Учебный материал

копировать

У ребёнка проблемы с учёбой. В этом году биологию, физику, химию учит с новым репетитором. Текст из учебника ребёнок понимет плохо, репетитор составляет для неё конспекты-схемы-опорные таблицы. Усваивает лучше. Но... это так и нужно? Мне кажется смысл обучения не столько конкретные данные в голову вогнать, сколько именно самому уловить связь, составить эти все схемы, систематизировать. А тут вроде как за неё разжевали, а сама жевать она не учится. Или всё нормально? Но, если "всё нормально" почему учебники сразу так не пишут? Были бы сразу таблицы-схемы, а не текст из которого нужно выжать смысл. Не знаю, понятно ли... 8 класс, если важно.

копировать

"Текст из учебника ребёнок понимет плохо" (орфография источника сохранена)
Может у вас ребёнок просто УО?

копировать

Это не орфография, а банальная опечатка

копировать

Если ребенок даже текст из учебника не понимает, то сильно сомневаюсь, что он когда-нибудь дойдет до самостоятельного сопоставления. Максимум - нагнать материал, чтобы экзамены сдал.
Хороший у вас репетитор.

копировать

Мы не в России, учебники на чужом языке, плюс совсем какие-то другие... 5-6 страниц текста, примеры, отступления, ссылки, подробности, конспект получается половина тетрадной страницы.

копировать

вас возмущает, что 5-6 страниц текста - это конспект аж на пол страницы? Я правильно понимаю?

копировать

Нет, неправильно.

копировать

Подпишусь, что хороший репетитор. Видит, в чём проблема на данном этапе - и конкретно над ней работает.
Зaeбало слышать об "именитых" репетиторах за баснословные деньги. Ребёнок элемнтарно не тянет, а они вместо того, чтобы разложить на составляющие и создать базу, начинают "развивать критическое мышление", до которого, как до луны. И до фига родителей на это ведётся, платит деньги и прессует ребёнка, вместо того, чтобы сменить репетитора на адекватного, который не дрессирует по накатанной, а способен увидеть ученика и его проблемы.

копировать

Вы правы, в 8 классе гораздо важнее не рыба, а удочка.

копировать

Вот и мне кажется, что научить её учиться по местной системе- в разы важнее, а такой способ "подсаживает" на репетитора- она всё менее способна будет учиться без помощи.

копировать

Ну а с гуманитарными предметами как дела обстоят? Так же?
Может, физика-химия просто не ее? И они ей не нужны вовсе? Мозг сопроттвляется, блокирует поступление ненужной информации. Не?)

копировать

Я так понимаю, что у неё с языком проблема?
Как бы там ни было, надо разделять проблемы.
У вас есть проблема 1 - неумение работать с текстом. И есть проблема 2 - предметные знания по физике, химии, биологии. Причём, учитывая, что все предметы вместе идут -уровень скорее всего... ну не сильно продвинутый, скажем так.
Проблему умения работать с текстом надо решать, конечно. Но не в ущерб физике, химии и биологии.
Давайте ей задания сделать по тексту табличку, схему, формулу, найти главную мысль, написать план, найти в тексте ответы на вопрос и т.д.
Идёте от простого к сложному.

копировать

Да, смысл учебы в том, чтобы не просто усваивать знания, но уметь их находить и систематизировать. Сейчас в школе этому не учат. Мы раньше писали конспекты или сочинения, беря материал в библиотеке. Сейчас надо просто набрать запрос в поисковой строке.
Что касается учебников, они сейчас такие дурацкие. Сын историю никак не мог ни понять ни запомнить. Читали параграф с ним вместе. Я поняла, что и я основную мысль не улавливаю: в тексте одна вода, важная информация и просто интересная или для общего развития даются на полях или в сносках. Наши лекции в ютубе. Больше он учебник не читал и проблем с историей не было.

копировать

Честно говоря мне странно, что результат "проблем с историей не было". История- не математика, каждый учебник даёт свою интерпретацию, как и видео. Посмотришь не то- не попадёшь в ответы, да и чтобы 100% тот же объём на видео был, все даты и события были упомянуты, действующие лица, цифры...

копировать

Видимо, проблемы были не только у моего ребенка, поэтому мы нашли канал педагога, который прямо по параграфам этого учебника делал видеоуроки. За 10-15 минут тема разбиралась. Сын мог пересмотреть или просто даты по параграфу выписать.
Кстати, по учебнику химии Габриэляна тоже есть прекрасные лекции, но вам они, наверное, не помогут.

копировать

Повезло!

Нет, у нас свои учебники.

копировать

Репетитор очень толковая, таких мало, чтобы задумывались и адаптировали материал так, чтобы было доходчиво и понятно. Обычно просто объясняют, как могут. Не понял - твоя проблема. Если вы хотите именно так, то ребенок так и останется двоечником. Если хотите, чтобы репетитор научил думать, то это нереально, этому не учат, это интеллект. У кого-то он выше, у кого-то ниже, свою голову не приставишь, мышление, логика, память у всех разные.

