Апелляция в художественном вузе
Здравствуйте!
Есть ли у кого опыт подачи апелляции на художественные вступительные испытания?
Очень сильно занизили оценку ребёнку, хотя за объективно более худшие работы (посещающих вузовские курсы) поставили больший балл.
И куда дальше писать жалобу, если вуз не удовлетворит апелляцию?
Ууу, безнадега. И преподу ничего не докажешь, не бомбически и все - вкусовщина. А явно на экзамен приходят не случайные люди, по технике примерно равны.
Объективно - это круг вместо квадрата и зеленый вместо красного. И то скажут, что это гениальное вИдение.
А вы член экзкменационной комиссии? Иначе чужие экзаменационные работы сравнивать вы вообще не имеете права - вы их не видели.
К сожалению, я видела чужие работы (поступающие выкладывали в чат), а потом видела баллы, которые по ним поставили. Работы с ошибками и не соответствуют требованиям (критерию) оценивания.
Понятно, что видели. Но формально не должны и права оценивания не имеете.
И не можете взывать к личному вкусу на тему - а вот та работа хуже, а почему оценили выше. Ссылаться можно только на свою работу и точные критерии, которые некорректно оценили (в творческой - точные ... а такие бывают? кроме того, что нельзя красным карандашом рисовать и материться в эссе ))).
А выложить в чат могут и не ту работу. Не аргумент.
Если что, проходили через творческие год назад. С курсами. Без курсов - ооочень большая лотерея. Ибо есть специфические критерии, о которых сам не догадаешься, а изложены невнятно. На курсах их разъясняют и дают попрактиковаться. Ничего сложного, если ЗНАТЬ и понимать. А иначе делаешь хорошо, но ... не то, что требуется.
Так что ничего странного.
Можете попробовать оспорить (не со ссылкой на чужие работы, а с обоснованием соответствия критериям и недооценке - хз на каком основании) - не уверена, что вообще можно творческие оспаривать - но ответ в любом случае будет, что так оценила комиссия.
А надо понимать был дистанционно? Раз выкладывали. А я думала везде вернули очные экзамены.
Не собираюсь я оспаривать, ссылаясь на чужие работы.
Смысл в том, что за 2 работы (Рисунок и Живопись) они ставят абитуриентам, которые окончили не только худ.школу, но и занимались на курсах или с репетиторами из других вузов, в этом году 20-40 баллов из 100, хотя по их требованиям такие оценки можно ставить только тем, кто не умеет рисовать, не смог соблюсти большинство требований.
За 12 лет глаз привыкает видеть недочёты в работах (и большие, и малые: от неправильной штриховки до несоблюдения пропорций), поэтому и возник вопрос с оцениваем.
Это так во многих творческих и в художественных в музыкальных вузах. Это не оценивание , не надо это так воспринимать - это прямым текстом мы вас не возьмём, попытайте счастья в другом месте. Чтобы бесполезно не тратить время и силы.
Но они немного иначе говорят «вот походите на наши курсы , поймёте как надо, что и на будущий год проступайте» :party4
В Московском политехе на Граф.дизайн сдача экзаменов в этом году только онлайн, поэтому все работы запечатлены.
Это-то и расстраивает.
Ребёнок уже сомневается в поступлении в Политех из-за необъективного оценивания: "Если им нравятся работы с ошибками, то чему они меня могут научить?! "
Мой в Политех подал, потому что так спокойнее. Вдруг что не так пойдет в вузе, который хочет, потому что да, творческие конкурсы, точнее результаты, очень непредсказуемы.
А так будет везде.
Эть не ошибка, а "я художник, я так вижу". Или "оригинальное художественное решение". Если вкусы совпадут с преподом - научит, а если нет ...
В творческих направлениях нет объективности. Наверное, это неизбежно. Ван Гог по критерям - кандидат на вылет. Вместе с импрессионистами.
А что непросто-то с «не-РФ»? Вы постоянно об этом пишите. Про пятерых знакомых детей знаю, что едут учиться в разные страны и на разные направления.
Мой хотел на совсем другое, но за неимением, так сказать, решил поступать сюда, потому что здесь (не в Политехе) черчения будет много.
Или в Политех пойдет, если не поступит туда, куда сейчас экзамены сдает.
По его словам, ему уже все равно где учиться, слишком много обломов за последние три года, так что готов, хоть куда, лишь бы творчества было много.
Архитектура - это тот компромисс, который я смогла ему предложить взамен первоначальных планов. Если не сложится, то будет Политех. Это тоже компромисс.
Интересно, что это за секретное направление в некой стране, которое вот так прям сразу стало недоступным сейчас?
Ребёнка не приняли, куда он хотел, так понимаю.
Что изменится, если я напишу название вуза и страну?
Поохать, пообсуждать, посочувствовать? Спасибо. Я получила уже это всё в реале от знакомых, родственников, коллег. Дамы из интернета мне ничего нового не скажут.
Когда вы другим говорите, что все непросто, то тогда уточняйте, что все непросто с заграничным вузом конкретным в конкретной стране (можете и не указывать какой), а то другие наслушаются вашу недостоверную информацию про зарубежные вузЫ и невозможность или сложности сейчас поступить. А это окажется, что только 1 вуз и 1 конкретная страна
Почему хоть тушкой? Это то тут причём Зачем контейнер? Зачем жильё? Если приняли , то как и все студенты снимают квартиру, вещей у студентов минимум обычно. Вы сами придумали себе несуществующие проблемы
У меня есть письмо, датированное мартом, со словами: извините, но для граждан РФ программа временно приостановлена.
Снимать квартиру в мыслях не было. Зачем снимать, если можно купить?
Теперь купим тут и учиться будет тут.
Полная ерунда. Больше бреда я не слышала. Наоборот , детям из России предводительства всюду помощь (психологическую, материальную и прочую) в сложившейся ситуации.
А про покупку это вообще бред. Покупать можно , если есть деньги и хочется. Но к учебе это никак не относится.
Вы так все время говорите, что все непросто. Поэтому непонятно, что у вас непросто для поступления зарубеж ?
Так я вам одно и то же отвечаю: есть определенный вуз, определенное направление, сыну надо только туда.
Сейчас смотрю, как два человека третий раз в МАРХИ поступают и один во второй раз. Кому-то вот нужно МАРХИ любой ценой.
Вот так моему нужен был один конкретный вуз. В него сейчас не поступить.
