Проблема с принятием себя среди одноклассников.
Есть молодой человек 17 лет. Учится в топ школе в очень сильном классе. Технарь. Учится на отлично. Схватывает все быстро, может самостоятельно обучаться с помощью книг. Но!!! его успехи в олимпиадном движении хуже ряда ребят из класса, перед ним 5-6 ребят более успешных. И начинаются эти душевные муки…. Я самый тупой….. я глупее… я ДОЛЖЕН быть на их уровне.
Кто сталкивался, как помочь?
К психологу. Странно, что в 17 лет есть еще такие проблемы. Обычно они бывают в самом начале пубертата. Это лет в 9-10.
Надо себя принимать, всегда найдется кто-то успешнее.
вы психолог? Тогда напишите где работаете, чтобы туда не шли. Дурь какую-то пишите, а нравоучения типа "Надо себя принимать" видимо вообще ваш конек
Вы психолог, чтобы давать оценку моему совету? Напишите, где работаете, чтобы к такой хамке не попали.
Да никак, принять просто и всё. Возможно действительно он менее способный, чем эти 5-6 ребят. Может хуже со стрессом на стартах справляется. Может окружение слишком нагнетает в семье или школе. Хвалите дома больше, подчеркивание его уникальность, если в призерах - он явно уже в малом проценте тех, кто этого добился. Если поступление в ВУЗ уже обеспечил себе, снять высокие ожидания от ребенка. Если нет, обеспечить запасной вариант и дальше пахать уже в удовольствия соревнуясь с собой, а не с этими 5-6, из разряда, смогу ли превзойти свой же результат.
Скажите ему, что в вузе эти олимпиадники ничем не будут от него отличаться. Мало утешит, наверное, но это факт.
В вузе точно так же будут звёзды, догоняющие, середнячки и отстающие. Не факт, что олимпиадники впереди (хотя межнары и победы ВСОШ - таки впереди обычно, если технари), но всё равно кто-то может быть впреди этого конкретного ребёнка автора. Так что лучше не надеяться, что в будущем всех обгонишь, а учиться спокойно воспринимать, что будет кто-то с бОльшими успехами в какой-то области
В целом согласна и поддерживаю эту точку зрения, но в студенческом сообществе олимпиадным и академическим успехам не придают столь большого значения, как в топ школах и как мамы на Еве.
А тех, у кого ниже олимпиадные успехи он тоже тупыми считает? Мне кажется, это хуже, если есть. А страдания, что он не первый в чем-то должны пройти с расширением кругозора
Все не могут быть лучшими. Все не могут быть директорами Газпрома. Это надо понять и принять. Зато он может быть лучше этих ребят в чём-то другом. Жизнь не заканчивается на успехах в учёбе и на олимпиадах.
Ещё как есть, как раз осознание своего я и поиск места в социуме. Самые сложные - 5 классы, когда друг перед другом выпендриваются.
В 5-м классе нет побед в значимых Олимпиадах, а в школе всегда лучший как был, так есть до сих пор. Так что в 5-и классе…… 8…9…. На равне или лучше. А как впервые проблема возникла, так сразу вылезли душевные терзания.
Какая разница, где победы. И в 5-м классе еще хлеще друг перед другом выделываются, чем в более старших классах, чтобы на других посмотреть и себя показать)
А так да, и в более старшем возрасте это бывает неприятно, и старушка может завидовать соседке, у которой огурцы на даче длиннее) и считать себя тупой неумехой.
К психологу, если в домашних условиях не получается внушить банальную мысль, что всегда кто-то в чем-то будет лучше, а в чем-то хуже.
Выше не понимают, что такое высокоснобистская высоконкурентная интеллектуальная среда, где нетоповый интеллектуальный уровень - повод к легкому презрению к самому себе. И где ты сидишь трое суток над тем, что Вася щелкает за 15 минут.
Особенно если ДО этого ты был самым крутым
Да все это понятно, у всех в той или иной области это было, есть и будет.
Это жизнь.
Придется потихоньку слезать с небес на землю.
Для тех, видать, кто до него дошел. Не было таких проблем на физтехе раньше. И сын никогда о подобном не рассказывал. Но он и по психологам не ходил.
Были, конечно. Сын мог и не рассказывать, а мог и не сталкиваться.... Люди разные. Студенты физтеха тоже.
Я дала пару ссылок ниже.
Почему не его. У него есть дипломы, в т ч победителя, но у косяка детей успехи выше- они всероссники.
ну и зачем ему тянуться и чувствовать себя неудачником? олимпиада - это спорт, не его и не его, пусть реализуется в другом, а не тратит силы на гонку за другими
300 т. р. победители закла вроде получают? Призеры вроде 100 т. р.
Не бросать, конечно, но и не мериться бесконечно кое-чем (ну если только с выгодой для себя)).
К психологу. Возможно, к психологу какой-нибудь сборной, то есть к такому, у кого есть опыт с подобными детьми.
И он даст конкретные рекомендации.
У ребенка старшего возраста из топа и с олимпиадным опытом - таких страданий в норме быть не должно. После 2-3-5-6 проигрышей здоровая психика находит свой вариант защиты. Если не нашла - значит, есть проблемы.
Он недавно начал. И сразу все отлично, проигрышей не было, дипломы лучше, чем у тех кто занимался годами, а тут кто то выше оказался. Пройдет?
Что значит проигрышей не было? Во всех олимпиадах только начал и сразу стал абсолютом? НЕ ВЕРЮ. Нет такого школьника :-D
Потому что, если призер, то сразу же есть более успешные - победители, и проблема бы обозначилась сразу. Вы тролль, нет у вас такого ребенка
Среди окружения не было заметно более успешных … совпало, что в тот год все были призерами. Но в старшем классе, выбились несколько ребят выше и самооценка рухнула.
После нескольких провалов у здорового и психологически устойчивого человека - пройдет.
Как с ветрянкой, чем раньше переболеть - тем легче. А чем старше - тем выше риск осложнений :(
Вопрос, кто ему поможет сейчас "переболеть". В детстве-то мама помогает, пока ее дети слушают еще: "это спорт, сегодня проиграл, завтра победишь, блаблабла". А в 17 лет маму уже может не послушать.
зависти все возрасты покорны. То, что испытывает ребенок автора - это зависть. Здесь важно для ребенка назвать все своими именами
У него 10й класс же? Из трех предметов выбрать один, который легче всего идет. Информатика - в лкш ехать. Если проходит на сборы в Команду - туда тоже ехать. Поступить в параллель В или А' Яндекса с сентября. Репетитора нанять. Самостоятельно решать codeforces. Позволить себе по каким-то предметам получать 4, в освободившееся время готовиться к Всош.
В силу возраста сына ваш авторитет, наверное, ниже, чем у сильного педагога. Искать поддерживающего преподавателя. Пойти к психологу.
Вы так пишете, словно в лкш и на сборы взял да поехал. Туда в 17 очень сложно уже попасть, если не попадал до этого.
Почитайте, что выше пишет автор. Ребенок не прошел на закл по инфе. У него может быть приличный уровень программирования, но немного не дотягивает. За год реально пройти путь от призера региона до призера закла.
Поддержу идею с психологом. Если это, конечно, не повод пострадать. Проблема может быть совсем в другом, но сам человек вычленить ее не может и хватается за то, что смог сформулировать
От психолога пока отказывается, хотя цпм психологи оч хорошие, быстро мозги на место ставят.
Я бы зашла из серии "слушай, чтобы побеждать, важно не только знать и уметь - а ты такой молодец, столько знаешь, я тобой горжусь – но и уметь правильно настраиваться в ответственный момент. Психолог в цпм точно знает, как, ты сходи спроси, наверняка посоветует".
Правильно. Пойти к психологу - это признать, что САМ не справился, а высокий интеллект этому ой как противится. Мало того, что тупой - еще и тупооооой... типа.
продолжаю неистово рекомендовать Мухарамова, к примеру
https://www.youtube.com/watch?v=89pdkEH2oZU&list=PLti61wgkUWHzcN5Za8M8qBxmgq6CbgiYx&index=6
https://www.youtube.com/watch?v=CPd30Si6Cwo&list=PLti61wgkUWHzcN5Za8M8qBxmgq6CbgiYx&index=3
Я, Мама, нормально отвечаю, а анонимы в моей теме, в сообщениях выше хамят. И как мне разделять свои комменты от чужих.
Автор.
Расскажите сыну, что через год на 1 курсе это все будет неважно. Даже полученные на ЕГЭ баллы через год уже никому не интересны. А в жизни всегда будут люди умнее и успешнее его. Препод в вузе больше знает. Начальник на работе больше зарабатывает. И т.д. Если всё время сравнивать себя только с верхушкой, заработаешь депрессию.
