Меню

Тоскана-2018

Очередные весенние каникулы решено было провести в Италии, а именно в Тоскане. Этому способствовала как распродажа авиабилетов компании S7, так и, разумеется, давняя мечта увидеть тосканские пейзажи.
Долго и мучительно я составляла план поездки, записывая названия мест и достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть. Список этих мест рос на глазах, и настал момент, когда я поняла, что потратить на Флоренцию всего один день - это преступление, этот город заслуживает отдельной поездки (и я надеюсь, что в ближайшие пару лет она обязательно состоится!). Ну а далее были выбраны города, в которых предполагались ночевки, забронированы отели на Букинге и автомобиль.
Итак, 23 марта мы прилетели в Пизу. Немного помучались с поиском контор по прокату машин (оказалось, что от аэропорта туда ходит специальный автобус-шаттл), в итоге взяли нашу БМВ, погрузили чемоданы и отправились в Лукку Lucca.
В Лукке нас ждал отель "Albergo Celide" (Viale Giuseppe Giusti 25, Lucca). Нашли его без проблем. Отель милый, с приветливым персоналом и собственной парковкой. Завтраки европейские, вполне себе нормальные. Есть СПА, услуги необходимо бронировать заранее, о чем отель оповещает при бронировании. Но мы этого делать не стали, в конце концов, не за СПА мы сюда приехали.

От отеля легко добраться до центра Старого города.
Крепостные стены Лукки – самые старые из полностью сохранившихся во всей Европе. Первые городские стены в городе построили еще римляне во II веке до нашей эры. Они простояли почти полторы тысячи лет, и в XIII столетии были заменены новыми. Но город рос, и в начале XV века начали реконструкцию старых стен и расширение границ города. Эти стены, построенные фламандскими инженерами, и дошли до наших дней.
Сейчас по стенам города можно совершать прогулки, что и делает большинство туристов и жителей города. Прогулялись и мы, только не в первый вечер, а на следующий день. Длина этой стены составляет около пяти километров.
А пока проходим в арку крепостной стены и движемся по направлению к центру.

По пути попадаются симпатичные винные лавки (естественно, ведь мы в Тоскане!) с жизнеутверждающими лозунгами :)

Дворец Преторио Palazzo Pretorio (Piazza San Michele, 45, Lucca) находится на центральной площади Лукки Сан-Микеле. В настоящее время в здании располагается местный муниципалитет.

На этой же площади мы видим базилику Святого Михаила на форуме Chiesa di San Michele in Foro (Piazza San Michele, Lucca). Фасад поражает изобилием причудливых барельефов. Вершину фасада венчает четырехметровая мраморная статуя архангела Михаила с огромными бронзовыми крыльями, поражающим копьём змея. По местному поверью, в вечернее время суток и с определённого места, на площади можно заметить отблеск, исходящий от статуи архангела Михаила. По легенде, когда-то давно, на палец святого был надет настоящий бриллиант. Так это или нет - нам проверить не удалось :)
В церкви находится работа знаменитого художника эпохи Возрождения Филиппино Липпи Filippino Lippi "Алтарь четырех святых" 1483 года, с изображением святых Иеронима, Себастьяна, Роха и Елены (Santi Elena, Rocco, Sebastiano e Girolamo).

Доходим до Часовой башни Torre delle Ore. Башню возвели в XIV веке, причём как раз часов-то на ней поначалу и не было - лишь в полночь били колокола, сообщая жителям о наступлении нового дня. А часы появились только сто лет спустя.
Эта башня высотой 50 метров – самая высокая из всех сохранившихся в Лукке средневековых жилых башен. И, разумеется, мы на нее влезли :)

С башни вся Лукка как на ладони. Обратите внимание на башню с деревьями на вершине, что справа. Это башня Гуиниджи и я еще про нее расскажу (и, конечно, мы на нее заберемся).

Базилика Святого Фредиана Basilica di San Frediano (Piazza S. Frediano, 16, Lucca) - один из самых старых храмов Лукки. Она построена в 1112-1147 гг.и с тех пор практически не изменилась.

Фасад базилики украшен огромной золотой мозаикой XIII века в византийском стиле, на которой изображено вознесение Христа Спасителя в окружении апостолов.

Внутри церкви находится купель Fontana Lustrale, которая относится к тому же периоду постройки, что и сама базилика. Над ней работали по меньшей мере три скульптора. К сожалению, история не сохранила их имен.

Площадь Амфитеатра Piazza dell'Anfiteatro находится на месте древнеримского амфитеатра, который стоял на этом месте до V века нашей эры. К средним векам амфитеатр успел разрушиться, и по периметру его арены стали строить дома. Сейчас эти дома образуют большой эллипс.

Ворота Сан Джервазио Рorta San Gervasio построены в 1255 году.
В настоящее время ворота зажаты прилегающими постройками, а ведь когда-то они защищали город от врагов.

