Эксперт: Диана Машкова писатель и автор книги-тренажера для родителей.
В концепции известного советского и российского учёного в области социальной педагогики, доктора педагогических наук, профессора Льва Владимировича Мардахаева, выделены типичные ошибки родителей в семейном воспитании, которые уже стали классикой в науке. Эти ошибки часто не осознаются взрослыми, но негативно влияют на детско-родительские отношения.
Диана Машкова выделила некоторые из них, которые по ее экспертному мнению весьма чувствительных при воспитании девочек.
Диана Машкова выделила некоторые из них, которые по ее экспертному мнению весьма чувствительных при воспитании девочек.
Девочек нельзя идиализировать
Например, родители говорят: «Наша Машенька никогда и ни за что так не поступит», «Наша девочка умница и отличница», «Ирочка самая красивая, замуж выйдет за богатого» и так далее. У родителей сложились завышенные ожидания от ребенка. И вот уже ребенок старается изо всех сил — пытаться соответствовать этим ожиданиям. Или же скрывает от родителей то, как обстоят дела на самом деле. Первый вариант негативно влияет на внутренние установки — возникает «синдромом отличницы»: стараться всегда, делать через «не могу», чтобы рано или поздно оказаться за гранью нервного истощения. Появляется риск прожить не свою жизнь, пытаясь соответствовать ожиданиям других людей. Ко второму варианту — скрывать правду от мамы и папы — девочки прибегают реже, потому что он грозит разломом в отношениях. Но в любом случае рано или поздно у родителей откроются глаза на то, что воображаемый образ ребенка и реальный ребенок в их семье — это разные люди. Лучше сразу отказаться от идеализации и смотреть на реальность открытыми глазами.
«Анечка учится, она устает», «Варенька еще успеет наработаться, пусть отдыхает», «Вот выйдет Ирочка замуж, будет убираться, готовить, а пока путь развлекается» — думают и говорят многие мамы. Особенно те, которых в детстве перегружали домашними обязанностями и постоянной заботой о младших братьях-сестрах. В итоге пропускается важный момент в развитии, когда девочка сама хочет помогать по хозяйству, когда ею движет личное любопытство и внутренняя мотивация. Задачи по возрасту обязательно должны быть у каждого ребенка. Тогда через лет 10-15 мы не окажемся в ситуации жизни с «принцессой», которую все обязаны обслуживать.
Девочек нельзя физически наказывать
Этой ошибки важно избегать в отношении мальчиков и девочек, но зачастую последние более чувствительны. А значит, бестактные высказывания или действия будут сильнее на них влиять. «Подумаешь, в ванную к ней вошла, чего я там не видела», «Ой, вы только посмотрите, как грудь у нее выросла, совсем взрослая стала», «Поплачь-поплачь, побольше поплачешь, поменьше пописаешь» — к сожалению, такие ситуации все еще встречаются. В этот момент девочка переживает обиду, унижение, злость — целый букет негативных эмоций. А самое страшное, что она может запомнить это как правило «со мной так можно» — можно не уважать, обесценивать чувства и выставлять напоказ… Нетрудно догадаться, что подобные установки во взрослом возрасте могут привести к проблемам в отстаивании себя, к молчаливому согласию с ситуациями унижения в будущем.
Едва ли стоит останавливаться на данном пункте — родители, которые читают статьи о воспитании прекрасно знают, что физические наказания приводят к разрушению детско-родительских отношений и к тому, что ребенок в будущем может стать жертвой агрессии со стороны других людей. Девочки, которых били в семье, чаще становятся «мишенью» для агрессии в детском коллективе и намного чаще, став взрослыми, выбирают в мужья мужчин, склонных к рукоприкладству.
Девочек надо приучать помогать родителям по дому
Деструктивные супружеские отношения негативно влияют на детей. Если мальчики и девочки не видят благополучной модели отношений «муж-жена», им потом бывает очень сложно создать собственную благополучную семью. Не формируется образа, какими должны быть отношения любящих мужчины и женщины. Для девочек это имеет, пожалуй, большее значение, потому что роль «хранительницы семейного очага» в будущем традиционно будет принадлежать им. «Детей это не касается», «Мы друг с другом выясняем отношения, а не с детьми» — думают порой родители, но так это не работает. Дети чувствуют напряжение в семье, ощущают разлад, даже если ссоры происходят не при них, а за закрытыми дверями родительской спальни. Что же тогда делать? Заниматься в первую очередь укреплением и улучшением собственных супружеских отношений. И если ссора произошла — все мы живые люди, без ссор не прожила жизнь еще не одна семья — мириться, искренне просить друг у друга прощение, делать выводы и стараться не повторять ошибок.
Как это ни парадоксально, будут наши дочки в будущем совершать серьезные ошибки или станут принимать верные решения, почувствуют удовлетворенность жизнью или будут вынуждены постоянно страдать, во многом зависит от атмосферы и от отношений, которые окружают их с раннего детства. Поэтому мамам и папам важно вовремя посмотреть «со стороны» на происходящее в семье, на себя самих и постараться как можно раньше отказаться от «воспитательных ошибок», изменив тем самым к лучшему будущее своих дочерей.
Ранее мы писали, как перестать злиться на детей.
Фото: свободные интернет-источники
Как это ни парадоксально, будут наши дочки в будущем совершать серьезные ошибки или станут принимать верные решения, почувствуют удовлетворенность жизнью или будут вынуждены постоянно страдать, во многом зависит от атмосферы и от отношений, которые окружают их с раннего детства. Поэтому мамам и папам важно вовремя посмотреть «со стороны» на происходящее в семье, на себя самих и постараться как можно раньше отказаться от «воспитательных ошибок», изменив тем самым к лучшему будущее своих дочерей.
Ранее мы писали, как перестать злиться на детей.
Фото: свободные интернет-источники