Мой сын говорит "я тупой" из-за олимпиад. 10ый класс ит. Каждый отбор для него стресс. (информатика). "Глупый" или "самый тупой" не говорит. У нас дворовая школа. поэтому полегче все. И только 2 человека олимпиадами занимаются (мой сын и его приятель). Плюс сын подзабил на подготовку к олимпиадам, выезжает на прошлых каких то знаниях. Так что это все закономерный результат отсутствия подготовки. Я сыну говорю, что он никакой не тупой, а наоборот умный) Просто для олимпиад нужна активность и нужно много времени этому уделять. А он не готов к таким подвигам. Еще и егэ по русскому готовится. Сейчас напишет финалы, в которые прошел. А на следующий год уже никаких олимпиад. Это его успокоило. Без олимпиад готовится к егэ. У нас есть деньги на платку. Не надо так уж убиваться ради БВИ.
Я тоже говорю - умный, лучший… но оказавшись среди выборки лучших, сложно в это поверить, что ты умный, и к сожалению все окружение - это дети выше среднего. С обычными одногодками он не может общаться , так как тем общих нет, замечаю, что даже шутки в их тусовке «ботанические», простому человеку не понять. Идут после уроков живо обсуждают какую то теорему, задачу …. Отсюда вывод, что мир он не представляет. Бви уже есть, не в нем дело, а именно если я в этот раз не лучший, то я тупой и грусть тоска ….. Хотя я прочитала выше коммент, что может не из-за этого грусть, а зацепляется за результат…. Может это возраст подростковый и гормоны туда сюда…. Просто как родителю тяжело видеть ребенка себя терзающего….
Вот меня от слово "лучший" тригерит.
Как-то даже слушала спорт психолога, которая вроде как с олимпчемпионами работает. И вот она тоже советует всегда своему говорить: ты лучший! Чтобы не случилось..
Ну блин, он чо дурачок что-ли, если видит, что не лучший? Поймёт просто, что ему врут самые близкие люди
Психолог тот советует отвечать: просто тому больше повезло, да он наверняка нечестно победил и тп. Да он судью подкупил.. Чего??
Фубе.
Нафига вообще это слово?
Я предпочитаю спрашивать: у тебя получилось то, на что ты рассчитывал? Да-нет-почему. Учу обязательно искать, что получилось удачно, а потом подумать - что можно было бы улучшить, а на что ты никак повлиять не мог.
Ну и с ранних лет учу уважать соперников.
Не ты лучший, а вы все - трудяжки и умницы. Чем больше будет умных людей, тем лучше. Тебе жить в этом мире, с этими людьми - дружи, общайся, делитесь друг с другом, и пусть никто не уйдёт обиженным.
А вы себя послушайте: к сожалению(!) все дети в окружении выше среднего. Вот беда-то!
Нельзя строить свою самооценку на сравнении с другими.
А то будет потом жену унижать, чтобы себя успешным чувствовать.
Что значит "без олимпиад готовиться к егэ"? Да егэ на сотку закрываются как раз олимпиадами проще всего, и выхлоп от олимпиад именно в егэ самый ценный. А бви - это так, удача, редко бывает. А вы хотите весь предыдущий опыт олимпиад просто взять и слить? Наоборот, а 11 начинается самый чёс по олимпиадам - чтобы сотками закрыть егэ. И само егэ нужно тянуть тогда лишь на 75 (85) баллов.
+100. Написать ЕГЭ на 100 все таки очень сложно, потому что даже самые умные чаще всего где-то налепят по невнимательности. А закрыть олимпиадой гораздо проще. Олимпиад много, где-то да и получится в призы заскочить. У нас в классе даже троечники в 11-ом писали много олимпиад, и многие успешно, хотя бы одну-две получилось взять. Школа, правда, не дворовая, но и не топ.
Под сто один предмет сдают очень многие. И это можно сделать без беготни по олимпиадам. И многим это просто проще, чем взять олимпиаду. И на другие егэ больше времени и сил остается
Так у ребёнка автора 3 олимпиадных предмета. Если и направление планируют с 4 экзаменами, то три сотки - вещь хорошая
Написано же: БВИ уже есть. Зачем бегать и что-то чесать, можно спокойно готовиться к ЕГЭ, чтобы еще и медаль получить. Не знаю для чего, но цель есть и получить приятно.
Бви, возможно, не туда куда хотелось бы. Но если до желанного бви далеко, то лучше настроиться на поступление по егэ, возможно, с сотками
выхлоп от олимпиад ценный, если этим заниматься, нарешивать и т.д.. И побеждать! А если не заниматься, то будет только разочарование от проигрышей.
Моему помогает в спортзал ходить. Тогда он считает, что не тупой, а самый красивый)) Вообще от любого самокопания, нервяка и проблем с девушкой помогает спортзал. Хотя, школа кончилась и кончились эти терзания на тему умственных способностей, к счастью. Это школка разрушает самооценку - быстрее, выше сильнее.
Не, это не так работает. Это работает в сторону, что самому надо подналечь и жрать еще больше. Самая большая проблема - наесть килограммы. Прям завидно. Чел старается, а никак. Вообще зал ему разгружает нервную систему и перестраивает мировоззрение в сторону пофигизма.
У меня ребенок музыкант) И у них( у музыкантов) главная проблема, что всегда есть дети, которые в 6 лет играют, то что ты играл в 10, а то и в 20 лет)
Я объясняю ребенку так, что тут главный критерий - нравится ли тебе то, что ты делаешь? Если да, то надо стараться, учиться, а с другими себя не сравнивать, и тогда потом займешь свое уникальное место. Если тебе нравится это занятие, то просто занимайся им, получай удовольствие, ну и решай свои задачи (тут главное чтобы у ребенка была своя цель)
Мне кажется ребенку нужна какая то цель, чтобы он мог контролировать ее достижение. Быть лучше одноклассников это плохая цель, это приятный бонус.
А 17 лет уже пора понимать, что всегда будет кто-то умнее, успешнее, с зарплатой больше, с женой красивие) Это жизнь...
То, что ребёнок учится в топ школе и уже имеет успехи и есть хорошая внешняя оценка, а ему все кажется что он не достаточно хорош
Вы правы. Быть в 10% лучших, для него это равно быть тупым….. нужно в линейку с 1-ми. И как пишут внизу, что хочет похвалы, нет, не хочет, даже не интересна похвала. Хочет для себя. Первый раз с таким сталкиваюсь.
Вам надо самой попроще к этому относится.
Я бы максимально нейтрально говорила: Не тупой. Нормальный.
И все.
Раз уже все проговаривали, то больше ничего не говорить. И поменьше эмоций в сторону олимпиад.
Да-да, нет - нет. Кто-то взял ПиП? ммм.. прикольно, тебе чай или кофе?
Когда ходит хмурый, не радуется жизни, когда должен радоваться - не могу попроще. Я в его возрасте радовалась, хотя любовные дела тоже грусти наводили… наверное родители тоже переживали, но не показывали вид.
Это плохо, Вы верно чувствуете.
Посмотрите у Мухарамова, что бывает с подобными ребятами, когда они удовольствие от учебы перестают получать.....
Это проблема многих детей из олимпиадных кругов - постоянное сравнение себя с другими постоянное соревнование, мой на четвертом курсе вуза,его до сих пор не отпускает это.
Очень сочувствую ему, я тоже не глупая, медалистка, олимпиадница, но как-то проще ко всему относилась.
Да, судя по соседним темам, тут даже вон мам детей не отпускает. Ребенок давно в вузе, а мамы всё сравнивают их учебу с теми, кто в школе олимпиады выиграл.
Ну дык нормально! В вузах тоже есть олимпиады. И бви в магу по ним. А выиграешь студенческий межнар - тебе на блюдечке оффер из Лондона.
А будет не-всерос (но высокий перечник) учиться по высокому уровню - ему отдельную комнату в общаге и стипуху под 20тыщ - тут-то он и обгонит всероса, решившего расслабиться
Это проблема не детей, а их родителей. Которые потом накручивают детей. Дети эти психозы не из воздуха берут.
+100 Однозначно проблема исходит от родителей, которые всю жизнь сравнивают своих детей. И это с раннего детства тянется.
Ко мне в началке подбегал мальчик и сразу же докладывал, если вдруг у моего 4, с такой радостью. Я прекрасно понимала, что дома сравнивают, "а вот у Васи". Кто-то мимо ушей пропустит, а кого-то на всю жизнь будет комплекс тянуться.
Надо с детства объяснять, что каждый уникален, со своим набором качеств. Соревноваться с другим не стоит, надо стараться быть лучшей версией себя. И не завидовать никому и никогда ни по какому поводу. Потому что это абсолютно бессмысленно. Ты никогда не пройдешь тот же самый путь, у тебя всегда будет свой.
Большинство людей этого не понимают. Поэтому такое разное восприятие происходящего в школе.
Я, автор, не загоняла никогда. В начальной школе сам учился на 5, потом в средней на 5 иногда 4… если получал плохую оценку писал расстроенный, что у него плоха оценка, я сразу в шутку обращала, поэтому никто даже за кол ругать не ругал никогда. По мне если получил плохую оценку справедливо, разберись в теме, иди дальше. Сравнений с другими детьми тоже нет, так как я не считаю сына ниже кого-то, да и если бы считала, зачем сравнивать.
