Новшества по ЕГЭ 2026
Посмотрела ряд видео по новшествам в ЕГЭ, новый проект приказа о внесении изменений в писок экзаменов, хочу свести всё в один топ, возможно, даже стоит его закрепить. Каждое новшество буду выносить отдельной репликой.
Новшество №1 - под большим вопросом. Пока всё ещё обсуждается вариант перевода русского языка из конкурсного экзамена к экзамену "на зачёт". Понятно, что если исключить русский их числа конкурсных, то какой-то экзамен будет на замену. Скорее всего, сделают через год-два, но у кого детям поступать в этом году - лучше на всякий пожарный готовиться к сюрпризам.
Если отключат интернет - как вы планируете переписываться и посылать служебки? Тем более проблема снимается
У меня сыновья с 96 и 97 ЕГЭ по русскому (в разные годы сдавали) тоже оба абсолютно безграмотны. ЕГЭ по русскому языку к умению "писать тз, служебки, протоколы, да хоть рабочие сообщения" никакого отношения не имеет. Вот математическая культура старшему сыну присуща, и слушать-смотреть-читать его объяснения - одно удовольствие. А на свободную тему оба: тык-пык-мык ...
Я безграмотна, 2 года потратила на русский, что бы поступить в МГУ, чудом списала, поступила. У меня большая должность, и все письма за меня пишет секретарь, по профессии учитель русского и литературы. Мало того, что она пишет грамотно, она ещё пишет максимально просто и доходчиво. Ещё пишет за айти отдел, так как вообще с языком сложно.
Приведу пример моего брата, у него вообще мне кажется дислексия , не диагностированная. Он не смог сдать русский для ВУЗа. Из-за отсутсвия ВО были проблемы с работой. Уехал заграницу, выучился, стал признаны техническим специальностом. Но на английском тоже писать нормально не может, зато говорит прекрасно+ещё 2 языка более менее.
Конечно я за зачёт, для технарей. Много кадров упускаем.
Так давайте вообще отменим изучения русского языка в школе. Зачем он нужен, если все прекрасно без него справляются?
Причем он по факту и отменится, если отменить учет егэ по нему, как отменяются другие «ненужные» предметы
Про прочие непрофильные не спрашивают. А если русский будет не в сумме, но обязателен к сдаче и с порогом 70, к примеру, то как его задвинут
У вас аргумент из серии - как эти неучи, несдававшие профматематику, будут жить? Сдачу не посчитают, даже в лифте кнопку нужного этажа не найдут
Значит вводим обязательные экзамены по всем предметам. Раз уж мы за всесторонее образование. Не знаешь физику - не быть тебе историком.
Так для этого уже пилотно вводят учёт среднего балла аттестата ( приведённый к 100), интегральная оценка вроде называется
Ааа! Представляю, как школы наживаться будут!
А вообще, я считаю, что для получения школьного аттестата должно быть больше экзаменов.
А то сейчас достаточно базовой математики и русского языка, а остальное вообще знать не обязательно. И даже с этим набором можно медаль получить, что вообще позорище.
Как вариант: разделить предметы на области и ввести комплексные экзамены по этим областям.
- математический экзамен - математика + информатика;
- лингвистический экзамен - русский язык+ литература+английский язык;
- социально-гуманитарный экзамен: история + общество + экономическая география;
- естественнонаучный экзамен: физика+химия+биология+физическая география.
Задания должны быть относительно простыми, но с учётом программы старших классов.
Усреднённая оценка будет засчитываться в вузе как ещё один экзамен.
Для вузов сдавать отдельные академические экзамены. Они должны состоять из 5-10 заданий от повышенного уровня сложности до олимпиадного уровня. И система учёта результатов должна быть близка к олимпиадной.
Это значит, что во-первых, принмиаются все правильные способы решения задачи, а не только тот, что в учебнике. Ну, например, сейчас в ЕГЭ по математике ребёнку не засчитать задание за то, что он воспользовался теоремой Менелая, а её в школе не проходят. А по физике - за то,что воспользовался принципом симметрии вместо того, чтобы решать через формулу.
А во-вторых, баллы могут быть начислены частично, если какой-то путь к решению задачи пройден, а самого решения нет, либо оно неправильное.
Ну то есть без интернета теперь никуда. А если электричество или интернет отключили, будем сидеть, ждать, когда включат. Писать же не умеем.
Если в стране стабильные перебои с электричеством, то пробелма слитного и раздельного написания не с глаголом инженером меня будет волновать меньше всего:-)))))
Вряд ли ядерный физик, не умеющий письменно объяснить свое изобретение, получит Нобелевку. А жаль.. Будет сидеть, общаться с ИИ.