Да, есть другие вузы есть, есть другие страны, вот он и поступает в другие, но ему все равно в какой поступать, хоть в МАРХИ, хоть в Политех, если не туда, куда хотел, то все равно. Понимаете? Любой другой в любой другой стране это будет не тот, в который хотелось.
Если нет разницы, то зачем учить другой язык, зачем куда-то ехать, если все равно будет компромисс.
Вы же выше написали, что его туда приняли?
«Ребенка приняли, и мы почти купили там квартиру. »
А сейчас написали, что не поступить сейчас.
Поступить нельзя, но ребёнка приняли. Он не едет учиться.
Откройте страшный секрет, куда нельзя поступить сейчас кроме Чехии? И что это за уникальный вуз такой?
Интерес у меня не праздный. Дочь состирается в магистратуру за рубеж после Строгановки. Сейчас ведёт переписку с несколькими вузами из нескольких стран. Ведущими в рейтинге по направлению. Все дружелюбно настроена.
Считайте, что Чехия. На этом разговор в теме о несправедливости оценки творческих дви считаю исчерпанным.
Плевать какая страна. Но хоть намекните, что за профессия, из которой можно легко уйти в архитектуру? BIM ? Или что-то с проектированием? Черчением? Заинтриговали
На графике дочке в том году сильно баллы занизили 10 из 100 и живопись и графика, а дизайн нормально где-то 70-80 из 100. Но в первом случае у неё хороший шанс на бюджет был, т.к. все ЕГЭ 100 баллов плюс 10 ИД, а на дизайн на бюджет шансов не было, все заняли БВИ, можно было только на платку
Я понимаю, Вы лицо заинтересованное, эмоции и прочее...
Но как Вы хотите апеллировать? Это же надо доказать, что оценивавший работу эксперт не прав. Причем доказать это ему самому (или его коллегам).
Вы же знали про курсы. Для этого люди деньги и платили. И не факт, что и с курсами возьмут. А без курсов в конце очереди.
Апелляцию подавайте обязательно.
Чужой опыт вам мало поможет, вы даже вуз не указываете.
Апеллировать с позицией «оценили чьи-то чужие работы лучше, потому что они с курсов» - крайне неудачный заход.
Худшие или лучшие работы - про то лично вам неведомо. Вы видели все работы? Вы компетентны их оценивать?
Сходите на апель, хотя бы узнаёте, что в работе ребёнка не так с точки зрения помесной комиссии.
А так у вас обычная точка зрения родителя, чей ребёнок недостаточно хорошо прошёл в ДВИ в творческом вузе: нашу гениальность не оценили, а вот «с курсов, от репов, по блату, со связями, за деньги», но с ужасными работами - тех взяли.
Бесполезно ( Это реалии творческих вузов. Во многих вообще не предусмотрена возможность аппеляции.
Очень часто намеренно сразу срезают сильного студента, если мастер, набирающий курс, видит, что ребёнок сильный, но не его. Ну вот чисто субъективно. И может взять более слабого, но больше подходящего именно этому мастеру. Это я про ВГИК конкретно.
Причём ребятам с высокими баллами ЕГЭ просто явно ставят низкие баллы, чтобы даже шансов не было.
Ну это творческие люди) "Я так вижу" и всё.
В Строгановку можно без курсов поступить. У меня дочка поступила на мультимедиа,, а годом раньше у приятельницы племянница на стекло. На Графдизайн, конечно без вариантов, а на среду, пром, текстиль, керамику, стекло вполне можно пробовать. Но базовая подготовка должна быть хорошая, нормальная художка как минимум. Кстати, в Политехе на графике дочку завалили, а на дизайне баллы были нормальные, но бюджета не было, я выше писала
Я же выше написала, на дизайн мультимедиа. В ПК мне говорили, что на это направление немного шансов попасть, как-то все удачно в итоге сложилось. Хорошо, что первой композицией была среда, ее она завалила в итоге, но сделала выводы и на композиции мультимедиа работа получилась лучше.
Кто же эти небожители, что поступают на графдизайн? А тут везде пишут, что можно на граф и художку не окачивать
Конечно-конечно. Непременно щедрые друзья-знакомые, дедушка - друг ректора и тетя - из одного детсада с деканом. Без этого ну никак.
Возможен ещё вариант. Талантливый и упорный, много работающий ребёнок, высокие баллы егэ, ИД, олимпиады.
Но всем же так и хочется пропеть: паняятнааа, откуда баллы, это ж дедушка постарался…эх, нас бы такого дедушку…
Да в принципе, достаточно с репетиторами из Строгановки позаниматься пару лет. Дочка не занималась потому, что в 10-11 классах ориентировалась на дизайн ВШЭ в первую очередь, т.к. училась а распределённом лицее Покровского квартала на дизайне. Но с ВШЭ как-то не сложилось, на финале Высшей пробы нескольких баллов не хватило до диплома, в этом году ее балл был проходным. На бюджет ВШЭ баллов не хватило, а в игру со скидками играть не стали - слишком нервно, да и ни к чему, прошла же в Строгановку на бюджет, сейчас в группе одна из лучших.
много детей с нерусскими фамилиями со 100 баллами по русскому и литературе + олимпиады.
При этом творческие ДВИ у некоторых тоже 90-100, но у большинства олимпиадников едва за 70
Дайте угадаю ? Политех? Если так, то без шансов. Не. Попробуйте , конечно, пусть сходит и поступает, что ей скажет. Но надо было на их курсы ходить. Об этом много раз говорилось и писалось. Они любят брать после своих курсов. По опыту скажут что-то абстрактное , ну и предложат в следующем году к ним на курсы походить и они расскажут КАК НАДО ))). Вот так :party2
Но учат там хорошо (я про вуз, а не про курсы, про курсы не знаю, они больше для поступления нужны )
Угадали. 🤣
В этом году у них совсем мрак: работы либо оценены до 45, либо после 75, середнячков очень мало. Желание натравить на них проверку Минобра...
P.S. Смысла в их курсах не было, т.к. ребёнок занимался с репетиторами из более крутых художественных вузов, а оплачивать курсы просто, чтобы оплатить - это глупо.
У них всегда так. Смысл их курсов именно в поступлении. Об этом я на Еве за последний год писала несколько раз. Курсы обязательно (не для знаний, для поступления). Иначе без шансов почти.
На какой именно факультет без шансов поступить без курсов?
На графический дизайн и с курсами шансов нет. Там бви сплошные.