Так что с раннего детства не тянется.
И сын не завидует другим, более успешным, он считает их более способными. Он не хочет быть лучше их, он хочет быть на равне. К ним у него глубочайшее уважение. Они молодцы, слышу постоянно от него, кто в чем молодец. А он тупой….
Я стараюсь ситуацию вырулить, но не вывожу ….
Почему ему вообще в голову пришло подобное? Конечно все из детства. Вы мимоходом что-то проронили, потом еще от кого-то услышал вуаля. Некоторым как воздух необходимо постоянное подтверждение своей успешности, чтобы мама/папа бесконечно повторяла, ты очень умный, красивый и проговаривала регулярно, что важно в этой жизни, а что нет.
Умела вовремя разрядить обстановку.
Он в топ школе, отличник, призер чего-то там, так он в любом случае в минимальном проценте умных людей на этой планете. И уж точно не тупой.
Что вы ему говорите на его нытье? Какими словами? Или он рак или типа того?
Вот! Именно вчера я говорила, что ты находишься среди самых умных и из-за этого не можешь адекватно себя оценить. И таких как вы маленький процент. И поэтому ты тоже оч умный…. Не принижай себя. Но думаю как в теме пишут, надо пережить …. Что пройдет…. Просто тяжело видеть, когда умный парень себя из-за пустяков загоняет.
Он у вас в вакууме что ли раньше жил? Про Энштейна, Моцарта, Джобса не слышал? В конце концов про Тимбирлейка или Мелохина?
Вы же его лучше знаете. Какие слова именно ему подойдут.
Может в вашем тексте Тоже было лишнее. Может надо как раз принизить других, показав, что они не идеальные люди. Да и вообще быть идеальным слишком скучно. Таких все терпеть не могут. В реальной жизни не олимпиады важны и не оценки. И даже не ум, вернее далеко не только он. А совокупность разных качеств и умений.
Может быть, поддержка словами "ты лучший" не подходит ему, дает установку, которую он не может выполнить
И? Понятно, что если даже взрослый человек не хочет про себя так сказать, то какого принятия ждать от ребенка?
Так говорить про себя - это уничижение, зачем? Бывают ситуации, когда так говорят из-за корыстных побуждений или когда напрашиваются на похвалу, а вам зачем?
Типичная манипуляция :)
Это юмор и спокойное отношение к тому, что ты не самый умный. Если при этом Вы в норме, то это дает верные ориентиры ребенку. Как можно реагировать на столь острую для него проблему.
А еще красивая, обаятельная, про всё и про всех всё знаю, самая объективная и все мои слова - истина в последней инстанции. Я Вам раскрыла глаза. Не благодарите
да эта проблема в любом месте где дети что-то делают вместе. то что кто-то лучше рисует, красивее поет, лучше читает, дальше прыгает. что у спортсменов, что у музыкантов, у занимающихся в худлжке всегда есть кто-то кого не получается превзойти, да и ладно. не каждому дано быть первым. просто эту мысль надо принять и будет гораздо легче жить
Не всегда это только родители, иногда и учителя в школе. У моей вот так, очень ожидания большие у учителей к результатам олимпиад.
У учителей действительно могут быть большие ожидания - особенно когда от этого зависит рейтинг школы и деньги для этой самой школы и учителей в частности.
Да у всех это есть в той или иной степени, и у взрослых тоже. Забейте.
Ребенку же почаще спокойно говорить, что идеальных людей нет, у всех свои плюсы и минусы.
Лучше, конечно, к психологу. Но с моей точки зрения, нужно "разговорить" ребенка, чтобы он научился выговариваться. Тогда полегче будет и ему и вам.
учителя в школе загоняют, прессуют и тд, им нужны олимпиады и школе тоже, у них ретинги. Постоянные сравнения детей,и гнобление перед всем классом тех, у кого успеваемость хуже или контрольную написал не очень. В старой школе училка вообще высмеивала таких детей, показывала классу тетрадку такого ребенка и гнобила, а дети подыгрывали учительнице и ржали над этим ребенком. Весь буллинг от учителей идет. Зачем выделять при всем классе тех, кто хуже учтся, зачем вот эти унижения?
Это в советское время можно было безнаказанно отчитывать перед всем классом, сейчас за такое поведение учителя можно выпроводить из школы и даже административку подвести.
вы серьезно? такое сплошь и рядом происходит и многие родители считают, что это нормально, типа учиться надо лучше и ничего страшного в том. что постоянно склоняют тех, кто плохо учится - нет. У нас в средней и старшей школе тоже всегда вслух говорят оценки и специально выделяют тех, кто плохо написал. А кто впечатлительные, идите в другую школу, если вам здесь не нравится. Это российская обычная школа, где никогда не считалось зазорным вот это вот все. Во ВШЭ, кстати, тоже рейтинги студентов публичные, выложены в интернете за многие годы в открытом виде с ФИО, очевидно, как это может действовать на таких, как ребенок автора и внутри коллектива
Так воспитывать надо. В том числе в плане нормальных реакций на просто жизнь. Это ничем не отличается от того, что у кто-то богаче, кто-то красивее, кто-то спортивней и тд, Ой, рейтинг выложили, какой ужас, травма у ромашки. Сравнений в жизни может быть миллион, чем стабильней психика, тем легче жизнь. Зацикленные на победах, не умеющие проигрывать, вечно завидующие так и будут лузерами, даже если нобелевскую премию получат.
Про высмеивания учителями вранье, конечно, давно такого нет.
Как то сыну пофиг на богаче, красивее и спортивнее… и на их успех тоже …. Он переживает, не что они выиграли, а что он недотянул…. А бывает это из-за глупой невнимательности, от того обидно, и не может себя простить …. Я тупой я не то высчитывал, так как последнюю строчку не так понял…. Он не завидует и он искренне рад успехам других, он не хочет их сместить, он хочет быть не хуже… тут все пишут о зависти, вообще нет. Он рассказывает, что вот Вася молодец, он прям супер, а я тупой не прочитал, я такой же результат мог…. Вот такой план самобичевания. А не счет побед детей из нашей школы- это прям рад - рад.
я такого ребенка только у одной женщины видела, ей сын в трубку рыдал, что получил 4 и обязательно исправит. Она сама была перфекционисткой и требовала того же от других, с ней никто сработаться не мог, вечно недовольная всеми, муж ушел. Несчастная женщина, хотя ее ребенок еще более несчастный, и деваться ему было некуда.
Очень часто такое в 5-х классах можно наблюдать - когда вчерашние отличники, родители которых привыкли видеть только пятерки, из началки приходят в среднюю школу((
Ну это ваши установки. Значит надо садиться и вырабатывать план действий, а не самобичеванием заниматься, чтобы мама пожалела несчастного горемыку. Нехватка внимания у него, таким образом добирает, вероятно. Мама сама не замечает, как делает на этом акцент. А он предупреждает упреки таким образом. Либо надо изменить ситуацию, если такая возможность есть. Пропить курс витаминов, наладить режим дня, какой-то тренинг по сосредоточенности, спорт включить в жизнь на постоянной основе, занятия музыкой тоже очень помогают. Либо изменить отношение к ней, если ты изменить ничего не хочешь/не можешь. Ныть не вариант. Еще раз повторю, только если он не рак, это просто норма для них. Я, конечно, понимаю, что многие высмеивают астрологию, но в воспитании ребенка любые средства хороши, а знание знака зодиака просто помогает найти подход.
Мне кажется, тут ошибка в
"я такой же результат мог".
Не мог. Но не потому, что тупой. А потому, что "стабильность -признак мастерства". Чтобы получить гарантированный результат, нужно иметь запас прочности. Чтобы хорошо прыгнуть на 2 метра на соревнованиях, на тренировках надо прыгать стабильно на 2.20. Запас прочности должен быть.
У вашего сына его нет, а у других детей есть.
Он достигается длительными тренировками.
Если те дети занимаются темой давно, а он только начал, не удивительно, что ему не хватает стабильности.
Нвнимательность возникает тогда, когда надо следить за десятью вещами, потому что все они "только что выученные". Это как ребенок, который в первом классе учится письму. И ему надо одновременно и буквы выводить, и жи-ши помнить, и еще в книжку смотреть. Три дела сразу. Внимание рассредоточено, результаты падают.
А когда письмо уже автоматизировано, и жи-ши тоже, тогда остается следить только за текстом в учебнике, с которого списываешь, и результаты растут. Тренировка и автоматизация. Ему надо вывести свои навыки на этот уровень, тогда глупых ошибок станет меньше.
Ну и еще, если он тянет три предмета, то это не то что сложно, это АРХИ сложно. Надо один отбросить.
Почему-то мне кажется, что ваш в 179 школе, и класс, возможно, 9, да? Может быть набор как раз с этого года, первый год перешел. Процесс адаптации. Ну и тогда надо все же от чего-то отказаться. В 179 наверное от физики, она там не в лучшем варианте. Да и вообще, имея друзей информатиков есть смысл кинуть все именно туда. Кодфорс, ЛКШ. Вместе с ними. Дотянется.
