Уроки эмпатии
Вы бы хотели, чтобы в школе у ваших детей был урок эмпатии?
Чтобы детей учили сопереживать, не высмеивать других, брать и нести отвественность?

Потому что:
"Предлагаю вам взять несколько журналов в пользу детей Германии , по полтиннику штука…
Нет, не возьму.
Но почему вы отказываетесь?
Не хочу.
Вы не сочувствуете детям Германии?
Сочувствую.
А, полтинника жалко?
Нет.
Так почему же?
Не хочу…"
Спрааедливости ради нужно отметить, что " эмпатия" характерна лишь в северных странах. На юге Европы ничего такого нет, а даже наоборот.

Это всего лишь будет означать отсутствие каких- либо " стандартов" по эмпатии, и что она будет у всех разная

А если у кого-то в семье НЕ воспитывается? Таких ведь немало.
Не вижу ничего плохого в таком предмете в принципе. Для жизни полезно. Вопрос только как именно его преподавать.

Ну то есть вы за закон джунглей. А не боитесь потом с этими детьми по одним улицам ходить?

В школе есть литература- раздолье для примеров эмпатии. ...Главный вопрос- вы учителей этому как учить собираетесь? А то вот им-то в первую очередь надо... Дети непонимающие и бессердечные по природе своей, но они учатся опытом, их сердца ЕЩЕ не открыты. А у учителей там наносной слой антикора.
Идея хорошая, только не как отдельный урок. Этому в принципе можно учить на любом уроке литературы, изо, музыки, истории, физкультуры. Да на любом уроке. И опытные, настоящие педагоги это и делают. А вот попытка выделить это в отдельный предмет - это все опошлить. Это как "уроки осознанного чтения" сейчас.

Я бы хотела, чтобы у моих детей были уроки психологии. Только чтобы их вел не школьный психолог, а успешно практикующий психолог или психотерапевт. К тому, что Вы перечислили, было бы здорово добавить выстраивание и отстаивание личных границ.

Сейчас вам напишут, что этому учат в семье или на уроках литературы или истории, а то и физкультуры
А по факту, что это и с чем это едят никто толком не знает

Вообще-то психология это наука достаточно нудная для изучения. Или вы об этой....популярной :-) Да и практикующий, да еще успешно психолог будет стОить школе как десяток учителей. Догадайтесь с трех раз кого выберут.
В СССР в 40х-50х годах в школе преподавали психологию по учебнику Теплова. И программа была довольно вменяемой.
Эмпатия - это способность понимать, что чувствует другой человек. А уж что вы будете делать с этим знанием - "сопереживать, не высмеивать других", "брать и нести отвественность" :-О или манипулировать и всячески использовать - совершенно из другой оперы.
Я хочу что бы наконец все учителя и администрация с уважением относилась к ученикам и родителям.

А этому невозможно научить, тем более сразу. Пара поколений должна пройти что бы эта часть жизни изменилась.
Первопроходцы будут, когда профессию учителя сделают престижной. В этом случае туда потянутся люди, будет и конкуренция, среди этого потока найдутся достойные люди. А пока там сидит поколение 40+, ну если вспомнить, как эти 40+ поступали, учились итп...ну в общем, примерно понятно, кто сейчас работает в школе.
Не все, конечно. Но достойных реально очень мало.

Ну вы конкретно ответить можете?)) Вода какая-то)
Профессия престижная это та, которая позволяет хорошо жить. Купить квартиру, машину, ездить отдыхать, не считать деньги, зайдя в магазин. Вот когда так будет, то учитель будет держаться со свою работу, любить, но сначала, чтобы ее еще получить он будет бороться за место в вузе, а потом за место в школе. И будут выбирать лучших, а не брать тех, кто, слава Богу, хоть пришел.

А и ОБЖ, в том виде как есть, ужасен.
Не надо пытаться засунуть в школу все в виде просто сидения за партой и добавления-добавления-добавления.
Это бессмысленно.
Я и в целом явно придерживаюсь непопулярной точки зрения на Еве насчет того, каким должно быть обучение в школе.
Ну и другое для школы первостепенно.

тем, что все, что становится уроками, воспринимается детьми формально, неужели это непонятно. На Западе и сексу учат малышей, и детей отнимают пачками, что теперь все западные извращения к нам в школу тащить, последнее время в школу лезут и лезут, математикой надо заниматься, она мозги развивает. А Эмпатию нужно учителям преподавать -это уже все давно поняли, чтобы они не молчали, когда на их глазах травля начиналась, чтобы реагировали на несправедливость, а не делали вид, что не заметили.