какая чушь. Перед публикацией какой-нибудь книги обязательно есть специально обученный человек. который все проверяет. Физик не сам все от и до делает
У Энштейна дислексия , Нобелевская премия. Если где-то прибыло, где-то, как правило, убывает, особенно у гениев .
Чтобы письменно объяснить свое изобретение - надо знать физику, а не русский. А уж ЕГЭ в принципе не имеет никакого отношения к умению связно излагать мысли
А потом на работы этих ядерных физиков без слез не взглянешь - элементарное -тся / -ться выучить не могут.
Солженицын был математиком и даже учителем математики.
И мы никогда не узнаем, и совершенно неважно, знал ли он правила написания не и ни, потому что романы перед публикацией всегда редактируются. И гениальные мысли куда важнее вызубренных правил правописания.
Во-первых, если он не знает русский язык, то как он школу закончил?
Во-вторых, для у всех граждан России русский язык является родным.
И в-третьих, почему он должен быть именно конкурсным?
Вполне возможно, врачам лучше математику или физику. Инженерам тоже (или химию). Учителям всем я бы русский оставила.
математику базу, которую по статистике не могут сдать только 2.5 % выпускников, почему то сделали. А русский базу сделать не хотят. Поэтому физики и ИТшники должны соревноваться в знании русского на уровне филолога. Чтоб поступать потом на программную инженерию в Бауманку с 303 баллами и русским на 100 баллов. да да
Они не плохи. Но такое супер супер знание русского не нужно. Почитайте биографию любого ученого или поэтому. Они были фанатиками своего дела и очень редко были отличниками по всем предметам . А чаще наоборот . Поэтому этим соревнованием по русскому мы теряем будущего выдающего физика или инженера. Человек редко успешен во всем. Королев не был спортсменом и на своей ракетн не полетел бы сам, а Гагарин не был ученым и не сдавал на 100 профильную математику и физику . Если бы королеву пришлось бегать и подтягиваться для учебы и работы , он бы далеко не ушел.
какой абитуриент имеет больше технических знаний и какой пройдет по конкурсу ?.
Баллы по Р-М-Ф:
Вася 100-75-76 =251
или Петя 70-90-90=250. Проходит Вася со своим прекрасным знанием русского, Пете 90 баллов по математике и физике не помогли . Где справедливость ?
Ну и ссылка на проект приказа для ознакомления.
https://regulation.gov.ru/projects/161531/
+1
русский настолько обязательный, что его даже в перечне не указывают, он везде есть как ВИ-1.
Пока никаких намеков на русский базу или русский зачет не идет. Для 2026 года точно.
Новшество № 2. Вузам разрешили принимать по 4 экзамена. Пока вопрос о количестве экзаменов оставляется на усмотрение вуза. Не исключено, что потом сделают 4 экзамена для всех. Скорее всего, в этом году Бауманка введёт четвёртый экзамен - они уже в прошлом году порывались это сделать.
Это не новшество, этот выбор был последние несколько лет (а может, и всегда был, просто я раннее не интересовалась темой поступления)
мне один преподаватель вуза еще несколько лет назад ответил,что вузы всегда имели право принимать 4 экзамена, но не пользовались этим правом так как считали,что если введут - к ним меньше абитуры будет поступать
тот же физтех уже давно принимает 4 экзамена на ИВТ СП.. Но почему то на всех остальных только три
Пожалуйста, заскринила кусок из прошлогоднего приказа - есть 4 испытания, их выбирает вуз.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.11.2024 № 821
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411290031?pageSize=100&index=1
Нет. В этом вопросе не могут отличаться правила.
Подведомственность (Минобрнауки, Минпросвещения и тд) влияет на другие вопросы совсем
То есть МГУ, на ваш взгляд, может принимать абитуриентов по правилам, отличным от порядка приёма в вузы?
Уровень вашей компентенции в данных вопросах невысок, вы очень плохо понимаете, кому МГУ подчиняется, какие документы он обязан выполнять, какие - нет.
Вот, вышка, 2025 год. Перечень вступительных испытаний
https://ba.hse.ru/minkrit#pagetop
Строка 25 таблицы.
Мировая экономика
1. математика
2. обществознание/география/информатика
3. иностранный язык
4. русский язык
Строка 40 таблицы.
Международные отношения
1. история
2. иностранный язык
3. обществознание/география
4. русский язык
Объясните, как такое было возможно, на ваш взгляд.
это действительно не новшество. Ранее так же было и ВИ-3 и ВИ-4, значит ничего не мешало вузам сделать 4 егэ, просто они не хотели.
Вы совсем не в теме .. .
1. Это давно можно, но пользуются немногие (но есть такое)
2. В этом вопросе МГУ тоже подчиняется Минобрнауки
Новшество №3. История вместо общества. Пока на гуманитарные напарвления вузам предоставляется выбор, сделать ли вторым обязательным экзаменом историю или общество. И, насколько я понимаю, в ближайшиегоды планируется полностью заменить общество на историю.
