Понимаете ли вы смысл пословиц и поговорок?
Например:
Не красна изба углами, а красна изба пирогами
Ласковый теленок двух маток сосет
Беда не по лесу ходит, а по людям
Вода камень точит
Куда иголка, туда и нитка
Лес рубят - щепки летят
И тд
Откуда у вас понимание этих «народных мудростей»? Вы часто слышали их в детстве, в вашем окружении их употребляют в речи, вы проходили это в школе? Если бы вас попросили объяснить смысл- вы бы точно смогли?

Ниже Валькирия объяснила.
Хотя...
Ласковое теля двух маток сосе - для меня эта пословица имеет отрицательную коннотацию.
Пренебрежительную в адрес мелкотравчатого приспособленца.
да бросьте, Вес/на, жизнь так переменчива))
все коннотаты с денотатами очень быстро меняют свое значение и смысл, особенно если речь идет о наследстве, учебе и здоровье и пр.

Да про двух теленков часто преподносят в противоположных смыслах, как в положительном, так и в отрицательном. Зависит, наверное, от момента преподнесения в детстве.
Пффф! Это не опечатка, это доп тест на внимательность! Но я не об этом, поэтому щас исправлю.

Не красна угла углами, а красна пирогами - Важна не обстановка, а отношения, уют...
Ласковый теленок двух маток сосет, а болдивому и одна не дается... Мягким, ласковым людям проще найти подход к людям
Беда не по лесу ходит, а по людям - не сталкивалась с такой...
Вода камень точит - Упорство и труд все перетрут... Если очень стараться и хотеть сделать - то все получится.
Куда иголка, туда и нитка - Что старший скажет, то и надо делать..
Лес рубят - щепки летят - есть что-то важное (лес), если кто-то при этом (щепки) пострадает не страшно. Главное выполнить главную задачу.
Коротенько :-)
У вас про лес и щепки очень позитивно получилось. Я всегда почему-то данную пословицу воспринимала исключительно в негативном ключе. С позиции щепок, так сказать :-)
А я ее всегда знала, как то, что у любого дела (лес) могут быть последствия (щепки) совершенно неочевидные, пока рубить не начал (ну нет этих щепок, пока не рубят), при чем эти последствия (щепки) с недагивным отливом. И начиная делать дело, да, надо думать, что будут щепки.
Но для меня эта пословица тоже негативная. Только щепки - это не непосредственно пострадавщие от дела, а именно то, с чем ты столкнешься (подделье) затевая дело.
Почему? Все верно. В отношениях всегда кто-то старший(и не обязательно по возрасту), т.е. ведущий, а кто-то ведомый, который следует за ним.
Про лес и щепки я бы так сказала: это констатация того факта, что при совершении чего-то важного невозможно обойтись без потерь, т.е. эти потери - не "если", а неизбежность и с этим надо смириться.
Про беду (как варинат горе) примерно = от сумы, да от тюрьмы не зарекайся. Т.е. никто не застрахован от беды.

Абсолютно точно! Ни убавить, ни прибавить)) Про беду тоже не сталкивалась, но для себя поняла бы так, что проблемы в жизни от людей случаются, а не от чего-то абстрактно страшного (леса)

Лес рубят - щепки летят - есть что-то важное (лес), если кто-то при этом (щепки) пострадает не страшно. Главное выполнить главную задачу.
Коротенько
По поводу пострадает не страшно, я бы поспорила. Я больше ее в негативном свете знаю, для высоких целей, могут пожертвовать людьми, не всегда справедливо.
Странный вопрос. Народная мудрость на то и народная, что впитывается сама. Но, конечно, и в школе изучали, и читать я умею, в семье, да вообще вокруг, люди употребляют в речи. Безусловно я бы могла их объяснить. Сама некоторые по случаю тоже вставляю.

Конечно. В школе проходят все это, начиная с 1-го класса.
И, конечно, в любой русской литературе полно всего.