Не подкидывайте идеи горе-деятелям. А то будут дети по понедельникам приходить ещё на час раньше.

Уровень эмпатии же можно повышать и не изучать не только " на рыбках".
А , например, вхождением в чужие роли.
А самое главное, какие варианты решения сложных жизненных задач существуют

Этого на литературе полно.
Эмпатия очень в раннем возрасте формируется. У меня повышенная с детства и это хреново....вон чуть что у близких не так или у соседей-у меня несварение,бессонница,депрессия.в обратную сторону аналогично,правда.я устаю от этого....а уж как печально когда тебе врут...это же так видно...

Вот понавыпускают психологов, они потом со своими новаторскими идеями, не имея своих детей, лезут к чужим, только только отбились от идиотских диагностик по рисунку, теперь они за эмпатию взялись

Нет! И так дети перегружены, чтобы еще один предмет пихать. Пусть эмпатии учатся на литературе и истории.

А для этого надо прямо урок проводить? Это базовые вещи, которые регулярно, так или иначе, проговариваются в школе чуть ли не ежедневно
Этому в семье учат. Испанские дети очень добрые в массе своей. Они нежно любят стариков и младших детей.
А родители на что?
Родители уже вообще все свои обязанности хотят на школу повесить? Школа - пусть учит в первую очередь, а воспитывать, прививать эмпатию -семья должна до школы
Надоели уже эти однкры, внеурочки, обж из года в год, курсы "липовой " психологии в программе. Напихали всякого сора вместо нужных предметов. Информатика по часу в неделю, а говорим, что нужны стране itшники и программисты

Не достаточно для чего?
Для безусловного признания и поддержки действий президента и его армии?
Или, для осознания, какое горе мы принесли соседнему народу?

как-то ее изучение никогда не мешало травить умных, толстых, очкариков и т.д. )
принятию событий и покаянию учат на ОПК

В современном мире эмпатия только мешает. Чувствительные люди хуже делают карьеру и зарабатывают деньги.

Не воспитывается эмпатия, если ее нет, пробовали уже. Психопатов-социапатов пытались научить сопереживанию. В итоге они просто научились зеркалить и копировать человеческие эмоции, связанные с эмпатией, вплоть до нужного выражения лица. Но внутренне они остались совершенно равнодушны.
А вот чувство ответственности - результат воспитания.

Я не понимаю, чему должны учить на этом уроке? Эмпатия - врожденное свойство, она или есть, или ее нет. И ребенок учится выражать свои чувства в семье на примере родителей. Чему его могут научить в школе? «Правильному» поведению при изображении эмоций, которые не испытываешь?
Ну нет же!
Смысл всего, это выработка навыков, необходимых для сотрудничества в обществе, умение решать конфликты, их суть. Можно и по- другому сказать: " Человековедение"

Это вообще не об эмпатии, то что вы сейчас написали)) Дети с нормальным эмоциональным интеллектом постигают все эти навыки, просто находясь в коллективе себе подобных 🤷♀️
А много ли современные городские дети находятся в коллективе, не управляемом взрослым сверху? Когда требуется взаимодействовать, самостоятельно выстраивать отношения, иерархию, находить компромисы, решать проблемы и т.д?

А должны? С каких пор?
В стране, межпрочим, вертикаль власти. И это не политическо-экономический термин, а реальное устройство общества. Предполагается наличие минимальных самостоятельных интеракций на горизонтальном уровне. Все интеракции обусловлены строго вертикально-иерархическим взаимодействием. Больше не надо "решать проблему", о ней надо сообщить старшему по званию, там разберутся.

Школа чем вам не коллектив? Внешкольные отношения между ровесниками чем не коллектив?
Я уже молчу о таком явлении, как интернет. Современные городские дети общаются в соцсетях с огромным количеством людей на разных языках, нам такое и не снилось. И не надо про эрзац-отношения. Навыки общения там те же самые - и компромиссы, и иерархии, и конфликты, и решение оных конфликтов.
Тем что все эти занятия проходят под руководством взрослых. Активная роль детей сведена к минимуму. Конфликты разрешаются взрослыми, решения принимаются взрослыми.
Общение в соцсетях обезличено. Ты не видишь, как заплакал на другой стороне монитора мальчик, которому ты сказал гадость. Он просто перестал отвечать, все ок. Если ты поссорился с кем-то в сети - там остались еще несолько десятков человек, с котороыми ты продолжаешь общаться и в любой момент можно найти новых. Сетевое общение дает искаженную картину по сравнению с реальным миром. А с другой стороны травля в сети тоже может принимать гипертрофированные размеры и при этом может быть не видна никому, кроме пострадавшего. Да, там есть компромиссы, иерархии и конфликты, но все это ДРУГОЕ. И навыки сетевого общения далеко не всегда помогут в реальном мире.