Он знает правило 10 тыс часов? Что профессионал начинается тогда, когда на предмет потрачено 10тыс часов, а не тогда, когда бог дал какой-то особый талант, а кому-то не дал. Талант важен, но без часов он не работает.
10тыс это много, это на взрослую перспективу, но ваш явно потратил меньше, чем его более успешные одноклассники.
Просто прикинуть: всеросные успехи начинаются от часов 12 в неделю (минимум), ну и тратить их нужно хотя бы пару лет. Ваш столько потратил на каждый из предметов?
Проблема больше в том, что всегда пишут пробники самых важных олимпиад, и пробники, лучше, чем у других. Порой это по 2-3 пробника на предмет…. Соответственно самомнение выросло, а на самой Олимпиаде ….. и что то не увидел- перепутал. И всееееее тут начинается. Если бы он не тянул не было бы переживаний. В том году он знал что его плинтус там то …. И все устраивало… а сейчас зная, что должен быть другой результат, он себя морально убивает.
Я как-то присмотрелась, за счет чего у меня достигается отсутствие ошибок в примерах.
Они же не в вычислениях, как правило. Редкий математик неправильно складывает. Но он может неправильно записать. Например рука дернулась, и 6 превратилось в 8.
Или ребенок пишет 6 похожую на 8, и сам иногда путается.
Помню, с каким-то учеником так было. Я ему говорю "смотри, у тебя вот эта цифра похожа на эту. Давай переучиваться цифру писать иначе". На что он сказал "нет, я свой почерк понимаю". И буквально на следующий день именно в этом месте сделал ошибку, восприняв одну цифру как другую, и получил неправильный ответ.
По-моему, это был кто-то из моих детей :)))
Это первый момент.
Я в своем детстве почерк переделывала. Дети не хотят. Видимо, им результат не очень важен. А мне был важен. После того, как теряешь балл на олимпиаде на такой вот ерунде, делаешь все, чтобы больше этого не произошло. Но это опыт и его обработка.
А еще есть тема с переписыванием. Когда я переписываю длинный пример, у меня есть два навыка, которые, видимо, выработались из-за тех самых неприятных ошибок, которые я не хотела повторять.
1. Я никогда не делаю несколько сложных преобразований махом при переходе к следующей строчке. Лучше напишу две строчки, но в каждой из которых будет ровно тот переход, который не требует усилий.
Например, я никогда не занимаюсь переносом части выражения на другую сторону с сложением какой-то части.
Я сначала в одну строчку перенесу, а в следующую буду складывать или умножать
Мои дети все сплошь гении, они пытаются посчитать несколько моментов сразу и регулярно совершают там ошибки. От гениальности, самоуверенности и слабого контроля.
2. Я при переписывании глазами сличаю текущую строку не только с предыдущим выражением, но и с позапредыдущим. Мои глаза постоянно бегают туда-обратно, двойной контроль. Поэтому если даже я где-то сделала описку, что случается, я ее при этом контроле замечу. Дети так не делают. Поэтому описки у них регулярно.
Автоматизировать надо не только навыки решения задач, но и процесс их оформления и процесс контроля. А это приходит с большим опытом ошибок, неудач, поиска методов избежать этих неудач и т.д. Вряд ли я родилась с этим глазами, бегающими на предыдущую строчку.
Не думаю. Чтобы быть успешным, не обязательно быть перфекционистом. Настойчивым - да, но не идеальным. А кто-то в силу индивидуальных особенностей просто не может держать внимание на должном уровне все время, отсюда досадные ошибки.
Мы, вроде бы, обсуждаем, что нужно чтобы были хорошие результаты.
Если у человека внимание рассеяно и он совершает досадные ошибки, то хороших результатов ему не видать. (если они не скомпенсированы какой-то иной гениальностью)
Поэтому ему нужно придумывать методы, которые обеспечат минимизацию ошибок несмотря на свои особенности.
Не может удерживать внимание значит бьет задачку на простые, не требующие серьезного внимания (и я это делаю - не совершаю два действия одновременно)
Понимает, что могут быть ошибки из-за невнимания - придумывает способы проверки. И я это тоже делаю. Например, длинный сложный пример, который мне чем-то не понравился, пересчитываю задом наперед, чтобы не сделать тех же ошибок. Если не сходится 2 раза, пересчитываю третий, третьим способом.
Но автоматизация многих процессов оставляет мне время на этот пересчет. А когда ребенок еле-еле успевает просто записать все задачи, какой уж тут контроль?
Некоторые дети просто медленно пишут.
Некогда им пересчитывать. Например, в олимпиадах, на ЕГЭ и т.д. время ограничено. Вот и делают умные дети ошибки в легких заданиях, торопясь выполнять и выполняя сложные.
Некогда пересчитывать значит нет запаса прочности.
Значит многое не наработано и приходится это придумывать на олимпиаде.
Значит уровень ребенка находится на пределе данной олимпиады, а тогда может повезти, а может и нет, слишком многое зависит от удачи.
Если же многое проработано до нее, если запас есть, то на самой олимпиаде время останется на проверку.
Кроме того, надо адекватно оценивать собственные возможности. Иногда лучше проверить решенные задачи, чтобы избежать там снятия баллов, чем пытаться решить еще одну задачу, которую не решишь, но еще и на предыдущих баллы потеряешь. Но тут в каждой олимпиаде свои нюансы и своя тактика. Тоже приходит с опытом.
Даже в этом случае дополнительная тренировка улучшит результаты ребенка. Нужно чтобы он делал все не на флажке, а чуть быстрее. Тогда его результаты резко вырастут.
Дополнительная тренировка - это хорошо. Но есть то, что нельзя натренировать. Это скорость переключения внимания, сила концентрации внимания и т.п. Они заложены генетически.
Поэтому должно оставаться время на проверку, с этого же и начали.
А время на проверку останется, если задачи будут решаться быстрее.
А они будут решаться быстрее, если будет больше наработанных идей. Когда кидаешь взгляд на задачу и понимаешь, что какие-то подобные вещи уже решал, шишки набил, знаешь каким путем идти, а каким не идти. Фактически остается лишь чуть-чуть додумать, и такое по большинству задач.
У меня на олимпиадах было именно так. Поэтому время обычно оставалось.
На олимпиадах высокого уровня наработанных идей может не хватить. Нужны новые, а для того, чтобы они пришли, нужно время "на подумать". И вот тогда времени на проверку уже сделанного не остается.
Время на подумать всегда нужно. Но чем больше наработок, тем его нужно меньше.
Наработки = тренировка. Вы хотите сказать, что начиная с определенного уровня олимпиад тренировки не дают улучшения результата? Это выглядит странно.
Просто надо помнить правило 80-20. То есть для того, чтобы улучшить свои результаты в верхних 20% олимпиад, придется потратить времени в 5 раз больше, чем его ушло на 80% более простых олимпиад.
Нет. Я хочу сказать только одно. Тренировками нельзя исправить все проблемы, связанные с вниманием.
Скажите сыну, что есть американское исследование. учение наблюдали десятилетиями за вундеркиндами. У подавляющего числа ребят жизнь не сложилась. Потому что развитие интеллектуальной сферы шло за счет нивелирования других. Так что все у вашего сына в норме, в будущем нагонит и перегонит олимпиадников.
Это мне школьный психолог сказал по поводу моего сына.
Да нет, исследование-то есть. Меня утешать не надо, балбес, не готовясь к экзаменам, сдал ЕГЭ так, что поступил на ВМК на бюджет, но да олимпиадники поступили в вышку и МФТИ. Сын учится стал, все у него хорошо. А дочка и вовсе в Физтехе учится.
Причем тут ваш балбес и вмк?
Слишком маленькая выборка.
У нас была в классе девочка она виграла в конкурсе умники и умницы и у нее все сейчас очень даже хорошо. Я к тому что нет никакой корреляции умник - неудачник. Умные прекрасно устраиваются в жизни. Автору и ее сыну это нужно принять, а не придумывать всякие теории, что вындеркинды - неудачники)
Так этот психолог маме это сказал, маму утешал, которая от сына гениальности ждала, сравнивала с другими и разочаровалась.
Я автор, а почему кто-то должен вырасти «удачником и неудачником». При чем тут успеваемость в школе, в вузе? Тут молодой человек не может принять себя, осознать, что он тоже умный. Если бы он учился в общеобразовательной школе, то он бы видел корреляцию от сильного к слабому, но тут выбранные из выбранных. И он такой же выбранный. И сегодня он получил, а завтра другой и не всегда ты победитель. И это не значит, раз ты не победил, ты тупой. Проблема именно в этом. Уже 100 раз писала, нет зависти, если кто то из друзей выигрывает- он рад, просто если он не выигрывает то тут же - я тупойййй. А мне не надо этого мрачного мужика ходящего без настроения….
