Олимпиады по информатике - какие принципы оценивания, что надо знать?

копировать

Вопрос к людям, разбирающимся в заданиях и критериях олимпиады по программированию, информатике.
Сын первый раз участвовал в олимпиаде по информатике.
Это не основной его олимпиадный предмет, но решили, что надо, пригодится.
Я посмотрела задания и ответы школьного этапа и не поняла, как это все оценивается?
Не могу понять логику критериев.
По школьному этапу поняла, что выдвигается проблема и надо решить ее математически, вывести формулу и запрограммировать ввод, расчет по формуле и вывод. А что еще надо знать?
И как организаторы оценивают оптимальность алгоритма?
Подскажите, пжт, где можно прочитать, понять все это?
Но чтобы покороче.... ))

копировать

https://vos.olimpiada.ru/upload/files/files-2020-21/reg/treb/treb-iikt-reg-20-21.pdf
Это 20-21 годы, но ничего не поменялось. Читайте раздел 4 - Критерии и методика оценивания. Совсем коротко не получится объяснить. Но если в общих словах, то оптимальность алгоритма оценивают проверкой на соответствие ограничениям на время исполнения и объем использованной памяти на специально подобранных для этого тестах. Неоптимально решенная задача может пройти часть тестов и получить неполный балл.

копировать

Да, спасибо. Это то, что мне не хватало, для понимания.
Не знала, что такие положения существуют.

копировать

У вас какой класс? в 7 кроме программирования есть задачи на логику, у старших классов их нет
Надо написать программу так, чтобы она прошла максимум тестов.
В личных олимпиадах неполное решение обычно частично засчитывается (т.е. можно набрать меньше, чем 100 баллов за задачу).
В командных засчитываются только "полностью зашедшие" задачи, т.е. все тесты должны быть пройдены

копировать

10 класс
Т.е. если чуть конкретнее, то

1. Непонятны критерии оценки на школьном этапе (я не критикую, а пытаюсь найти логику).
Т.е. программа выдает правильный ответ, циклов, переборов нет.
Ну, может быть формула не самая оптимальная, можно было написать одной строкой, а не в 4 строки.
Т.е. снижают баллы за неоптимальную формулу?

2. Что встречается на заключительных этапах?
т.е. надо будет знать специальные алгоритмы, типа сортировки пузырьковым методом?
Какие-то методы построения графики?
Или все всегда сводится к решению математической задачи и потом только ввод/вывод?

копировать

1. текст программы вообще никто не смотрит (только когда проверяют, не списал ли)
2. даже на мун. этапе очень довольно сложно стать призером, т.к. нужны знания об алгоритмах. Сортировки нужны само собой.
вот тут есть прошлогодние задания с разных этапов: https://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/2022_2023/#iikt

копировать

Баллы снижают только если на части тестов выдается неправильный ответ или не укладывается по времени работы (TL) или по используемой памяти(ML). Сортировку пузырьком как раз можно и не знать и использовать встроенную функцию сортировки. А вот бинпоиск, dfs, динамическое программирование и аналогичные базовые алгоритмы знать необходимо. Потому как в задачах по программированию далеко не все можно решить математически. В прошедшем школьном этапе, да, 2 задачи решались чисто формулками, 2 еще формулка+ несложный алгоритм. Ну и пятая тоже без знаний алгоритмов могла решиться.

копировать

для каждой программы несколько тестов проводиться. Например 20 или 40. Для каждого теста программа должна дать правильный ответ и при этом не привысить максимальное время выполнения. Поэтому часто бывает, что на каких-то данных получается правильный ответ, а на больших числах - слишком долго выполняется. Или что-то не учел и ответ не верный на каком-нибудь 10 тесте.

копировать

Плохая новость: прошел на регион :-(
Показалось побеждать по информатике совсем легко.
Приняли решение срочно выучить с++ и какие-нибудь алгоритмы (до этого только школьный питон).

Или не стоит?
А лучше готовится к региону по экономике и математике (тоже прошел).

копировать

Москва? А что уже есть проходные?
С++ выучить стоит, без него не решить часть задач (не пройдут по времени), удивительно, что в муниципе хватило Питона. Алгоритмы (те, что будут на регионе) вот так вот за месяц срочно не выучить, особенно, если не знать, что учить. Попробуйте порешать регионы прошлых лет.

копировать

Нет еще в Москве проходных ни пр информатике, ни по экономике. По информатике знаю только ожидаемый проходной для 9кл., озвученный тренером сборной.

копировать

290 товарищ из ЦПМ сообщил? Говорят, трудный муницип был

копировать

285

копировать

Это уже увидели на сайте

копировать

Вообще не удивительно. Кириенко на своем кружке делает разбор муниципов предыдущих лет на питоне полностью.

копировать

Найти в сети регионы прошлых лет, пару из них прорешать, чтобы понять перспективы.
Не увидела, какой класс. Я бы рекомендовала сосредоточиться на основных предметах, если инфа не основной. Муниципальный с регионом рядом не стоял, если честно, просто отсев.
Быстро выучить плюсы и алгоритмы всё равно не получится, уж лучше к следующему году готовиться основательно (но, опять же, зависит от класса). У нас олимпиадники по математике массово выходили на регион по инфе, но там уже другое нужно обычно, хотя год на год не приходится.