Теперь я немного отступлю от своего правила рассказывать о том, что посетили, по дням путешествия. Не хочется "разрывать" Лукку на части, поэтому дальше продолжаю показывать то, что мы увидели уже на второй день во второй его половине.
Ботанический сад Orto botanico (Via del Giardino Botanico, 14, Lucca) был создан в начале XIX века герцогиней Марией-Луизой Испанской. Коллекция сада насчитывает более двести видов растений.
В конце марта, как мне показалось, сад не так красив, как, наверно, в мае. Наше внимание привлекло лишь то дерево, что на фото.
В общем, за что заплатили деньги - не понятно. С таким же успехом можно было просто пройтись по крепостным стенам Лукки, где оборудованы широкие аллеи для прогулок.

Что, собственно говоря, мы и сделали после посещения Ботанического сада. С крепостных стен Лукка раскрывается совсем по-другому. Можно увидеть те потаенные места и закоулочки, которые не разглядишь, гуляя по улицам.
Вот, например, дворец Пфаннер Palazzo Pfanner (Via degli Asili, Lucca) с прекрасным садом.

Или старые ворота Porta Vecchia San Donato конца XVI века.



Ну и напоследок мы забрались на башню Гуиниджи Torre Guinigi (Via Sant’Andrea, 45, Lucca), которую видели вчера (помните ту, с дубами на верхушке?).
В средние века над Луккой поднимался целый «лес» из высоких башен. Строились они для украшения города и демонстрации богатства хозяина домовладения. Так поступила семья Гуиниджи, которая фактически правила Луккой на рубеже XIV и XV веков. Она оставила после себя богатый дворец с 45-метровой башней. Последний потомок из рода Гуиниджи передал башню в собственность города.
Гуиниджи украсили свою башню живыми зелеными деревьями. На верхней площадке башни вмурованы ящики с землей, в которых растут семь дубов.

А с вершины башни открывается великолепный вид на весь город.

Это то, что мы успели посмотреть в Лукке. И хотя увидели далеко не все, смогли почувствовать атмосферу этого уютного города. И, забегая вперед, скажу, что для нас Лукка оказалась намного милее так популярной среди туристов Пизы.

Утром следующего дня мы едем в Коллоди Collodi, в Парк Пиноккио Parco di Pinocchio (Via San Gennaro, 3).
Оставили машину у местной церкви и немного прошли пешком. Сувенирные палатки говорят нам, что мы на верном пути :)

А вот и вход в парк. Парк Пиноккио в Тоскане был открыт в 1956 году.

Помещение, где находится касса, украшено иллюстрациями из сказки "Приключения Пиноккио".

Поскольку мы приехали рано утром, то посетителей пока еще нет. Нашли аттракцион, напоминающий тарзанку и зависли тут основательно.
Ну а пока дети с папой катались на тарзанке, я обошла часть парка. Увидела домики-вагончики, в которых находятся куклы-марионетки, по всей видимости, участвующие в спектаклях. Посмотрела театр под открытым небом. Увидела на стенах росписи по мотивам сказки.

Через полчаса мы отправились все вместе осматривать парк. То тут, то там встречаются различные сказочные персонажи.
Вообще парк очень уютный и гулять здесь одно удовольствие. Может, сказалось еще отсутствие толпы, было стойкое ощущение, что мы в парке одни.
Тут мы провели порялка двух часов, и напоследок решили еще раз заглянуть на тарзанку. Но к 12 часам народу прибавилось, прокатиться на тарзанке желали и другие, поэтому прокатившись по паре раз, покидаем парк и идем дальше.

А дальше мы пришли посмотреть Виллу Гарцони Villa Garzoni.
Она была построена в XVIII веке. Вокруг нее разбит большой террасный парк, с каскадом фонтанов, статуями и лабиринтом.
Место очень красивое!

Вид на сад сверху.

В глубине садов находится Дом бабочек - оранжерея с тропическими растениями и множеством бабочек. Помимо бабочек, здесь живут и попугайчики, и маленькие птички, чье название не знаю. Ходить здесь надо осторожно, поскольку бабочки везде - и над головой, и прямо на полу. Но на посетителей не садятся, во всяком случае, при нас такого не происходило.

Довольные прогулкой, возвращаемся к машине. А парковались мы, как я уже писала, у местной церкви. И решили на нее тоже посмотреть. У входа рабочие что-то там мастерили, но заметив наше желание войти, расступились и пропустили нас. А один из рабочих зашел с нами и жестами показал, чтобы шли за ним. И он включил подсветку этой замечательной фрески! Она и без подсветки красива, но с подсветкой превратилась во что-то волшебное, парящее, сказочное! Необыкновенно!

И еще здесь необычные иконы, отделанные камнями или стразами. Во всяком случае, больше я таких в Италии не встречала.
Потом я снаружи долго пыталась найти название этого храма, но увы, ничего не увидела.
Затем мы вернулись в Лукку и гуляли там, но об этом я уже рассказала.