Ощущение, что в Строгановке более объективное оценивание работ, хотя я всегда считала, её слишком крутым вузом с завышенными требованиями, в который невозможно попасть с улицы.
Да. В там более объективно оценивают и дают всё-таки талантливым октетам возможность поступить
Жаль, что у них мало компьютерного обучения, больше старых советских традиций, что не всегда актуально в современном мире.
Ну не скажите, на дизайне среды и мультимедиа они достаточно много на компьютерах работают. Можно в телеграмме работы посмотреть: https://t.me/sredamghpa
Простите, а вы из каких источников знаете, что в Строгановке старые советские традиции и мало компьютерного обучения?
Студенты бывают разные.
Моя студентка уверенно работает во многих графических программах. И не только она одна, не только на одном направлении в этом вузе.
Я уже неоднократно высказывала своё мнение, что вуз - это не компьютерные курсы, а овладение дизайнерскими программами - это не цель студента топового художественного вуза. Важно что будет студент изображать. Можно виртуозно владеть всеми примочками программ, но на выходе получать г.
Это на промдизайн, по-моему, это одна из кафедр МАМИ, кстати, машинки там в фойе очень прикольные и отношение доброжелательное. Но они не относятся к бывшему Полиграфу, как я понимаю. На дизайн и графику МОШ ИЗО давала БВИ лет пять назад, потом ее убрали.
Бесполезно, ничего не докажите. Могут даже показать вам работы, которые считаете худшими в качестве примера. Все субъективно.
Моя дочь вчера прошла апелляцию по живописи/рисунку в репинке. Баллы не повысили. Работы других абитуриентов,получивших и 60 и 80 баллов,видели. Они реально не высокого уровня,но ничему уже не удивлены. Пополнять ряды абитуриентов,поступающих безуспешно по 5-7 лет именно в репинку, мой ребенок вряд ли будет.
Добавлю - за плечами 3 курса отличной учебы в МАХУ на станковой живописи. По композиции,живописи и рисунку пятерки. В Репе ее оценили как двоечницу, по композиции поставили минимальный проходной 55, по живописи/рисунку 40. Занавес.
Значит ваш ребёнок не подходит именно репинке, а репинка не подходит ему. У каждого мастера и вузе есть своё видение кого набирать. У каждого свой путь. Моя племянница не прошла в несколько вузов так, 3 года подряд сдавала экзамены, но нашла свой в итоге.
Мне кажется, что в государственных бюджетных федерального уровня образовательных учреждениях абитуриентам должно быть глубоко фиолЭтово видения и видение мастеров. Мастера с особым видением вольны открыть свою частную самоокупаемую школу имени себя великолепного и набирать туда хоть кого.
А правила приема, сама приемная кампания в художественных вузах страны обязана быть максимально прозрачной на каждом из этапов. Но этого нет ни в одном из вузов.
А не как сейчас, когда нужных абитуриентов подгоняют под нужные суммарные баллы для их уверенного прохода в КЦП.
Согласна про Строгановку. Они дорожат своей репутацией и стараются оценивать более-менее объективно.
Это не "двойка" - это средний балл, к которому хрен придерешься, т.к. в работе Вашей дочери они видят только недочёты, а в соседних работах высокобалльников они узревают только особое видение.
Политех "двойку" ставит профессионалам, хотя так занижать (по их требованиям) они могут только тем, кто не знает элементарные вещи и не умеет рисовать.
Представляете, если Вашему ребёнку не 40 поставили, а 15-20.
Какая разница 40 или 20 баллов. В любом случае,все что меньше 55 баллов из 100 это двойка. Можете меня не переубеждать в обратном .
Разве по композиции минимальный проходной 55? Не 20?
Мне кажется, что все абитуриенты, чьи работы оценены не так высоко, как хотелось бы, сейчас возмущаются также как вы. Все отличники, с идеальными работами. А те, кто получил 85 - ангажированные халтурщики и двоечники, видимо, по вашему мнению. Со слабыми работами, уровень которых вы оценили сами.
Это позиция проигравшего, не более того.
Да,в Репинке минимальный проходной по всем трем экзаменам 55 баллов. Я не считаю свою дочь гением. Это считает так ее отец,профессиональный художник-реставратор, работающий более 30 лет в Третьяковке. И знали бы вы,какими сырыми приходят к нему на работу выпускники Строгановки. И приемная комиссия в репинке назвала ее талантливой, но указала на недостаточность техники по обнаженной натуре. Она теперь знает,над чем ей нужно поработать. А в следующем году дочь получит диплом МАХУ,надеюсь,что красный, и уже будет решать,куда ей поступать дальше. А в этом году это была проба собственных сил. Мне не понятен ваш злобный сарказм.
Какие красивые работы!!! Сочувствую Вашей дочери((( Обидно должно быть невероятно...
Успехов ей в следующем году!
Мне кажется, у вас манера другая. Работа 80 очень мягкая, естественная. Работа на 60 порезче, но тоже мягкая. У вас похожа на стиль Строганова - сильная штриховка, резкие линии.
Эх, зря написали…
Сейчас полетят тапки.
Папа- реставратор с 30-летним стажем, ему виднее что и как.
Не зря,не надо сарказма. Я полностью согласна с вышеизложенным. А вам лучше промолчать, анонимно дерьмо лить каждый может.
Я писала вышеизложенное, не эксперт, но близко к теме. Дополню мысль. Для Репина вам не хватает их стиля - художественной мягкости. Не знаю, как насчет 40, могли бы и повыше оценить, но 80 и 60 действительно объективно лучше, причем 80 - существенно. У ваших работ все как-то резко прорисовано, на нервах, больше построения видны, очертания - похоже на анатомическое пособие. Вам мешает ваша пятерка по композиции. И очень плохая идея - модель рисовать с закрытыми глазами. Она как железная леди уставшая получилась, этакая Жанна д Арк, которую все задолбало, а ведь глаза - зеркало души, а вы ее "занавесили". В других же работах виден обычный человек, который просто живет, не воюет, неидеальная естественная женственность линий. Вы не смогли это передать - просто женщину, такую, как она есть, без прикрас, не смогли отойти от канонов в каком-то смысле, нет легкости "по морям-по волнам". Ваша женщина не сходит с картины к людям, она стоит в качестве образца рисунка по композиции для поступающих в МАХУ. Девочке явно не хватает жизненного опыта, чтобы передать на рисунке всю эту гамму мыслей и чувств. Репина так, как у вас, не надо. А Строганова надо. Вам туда - или переучиваться.
