страшно медленный был, но школа, сборы и ботанье научили перебирать лапками быстрее. В бытовых вопросах так и остался бесячей черепахой.
Сейчас в школах изучают производную практически не затрагивая понятие предела, и исследование функции так себе. Может у вашего с этим сложности? В школах с сильной математикой его дают как надо, учат находить, дают замечательные пределы, нормально объясняют понятие непрерывности, асимптоты. Исследование функции подробно и глубоко дают. Это как раз то, что в начале первого курса по матану.
Да, мехмат МГУ у ребенка. И он считает, что у него не проблемы, а временные трудности: надо добавить часов в сутках, чтобы их хватало.
Тут в других темах много писали, что на мехмате скучно и просто. Моему не просто (не сверхсложно, говорит, что объясняют на лекциях великолепно просто все и очень понятно. То что объясняют. Но объемы большие) и не скучно. И вот этот момент, надо быстренько пройти то, что "проходили в школе" Ну а проходные баллы на мехмат прямо указывают, что он сейчас не самый модный :) Так что трудности не у моего одного с тем, что в школе была только школьная программа.
Вот тоже непонятно. Все учебники начинают с азов. Чего там на первом курсе такого изучать можно?
На первом курсе мехмата. Да, назовите же, что там такого дивного. Не прикалываюсь. Какой предмет начинается не с азов, либо не является продолжением школьных знаний?
Матан, например. Возможно. Преподаватели на каких-то моментах не останавливаются, считают, что они очевидны и понятны, а сразу уходят в дебри.
А систематическое изложение знания разве не в учебниках? Мне кажется проблема современного поколения это неспособность самостоятельно прочитать и усвоить напечатанную информацию
Так зачем на мехмат идти было? Только из-за низких баллов? Вам же говорили, что факультет специфический, учиться сложно, да еще 6!!! лет. Вот на него и не идут. А Вы залезли, вот теперь ребенок страдает. НУ НЕ ИДУТ НА МЕХМАТ ПОСЛЕ ОБЫЧНОЙ ШКОЛЫ!
ребенок в восторге вообще-то. От учебы, от преподавателей, от окружения. Но я вижу, что все очень непросто у него.
Я отговаривала от мехмата прямо вашими словами НУ НЕ ИДУТ НА МЕХМАТ ПОСЛЕ ОБЫЧНОЙ ШКОЛЫ!!!, тем более, что его БВИ распространялось и на ФУПМ МФТИ. Надо было запретить? Вот просто запретить ребенку поступать в вуз мечты, потому что будет сложно? Бросить мехмат или вылететь всегда успеет, вопрос сейчас в том, как вытянуть учебу и сохранить немного времени на сон и еду.
У вас ребёнок с олимпиадой. Даже не переживайте. Всё он сможет, раз уж олимпиаду смог. Просто адаптация и первый семестр в не самом простом вузе - это сложно. Витамины, стараться высыпаться и научиться искать краткую инфу по пропущенному материалу. Всё наладится, сейчас установочный момент. Не грузите его никакими учебниками, лишнее это.
идут после обычных школ, напрягаются и вытягивают
если хочет учиться, все получится, надо только впрячься и учиться нон-стоп, все есть в мехматовских учебниках на самом деле. Пусть берет задачники (фихтенгольц? демидович? что там у него) и решает все подряд, пусть найдет "антидемидовича" в сети наверняка есть, и там читает решения со всеми примечаниями
МГУ объявил "каникулы", как раз будет время все подтянуть. Просто надо понять, что так будет как минимум два первых курса, и что это нормально.
Там ребенок еще и участник закла, если что. Так что все у него хорошо должно быть. Видимо, просто мама волнуется)
Я не знаю, какие именно задачи из олимпудки он решил, так получилось. Он набрал 77 баллов из 100, по паре прошлых лет на победителя их бы не хватило, а в этом году как-то так вышло. И максимума никто не набрал и победителей раздали довольно щедро.
Но у моего был еще реп по олимпиадной математике, просто олимпиадная и высшая немного не одно и то же. Так что он знал кое что сверх школьной программы. Но не так, чтобы всю математику в объеме первого курса мехмата. Скажем, та же аналитическая геометрия с выводами уравнений кривых второго порядка в разных системах координат, в школьной олимпиаде никаким образом пригодиться не может. А мы, например, в физматшколе эту муть изучали и потом на мехмате (я не в МГУ училась, но тоже мехмат) снова изучали.