копировать

Восьмой класс - это "алфавит" химии, физики и биологии. Алфавит просто зубрят.
Поймут потом.
Правильно делает репетитор. Если ребенок плохо восприниимает чтение, а для него читать некому, то остаются другие методы: таблицы, схемы, картинки.

копировать

(вытаращив глаза) ... А что в физике, химии и биологии надо "просто зубрить"????

копировать

вот тоже не поняла.
Ну в биологии ещё куда ни шло - куча разных организмов со своим устройством.
А остальное зачем зубрить?

копировать

Дык и биология - со своей внутренней логикой ))) ну, кроме ботаники, ок... и то )))

копировать

Логика там есть, конечно. Но и специфики конкретных организмов предостаточно.

копировать

Внимание, вопрос был про метод обучения, а не про то как учить конкретно моего ребёнка.

копировать

Метод обучения новаторский, кстати, называется опорные конспекты. Их Шаталов практиковал, сейчас Ахметов практикует, и очень многие реально сильные педагоги.

копировать

Да чем он новаторский? Всё детство 40 лет назад таблички чертили и схемы и конспекты строчили. Только это делали сами, не учитель подсовывал. Пока чертишь- пишешь- приходит понимание, а тут получается она зазубрила, но реального понимания не добавляется.

копировать

Химию и биологию именно зубрить.

копировать

А в химии что зубрить?

копировать

Таблички и схемы всегда чертили, но зашифровать весь урок в виде конспекта - это методика Шаталова.

копировать

Я на 1000% уверена, что здесь о ней никто не слышал.

копировать

Этой методике 100 лет в обед. Кстати, не уверена в асторстве Шаталова, если что.
Ещё в наши школьные годы продвинутые учителя физики и химии весь урок в конспект вкладывали, потом надо было воспроизвести и объяснить что за чем. В классе несколько человек с учёными степенями. Видимо, оправдалась методика-то...

копировать

Мы всё детство по всем предметам "переписывали учебник", самое стандартное задание было "составить конспект главы Х".

копировать

О других конспектах речь. Уже грамотно оставленных и небольших по объему, обычно - на страницу.

копировать

Почему о других? Вас в школе учили конспекты "неграмотно" составлять?

копировать

Речь идёт о конспектах с очень высокой степенью наглядности.

копировать

Шаталов работал в 60е годы.

копировать

Выдрать один пункт из методики- не есть методика.

копировать

Это одна их техник Шаталова, но она работает прекрасно и сама по себе.

копировать

+100, это Шаталов, ЛОСы, мы в школе в начале 90-х писали такие

копировать

Автор, не знаю, как в вашей стране, а в Москве сейчас зубрежка и натаскивание победило практически полностью.

мы ща выбрали школу, в которой ставят ИМЕННО "любознательность" и "мышление", причем делают это гениально.

А среди части родителей зреет бунт: им МАЛО ЗАДАЮТ, мало натаскивают.

Для меня выбор однозначен - нужна постановка мышления. Но таких, как я - как всегда, немного.

копировать

Тут таксономия Блума рулит :) (не знаю как его на русском зовут), и вот эти схемы- по моему первый уровень. Вроде как основа, но закрывает путь к пониманию.

копировать

В школе дочки - авторский курс физики. Они месяца полтора топтались на единицах измерения, размерностях и прочем... То есть, именно формировали фундамент мышления. Я следила за этим, затаив дыхание от восторга

Родители: "Ааааа, в нашей бывшей школе уже шесть параграфов прошли и двадцать задач решили, а у нас фигня какая-то, ааааааааааа"

Ну вот...

копировать

Вот этого не могу понять. Какой смысл имеет изучение единиц измерения без изучения тех процессов, которые измеряются?

копировать

Дык это как раз самая база и есть - понимание, что можно измерять ЛЮБЫЕ параметры и измерять их В ЧЕМ УГОДНО.

Важно только то, в чем получится результат и как этот параметр будет соотнесен с другими параметрами.

Ну, если хотите, это - 38 попугаев.

копировать

Так и зовут.
Схемы как разработают на понимание.
А пока понимания нет, следующие уровни недоступны.

