Помните? На какую тему писали выпускное сочинение?
Про подвиг русского человека в Великой отечественной войне, чем шокировала учителя русского. Все остальные писали по "Преступлению и наказанию".
Потому что это была самая сложная тема, а я сочинения писать не умела. Кроме этого, в вуз я уже поступила, и мне было все равно, о чем писать и ни какую оценку - была только усталость и апатия.. А от учительницы администрация требовала организовать мне медаль, которая уже никому была не нужна.
Конечно помню. 1989 год, свободная тема, формулировалась что-то типа "Поэт в России - больше, чем поэт". Писала про Башлачева.

Хотел в Алма-Ату - приехал в Воркуту.
Строгал себе лапту, а записали в хор.
Хотелось "Беломор" - в продаже только "ТУ".
Хотелось телескоп - а выдали топор.
Хотелось закурить - но здесь запрещено.
Хотелось закирять - но высохло вино.
Хотелось объяснить - сломали два ребра.
Пытался возразить, но били мастера.
Хотелось одному - приходится втроем.
Надеялся уснуть - командуют "Подъем!"
Плюю в лицо слуге по имени народ.
Мне нравится БГ, а не наоборот.
Хотелось полететь - приходится ползти.
Старался доползти - застрял на полпути.
Ворочаюсь в грязи. А если встать, пойти?
За это мне грозит от года до пяти.
Хотелось закричать - приказано молчать.
Попробовал ворчать - но могут настучать.
Хотелось озвереть, кусаться и рычать.
Пытался умереть - успели откачать.
Могли и не успеть. Спасибо главврачу
За то, что ничего теперь хотеть я не хочу.
Психически здоров. Отвык и пить, и есть.
Спасибо, Башлачев. Палата номер шесть.
(С)
Это очень сильно...
Помню, что не писала. У нас был диктант. А вот о чём - не помню.
А до вступительного у меня не дошло.
Не выпускное, но тоже по Грозе я переписывала ТРИ раза! Я много читала, но сочинения писать не любила и не умела, а 3 меня не устраивала.
"Я была тогда с моим народом" по творчеству Ахматовой. На вступительном в вуз выпала та же тема. А на устном русском и лит-ре- Гумилев и его творчество. Так я и об Ахматовой заодно в третий раз вещала.
Выпуск 1990. ссср, усср. Сочинения не было, был диктант.
Вступительное сочинение в ДГУ писала на свободную тему: "Быть человеком - значит быть борцом". И.В.Гёте.
Классная тема! Актуальная на все времена. Какие художественные произведения вы включили в сочинение?

"Мать" Горького, "Как закалялась сталь" Островского, "В списках не значился" Васильева, поэзия Александра Стовбы.
В школе про Великую Отечественную войну, название темы не помню. Многие эту тему брали.
В институте про применение экономико-математических методов в народном хозяйстве, точную формулировку не помню.

Сочинения для меня всегда были адским адом.
Выпускное писала по Маяковскому, которого терпеть не могла. Зато цитату можно было развесить на всю страницу). С русским проблем не было.
А вот вступительное, да еще с обязательным эпиграфом было на тему Поднятой целины (подвиг этих долбаных двадцатипятитысячников). Поставили трояк. Спасло то, что математика, физика и химия были на отлично.

я писала сразу 3 выпускных... одно свое и 2 потенциальным золотым медалистам, оба были безнадежным технарями... мое было по тихому дону, второе по молодогвардейцам, а третье хоть убей не помню...
Ага) 4/5 и 4/4 у большинства. 5/5 у двух медалисток, которые остались после того, как всех по домам отпустили, что тоже было частым явлением
У меня было сразу 5\5 без дополнительных телодвижений, но я на медаль не шла, была четверка по географии:)

У нас не было серебряных медалей. Просто если аттестат от 4,75 до 5 - только два вступительных экзамена.

В каком году?
У нас были серебряные и золотые. И если медаль есть любая, то 1 профильный вступительный в вуз. Если на 5 сдаёшь, то дальше не сдаёшь остальные экзамены. А вот , если на 4 или 3, то надо все остальные сдавать было

77-й год выпуска, УССР. С аттестатом от 4,47-5 без медали - 2 экзамена, если получил 4 и 4 - сдаешь все остальные.