На следующий день мы прощаемся с Луккой и собираемся в Чертальдо Certaldo. По пути нам встречаются такие пейзажи, что все сомнения отпадают - мы в Тоскане! Поначалу хочется фотографировать каждый метр, но постепенно глаза привыкают и увиденное уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим.
В пути сначала все было благополучно, как вдруг начали происходить какие-то странные вещи. Сначала была перекрыта нужная нам дорога, а два навигатора упорно возвращали нас назад. Потом навигаторы упорно пытались вывести на дорогу, которой в принципе не было в реале. И проехав по одному и тому же месту третий раз, мы поняли, что нужно что-то менять. Что? Маршрут, разумеется.

И мы поехали в Винчи Vinci. Винчи - небольшой городок в Тоскане, знаменитый тем, что здесь родился Леонардо да Винчи.
Пошли в музей Леонардо. Здесь рассказывается об изобретениях, сделанных великим итальянцем. Ходят целые экскурсионные группы. Но без подготовки ходить по музею скучно. Порой непонятно, что это за штука и где ее можно применить. Аудиогидов нет, увы. В общем, надолго мы тут не задержались.

А поскольку в кассе музея купили билет, позволяющий посетить дом, где родился Леонардо, то мы поехали в то самое место, которое находится примерно в 3 км от Винчи, Анкиано Anchiano.
А вот и дом (Via di Anchiano, Vinci), в котором Леонардо провел первые годы своей жизни.

Обстановка в доме более чем скромная. Здесь показывают фильм о жизни Леонардо с использованием современных компьютерных технологий, но только на итальянском языке.

После посещения Винчи все наладилось. Навигатор быстро нашел дорогу, и через некоторое время мы парковались на одной из улиц Чертальдо.

Прошли немного до станции фуникулера и через три минуты уже поднимались в верхний город Certaldo Alto.
Город известен, прежде всего, как родина писателя Джованни Боккаччо, и главной его достопримечательностью является Дом Боккаччо.

Чертальдо - очень древний город. Первое упоминание о городе датируется VI — IV веками до нашей эры, что подтверждается археологическими находками.
Все основные достопримечательности Чертальдо сосредоточены в верхней части – историческом центра города.

Преторианский дворец — главное здание средневекового города. Необычность фасаду здания придают многочисленные гербы. Все они принадлежат правителям, которые проживали в этом дворце с XV по XVIII век.

Гербами украшены не только стены, но и свод потолка.

Обожаю такие городки за подобные вывески, от них веет средневековьем.

Спускаемся к смотровой площадке. Внизу раскинулся нижний Чертальдо.

Виды отсюда умопомрачительные!

Еще немного прогулявшись и посмотрев на город с разных сторон, спускаемся в нижнюю часть города. Дети по пути заприметили джелатерию и теперь активно просят туда заглянуть. Ну что ж, я не против, я и сама люблю итальянское мороженое :)

Погода начала портиться. Подул холодный ветер, солнце скрылось. Мы дошли до машины и поехали дальше, в сторону Сан Джиминьяно.
Периодически останавливаемся, чтобы снять местные красоты.

Вот уже видны башни Сан Джиминьяно San Gimignano. Без солнца фотография получилась какая-то серая, невзрачная. А так хотелось увидеть Сан Джиминьяно со стороны во всей красе! Я и побывать-то здесь захотела, увидев шикарные фотографии этого города с башнями.
Правда, я надеялась, что мы еще увидим красивые виды города издалека, но не случилось. Это, пожалуй, был самый удачный ракурс.

Немного поплутав, мы прибыли к месту нашей следующей остановки - отелю Hotel Casolare Le Terre Rosse (Loc.San Donato, San Gimignano).
Из гостей в отеле были только мы и одна семейная пара, хотя отель достаточно большой. Нам дали просторный двухкомнатный номер. В отеле есть ресторан, который открывается по вечерам в 19 часов. Это очень актуально, поскольку пешком до Сан-Джиминьяно не дойдешь, а если добираться на машине, то не удастся выпить бокальчик тосканского вина :) Так что два вечера подряд мы кушали в нашем ресторане. Кстати, все блюда были вкусными, а тирамису вообще божественным! И больше ни в одном месте нам не довелось попробовать такого же вкусного тирамису :(

Вечер можно было скоротать за партией в настольный теннис :)
Чуть позади виден бассейн, который в марте не работает, ну а в сезон, наверно, весьма востребован.

А этот милашка у Карины на руках - житель, или даже "сотрудник" отеля :) Он такой важный и самоуверенный, что однажды совершенно спокойно во время завтрака запрыгнул к Андрею на колени, почуяв вкусную еду на тарелке

По утрам прямо из окна нашего номера можно было наблюдать восхитительные рассветы.

А если не полениться и выйти из дома пораньше, то можно снять окружающие пейзажи в лучах восходящего солнца.