копировать

Автор, стране какая? Язык?
Смотрите, я училась ща рубежом в школе. Устои предметы, которые легко ложатся, есть,чилиек ложатся вообще, есть те, которые могут условно только на английском рассказать, по—русски нет.
Там и проблема с языком, и проблема с пониманием, у вас в кучу. Есть математика, там вообще 1-1, объяснения не надо, если она была здесь. В вашем случае, если не идёт физике, не надо вас таблиц, берёте учебник наш на русском, есть на сайте нашёл и до, скачиваете ей, сидите с ней 2 нед или ищите темы, она понимает их на русском сначала, потом на местном. Те же таблицы с интернете скачайте на русском. А конспекту и таблицы на местном должна она делать сама! Иначе платите впустую.
Это как если взять учебник Пасечника по биологии и ребёнка с английским бнщ русского почти ща него посадить. За рубежом очень и очень простые и понятные, проще много наших учебники. Вы сама с мужем посидите за ними, поймёте, в ребёнке или учебнике проблема

копировать

+1 за то, чтобы сначала найти тему на русском и ее изучить на родном языке.
Сын родился и учится в школе за границей, ездил в Россию по обмену - причем свободно говорящий и пишущий, читающий на русском.
Те темы, которые он в своей школе не изучал - был темный лес для него в России. Те темы, который он уже проходил, он прекрасно понял и на русском.

копировать

Россия

копировать

Так Россия или не Россия?

копировать

Вы же сами написали, что ребёнок с проблемами. Поэтому только так и тянуть дальше дудл конца школы. Найти ему профессию попроще и радоваться , если получится у него что-то. Может повар? Или социальный работник? Администратор?

копировать

Мы за границей, могу сказать, как здешние учебники составлены. Мои их вообще не читают. И даже не знают, где тема, которую сейчас проходят. В классе проходят тему и схематически записывают в конспект самое главное. И этой информации будет достаточно, чтобы на контрольной получить 3-4. Для 90% учеников этого достаточно - тут ученики не заинтересованы в отличных оценках. Для высшей оценки надо интересоваться предметом выше программы, ну смотреть док.фильмы, каналы на Ютубе, тогда можно и учебник прочитать, чтобы знать и разбираться глубоко в предмете. Там много информации просто ради интереса. Эксперименты всякие, энциклопедические знания и т.д. Типа книга с доп.материалом. А основа на уроках. Хочешь, интересуешься - вот доп.материал (учебник).

Не вижу ничего страшного. Пусть Ваш ребенок разбирает схемы с репетитором. Ребенку нужно найти нишу, где он хорошо разбирается и любит предмет, там он и сможет систематизировать, читать дополнительно, выделять главное и прочее. А если предмет не его, то просто схемы.

копировать

Многие учебники так написаны, что и взрослый увязнет, не добравшись до сути.

копировать

Откройте сами учебник , посмотрите - на основании Только изложенного в учебнике лично Вам тема понятна ?

копировать

Нет, лично мне- непонятна. Бред какой-то. Задания в рабочей тетради не соответствуют материалу учебника. Для самостоятельного изучения (допустим, пропустил урок) учебники совершенно не подходят.

копировать

Вот вам и ответ. Дело не в дочери. Значит какие опции ? Можно поискать нормальные учебники , вдруг они все- таки существуют или другую школу с более последовательной программой

копировать

Да нет, особых опций нет. Но меня интересует именно сам подход, не "что делать?".

копировать

У вас пока кроме этого репетитора - нет альтернативы получения знаний, если вы его отмените , ребёнок останется с учебником из которого получить информацию проблематично. Когда будет альтернатива , возможно , схемы и разжевывание не понадобятся / их можно будет постепенно убрать , но сначала надо найти эту самую альтернативу.

копировать

Простите, я бы не хотела чтобы прозвочало невежливо, но я задала конкретный вопрос и он не по ситуации моего ребёнка, а по методу обучения.

копировать

Я вам и написала конкретно - лучше перевести в школу, где будут нормально обучать и иметь учебники , по которым возможно учиться. Вы ответили , что этой опции не существует . Какие у вас варианты кроме этого репетитора ? Между - не обучать совсем и обучать данным методом , я бы , все же , выбрала - обучать , из двух зол …..

копировать

Вы думаете в стране существует репетитор в 1 (одном) экземпляре? Или он, или "мести улицы"?

Еще раз: вопрос был про саму методику, про учебники, школы, и ты ды я не спрашивала.

копировать

Вы хотите чтобы репетитор делал что конкретно ? Учил по учебнику по которому учить невозможно ? Репетитор нашёл выход - рисует схемы . Какую альтернативу вы видите , не задействуя другие учебники или другую школу ?

копировать

Ну если вы не можете понять эти учебники - почему дочь должна?

копировать

Я вообще дочь упомянула, чтобы был понятен контекст, вопрос был совершенно другой. Про то, что она должна или не должна, менять репетитора или нет, отдать её в школу для УО или купить русский учебник- я ни слова не сказала и не спрашивала.

копировать

Ваш вопрос: нормально это или ненормально. Как вы думаете, если ваша дочь не будет осваивать школьную программу по физике, химии и биологии - это нормально?

копировать

т.е. на вопрос вы ответить не можете?

Как я уже написала Анониму выше- в стране не один репетитор.