Исключением являются педагогические специальности - о них отдельно.
Новшество №4. Физика для технарей.
На инженерные специальности с кодом 11, 12,13,14,16 вторым обязательным экзаменом вводится физика. Раньше у вузов был выбор между физикой и математикой, но вузы чащевсего ставили математику. Третьим экзаменом может быть математика, информатика или химия (причём, это уже может быть на выбор студента).
раньше был выбор физика или информатика для этих специальностей. Сейчас отставили только физику
Нет, не совсем так.
На картинке сверху старая версия, снизу - новая.
Первый экзамен - русский, он обязателен для всех.
Второй экзамен - обязательный экзамен, который устанавливает вуз. Он выбирается из списка для вступительного испытания - 2, но только один, т.е. это выбирает вуз, а не студент. В старой версии для конкретных специальностей вуз мог по своему усмотрению выбрать вторым экзаменом математику или физику. Сейчас он выбирать не может и обязан ставить физику вторым экзаменом.
Третий экзамен - здесь уже вуз может дать студенту выбор. Но этот выбор должен быть в рамках списка для вступительного испытания - 3. Т.е. в новой версии вуз может дать студенту выбор из 3 предметов (математика, информатика, химия), может дать выбирать только из двух (например, математика или информатика) либо может вообще не давать выбора и оставить только один вариант.
Если раньше вузы чаще всего вторым экзаменом выбирали математику, а дальше уже на выбор, например, физика или информатика (химию редко включали в список), то теперь второй экзамен - строго физика, и уже третьим экзаменом можно выбирать, и математика становится экзаменом по выбору.
Интересно, а на другие технические специальности (например на 09 и 10) будет только информатика или инфа/ физика на выбор?
Новшество №5. Для будущих педагогов - выверт мозга.
Уже давно писали,что собираются сделать вторым обязательным экзаменом профильный предмет (раньше был выбор между профильным предметом и обществом). И это, на мой вгзляд, вполне обоснованно. Ну не можетбыть учитель по математике без знания математики, а учитель биологии без знания биологии.
Но впридачу к этому довольно жёстко и необоснованно ограничили выбор третьего предмета.
Общество вообще из перечня экзаменов на эти специальности убрали, за исключением профильных направлений.
Например, будущий учитель биологии должен сдавать биологию и химию, без выбора. Учитель географии будет сдавать географию и биологию, тоже без выбора (при том, что , например, экономическая география в большей степени пересекается с обществознанием).
А можно ссылку, где про это можно почитать? Моя собирается на начальное образование, там непонятно какой профильный. Очень надеюсь не заменят им общество на историю какую-нибудь
https://regulation.gov.ru/projects/161531/
На начальном второй экзамен математика или общество, по выбору вуза, для третьего добавляют историю и литературу.
Но тут от вуза ещё зависитю
Какой-то вуз может принимать математику и историю без выбора.
Ну против физики для технарей же никто не возражает? А русский, значит, знать не надо никому? Замечательная идея. Выучим язык жестов.
Никто и никогда не говорил, что не надо. НО не в сумме конкурсных баллов на технические специальности. Учитывать его отдельно.
Вы считаете, что "надо кому" исключительно русский? А историю можно не знать? Предлагаю историю добавить в экзамены.
Русский язык - средство общения, без которого невозможна жизнь общества, умение пользоваться устной и письменной речью - неотъемлемая часть личности любого специалиста любой отрасли. А история тут ни при чем.
Действительно, значит вообще не надо экзаменов. Какое отношение школа имеет к университету?
Вы знаете, что такое паронимы? Я, прожив 45 лет, узнала, когда дочь ЕГЭ сдавала. На общение не жалуюсь. Мои сочинения в других классах читали. Для мальчишек-технарей это все очень сложно, как правило.
Понятие "паронимы" дается в школьной программе русского языка в 5 классе.
Безотносительно современности, да, я знала что такое паронимы. Ничего сложного в этом нет. Странные попытки обобщенно списать на сложности у бедняг-технарей категорически не понимаю и не принимаю (сама я технарь, из семьи технарей, с окружением огромного количества технарей по жизни).
Это не означает, что в ЕГЭ нет не того, но считать его уровнем лингвистов и филологов по меньшей мере странно.
другой аноним
Странно на самом деле другое. Вся программа русского языка заканчивается в 9 классе. Дальше ничего нового не проходится. Фактически в 10-11 русский для "поддержки штанов", не более. И так всегда было. У меня в школе в старших классах вообще русского не было, только литература.
При этом ОГЭ и ЕГЭ отличаются как небо и земля. С чего?