После завтрака едем в Сан-Джиминьяно. Если приехать до 10 утра, то можно без проблем припарковать машину неподалеку от входных ворот на платной стоянке. А вот когда мы уезжали отсюда, примерно в районе 13 часов, мест не было.
Итак, заходим в город и доходим до базилики Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта Collegiata di Santa Maria Assunta (Piazza Duomo, 2, San Gimignano).

В кассе можно взять аудиогид на русском языке, который довольно подробно рассказывает о соборе.

Мария Ассунта особенно знаменита своими фресками, выполненными известными итальянскими мастерами.

Городской музей Museo Civico (Piazza Duomo, 2, San Gimignano) находится в паре шагов от базилики Мария Ассунта.
Его пинакотека хранит совершенно очаровательную коллекцию картин флорентийской и сиенской школы искусств за период с XII по XV столетия. В Зале Данте находится фреска Маеста Maesta живописца Липпо Мемми, датированная XIV веком. Она изображает Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении ангелов и святых – на коленях в красно-черном одеянии стоит главный судья того времени.

Поднявшись на башню Торре Гросса Torre Grossa (Piazza Duomo, 2, San Gimignano), можно увидеть Сан-Джиминьяно как на ладони. Торре Гросса - самая высокая из 14 башен в городе. Её высота составляет 54 метра. На данный момент это единственная башня в городе, доступная для посещения.

Вид на Крепость Монтестаффоли.

Крепость Монтестаффоли Rocca of Montestaffoli (Via della Rocca, San Gimignano) была возведена для защиты от атак Сиены после присоединения Сан-Джиминьяно к Флоренции.
Справа видна башня, на которую мы совсем недавно поднимались.

С крепости можно увидеть зеленые тосканские холмы и долину, утопающую в оливковых деревьях и виноградниках.

После прогулки по Сан-Джиминьяно мы решили доехать до Греве-ин-Кьянти Greve in Chianti.
Сам город мы проехали насквозь, не увидев ни одного свободного места для парковки. Да и что-то глаз ни на что не упал, чтоб прям захотелось выйти из машины. Доехали до Кастелло Виккьомаджо Castello Vicchiomaggio. Кастелло Виккьомаджо - это знаменитое винодельческое хозяйство. Одно время здесь жил величайший художник Леонардо да Винчи. Именно в этом замке он создал самую известную и самую загадочную свою картину «Мона Лиза», которая хранится в Лувре.
Сейчас здесь гостиничные номера, а по пути к Кастелло есть дегустационный зал, где можно попробовать и купить местные вина.

Сегодня утром мы уезжаем из гостеприимного отеля в Сан Донато, прощаемся с милыми девушками на ресепшене и серым плюшевым котиком. Чемоданы погружены, вперед - в Сиену Siena.
В Сиене я была 14 лет назад, когда ездила в Италию в тур "Классическая Италия". В этом городе я запомнила только центральную площадь, а нам тогда больше ничего и не показали. Вот он - огромный минус подобных туров "Галопом по Европам" - высадили десант туристов в одном месте, несколько слов сказали, галочку поставили, и бегом в следующий город.
Сиена интересна тем, что многие дома, дворцы и храмы сохранились в первозданном виде. Многих из них помиловали даже бомбежки Второй мировой войны, разрушившие немало архитектурных шедевров. Ну что, начнем знакомство с Сиеной?
Согласно мифологии город Сиена берет свое название от имени Senio, одного из сыновей Рема. Сиенская Волчица, в отличие от римской, смотрит не в сторону, а вперед. По легенде, малыши - не кто иной как братья Сений и Аский, сыновья Рема, коварно убитого своим братом Ромулом.

Базилика Сан Франческо Basilica di San Francesco (Piazza S. Francesco, 6, Siena) - католический храм, построенный в XIII столетии и значительно расширенный в XIV-XV веках.
Эта базилика, безусловно, заслуживает посещения ради ее потрясающих витражей, хотя и кроме витражей здесь есть, что посмотреть.
Только посещеть ее надо до Дуомо, а не после.

Продолжаем свой путь по сиенским улицам.
Нашли симпатичный дворик, который пользуется популярностью у туристов, желающих здесь сфотографироваться.

Прямо на стенах около сувенирных магазинов развешаны яркие тарелки с живописными видами Тосканы.

И вот уже показался Сиенский собор Duomo di Siena (Piazza del Duomo, 8, Siena). Кафедральный собор - это главный собор города и великолепный образец итальянской архитектуры в готическом стиле. Он был построен в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии еще в XIII веке.

Фасад собора весь искусно украшен. Смотришь на него и думаешь, как люди могли создать такую красоту?

Все скульптуры как живые. А резной геометрический узор с точно выдержанными размерами. И это делали в то время, когда ни о каких компьютерных технологиях речь не шла.

Интерьеры большинства итальянских соборов достаточно скромны, но Сиена стала исключением. Яркие черно-белые полосы, украшающие фасад собора, повторяются и в интерьере.