копировать

Плохая новость: прошел на регион -
это такое кокетство у вас? В чем проблема - не идите)

копировать

Другой аноним. Это не кокетство, а реально беспокоящая проблема. У меня на 4 региона прошел, это же сильное распыление сил. Сложно выбрать, в каких сборах поучаствовать, а на какие забить. Тем более, что ребенок еще прислушивается к моему мнению, а вдруг я плохое посоветую, что будет стоить ему невыигрыша кучи денег и БВИ.

копировать

Какой еще кучи. Если в Москве, то за 2 только дадут. С этой информацией полегчало с выбором?
А БВИ за экономику и информатику - это в разные вузы. Вам в любой? И в оба эти профиля дает БВИ математика.

копировать

Ну мой не настолько крут, что 4 закла написать. Я про то, что если плотно заняться одним предметом, то есть неплохие шансы, а если написать 4 региона, потом съездить на каждый закл, то светить будет только утешительный приз.

копировать

Не переживайте, если ребенок пройдет на 4 закла, то какой-нибудь предмет возьмет.

копировать

ВШЭ, по всем экономическим специальностям
берут БВИ за:
Математика
Экономика
Информатика

копировать

1. ВШЭ как раз берет математику, информатику, экономику.
2. В регионах ограничений на количество олимпиад нет.
3. А знаете сколько олимпиад первого уровня по информатике (за них тоже деньги дают)?
11 олимпиад! (к сведению, по математике их 9, а по экономике - 4)
Так что вполне можно заработать свой первый миллион!

копировать

Расскажите, какие деньги дают за олимпиады первого уровня.

копировать

Победа - 80 000, призерство - 15 000 за олимпиаду 1 уровня
Причем нет ограничения по количеству ))
Это не Москва ))

копировать

Не верю, что прямо за каждую победу в любой олимпиаде первого уровня дают 80.000.

копировать

Чечня?)

копировать

Где это такое? Мы переедем ХD

копировать

2 региона - это предел. И то, к одному серьёзно готовиться в сборной, второй - как получится. Из опыта моего ребенка. Кстати, стал призёром в каждом.

копировать

Да, действительно тяжело отказаться.
Сначала он говорил - не пойду.
А потом сказал - пойду.
Раз пойдет - я думаю, как это использовать, организовать обучение.
Может на ЕГЭ пригодится (сейчас 10 кл).
Он программирование терпеть не может, не уважает.
Но видимо руки сами пишут ))

копировать

Печальная новость - мне сделал предложение миллионер!
Во-первых, я нигде не прочитала, что этот ребенок вышел на 4 региона или около. Во-вторых, автор пишет, ребенок не имел какого-то серьезного опыта в предмете. Поэтому вряд ли может претендовать на победу, хотя это, конечно, не исключено. Но муницип первый раз в 10м...ну такое себе...Можно принять решение, не заламывая демонстративно руки - ах, первый раз такое, не знаем, что и делать)))

копировать

Да. И еще распыление сил родителей ))

Надо подобрать эффективные курсы.
Надо понять, в чем суть олимпиадных заданий.
Надо помочь оценить: а зачем это надо вообще?

Мой вообще не понимает требований к эффективности алгоритмов: какая разница, 10 или 100000 шагов.
Компьютер же считает...
Вроде в день по уроку в Степике проходит.
Может и получится что-то....

копировать

Смотря что "что-то". Регион взять - возможно. Всерос - нет. Зачем эти муки, если даже не понимает, что делать и зачем в программировании? Нет, если времени навалом и для себя -почему нет? А если отрываетесь от своего главного предмета, смысл?

копировать

какие проходные?
Если по нижнему порогу прошел, то не стоит

копировать

Согласна. Не стоит не только плюсы срочно учить, но и, возможно, вообще туда идти, если у вас и так завал и этот предмет не в приоритете, а прошли случайно.

копировать

Ну плюсы срочно учить точно не стоит, а вот на регион можно и сходить. Всего-то теряется два дня школьной учебы, зато можно будет порешать задачки в режиме олимпиады, вдруг понравится предмет и захочется приложить усилия для достижений в будущем (если класс не 10-11).

копировать

Завала нет. Экономику знает. Математику регион все равно не пройдет.
Пока дала ему Степик и сказала чтобы по теме в день проходил.
Все равно целый день в игрушки играет.

копировать

Гениальный ребенок! Не любит - а пишет, в регионы выходит, в игрушки играет в 10 классе (время есть). Прям позавидуешь.

копировать

Между регионом и муниципом - пропасть в уровне сложности. Муниципы математическим ребенком по профильным предметам берутся легко и просто.
Не верю, что можно с уровня муниципа без тренировок (хотя бы полгода, и это если ребенок прям одарен математически) взять регион в инфе, увы.

копировать

Спасибо.
Да, понимаю. Чудес не бывает.

Наверно сейчас у меня даже вопрос в другом:
а стоит ли сосредоточиваться на основном предмете (экономика)?

