Отдых на Байкале, 2019 год

копировать

Расскажу про наш опыт... вдруг кому полезно будет.
Мы самостоятельно с привлечением знакомых из Иркутска планировали путешествие.
Нашей особенной «придурью» была поездка на поезде от Москвы до Иркутска. Зачем? Не знаю. Просто захотелось почувствовать простор страны, ее расстояния. На самом деле ничего страшного. Если выбрать фирменный поезд (а он в общем-то один, Москва - Владивосток, «Россия») и вагон СВ, то комфорт обеспечен. Трое суток, на вторые привыкаешь к течению жизни под стук колёс. Выгуливаешь себя на станциях, и как-то незаметно точки на карте превращаются в реальные города и посёлки. Ну а если при этом почитать про Транссиб, то путешествие обретает особенный исторический смысл.
Приехали в Иркутск. Провели в нем три дня. Сам город оставляет приятное впечатление, многое отреставрировано, много музеев, памятников, в том числе очень неожиданных. Мы не любители музеев, поэтому целый день посвятили прогулкам. В Иркутске в центре есть очень интересное, хотя и новодельное место: 130 квартал. Такой аналог московского Арбата.
На второй день поехали в Листвянку, место где исток Ангары из Байкала. Сама Листвянка - очень сумбурный курортный поселок. Из интересного: потрясающий музей Байкала с имитацией погружения на дно озера на батискафе. Есть нерпенарий (на любителя). Есть богатый запахами и выбором рыбный рынок. Из Листвянки (если повезет с погодой) открываются прекрасные виды на противоположный берег Байкала, видны горы Хамар-Дабан.
По дороге заехали в этнографический музей Тальцы. Это место на берегу Ангары, где собраны старинные строения из Иркутской губернии, воссоздан Усть-Илимский острог 17 века. Очень наглядно и познавательно для детей. Везде можно полазить, походить, потрогать. От Тальцов открывается очень красивый вид на Ангару, в этом месте она течёт среди зелёных гор.
Ещё день мы потратили на Кругобайкальскую железную дорогу. Брали комплексную железнодорожную экскурсию. Не понравилось. Поезд - обычная электричка без кондиционера с мягкими местами. Тащится целый день, очень медленно. Первые два-три часа восторгаешься видами Байкала, тоннелями, скалами. Потом все приедается и начинает откровенно подбешивать. Честное слово, я за трое суток в скором поезде не устала так, как в этой дребезжащей колымаге.
На четвёртый день мы поехали собственно на Байкал, на Ольхон. Интересный опыт. Ольхон с материком соединяет паромная переправа, летом огромные очереди, поэтому наш водитель не стал заморачиваться: высадил нас на берегу и по эстафете передал сотоварищу на острове. Паромом мы переправились самостоятельно. Он бесплатный и пассажиров берет в дополнение к автомобилям без ограничений.
Ольхон - это сказка. Мы жили в очень хорошем отеле, недалёко от Хужира. Брали как водные прогулки, так и автомобильные. Виды такие, что от величия и дикости природы дух захватывает. Туристов много, но они как бы и не мешают - настолько прекрасен сам Байкал, горы, скалы. Ты стоишь на берегу и кожей ощущаешь весь этот простор, который расстилается перед тобой. Потрясающее чувство. Я много где была, но такое испытала впервые... Может, действительно, это сакральное, шаманское место.
Ещё один удивительный опыт мы приобрели в поездке по Тажеранским степям. Это вершина горного плато на материковой части Прибайкалья. Скалы, ветер и волны.
Потом мы переехали на материк, к заливам Малого Моря. Это было нашей ошибкой, потому что ничего более красивого мы не увидели, ну только что покупались в заливчиках с относительно тёплой водой.
Ну а после вернулись в Иркутск. И улетели домой: в Москву.
Что я хочу сказать. Байкал - это место, которое стоит увидеть. Он уникален своим величием. И это не слова из путеводителя - так и есть на самом деле.
Но в этих путешествиях есть проблемы.
Первая - отсутствие нормального сервиса. В Иркутске и на Ольхоне мы нашли хорошие европейского класса отели с белыми простынями, нормальным обслуживанием, питанием и обстановкой. На Малом Море, которое считается у местных весьма тусовочным местом, хороших вариантов размещения нет вообще. За 5000 руб. в сутки мы сняли номер на двоих с разбитой ободранной мебелью, раздолбанной сантехникой и жуткой грязью в дополнение. За трое суток нашего проживания в номере не убирались вообще, даже ведро не выносили. В местном с позволения сказать ресторане - скатерти с пятнами и подоконники с мухами. В столовую зайти мы не рискнули. Все это помножено на совершенный пофигизм персонала «а че такого?». То есть проблема не простоте, а в неряшливости. Я человек брезгливый, мне неприятно видеть пятна на полу и пыль на столе в номере. Местные суровые сибиряки к такому привычные, а нам, изнеженным москвичам, было тяжко. Ни поесть нормально, ни отдохнуть. На всякий случай имя этой турбазе / отелю / ночлежке - «Наратэй». По отзывам знакомых, это ещё достойное место. По мне помойка. Ну а об общем уровне судите сами.
Вторая засада - это желание местных на тебе заработать. Сочинские таксисты - благотворители по сравнению с прибайкальскими бомбилами на раздолбанных уазиках, пазиках и японо-корейском автохламе. Полуторокилометровая поездка на убитом местными грунтовками и времени рыдване без ремней безопасности с хмурым водителем-лихачем обходится в 350 - 400 руб. Аренду катера (не корабля, а маленькой моторной яхточки) на день нам предлагали за 65 тр. Крохоборство проявляется даже в том, что при аренде машины с водителем на день за цену порядка 10 тр., ты отдельно платишь за въезд на территорию заповедника 100 руб.
И ещё... туризм на Байкале - вещь экстремальная. Даже если вы экстрим не заказывали. Местные дороги порадуют вас отсутствием асфальта и колдобинами. Как нам посоветовали при заказе автомобиля: «Берите уазик - у него потолок повыше, меньше головой биться будете». Они знали, что говорили. Местные водители удивили полным пренебрежением к технике безопасности. Мы возвращались с экскурсии, заехали на заправку, и водила поставил в салон автобуса две большие баклажки (литров на 30 каждая) с бензином. Прямо между кресел. Ну и поехал дальше. С пассажирами.
Все это с учётом ценника печально, хотя и для привыкших к комфорту столичных жителей познавательно.
А Байкал сам прекрасен... да...

