Эксперт: Перукуа — австралийская певица, автор и ведущая тренингов по саморазвитию для женщин.
Вы помните, как в детстве вас что-то вдруг увлекало до дрожи? Это не было «обучением». Это было — открытием. Ощущение, будто весь мир зовет вас ближе. Не из «надо», а из «хочу».
Но сейчас взрослые часто подменяют это чувство структурой. Курсами. Требованиями. А ребенок все еще хочет чувствовать, проживать, дышать знанием. Детям не нужно объяснять — им нужно звучать: петь, трогать, играть. Именно так открывается внимание ребенка: через тело, голос, образ.
Но сейчас взрослые часто подменяют это чувство структурой. Курсами. Требованиями. А ребенок все еще хочет чувствовать, проживать, дышать знанием. Детям не нужно объяснять — им нужно звучать: петь, трогать, играть. Именно так открывается внимание ребенка: через тело, голос, образ.
Иногда ребенок не хочет учиться, потому что в нем накопилось слишком много «надо» и почти нет «можно»
Дело в том, что учение оторвано от удивления. Знание подано в форме контроля, а не контакта. Ребенок замыкается, если чувствует, что от него требуют, а не идут рядом. Но если дать ему возможность быть исследователем, все меняется.
Иногда ребенок не хочет учиться, потому что в нем накопилось слишком много «надо» и почти нет «можно». Его день состоит из расписаний, графиков и требований, а ведь свободная игра — это тоже обучение, просто незаметное взрослым. Когда у малыша нет пространства для собственной инициативы, его мозг устает не от информации, а от однообразия. Чтобы вернуть интерес, стоит иногда отпускать рамки и позволять ребенку выбирать, что и как он хочет изучать.
Есть еще одна причина — страх ошибиться. Взрослые часто хвалят за правильные ответы, но не поддерживают, когда что-то не получается. Для ребенка это сигнал: ошибка — это плохо, значит, лучше вообще не пробовать. Чтобы растопить этот страх, важно создавать атмосферу, где ошибки — это не провал, а часть игры, возможность попробовать снова, исследовать и расти.
Иногда ребенок не хочет учиться, потому что в нем накопилось слишком много «надо» и почти нет «можно». Его день состоит из расписаний, графиков и требований, а ведь свободная игра — это тоже обучение, просто незаметное взрослым. Когда у малыша нет пространства для собственной инициативы, его мозг устает не от информации, а от однообразия. Чтобы вернуть интерес, стоит иногда отпускать рамки и позволять ребенку выбирать, что и как он хочет изучать.
Есть еще одна причина — страх ошибиться. Взрослые часто хвалят за правильные ответы, но не поддерживают, когда что-то не получается. Для ребенка это сигнал: ошибка — это плохо, значит, лучше вообще не пробовать. Чтобы растопить этот страх, важно создавать атмосферу, где ошибки — это не провал, а часть игры, возможность попробовать снова, исследовать и расти.
Хотите, чтобы ребенок запомнил, как устроена солнечная система? Пусть он будет планетой. Пусть он кружится, как Земля. Тело запомнит то, что разуму пока скучно.
Добавьте ролевые игры: пусть малыш примерит на себя роли Луны, кометы, Солнца, взаимодействуя с воображаемыми или настоящими объектами. А еще лучше — создайте «космическое пространство» дома: с помощью игрушек, подушек, одеял. Чем больше сенсорных стимулов, тем крепче запоминается информация.
Добавьте ролевые игры: пусть малыш примерит на себя роли Луны, кометы, Солнца, взаимодействуя с воображаемыми или настоящими объектами. А еще лучше — создайте «космическое пространство» дома: с помощью игрушек, подушек, одеял. Чем больше сенсорных стимулов, тем крепче запоминается информация.
Любая информация превращается в песню. Стихи, таблицы, языки звучат иначе, когда включен голос. Пусть ребенок придумывает мелодии. Пусть поет — не правильно, а по-своему.
Вы можете вместе сочинить «песню недели» — на новую тему, которую изучаете. Например, о временах года, о животных, о странах. Пусть малыш придумает слова, а вы подхватите мелодию. Это не только закрепляет знания, но и развивает креативность.