Т.е. я всегда на первое место ставлю нервы и психическое здоровье.
Мне подумалось, что если отвлечь от основного предмета, то снизится психологическая нагрузка.
А то я видела, как в прошлом году у тех, кто не взял закл, опустились руки.

Или наоборот, отвлеку от главного предмета, потом буду себя винить, что где-то недоработали?

копировать

Конечно в приоритете основной предмет. На математику тоже можно сходить, он с основным коррелирует. Потом, за регион некоторые вузы дают ИД баллы.

копировать

И у нас так. Прошла на 3 региона - математика, русский, информатика. С++ не знает, чисто на Питоне хорошо написала. Подумали так - к математике готовиться, остальное как получится, летом С++ будет изучать, сейчас наспех не хочется.

копировать

Стать призёром региона вполне можно на одном Питоне: 1я и 2я задачи решаются на питоне на полный балл, 3я на 60 баллов (а может и больше) на питоне решается.

С помощью С++ можно увеличить балл неоптимального алгоритма, а можно просто потратить время на переписывание кода (на питоне писать код быстрее).
Так что я бы рекомендовала сосредоточиться на алгоритмах и умении прикинуть сложность алгоритма, причем начать с 1й и 2й задачи каждого дня.
3ю и 4ю решать как умеешь на неполный балл, что-нибудь да наберётся.

копировать

260 баллов за один день-это как бы проход на закл. А вы тут так бодро все расписали.

копировать

Ага, просто смешно))
Может быть, лет 5 назад такой вариант был бы реален, но не сейчас точно.

копировать

Мне показалось, что написано в сравнении с С++
Если бы ребёнок умел решать эти задачи в принципе, то реализация на Питоне даст условно 260 вместо 400 реализации на С++. Дети не проходят в финал ВСОШ в основном потому, что не могут решить задачи, а не из-за неоптимального языка программирования

копировать

Ну вот видите, и без знания С++ можно на закл пройти.

копировать

О! Спасибо! Я сейчас перешлю это дочери, пусть применит, вдруг получится.

копировать

Да, спасибо за конкретику.

Я почему то предлагала другую стратегию:
Т.к. математика хорошая, то не тратить время на легкие первые,
а сосредоточится на последних, где математика сложнее и не каждый решит математически.
И потратить время на отладку этого алгоритма.

копировать

нет смысла, т.к. все задачи оцениваются одинаково в 100 баллов каждая
Не тратьте время, если у вас еще есть регионы.
Лучше год подготовиться

копировать

Дело в том, что последние задачи уже математически не решаются, а решаются именно алгоритмически. Ну не берем в расчёт, когда пару лет назад выкатили чисто математический регион. Это скорее исключение, чем правило.

копировать

пусть ребенок глянет задачи прошлых регионов, их же полно
можно прямо контексты порешать, все станет понятно

копировать

Ну давайте, покажите мне того гения, который вот по такой схеме затащил регион без целенаправленных тренировок.
Знаю олимпиадника-математика, и то несколько лет назад дело было. Прошел легко на регион по инфе (уже взяв закл по математике, вот как здесь и пишут - чисто на питоне), регион слил, конечно. Год тренировался интенсивно (2-3 часа в день, плюс тинькофф, естественно), взял закл (по нижнему порогу призерства)

копировать

Автор, для вас ничего не жалко. БЕСПЛАТНО, пусть ребенок сходит попробует, оценит свои силы. Учтите, это физически тяжело, тур длится 5 часов! + разбор (если будет)

У тех, кому мало информатики в течение учебного года, есть возможность позаниматься и на каникулах! А заодно подготовиться к региональному этапу ВсОШ.

В течение недели со 2 по 8 января вы будете решать онлайн-контесты с задачами, которые максимально похожи на те, что встречаются на олимпиаде. Все задания для вас отобрали призеры и победители перечневых олимпиад прошлых лет из команд преподавателей Тинькофф Поколения и Сборника Олпрогера.

Для ребят из Москвы, кстати, будет два очных мероприятия, которые пройдут в новом офисе Тинькофф на «Белорусской». На них участники очно порешают контесты, пообщаются с экспертами Тинькофф и Центрального университета, познакомятся с ребятами из других школ и, конечно, получат памятные подарки.

Участвовать могут школьники со всей России. Контесты будут проходить онлайн, для участия достаточно подать заявку: https://l.tinkoff.ru/sbory2024

копировать

Спасибо.
Если бы других дел не было - обязательно поучаствовал.

И потом нерешка мне никогда не нравилась.
Меня интересуют сбалансированные программы, типа Сируса, с максимальной производительностью.

копировать

Так без нарешки олимпиады не выиграть. Если провести аналогию с математикой - то программы типа Сириуса - это работа в классе, почти переписываем с доски пример, а нарешка - это делаем домашку полностью самостоятельно, не заглядывая в классную работу и учебник. И без такой работы написать контрольную на "отлично" не получится.

копировать

Это не тот уровень.
Для полностью самостоятельных решений достаточно олимпиад, отборочных олимпиад.
Свободное время желательно использовать для обучения.

копировать

Ну "переписыванием с доски" в задачах курсов Сириуса я не видела.
В программах Сириуса есть элементы закрепления новой темы.
Но достаточно часто непростые задачи встречаются.