Я поступала в 86, 87 и в 88, причем каждый год - по разным правилам.
В 86 медаль, кажется, давала право только на "допонительный балл" на собеседовании (тогда еще и собеседование было).
Вариант "первая пятерка" появился, кажется, в первый раз в 1988 году у нас... но и то, наш факультет сделал профильной ваще математику... которая в тот год была уникальной по сложности... кажется, всего три пятерки было из шестиста сдающих... ну, или пять... надо повспоминать )
В 86году как раз появились серебряные. На вступительных у нас было так: 3 экзамена письменных, если первый на 5 (математика), больше не сдаешь. Потом физика, если 9 за первые 2, тоже все. И потом сочинение. Собеседование тоже было, если участвовал в вузовской олимпиаде, +1балл, если призер +2балла. Что давала медаль, не помню, у меня не было.
Поступала в 1989 году, медаль (и серебряная, и золотая )как раз и давала то, что при первой пятерке по вступительному экзамену, остальные не сдаешь. Без медали в любом случае все экзамены нужно было сдавать (Москва, техвузы)

У меня был хороший аттестат, 4 четверки. С таким средним у нас можно было первые 2 на 9 баллов, это я точно помню
Не, наши точно не для исправления ошибок в чужих работах оставались )) да и я уже написала, что с вероятностью на 99, 9% эти самые медалистки на свои 5/5 самостоятельно написали, но... учителя весь одиннадцатый класс не стеснялись избегать ситуаций, которые могли бы подпортить девчонкам аттестат и вот на сочинении тоже преследовали именно такую цель )
А что вы хотите? Медалисты - они на вес золота медалисты. Увы. Сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя.
Моя дочь, как бы теперь лучше отличниц не ответила, все равно отношение соответствующее -- не сделала домашку - поставят два. А отличницу отпустят, дадут разрешение принести к следующему уроку. Кто сама себе злой буратино? Не надо было косячить в средней школе и махать мизинчиком - биология, мол, не для меня... .

А у мен все знакомые в том году готовились по Пушкину, думая что хоть одна из тем точно такая будет, и ни у кого на вступительных в институт Пушкина не было)

Помню смутно, но вроде Прощание с Матерой, Плаха и еще что-то. Тема была , просто "тема природы в произведениях сп." , а не охраны. но не помню точно.

я помню, это был прикол. одна из тем была по Пушкину, а я в этом отлично шарила и написала бы наверняка.
но, поскольку я была под надзором конторы глубокого бурения, то решила из принципа накатать политический памфлет. что-то типа "ещё дымятся народные руины, а уже новые иуды..."
изгалялась, как могла. помнится, завуч (дура дурой была) жала мне руку и говорила : "мы в тебе сомневались, а ты, оказывается вот какая". и сочинение как образец в РОНО отправила ))))
родственники попались знаменитые, неблагонадёжные ))))
а меня каждую неделю к директору таскали. с вопросами "как ты провёл своё лето?" чуть виски подбрила - сразу паника.
порой приходилось изображать пламенную комсомольскую богиню )))))
а как же вас в таком случае на иняз приняли? Там же ж, вроде строго отслеживали студентов.
Например, евреев к инязу не допускали. Типа, учится, чтобы свалить

во-первых, я не еврейка (ну разве что слегка, по польскому прадядюшке) )))
во-вторых, я всё на отлично сдала. из поступающей компании я одна в итоге прошла.
мне интереснее, как папу из ящика не попёрли. что-то там ему пришлось подписывать (((
за границу родители поехали только уже в перестроечные времена.
Выпускное по "Хождению по мукам", что-то вроде "Русская интеллигенция в период революции". Теперь понимаю, что я там навыпендривалась против политики партии, уж очень мне Рощин нравился:) Но получила 5. Вступительное - "Мать", образ матери, там все стандартно было, без отсебятины:) А! Год 77-й.

