Понимание текста или что?

копировать

Ребенок в 5 классе, 11 лет. Читает достаточно, но сейчас появляются проблемы в устных предметах, где нужно подумать. Есть тексты по биологии, истории и литературе, где учителя дают задания, на которые нет прямого ответа в тексте, но косвенно сказано. Он не может сделать такие задания.
Бывает, что совсем просто, а он не делает. Например, по литературе был дан текст, где говорилось о вежливости и такте. На вопрос после текста ребенок ответил, что тактичный человек - это эрудированный человек, который многое знает из разных областей.
Это какое-то недоразвитие? Как помочь ребенку? Может быть есть какие-то методики и упражнения, которые можно делать дома.

копировать

Дополню. То есть там, где нужно подумать, проанализировать текст и выдать ответ, ребенок теряется - для него это, что в тексте нет ответа на вопрос.

копировать

да, есть такие люди. какая-то зона мозга видно не дозрела, опаздывает или не созреет никогда.
У таких людей большие проблемы с пониманием шуток, с любым юмором.
Плохо понимают поговорки и крылатые выражения.
Для них вопрос " и что воз и ныне там?" это вопрос про какой-то воз.

копировать

Современные дети мало читают, мало слушают.
А учебники написаны ужасным псевдо-научным языком.
Как будто не для детей...
Я регулярно устриваю тренировку "перевод с русского на русский"
Берите прямо все предложения параграфа и выясняйте как ребенок понимает. Каждое предложение по порядку.
Иногда до 10 непонятных слов находится. Ребенок пытается угадать значение по контексту и в результате пребывает в ужасающтх заблуждениях.

копировать

Потому что, учебники пишут не лучшие авторы.
А те, кто договорился, чтобы их пропихнули в программу.
То же самое и в вузах, как вспомню учебники по матану в МГУ - так вздрогну.

копировать

Ага, в вузах должны быть учебники с картинками, ну чтобы не на научном языке писать, а на понятном, чтобы студенты не вздрагивали от науки.

копировать

Прикалываетесь?
Когда заданная тема по учебнику объясняется при помощи материала, который еще не проходили. Да еще и с растеканием мысли по древу и крайне низким уровнем структурированности.
А преподу все равно, другого учебника ведь нет, и порядок изучения тем он менять не планирует. Будет много переслач - ничего, страдания закаляют...

копировать

Такому ребёнку не поможет просто много читать и слушать. Я читала много, очень много, а проблемы были такие же

копировать

Я много читала. И сколько таких заблуждений развеивалось в зрелом возрасте!

копировать

Да не факт. Много читают современные дети, и много слушают, и смотрят (и речь не о видосиках из Тиктока, хотя и это все есть).
Но - читать уже предпочитают книги по выбору, и часто современные, с современным же лексиконом. А школьная программа в огромной степени затрагивает устаревшие слова и понятия, вот и приходится, действительно, по возможности помогать ребенку переводить с русского на русский.

Помню какой-то рассказик по литературе - затруднения вызвали такие слова, как телогрейка, кирзачи, ушанка, треух, валежник, подсекать, галоши, кипятильник, ...
Вроде бы и слова не из Средневековья или даже из дореволюционной России, но поди ж ты.

Сначала очень это все удивляло, но - чего нет в реальной жизни и даже в их любимой литературе или фильмах, то дети и не знают. Зато знают про криптонит)

копировать

Я автор, у моего ребенка не проблема с пониманием текста из-за незнакомых слов. В учебниках все незнакомые слова объясняются.

копировать

Да, у вас проблема другого плана, похоже.
Но вот совершенно не соглашусь с утверждением, что в учебниках все незнакомые (конкретному ребенку) слова объясняются. Но, спасибо современным гаджетам - можно все непонятное сразу погуглить при желании (вот только желание этой муторной работой заниматься мало у кого есть из детей).