Похоже это вы его принять не можете.
Взрослый парень - имеет право на свои эмоции.
А вам он такой "не надо"
А то, что он тупой, его мобилизует или деморализует?
Потому что ну тупой - садись, занимайся больше, получишь лучше результаты, станешь умнее.
У него это как-то не так работает?
Если же деморализует, то кажется что ваша задача, может быть вместе с психологами и может даже с какими-то препаратами успокоительными и антедепрессантами (специалист подберет) сделать так, чтобы его мрачное настроение сменилось мотивацией для свершений. Ему нужно приобрести этот успешный опыт перешагивания через негатив. Потому что в кризисы многие мужчины, потеряв работу, просто улеглись дома перед телевизором демотивированные или ушли в запой. Это реакция нервной системы на неудачу. И надо ее перестроить, создать ему успешный прецедент, чтобы в будущем он именно так неудачи и преодолевал. В жизни-то они еще будут и не раз.
Ну а еще особенность сильных детей в том, что рядом всегда будет кто-то более сильный. Это первому парню на деревне хорошо, он вне конкуренции. И взрастить там завышенное самомнение намного проще. А когда учишься в топ школе или в топ вузе, вокруг тебя всегда будет еще немало более умных, и это придется научиться принимать. Но если нет зацикленности на именно первом месте, то наличие компании равных, в которой один умнее в одном другой в другом, как-то компенсирует то, что рядом есть компания, которая сильнее в чем-то на две головы. Просто она отдельно.
Но в 5 классе он был сильнее всех, а теперь перешел в новую школу и оказалось что есть более сильные?
Ерунда какая то... ребенок правда получается не может себя адекватно оценить? Может в этом проблема?
Рассказала сыну вашу историю... сказал - ну значит он реально тупой, раз так говорит.
Вы все правильно раскладываете, но почему вы ребенку-то это с детства в голову не вложили? Это в началке делают.
Либо это манипуляция чистой воды, а что ему от вас надо, какой реакции, это вам лучше знать.
Копаться в себе и называть себя тупым, а тем более загоняться, что кто-то в чем-то может быть лучше тебя, разные вещи.
У него какие-то диагнозы есть? Или просто тревожный тип?
А вообще впечатление, что вы троллите.
Ну не знаю... у меня и в началке ребенок понимал, что он звезда только потому что это районная школа. В топе никаких тоже проблем нет, про некоторых ребят говорит - они гении, про некоторых, что способнее, чем он, про некоторых, что слабее... он же каждый день их видит, сидит с ними на уроках, ходит на олимпиады, и прекрасно понимает, кто на что способен
Похоже мама с детства говорила, что он "лучший", а оказалось это не так. Теперь колбасит обоих
И в чем же вундеркинд у автора?
Перфекционист, да. Сама была такой: школа, топвуз - все на отлично. Но это не означает по умолчанию какую-то особую одаренность. Да, умный ребенок с хорошей памятью плюс склад характера такой - не более.
Нет. Это у них мозг так устроен. При прикладывании равных усилий во всех сферах, успех будет только в некоторых. Ну и в современном мире большего успеха достигают те, кто умеет хорошо говорить, даже если говорит глупости.
Мне кажется, и от характера многое зависит. Есть дети, которым надо всё и побольше, есть те, которые принимают события как данность, но стремятся к лучшему. Дети моей сестры такие разные. Дочь не успокоится, пока не получит то, что хочет - будет больше заниматься, больше учится, сама найдет репетитора, засядет за учебники, стремится попасть во все активности и очень расстраивается, если куда-то не взяли. Сын просто занимается и с репетиторами, и с тренерами, тоже мечтает всего добиться сам, но как-то очень спокойно по сравнению с сестрой. У дочери лидерские качества и целеустремленность в папу ("вижу цель, не вижу препятствий", "дайте всё и побольше!"), у сына железное спокойствие в маму.
Я мама олимпиадника по инфе. Вообще ничем. Разве что пойдут на продву по алгосам. Так он тоже может пойти. Там свой отбор, от достижений на олимпиадах не зависит.
Да бросьте. Вам так просто кажется. И если дети получали одинаковое образование (в той же топ-школе, например) и не валяли там дурака, то место в олимпиаде ничего не значит, все сильно преувеличивают значение олимпиад. Кстати, нет корреляции между большей успешностью олимпиадников в вузе и меньшей успешностью неолимпиадников. Я даже исследование такое видела, но ссылку не сохранила, а искать лень.
Олимпиад нет, но видно, что сосед умнее на пару голов.
Так что если ребенок склонен комплексоваться по этому поводу, то повод будет.
Тут еще вопрос, почему у него это? Ему тяжело принять что в принципе другие сильнее, или это именно его друзья-приятели? То есть если бы он нашел приятелей себе по уровню, его бы отпустило?
В институте студентов больше, найти свою среду проще.
Вот тоже видим рейтинг и - никаких различий. Правда, победы ВСОШ высоко. Но для них честь мундира, видимо:) Ко второму курсу забудут все, кто олимпиадник, кто нет. Приятели по уровню, кстати, реально жестко звучит. Прямо сегрегация какая-то.
призеры тоже выше моего.
Некоторые ниже, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что они просто давно работают в крутых местах, поэтому иногда подзабивают на учебу. Так-то понятно, что все равно они намного сильнее. Там разница и в способностях тоже. Не просто так они всерос взяли, а мой нет. Ну и в мотивации, видимо, тоже.
В рамках вуза вообще важнее усидчивость.
Там нет материала олимпиадного уровня. Или по крайней мере всегда можно выбрать поток, который будет тебе по силам.
Там материал, рассчитанный на массовых детей, большинство из которых не гениальные олимпиадники. Но заниматься надо, много. Чем медленнее соображаешь, тем больше занимаешься.
Важнее академическая успеваемость, которая не связана с олимпиадными успехами, и достигается (или не достигается) в основном жестким ботанием (либо его отсутствием). Думаю, еще имеет значение интерес к науке, к конкретным исследованиям, но это в серьезных вузах и на старших курсах.
Показатель успешности студента в вузе. Всего этого можно достичь при весьма средних способностях.
Сосед, который за 40 минут сделал лучше, дома несколько лет тратит времени на много часов больше, просто со стороны это незаметно
Недавно услышала забавную фразу
"Просто я каждый день играл на пианино по 15 часов. А все кричат "гений, гений!". (С)Моцарт.
Оно же так на самом деле и есть.
Имея более серьезный уровень по физмату в сравнении со своими детьми (да и вообще со многими, я и в вузе была в лидерах, и в топ школе тоже) я вижу, насколько меньше времени мои дети тратят на физмат, чем тратила я. Смешно сказать, но я и сейчас зачастую трачу больше, чем они... Если я забыла, как решить какую-то задачу, я с ней доразберусь (сейчас!), а они выкинули из головы и побежали заниматься другими делами.
И про олимпиады я всегда считала (может у других иначе), что на олимпиаде 80% заданий должны быть понятны практически сразу же, потому что что-то подобное уже решал. Поэтому за отведенное время надо придумать лишь 20%. Потому что даже 50% на олимпиаде не успеть.
Сын рассказывал, как ребята на олимпиадах по инфе просто вставляют готовые куски кода, сразу пачками набрасывают. Они точно знают, что и куда бросать, пока мой тыкается и ищет ошибку.
Вот. Только сами по себе способности здесь не при чем. Вы, вероятно, еще были перфекционисткой. А им повезло ими не быть.
Где способности ни при чем?
Думаю, они играют роль в том смысле, что за одно и то же время люди с разными способностями освоят разный объем.
Но способности развиваются. И если кто-то сидит по 10 часов, в то время как сосед по 5, то лет через 5 такого труда сидящий по 10 и способности разовьет до уровня, что ему станет хватать пяти. Ну или шести хотя бы.
Наверное была перфекционисткой. Хотя я умею делать "быстро и плохо". Просто это не относилось к физмату.
У меня мышление небыстрое. Но ребят сильнее меня было достаточно мало. Я и в вузе была отличницей пару лет, пока мне это не надоело. Просто я каждую задачку всегда дорешивала. А еще умею работать ночами и мало спать. Со стороны людям кажется, что вот я веселюсь вместе со всеми, а потом у меня результаты хорошие, а у них плохие. Только они ночью спать пошли, а я учиться.
Мне кажется, это очень важно, понять, что дело не в таланте, а во времени. Тогда и зависть пройдет, и руки перестанут опускаться. Время это твой личный выбор, оно зависит от тебя.
А еще дело в интересе к предмету, которым ты занимаешься. Кстати, именно наличием выраженного интереса и удовольствия от процесса определяются способности человека к определенному виду деятельности. А отнюдь не скоростью мышления.
Способности может и не этим определяются, но результат именно этим.
"Скажи мне, чем ты занимаешься в свободное время, и я скажу, где у тебя будут результаты".