Не помню. Какая-то свободна тема. Что-то типа "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
Выпускное вообще не помню, сейчас сидела вспоминала, даже произведения не могу назвать, хотя помню все темы сочинений в 11 классе, но какое было выпускным? Но я всегда по публицистике шла, значит, скорее всего, что-то свободное было
А вот вступительное помню отлично: "Человек и история в произведениях Шолохова"
Когда вывешивали темы, после первой я начала собирать вещи "Образ моря в произведениях русской романтической литературы на примере Пушкина, Жуковского и Лермонтова" (Жуковского я не просто не знала, мы его и не проходили никогда), на второй я уже мысленно пошла работать дворником на Красную площадь, как маменька грозилась, если не поступлю "Юмор и сатира в произведениях Чехова" (я его знала всегда, но в выпускных классах изучают ублюдские пьесы, а не прекрасные рассказы, соответственно, цитат бы не набрала в голове), а третья оказалась оно самое, любимая история, обожаемый Шолохов, ну и развернулась я:)
Выпускное и два вступительных не помню. А вот то вступительное, за которое получила два балла, отлично помню. "Поиски и открытия в биологии". Я писала по "Белым одеждам" Дудинцева. 1987 год.
И апелляцию помню.
На которой отменили три ошибки из шести. И "нераскрытие темы" тоже отменили и вступили со мной в дискуссию по сути произведения.
И удивление: "А чё вы из Подмосковья в Ленинград-то поехали... не берем мы вас..."
И формулировку "За всю историю Ленинградского Университета апелляция не была удовлетворена в пользу абитуриета... мы Вам будем искать ошибки и найдем".
И фразу "Мы тут собрались тремя кафедрами и пришли к решению, что в данной синтаксической конструкции данный сложный союз всё же не разрывается!"
И ТОЧКУ в конце заголовка, которая была таки признана ошибкой, когда ошибок всё равно не хватило.
Прям потрясение для меня весь этот цирк был... Прям реально нервный срыв.
Иэх...
Что же вы там такого написали им неподходящего? Не понятно - ваша единственная апелляция не была удовлетворена, или вы пропустили "ни одна", то есть надо зарезать? Точка в конце заголовка - это все-таки очень грубая ошибка. Это как написать "сачинение". Сразу бросается в глаза, настраивает на негатив и дальше читается уже с определенным предубеждением.

Нас в школе учили, что заголовок В РУКОПИСНОМ тексте - то же самое предложение, поэтому должна быть точка.
Точки не должно быть только в печатном тексте.
В Питере была другая концепция )))
А было - именно то, что я описала. И слова "странно, что эти три ошибки Вам приписали... ааааа, Вы из Подмосковья... тогда понятно!"
... и так далее.
Ни до, ни после у меня за сочинения даже четверок не было ))
UDP: вспомнила, у меня две честные ошибки были. Одна реально спорная. Три - сняли безоговорочно.
В ЛГУ поступали? У меня в 77-м на устной математике после ответа (по моему мнению - вполне исчерпывающего, хорошая физмат школа за плечами и победы в республиканских олимпиадах) честно спросили - а вы от кого? Когда я стала что-то блеять на это, завалили дополнительными вопросами до тройки:) Пришлось поступить в другой вуз:)

Ага, два раза в ЛГУ. Первый раз не удивительно - знаний реально не хватило. А вот второй раз - было дико обидно и несправедливо.
Пришлось поступить в МГУ.
Уже написала выше, что нас учили, что точка в конце заголовка - обязательна в письменной речи и недопустима в печатном тексте.
Причем, на апелляции признали, что правила изменились не так задолго до этого.
Наша училка учила нас по учебнику 1956 года.
Кстати, факт. В ПЕРВОЙ проверке (которая с двойкой), точка в конце заголовка НЕ была отмечена как ошибка. Она появилась только тогда, когда ошибок на двойку не хватало...
То есть, на двойку хватило трех ошибок? Типа, две ваши честные и эта точка? Ну это на двойку никак не тянет. Что-то вы там "неправильное" написали, что так возбудились:)

Не, я ж подробно описала.
Две мои честные.
Одна - сомнительная. Ну, ок. Тоже за честную примем. Ок, три моих.
Одна - с формулировкой выше, про "консилиум трех кафедр". Еще одна - честно не помню, тоже нашли при повторной проверке. И финально - та точка.
На "пару" надо было шесть ошибок + "нераскрытие темы". Именно это я имела на руках при просмотре первичной проверки.
"Нераскрытие темы" и три ошибки из шести - сняли на апелляции. Им надо было найти три НОВЫЕ ошибки, чтобы поставить пару. Нашли. Поставили.
На вопрос мамы: "А сколько ошибок Вы найдете в любой работе с оценкой "отлично", если будете проверять ее ТАК?" - отвели глаза и сказали: "Но Вы же понимаете, что ТАК никто работы проверять не будет"...
Кстати, они приличные люди были. Всё понимали. И делали именно то, что им велели. Даже извинялись.
Именно на этом я и слетела с катушек. С того, когда режут милые люди с извиняющимися лицами.
Ну да ладно )))
У меня тройка была за нераскрытие темы. Писала по Булгакову. Говорила мне учительница, что нельзя Булгакова брать. Все равно взяла. Спорила на апелляции и ещё хуже сделала.