Мой в свое время поступил как раз на ФУПМ МФТИ. И тоже не после математической школы. Все так же было, как вы описываете. Преподы ориентируются на математические топы, на их программу. Дорогу осилит идущий. Мой осилил, и ваш выдержит. Пусть обращается за помощью к старшим курсам. он ведь в общаге? Там можно попросить старшекурсников объяснить тему. В Физтехе ребята всегда друг другу помогают. Уверена что и вас так. Адаптируется, сложно в самом начале, потом будет легче. Главное что ему интересно и нравится, это важно. Удачи!
Фихтенгольц очень понятный учебник - даже для нас, биологов. Можно все самим в принципе изучить (правда непонятно тогда зачем нужны преподаватели - только для выставления оценок?
проблема не в том, что начинают не "с азов", а то что этих азов очень много сразу, особенно для ребенка из обычной школы
в матшколах тоже "с азов" начинают, но от объема в первый же месяц половина учеников начинает лезть на стенку
где писали что на мехмате скучно и просто?? это вы наверно филолуха читали про киевский мехмат?
в этом году баллы низкие, очевидно, что детям должно быть очень сложно учиться, да и преподы скорее всего разочарованы набором и оттягиваются таким образом, давят
То есть обычно такого нет, только в этом году стали говорить "это вы в школе проходили"? Или обычно все поступившие из особых школ и действительно в школе все прошли?
Нет. Не всё проходят в особых школах. Но и учебник штудировать нет смысла. Пусть проходит то, что дают. Поступательно. Т.е. дали новую тему, есть какая-то дырка, берёт, ищет поиском и проходит её кратко. Они все гуглят выжимки. Мой вообще чуть ли не по википедии темы проходит.
И согласна с теми, кто написал, что из-за низкого проходного преподы могут банально давить на детей. Может, они и не имеют в виду, что это школьная программа ,а просто троллят так.
Из особых школ действительно легко и скучно. Но в особых школах эта жесть ("сами знаете, сами посмотрите, это неинтересно, сами докажите" ) начинается раньше, в общем-то примерно так же дети с выпученными глазами все это ищут и учат, только не на 1 курсе, а в N-ном классе. так что вам проще, уже взрослый человек, более морально устойчивый, меньше времени понадобится на освоение материала. Немного напрячься придется, не без этого.
Вы о чем? Мой ребенок закончил СУНЦ МГУ, и на 1 курсе мехмата не узнал ничего нового. А откуда он знал все заранее, я написала. Жесть была, еще какая. Задания на 1 курсе мехмата составляли мЕньшую часть домашек СУНЦа за 11 класс. Такие же были, только не целиком.
И мой закончил сунц. На жесть не жаловался. Не расслаблялся, конечно, но никаких выпученных глаз и близко не было.
Вы должны быть в курсе, что там есть разные классы и разные наборы преподов. У моего один из математиков был объясняющий и вникающий, а остальные вот такие. Дети почти все выплыли.. кстати, почти, а не все.
В классе сына выплыли все. Преподаватели разные. Большинство не очень оказались, почти всем было плевать. Разочарование было, но того треша, который описываете вы, не было. Ни у сына, ни у его друзей. К ноябрю приспособились.
Я др.аноним. Мой был в обсуждавшемся на еве топе-топе. Именно так и было, как написано выше. Как поступил в 8м классе, так до фига и больше в режиме самообучения, потому что "ну не будем же мы на это время на уроке тратить, дома разберётесь". В 9м классе перестал выпучивать глаза и удивляться. До сих пор искренне думает, что везде так.
Другое дело, что учится в нормальном вузе, где курс дают полностью и не озвучивают, что "это вы в школе проходили".
Интересно другое. Если программа обычной школы стнадартизирована для всех школ - точно известно что проходят, то программа спецшкол не стандартизирована на общеросс уровне - в одной спецшколе могут одно проходить вне школьной программы, а в другой - другое. И КАК таким образом преподватели могут рассчитывать на внешкольные знания, если непонятно какие именно из них человек из спецшколы проходил?
Про мехмат не писали, что просто.
В зависимости от набора преподавателей могут быть разные проблемы. Иногда неожиданные , вроде работы на эвм. Ну и вгт, если ребенок попал на вгт-поток
Спасибо.