Вы про детей какого возраста говорите, что у них все конфликты решаются взрослыми? Ваши дети не общаются в школах на переменах? Не проводят время после уроков? Не разговаривают друг с другом по телефону, не встречаются на каникулах? Ну таких детей может и надо дополнительно учить социализации, не знаю. Но чем это поможет? На уроках социализации тоже всем будут заправлять взрослые.
Мне странно читать подобные заявления про неумение современных детей вести себя в коллективах, честно. У меня две очень общительные экстравертные дочки, я не вижу ни у одной, ни у второй никаких коммуникативных проблем, которые следовало бы прорабатывать в школе на отдельном предмете.
При чем здесь мои конкретные дети?
Хотя даже мои, на мой взгляд, слишком мало проводят времени в детском коллективе не под руководством взрослых.
Вы отрицаете, что проблема существует? Откройте ТД и Детскую психологию, там куча тем о детях с серьезными проблемами с социализацией и общением. Предлагаете наплевать только на том основании, что у ваших проблем нет? А у моих с математикой проблем нет, они все очень быстро делают, давайте отменим половину уроков математики, плевать, что другим надо вдвое больше времени на усвоение материала. Хотите?

Проблема существует, но ее не решить школьными уроками по навыкам межличностных коммуникаций в детских коллективах. Чтобы дети умели общаться в коллективах, надо чтобы они в первую очередь в этих коллективах находились. А не бегали с раннего утра до позднего вечера по курсам, репетиторам, секциям и тд, не имея ни секунды свободного времени.
Школьные уроки могут стать одной из ступенек, которая поможет решить проблему. Но, естественно, не они не могут быть единственной ступенькой.
Вообще, этой проблеме, на мой взгляд, традиционно уделяется слишком мало внимания, почему-то очень многие уверены, что эти навыки появляются "сами собой".

Стрелки и неадекваты - это пациенты либо психологов, либо психиатров. Либо кандидаты на пристальное внимание опеки на предмет выявления абьюза внутри семьи.
Такие вещи в семье легко не заметить, особенно если сами родные абьюзеры или страдают сниженной эмпатией. Так что как раз занятия могли бы выявить потенциально проблемных детей, чтобы они своевременно могли получить помощь.

Проблемые дети известны каждому учителю, что мешает сейчас заняться ими? Выделить в отдельный класс и учить там эмпатии сколько угодно.
Или вас больше волнуют родные абьюзеры?

Не знаю. Наверное, что-то мешает, раз проблема усугубляется.
Вот любопытное исследование, можете ознакомиться: https://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000000106_Disser.Pdf

Они должны получать профессиональную помощь психологов и врачей, а не уроки эмпатии в школе, где остальные дети вполне себе научены этой эмпатии в семье.

Вы пребываете в мире иллюзий, если думаете, что какая-нибудь марьиванна в школе выявит потенциально проблемных детей именно на уроках социализации) Их и так видно
А вообще забавная тема.
Наши дети не умеют общаться в коллективах, потому что всем заправляют взрослые. Поэтому давайте отправим их на дополнительные уроки, на которых взрослые будут учить их общаться в коллективах.
Елки, да в лагерь их лучше отправьте на каникулах! 😅
Ну вообще-то я не писала "отправьте их на дополнительные уроки". Я просто написала, что если будут введены такие уроки, это может быть неплохо само по себе. Однако я соглашусь, что данную проблему можно решать и другими способами.
Я только несогласна, что школа может себе позволить самоустраниться и переложить решение полностью на родителей. К сожалению, чтобы рожать детей никаких педагогических знаний не требуется и далеко не у всех родиелей есть компетенция и желание помочь своим детям. А от несоциализованных индивидуумов страдает общество в целом. Проблема общественная, а не отдельной семьи.

ПС. А вообще всем маленьким детям в обязательном порядке надо читать рассказы Осеевой - там как раз все, что им надо знать про общение с другими детьми в коллективах 😅
И делать это ДО школы)))
Чтобы ответить на ваш вопрос, надо ознакомиться с методикой. Если где-то такие уроки уже есть, наверное, есть и методика, и какая-то информация об эффективности.

Ну вытак со знанием дела это предложили, я думала вы точно знаете как. Вашим детям мало что ли внеурочки?

Что именно я предложила? Я просто рассуждаю на заданную тему, я ничего никому не предлагаю.