Спасибо большое за ваше мнение! Дочери его показала,она во всем согласна. Железная леди уставшая это моя дочь на экзаменах психологически и есть. После оценки 55 баллов по композиции, на живопись у нее вообще настроя идти уже не было, поскольку понимала, что на бюджет в любом случае уже не пройдет. Я еле уговорила продолжать дальше просто для себя, но настрой был уже не тот,это не могло не сказаться на работах, к сожалению. Строгановку дочь не рассматривает категорически, как и Глазуновку, остается Суриковский и снова Репинка. Жизненного опыта,действительно, не хватает. Недиагностированный аспергер, очень закрытая,зажатая и эмоционально холодная. Нужно работать над собой и своим внутренним состоянием,в первую очередь.
Боюсь, в Репина и Сурикова будет снова то же самое - баллы за отсутствие естественности вам снижают, много баллов. Не их у нее манера рисовать, совсем не их. Вам бы репетитора оттуда, чтобы убрал все эти шероховатости. Девочка действительно способная, но не может рисовать естественно, слишком перемумукали ее в МАХУ "правильностью".
Она показывала свои внутренние ощущения в модели, а нужно было - ее внутренние ощущения, это важно. Душа в модели должна быть ее, а не художника. За это вам и скосили половину.
А что насчет академии Андрияки? Мне там очень понравилось - душевно как-то все, как раз из серии "успокоить нервы" и прийти в душевное равновесие.
Спасибо Вам! Будем думать. Пока она сейчас летней практикой пленэром займется. С этим тоже есть некоторые проблемы. С Андриякой папа хорошо знаком, но не рекомендует (опять папа). Его известная фамилия скорее мешает дочери,не помогает точно.
Пусть сходит на день открытых дверей, посмотрит работы, и сама решит. Без папы! Дайте ей шанс решить что-то самой и стать не тенью папы. Когда человек сам личность, ему не нужно вкладывать ее в не свое обличье. Тогда и работы станут походить на оригинал.
тут не в стране дело. Тут нужен просто хороший педагог.
Девочку надо направить в правильное русло. Может быть, она будет прекрасным иллюстратором или графическим дизайнером. А живопись никуда не денется.
Позвольте дать совет. У нас вот дедушка-живописец. Но в какой-то момент дочка перестала его слушать, советы-замечания. Ибо они с его "колокольни". Правда, работы ему показывает, он хвалит.
Больше хвалите, поддерживайте! Укрепляйте уверенность в таланте.
Не ругайте, не требуйте. Пусть сама определится, чего хочет.
Папе-профессионалу, безусловно, виднее. От того, что он папа, профессионалом он быть не перестал.
Для объективной оценки работ не это главное. И если не совпадает, не значит, что папа предвзят. Это может означать прямо противоположное))
Я не утверждаю, что папа-профессионал предвзят, а девушка бесталанна. Наоборот. Но.
Каждый художественный вуз ищет «своего» абитуриента. Так же как и театральный. Если абитуриент желает в конкретный вуз, то перед поступлением неплохо бы с «пожелалками» вуза ознакомиться. Если уж дети из обычных, «нехудожественных», семей это как-то делают, то с папой-профессионалом вообще проблем быть не должно.
Я согласна полностью. Все,кто видел ее работы ранее написанные, сказали,что эти экзаменнационные очень резкие, не в ее стиле. Напряжена она была сильно, волновалась,чужой город,гостиница 15 дней. Слишком серьезный вуз она выбрала,пока она не доросла до него. Надеюсь,она сама это уже поняла.Что бы я сейчас ни написала, будет анонимами подвергнуто издевкам. Уже жалею,не надо было выкладывать. Вам спасибо за ваше достаточно деликатное мнение!
Ну как же мимо не проходить и не вставить свои 3 копейки…
Вы же вроде по биохим и физматинфо части? Решили выступить и тут экспЁртом?
Это классический рисунок и композиция. Для тех, кто «с дивана».
В натурщики идут не модели, а обычные люди и у них бывают короткие ноги, длинное туловище или руки длиннее или короче вашего представления о гармонии. Но абитуриент обязан рисовать достоверное сходство. В любом случае они все прекрасно видят, где абитуриент/студент не знает анатомию, а где такая модель
в данном случае - "не знает анатомию". Контр-форс не понимает.
на одном рисунке ноги разные, это бросается в глаза даже нехудожнику!
Есть ошибки в пропорциях. И педагог не объяснил, как именно надо рисовать натуру. Ребенок очень старался, но тут явно есть пробелы педагогов... эротику (детали) тут вообще не надо, не это важно.
Тут нужны азы пластической анатомии.
вас это не утешит, конечно, но завтра уже опубликуют рейтинг. Пока по предварительному эти номера за пределами КЦП, я смотрю в своей табличке.
Но ужасно непрозрачная приемная кампания(( ужасно.
Протоколы апелляции не публикуют, а это нарушение.
Данные не обновляют.
А это значит, что "то ли он украл, то ли у него украли....но была там какая-то нехорошая история"
Есть кто уже пересдали свои скромные ЕГЭ на уверенные 100 по внутренним экзаменам.
Есть те кому их великолепные ЕГЭ 90+ не помогли и их вывели из игры.
Пока я слежу за всей этой историей конечно :-7
Не пойму, где вы углядели злобный сарказм. Это констатация факта.
Забавно смотреть, как родители абитуриентов, получивших по их мнению незаслуженно низкие баллы по творческим, всегда ищут виноватого в лице коварной приемной комиссии. Не оценили, мда. Зато косорукие слабачки получили высокий балл.
Остаётся догадываться, кого выпускает Репинка на выходе, если набирает таких слабых, по вашему мнению.
Но у вас уже появился прогресс: пишите, что указали на недочёты в работе, которые дочь будет исправлять.
Искренне желаю вашему ребёнку поступить в желаемый вуз. Баллы за красный диплом будут не лишними. ИД, кстати у многих имеется. Не только у вас будет такое преимущество.
С русским и лит-рой вам что-то нужно делать, баллы низковаты. 20-30 баллов можно вполне добавить в общий зачёт за счёт егэ или ВИ. Вам их очень будет будет хватать на следующий год. С баллами под сотню можно и по ДВИ 60 не бояться получить.
По поводу мнения вашего папы из Третьяковки о реставраторах-выпускниках Строгановки. Это его сугубо личное дело. И мне его мнение абсолютно не важно. Если бы мой ребёнок хотел стать реставратором и работать в Третьяковке, то точно выбрал бы не Строгановку. Каждый вуз силён своими направлениями.