Я автор. Объясню, почему задала вопрос.
Я администратор образовательного учреждения, помогаю готовить материал. У психологов, логопедов всегда есть такие пункты в задании. И взрослых, и детей психологи, в т.ч. медицинские, при тестировании обязательно спрашивают про смысл пословиц и поговорок. Я у знакомого психотерапевта спрашивала ради интереса - он сказал, что да, есть такое, и это даже входит в тесты на нормальность мышления, но врачи относятся скептически, потому что человек мог не знать или просто не слышать, не сталкиваться в жизни.
Вот и я сейчас, готовя материал для типографии, задумалась: я не знаю и не понимаю. И сын мой тоже на этом "резался" при тестированиях. У нас как-то не в обиходе. Какие-то фразы из фильмов или литературных произведений мы часто используем в речи. А вот пословицы и поговорки совсем нет. Смысл многих мне не ясен. Ну то есть - о чем они я наверное могу сказать, но это просто своими словами пересказать. С древнерусского на современный, так сказать. а вот придать этому еще какую-то оценочную окраску... Ну сосет теленок. Хорошо это или плохо? Ну щепки-побочный продукт рубки. Это хорошо или плохо? Ну ходит беда по людям. И что? В чем мудрость-то?

Не обязательно мудрость - просто краткое изложение факта, который подтвержден часто временем. Это четкое-емкое объяснение того, что пришлось бы долго и нужно объяснять :-)
Неумение "считывать" смысл пословиц и поговорок при том что человек носитель языка - это аутичная черта.

Ну вот те, кто выше отписался с пояснениями пословиц и поговорок, тоже не очень понимают их смысловую нагрузку.
Да и почему это должен кто-то понимать? Какой-то дед-пердун много лет назад сморозил хрень какую-то, я, предположим, никогда почти не сталкивалась в речи, специально тоже вопросом не интересовалась....

Автор, вы глуповаты. Честно. В этих пословицах мудрость, которую вы не понимаете именно по этой причине. Ну и плюс мало читаете.

ваша проблема в том, что вы глупы и плохо образованы. поэтому всё, что выходит за узкие рамки вашего понимания, это "хрень".
Смысловую нагрузку все вышеотписавшиеся прекрасно понимают. Другое дело, что отношение к этой нагрузке у всех разное. На примере того же телёнка кто-то употребит пословицу в назидание, допустим, строптивому ребенку, что мол будь подобрее, и получишь больше плюшек от окружающих. А кто-то скажет с пренебрежением, что вот мол, такой-то человек - беспринципный приспособленец. Смысл пословицы от этого не поменяется, и в том и другом случае окружающие прекрасно поймут, зачем и почему она была употреблена и что имелось в виду. То же с щепками. Кто-то оправдает пословицей свои действия, кто-то произнесёт с неодобрением. Смысл не изменится, отличаться будет лишь эмоциональная окраска.
А при чем здесь носительство языка? Если знать неродной язык, то многие пословицы и поговорки также понятны. К примеру, east and west - home the best. Кто учил англ, неужели не поймет?
Или взять если сборник "пословицы и поговорки такого-то народа" , переведенный на родной - тоже большинство будет понятно.
У меня есть сборник азербайджанских пословиц, на 95% пересекается с нашими, хотя слова, образы, метафоры другие абсолютно

Вы не поняли. Никто не использует часто. Может одна -две пословицы на огромную книгу проскользнут. Но когда много читаете много лет - получается что все пословицы так или иначе вам встретятся.

Зато какой слог! Я просто отдыхаю за чтением))) На более фундаментальные произведения времени не хватает(((((
Хотя, автору, пожалуй, стоит начать с Чуковского))))))
Просто вы немножко аутист. Это нестрашно, в пределах нормы. Сейчас таких людей много, раньше было гораздо меньше. А будет еще больше.
Спросите у психологов - они вам подтвердят мои слова.

Кто только не раздавал дипломы о в/о в 90-е:mda
В "университете Натальи Нестеровой" корочки получили? Или купили в переходе?