То есть, тупо открыть сайт фтзматшколы какой-нибудь и посмотреть какие темы они проходят? Найдется же школа, которая на сайте тематический план выкладывает.
Я в 1998 обычную школу в регионе закончила. Готовилась в медицинский. Не хватило 1 балла на бюджет. Пошла на химический факультет в керосинку. У нас было 4 семестра высшей математики. Производные и матрицы впервые увидела в институте. Теорию вероятности и двойные интегралы тоже. Рыдала, ничего не понимала. А мои одногруппники из матклассов все это знали. Жили в общаге, просила их мне об’яснять, сидела и сама разбирала. Учитель у нас отличная была на семинарах со 2 семестра. Там уже нормально все пошло. Сейчас все проще, берёшь репетитора и вперёд, если сам не понимаешь. И не нужно ходить с чёрными кругами под глазами. Достаточно 3-5 занятий иногда, чтобы показали/об’яснили
Производные учили в школе. У меня была самая обычная школа еще при ссср. Школьная программа тогда была единой по всей стране. Были в ней и производные и интеграллы.
были, но хреново были. Уже весной в выпускном классе.
Я вроде всё поняла, а когда высшая математика в вузе началась... охренела я - это ничего не сказать.
Брала какие-то методички в библиотеке, ходила за самым умным очкариком - заискивающе в линзы заглядывала :))))
Лектор был кремень мужик, ни улыбки, ни лишнего слова, а чувак, что семинары вёл - мог и на часок задержаться объяснить непонятное. На том и выплыла.
И не совсем единой была программа в СССР
Если не брать в расчет матшколы и языковые, коих было не так уж и много, то единая. Поэтому, даже на топовых направлениях, было очень много выпускников совсем обычных школ. Видимо, я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что сейчас выбор специальности зачастую не связан с интересами ребенка. Хотеть на мехмат и не прочитать школьный учебник от корки до корки, со всеми дополнительными разделами, для меня моветон. Впрочем, у меня подобный кадр растет, хоть там речь и не о математике.
Про "школьгый учебник прочитать" я не согласна. Это разве что для 5-6 класса еще срабатывает. А в 10-11 ну нет такого универсального школьного учебника. По каким только не учатся... какой-то конечно есть, но куча всего из лекций (других материалов), листочков и прочего. А поступившие дети явно хорошо сдали ЕГЭ, не дураки совершенно... но да, все равно найдется чего не проходили... Разберутся, только времени не хватает, вполне понятно что мамы жалеют своих уже самостоятельных "малышиков"...
Да любой учебник, кроме учебника для коррекционных школ, дает полное изложение программы. Другое дело, что они его не проходят полностью. Я вот открываю учебник по алгебре своего ребенка - там очень много всего. Другое дело, что сам он его не открывает и в школе, подозреваю, они далеко не все темы проходят. Но речь же шла о ребенке, который выбрал математику своим жизненным путем.
Вы не в теме, судя по всему.
Чтение учебника математики от корки до корки - совершенная глупость.
Перейти в другой ВУЗ, пока не поздно. Не по Сеньке шапка, к сожалению, но это факт. Потом могут быть еще больше проблемы,
Перейти куда-то в середине первого семестра с бюджета на бюджет? Это вообще законно? Как это провернуть против воли самого студента, ему-то все очень-очень нравится в вузе и он считает, что проблем нет.
Тогда оставьте его в покое и не парьтесь. Он лучше чувствует ситуацию, чем вы. Попейте пустырник :)
Там мальчик олимпиадник. С чего вдруг шапка не по нему? МГУ не ФМКН, вполне можно нагнать, тем более, что ребёнок явно способный.
Естественно, там 4 года, а здесь 6. При чем здесь олимпиадник? И при чем здесь компьютерные науки. Не все олимпиадники могут заниматься математикой и информатикой. Многие олимпиадники по математике не могут на мехмате учиться, для них слишком сухо и долго. Мехмат это особый склад ума и детей и идти нужно туда по призванию.
Какая разница, сколько лет учиться? Сравниваются все за первый год. На фмкн до фига и больше математики, нудной, сложной и не олимпиадной, справляются же как-то и выравниваются.
У мальчика проблема с темами по математике. Если он олимпиадник, то голова варит. С чего вдруг он не сможет в МГУ учиться? Разберётся и сможет. Вон, тепляков даже смог.