В соборе превосходный мраморный пол, «самый прекрасный... большой и наиболее изумительный... какой только создавался когда-либо», по словам итальянского живописца и архитектора Джорджо Вазари.

Работы над полом продолжались с 1369 по 1547 год. На полу изображено 56 сюжетов - от простых черно-белых орнаментов до сложных многоцветных картин из мрамора.

В Сиенском соборе находится библиотека Пикколомини Libreria Piccolomini (Piazza del Duomo, 8, Siena). Её создал в 1492 году будущий папа Пий III, она была предназначена для хранения ценных книг из собрания его дяди – папы Пия II.
Когда попадаешь внутрь, создается ощущение, что ты оказался в красивой расписной шкатулке.

На стенах библиотеки имеется 10 фресок, описывающих важнейшие события из папской биографии.

Тут же хранятся огромные книги, украшенные миниатюрами XV-XVI веков.

Музей Дуомо Museo dell'Opera Metropolitana (Piazza del Duomo, 8) вместил в себя те сокровища, которые не поместились в соборе. Здесь выставляется роскошная коллекция скульптур из мрамора – творения Донателло, Пизано, Якопо делла Кверча и других великих скульпторов.

В музее хранятся настоящие шедевры итальянских мастеров.

Прямо из помещений музея Дуомо можно попасть на строящийся фасад Кафедрального собора, откуда открывается замечательный вид на окрестности.

Сиенский баптистерий Battistero не занимает отдельного здания, что нехарактерно для Сиены.
Жемчужина баптистерия - великолепная купель.

В 2004 году для посещения была открыта Крипта XIII века. Крипта представляет собой подземные комнаты романской церкви, которая была на месте нынешнего собора.
Золото, синева и багрянец великолепных фресок на протяжении веков практически не пострадали. Они были скрыты от глаз и надежно запечатаны. Обнаружили фрески лишь в 2000 году.
В некоторых отчетах я читала, что в Крипте запрещено фотографировать. Видимо, запрет сняли, и здесь спокойно можно снимать все, что угодно.

Музейный комплекс Санта Мария делла Скала Complesso Museale Santa Maria della Scala (Santa Maria della Scala, Piazza del Duomo, 1, Siena) ― это бывший госпиталь и приют для паломников. Сегодня здание госпиталя превращено в музей.

Пожалуй, самый красивый зал - зал пилигримов, расписанный грандиозным фресковым циклом Доменико ди Бартоло и Приамо делла Кверча.

Потом мы отправились на площадь Пьяцца дель Кампо Piazza del Campo (Il Campo, Siena). Площадь представляет собой что-то вроде вогнутой раковины. Здесь два раза в год проводят ежегодное Палио — традиционные скачки.
На Пьяцца-дель-Кампо можно увидеть множество людей, и сидящих, и лежащих прямо на площади. Считается, что это приносит удачу. Мы лежать не стали, немного прошлись и отправились к машине.

На одной из улочек Сиены заметила любопытное изображение - вот, оказывается, как в старину расправлялись с больными зубами :)

После столь насыщенного дня в Сиене едем в Монтикьело в отель "In Toscana Affittacamere" (Via San Luigi 35, Monticchiello). И вот впереди показалась крепость на возвышении - это и есть городок Монтикьело.

Сказать честно, мы даже не предполагали, что будем жить в этой самой крепости. Хозяйка дома Кася, встретив нас у ворот, показала дорогу к дому. Внутрь крепости можно вьехать только для разгрузки вещей, а потом машину пришлось отогнать вниз на парковку. Дом нам однозначно понравился. На первом этаже кухня со всем необходимым для приготовления пищи и спальня. На втором этаже - две спальни. Сначала в доме было очень холодно (полагаю, что в период отсутствия гостей хозяйка просто отключает отопление), но потом дом прогрелся.

А вот так встретила нас Кася - бутылочкой тосканского вина и яблочным пирогом собственного приготовления :) Кстати, это вино оказалось самым вкусным из тех, что мы пробовали во время всего путешествия.

Монтикьело - очень маленький городок. Гулять по нему - одно удовольствие. Тем более, что делать это приходится практически в полном одиночестве. Здесь мало туристов, а местные жители не бродят бесцельно по улицам.

Здесь спокойно можно остановиться и посидеть на ступеньках чьего-то дома…

А можно заглянуть в местную церковь, где нет ни души, но она открыта для всех желающих. В храме можно восхититься старинными фресками и пожалеть о том, что нигде нет информации о художниках, создавших такое чудо.

Можно обнаружить цветы в огромной керамической вазе, так удачно вписавшейся в общий облик городка.

А можно просто любоваться картинкой и поражаться тому, как все в Монтикьело гармонично.

Окружающие пейзажи также радуют глаз.

Со смотровой площадки открывается отличный вид на долину.

А какие восхитительные закаты в Монтикьело!