копировать

Ребёнок в 4 классе, проблема очень похожая, виной всему программа навалки и бесконечные тесты, дети не понимают текст, не умеют пересказывать. Когда есть время стараемся читать вместе, спрашиваю что понял, больше прошу пересказывать любые тексты, разбираем параграфы вместе, подчеркивает что важно. Но иногда казусы бывают, например делал доклад про героев ВОВ, читал, разобрали непонятные слова, спрашиваю потом, так в чем подвиг то, ну он в подвал залез, огонь горел, солдатов из огня вывел. Это про Александра Матросова… Дзот отложился как подвал, огонь представил буквально как пожар… учится на 4-5 если что…

копировать

))) а бразды - помесь бобров с дроздом)

копировать

вот у нас в началке был сборник текстов и там нужно было выделить главную мысль текста, вопросы по тексту, план составить. Читал много и запоем, а такой кусочек текста вызывал затруднения - так летом доделывал, если не успевали в школе сборник пройти. и с большим нытьем, потому что это было нелегко) И сейчас, похоже, что в новой школе этому не уделяется должного внимания, ни на русском, ни на литературе.
Таких явных проблем нет, но стараюсь выкраивать время и читаем вместе небольшие тексты, и стихи - для духовного развития) также, очень нравится мне семейное чтение - чтение небольших рассказов, которые сам ребенок задвинул, но вместе -очень хорошо идут, особенно, если читает папа) но это так редко, к сожалению.
Жаль, что поздно поняла, что все прочитанные книги нужно было обсуждать с ребенком. А сам он читать стал рано, времени не хватало у меня, многое упущено, к сожалению.
в общем, читайте вместе параграфы и выделяйте важное, если пока сложности. У нас в обычной школе долго в 5-6-7 классах требуют пересказ параграфа - возможно это и оправдано для общего уровня детей. и в 4 классе требовали краткий пересказ, и оказалось, что тут хоть минут 10, но нужно потратить на это
чем больше обсуждения прочитанного, тем лучше для ребенка)

копировать

а олимпиады пробовали писать? по русскому, истории, географии - очень помогает врубиться, что за абстрактными казалось бы предложениями стоит конкретная информация

главное, разобрать ошибки потом сразу, пока не забылось

копировать

Пишет по русскому, математике, английскому, по истории, географии - нет.

копировать

по литературе есть задания на анализ стихотворений, это конечно не то немного, но тоже повышает внимательность к словам
ну и мцко читательская грамотность, вот для 6 класса: http://demo.mcko.ru/test/

копировать

У меня до сих пор с этим проблема. Тут только вместе садиться и каждый текст не прости читать (разбивая на небольшие части), но и каждое предложение разбирать, выписывая каждое непонятное слово, подбирая определения к нему из словаря, потом пытаться эти новые слова использовать в письменной и устной речи.
Берите любые тексты и занимайтесь каждый день (1 текст в день разбирать)

копировать

да, ребенок часто читает с телефоном - тут же гуглит непонятное ему слово)
согласна про тексты) Можно подбирать по интересам, темам, да и просто разбирать параграфы и гуглить доп информацию. На это время нужно, но потом будет как снежный ком - информации больше и сложнее, и сидеть уже не с мамой, а с репетитором.

копировать

Не просто гуглить. А выписывать, разбирать и постоянно использовать эти слова в письменных письменных работах

копировать

Я наверное не очень внятно выразилась. Обычно ребенок понимает прочитанный текст, с пересказами проблем нет, с ответами на вопросы, которые явно даны в тексте тоже все в порядке.
Приведу еще пример. Изучают историю древнего мира Двуречье. В учебнике написано, что там не было ни гор, ни лесов, поэтому строительным материалом служила глина, поскольку не было дерева и камня. Все постройки были из глиняных кирпичей, только у богатых людей имелись деревянные двери и далее по тексту. Один из вопросов к тексту: Почему в Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочее имущества деревянную табуретку и дверь?
Вот с подобными вопросами ребенок может не справиться, не ответить или написать ахинею.
Или вопрос - напишите главную особенность искусства в Египте. Если в параграфе не указано прямо: "Основная особенность искусства Египта - это.. " ребенок не найдет, что ответить.
То есть насколько я понимаю, с анализом текста проблемы, с умением обобщать, проанализировать, сделать выводы.

