Какого пола лошадь Ильи-Муромца?
Поспорили с мужем. Он говорит, что мужского. А мне кажется странным имя для коня БурушкА-КосматушкА. Значит, все же ОНА? Муж говорит, что это уменьшительное от Бурка. И все равно по сравнению с другими (Буцефал, Росинант) какое-то не мужское имя для коня?Читаю первоисточник, опять ничего не понятно про пол.
"Пошел Илья в раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудрого,
Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Что запросил мужик, то и дал;
Становил жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца.
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывал;
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Тут Илья Муромец Седлал добра коня, зауздывал..."
В словаре Ушакова :
Жеребёнок
жеребёнок, жеребёнка, мн. жеребята, жеребят, муж. Детеныш лошади, молодая лошадь до трех лет.

Жеребчик это не жеребенок, это жеребец в детстве)) Тоисть конь, ОН, Кстати не бурушкА, а бурушкО, так называется ласкательно. Ваш муж прав, а вы соответственно нет.

"Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает."
А почему жеребчик не может уменьшительным от жеребенок?

жеребчик имеет однозначное толкование - конь мужского пола, к жеребенку не имеет никакого отношения, смотрите толковые словари

Миша Бартон... https://ru.wikipedia.org/wiki/Бартон,_Миша
Я привела адекватный пример с таким же окончанием как в кличке коня...

Вроде в первоисточнике был "вещий", " «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»" . Вещая -это уже у Боярского, ну то есть у " Слова: Дербенев Л. ,Музыка: Дунаевский М"

Всем спасибо. Вопрос снят :-) Но, блин, я в шоке, какие имена давали коням в русском фольклоре :-О :-О

Не пугайте автора.) Она ещё имя богатыря, слово папа не переварила.
А Вы имя мужа. Ещё дядя, мужчина.

Папа - это нарицательное существительное. А в именах собственных(кличках животных) принадлежность к полу должна прослеживаться более четко. В реальности так и было:
http://www.8lap.ru/section/loshadi/znamenitye-loshadi-i-loshadi-znamenitykh-lyudey/

Имена собственные не подчиняются никаким правилам, и в них нет никакой четкой привязки к полу. Мальчика хоть Машей назовите.

а че такого ты тут сделала? перданулО, как всегда))) вот лучше б делом занималась, все равно от тебя тут толку никакого.

:D Епт, какой анонимный распорядитель тут появился!) Еще не хватало, чтобы я тебе тут чего-то должна была делать)
Богатырям и князьям на Руси было не положено ездить на кобылах! Ибо конь являлся боевым инструментом в сражении и активно боролся с недругами да врагами!
Оспаде, на что он может намекать? Только на первичные половые признаки - у него другого предмета для гордости нет

Я с вами не соглашусь - боевых коней воспитывали специально. Примерно как служебных собак в современности.
Например считалось что хороший конь вынесет на себе раненого хозяина с поля боя.
Мерин - это мерин...(( А, конь ещё с ними!))) Был большой скандал при открытии памятника Юрию Долгорукому. Он начался именно с того момента,когда у коня на котором сидел памятник не обнаружили яиц. В срочном порядке скульптору было дано указание и он приваривал недостающую деталь! Что до кастрированных, то был замечательный спектакль в ленинградском БДТ - "Холстомер" с блестящим исполнителем главной роли мерина - Евгением Лебедевым!
люди, откуда вы такие "повылазили"? мерин - это кастрированный жеребец, а конь - общеупотребительное, конем называют и лошадь, и жеребца, и мерина.

Формально Вы правы, ибо производное понятие "конница" - может скакать на ком угодно, там наличие яиц не декларируется...)))
Так особи мужского пола помощнее тех же особей женского.
Богатыри же были не сутбильного телосложения, вполне логично, что им под стать могли быть только лошади мужского :)

Некондиционных коней кастрировали превращая в меринов. Вот они и пахали уже ни о чём другом не помышляя...((( А, кобылы рожали!
Например, мужское имя Савва. Ласкательное - Саввушка. Данила, Никита и т.д.. Суффикс -ушк-, если я ничего не забыла:)
В 90-е у меня была знакомая певица Савва, даже ролик ей снимали, в Утренней почте был...)) И, фильм "Никита" помню...)))
Дак я только про тот источник, что у автора. С цитатой из собственного авторова поста. Или разговенья. Поди разбери этих авторов.

+1
не в сексе дело. кобыла намного слабее жеребца (коня). кобыла пугливее жеребца (коня). к тому же, она почти каждый год рожает, и жеребенок бегает за ней достаточно долго. не годится она для войны, и все тут.
кобылы оставались в селе, на них делали домашнюю работу, но даже пахать кобыла не могла - на то нужен сильный жеребец. конечно, если уж совсем никак... но все равно производительность кобылы в разы меньше.
как боевая единица кобыла вообще не годна.
Ну, если вы помните, даже сейчас есть дни, когда вода обладает совершенно целебными свойствами. Например, в Крещение.
Вообще же это - отголоски славянской мифологии. Роса была священной и целебной всегда. В общем, Илья Муромец давал Бурушке покататься в предрассветной росе, чтобы та его, как живая вода, исцеляла.

Тогда конопля везде росла совершенно свободно...)) На ней, как правило, кучкуется обильная роса... Прикиньте сколько пластилина можно было потом соскрести с жеребчика, если он там круто повалялся?)))
во-первых, во времена написания сего опуса ни у кого не возникало вопросов, какого пола лошадь. потому что Конь - это всегда самец. кобыла - самка. Если бы автор имел ввиду кобылу, он бы так и написал.
А во-вторых, в те времена даже ребенок знал, что боевые лошади - это всегда жеребцы, причем - не кастрированные (тогда это еще не изобрели, к тому же). На кобылах никто в бой не ходил.