А пока туристы снимают на свои фотоаппараты все оттенки заката, город принимает мистические очертания в свете ночных фонарей.
Учитывая то, что туристов здесь практически нет, а местные жители уже давно сидят по домам, прогулка в одиночестве по таким улицам доставляет необычные ощущения! Чувствуешь себя как в старинной средневековой крепости и кажется, что вот-вот раздастся из-за угла цокот копыт и появится рыцарь в доспехах с копьем наперевес :)
Удивительный городок, при отсутствии в нем каких-то явных достопримечальностей есть здесь что-то манящее, притягательное. Пожалуй, он оставил у меня самые сильные ощущения в этой поездке.

Ну что же, вчера мы изучали музеи Сиены, а сегодня у нас музей под открытым небом - живописная долина Валь-д’Орча Val d'Orcia, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Виды здесь такие, что буквально на каждом шагу хочется выпрыгивать из машины с фотоаппаратом и снимать все, что видишь вокруг.

Возможно, что в конце марта долина еще не столь живописна, но однозначно после наших московских сугробов испытываешь бурный восторг и ликование.

А вот уже впереди Пьенца Pienza.
В XV веке на этом месте стояла деревня Корсиньяно, уроженцем которой был папа Пий II из сиенского семейства Пикколомини. Он велел флорентийскому архитектору Бернардо Росселлино перестроить деревню в идеальный ренессансный город, что и было осуществлено после 1459 г.
Впервые применённая в Пьенце рациональная схема городской планировки была перенята архитекторами многих других городов Европы.

Оставив машину на парковке, идем к городским воротам. Но пока не заходим в город, и идем прогуляться к смотровой площадке, с которой открываются великолепные виды на долину.

Можно себе представить, как красиво тут на рассвете или на закате!

Доходим до крошечной церкви.

Далее возвращаемся к воротам с красивой фреской сверху и заходим в город.

Кафедральный собор Пьенцы был возведён в середине XV века.

Специально для Дуомо ведущими художниками Сиены в 1461-63 годах были написаны пять алтарных фресок, каждая из которых является произведением искусства.

Палаццо Пикколомини Palazzo Piccolomini - это один из самых ранних образцов архитектуры, относящийся к эпохе Возрождения. Сейчас он является музеем, где хранятся вещи семьи папы Пия II. В комнатах на первом этаже (столовая, библиотека, спальни, прихожии) находятся папские апартаменты, обставленные старинной мебелью, картинами и предметами роскоши.
По дворцу в определенное время проводятся экскурсии в сопровождении гида. Можно взять аудиогид, в том числе и на русском языке. Фотографировать во дворце нельзя, так что на память осталась только фотография из сада с видом на дворец.

После посещения дворца Пикколомини мы прошлись по городу, заглядывая в магазинчики и присматривая сувениры.
В Пьенце решили и пообедать. Зашли в кафе к одному итальянцу-свистуну (он постоянно что-то насвистывал), который умудрился приготовить для нас ужасные макароны. Нет, вот вообще не понимаю, как можно было испортить макароны! Итальянские макароны! В стране, где их едят постоянно. Ну это как русский человек испортил бы картофель.
В общем, ушли мы от этого свистуна с легким чувством голода, успокаивая себя тем, что совершим сейчас шопинг. И представьте себе наше удивление, когда мы увидели, что все - все! магазинчики закрыты. Сиеста... Причем в других городах все всегда работало! Еле нашли одну сувенирную лавку с магнитиками и керамикой. Продавец - синьора в возрасте - видимо, была не сильно обрадована нашим появлением, но после того, как мы купили у нее разную керамическую посуду, смягчилась и даже подарила нам открытки с видами Пьенцы.

А теперь путь наш лежит в Монтепульчано Montepulciano.

По дороге продолжаем любоваться тосканскими пейзажами.

Уже подъезжая к Монтепульчано, замечаем большой магазин "Fattoria Pulcino" и останавливаемся. Пожалуй, все, что надо с собой привезти из итальянских съедобных сувениров, тут есть - и вино, и оливковое масло, и мед. Причем все это можно продегустировать.
Я думаю, лишним будет говорить, что именно в этом магазине мы неплохо закупились :) Кстати, оливковое масло здесь просто восхитительное!

Еще чуть-чуть - и впереди уже виден Монтепульчано Montepulciano.

Войдя в город, первое, что мы увидели - церковь Сант Агостино Chiesa di Sant'Agostino (Piazza Michelozzo, Montepulciano). На фасаде - Богородица с Иоанном Крестителем и блаженным Августином.

Неподалеку находится башня Пульчинеллы Torre di Pulcinella. Это один из немногих домов-башен, сохранившихся в Монтепульчано. На крыше установлен клоун Пульчинелла. Он отбивает часы на городском колоколе.

Ну улочках встречаются такие вот забавные композиции.