Я в свободное время решала задачки, а сын обучал гугл-переводчик английскому языку. А дочка выбирает одежду и косметику. Способности может изначально и одинаковые, но вот интересы очень разные. И времязатраты на тему тоже
Это вы о задатках говорите. Вот они могут быть одинаковые. Но в результате интереса, трудолюбия и создания соответствующих условий развиваются в способности, которые у всех разные (даже если задатки одинаковые). И генотипом определяются только задатки.
Ну хорошо, задатки так задатки.
И вот еще:
способности к математике, насколько я вижу по детям, это не одна какая-то способность, а целый набор качеств, которые в сумме дают результат. При этом набор может быть разным. У кого-то память намного лучше, у кого-то анализ, у кого-то пространственное мышление. Плюс работоспособность. Плюс обучаемость. Плюс хорошая скорость чтения, плюс мотивация. Вот все это вместе дает результат. Какие-то черты у большинства совпадают, а какие-то отличаются, но если где-то чего-то не хватает, то есть что-то другое, чем это можно компенсировать.
У меня память плохая, очень. У большинства математиков намного лучше. Я ее как раз и компенсировала тем, что вынуждена была материал разобрать до последней запятой, чтобы при необходимости вывести то, что забыла.
А были у меня дети: голова светлая, логика хорошая, соображалка быстрая. Но обучаемость страдает. Все ему объяснил, он все понял, а на следующий день все заново надо. Вот почему так? И так обидно за ребенка. Ведь хорошая голова, а стоим на месте. И это ведь не ЗПР и не УО никакой, но учиться такому ребенку сложно.
Да, все так.
В последнем примере, похоже, проблемы перехода из кратковременной памяти в долговременную. Это может быть как раз на генетическом уровне особенность. Такое преодолевать трудно. Надо искать обходные пути. Или еще вариант: мотивации нет, поэтому запоминать просто не хочет.
Да вроде и мотивация была.
Ощущение как будто да, какой-то ген барахлит, в общем, "бороздка на мозгу не формируется", слишком твердый :))
Только посмотрев на таких детей я поняла, что значит фраза "высокая обучаемость", что это не пустой звук. Я-то ее раньше в резюме писала просто потому, что все пишут.
Буду признательна за идею с обходными путями. Я не смогла придумать.
Но кстати, моя подруга, которая занимается с моими детьми в качестве репа, тоже отмечала, что у сына наблюдается переполнение. Если какую-то тему не повторял 2 месяца, она у него из головы вываливается, нужно вспоминать. А значит нет времени на что-то иное. В общем, вот этот стек достаточно ограниченный, который у него в голове хранится. И больше туда не всунешь. Поэтому на ЕГЭ всего 92 балла, из-за необходимости постоянно возвращаться к прежнему материалу. А у более сильных детей то ли стек больше, то ли он вообще близок к бесконечному. В общем, один раз объяснил -и на ближайшие сто лет этого хватает. У меня, как мне кажется, так. А у сына нет.
Хотя иногда еще обучаемость зависит от того, насколько интересна тема. Мы лучше запоминаем то, что для нас эмоционально. Я вот задачки запоминаю, а карточные расклады в играх нет. Мои партнеры по игре всегда удивлялись, как я могу не помнить то, что играла только что. Они помнят игры годовалой давности.
А моя дочка не помнит задачку, которую решала 5 минут назад.
Нет, "высокая обучаемость" - это не пустой звук. Это вполне себе реальная вещь, когда быстро схватываешь, прочно запоминаешь и легко оперируешь полученными знаниями, в том числе, в незнакомых внеучебных ситуациях. Только зря это многие в резюме пишут. Врут:)))
С "геном памяти" даже не знаю, что делать. Я в пору работы учителем русского языка применяла разные мнемические приемы в таких случаях (типа "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку"). Но как их применять в математике? Может и есть такая литература. Надо как-нибудь посмотреть....
скорость реакции и быстрота схватывания - это тоже все генетика. Есть очень медлительные дети и взрослые, они просто не могут быстрее, делают все как черепахи, чем бесят тех, кто может и кому надо все быстрее, поэтому эффективность и производительность за единицу времени у этих людей будет разная. "Работать надо не 12 часов, а головой" - это как раз про КПД. Один сидит 10 часов и толку мало, а другой сделал все за 3 часа и свободен
Это тип темперамента. Флегматик, может, и делает все в два раза медленнее, но и в два раза качественнее в отличие от холерика. КПД умственной деятельности не только скоростью измеряется. Есть задачи (я не только про математику), с которыми сангвиник и холерик не справятся, а флегматик - замечательно. И наоборот. Кстати, знаменитые флегматики: это чаще всего ученые, например, Галилео-Галилей, Исаак Ньютон, Антони ван Левенгук. И они точно не сидели - "3 часа и свободен" :)))
в чистом виде мало кто есть, но у некоторых тренд тем не менее очевиден. 3 часа это было сказано условно, имелось ввиду, что производительность выше. Можно сидеть долго и не очень эффективно. Флегматик конечно хорошо, но если требования при обучении и работе - скорость выполнения задач, тем более многозадачность, то таким медлительным людям придется чуть сложнее в поиске работы. К примеру, сейчас некоторые it компании при приеме на работу дают тест на время, у бизнеса свои требования
Да, в чистом виде мало. Если требования скорость, то конечно. Медлительные люди могут найти работу, где скорость не так важна, где больше важен качественный долгосрочный результат.
В IT, например, исследования в области искусственного интеллекта, создание новых разработок в этой сфере и т.д. Вообще чем сложнее задача, тем больше времени она требует и тем важнее медлительность и кропотливость флегматика, способного учесть все нюансы.
Про подобные приемы я думала, что надо их насобирать для всех случаев жизни.
Но они помогут запомнить формулы, но вряд ли помогут запомнить методы.
Может надо методы как стишки запоминать? придумать последовательность действий, зарифмовать ее.
Если вдруг что-то подобное попадется, поделитесь.
Кстати, сейчас можно попросить ИИ сгенерировать стишки :))
У вас какое-то нетрадиционное определение способностей.
Есть еще теория "кристаллизованного" и "текучего", "флюидного" интеллекта.
Текучий - как раз ваши "задатки", позволяет быстро осваивать что-то новое, видеть знаки там, где для остальных хаос. А "кристаллизованный" - ваши "способности", общий накоп. Текучий - врожденный, его сложно развить и он снижается с возрастом. И без него кристаллизовать что-то внушительное проблематично.
У меня как раз вполне традиционное :). Это взгляд на способности нашей отечественной научной психологической школы. Прежде всего Б.М. Теплова.
https://ebooks.grsu.by/psihologia/teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.htm
Время не всегда зависит от тебя. Кто-то может позволить себе спать по 5-6 часов и в остальное время бодр, а твой организм может требовать 9-10 часов сна, да ещё и одаривать тебя жестокими мигренями время от времени. И вот у тебя физически часов на учёбу будет меньше. При любой силе воли
Определенные физические ограничения есть, но ведь все остальные 14 часов вы по-прежнему можете потратить тем или иным образом.
Нет, про время мне не надо объяснять. Я тоже всегда рассказываю, что у меня нет времени на спорт. А в детстве я страшно завидовала брату, у которого было время поиграть в теннис и на гитаре, в то время как я занималась математикой и биологией.
На самом деле время это всегда вопрос приоритетов. На то, что тебе действительно важно, оно найдется.
И наоборот: посмотри, на что ты его тратишь, и поймешь, что тебе ценно.
Я могу отложить работу, но решить задачку. Но стоит мне кинуть взгляд на тренажер, как я тут же вспоминаю, как много у меня работы :)))
Когда-нибудь надо просто честно себе ответить, что же для тебя ценнее. И перестать себя корить за то, что не тратишь время на что-то менее важное
В обычной жизни - да, вопрос приоритетов.
Но когда учёба как раз вот эти 14 часов и должна занимать в норме, а человеку нужно ещё поесть хотя бы пару раз в день и в душ сходить, и хоть полчаса подвигаться, то уже оказывается, что ему не хватило немного, час-два. Недоспал. Завтра опять. Здравствуй, мигрень на три дня. Попытки выгрести. Усугубление. А потом ещё стоит подхватить вирус на 3-4 дня и уже не выползти.
У вас есть время на эти задачи по геометрии вместо спорта. Но если вас грузить и грузить объёмом работы, то и у вас наступит предел физических возможностей, неизбежно. И это уже не будет вопросом выбора. Просто у вас запас больше, чем у большинства окружающих, вот с вас и не требуют непосильного, если сами не взвалите. А когда вы заметно слабее окружающих, то нормальная нагрузка для них может стать непосильной для вас
Тогда надо переводить ребенка на семейное.
Моя дочка сейчас спит 12 часов в сутки. Не понимаю, что с ней, но ей вот столько нужно. Поэтому школы у нее нет, зато есть сон. Последнюю пару лет она в школе непрерывно болела.
(кстати, похоже это началось после ковида..)