копировать

Так это не нарешка. Это именно тренировка, позволяющая понять, насколько ты в состоянии рассчитывать время, выбиратт верные алгоритмы, решать задачи на подгруппы, то есть набирать максимально возможные частичные баллы и т.д, на задачах, максимально приближенных по структуре к региональному этапу. А нарешка-это отработка определенных типов задач.

копировать

Выяснять, можешь ли ты рассчитывать время, выбирать верные алгоритмы, решать задачи на подгруппы -
это же совсем для неопытных детей.
Олимпиад полно. Можно на реальных олимпиадах, на отборочных этапах тренироваться.

копировать

Интересно, почему тогда тренеры сборной это без конца повторяют детям, претендующим на закл? А так, олимпиады имеют свои особенности, слежно натренировать регион, решая, скажем, технокубок.

копировать

В принципе я нашла то, что надо после Степика:
https://e-maxx.ru/algo/
Сайт по алгоритмам и реализации на С++

А от олимпиадной сборной, которая тренирует "понять, насколько ты в состоянии рассчитывать время"
или " выбирать верные алгоритмы" - избави Б. !


.

копировать

e-maxx? Забавно. Ну флаг вам в руки))) Не забывайте только, что на емаксе очень много нерабочего и неоптимального кода. Хотя... Вы ведь лучше знаете, как готовиться к олимпиадам по информатике.
И, кстати, не знаете почему емакс не помогает решать задачи, когда им разрешают пользоваться на олимпиадах?

копировать

"много нерабочего и неоптимального кода" - отлично. Это то, что надо.

копировать

Практически все московские призеры закла по информатике регулярно участвовали в сборах

копировать

Вот только положительно о качестве занятий на сборах ЦПМ почти никто не отзывался. Немного потренировали то, что изучили до этого... Увы.

копировать

И поэтому туда отбор среди кандидатов в сборную? )

копировать

Не путаем отбор и конкурс! Часть тех, кто проходит пороговый балл участвует. И то - часть. И в основном, чтобы оценить себя на фоне остальных. Конечно, это лучше, чем вообще ничего, тем более, когда бесплатно. Но чтобы на сборах по инфе именно учили хорошо, такого не слышала. Хуже ЛКШ, Иннополиса и Липецка однозначно.

копировать

Сравнивать сборы с летними школам, с кружком Тинькофф и тп некорректно. Это совершенно разные форматы.
Нужно и то, и другое.
Но похоже, Вы слушать советы родителей всеросников (выше Вам очень хорошо все расписали) не хотите.

копировать

Как родитель всероссника, считаю, что для знаний нужны летние школы и занятия. А когда знания есть, можно и на сборах посоревноваться. Что не отменяет прискорбного факта низкого качества сборов ЦПМ. Возможно из-за пед. состава. Их точно можно сделать более полезными.

копировать

С такими убеждениями в олимпиадной проге ничего не светит )

копировать

Так человек максимально далек от олимпиадной проги) Ей кажется, что взятый муницип - это успешный успех (что даже здесь похвасталась). Ну вперед, пусть берут на курсах Сириуса регион)))

копировать

А у Вас или Ваших детей есть успехи в олимпиадной информатике?
Как вы к этому пришли?

копировать

в теме "444 школа" мама 6-классника рассказывает, как ее сын готовится к региону по инфе (он решал те же задачи, что и ваш сын)
(драноним)

копировать

Спасибо. Сейчас посмотрю.

Посмотрела. По существу мало. Все больше ругаются.

копировать

Это я мама того 6классника. Но, честно говоря, это первый опыт и подготовка пока такая, сырая, я бы сказала. Вот будет в январе в Яндексе подготовка. Нлогн - он не захотел (он там занимается и так, и ему не очень заходит), в ЦПМ его не взяли, так как баллов не 329 (глупость какая-то, в регион-то прошел). ЛКШ мы просто пропустили (не знали про зиму, да и не прошел бы скорее всего). Больше ничего интересного не нашли. А, в Тинькофф еще записался, но, скорее всего, что-то одно - Яндекс или Тинькофф. Так как занимается в Яндексе, выбирает Яндекс.

копировать

нлогн дистанционный летом был очень плохо организован

копировать

Ну вот, значит правильно, что он туда не хочет. Я неделю назад им вопрос задала "Какая учебная программа, как она строится каждый день?". Через 2 дня они мне ответили, что скоро опубликуют программу. Так и не опубликовали. Хотя так он занимается на курсе "математика для программистов" у них, неплохие занятия. И средний сын занимается в "Beginner", мне тоже нравится.

копировать

справедливости ради и с учетом того, что все будут онлайн, наверно будет более-менее нормально. Но летом они просто срубили денег с онлайн-участников, кмк( не получилось у них организовать одновременное обучение онлайн и офлайн

копировать

Подумаем. Есть еще пара дней на подумать. Но там тоже деление такое себе. Есть С, и есть АВ. по хорошему - ему бы В... В общем хотелось бы в ЦПМ, но они прям не берут. Письмо написали им, табличку из Яндекса приложили. А в ответ - тишина. Хотя в регион из Москвы вышло всего 5 шестиклассников и один 5классник. Мне кажется - это перспективные ребята, но, видимо, они думают иначе...
Есть еще какие-то сборы АПО, но я не совсем еще поняла, кто это...