Прогулка по Монтепульчано получилась очень короткой. Во-первых, мы устали, а во-вторых, Андрей купил кусок хорошего мяса и его сильно грела мысль о том, как он сейчас приготовит хороший флорентийский стейк. Поэтому наш папа всячески педалировал тему возвращения домой, в Монтикьело. А поскольку хотелось пройтись еще раз по улочкам Монтикьело и встретить закат на смотровой площадке, то мы сели в машину и покинули Монтепульчано.

На следующее утро, загрузив чемоданы в машину, мы прощаемся с гостеприимной Касей и отправляемся погулять по Монтальчино Montalcino.
С первых минут пребывания в городе становится понятно, чем знаменит этот маленький городок. Монтальчино - родина вина Брунелло Brunello, и повсюду здесь энотеки, где вы можете попробовать то самое Брунелло.
Ну а мы дегустировать не стали, а отправились к крепости Fortezza di Montalcino.

Сюда можно подняться, купив билет в энотеке внутри этой крепости.

Сверху открываются симпатичные виды на город.

После крепости мы прогулялись до Кафедрального собора Duomo di Montalcino (Via Spagni, 28, Montalcino), который был построен в XIV веке в романском стиле.
Еще немного побродив по улицам и пообедав, покидаем этот небольшой городок. Кстати сказать, гулять в Монтальчино непросто. В городе очень большой перепад высот, и подъемы в горку даются нелегко, особенно когда ты уже не первый день путешествуешь.
Признаюсь честно, меня Монтальчино не зацепил. Я даже пожалела, что в нашем графике поездки не поменяла его местами с Монтепульчано.

Прежде чем отправиться в Пизу, мы решили заехать в аббатство Сант-Антимо Abbazia di Sant'Antimo, которое находится всего в 10 км от Монтальчино.
Одним из возможных основателей аббатства называется Карл Великий, а само аббатство впервые упоминается в летописях 813 года. В настоящее время действующей является церковь, датируемая XII-XIII столетиями и представляющая собой образец архитектуры эпохи Возрождения.
Фотографировать внутри почему-то нельзя, хотя лично мне этот запрет показался странным. Одно дело - запретить снимать в сиенском Дуомо, где красота на каждом шагу, а другое дело - в этом аббатстве. Снимать голые стены? Хотя у каждого свое представление о красоте.

Зато вокруг аббатства такие шикарные пейзажи, и снимать их можно беспрепятственно.

Ну а мы прощаемся с тосканскими видами и отправляемся в Пизу Pisa, где нам предстоит провести оставшиеся два дня нашего путешествия.

Сразу по приезду в Пизу мы заселились в апартаменты "B&B Guerrazzi" (Via Francesco da Buti 4, Pisa). Хозяйка Мариелена показала нам все необходимое, мы принесли из машины чемоданы и поехали в аэропорт сдавать в машину, поскольку гулять по Пизе решили самостоятельно.
Сдав автомобиль, на такси поехали... ну да, куда же еще едут все туристы, прибывая в этот город? Конечно, на Площадь Чудес Piazza dei Miracoli.

На этой площади разместились четыре шедевра средневековой архитектуры – Кафедральный собор Duomo of Santa Maria Assunta, Баптистерий Battistero di San Giovanni, Колокольня Campanile, более известная как Пизанская, или падающая башня, а также Кладбище Кампо-Санто Campo Santo.
И хотя уже вечер, здесь достаточно многолюдно. Но то, что здесь происходит, сложно назвать приобщением туристов к итальянской культуре в целом, и архитектуре в частности. Туристы (в основном китайские) и подпирают башно руками, и держат ее на ладнонях, и поддерживают ногами, и берут сверху, и даже стоят на голове ради хорошего кадра! Я потом в Интернете целую статья нашла на эту тему, как же можно изгаляться в поисках удачного ракурса, причем некоторые ракурсы с пометкой "16+". Ну а мы все это воочию понаблюдали.
Ну и скажу пару слов о легендах Пизанской башни. С высоты башни известный нам со школьной скамьи Галилео Галилей сбрасывал ядра различной массы, в результате чего открыл закон земного притяжения. Внутри Пизанской башни Галилей наблюдал за качающейся церковной лампадой, что позволило ему сформулировать закон постоянства качающегося маятника. А в кафедральном соборе им был открыт принцип движения космических тел. Ну а так это или нет - уже никто не подтвердит, ни опровергнет.

Наверх на башню мы решили не подниматься, отложив сие мероприятие на утро следующего дня. По факту - из нас всех на следующий день восхождение наверх совершил только Андрей, мрачно подытожив по возвращении, что "за 18 евро оно того не стоило".
Самый лучший вид с башни - на Дуомо, который мы посетили. Пизанский собор, известный также как Кафедральный собор Пизы Duomo di Pisa начали возводить в 1063 году. Он был построен в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии.
Я бы солгала, если бы сказала, что пизанский Дуомо нас поразил. Если в сиенском Дуомо все закоулочки открыты для людей, то здесь по мере возможности прикрывают все, что можно. Кругом заграждения, запрещающие проход. То есть, зашел-пробежал по периметру-вышел. Может, таким образом стараются поддерживать большую проходимость, ну так в Сиене туристов не меньше, как мне показалось.