Тепляков учился в тот период, когда вообще никто не учился, все голодали и работали только, это было время, когда специалисты из ВУЗов не выходили. Сейчас учеба другая. Это он все думал, что как прежде все в МГУ. Тоже не ожидал, что все изменилось. Думал, что не халяву диплом дочь получить, как он свои.
Я не считаю, что не по сеньке шапка. ( другой аноним). Но я не могу понять, как можно быть олимпиадником в рамках только школьной программы. Я таких не видела и не знаю...
Математические олимпиады - это немного другое. А в вузе идёт просто углублённая программа, которая для олимпиад никаким боком не нужна была. Есть же темы, которые мимо олимпиад.
Я не знаю на каком основании вы бросаетесь такими обвинениями, дело ваше. Но попробуйте спросить себя, вот конкретно нам зачем было покупать (я не спрашиваю как, только зачем) олимпиаду одного вуза, более престижного, ради поступления в менее престижный? Просто деньги лишние завелись? Если бы я решилась на такое, то и олимпиаду бы выбирала МГУшную и молчала бы потом в тряпочку о том, что деть по ней поступил.
Вы про олимпу Физтех, да? Ну что в физтехе учиться свихнешься, все знают. Имея в виду не супер сильного и подготовленного ребенка, странно было бы хотеть затолкать его в физтех, действительнее МГУ намного логичнее. Про купить, не пробовала, но по идее, тут так - что получилось, то и купилось. Не то чтобы это все было на выбор и официально ведь. Я не про вас конкретно, я про ситуацию, как она может выглядеть. И считается олимпиада Физтех как раз техническая, на программу углубленки фмш. Или Вы про другую какую- то олимпиаду, тогда не знаю, что там престжнее ,Вышка, что ли?
у сына вышка как раз была. На ПВГ он срезался еще на отборе, ужасно обидно. Когда технические баллы отборочного этапа опубликовали, мне показалось, что должен бы пройти, у него больше 70 из 100 их было.
Старшенькая у меня на физтехе как раз учится, у нее первый курс был четко на базе школьной программы. Понятно, что она не ФОПФ и не ФИВТ.
Да, это поавда. Вообще не знаю детей из двлровых школ с такими результатвми, как у автора.
Ну, тут ясность наступила. Ниже автор пишет, что закончила, преподавала и даже кандидатская есть. Т.ч. к дворовой школе прилагалась мама-математик. С таким багажом мальчик вполне мог знать на хорошем уровне. С такой мамой реп не нужен.
Вот это и обидно. Мог знать, но не знал. Я даже предлагала ему позаниматься по программе физматшколы (той, в которой сама училась 30 лет назад) пока дома жил Так нет же, ему фантастику было интереснее почитать. Нет бы воспользоваться, пока мама была рядом. При этом только мехмат. И пойди пойми его.
не все так однозначно. Либо нарешиваешь егэ и олимп задачи, либо углубляешься в вузовскую теорию. Приходится выбирать - и эти области мало пересекаются на мой взгляд
неужели на олимп задачах надо интегрировать по частям, раскрывать неопределенности типи ноль на ноль итд?
Сидеть и разбираться от печки, параллельно решая теорзадачи. Но школьный учебник тут не поможет
Матшколы могут по разному углубляться в математику - некоторые из них ТОЛЬКО лишь решают усложненные задачи, невыходя за пределы знаний обычной школьно программы. А гдето - да - теорию пределов, всякие теоремы веерштрасса, коши итд
Я на ВМК училась после спортивной школы в регионе. Шок - не то слово. Лекции в стиле:
- Докажем теорему с помощью трех лемм, первая лемма - очевидно, вторая - хм - тоже очевидно...
- Неочевидно!!
- Кому неочевидно?? ну-ка встаньте, кому неочевидно, мы на вас посмотрим таких красивых.. и хммм... одаренных. Вот, я же говорил очевидно (никто не встал, конечно). Третья ... хм... третья вот неочевидно, ее докажете дома.
И тервер, где на первом семинаре сказали - все вы учили тервер в школе, и не один год, про нормальное распределение никоду рассказывать не надо, открыли сразу 189 страницу учебника, начнем отсюда... На мой вопрос группе - Вы что, правда это все проходили????????? все мне сказали - ну да, а чё тут, все банально).