Потому что вот ваш ответ
====
Чтобы ответить на ваш вопрос, надо ознакомиться с методикой.
====
Т.е. с методикой вы не знакомы) но предлагаете это даже не во внеурочку, а в учебный план?
А вот до смерти сталина еще со времен царской россии в школах повсеместно был предмет "логика". Вот это нужный предмет.

Этому дети учатся в семье и коллективе.
В школе на уроках пусть учат математике, русскому и физике, чесслово
Не надо уроков эмпатии. Надо учить порядочности и ответственности за свои поступки. Причем, это не один учитель должен делать, а прежде всего семья. Сейчас у всех родителей позиция "вы научИте, а мы посмотрим и проверим", это неправильно, имхо

Вроде бы всему этому должны учить в повседневной работе? На уроке чтения, окружающего мира, на перемене? В течение дня вполне можно затрагивать эти темы и объяснять детям. И в детском саду об этом говорят. Зачем какой-то отдельный урок?

Отдельный урок, возможно, нужен, чтобы привлечь вниимание к этой проблеме. С тем же успехом можно сказть, что патриотизм воспитывается на уроках литературы и истории, однако, как мы видим, сейчас вводят уроки патриотизма.

историю не очень, английский -ну сама ж понимаешь, химия - пожалуй то же нет, то что я видела ...никто не понимает. Уж хоть стабильные предметы хочу на нормальном уровне.
Понятно))) а я хочу все эти предметы на хорошем базовом уровне до 8-9 класса. Категорически против религии, регионоведений, ОБЖ, обществознания, окружающего мира в началке, музыки и изо в 5-7 классах (ну можно порисовать в 5 еще, ладно). Также я против физкультуры в том виде, в каком она сейчас существует (ее надо обязательно ставить парами и обеспечивать душ, а также она должна быть игровая).
Вот, видишь как много часов освобождается под математику- русский
Истории я просто боюсь, я была в 9 (10 по новому) классе, когда вытаскивали бюсты Ленина на помойку, снимали портреты Энгельса и Маркса, заодно и Луначарского. Читали похабщину про Ленина...при этом забывали что образование у половины предков получено только за счет Революции и все неоднозначно. Если мой дед получал образование семейное по-любому, то бабушка бы закончила 4-мя церковно-приходскими. Сейчас опять идет тот же процесс...многие забывают что своим достатком обязаны 90-м.
Ну, бойся не бойся, изучать ее все равно надо, это ведь изучение циклов и закономерностей по сути, просто нужен хороший учитель, по крайней мере меня совершенно не напрягает история древнего мира и средних веков, читается и изучается как сказка.
Про "все неоднозначно" я абсолютно с тобой солидарна, про то, что люди забыли, чем обязаны прошлым временам, тоже согласна
Лишний час сидения за партой? Лучше не надо. Хорошо организованная игра типа квеста - пусть будет иногда.
И вообще я сегодня задумалась, а нужна ли школа вообще мне. Русский я сейчас буду нанимать репетитора (хорошо готовит), Пайтон -курсы, английский-курсы, сейчас уже художка началась...Мне жаль тратить время на все это внеурочное...Думаю как школу сократить до минимума.
Считаю, что "уроки" эмпатии уже были у моего сына в школе. Развитие эмпатии достигалось иклюзивностью и привыканием детей к старикам и другим детям. В классе сына учился мальчик в инвалидном кресле. Очень много историй, связанных с ним. Например, в одной из поездок дети проголосовали не ездить туда, куда не мог поехать ребенок в коляске и выбрали альтернативный вариант. Также в его классе учился мальчик с аспергером. Тоже много историй с ним связанных. Я всегда была рада, что сын учился в одном классе с разными детьми.
У нас к сожалению под инклюзией понимается что-то свое. На практике в обычные классы/группы детсадов напихали психических детей, и все дружно мучаются. Эмпатии данный опыт не учит, скорее наоборот.
Мальчик в инвалидном кресле с диагнозом, как у стивена хокинга, не помню точное название. Голова светлая, сын с ним дружит. Мальчик с аспергером, да психический, но гимназию вытянул. Отклонения в поведении были. Ну вот дети учились к нему приспосабливаться. Одно время мальчик даже с ассистенткой ходил в школу. И все равно я рада, что сын знает, что вот так бывает в жизни.
Допишу. Плюс дети ходили на праздники в дом престарелых, над которым школа шефствовала. Рисовали для них открытки на праздники и тд. Тоже отличный опыт. Хотя меня пару раз в школу вызывали за тематику открыток, которые мой отпрыск для них рисовал. А рисует он хорошо, поэтому было впечатлительно :party2
У вас это сделано по уму - с туторами, ассистентами и тп(( А у нас в группах/классах один психический ребенок терроризирует остальных, включая учителя/воспитателя, которые ни бум-бум в методиках работы с особыми детьми. В итоге слово "инклюзия" становится нарицательным. Эдакая пугалка.
"у нас в классе инклюзивный ребенок, куда бежать", "как избавиться от неадеквата"
Да. тюторы и ассистенты есть, если у ребенка сильные поведенческие отклонения и он сильно мешает остальным.
У вас хороший пример, в саду мальчик (диагноз не помню) покалечил двух детей. Сильно. Проколол вилкой руку, стукнул по голове стулом. По мелочи была еще куча, это те за что родители стали бороться чтобы убрали. В травме зафиксировано, воспитатель сильно получила. Воспитатель целый день его за руку держала. Когда его перевели я честно выдохнула.
У него, значит, легкий аспергер был. На самом деле детям с таким диагнозом самим очень сложно быть в коллективе. Это дискомфорт для них.
А могло быть и так, что ребенок мешал бы занятиям. У сына в классе (в началке) был мальчик, который штаны снимал и своим хозяйством тряс. Его в школу отдали в 8,5 , или даже в 9 (не помню точно, но он намного старше был), очень хотели, чтобы он учился в обычной школе, но вот не смог... Через полгода перевели на домашнее обучение, потому что такая инклюзивность вообще ни в какие ворота.
Инклюзия очень хороша в случае физической несохранности детей, тогда дети действительно учатся помогать ребенку с ограниченными возможностями и быстро перестают замечать физ ‘недостатки’. Всем хорошо в итоге.
А вот с псих расстройствами или отсталостью- очень сложно. Для обеих сторон, увы.
В начальной школе сына в соседнем крыле располагалась школа для слабослышащих и слабовидящих детей. Занятия были конечно раздельными, но была общая большая игровая площадка. Вот там они все прекрасно играли вместе. Какие-то игры находили для всех..
Вы о другом сейчас, о детях именно с физическими недостатками, а не с поведенческими проблемами.