копировать

да может и не надо на сборы? тесты все равно опубликуют, только время на поездки терять

копировать

Др.аноним. Курсы Сириуса, nlogn, Тинькофф, Яндекс, ЛКШ, программы Сириуса в Сочи.

копировать

Не, курсы найти не проблема.

копировать

Согласна. Я отвечала на вопрос выше, как ребенок пришел к успеху в олимпиадной информатике. Курсы и выездные смены как основа, дистуры для прокачки навыков решения задач.

копировать

Не совсем так. Это тетки тут все неправильно понимают.
Вопрос был о принципах оценки и о том, что надо знать для участия.
А не о тренировках и как победить всех.

В официальных рекомендациях для ВСОШ по физике перечислено, что надо знать.
Например, в 9 классе желательно знать производную, а в 10 классе уже обязательно знать производную.
Думала, что есть что-то аналогичное для информатики.
Так как ребенок "нулевой", поэтому и был вопрос о том, какой минимум надо освоить, чтобы совсем не опозориться.
Поэтому и кокетство "плохая новость", т.к. приходиться срочно наверстывать с учетом, что есть еще другой основной предмет.

копировать

А чего к теткам то пришла?
Тогда там же в официальных рекомендациях для ВсОШ и посмотри для информатики

копировать

Не будем мешать. Мама призера муниципала намерена штурмовать Всерос. Флаг в руки.

копировать

"Так как ребенок "нулевой", поэтому и был вопрос о том, какой минимум надо освоить, чтобы совсем не опозориться."
Понимаю. У нас такая же задача. Сходить и посмотреть, как оно там, раз уж прошла. И не стать последней.)) Вообще неловко немного идти вот так - совсем без подготовки, потому что у меня дочь сказала, что абсолютно ничего не будет изучать, смотреть задачи прошлых лет и т.п. Как напишется, так и ладно. У кого есть мечты взять закл - пусть те и вкладывают свои силы. Наша задача в этом году (10 кл.) - распределить правильно силы, взять пару перечневых - по математике и по русскому. Регион - это приятно, но он ничего не дает, а до закла еще очень далеко по знаниям, поэтому ВсОШ в нашем случае - дань уважения школе. Раз уж прошла, то сходит на все три предмета без особых чаяний.

копировать

Да, мой позанимается немного "для себя".
Тем более что информатику будет сдавать. И как экономисту пригодится.

Я в целом от олимпиадной информатики большее ждала.
Не могу представить, чтобы это пригодилось на практике.
Нет смысла вкладываться.

копировать

То, что Вы не можете представить, чтобы это пригодилось на практике значит ровно то, что Вы не знаете, чем программисты могут заниматься на практике, и как их на работу в ТОП-компании принимают. Только это.

копировать

Давайте по другому сформулируем Ваше едкое замечание:
Вы считаете, что изучаемые алгоритмы могут пригодиться на практике?
Мне действительно сложно представить такую ситуацию.
Есть готовые библиотеки, есть SQL запросы....

А про топ-компании не поняла, Вы считаете, что при приеме на работу дают задачи типа олимпиадных?
Но тогда это только для зеленых выпускников ВУЗов, которые так ничему и не научились.

Почему-то считала, что на олимпиаде больше задач, связанных с графикой, с выводом на экран каких-то графических объектов. Такие вообще бывают на олимпиадах?

копировать

"Тетки" не знают, сами ищите

копировать

""Тетки" не знают, сами ищите"

Зафиксируем: тетка ничего не знает.

копировать

Не обижаясь на "тетку", отвечу: нет на Всош задач, связанных с выводом графических объектов. Есть задачи, связанные с геометрией. Как пример, дано множество треугольников, спрашивается, из каких треугольников можно составить заданную фигуру. Точные формулировки можно найти в заданиях прошлых лет.
При приеме на работу дают задачи типа олимпиадных, но не во всех компаниях. Яндекс дает, и не только зеленым выпускникам.

копировать

Спасибо.
Очень приятно и полезно, когда по существу.

копировать

Да, при приеме на работу дают задачи типа олимпиадных. Это входное тестирование.

копировать

Не хотела быть "едкой", честно) Просто вы умаляете прям совсем олимпиадное программирование. "Мне сложно представить..." - это не значит, что алгоритмы не пригодятся на практике. Ну и про ТОП компании Вам ответили, да, многие из них (не только Яндекс) дают на "входе" решить задачку. А решить задачу (не самую простую) зачастую не может даже достаточно опытный педагог сходу (с учетом, что задача новая, а на ВСОШ задачи все-таки новые). Ну, и если совсем отстраненно о практике: решение таких задач ну прям очень положительно сказывается на развитии мозговой деятельности, даже, если в дальнейшем человек не будет программистом.

копировать

Да, решать полезно.
Но много просто так решать в 16 лет и старше - инфантилизм какой-то.
В таком возрасте надо к проектной деятельности приучать.
В этом плане олимпиадная экономика, биология, химия наверно гораздо полезнее, чем математика, информатика

Про задачи при приеме улыбнуло конечно.
Видимо я переросла возраст, когда бывает входное тестирование.
В моем кругу или принимают приглашение на работу, или сами принимают на работу, но профессионалов.
Да, ТОП компании могут позволить себе растить сотрудников.