Баптистерий является второй по времени появления постройкой, которой пополнилась Площадь чудес. Он расположен прямо перед Кафедральным собором. Начатое в 1152 году строительство данного сооружения было завершено полностью только в XIV веке.

А мы, покинув Площадь Чудес, немного прогуляемся по городу и посмотрим те места и уголки, куда большинство туристов просто не доходят.
Площадь Рыцарей Piazza Dei Cavalieri считалась с 1140 года центральным местом общественной жизни города. Здесь размещались здания городской администрации, церкви, проводились собрания горожан, празднования событий городской жизни, а также принимались важнейшие политические решения. Именно здесь в 1406 году была провозглашена независимость Пизы.
В те времена площадь именовалась «площадью семи дорог», поскольку она была построена на пересечении семи путей. Впоследствии вместо семи дорог осталось пять.

Пройдемся по набережной реки Арно.

Крохотная церковь Санта-Мария делла Спина Santa Maria della Spina (Lungarno Gambacorti, Pisa) была построена в 1230 г. Имя «Спина» («шип») она получила в честь реликвии, привезённой сюда в 1333 г., — шипа из Тернового венца Христова. В 1871 г. церковь разобрали и сложили заново на новом месте, повыше, поскольку река Арно опасно разливалась и грозила затопить её. В результате церковь немного поменяла внешний облик. Да и шипа сегодня здесь уже нет.

Цитадель с башней Гвельфов Torre Guelfa - это остатки средневековых укреплений, которые были возведены за пределами городской стены, чтобы обезопасить подходы к городу со стороны моря. Цитадель построена в середине XIII в столетия.
В 1944 году этот район города подвергся мощной бомбардировке, и крепость сильно пострадала.

Площадь Виктора Эммануила II Piazza Vittorio Emanuele с церковью Сант Антонио Chiesa di Sant'Antonio находится неподалеку от вокзала.

На этой площади есть небольшая карусель для детей, куда Карина сразу же устремила свои стопы :)
Конечно, с точки зрения детских развлечений поездка получилась совсем не детская. Кроме парка Пиноккио мы ничего не обнаружили в Тоскане - ни каких-либо парков аттракционов, ни зоопарков. Наверняка они все же есть, но при планировании поездки я этой информации не нашла.

Тосканские сувениры отличаются, пожалуй, яркими красками :) Это и настенные тарелки, которые мы уже видели в Сиене, и керамика в Сан-Джиминьяно, что на фото. Кстати, именно в Сан-Джиминьяно у нас был лучший шопинг. Я в преддверии ремонта на кухне накупила различные керамические тарелки, салатники и масленку. До сих пор жалею, что обошла вниманием кувшины.
А если говорить о сьедобных сувенирах, то это в первую очередь тосканское вино из разных регионов. Но тут надо учитывать, что полусладкого вина нет. Вина здесь сухие, ибо итальянцы предпочитают натуральные продукты. В Пьенце мы видели овечий сыр пекорино, но надо сказать, что он сильно на любителя. Дети даже в магазин не заходили из-за запаха этого сыра. В Чертальдо продают луковое варенье, весьма необычно. И, конечно, еще можно приобрести мед, оливковое масло и макароны различных видов.
Еще мы с Катей порадовали себя симпатичными кожаными сумками.

Немного о ресторанах. Некоторые я уже упоминала в ходе рассказа. О некоторых уже просто забыла, поскольку были ничем не примечательны.
В Пизе нам очень понравилась Trattoria Pizzeria Toscana (Via S. Maria, 163, Pisa). Это на улочке рядом с Пизанской башней. Заходили сюда дважды. Все было очень вкусно.
А на фото - то самое божественное тирамису из ресторана при гостинице Hotel Casolare Le Terre Rosse.
_________________________________________________________________________

Подводя итоги нашему путешествию, могу сказать, что такого насыщенного вояжа у нас, пожалуй, не было. Каждый день мы открывали новые города, новые страницы тосканской истории. А уж про живописные пейзажи я даже говорить не хочу, остается только восторгаться. Я впервые с трудом выбирала фото для рассказа, потому что хотелось рассказать и показать вдвое больше.
В памяти остались города, в которые когда-нибудь хотелось бы вернуться - Лукка, Сан-Джиминьяно, Чертальдо. Восхитила и поразила Сиена, которую в первую свою поездку я совсем не поняла и не приняла. Маленький очаровательный Монтикьело сразил в самое сердце. К сожалению, осталась за кадром Флоренция, а тосканская картинка не может сложиться полностью без этого города. Так что за нами должок. Надо планировать поездку во Флоренцию, а там уж как знать, может и до других городов доберемся :)

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325