Желаю вам и вашему ребёнку творческих успехов. И коммерческих.
Я показала дочке работы вашей Оли и попросила ее прокомментировать их. Она конечно не доцент, не профессор, но ее мнение, что 40 баллов за 4 работы это жесть. Олю откровенно завалили.
Портрет живопись - вообще супер
Обнаженка фигура - не плохая, но мало разбора тона, она серая. Нужно найти большой глобальный свет и большую тень, и между ними должна быть явная разница.
Фигура живопись - хорошая
Голова рисунок - хорошая, да она тоже серовата, но за все в совокупности поставить 40 это не нормально
В работах за 80, где на портрете живописном ухо из шеи вообще растет это кошмар. За 60 неплохие работы на первый взгляд, но рисунок голова это кошмар полный - неестестенно длинная шея, опущенная линия плеч и голова посажена как на кол.
Спасибо Вам большое! На апелляции дочери сказали,что комиссии не понравились именно фигуры и в живописи и в рисунке. К портретам у них претензий не было.
К моей вообще придраться было не к чему, просто сказали, -Вы какой раз поступаете к нам?
дочка сказала, что первый.
- Ну и что вы хотите??!! У вас все впереди еще.
пам-парам-пааам как говорится, у нас все)) Но у моей ЕГЭ под сотку и ее гасят максимально просто. за идеальные академические работы ставят мизер чтобы она болталась в конкурсе, но не заняла чужое место.
Простите, а про «придраться не к чему» и «идеальные академические работы» - кто дал такое заключение?
Добрый день! Решила тоже написать, очень зацепила Ваша история. Показала ваши работы и работы 60-ти и 80-ти бальные компетентному человеку (знаком и с тем, что требуют в Сурикове и в Репинке, да требования отличаются), причем не называя, на сколько баллов кого оценили. Из трех работ выделили вашу дочь. С 2мя другими явно работали представители Репинки, но если 60 баллов, еще куда ни что, но 80-бальные работы... без комментариев. Явно протащили. А дочку Вашу зарубили наглым образом, увы. Человек был очень удивлен баллам.
Спасибо большое, показала ваш ответ дочери! Мне главное,чтобы она руки не опускала. Самооценка у нее и так занижена, а нужно верить в себя и продолжать развиваться дальше. Вот, к примеру, эти работы она писала на 2 и 3 курсе, их МАХУ забрало в свой фонд как лучшие.
Шикарные работы. Нет слов просто! Дочери показала работы вашей дочки, она попросила скрин прислать. Вчера писала портрет маслом, с носом напортачила, говорит пришли мне, я себе возьму как правило. Пожалйста, не расстраивайтесь, я представляю какой стресс у дочки. Но будет след год и будет поступать опть. Почему не хотите на курсы пойти при вузе? Я понимаю, чо в Питер не получится на курсы, но.. может Суриковка, Глазунова. Ну зоть попробовать? Вы не теряете ничего (вопрос финансов, конечно). Моя вот тоже вчера портрет написала, нос запорола, легла расстроеная, что никуда не поступит... Потом провожу беседы, говорю что будем заниматься с педагогом, на курсах. Все вытянем. Вроде полегчает... Да художество оно такое..
Спасибо! Только зачем ей курсы? Ее там научат чему-то новому? В маху на своем третьем курсе моя дочь считается самой сильной по академическому рисунку, это не мои и не ее слова, а зав.кафедрой по живописи и рисунку. На конкурс межрегиональный по рисунку в 2021 году от третьего курса отправили только ее. Второе место она взяла в этом году из всех художественных училищ. Да, у нее мало опыта работы с обнаженной натурой, потому что это программа 4 курса. Но это все поправимо. На защиту дипломов в маху каждый год приходят ректоры суриковского и глазуновки,они оценивают как члены комиссии дипломные работы, записывают и фотографируют все работы и фамилии выпускников. Отбирают,если можно так сказать. Ректор Суриковского закончил сам МАХУ, для него это родное училище, из которого вышли в свое время многие еще советские художники.
Почему в Строгановку на станковую живопись не хотите?
к хорошему репетитору по академ. рисунку походить...
Ваша девочка - безусловно живописец. Но на мой взгляд, ее "перегрузили" натюрмортами и портретами, и вообще живописью... а так нельзя. Должно быть гармоничное развитие таланта. Именно для этого нужна художка - там одновременно дают базу. Либо брать репетиторов и подтягивать слабые места.
Курсы не нужны, соглашусь. Они уже ничего не дадут. Надо готовиться к конкретной задаче конкретного экзамена. Например, у нас за месяц изменили программу (из-за пандемии), и дали врезку. Хорошо, что у дочери был репетитор, который смог объяснить за 2-3 занятия, и подготовить именно это. В итоге с задачей она справилась.
Поясню: экзамен проходил удаленно. Показали фото 4х объемных предметов, надо было придумать объемную композицию, когда предметы "вставлены" друг в друга, и нарисовать. Чтобы ничего не завалилось, не висело, чтобы была гармония, объем, перспектива и т.д.
Куб, шар, цилиндр, параллелепипид... В художке таких заданий не было.
Мама, успокойтесь наконец. Вы уже здесь все уши всем прожужжали про талант, красный диплом, мнение вашего папы и ваших педагогов и выложили кучу работ. Следующий шаг - это скан зачетки и видеозапись слов зав.кафедрой по живописи и рисунку, а также видео, как ректор Сурка что-то записывает в блокнотик, стоя напротив работ вашей дочери.
К чему всё это? Понимаю, что никак успокоиться не можете. Уже представляли, как ребёнок триумфально получает высокие баллы и, махнув ручкой альма-матер, отчаливает в Репинку. А тут такой облом.
Возможно, напишете, как кому-то выше, что я злобная и саркастичная и злорадствую над несчастьем талантливой, незаслуженной обиженной девушки. Отнюдь, ребёнку сочувствую и надеюсь, что она сделает выводы и скорректирует работы. А вот вы явно выводов не сделали. Выкладываете чужие работы с призывом «посмотрите, что за убожество». И с удовольствием слушаете сочувствующий хор. У кого ищете экспертной поддержки? 90% евских мам не могут отличить работу абитуриента Репинки от работы старшекурсника, а про подавляющее большинство дипломных работ выпускников скажут «господи, кто это намалевал». А ваши чайники с кастрюльками и портреты в стиле «дорого-бохато» пойдут у них на ура.