копировать

По олимпиадной экономике проектов нет. Она близка к решению задач и кейсов. Моему ребенку нравится, но не более того, тогда как инфой реально увлечен. От биологии и химии мы далеки оба, тем не менее, ради интереса я школьный и муниципальный этап по биологии смотрела. Нет там проектов. Где может быть проектный подход в рамках Всош, так это в технологии.
Важны способности и мотивация. Даже если с какой-то точки зрения олимпиадная биология полезнее, мой ребенок ее учить не будет. Нет интереса совсем, и память средняя.
С прагматической точки зрения - бви - всош полезен по тому предмету, в котором будешь дальше специализироваться. Технологией исключительно ради проектного подхода мой тоже заниматься не будет.
Мне видится хорошим путем для программиста прокачать математику и инфу на олимп задачах в школе. Поступить в вуз и перейти к промышленному программированию, имея хорошую базу и развитые мозги, и те пресловутые "10000 часов" написания и отладки кода. Против проектного подхода со старшей школы, IB, подготовки к ЕГЭ тоже ничего не имею, дело вкуса. Мое личное мнение, что проектов потом на 40 лет трудового стажа хватит, можно начать и в 18, не обязательно с 14-15 лет.)

копировать

В итоге Вы пришли к сути: как распорядиться свободным временем ребенка, какую траекторию выбрать.
Поэтому для меня почти все не так, как Вы написали. Совсем другая траектория развития.

"Прокачать математику и инфу на олимп задачах в школе".
У моего математика прокачена (много шахмат, Сириус 3 смены и тд).
Качать в старших классах олимпиадную математику не вижу смысла. От этого пользы как от ребусов (или как от шахмат выше 1 разряда).
Статистика, мат.анализ, высшая алгебра - этого не хватает. Сириус просто обожаю, не случайно у него появились эти курсы для старшеклассников. Именно это надо и будущим программистам из математики, а не ребусы решать.

"Важны способности и мотивация" - это априори, что есть - то есть.
Вопрос в том, что мы можем дать. Мы можем дать навыки. Например, навыки проектной работы.
Потом в ВУЗе их никто не даст, этому надо учить. Под проектом я подразумеваю самостоятельную постановку задачи, а не исполнитель чужих задач.
Да, с прагматической точки зрения - бви полезен. Но БВИ - это лотерея, можно и не выиграть.
Дать БВИ - это как рыбу дать голодающему. А навыки дать - этот как удочку дать.

Да, олимпиады не подразумевают проекты. Но знания экономики,(предполагаю биологии, химии) это первые курсы ВУЗА. Поэтому это будет и в дальнейшем иметь отдачу. А олимпиадная информатика, предполагаю, имеет мало пересечений с ВУЗовской программой.

Хотя предложила ребенку бросить эту информатику и заняться основным предметом перед регионом - он отказался. Сказал, что понравилось :-( ...
Конечно, думать почти не надо :-(

копировать

Как много для меня открытий в вашем сообщении... каждому своё, как обычно
"Математика прокачана шахматами"? Реально? Сын получил мастера ФИДЕ в 13 лет, а для математики пользы от шахмат не увидел, потеря времени, по его мнению
"Олимпиадная информатика, предполагаю, имеет мало пересечений с ВУЗовской программой"? Три семестра курса алгоритмов на ПМИ - и вот только теперь все алгоритмы, использующиеся в олимп. проге, пройдены. Разумеется, глубже, чем нужно для соревнований. Но ребята-олимпиадники все эти три семестра имели фору
Олимпиадная математика дала базу для понимания тем дискретного анализа (3 семестр ПМИ), там как раз много разгадывания красивых "ребусов", тем, кто от этого не умеет получать кайф, было тяжело

копировать

"Сын получил мастера ФИДЕ в 13 лет, а для математики пользы от шахмат не увидел, потеря времени, по его мнению."
Так во всем меру надо знать :-) У нас с сыном твердое мнение, что шахматы приносят пользу только до 1 разряда.
Дальше идет профдеформация. Польза - в умении считать в уме. Видеть и помнить возможные варианты. Тренировка внимательности и напряженной работы по несколько часов (классика), умение работать самостоятельно. Соседский мальчик имеет успехи в шахматах больше Вашего. Но (классная рассказывала) что в школьных предметах очень слаб.

"Три семестра курса алгоритмов на ПМИ " - да, примерно это и имела в виду. Теория игр можно добавить, если серьезно изучали. Экономика дает на порядок больше.

"Олимпиадная математика дала базу для понимания тем дискретного анализа (3 семестр ПМИ)."
Это не база. Это как бы объяснить...верхушки. База - это когда формируется мировоззрение.
Не, конечно, если ребенок научился считать число сочетаний и применять в задачах - это очень хорошо.