копировать

Насчет сервиса и комфорта - это по ряду причин нормально, увы.

копировать

Спасибо, интересно.

копировать

Большое спасибо за отзыв, интересно! На следующий год собираемся наконец доехать. А если бы второй раз ехать - полетели бы на самолёте? А что бы в маршруте изменили...? Не стали бы переезжать на материк или, может, ещё что-то?

копировать

А в каком отеле жили на Ольхоне? И про экскурсии расскажите подробнее плз:-) Где были, что видели? Пещеры, рыбалка...? Вы яхту-то брали в итоге, не очень поняла.

копировать

Надеюсь, что не сочтут рекламой. Отель назывался Baikal View. https://baikalview.com/
Это очень свежее и интересное местечко, не в самом Хужире, а километрах двух до него. Очень прикольные домики, террасами разбросанные по склону. В номерах очень хорошее обслуживание, чистота, порядок, запах дерева. В общем понравилось.

На рыбалку мы не ездили. Не любители.
Брали спелеологическую экскурсию на весь день в пещеры Тажеранских степей. Это интересно и увлекательно. Ребенок (10 лет) был в восторге. Но вообще это тур на любителя. И, разумеется, не рекомендуется людям с клаустрофобией. Пещеры не туристические. Нет ни мостков, ни освещения, ни подготовленных спусков / подъемов. Инструктор выдает оборудование (костюмы, каски, фонарики) - и вперед, где ползком, где согнувшись, где на попе. Синяки обеспечены. Но зато остается ощущение настоящего приключения. В самих пещерах можно увидеть очень красивые мраморные породы, ледники. Сталактиты и сталагмиты небольшие, но в паре гротов есть очень интересные наросты из разных пород.
Катер за безумные деньги брать не стали. Обошлись групповой вечерней экскурсией - посмотрели закат, покормили чаек. И потом договорились на индивидуальную трехчасовую прогулку вдоль побережья Ольхона на кораблике - до острова Огой, мимо Сарминского ущелья.
Вообще Ольхон очень интересно посмотреть и с суши, проехав через весь остров по местному бездорожью (в нашем варианте от Хужира до мыса Хобой (Клыка) - самой северной оконечности острова. По дороге видишь и степи, и горы, и тайгу, и пески - все в одном.), и с воды, когда вблизи видны все скалы.

Групповая экскурсия по вечернему Байкалу обошлась в 2500 руб. на человека (по времени 1,5 часа), аренда кораблика на 3 часа от Малого Моря до острова Огой - 14 000 руб. за все вместе с экскурсией.
Экскурсия в пещеры на целый день с трансфером на разбитом пазике обошлась в 2500 руб. на человека.

копировать

Цены впечатляют :scared2

копировать

Да уж! Самое дорогое мое путешествие на текущий момент. Сама в шоке )))

копировать

Спасибо, интересный отель! Добавила себе в закладки. В принципе, подъемно, хотя и не дешево (я про экскурсии). Но Байкал имхо вообще ОЧЕНь дорогое направление. Мы поэтмоу и тупим уже столько лет, что нужно выбирать - или море, или Байкал. Никак от моря не могу отказаться))