Мне больше понравится не отмена учета русского ЕГЭ, а внедрение обязательного учета профмата при поступлении на любую специальность. Русский, математика и 1-2 профильных.
С базой на юриста или лингвиста? Фигфам!
Сделать разный формат экзамена по какой-то причине не хотят/не могут, а одно и то же спрашивать как-то странно. Вот и сделали так, как есть (уроки-то ввели в 10-11, есть время повторить чуть в иной плоскости).
Видимо, потому что разный контингент сдает ЕГЭ и ОГЭ. А Вы хотите чтобы к человеку, претендующему на вуз были те же требования, что и идущему в пту
Почему разный? Это всё те же дети. И те, кто претендует на вуз, т. е. пошёл в 10, заведомо сдали этот ОГЭ минимум на 4.
Сейчас, раньше только синонимы, антонимы были. Еще через 10 лет еще какие-нибудь онимы добавят. И всю эту ерунду должны все сдавать под лозунгом, что иначе общаться нельзя.
Я бы сказала, что без понимания синонимов, антонимов, паронимов и энного количества других вещей, да, грамотно общаться невозможно.
Даже не представляю, каким образом знание термина пароним может повлиять на грамотность общения. Это узкоспецилизированный термин. Его можно пройти , но сдавать на экзамене будущим инженерм , это как филологам задачу по геометрии с доп. построением.
Знание влияет на правильное употребление слов, то есть на грамотность человека. Это не узкоспециализированный термин, это один из фундаментов русского языка.
Знание смысла слова, а не как называются слова, близкие по написанию, но разные по смыслу. Про фундамент даже не смешно.
Вам же не стыдно не знать химию? И физику с биологией? Почему вы не сдавали эти экзамены? Не смогли освоить даже примитивную школьную программу? Не стыдно не щнать как устроен мир вокруг и вы сами?
Стыдно. Проблема в том, что в школе сейчас просто по факту учат только тем предметам, по которым надо сдавать егэ
Тогда по этой логике надо сдавать все предметы.
И еще: а вы пробовали сдать ЕГЭ по русскому? Попробуйте. Вероятно, вам и за русский станет стыдно, потому что вы его даже баллов на 70 без подготовки не сдадите.
Это все можно изучать,но совершенно необязательно выносить в обязательный для всех экзамен, решающий судьбу. Профессией он становится для единиц. При чем здесь иностранный язык, тем более во множественном числе?
Интеллектуально сохранный человек в состоянии запомнить простые основы языка.
Иностранный язык (суть не в количестве) - это пример того, что никто не будет почему-то спорить с необходимыми понятиями для изучения языка, а вот в родном почсему-то спорят, что нужно как можно меньше.
Простых основ языка достаточно чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов? Или хотя бы на 90+?
Иностранный язык многие практически не знают, и это не проблема для технарей при поступлении.
Если плевать на правила и кричать, что знать их не нужно, то не сдать, а вот если же все же выучить и разобраться, то шансы куда выше.
Язык был не по принципу сколько человек его знают и не к поступлению - так как тема знания русского языка тут давно уже вышла за пределы исключительно ЕГЭ.
Кстати, не все гуманитарии могут учить языки - так что ваш упор снова на технарей как-то не понятен.
Чем заниматься? Он в пятом классе уже понял, что такое паронимы. Точно понял, если он математик, физик или информатик (они умные). Потом просто вспомнить. Это две минуты. Если же вы о русском в целом, то мой информатик русский слил (64 балла), так как вообще им не занимался. Потом разозлился, позанимался (немного, две недели до пересдачи) и сдал на 83. Хотя ему это было и не надо, просто медаль золотую хотел. Ну и учителя уважал, неловко перед ним было.
И даже к русскому языку как к языку, на котором создаются литературные произведения, не имеет отношения.
У меня мама кандидат филологических наук и преподаёт в вузе. Так вот тестовая часть ОГЭ у неё процентов на 70 получилась. Потому что тупейшие школьные правила не имеют отношения к настоящему языку, его тонкостям и нюансам. Условно, в школе что-то считается исключением, а на самом деле это не исключение, а понятная закономерность.
Как оно раньше и было.
Нормальное сочинение, и у технарей на "зачет". Справился так, чтобы было понятно, ну и достаточно
Как вы думаете, пусть технарь учит как следует физматинф и по ним соревнуется, а русский сдаёт на 70+ баллов ЕГЭ или лучше пусть соревнуется по физматрус или матинфрус, а второй профильный не будем проверять вообще? Если считаете, что с ЕГЭ 70 по русскому человек не имеет право на высшее образование, то почему сейчас порог приёма в большинство вузов по русскому 40? К тому же если мало 70, то можно сделать 80+ в престижные вузы