нет,первый раз я прочитала полностью поговорки в бабушкиной энциклопедии ( народного творчества) выпуска 50-х годов
просто мало, кто знает продолжение
Вы правда думаете, что крупица мудрости типа "за двумя зайцами погонишься, ни одного кабана не поймаешь" - аутентичная? :)
Я не про охоту, а про саму фразу. "На вкус и цвет все фломастеры разные" - это современный фольклор, раньше так не говорили.
Не совсем. Моя покойная бабушка (1930 года) часто мне эти поговорки договаривала. Брат, старший, который мою прабабку живой застал, говорит, что прабабушка (1903) тоже этими поговорками говорила часто. Народное творчество - может быть. Но не новоделы.
Например: "не по Сеньке шапка" в ее интерпретации было так "Не по Сеньке шапка, не по ядрене матери котелок".
И еще: "Не все коту масленица, будет и Великий пост", "Голод не тетка - на печь от него не спрячешься", "Как собака на сене лежит: и сам не ам, и другим не дам". Остальные многие совпадают. :)
Ее любимая поговорка про меня была "Язык мой - враг мой: вперед ума рыщет, беды себе ищет". :D
Некоторые - таки да. некоторые - модерн.
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Везёт, как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол, как сокол, а остёр, как топор.
Голод не тётка — пирожка не поднесёт.
Губа не дура, язык не лопата.
Дело мастера боится, а иной мастер дела.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Дураку хоть кол теши — он своих два ставит.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь (кабаны тут ни при чем) .
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт. - Нет, волка ноги кормят, лису хвост бережет.
И делу время, и потехе час. - правильно. Но..."пессимистичный "напрод" все таки решил, что делу время - потехе час.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
Кто старое помянет — тому глаз вон - про оба з уже модерн.\
Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте. (вторая часть тоже вроде модерн, хотя и правда :-))
Лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
На чужой каравай рот не разевай: пораньше вставай да свой затевай.
Не всё коту масленица, будет и пост. (ВЕЛИКИЙ пост)
Не печалится дятел, что петь не может: его и так весь лес слышит.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник. (вроде модерн)
От работы кони дохнут, а люди — крепнут. (таки да)
Палка о двух концах — туда и сюда бьёт.
Повторенье — мать ученья, утешенье дураков. (скорее шутка студиозусов)
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Расти большой, да не будь лапшой; тянись верстой, да не будь простой.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь (скорее модерн) *.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Язык мой — враг мой: прежде ума глаголет.
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Ну и еще:
Известное "Собаку съел" - в смысле "он в этом деле собаку съел" - на самом деле "собаку съел, а хвостом подавился" - то есть с точностью до наоборот.
Автор, вы с каждым постом выдаете свою непроходимую глупость.
Может вы тролль? (с надеждой)

вы тоже не очень умно выглядите, если не понимаете, что я намеренно утрирую. И это, поменьше упорства! Впереди долгая рабочая неделя, на кой я вам сдалась?

а зачем заучивать и запоминать? :-о нормальному человеку достаточно один раз объяснить (в школе на уроках чтения специально пословицы и поговорки проходят, в начальной школе), и все, уже и понял и запомнил. Ну и в речи да, часто употребляется, как еще доходчиво и в двух словах объяснить что-либо? пословицей и поговоркой вернее всего.

конечно использую, ребенку говорю "делу время, потехе час", "под лежачий камень вода не течет", и про телят итд итп. В разговоре со взрослыми тоже иногда в тему приходятся, про те же щепки.

мой не любит "витиеватых заходов". Любит когда четко и по делу, нормальным русским языком, конкретно.

Если у неё проблемы с понимаем элементарной лексики, о чем вы пытаетесь ей втолковать
Видно же, что уровень пту
Сейчас это в начальной школе проходят.
Происхождение русского языка, его связь с другими языками. Вкрации(с), конечно:ups2
это и есть нормальный русский язык. для тех, кто способен воспринимать информацию в формате длиннее словосочетания.
"не знает" и "не любит" - разница есть?
Можно подойти и сказать: хватит смотреть ТВ, иди делай уроки, а можно: "делу время-потехе час", "дело мастера боится", "без дела жить — только небо коптить", "от безделья собака на ветер лает", "время нас не дожидается" и тд, пока ребенок не ответит на исконно русском:)

т.е смысл сказанного вы не поняли, но хоть пословицы погуглили, уже какая-то вам польза
а вообще, конечно, жесть, никогда подобных вам в реальной жизни не встречала :mda

Мне гуглить не надо, я сегодня целый день методическими материалами и пособиями занимаюсь. Как впрочем, и всегда...
Может, вы так изъясняетесь, что вас не понимают? Я поэтому и спросила, как ребенок реагирует, понимает ли он вас? Может, вы слишком увлечены переносами в речи?

любой нормальный человек знает, что такое потеха, если вы (или ваш ребенок) не понимаете, о чем с вам говорят, то у меня для вас плохие новости :(

Возможно автор приезжая, ну скажем Казахстан или Узбекистан. То есть базовый русский понимает и знает, а остальное на нуле.