копировать

Конкретно у этого репетитора, с его методикой, ребёнок понимает все 3 предмета. Но вы хотите от репетитора невозможного - чтобы ребёнок знал предмет, и чтобы при этом репетитор с ней работал по методике, которую она не понимает. Надо выбирать.

копировать

Откуда у Вас сведения что ребёнок "понимает все 3 предмета"? Ребёнок зубрит часами , получает 7-8-иногда 9 (из 10) но уже понятно, что следущая тема- и применить знания прошлой- она не может. Контрольная за раздел 3-4 (отрицательная оценка). Т.е. "Система" ведёт к запоминанию, но не к пониманию.

копировать

Автор, положа руку на сердце, вы сами из усвоенного в школе часто в жизни применяете? Или сдали экзамены и забыли?

копировать

Тут дело не в пройденном и забытом. Ребенок не умеет выделять главное, структурировать, действовать по алгоритму, низкая мотивация. Это потом и в обычной жизни пригождается, а не формулы.

копировать

Не прилепляйте свои комплексы другому.

копировать

А почему вы считаете, что ребёнок должен учиться всему перечисленному именно на тех предметах, по которым он не успевает в школе?

копировать

Я- да, часто. И жалко что больше не помню. Могла бы применять почти 100% школьной инфорнации.

копировать

Автор, не пинаю, не ругаю, но серьезно, это проблема именно вашего ребенка. У меня ребенок младше и далеко не гений, но он моментально делает поисковый запрос на любой вопрос из параграфа учебника, вываливается информация слева текстовые ответы, справа картинки, как правило это таблицы и схемы, они реально очень наглядные. Может не нужен вам репетитор, а объясните сами дочери как это делать.

копировать

Простите, Вы вопрос прочитали? Проблема Евы, что вопроса никто не читает, но все в меру своего опыта и разумения за автора темы решают, что именно он/ она хочет узнать и отвечают на это воображаемые вопросы. Старана маленькая, на нашим языке никаких "наглядных схем" гугл не выдаёт, все материалы строго за деньги, это в России и на русском всё даром, любой сериал, любая книга. У нас жёсткие законы и авторские права. Даже если учитель нарисовал/ начертил схему- она будет на специальном сайте и скачать её только за деньги.

копировать

В вашем вопросе нет ни слова о том, что в вашем интернете нет ничего и что вы в крошечной стране (Латвия как-нибудь). Если ребенок русскоговорящий, то уж по точным предметам точно можно найти все в русском сегменте интернета. Плюс у нас есть активные группы в ВК, где идут разборы всяких заданий и где можно задать любой вопрос. Химию и физику точно можно так выучить, было бы желание

копировать

В моём вопросе вообще ни слова о том, что можно или нельзя выучить. Но зачем читать вопрос, да?

копировать

неужели на языке условно какой-нибудь Литвы в сети нет информации?
Спросите тут, всё равно ведь анонимно.

копировать

Что спросить? Я уже спросила то, что мне было интересно, сколько ответов получила?

копировать

Автор, я преподаватель. У вас хороший репетитор, не переживайте. То, что вы называете схемами и таблицами, это так называемые "логические опорные сигналы", методика Шаталова, она отлично работает как раз в том случае, когда надо большой объём текста обработать, выделить главное , и усвоить. ЛОС-опорный сигнал, это страничка, не больше, с терминами, взаимосвязью между ними, выводами. Как раз на физике и химии ЛОСы очень продуктивный. Если это именно ЛОСы, а по вашему описанию похоже, что это именно они, то все ок.

копировать

У нас это называется "структурированный материал". Если это так здорово- почему в учебнике каждая глава этим на заканчивается, а предоставляется ученику самому писать? По моему это как вместо решения задач дать решебник, и даже, подробно объяснить почему так. И что? Почитав решебник ты решишь очень похожую задачу, и то не обязательно. Ты не учишься "плыть", ты просто "не тонешь" на конкретном уроке, отвечая конкретную домашку. Какой в этом смысл? Мне кажется репетитор быстрым способом поднимает оценки, но в длительной перспективе подсаживает ученика на "наркотик"- без неё чем дальше, тем меньше она сможет учиться.

копировать

Скажите, а зачем вы спрашиваете здесь, если вы на все вопросы себе уже ответили?

копировать

Неделя прошла. Сколько я, по вашему, должна сидеть, и ждать ответа от Евы? Недавно была тема про ребёнка без диагноза- мать тоже должна была сидеть и ждать пока Ева диагноз выдаст?

копировать

Чтобы ребенок научился выделять главное и значимое сам, для каждого это разное. Каждый конспектирует под себя. И если этого не делать, то ничего не запомнится и не усвоится

копировать

Так я о том и говорю... да и вижу уже. Один урок зазубрила, дальче всё, стёрли, новый урок "загружаем".