копировать

Вот вы сами на примере соседского мальчика должны бы вывод сделать. Шахматы и математика, можно сказать, не связаны. Среди сильных шахматистов математиков и нематематиков примерно поровну. Это или дано, или нет. Так же как и олмат. До 1 разряда может дойти почти любой, до олмата уровня 7-8 класса почти любой, а дальше - нужно взвешивать усилия и результат. Кто-то до Мастера Фиде дойдет почти не напрягаясь, и не взять Мастера Фиде, если эта деятельность приносит удовольствие, глупо. А кто-то будет много часов в день заниматься олматом и может к 11 классу что-то возьмет, а может иинет. Каждый для себя решает. Если ваш ребенок, и правда, легко решает олмат или ол.прога кажется ему легкотней, радуйтесь. Это не всем дано. Другой аноним.

копировать

" Кто-то до Мастера Фиде дойдет почти не напрягаясь, и не взять Мастера Фиде, если эта деятельность приносит удовольствие, глупо"

Не пойму, Вы же не мама шахматиста?
Мастер Фиде в 13 лет - это 4 часа ежедневной работы в течении 5 лет.

А точно, Вы другой аноним. Вы не разбираетесь в шахматах.

копировать

В шахматах важны правильные турниры, если важны звания и рейтинг. А так, в шахматах та же система, что и в олимпиадной тусовке, сборы, соревнования. Естественно, Мастером Фиде, не занимаясь не станешь.

копировать

Да, уже одного таланта и усиленной работы мало.
Нужны правильные соперники, правильные турниры.

А недавно "офигела" от еще одной составляющей.
Вижу бегушку на 1 канале: Мурзин занял второе место на каком-то турнире.
Решила посмотреть, что за турнир. А оказывается, Гребнев занял первое место, а Мурзин - второе.
Капец... Теперь еще и маркетинг в шахматах...

копировать

Это же спорт все-таки. Пока дети маленькие, может большое значение иметь поддержка родителя, в том числе в обеспечении маркетинговой составляющей. Вы это тоже, наверняка, наблюдали, как некоторые дети были постоянно на слуху благодаря активности мам и пап. А как они выросли, то те, кто имел талант, пошли дальше, кто не имел его в достаточной степени, остались со своими детскими достижениями.

копировать

4 часа ежедневной работы в течении 5 лет - это кошмар какой-то. Конечно, такого и близко не было, в обычном режиме.
Во время турнира - да, там и партия иногда до 5 часов может быть, и подготовка 2-3 часа занимает
Но вы правы в том, что шахматы столько энергии забирают у увлечённого ребёнка, что убивается всякое иное творчество, плюс школа осваивается в режиме вечного затыкания дыр из-за турниров к классику, на которые по 10 дней улетают в трубу 5-7 раз в год. И свободное время проводится в блицевании на сайтах. Увы, до сих пор
Однако, как ваш сын не сидит над математикой в режиме "4 часа ежедневной работы в течении 5 лет", так и талантливые по-настоящему дети не корпят над шахматами всё время ради какого-то МФ

копировать

Про "меру знать" - это точно. Профдеформация цвела и пахла. Вместо того, чтобы додуматься до закономерности, сын перебирал 10-20-40 вариантов и выдавал полное и правильное, но жуткое по громоздкости решение некоторых математичесих задач
Но вы-то изначально написали "много шахмат", а "много" в моём понимании - это совсем не 1 разряд, который дети спокойно получают, пару лет походив в школе в кружок и поиграв в турнирах. Без индивидуалок и занятий дома, чисто на удовольствии

копировать

У 1 разряда тоже много турниров в год классики.
Первенство города, ФО, АкваЛоо.
И в БЛ надо, в Дагомыс потом и т.д. и т..п. ))
Это не считая блицтурниров. Еще на этапы ездили, повод по путешествовать
(Ну, Вы меня понимаете, хорошее время было :-) )

копировать

Мне кажется, что Вы просто не представляете себе, что такое олмат в старших классах.

копировать

Вы меня смутили.
Я даже полезла на сайт, проверить, куда я деньги уже почти год плачу.
Не, точно Олмат, 10 класс.
Это там, где сын периодически посмеивается над преподавателями.
Вчера поражался, зачем препод 30 минут 2 страницы решала, когда в две строчки можно доказать и т.д.

копировать

Теперь понятнее, откуда такое мнение. В олимпиадах, как я понимаю, не участвует Ваш сын.

копировать

Ваши логические умозаключения не верные.

копировать

В чем неверные? Участвует?

копировать

Да, участвует и побеждает.

Не хочется давать лишнюю информацию.
Все так и выцеживают информацию, чтобы меня уесть, вывернуть против меня.

копировать

Это не побеждает, простите. А сколько апломба)

копировать

Не, не прощу.
Я так и предполагала, что Вы напишите гадость.
Вам не интересна тема.
Вы выискивали, на чем бы уесть.

копировать

Тема как раз интересна, у меня ребенок занимается олматом. Поэтому удивилась Вашему высказыванию, хотела узнать причину.

копировать

Причину чего?

копировать

Вот этого заявления: "Качать в старших классах олимпиадную математику не вижу смысла. От этого пользы как от ребусов (или как от шахмат выше 1 разряда)".