Вам тут не один человек уже написал про ошибки вашей дочери. И педагоги Репинки обоснованно не хотят бороться со студентом, у которого сложилась своя система, и переучивать или доучивать его.
С папой-художником не составит труда получить консультацию у принимающих педагогов в Репинке. Показать работы, уточнить, где и что скорректировать. Уловить тренд и особенности. Никакие курсы и репетиторы не нужны. Важно, чтобы ребёнок осознал, что исправить.
Ваши стенания о том, что что-то там проходят в МАХУ только на 4 курсе, что дочери не хватает жизненного опыта - это мантры самоуспокоения. В Репинку поступают и после 11 класса сразу, без МАХУ и жизненного опыта.
Разберитесь чего не хватает и пусть дочь работает, если уж так хочется в Репинку.
Зря вы так. понятно, что у каждого свое мнение. Мама девочки пишет тут свое мнение, опыт, да что то рассказывает, успехи, падения. Посмотрите в каком контексте были выставоены работы (и одни в торые). Она же не просто пришла и ..вот посмотрите. Тут тоже слово за слово, кому то отвечает, кто то уже знает предисторию. Я вот 2 года назад спрашивала про маху и мне подробно мама эта рассказала, так как никто не рассказал. Конечно маме обидно!!! И конечно за дочь переживает. А почему не пообсуждать?? Все эти художественные поступления всегда тяжелые, оценивание суб.ективное. У нас дедушка и бабушка ищ художественной среды.. и я знаю как сложно там, даже если ты со стажем и с опытом, а детям иногда..да и с фамилией известной..тоже нелегко. Человек рассказал о своем опыте. Ну зачем обижать и писать неприятные вещи? Я не понимаю..
Да ладно вам, не скромничайте.
Про папу-художника с 30-тилетним стажем из Третьяковки вы деликатно умалчиваете, когда речь идёт о подготовке. Но сразу же вспоминаете, когда речь заходит об оценке работ на вступительных.
Я вообще не специалист. Но это же очень круто! Ни в коем случае Ваша девочка не должна опускать руки! То, что сейчас оценили низко, это всего лишь этап. Сделала выводы - и идти дальше!
а, так у вас папины гены! Тогда все ясно)
Талант по наследству. Поэтому и учится Ваша девочка без художки. Интуитивно многие вещи воспринимает.
В этом и есть различия требований колледжа и ВУЗа.
Мою после художки с отличием и года репетиторов Строгановки МАХУ завернуло на просмотре, даже не допустив к экзаменам. Потому что работы были уровня уже 2-го курса, и "строгановский" стиль был виден... а МАХУ это не надо. Им "сырой" ребенок нужен, наивный...чтобы под себя гнуть. Мы тоже были в шоке. Думали как запасной вариант поо МАХУ, в итоге прошли на бюджет Строгановки.
На какое отделение? И именно анатомию где изучали? Ыигуру человека как рисоаать? Все за год удалось освоить? Спасибо
Лучше 2 раза в нед? Или 1 хватит? И какую роль играет балл егэ?+- 65 мало? Спрашиваю про 65... В этом году дочь приятельницы примерно эти баллы получила по рус яз и литер.. Говорит на бюджет наврятли пройдут в худож вузы. Скорее платку возьмут. Но у них проще вуз. Как в строгановке с этим.. наверное вообще под 90 надо - что на платку, что на бюджет? И керамику вы целенаправленно выбрали?
ЕГЭ особо роли не играет, нужно от 70 и выше.
Но в любом случае ДВИ должны быть 80-90
и то, смотря какой проходной - они отличаются на разных кафедрах.
На граф дизайн бесполезняк, конкурс бешеный
Композиция - везде своя. Помимо живописи и академич. рисунка, нужно еще готовить с репетитором той кафедры, куда вы поступаете - композицию. Там много нюансов.
с 65 баллами ЕГЭ в Строгановку тоже поступают. Да, по нижней границе, но шансы есть. На стекло, металл...
Извините нще спрошу. 🙈 а в олимпиаде строгановки участвовали? Пытались? Моя хочет.. переживает только за фигуру человека.. Как бы не отточено в полный рост..
Готовьте фигуру. Обязательно! Чтобы была практика рисования с натуры в полный рост.
Нет, в олимпиаде не участвовали - не было сил. Потому что в10-м классе диплом художки, в 11-м репетиторы: русский, литература, академич. рисунок, живопись, композиция...у дочки один выходной был - воскресенье.
Понимаю, у нас 9кл сейчас будет. А расписание такое же🙈🙈. Только у нас огэ, тот же набор репетиторов по общеобразовательным+ матем, подготовку уже начнем в Строгановку А художку закончилли в этом году, тоже треш был с дипломом- просто падала. .. спасибо за информацию!
У каждого свой треш😂 Конечно, если серьезно, дети очень загружены, в том уч году заканчивала дочь художку, была диплом работа(как бы дипломная работа одна, но рисунка 3 в ней) работала с лета (эскизы летоммначала делать к диплому. В уч году даже не было времени на отдых от слова совсем плюс еще доп рисунок добирали с репетиором. В школе были 2 проекта. Год тяжелый оказался, конечно. Я не знаю если бы это пришло к нам в 9кл что бы было. Всю жизнь буду благодарна, что гас на год раньше в художку взяли. В 11кл я даже не представляю как это совмещать. Просто сейчас нарабатывать по максимуму, наверное.
А вы в какой художке? Где 11 лет программа?
Про маху.. мы тоже их держим на примете, НО им явно не нравятся строгановские замашки. Тоже приходили с работами после художки, преподы у нас в хш выпускники строг школы, естественно у дочери в эту сторону и направлено все. У них конечно другое направление... свое. Это есть, мы тоже заметили.
Аналогичная ситуация была у дочки в 2020г во ВГИКе. Причём она специально 2 года ходила к ним на курсы, её хвалили очень, замечаний к работам было крайне мало. И мы бы поняли, если бы её срезали на живописи, но её срезали внаглую на композиции, в которой она была очень сильна. Более того, во время самого экзамена у её работы остановился набирающий мастер, спросил, кто готовил её на курсах, сказала, что видна рука мастера и всё такое, что-то отметила в блокноте. Потом по аудитории прошлась тётя, которая собрала устно у всех баллы ЕГЭ (у моей было 97 и 98), записала их. Ну и после всего этого поставили ниже проходного на следующий тур, чтобы у неё даже шансов не было. А шансы оставались, т к рисунок у неё был один из сильнейших на курсе. Примечательно, но сразу срезали ребят с высокими баллами ЕГЭ. При этом дети не имели права сфотографировать свои работы, не имели права их кому-то показать, не имели права подать аппеляцию, на работе должны были написать не какой-то номер, как в Строгановке, а ФИО. Сюр какой-то.