Кошмар! :-О Какой факультет? Я тогда же поступила, ощущение, что за уши вытягивали. Но было очень много откровенно слабых абитуриентов из областей, которые поступали по принципу "попробую, хотя мне это нафиг не надо", может кто по-сильнее был на общем фоне, тех вытягивали, т.к. я ни от кого.

Задумалась. Иногородние были, если не считать целевиков и пару-тройку громадянок УССР, часть поступила через рабочий факультет, говорили, что это их третья или четвертая попытка, поняли, что не поступят и использовали лазейку. Были и сами поступившие без рабфака, связями никто из них не хвастался. Но да, там какие-то квоты сколько целевиков, сколько местных, сколько иногородних, в результате реальных мест для нецелевиков, неинвалидов и несирот оставалось очень мало, значительно меньше официально заявленных.

Иногородние, безусловно были - общаги же были же.
Но они почему-то посчитали, что Московской области у них делать нечего.
Возможно решили, что зачем вам в Питер, когда есть свой университет. Иногородние были из Псковской области, Коми, Ленинградской, Курской, Краматорск вроде бы, Калуга, а целевики из республик.

Я писала с температурой под 39, на свободную тему: "Размышления о добре, красоте и правде". Получила 4/3 - запятые лепила всегда надо и не надо.

Евангельские мотивы в произведениях начала 20 века. Как-то так. Писала по Блоку "Двенадцать" и, в основном, по "Мастеру и Маргарите". Я тогда была в это произведение погружена, читала критику, литературоведческие статьи и была реально в теме. :)
Получила 5 и похвалу учителя литературы (я ее очень уважала). А вообще я сочинения не люблю и отлично их никогда не писала. Просто с темой повезло.
Вступительное, кстати, писала по "Войне и миру". Тему не помню. Получила за него трояк. :))) Но сочинение правда было унылым.

В глубоком обмороке считали? Там миллион маркеров времени для человека, хоть чуточку знающего историю.

Если нетрудно, приведите хоть один пример. Отсылка в Гугл будет значить, что Вы не можете этого сделать.

Понятно. Дело в том, что Булгаков писал этот роман, сознательно смазывая все упоминания о времени происходящего. Там нет ни одной зацепки и факта, которые могут свидетельствовать о времени. Это роман ВНЕ времени. Поэтому его никак нельзя отнести к литературе начала XX века.

Да-да, вне времени на период до 37 года:) Массолит вне времени, примусы, нэп, "валютные" магазины, все вне времени:)

Как дата издания могла повлиять на евангельские мотивы в произведении автора, умершего за 20 лет до этого?

Речь шла о начале 20-го века. "Мастер и Маргарита" был написан и появился НЕ в начале 20-го века.

Работа начата в 1928, так что...
Я встречала информацию (по-моему, в четырёхтомнике в комментариях), что замысел появился где-то в 1925. Блок свою "Двенадцать" написал в 1918.

Ах! Почему в наше время не было таких тем? "Мы" до сих пор перечитываю, слог завораживает.

Ну, мы же были искренние пионеры-комсомольцы несмотря на анекдоты и критическое отношение к действительности. Собственно говоря, и сейчас ничего не изменилось. Немного задурили голову в 90-е, но сейчас все встало на свои места:)
Можно и так сказать. Не надо понимать все буквально. Развал СССР искренне считаю катастрофой и преступлением, смотря на кого стрелки переводить.
На свободную тему, что то как обычно про Никто не забыт, ничто не забыто.
Это был мой коронный номер, мои " сегодня маленькие, но по три".
Конечно, я получила пять.
Я так исполняла этот номер, что наша завуч рыдала на школьной линейке.
Впрочем, сейчас понимаю, была она чересчур чувствительной дамой. Когда обьявили о смерти Брежнева, на такой же линейке хлопнулась в обморок.
)))
Причем тут пьяная? Люди испугались, что теперь будет, при Брежневе наконец-то была стабильность, а тут вдруг непонятно, чего ждать. У нас в школе даже школьники переживали, от родителей настроение передалось, но когда стало ясно, что 90-ые наступят позже ;-), всё спокойно, все тоже успокоились.