собьет режим, будет невыносимо потом в вузе (по себе сужу, мне тоже - сколько дай, столько спать буду)
ерунду какую-то говорите, на 4-5 лет собъет режим, смешно. Ну да, школьники после летних каникул в 1 классе никто не может потом в себя прийти несколько лет)
Способности играют роль. Но в первую очередь роль играет время.
Да, он начал позже, но тратит на тему 10 часов в день. А ты начал раньше, но 3 часа в неделю.
По олимпийским играм видно, что чемпионами становятся не всегда самые способные. Иногда видно, что данных у человека нет, зато упорства больше. Да, может сосед способнее и ему достаточно пяти часов. Но вложив 10 ты все же сможешь его обогнать, если захочешь. Вопрос в цели.
Помню, Попов (который бывший математик 444) рассказывал секрет успеха какого-то очень хорошего ребенка.
Говорит "лагерь (турнир? сборы?). Все закончили решать задачи, и пошли отдыхать, играть в настолки. А он идет в свою комнату и доразбирает то, что не решил. Все развлекаются, а он сначала разберет все нерешенное, и только потом развлекаться вместе со всеми. Надо ли говорить, что у него результаты были на голову выше остальных?
"А все кричат "гений, гений" :))
Все мои наиболее талантливые одноклассники даже в походах зависали над задачками с ручкой и бумажкой.
Талантливые дети тратят время не только сидя за столом в комнате. Они могут заниматься этим делом всюду, на ходу, когда кажется "все идут в поход". Только один любуется красотами, а у другого задачка в голове.
Видела тут интервью с одним крутым танцором. Так он по улице идет, а ноги у него па выделывают. Он их оттачивает просто непрерывно. Видела парня, который в метро ехал и тренировал фокусы с колодой карт. Весь вагон рты раскрыл.
Да, это когда твой друг ботает с сентября, а ты неделю перед соревнованием и результат одинаковый…
У вас есть такой опыт, что ваш ребенок не занимался темой, но обошел друга, который напрягался?
Я - другой аноним
Да, есть опыт. У меня есть два сына. Старший - трудолюбивый среднеспособный, а младший - высокоспособный лентяй. Старший вкалывал, как не в себя, кое-чего достиг, но до успехов мелкого в олимпиадах ему очень далеко.
Мелкий даже в Сириусе умудрялся отлынивать от занятий, сбегать гулять на территорию, болеть, на дорешки не ходил. И дома не заставишь заниматься. Типа - да, да, решаю - а у самого на экране сериалы да игры компьютерные. Олимпиады в средних классах - влёт брал, при этом не заглядывал в варианты прошлых лет вообще. Старший прорешивал всё-всё-всё, курсы сопровождения Сириуса зарешал на 100%, в мае 11 класса продолжал дорешивать, ЗФТШ за все годы на 100%, варианты прошлых лет регионов все разобраны, перед олимпиадами - анализ вариантов за все последние годы, если маткружок, то за каждую задачу в плюснике борьба всеми методами - и сам, и к товарищу, и к преподу подойдёт, склонен разбираться во всём до тонкостей. При этом не всероссник, и не побед 1 уровня, хотя олимпиадный предмет всего один (попытка захода во второй не дала даже ни 1 призёрства 3 уровня). ЕГЭ по профильным на сотки, по русскому чуток недотянул. Мелкий - в 10 классе побед перечневок 1 уровня по 3м предметам и призёр ВСОШ по одному.
А я задаюсь вопросом, насколько эта способность "брать влет" хороша для жизни. У меня один ребенок, как ваш младший. И вот я смотрю, как ему все легко дается, но понимаю при этом, что он скачет и не любит копать вглубь. При этом результаты вроде бы хорошие, но насколько это будет полезно дальше, где нужно будет углубляться в одну тему - а ему скучно.
Я не думаю, что это хорошо. Тем более, что и характер слабый - если что с наскока не выходит (спорт, например), то сразу склеивает лапки и отказывается этим заниматься. Но запихнуть такого ребёнка обратно и вынуть клона старшего брата не выйдет. Имеем дело с тем, что есть
Да, я бы тоже не отказалась от клона вашего старшего) Вот в точности как у вас, как трудность, так у нас лапки. При этом мозги феноменальные, но лень такая же феноменальная.
Весь вопрос, как это перебороть. Мне пока не удалось, начинает - бросает. Правда, вроде бы в один предмет вернулся, посмотрим, сколько продержится.
Так это одна из основных составляющих таланта - получать удовольствие от решения задач. То, что движет настоящим талантом.
И даже сильно мотивированный якобы "неталант", который заствляет вкалывать себя по 15 часов в сутки - тоже талантлив. Такая сила воли (или склонность к мазохизму) - тоже особенность его индивидуальной биохимии.
Вот заставь вас заниматься по 12 часов в сутки чем-то крайне вам неприятным и к чему у вас нет природной склонности. Просто под угрозой пыток. Вы уверены, что через некоторое количество лет обойдёте тех, кто этим живёт и дышит, но занимался меньше часов? Или просто будете выгоревшей клячей с мечтами о суициде?
<<Так это одна из основных составляющих таланта - получать удовольствие от решения задач. То, что движет настоящим талантом.>>
Можно считать и так.
Я бы назвала это зоной интересов. А способности это интеллектуальные.
И зона интересов может с ними совпасть, а может и нет. Говорят, человек с самым высоким IQ в мире работает где-то дворником.
Те, кто этим дышит, обычно занимаются больше часов, просто это незаметно для окружающих. Потому что они этим занимаются по дороге, в ванной, за обедом и т.д.. Эти часы не посчитать. Обычно считают только время регламентированных занятий.
Когда-то помогала делать сыну презентацию про Льва Яшина. Зачиталась его биографией.
Тренировался он со всеми. Только остальные потом шли заниматься своими делами, а он снова шел на поле где в одиночку что-то отрабатывал.
Собственно, поэтому и выстреливают не самые талантливые, а "те, кто дышит". Они тратят намного больше времени, но незаметно.
Над задачкой сына по геометрии я сидела пару дней - на работе, в метро... При этом у меня формальной геометрии в жизни 0, а реальной... Сколько я тогда перечитала и перерешала.!
Наши сильнейшие математики в походах задачки решали, пока мы лисичек собирали. Мы, впрочем, тоже в походах решали. Но, наверное, поменьше чем они. Идет толпа по улице и обсуждает задачку.
А знакомые бриджисты за пивом будут раздачи вспоминать.
Способности значат, но трудолюбие, мотивация, целеустремленность и иже с ними значат порой больше, чем способности.
Для ЕГЭ - да, для олимпиад - нет. Поэтому некоторые дети могут написать ЕГЭ на 90, но не могут олимпиады
Ну и ладно. Олимпиады вообще очень специфическая вещь. И они точно не показатель успешного обучения в вузе и последующей успешной жизни
Абсолютно не показатель. И для жизни как раз трудолюбие, привычка вкалывать и не отступать - очень важная штука, а специфическая вывернутость мозга, позволяющая быстро находить интересные нестандартные решения задач в определённой области знаний вообще может ничего не давать полезного. Но обществу в целом нужно некоторое количество вот таких вывернутых мозгов, чтобы создавать новое, поэтому олимпиады поощряют
дети, которые ходят по олимпиадам в законный выходной - как раз трудоголики
и большинство олимпиад как раз никаких вывернутых мозгов не требует - это просто усложненная школьная программа
Кто-то, возможно, и трудоголик. А кого-то просто родители послали, пообещав прогул школы в понедельник и заказать суши после олимпиады. А успехи могут быть как раз за счёт вот этой вывернусти. Кому-то нужно научиться определённым методам и нарешать, а кто-то на ходу свои методы изобретает под каждую задачу
возможно, есть такие дети, я не знаю
У нас очень сильный класс, думаю, в Мск один из сильнейших в параллели. Но на олимпиады ходят и тем более успешно только те, кто пашет
Да нет, я не это имела в виду. По каким критериям вы будете выявлять "самого умного" ребенка в вузе? Неважно рандомного или нет.
Реально причина плохого настроения может быть вообще в другом (причем каждые полчаса разная), а он просто придумывает доступное объяснение, чтобы вы не докапывались.
Возможно низкий уровень серотонина, но это как правило, генетика. Недовольство собой, ест себя поедом, занимается самокопанием. отсюда заниженная самооценка тревожность, неуверенность - как правило все это есть в чертах характера и проявляется в подростковом возрасте, во взрослом возрасте может скомпенсироваться
Самооценка не заниженная. Автор писала, что пробники олимпиад писал лучше всех.
А на реальной олимпиаде оказался результат хуже.
Вот и расстроился парень
"Кто сталкивался, как помочь? " - никак, это его внутренняя работа все это переварить, повзрослеть и избавляться от зависти. Вы можете только разговаривать-разговаривать и разговаривать. В качестве доп.помощи - любая активная физ нагрузка
Да не завидует он, он реально очень рад за друзей, проблема не в зависти- он себя винит, что не смог, себя мучает, принижает себя. Тут не спорт, где есть одно 1 место, в Олимпиадах их получат все с определенным количеством баллов, поэтому нет резона завидовать кому то.