Ну и в группе самих детей потом обсуждали результаты поступления. Ну что сказать... Не прошёл ни один человек, который поступал первый год. Прошла волшебным образом девушка, которая вообще толком на курсы не ходила, уровень у неё был низкий. Но были индивидуальные занятия с каким-то мастером из вуза. В принципе, нас сразу предупреждали, что надо делать именно так, но мы наивно верили в честность.
Я далека от того,, чтобы считать своего ребёнка гением. И уверена, что были более достойные ребята. Но касательно некоторых дети были просто в шоке. Реально слабые дети.
Дочь пошла в другой вуз, абсолютно счастлива, что всё сложилось именно так. Но я никогда не забуду, что с ней было, когда она увидела вообще не проходной балл. Так нельзя с детьми. Что-то святое должно оставаться. Возможно, она была бы слабее других, но у неё однозначно не была работа на 40 баллов. Причём так цинично: там проходной был 40, а ей поставили 39. Я точно не помню цифры, но вот именно 1 балл отделял. И да, почти не было средних баллов: либо ниже 40, либо сразу 90 и выше. Белыми нитками всё шито.
У дочки в прошлом году в первом было 65, а во втором 33 по-моему. Но это была режиссура мультимедиа или анимации, не помню точно. Но мы не раскисали, забрали документы и пошли дальше. Про то, что спрашивали баллы ЕГЭ, она не говорила, хотя у неё за ЕГЭ и ИД было 210 баллов. Всего мы в 8 ВУЗов документы подавали, иногда на несколько направлений. Количество ДВИ я не считала, но в какой-то момент было 9 ДВИ почти подряд, всего 1 день перерыва.
В Строгановку, на дизайн мультимедиа. Оказалось, что там и сториборд есть и анимация. Дочку как раз эти дисциплины во ВГИКе заинтересовали) И с преподавателями ей повезло, мне как-то сразу эта кафедра приглянулась, когда мы на кафедральном ДОДе были
Зачем Вам Репинка? МАХУ "лепит" живописца, но нравится ли это Вашей дочери? Работы хорошие, но есть ошибки. Проблемы с пропорциями, чего вообще-то не должно быть уже на 2-м курсе...
Ощущение, что задачи ставятся не по силам. Нагруженные натюрморты, которые так любят давать в художках.
Натура, очень много... но как будто никто не объяснил базовые вещи.
Хотя такой подход в учебе очень характерен для любого художественного вуза. Дается задание: автопортрет... Пишите как хотите.
Никто не объясняет, как. Зато на просмотре - лучшая оценка это 3+
Ну не всем дано быть Серовыми и Репинами. Зачем упираться в классическую живопись, когда можно свой талант реализовать в другом?
Может быть за декоративный натюрморт вы бы получили 100 баллов )
или за что-то еще, что дается легче... В живописи ведь мало просто технично писать. Владеть красками, композицией, пропорцией... надо еще иметь живой собственный стиль. Быть колористом.
Тоже самое м поступлением на дизайн одежды в колледж Косыгина! Один в один, либо прям низкие баллы 41-50 у тех кто не ходил на курсы, либо за 70 у тех кто ходил. Середины почти не было.
Моя индивидуально несколько лет занималась с педагогом из строгановки. Работа была хорошая. Но прошла чуть не по самой нижней границе.
Моя дочь в этом году участвовала в олимпиаде по изо - нет, она вообще самоучка, пошла за компанию. Ее работа на фоне победителей смотрелась не слабее, скорее - общий уровень, но один из критериев оценен на минималку, т.е. получи она серединку - была бы с дипломом, а так в пролете....ну и все. Если бы плохо нарисовала было бы не обидно, а после просмотра работ победителей - расстроилась, непонятно чем она настолько хуже((((
Моя там с 5кл участвует. Один раз вышла призером. Но все призерства реально важны в 10-11 кл.. для поступлений (вроде в косыгина и мпгу их олимпиаду принимают, надо см условия)Мне не понять как они оценивают. Вот честно. Очень любят занижать за технику исполнения и еще там есть один расплывчатый критерий(забыла как называется), (особенно смешно стало, когда электронно все отсылают дети и они там все высматривают в т.ч. технику исполнения на отборочнлм этапе). Отбор как правило проходят многие(1 этап), второй не все. Баллы сильно занижают, беспощадно просто. Конечно, когда смотришь кто победил... иногда не понимаешь Как так? А Иногда вполне достойные работы есть у победителей и призеров. Много кто из Андрияки побеждает, собственно там с ними эта олимп и связана как-то. Моя в том году уже отказывалась идти туда т.к. считает это тратой времени и вместо траты 2х выходных(1 и 2 этап) , говорит, лучше возьмет доп 3 часа академического рисунка или живописи для себя и потратит на это время. Т.к. время тратишь, баллы занижают до смешного, а загруженность колосальная. Вроде и опыт с другой стороны.. но время очень дорого и лучше подготовиться к другим вещам, более важным для поступления (я про себя, не обощаю всех). Первые разы консультировались с педагогами почему занизили и педагоги согласны были что сильно занижен балл был, но кто ничего там повышать не будет.. спорить нет смысла .. Очень моей не нравится, что на партах работу приходится делать, а не на мольберте, к примеру. Сейчас в старших классах можно на портрет пойти во 2 туре, там мольберты.. так можно еще попробовать.