В совершенно нормальном окружении жила. Испуг в ситуации, когда смена правителя может поменять весь жизненный уклад, вполне естественен.

В нашей школе даже о ковиде задумались в то время :-) - на портрет Брежнева нацепили маску (где нашли только тогда) со словами "В Уфе эпидемия гриппа".
Сестра :). У меня тема была другая , но тоже рыдали все. Мое сочинение от школы отослали в районо ( каждый год отсылали одно от школы ) и там - рыдали все.
Достоевский. Была проверка районная, сказали, что ребёнок так не напишет. Учительница собирала мои сочинения за последние годы и возила. Было страшно, что заставят переписывать, но потом все улеглось и было приятно

Нам не дали писать) мы писали в актовом зале. Периодически группа детей выходила в туалет/на бутерброды, где родители сидели с чаем, там на столах лежали образцы сочинений, которые учителя нам сказали выбрать и написать по возвращении)
98 год. МО.
Ни камер, ничего, лишь бы хорошо сдали и выпустились.
На экзамене по математике я тихо пыталась подглядеть в шпаргалку, заметила учительница и говорит: доставай, доставай, не стесняйся)
На вступительных экзаменах в ВУЗ в Москве в принципе, тоже очень лояльно было. По крайней мере, сочинения я списала по предложенному образцу. Но я бы и так поступила - была договоренность, если не доберу баллов, то доплатим) не добрала 1 балл по математике.

Благодатная тема писать про лучшую экранизацию всех времен и народов (по моему скромному мнению):)

Честно, не помню во времена СССР ни одного вуза, где достаточно было диктанта при поступлении. Только сочинение. Интересно, в каких вузах был диктант?

Напрмер, ДГУ (Днепропетровский Государственный Университет), в 1990 году на технические специальности. Мало того, в ДГУ были только письменные экзамены и их было чётко ТРИ.
А вы инспектировали все вузы в ссср, что не помните ни одного?
Да без вопросов. Все технические специальности, кроме филфака, исторического и психологического факультетов в ДГУ. Всего факультетов на тот момент было 15. То есть, мехмат, физфак, физтех, радиофак, примат, экономический, биологический, химический и т.п. писали диктанты при поступлении. Я поступала на филфак: сдавала французский письменно, литературу+язык письменно, писала сочинение. Мой друг поступал на исторический: сдавал историю+обществоведение письменно, английский письменно, сочинение. Мои одноклассницы поступали на мехмат, физтех, физфак - сдавали математику, физику письменно, плюс писали диктант.
А чего вы так возбудились? Диктант выходит за рамки вашего понимания вступительных экзаменов?
Вы слепая?
« Я поступала на филфак: сдавала французский письменно, литературу+язык письменно, писала сочинение. »

Когда собиралась поступать, много инспектировала:) Крупные вузы и университеты. Из тех, из которых выбирала, ни одного не было с диктантом. Да, каюсь, ДГУ не рассматривала.

Так может это не во времена ссср )) в 1997г, например в Станкин, по русскому диктант писали. Друг поступал, по математике и физике был умница, а вот русский... диктант написал на зачёт, все-таки )
тему не помню, помню только почему получила 4 за грамотность, видимо сказалось нервное напряжение, и я вставила в середину очередного предложения слово (если это можно так назвать) состоящее просто из набора букв, то есть реально было написано что-то типа "вбаодн", при этом даже по смыслу было нельзя предположить что и зачем это там

У меня по математике на вступительном было 4, потому что я вдруг решила, что корень из двух равен двум, и записала "упрощенный" результат:)

Шепотом...у меня тетрадка есть с этим сочинением, про ..."в огне революции" по "Гадюке" ,92 год

ну так-то сразу и бедняга? выпендриться решили? лучше бы грамотность проверили и таблеточки для мозгов попили. память девичья. прямо как в той истории. "ой, обидели. всех е...ли, а меня не видели".
Что- то про преступление и наказание. Но такую чухню потом сказали. Поставили 4 чтобы аттестат единственной тройкой не портить. Сочинения вообще не мой конек, до сих пор с детьми написать не могу. Для меня ужасный труд составить рассказ по картинке.