Вы тролль или дура?
Или расскажите о вашей семье, пожалуйста. Мама, папа, бабушки и дедушки. Национальность, образование, случаи алкоголизма и умственной отсталости в роду...

Нет. Это тоже коллективное бессознательное. Или фольклор.
Или - если вам угодно - МЕМЫ.
Пожалуйста, купите вот эту книгу.
Прочитайте сами и дайте ребенку.
если понимаешь о чем пословица или поговорка, то всегда в тему. А если как автор, то лучше, наверное, и не употреблять, чтоб не сесть в лужу.
"сесть в лужу" понимаете, или надо объяснять? :-D

Нет, как -то само получалось. :) Старший сын тоже в младшей школе имел проблемы с этими пословицами и поговорками. :) но вчера дала ему этот список, почти все объяснил. Наверное, они сами как-то записываются на подкорку. :) если читать книги, конечно.
в речи такие поговорки употребляются не так часто, но употребляются.
Например, "ласковый теленок двух маток сосет" я часто употребляю, когда говорю с сыном о взаимоотношениях с одноклассниками. "Лес рубят - щепки летят" мы тоже употребляем в речи, когда говорим о событиях в стране, например, или о каких-то книгах, где ради великой цели герои -протагонисты совершают спорные поступки.
"Капля камень точит" - тоже употребляю. Но мне больше нравится выражение из какого-то романчика "медведя можно съесть по кусочку за час". :)
Кто не использует? Я использую и у других подмечаю. Видно, мы с вами по разным темам ходим.

Кстати, да... Очень меня удивляло в первое время, когда я начинала на notabenoid переводить сериалы и фильмы (в компании более продвинутых товарищей), что в бытовой речи многих героев употребляются идиомы, части пословиц. Вот была отдельная задачка искать соответствия в русском языке. :)
Идиомы это просто неотъемлимая часть речи, без них никак не получится вообще говорить.
А поговорки так это просто живой язык.

Я не лингвист, поэтому для меня это было своего рода открытием. Мы же в школе изучаем простой и понятный иностранный язык, а в живой речи человек использует устойчивое выражение, идиому, поговорку. :) Вот от столкновения с живой речью (пусть и в форме выверенных диалогов) и получился положительный шок. :) Живой язык - всегда богаче и многограннее школьной программы, жаль, что наши дети его не слышат в школе. :(
Про лужу вспомнила. У моей бабушки в коммуналке была разбитная соседка. Одним из ее любимых было "Ты как скажешь, как в ...опу перышко воткнешь", что соответствовало "сказал, как в лужу перднул".
Афффтар, вот бы вам с ней пообщаться в те времена.... Взрыв мозга был бы обеспечен.

А у меня ни одного. Как у Пушкина.
Но дура набитая не я и не Пушкин, а Автор))))
И это КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗНАНИЕ:-7
Вы очень сильно сейчас осквернили память и талант Александра Сергеевича...
Безотносительно автора и вашей попытки примазаться к общей травле - где вы и где ОН?!

