6-ти летка и синдром отличника
Посоветуйте как помочь ребенку. В садик не ходит. Но очень общительный и деятельный ребенок. В прошлом году ходили на много разных кружков - никаких проблем не было. В этом году просто кошмар - после каждого занятия слезы. Если кому-то поставили "пятерку" или похвалили, а его нет - сразу слезы, если что-то не получается - опять слезы. Пытаюсь объяснять, что ошибаться - это совершенно нормально, на занятия для того и ходят, чтобы учиться, а если все уметь хорошо делать, то и занятия уже не нужны. Что чтобы что-то новое начало получиться, надо сначала немного потренироваться и с каждым разом будет все лучше и лучше получаться. Говорю, что вообще не важно,хвалит ли педагог, какая "оценка" и как получается, главное - это получать удовольствие, что он на занятия ходит именно для удовольствия и собственного развития, а не чьей либо оценки. На все это он отвечает - ты ничего не понимаешь, я хочу быть лучше всех и чтобы меня хвалили. При этом я сына вообще всегда хвалю, никогда ни за что не ругаю, во всем поддерживаю и помогаю, но вот нужно ему признание общественности и очень из-за этого страдает. Как помочь? Что делать? Может это какой-то возрастной переходный этап и пройдет само? Но у старшего ребенка ничего подобного не было
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
"При этом я сына вообще всегда хвалю, никогда ни за что не ругаю...".
Т.е. он ВСЁ и ВСЕГДА делает идеально и НИКОГДА не хулиганит?)
да нет конечно - всякое бывает. Но в большинстве случаев ему достаточно объяснить, что так неправильно поступать и ругать, наказывать нет необходимости. Просто я хотела подчеркнуть, что недостатка похвалы и ласки дома он не испытывает и не поэтому так ждет похвалы и хороших оценок на занятиях
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
хорошо б с психологом посоветоваться насчет как себя вести и какие аргументы использовать
возможно вы не корректно оцениваете ситуацию, взгляд со стороны не помешал бы
ну попробуйте аргумент, что отличникам ужасающе трудно живется - надо столько учить, страшно НЕ получить пятерку
один год еще ладно, увлекает
но школа - 11 лет
и все годы в таком напряжении? не поиграть, не выспаться - некогда, учить надо, потому что страшно получить ниже 5ки
мопед отчасти мой: дочка часто говорит как же хорошо живется двоечникам, не выучил - не страшно, не новость, выучил - ах, какой молодец, а отличника кто похвалит за 4ку, даже если накануне учил из последних сил через головную боль
но у вас возможно не тот случай - не 5ку хочет себе, а завидует другим
тут аргумент про нормальность ошибки и удовольствие от учебы не прокатит
а потому и не действует
удовольствие-то не от оценки, а от чувства превосходства надо другими
правильно говорят перехвалили, я тож свою перехвалила, было примерно то же - стала иногда указывать на не идеальные моменты. что надо еще постараться. поработать. готовились к школе - ошибка была трагедия, чуть ли не слезы - мягко учила спокойно исправлять ошибки - или стирать или зачеркивать, напоминала что ты же еще учишься, ошибку сама нашла - это нормально, исправь.
мы тоже активно готовимся к школе, и тоже не только хвалю, но и на ошибки указываю, и говорю, что пока не очень хорошо получается - надо еще потренироваться. Причем стараюсь потом подчеркивать -вот помнишь, вчера у тебя плохо получилось, а сегодня гораздо лучше.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
так он же не дома все 6 лет до этого сидел - в прошлом году каждый день ходил на разные занятия, постоянно в разных коллективах и таких проблем не было. Хотя были и разные педагоги, и оценки тоже разные, когда хвалили, а когда и ругали, но он к этому нормально относился, а теперь вот
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Нервная система доросла до понимания, что он не пуп земли. Просто обычно к этому моменту ребенок уже знает, что он не самый лучший на земле и спокойно относится к необходимости работать и получать за это похвалу. Но ничего страшного, порыдает и дойдет до него рано или поздно.
Разговаривайте-разговаривайте-разговаривайте. Измените ключ бесед с "получать удовольствие и фиг с ними с оценками" на "вот Маша лучше читает, а ты лучше рисуешь - это нормально и так всегда будет - кто-то в чем-то лучше, нельзя быть красивее и умнее всех постоянно (примеры великих художников, математиков и т.д.), зато можно стараться быть лучше самого себя вчерашнего, это безпроигрышный вариант". Может, это ему понятнее будет?
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
вы знаете - и такой аргумент тоже приводила, не помогает( Буду пробовать еще, может перерастет потихоньку, осознает... Но что делать сейчас? Меня уже трясет - на занятия его вести не хочется. Как попугай каждый раз после занятия пытаюсь его успокоить, привожу все аргументы, но не доходит до него(
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Хочу сказать по поводу "каждый раз пытаюсь успокоить"... А если не пытаться каждый раз? Ну, для разнообразия... Наоборот... Ну поплачь, поплачь, может легче будет, хочешь и я с тобой... А чего плачем-то? Что Маше "5" поставили? От зависти плачем или чего? Так сильно завидно? ТЕБЕ не поставили? А за что надо было? А Маша не может быть умницей? Ну и т.д. чтоб сам попытался сказать ЧТО его так расстраивает... А что изменится от нытья нашего? А что надо сделать чтоб изменилось? Ну и про оптимистов и пессимистов тоже, с каким отношением легче и лучше жить...
![A](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
А вот тут вы зря. Чего трясет-то? Ребенок цел-здоров и упитан, ничего критичного-то не происходит, трястись совсем от других проблем надо. Может, потому и не помогает, что он не свою эмоцию проигрывает, а манипулирует вами, найдя чудный способ доводить вас до трясучки?
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Вы правы, попробую вообще не акцентировать на этом внимания, чем-то сразу отвлекать и не показывать, что переживаю
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Поводите его на какой-нибудь командный спорт - типа хоккея или футбола. Там индивидуально лучших - целый воз, а вместе они - команда. Очень хорошо отрезвляет деточку, что могут быть дети и лучше его, и хуже его, и вообще все разные. А еще сегодня он лучше всех, а завтра Вася лучше всех. Моему тоже 6 лет, тоже в сад не ходит, но 5 раз в неделю ходит на хоккей второй год, очень быстро ушло из его лексикона -" я первый", поэтому на подготовке к школе нет проблем типа - его похвалили, а меня нет. Рассказывает, что того похвалили, потому что был самый умный и т.д. А я в следующий раз буду на вопросы отвечать и меня тоже похвалят.
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
у моей тете было стремление к совершенству с самого раннего детства- школа с золотой медалью, институт- шла на красный диплом... на 5 курсе поехала крыша. все закончилось шизофренией
![Anonymous](https://cdn.eva.ru/eva/files/anonymous.jpg)
Мне кажется, это не синдром отличника, а период привыкания к пока еще очень размытому для ребенка понятию "школа" как к системе с оценочной шкалой, где не просто: "Молодец!", как в игре в садике или на развивающих занятиях, и практически всегда и всем - поощрительная, поддерживающая похвала за участие, а четко обозначенные критерии для похвалы-оценки.