Нет. А психологи, которых переизбыток в настоящее время пусть друг с другом тренингуются, а от школьников отстанут.

А разве это не входит в программу? Мне казалось, пдд проходят на «окружайке», а первую помощь на физкультуре где-то в старших классах.

В начале 90-ых в нашем пионер-лагере был отряд детей из детдома.
Даже не понятно, кто был менее подготовлен к такой "встрече" - обычные дети или дети из этого отряда.
По наблюдениям могу сказать, что все-таки обычные дети, которые даже разговаривать с ними не хотели и всячески их избегали.
Тогда, конечно, и времена другие были и финансирование. Дети из детдома были подстрижены "под машинку" все как один, и девочки-подростки тоже.. одеты были в обноски.
Но под конец смены, благодаря работе вожатых-студентов пед.института, дети между собой стали общаться, и не шарахаться друг от друга (это в лучшем случае).
Под конец смены уже с ними все делились сладостями, которые остальным детям привозили их родители (даже в ущерб себе ))) ).
Так, что это был такой наш "урок эмпатии"

Назовут эмпатией, а по факту начнут каких нибудь трансгендеров пиарить...нет уж, спасибо не надо.

А какая травля в начальной школе и как тут поможет эмпатия? У нас в классе были дети крайне расторможенные, а скорее забалованные и невоспитанные, они обижали и девочек и мальчиков - вы про это? Когда моей дочери такой красавец разбил лицо и я ездила с ней в травмпункт, т.е. кроме моральных составляющих было еще приличное количество материальных, то я должна была дочери про эмпатию рассказать? Вот не догадалась, чесслово. Наоборот, запретила подходить близко и разрешила бить первой. Очень дорого ваша эмпатия стоит. А еще вшей выводила с волос до попы раза три - что-то меня никому жалко не было))))

Нет, потому что конечными выгодоприобретателями окажутся те, кто сам на эту эмпатию не способен и у кого ее выработать невозможно: аутисты и иные сильно нездоровые личности, родители которых требуют, чтобы общество не просто их терпело, но еще и принимало и понимало

эмпатия - эволюционно оправданное качество. существует даже у животных. у крыс, к примеру. развитая эмпатия позволяет стае эффективнее взаимодействовать, комфортнее жить.
так что тут вы не правы.
У здоровых людей и зверей да, отличное врожденное качество. Поэтому здоровых этому обучать не нужно. Но хочется ведь заставить здоровое общество симпатизировать тараканам, да еще и угадывать их мотивацию, в голове больных особей. А вот это однозначно лишнее.