Сейчас разделил победу с другим учеником, им дали 2 первых места (одинаковый балл) так что если все его друзья наберут максимум будет только радость, что их школа лучшая. Поэтому уже тысячу раз пишу, не в зависти дело.
А почему если он понимает, что глупый, то расстраивается? Вот в чем вопрос....
Если он реально глупее чем те дети о которых вы пишите, то что тут можно сделать? Что толку расстраиваться если у пареня маленький роста, например, только жить с этим и брать чем то еще. А если он твердо уверен, что он не хуже тех ребят, то значит мало занимается - надо больше работать, помогите ему проанализировать, чего не хватает, чтобы быть первым....
он сравнивает, постоянно сравнивает и оценивает что у других и что у него, отчасти это происходит из-за зависти в том числе, только человек может не отдавать себе в этом отчет и врет и себе и вам. Зависть - это сравнение себя с другими, более успешными, более умными, более красивыми и тд и как следствие, чувства, которые вытекают из этого. Пусть читает книги по философии, психологии, это внутренняя работа над собой, но для этого надо увидеть и признать проблему, а у него проблема - это другое. И вы тоже не считаете, там есть зависть. Было бы лучше, если бы вы сказали ему об этом прямым текстом, возможно он взглянул бы на свои чувства и свою проблему иначе. Я своему ребенку так и сказала, что его чувства это и не добродетель вовсе, если он себя так утешал. Принять свое несовершенство без осознания что это были за чувства и как они называются - невозможно, мне так кажется. Иначе болезнь будет повторяться и станет хронической. А учитывая, что постоянное оценивание в нашем менталитете прочно укрепилось, то придется с этим бороться хотя бы в себе.
Автор повторяет одно и тоже, похоже на троллинг. Проблема очевидна и только мать может знать откуда растут ноги у этой зависти, работа это на публику (маму) или на себя направлено. Но то, что это зависть, это очевидно. Мама, такое впечатление, не понимает, что такое зависть, для нее - это желать зла кому-то. А это не так.
в этих чувствах может быть много составляющих -это и неуверенность в себе, и зависть, и генетика (тип характера, здоровье, способности в конце концов), недостаток витаминов, хроническая усталость и тд. и тп. но зависть там тоже есть, я бы ребенку сказала напрямую, чтобы он себя не пытался обманывать и меня тоже, потому что я в эти игры играть не буду. А физ нагрузка хороший способ получить эндорфины.
ПС Классная погода, девочки, всех с праздником! поехала на велике открывать сезон!))
У парня тоже нет проблем, со слов автора он один из лучших учеников топ школы, победитель олимпиад, и переживает что тупой....
А у теток подобных тоже всегда есть анорексичные конкурентки)
Кстати, спасибо, про худую тетку оч наглядно…. Задумалась…. Я же такая как эта тетка, с разницей в том, что я сейчас на 3 кг от своего идеала и всех вокруг напрягаю, что толстая, что давайте не будем покупать вкусняшек, а то буду как « Коровко». Юбку я одеть не могу летом, пока загара не будет, если не в форме в купальнике проблема выйти и еще куча заморочек, которые до меня важны. А вокруг не понимают моей проблемы, типа ты слишком замороченная…. Может сын так же. Я с этого угла не смотрела. Понаблюдаю.
Понаблюдайте, но в целом это поведение больше характерно для женщин, а не для мужчин. А вот ваш перфекционизм в самом деле мог ему передаться
И какая связь?
Сын-то мужчина, ему не должны быть свойственны женские заморочки.
В среднем.
Понятно, что исключения бывают.
А вот иерархия и то, что уступает приятелям, это как раз для мужчин более характерно. Не зависть, а именно "я хуже, то есть ниже друзей". Мужчины очень иерархичны. И между ними высокая конкуренция, которая тут может сказываться неявно.
Нет примера мужского поведения. Мама неделю понять не может то, что отец разложил бы по полочкам за минуту.
У ребенка есть отец и разложить по полочкам не мог. Но к счастью нашли причину. В закл вышел один мальчик(первый раз), который не очень хороший человек по жизни
и он сейчас всех, кому пару баллов не хватило начал прессовать и оскорблять. Остальные ребята нормальные и в прошлые разы никаких проблем не было, так как парнишка пролетал с закалом и не мог набрасываться на других. Просто еще родители других пожаловались, выяснилось на собрании, что он других дураками называет тупыми
У нас так не принято. Раньше выходили и норм все было. Тут дети с кучей разных дипломов по всем предметам и каждый знает, что может случится конфуз. Никто раньшк не звездил, хотя в классе есть мальчик уже не с 1 заклом выигранным и не по 1 предмету.
Я полагаю, что такая нравственная неполноценность и моральное убожество гораздо проблематичнее, чем ВСОШ в принципе. Кроме того, там наверняка есть более успешные одноклассники, которые баллов больше наберут. Прекрасная возможность отплатить ему той же монетой.
Никогда такого не видела и не слышала. Более того, каждый из них знает, что это не только многочасовой бот, но и воля случая. И даже успешными себя не ведут. Как вы это вообще представляете?
Я автор, тоже такого не видели никогда, поэтому и стала переживать, если бы знала сразу, откуда ветер дует, то и не было бы темы… но вот однако бывает…… и главное чмырит это пацан даже тех, что в том году взял диплом закл….я так понимаю крышу снесло…. Сейчас дети привыкнут и наплюют, просто столкнулись с таким впервые и не знали как реагировать.
В классе дети не такие, они не скажут, они только посочувствуют если что. Класс идеальный. Сын за друзей переживает всегда, и поэтому слова о зависти были не уместны, и я это писала. Просто не могла знать, что один «самый умный» так себя поведет. Боюсь, что будет, когда этот мальчик выиграет, он же их опускать будет постоянно.
Во-первых, маловероятно, что он возьмет закл. Он первый раз вышел в 11 классе. Наверняка с пограничным баллом. Почти уверена, что ему ничего не светит. Во-вторых, у вас в классе есть мальчик с победами, он что, не может ему сказать "Иди утрись". В-третьих, что же дети так эмоционально реагируют на это, лучший способ воздействия в таких случаях - игнор. И, наконец, мальчику и его родителям стоит посочувствовать, потому что его социальный интеллект находится на уровне начальной школы. И ему так прилетит в дальнейшей жизни из-за этого, что мало не покажется.
Ага, ага, во мне почти 100 кг, и когда пятидесятикилограммовые подруги начинают страдать из-за лишних 2 кг веса, я начинаю их понимать, почему они огрызаются, когда я жалуюсь на лень и немотивированность на учёбу своего сына (победителя региона ВСОШ по трём предметам)
Отлично вас понимаю. Молчать надо в таких случаях, дабы не будить зависть и не заставлять других думать о себе плохо. Что с весом, что с успешными детьми.
Разумеется, никто не хочет ботана с псих расстройством. А вот учебные результаты этого ботана могут и вызывать зависть - например, что ему плевать на ЕГЭ, достаточно минимального порога чтобы поступить в любой вуз, что его родители никогда не платили репетиторам.
Так-то я тоже не хочу ограничивать себя в еде и регулярно заниматься спортом. А 52кг и подтянутое тело, как у подруги - хочу. И не то, чтобы я не рада за подругу, но когда она говорит "я жирная", то у меня возникает вопрос - а я тогда какая?
вы умнее подруги, этот бонус гораздо более весомый, чем вес, ибо умный человек в 52 кг не стал бы говорить про свою жирность по двум причинам: 1. потому что понимает, что 52 это не ожирение 2.Потому что надо иметь чувство такта, если ты это говоришь человеку, у которого действительно есть лишний вес.
У людей с действительно лишним весом самомнения и самопринятия себя в разы больше, чем у тех у кого 52 :). Боди позитив 😎.
Проблема имеет корни дома. Вы сами пишите «Но!!! его успехи в олимпиадном движении хуже ряда ребят из класса, перед ним 5-6 ребят более успешных.» Это выглядит, как Ваше утверждение. Когда Вы ему говорили, что у Вас очень умный и способный к обучению ребёнок, которого Вы любите и которым гордитесь? Ваш сын учится на отлично в топ школе. То есть он идёт на медаль. Вы представляете какой он у Вас умничка!!!По моему опыту как раз такие учащиеся в дальнейшем достигают поставленных целей в жизни. Но есть те среди них, которым постоянно нужно говорить о том, какие они умнички. И неважно мальчик это или девочка, быть любимым, уверенным в своей силе, своих возможностях хотят все. А дать почувствовать это могут родные люди. Дайте правильную установку об успешности человека сыну. Если не сможете Вы, то пусть это сделает отец. Но предварительно поговорите с папой о том, что он будет ему говорить. И не бойтесь хвалить и гордиться сыном, но не кому-то, счастье любит тишину, а сыну, отцу в присутствии сына, родным,но тоже в присутствии сына. Удачи ему в ЕГЭ и поступлении, это важно сейчас