Блинннн...
Меня тут психопаткой обзывают.
Но... я правильно же заподозрила...
Ягодки надо перебирать, ну и детей... В общем, естественный отбор рулит:-#:-#:-# Смерть прибирает лишних...
Умер Максим - и х....й с ним....
Это пословица.
В словаре Даля есть.
При чем тут мужик? Это НАРОД "написал".
Очень метко, кстати.
Наверняка "придумано" ещё до Дарвина.
Мне понравилось.
Только от страшных условий жизни можно было такую поговорку придумать, когда материнский инстинкт полностью вытесняется инстинктом выживания.
мне приведите, если можно. Моя бабушка говорила "Не така страшна війна, як той голод". Это её личное и выстраданное. Правда, она никуда не выезжала из своей местности - где родилась, там и прожила всю жизнь. Самый эпицентр Голодомора на украинской территории - Кировоградская область. Говорила, что в войну было что есть, поэтому умереть было не так страшно, нежели в мирное время хоронить опухших от голода детей.
Вам не нужно.
Это вы мне как раз в свое время ссылки присылали на страшные песни (или Чучуэль... могу ошибаться)
В общем, там про то, как любимца котика ели...
И про то, как одни детки других едят.
Да, в жизни многих народов были периоды, когда не зазорным было убить бессмысленного младенца или немощного члена семьи, чтобы накормить ими тех, кто может жить и быть семье не обузой, а поддержкой, если не умрет от голода.
мы с вами говорили на эту тему... и делились семейными историями. Я тоже про бабушку мужа рассказывала.
И бабушка, и дедушка мужа - единственные дети в своих семьях. Хотя родились в середине 20-х годов. Тогда было не принято рожать по одному ребенку...
Думаю, остальные просто не дожили. Но бабушка не вспоминала о них. Только о брате, погибшем в ВОВ.
Рассказывала, как Ваня рыбу удил, а она прям с удочки у него ее "воровала" и тут же в рот запихивала - сырую. Но Ваня был хороший брат, не дрался.
спасибо, что помните. Я давала ссылки.
Свои, как правило, не ели. Ели чужие.
Голод - страшнее зверя, он обнажает все инстинкты выживания.
Украинские дед и баба у меня из многодетных семей.
Родились в одном селе. 1906 и 1909 годы.
Моя бабушка - старшая из 6-х детей. Все выжили, но в первую волну голода 1921-1922 годов, который сильно зацепил юг Херсонской Губернии и был страшным мором в Поволжье, все дети были уже подростками. Зацепились за жизнь.
Дед - старший из 4-х братьев. Они так же все выжили в 4 волны голода (1921-1922, 1927-1929, 1932-1933, 1937-1938). Кстати, все четверо братьев прошли всю войну и вернулись домой живыми.
Бабушка была наймычка в дедовой семье - за харчи и небольшую зарплату.
У деда и бабы 3-е детей, 2-е умерли в 1932 году. Папа родился в 1947-ом.
А вот русские родственники по маме (Курская Губерния): дед - старший из двоих детей, бабушка - единственная дочь в семье. 1907 и 1910 годы рождения. Мама моя - восьмая, поскрёбыш.
Напомнить Вам, ЧТО такое был этот Голодомор и от кого? И когда?
И что далеко не только в Украине? Тогда уже и образцы аналогичного "фольклора" из других областей вспомните.
Прежде чем Вы начнете считать это "фольклором"?
И, кстати, откуда ВАМ-то такие "образцы" известны и с какой целью интересовались?
Ну...просто приму, что мы о разном и с разными приоритетмаим. Влом затевать холивар...хотя тема само та. В общем, Вы в курсе ... (а глаза такие добрые-добрые (с))
"промереть, вымирать или умирать впроредь, не сподряд, через пятого, десятого. Кабы народ не промирал, давно б ему и места не стало! Промор, проморец муж. или промирание ср. вымирание или умирание нескольких из многих. Хороши ягоды с проборцем, а детки с проморцем, ягоды пробираются, прощипываются, прорежаются."
Жесть.

Понимаю, конечно. В 1980 году на мой 8-ой день рождения мне подарили двухтомник В.И.Даля "Пословицы и поговорки русского народа" с лубочными картинками к каждому разделу. Расстроилась я тогда до слёз: что это за подарок? Только спустя несколько лет оценила, какой это реально шикарный и ценный подарок. Читаю по сей день с удовольствием.
словарь - это такая особенная книжка, которую можно всю жизнь читать.
Чтобы такие темы на еве не заводить :)
Автор, прекратите позориться.
А если вы тролль - имейте совесть. Сегодня воскресенье, а не пятница. Большинству участников завтра на работу. И у меня тоже дела с утра.
Пословицы и поговорки учат в школе. И смысл объясняют-разбирают. Всю началку и 5 класс. Может и дальше тоже будут, дочь пока в 5.
Плюс в книгах они встречаются. Плюс в обыденной речи.
Они легко запоминаются, специально их учить не надо.
Не случайно даже в ВПР они есть. Потому что пословицы и поговорки - это красота русской речи и мудрость русского народа. Опыт поколений.
Впрочем, не только русского народа. Дочь в языковой школе. Они учат еще и пословицы на английском. Многие имеют похожий смысл с нашими.
Tastes differ - На вкус и цвет товарищей нет.
И да. я не верю, что есть люди, закончившие школу в СССР и РФ, которые не знают и не понимают смысл пословиц. Не все - может быть. Но многие на подкорке вдолблены. Мы же не в вакууме живем. Даже в фильмах и мультиках они встречаются.