копировать

Очень внятно вы выразились. И отвечают вам по делу.
Бедный язык, отсутствие практики анализа текста, скрывает от вас, что не понимает значение некоторых слов.
Читайте вместе, разбирайте. Пусть сам придумывает вопросы к тексту, а вы на них отвечаете ( а не он, покажите пример как надо)
Иногда учебники настолько дурацкие, что даже взрослый прочитав материал не может ответить на вопрос "Основная особенность искусства Египта - это.. "

копировать

+ много

копировать

Я как раз первоначальный пост поняла не очень, а вот конкретно этот - очень. Это проблема логики. Чел просто не понимает как на основании нескольких суждений выводить силлогизм. Да таки это не всем дано первоначально , но это можно и развить. Посоздавать искусственные логические связи -проблема будет снята.

копировать

И как действовать, как создать логические связи? С математической логикой все в порядке.

копировать

Только познакомить человека с тем что такое логика насильственно))

копировать

А с математикой у ребенка как?

Может быть стоит показать ребенка специальным логопедам. Не тем которые звуки ставят, а тем кто про нарушения типа дисграфии или дислексии.
Если деньги есть и выв Москве попробовать позвонить в логопед-профи, платный логопедический центр, и спросить у них в принципе по их ли это части. Я не знаю.дисграфии их главная, Иншакова, тестирует хорошо, они же с ними и занимаются. Если это не их профиль возможно подскажет куда.она преподает на кафедру логопедии, у нее должны быть знакомые специалисты по этой теме. Может методы занятий подскажут. А может скажут что все в порядке и надо просто немного потренироваться.

Можно наверное ещё попробовать бесплатно в центр патологии речи, но это долго. На Таганке. Звонить, записываться.

копировать

где патология-то
90% людей так читают)) и даже самые умные, когда устают, читают через слово

копировать

Пусть специалисты и скажут что все ок.
Большинство на такую проблему не жалуется, и даже многие двоечники с таким заданием справляются, если в принципе читают хорошо.
Учить ребенка с патологией это убить массу времени и нервов. Даже если это не лечится, об этом хорошо бы хотя бы знать. А может и методы разработаны.

Я так ребенка читать и писать учила. Нервов и времени положила прорву, а результат нулевой. Потом выяснилось, что дисграфия

копировать

С математикой всё хорошо, олимпиадные задачи решает, проблемы только те, о которых я написала.

копировать

При подобных проблемах с матлогикой всё хорошо и даже более. У самой дома такой экземпляр. Если сказано, что "в доме играли Саша и Маша. Сколько детей находилось в доме?" - он ответит, что неизвестно! вдруг Петя спал на чердаке в это время? Вдруг Маша - не девочка, а кошка или тётя? Ему нужно, чтобы было сказано чётко. Чтобы как в математической задаче - указать все возможные решения, доказать, что они соответствуют заданным условиям и доказать, что других решений не существует... Для моего сына самые трудные задания ЕГЭ - на чтение текста и определение, какае утверждения соответствуют тексту. И проблема не в том, что он невнимательно читает или не знает слов! Проблема в том, что он буквально понимает прочитанное, строго с математической точностью, а подтексты не ловит - это для него "додумывание".

копировать

К нейропсихологу

копировать

Я уверена, что у него норма, он может самостоятельно позаниматься, и если не поможет, тогда к специалистам.

копировать

Я бы взяла репетитора словесника, если есть возможность платить. Будут сочинения писать. Убирать бедность языка и т.д.

копировать

Сочинения он пишет очень хорошо. Структура и язык не бедный. Когда у меня было подозрение о недостаточном словарном запасе, мы ходили на курс к словесникам, они сказали, что норма.
Мне тоже удивительно, что он не знал или забыл, что такое тактичность, но опять-таки не зная обозначение слова, по тексту можно было понять что это такое и о чем речь, но он написал ерунду.
Все-таки мне кажется, он что-то не улавливает в текстах, и хотелось бы поработать над этим.

копировать

http://studik.net/narushenie-ponimaniya-teksta-u-bolnyx-s-porazheniem-lobnyx-sistem-mozga/

Статья длинная, но вдруг что-то из этого? Т.е. функциональное какое-либо поражение или просто незрелость некоторых долей мозга?

копировать

Вот еще немного инфы по похожим проблемам с пониманием текстов и т.п.:

https://infourok.ru/problemi-ponimaniya-prochitannogo-i-puti-ih-resheniya-v-processe-formirovaniya-osoznannogo-chteniya-2055167.html

копировать

Тогда что-то другое. Может логика, как пишут.