копировать

От региона как такового, без прохода на закл, пользы не очень много. Несколько баллов ИД может дать. Ваше беспокойство из-за распыления сил понять можно.
Олимпиадная информатика сильно пересекается с курсом "Алгоритмы и структуры данных" вузовских программ по специальности ПМИ.
Последнее предложение - это откровенная провокация). Если б оно так было, и регион, и даже закл по инфе не брал бы только ленивый.

копировать

"От региона как такового, без прохода на закл, пользы не очень много. Несколько баллов ИД может дать. Ваше беспокойство из-за распыления сил понять можно."
Это как посмотреть. Так как мой "ноль" в информатике, а регион его стимулирует, то конкретно ему польза есть.
С одной стороны боюсь, что буду кусать локти из-за неудачи по основному предмету.
С другой стороны не хочется фанатизма с основным предметом. Хотя он тратит на учебу 1,5 часа в день. Остальное играет.
При этом играет в свои командные игры забавно.
Например, рассчитал оптимальное число заводов для выпуска снарядов и их команда теперь всегда выигрывает.
Недавно формулу сбросил. Пытались еще что-то рассчитать для игры.
Не хотел считать итерациями. Пытались сумму ряда вывести.(см.ниже)
Оказывается, компьютерные игры - они такие.

"Олимпиадная информатика сильно пересекается с курсом "Алгоритмы и структуры данных" вузовских программ по специальности ПМИ. "
Да, это предполагала. Но по экономике пересечений на порядок больше.

"Последнее предложение - это откровенная провокация). Если б оно так было, и регион, и даже закл по инфе не брал бы только ленивый."
Речь не про ленивых.
Здесь уже писали, что с математической точки зрения задачи простые для математика.
Когда приходишь к программированию зная графы, комбинаторику, теорию игр, геометрию и т.д. - это другая траектория.
Остается учить язык.





копировать

«Дать БВИ - это как рыбу дать голодающему. А навыки дать - этот как удочку дать».
Странная аналогия, основанная на какой-то зависти к успеху других детей или на полном отсутствии понимания уровня нынешнего образования. Лет 10-20 назад наверно так и было. Да и сейчас можно сразу отдать в колледж профессиональный или к парикмахеру в подмастерье без образования. Вот и удочка сразу в руки. И у Вас какое-то искажённое представление о навыках, которые нужно давать в старших классах, вместо знаний. Хотя может «урегулирование конфликтов на перемене в средней и старшей школе» сойдёт за навык. Вам самой не смешно? И насчёт экономики, первые курсы хорошего вуза это высшая математика( матан, линал, диффуры, мат стат, теорвер) и только потом экономика.И отдачу имеет как раз умение решать задачи на собеседованиях, которые проводят студентам серьёзные компании.
Тот редкий случай, когда ребёнок умнее и дальновиднее мамы, во всяком случае со стороны так выглядит

копировать

Вы через строчку все прочитали.
Вообще не в теме.
Прочтите ответы внимательнее, тогда поговорим.

копировать

Лучше искать в любой деятельности хорошее, а не плохое.
Предметные олимпиадные тусовки большинству детей приносят только плюсы. Это и круг общения, который сохраняется надолго, и знакомство с преподавателями и людьми из индустрии, это занятие деятельностью, которая увлекает. Это поступление в желанный вуз и деньги, в конце концов, особенно актуально программимистам, так как это еще и стипендии. От отсутствия проектов, кстати, в ИТ школьники не страдают, они есть еще и в школе, и далее в вузе.
Но на еве почему-то принято искать минусы.

копировать

А как он будет готовиться? На питоне решать задачки региона? Молодец, что решил позаниматься! Удачи!

копировать

Нет, математика у него сильная, алгоритм быстро придумает.
Поэтому решает последовательно курс с++ на Степике.
Осталось научиться пользоваться отладчиком и хелпом.

копировать

Кружок в школе (где тренили и туры всош, и другие олимпиады), ЦПМ, Тинькофф, сборы, лагеря летом (ЛКШ в обязательном порядке, остальные опционально). Помимо этого - регулярно решал туры на codeforces. Это то, о чем я в курсе.

копировать

Вы правы: абсолютно ничего.

Во всех олимпиадах и соревнованиях участвует для себя и на столько, сколько это ему комфортно.
И спасибо ВСОШ. Благодаря участию в региональном этапе он согласился немного поучить язык, алгоритмы.
Поэтому ищу самые оптимальные формы, а не дрессировку, как у Вашего олимпиадника.

копировать

Вот серьёзно, не понимаю при чем тут дрессировка. Обычный процесс обучения. На занятиях изучают алгоритмы и методы их реализации, решают тематические туры, в которых требуется полное решение, при этом в некоторых кружках еще и проверяют код на соответствие заданной теме и правильность оформления. А на сборах решиют дистуры, на которых ты сам должен определить, какой именно алгоритм использовать, или вообще не использовать, придумать математическое решение( с этим я наблюдаю определенные проблемы у олпрогеров) и, если не можешь набрать полный балл, набрать максимальные баллы по подгруппам. Поверьте, это тоже не так просто, как на первый взгляд кажется. В математике дистуры-это разнобой.

копировать

+100

копировать

Codeforces. Решать задачи и раунды не пропускать, смотреть разборы. Многие на этом хорошо прокачались.