Мне кажется, что пословица "От сумы и от тюрьмы не зарекайся" - довольно распространенная. Часто ее даже в соцсетях и форумах встречаю.

Кого как воспитывали. Меня вот воспитывали на поговорке "человек сам кузнец своего счастья" и "тяжело в ученье, легко в бою". И это очень помогло, продолжаю пользоваться обоими.

Да много таких, но есть которые встречаются очень часто.
"Тяжело в учении..." - тоже очень распространенная.

Автор, если осилите...
"Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно… — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?
Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.
— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…
— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
— Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.
Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От… От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети."

http://www.gramota.tv/spravka/punctum?layout=item&id=58_761
Грамотейка, выучи уже обособление частиц, что ли))

Ну сама тема ну ОЧЕНЬ не нова, возникла задолго до появления собственно электронных книг и компутерных игр.
1959 год издания, между прочим (читала еще до школы, то есть переведено было еще в 70-е)
https://litlife.club/br/?b=20763
Понимание пословиц является частью тестирования на интеллект и отсутствие понимания их являются признаком умственной отсталости. Лично в моей семье пословицы говорили и говорят, и я с детьми использую в разговоре, плюс в школе проходят.
Про умственную отсталость Вы загнули. :) Однако признаком нарушений мышления является. а вот что явилось причиной нарушений мышления - педагогическая запущенность, черты аутистического спектра или действительно стойкие нарушения интеллекта, определяется по другим критериям.
Я прошла кучу всяких комиссий, в том числе со взрослыми ментальными инвалидами, по снятию инвалидности, пословицы там рулили. Не Москва.
я кстати автора понимаю отчасти. Хотя те пословицы, которые она привела в начале, достаточно распространенные, и я их все знаю (ну кроме беды, которая по лесу бродит, никогда не слышала).
Да, если значения не знаешь, это говорит о том, что мало читал русской классической литературы. Не более того.
На мой взгляд, их культурная ценность преувеличена. Это устаревший язык, причем достаточно деревенский. Очень много тривиальных и банальных фраз, которые речь скорее засоряют и портят. Никакой глубокой мудрости я там не вижу. Согласна про тошнотворную коннотацию некоторых отдельных поговорок.
Хотя бесконечное повторение заезженных фраз из фильмов и книг тоже речь не украшает.

Смысл этих пословиц поймет даже тот, кто их слышит впервые. Не зря их включают в тесты на деменцию.

Не поняла вопроса... Что тут не понятного?
У вас что-то не в порядке с образным мышлением? Или вы таких слов не знаете?

Меня тоже удивляют такие вопросы :) Но столкнулась с тем, что сыну приходится объяснять. Сейчас в школах совершенно не уделяют внимания этому, увы, а мы в этом просто жили раньше: на уроках русского и литературы, в книгах, в жизни-везде встречались с пословицами и поговорками. Автору поста, видимо, не более 30 лет, только этим можно объяснить такие вопросы. Надо много читать (мы раньше очень много читали), читать хорошую, качественную литературу, видеть хороший русский язык, мы это впитывали, что называется "с молоком матери"

Видимо школы и программы разные. Дочь уже 5 лет изучает эти пословицы-поговорки. В 5м классе даже целый раздел им посвящен.

Дочке 12 лет, начиная с детского сада были задания по поговоркам -- объясните, расскажите, дайте пример и т.п. Это одна из основ языка, где-то фольклор, если хотите... В семье употребляются при случае,что-то в литературе встречается, в сказках, в старых мультах кстати! Не понимать можно чего-то выборочно, а не знать и не осознавать значимость допустимо только не носителю языка и культуры в целом, имхо))
Но в других странах тоже есть пословицы, часто созвучные с нашими. Поэтому, думаю, и не носителям смысл большинства пословиц понятен.
Мы же понимаем смысл ИХ пословиц.