Это тяжко еще и от ощущения, что ты намного хуже всех остальных в группе. Это надо просто пережить, ни с кем себя не сравнивать, понять, что 3 - нормальная оценка, и работать от зари и до зари. Не он первый, не он последний так попал, выжить можно
Закончила ФПМ непопулярного, правда, на Еве института, но все хорошо там было с преподами. Даже близко описанного вами не было, все нормально объясняли.
да этот чувак до сих пор там преподает, ту же линейку на том же первом курсе. 20 лет прошло. Мне уже тогда казалось, что он так устал от этого...
Сын в 11 классе, программу вуза 1 курса точно прошёл и он, и основной процент тех, кто придёт на фопф. Кто туда придёт «по егэ» явно будет отставать от потока, потому что учебники они откроют с 900-й страницы (если вообще откроют). И да, в сборной по химии той же с 9 класса тоже занимались по вузовским учебникам, все три года. Думаю смело можно будет открывать учебники за 3 курс
Студенты, разбирающиеся лучше остальных, были всегда. Это не основание для вуза забить на программу.
В моем случае это было основанием резко сменить вектор, ибо ничего нового на первом курсе не было и стало скучно. А вот однокурсник, ходивший с выпученными глазами, норм втянулся. Поэтому тот факт, что в школе проходят программу ВУЗа, а в ВУЗе на это поправку не делают, тоже как бы не сильно хорош. Поэтому нагоняющему определенно интересней учиться на первом курсе.
А в нашем случае скучать не приходится и сдавать матан и линал нужно будет четко так, как его преподают и по той программе, что преподают, а если использовать то, что еще не проходили, то можно обнулить решение свое. Так что и такое бывает.
Да, так и есть. У нас в школе не знаю с какого класса производные, но точно знаю, что сын в 8 классе решал физ задачи с производной и интегралом. И давали их на уроках
Вы, автор, далеки от высшей математики, но никак не хотите признать, что время вашего контроля учебы ребенка прошло. Вы не разберетесь в предмете, просто потому что вы этому не учились. Все, что вы можете - обсудить с сыном его трудности, довериться его мнению, и предложить при необходимости организационную помощь. Причем необходимость может определить только сын. Помощь примерно такая - нанять репа, в случае неуспеваемости студента - перевести в другой вуз. Все. Вы же пытаетесь лезть в предмет. Представьте, что сын начнет вас учить щи варить и пельмени лепить - вот так вы примерно выглядите в его глазах сейчас.
Вот так, можно отучиться на мехмате, защитить кандидатскую по математике, годами эту математику преподавать. Но стоит уйти с работы и все, сразу далека от математики и ни в чем не разбираюсь. Если бы только вы так считали (вам как раз простительно, вы ведь не знали, что я тоже немножко математик)
Скажите, а в школе вы сыну помогали, разбирали?
Есть такой момент, что репетиторы наличие репов в школе часто мешает детям перестроиться на другие рельсы. Поэтому многие и в вузах продолжают заниматься с репетиторами по инерции. А у вашего мама, объясняющая чуть что что-то сложное и непонятное, из схемы пропала.
Очень сложный вопрос на самом деле. Вопросы по школьной математике у сына ко мне не возникали. Но с какими-то темами олимпиадными я ему помогала, показывала решение отдельных задач, это было. Причем еще и физику я с ним разбирала. До десятого класса. А в середине десятого появился реп по олимпиадной математике и меня сын спрашивать почти перестал. Книжки еще я ему давала, но это по запросу. На все мои предложения с ним позаниматься, что-то объяснить, вместе порешать, сын в старших классах отвечал отказом. Зато мог попросить написать за него реферат по ОБЖ, например, тут я никогда не отказывалась.
Отвыкание от репетитора (любого) это сложный процесс. Детям, которые привыкли сами (а в топах и олимпиадники обычно очень рано начинают любую информацию искать сами), в вузе легче. Ваш тоже научится, ему просто нужно время, чтобы научиться учиться без костыля в виде репетитора. У вас просто совпало отдельное проживание в общаге, что само по себе для мальчика сложновато, и полностью самостоятельная учёба.
Тем более, что вы, судя по топу, и сейчас пытаетесь вмешаться, т.к. вам страшно оставить его один на один с программой. Посоветуйте ему попросить помощи у одногруппников или у старшекурсников, в группе в вк, где угодно. Пусть он начнёт сам искать ходы, без вас. Ваше желание подстелить соломку понятно, но важно не мешать.
Это совсем другая тема. Найдите себе новое дело, не душите сына, его пора отпускать в самостоятельную жизнь