По В.В. Маяковскому и его произведениям, 1997 год. Помню, приехала комиссия из ВУЗов, работу мою оценили, восхищались очень. Было интересно смотреть на перекошенное лицо учительницы, которая принципильно по литературе мне всегда ставила не выше четверки. И на выпускном сочинении мне независимые преподаватели поставили 5/5, а ее любимицам-отличникам четверки и тройки).

Почему это дважды?
Вас оценка 5/5 смущает? Я чуть позже автора выше оканчивала школу. У нас ставили 2 оценки за сочинение. Орфография и содержание

" И на выпускном сочинении..." Меня смущает союз и. Он предполагает то, что действие совершалось дважды.

Маяковского я обожала, он мне по ритму подходил.
Помню в школе вечер был, посвыщенный 90-летию (точно не помню). Из двух часов терть практически была моя. Память у меня была хорошая и интонация суровая :-)
Мальчик один сказал через несколько лет, что он в тот вечер в маня влюбился :-)
По "Войне и миру", тему выпускного сочинения не помню, что-то про Андрея Болконского. Вступительное по теме "Истинная и ложная красота в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Молодежь (или комсомол, не помню уже) -молодая гвардия перестройки. 1987 год, 12 тетрадных листов, оценка 5/5:)
У нас была такая учительница, пришла к нам из вуза в нашем 9 классе. Сочинения при ней всегда писали большие. Не помню ограничений, точно, нам их не озвучивали, у меня получилась полная тетрадь.
1993. Любимые герои Толстого в романе "Война и мир". Это выпускное. Оценку не помню.
Вступительное в технический ВУЗ на зачет тоже по Толстому. Фактически что-то из выпускного сочинения сделала. Формулировку темы не помню.
У нас было 5 тем для сочинения. Четыре темы по произведениям, а одна тема свободная. Путешествие по России. вот писала на эту свободную тему, благо нас в школе много куда возили.

"Если я не за себя, то кто за меня? Если я только за себя - зачем я?" - такая была свободная тема на вступительном в вуз, 1989 год. Школьную не помню, а эта в памяти засела. Две другие были не лучше, когда озвучили третью - у всех глаза на лоб полезли.
Темы были 3 на выбор-что то про Пушкина вторая о влиянии гражданской войны на литературу.3 тему я и выбрала-называлась- Мой город.Я написала в стихах.Потом даже в газете напечатали.
Выпускное писала про Акакия Акакиевича Башмачкина, это ФИО врезалось в память накрепко, а вот автора и название произведение пришлось гуглить )))
Я шла на медаль. Но сочинения никогда не были моим коньком. Математика, химия - вот тут я была сильна.
Я вроде грамотная была, но вот фразы строила слишком длинные. А на экзамене еще и волновалась сильно. В итоге, меня вызвали после сочинения, и училка по русскому сказала, что у меня там вообще на тройку и написала за меня, чтобы оценка была 4/5 или 5/4, уже не помню. И медаль серебряная, одна на всю школу. Я конечно в легком шоке была, что в школе такое возможно, да еще и на выпускном экзамене. Вот такой подарок от школы в 1990-ом году.
Зато в институт сдавала одну математику - после подготовительных курсов еще и не в общем потоке, а заранее. Так что с 5-ой за один экзамен и медалью поступила раньше основного потока. Чему была несказанно рада.
Сейчас у меня все нормально с русским, кроме тОрты- тортЫ и похожее. Даже стихи в молодости писала. И рассказы о поездках моих читают друзья. А грамматические ошибки в основной массе вижу издалека, глаз режет.

А что, были разве выпускные сочинения? Не помню. Я в физмат гимназии была, у нас не было, насколько я помню.
Вступительные экзамены были только в виде диктантов, зачем на негуманитарные специальности сочинение?

Тут в основном вспоминают времена 30-40-летней давности. Тогда сочинения были практически везде. А негуманитариям сочинения нужны, чтобы они умели не только грамотно записать на слух отрывок из произведения, а могли сами грамотно изложить и собственные мысли.