Да в том то и дело, что когда учишь ин яз , то и все сопутствующее учишь, разные народные сказания и т.п. И пытаешься понять не смысл, а скорее саму культуру. А тут автор, якобы, свой язык не понимает, ну-ну...
Из семьи. В процессе передачи жизненного опыта старшим поколением регулярно использовались пословицы и поговорки. При общении со своими детьми тоже их использую. Автоматом это вылезает, как мне в детстве говорили, так и я говорю. И только потом замечаю, что повторила "давно забытое" родительское.
А то, что учат в школе, мне кажется не отложится. Выучил, сдал, забыл.
Моя приятельница - дочь офицера ))) В СССР переезжали часто, школы меняла, попалась ей в одной из школ учительница химии))) Как она говорит - "Ты меня среди ночи разбуди - я с закрытыми глазами напишу формулу бензольного кольца" (с)
У меня таким был учитель истории, три основных признака революционной ситуации )))
Да, это Ленин, на основе Капитала Маркса.
Моя бывшая коллега-пенсионерка-немка как-то сказала мне, что достаточно прочесть две книги в жизни - Библию и "Капитал" Маркса, и сразу все встанет на свои места. Остальное - эмоции.

Ну вот например пословица :"работа не волк, в лес не убежит"... Её обычно употребляют в смысле, что необязательно делать что-то. Мне с детства такая трактовка казалась странной. Ну как не делать-то? Работа же не волк... в лес не убежит... делать-то всё равно придется. Недавно прочитала в инете и мою трактовку. Так что по мне не всё так однозначно с поговорками. Тестирующие точно уверены, что знают как правильно?
Вот какая-то тонкость в скорости этого деланья. Все кто эту поговорку говорил имели ввиду, что мол куда ты торопишься, работа не убежит, пошли погуляем. А мне вот видилось, что наоборот побыстрее надо делать. А оттягивая этот момент вроде как надеешься, что работа убежит. Развернуто это типа : "чего сидишь (гуляешь, спишь), не работаешь? работа не волк, в лес не убежит."
а у меня с детства проблемы с выражением "лучшее - враг хорошего". Никогда не понимала, как ее другие понимают.
Я вижу две трактовки:
1. Лучшее из имеющегося - не всегда хорошее, не стоит останавливаться на том, что есть, если считаешь это недостаточно хорошим, иди дальше и старайся найти объективно хорошее.
2. От добра добра не ищут, если у тебя есть что-то объективно хорошее, то пользуйся этим, не трать время на иллюзорные поиски более лучшего.
До сих пор не знаю, что хотел сказать автор (с)

у меня третья трактовка :) Сделал что-то хорошо, но не останавливаешься и улучшаешь дальше и в итоге становиться только хуже.... перестарался.
Прям образцовый пример ))) Окна собираюсь помыть с марта, но то дождь, то снег, чего напрягаться? Все равно через пару часов будут грязными.
Работа - не волк, в лес не убежит ))) Подожду )))

Ну вот для меня это не логично. Ведь сравнение идет с волком... Вот прибежал волк, и в принципе можно подождать и он сам в лес убежит, не обязательно его гонять... а работа не убежит... и чего тогда ждать-то?
Вот если бы работа и волк были бы чем-то ценным, тогда да. Вот например: деньги не молодость, сами не убегут. Действительно , можно подождать и не тратить деньги сейчас.
Имеет значение то, что сравнивается с волком, а не с зайцем, например. Волк - это проблема, которую надо бы решить, но если спрятаться и переждать, то он убежит. В отличие от работы, которая не убежит. Проблему решать придется, поэтому начинай делать и не пережидай.
Если бы было сравнение с зайцем, то да, поговорка для ленивых о том, что можно и не делать ее сейчас - заяц прибежал, убежал, и ты без зайца остался. А без работы не останешься, даже если погуляешь недельку:)
меня удивляет часто встречающаяся поговорка "голод - не тётка". Смысл понимаю, но почему именно тётка?

Красота - страшная сила.
Проводили форум молодежный, и оказалось, что подростки не понимают вообще, о чем поговорка. Они не могут дать хоть какую-то трактовку. А может, кто-то знал, но стеснялся ответить.
Ведь они полагают, "красота" и "страшная" - это противоположные по смыслу слова!
По мне, так "страшная сила" воспринимается в значении степени, т.е. разрушающая, огромная, мощная.

Нет такой поговорки. Это цитата из фильма "весна" Александрова. И в фильме данная фраза звучит не поговоркой а шуткой. Показали бы им эпизод из фильма они бы все поняли.
https://www.youtube.com/watch?v=FSjS6Yidy28