Вы можете вместе сочинить «песню недели» — на новую тему, которую изучаете. Например, о временах года, о животных, о странах. Пусть малыш придумает слова, а вы подхватите мелодию. Это не только закрепляет знания, но и развивает креативность.
Не говорите: «Это полезно». Скажите: «Знания — это как ключи. Чем больше ключей, тем больше дверей ты сможешь открыть». Пусть он выбирает, за какие из них ему захочется заглянуть.
Прежде чем погрузиться в обучение, важно настроить внутреннее пространство ребенка
Используйте карточки, рисунки, сказки. Визуальные образы активируют воображение. Придумайте вместе «героя» или «символ» для каждой новой темы. Например, наука — это волшебник, который показывает фокусы, а история — это путешественник во времени. Эти образы помогают удерживать внимание и превращают абстрактные понятия в понятные и близкие.
Любопытство — телесно. Пусть трогает, нюхает, рисует, собирает. Информация, пройденная через ладони, остается навсегда.
Делайте вместе поделки, лепите, создавайте модели. Например, изучая строение вулкана, можно слепить его из пластилина или сделать макет с помощью бутылки и соды. Чем больше ребенок взаимодействует с объектами физически, тем больше формируется нейронных связей.
Делайте вместе поделки, лепите, создавайте модели. Например, изучая строение вулкана, можно слепить его из пластилина или сделать макет с помощью бутылки и соды. Чем больше ребенок взаимодействует с объектами физически, тем больше формируется нейронных связей.
Сядьте рядом. Не проверяйте. Спросите: «А как бы ты это объяснил другому ребенку?». Когда малыш становится учителем, он начинает учиться.
Совместные обсуждения, обмен ролями (ребенок — учитель, родитель — ученик), семейные викторины и «дебаты» по интересным вопросам развивают не только знания, но и уверенность, социальные навыки, умение аргументировать. Пусть обучение станет вашим совместным приключением, а не обязанностью.
Совместные обсуждения, обмен ролями (ребенок — учитель, родитель — ученик), семейные викторины и «дебаты» по интересным вопросам развивают не только знания, но и уверенность, социальные навыки, умение аргументировать. Пусть обучение станет вашим совместным приключением, а не обязанностью.
Прежде чем погрузиться в обучение, важно настроить внутреннее пространство ребенка. Простая, но глубокая практика поможет открыть в нем поток внимания и любопытства.
- Зажгите свечу (или фонарик).
- Вместе с ребенком сделайте глубокий вдох.
- На выдохе протяните любой звук, как будто открываете «дверь в новое».
- Спросите: «Какое чувство внутри? Какое знание сегодня хочет прийти?». Эту практику можно повторять перед началом нового урока или чтения. Она помогает переключить внимание, настроиться на процесс и почувствовать эмоциональную связь с моментом.
Это — не игра. Это настройка на внутренний интерес. Это — доверие.
Ребенок не рождается ленивым. Он рождается внимательным. И если этот внимательный рост не поддержан, он замирает. Но вы можете вернуть его. Мягко. Телесно. Через себя.
Помните: ваше собственное любопытство — самый сильный пример. Делитесь открытиями, рассказывайте, чему научились сегодня вы сами. Дети учатся не на словах, а через атмосферу. Итак, что нового вы готовы узнать сегодня вместе с малышом?
Ранее мы рассказывали, как детская поэзия помогает образованию.
Фото: свободные интернет-источники
Ребенок не рождается ленивым. Он рождается внимательным. И если этот внимательный рост не поддержан, он замирает. Но вы можете вернуть его. Мягко. Телесно. Через себя.
Помните: ваше собственное любопытство — самый сильный пример. Делитесь открытиями, рассказывайте, чему научились сегодня вы сами. Дети учатся не на словах, а через атмосферу. Итак, что нового вы готовы узнать сегодня вместе с малышом?
Ранее мы рассказывали, как детская поэзия помогает образованию.
Фото: свободные интернет-источники