Любая творческая олимпиада субъективна. Если работа подходит под критерии организаторов, ее оценивают выше, если нет - простите. Впрочем, на ДВИ точно так же, надо понимать что от тебя хотят и соблюдать критерии. МОШ ИЗО достаточно простая олимпиада, организаторы сейчас Академия Андрияки, раньше ЦНХО. Дочка со 2 класса участвовала. Была призёром в 3, 7, 9 классах, победителем в 6 и 11, этих дипломов у неё больше всего. Специально не готовилась, просто приходила и рисовала. Ситуации бывали разные, в 10 классе она заявилась на натюрморт, а рисовать пришлось портрет по памяти, натуры не хватило. К Академии Андрияки дочка отношения не имеет, рисунок у неё строгановский скорее, туда и поступила в прошлом году. В общем, на мой взгляд, пробовать участвовать в ней стоит, пара выходных в год стоят диплома перечневой, И школе за это плюшки и при поступлении может помочь, в этом году по ней в Мосполитехе на транспортном и промдизайне БВИ дают
Раньше ее не принимали нигде. Сейчас что то поменялось. Да стоит и взять ее. Я так понимаю с 9кл можно начить (она будет действительна при поступлении). Или надежнее 10-11? Срок действия 4 года? Как я поняла. Жалко в строгановке не принимают ее. У моей тоже на строгановский рисунок все заточено. Все же там больше андриякиных жалуют, даже вот если рисунки рассмотреть победителей на сайте, большинство по их стилю, некоторые..вот честно не понимаю🙈 ... Недавно был мастеркласс в зоопарке от Андрияки. Моя зарегистрировалась и пошла все же. Все классно, но они реально по другому рисуют, об.ясняют по другому... своя манера написания работ, набросков. Не та... к которой привыкла дочь. Но тут кому что. Сам мастеркласс оч хороший был. Препод тоже. В этом году школа будет настаивать на этой олимпиаде... не знаю как управимся... все дни расписаны в занятиях. 9кл. С натурой удивили.. как так не хватило. По памяти. Мне кстати эти задания у них на олимпиаде... не нравятся, натюрморт по воображению- ну тогда это ближе к композиции что ли уже. Дочь готова пойти на портрет, натуру.. вот это наш размах 😊. А вы говорите.. не хватило. Интересно. Натура по представоению..это "сильно".
Ну ..еще.. я всегда дочери говорю- любая олимпиада жто опыт. Особенно изо и творческое все. Лучше упасть сейчас , встать и пойти дальше, чем в ответственный момент , где нет права на ошибку. Тут все норм.. все понимаем. Не вышли призером.. значит в след раз. Субъективно все
Да, по поводу того, что не принимали МОШ, когда дочка заканчивала 7й или 8й класс, ее брали в Мосполитехе даже на дизайн и на графику, я в ПК писала, узнавала, они подтверждали, что берут. А на следующий год не стали.
А по поводу побед и поражений, у меня дочка профспортом занималась, это для неё обычное, сейчас проиграли - в следующий раз выиграли.
Не натюрморт по представлению был, а портрет, это сложнее, тем более так неожиданно. Натуру по представлению она на отборочном рисовала, если не ошибаюсь, там 100ка была. Когда не хватило натуры для натюрморта, это отдельная история, в этот день дочка с утра писала регион по МХК, а потом должна была поехать на МОШ в Академию Андрияки, но не рассчитала время и опоздала минут на 20. Когда стало понятно, что она опаздывает, я организаторам написала, но видимо, закрутились и не прошли. Кстати, радует, что организаторы пошли навстречу и организовали возможность написать олимпиаду Вл второй половине дня, иногда приходится выбирать. В 11м дочка решила не заморачиваться с рисунком, а поучаствовать в номинации плакат. В итоге победитель, если честно, я даже не рассчитывала. А что касается Строгановки, они в этом году дают до 10 баллов ИД за прочие перечневые, это я рейтинговые списки вчера смотрела. Подозреваю, что МОШ туда входит. Нам-то она в Строгановке не пригодилась, дали за ГТО и аттестат с отличием, тоже 10 вышло. Действуют олимпиады 5 лет, то есть 4, не считая год выдачи. Но в правилах приема ВУЗ может добавить ограничения, например, что берет олимпиады только за 10-11 класс. Где-то ограничат, где-то нет, никто не знает как будет, можно на правила приема прошлых годов смотреть, по ним ориентироваться. В Строгановской олимпиаде участвуйте обязательно, полезный опыт, если в Строгановку поступать хотите.
Ну вот я посм списки тоже и там обнаружила, что гто, ист искуссив, для детей с инвалидностью есть какая олимп и строг олимп. Я не знала что за кр аттестат 5 дают. Ощущение, что как то..не все в списках указано на счет того за что баллы дают... как то еще добавляется перечень перед экзаменами. Не уверена что мош входит, не было отмечено.. Вот мне это и странно... но в любом случае хорошо. Будем тащить все что есть 😊
Надо смотреть требования вузов. Почти везде перечень действителен только за 11 класс и 4 года именно он действует. Мало где принимают перечень за 10, а тем более 9
Моя сдавала в этом году в Косыгина. На курсы не ходили. Подавали на апелляцию после рисунка и после композы. В итоге после апелляции рисунок 69+3, композа 63+7.
Есть шанс на бюджет на направление, на которое она не хочет. А вот на то направление, которым она прям болеет, шансов на бюджет никаких нет. Учебный план понравился, здания обычные совершенно, люди работают приветливые и отзывчивые. Короче, мы уже решились) идем на платку!
Удачи! Надеюсь они исправились. У дочки в том году БВИ в Косыгина на дизайн было, даже заявлять не стали, впечатления от общения с ПК были не очень, причём у знакомых тоже. Я ещё общалась с преподавателем, который работает и в Строгановке и в Косыгина, он без восторгов о Косыгинского отзывался. Мы предпочли подать на спортивную журналистику в МГПУ. Потом, правда стало понятно, что у неё хорошие шансы пройти в Строгановку на дизайн мультимедиа, поэтому пришлось отчисляться.
Ого у вас разброс 😊 спорт журналистика и дизвйн. Но все же она же рисующая у вас... Разносторонняя, раз и там и там смогла бы учиться (я про направления)
Она профессионально спортом занималась, но в выпускных классах практически не играла из-за последствий травмы. И в Сириус на литсмену ездила, на ИЗО не удавалось отовраться, там достаточно субъективные критерии, по баллам на посчитать, как в других направлениях. Но про спортжур она говорила, что не осталась бы там учиться, на следующий год все равно пробовала бы в Строгановку поступать. Кстати, сейчас она говорит, что учиться в Строгановке проще, чем заниматься профессиональны спортом.
Там очень интересно было, и сами занятия и окружение. Отчасти это помогло дочке по перечневой олимпиаде призерство получить, за эту олимпиаду должны были дать 100 баллов, но по глупой ошибке не дали. С ней бы было спокойнее. И вообще, закрыть русский и литературу олимпиадными сотками - очень неплохая стратегия, непонятно почему ей редко пользуются.