Как детская поэзия помогает образованию, и нужно ли читать и учить стихи младшим школьникам в эпоху искусственного интеллекта?

Как детская поэзия помогает образованию, и нужно ли читать и учить стихи младшим школьникам в эпоху искусственного интеллекта?
Современные дети с поразительной легкостью впитывают информацию — быстрее и объемнее, чем взрослые могли бы себе представить. Но вместе с этим возникает и тревога: они пока не в состоянии различать, какая информация им действительно полезна, а какая может сбить с пути. Именно поэтому, по мнению детского поэта Светланы Медведевой, так важно в младшем возрасте направлять ребенка — в том числе с помощью поэзии. Это не только помогает в нравственном воспитании, но и существенно усиливает образовательный потенциал.


Эксперт: детский поэт Светлана Медведева.

Что дает поэзия ребёнку?

Стихи для младших школьников — это не просто художественная форма. Это мощный инструмент, который развивает и обучает одновременно. Можно выделить несколько ключевых аспектов:
  1. Обогащение речи. В стихах дети встречают новые слова, фразы, образы. Это расширяет словарный запас и улучшает владение родным языком.
  2. Развитие памяти. Заучивание стихов тренирует ум, ускоряет мышление и развивает интеллект. Ученик, привыкший запоминать рифмованные тексты, легче воспринимает и запоминает материал на уроках.
  3. Формирование фонематического слуха. Стихи помогают четче различать звуки, улучшают произношение и слуховое восприятие речи.
  4. Развитие ритма. Воспринимая и воспроизводя ритм, ребенок активизирует оба полушария мозга. Это способствует не только развитию пластики и музыкальности, но также концентрации и внимательности. А умение концентрироваться на больших объемах информации особенно актуально для детей сейчас — в век засилья коротких видеороликов и «клипового мышления».
  5. Эмоциональное развитие. Через поэзию дети учатся распознавать эмоции, выражать чувства и понимать окружающий мир — не в лоб, а образно, глубоко, с разных точек зрения.
Важно и то, что в детских стихах часто используются простые, но выразительные художественные приёмы, а сюжеты насыщены действием — это делает чтение увлекательным, даже для самых непоседливых учеников.

Современная лексика — ключ к интересу

Как отметила кандидат филологических наук и член орфографической комиссии Российской академии наук (РАН) О. Е. Кармакова в своем интервью журналу «Час культуры» в 2023 году, что с развитием интернета очень сильно изменилась и языковая ситуация. В онлайн-пространстве появляются новые формы и лексика, которые становятся частью повседневной речи. Тексты блогеров, участников форумов и чатов — все это большой и интересный материал для лингвистов, который позволяет видеть новые явления в языке — не только в лексике, но также в грамматике и стилистике.

Для поэта же это явление не менее значимо, чем для лингвиста: поэтому для того, чтобы современные дети любили читать и учить наизусть стихи, необходимо сочинять их с использованием современной лексики. Стихи, наполненные современными словами — «гаджет», «код», «смартфон», «сервер» — гораздо ближе и понятнее сегодняшним детям. Это не просто мода: благодаря актуальной лексике ребенок быстрее находит контакт с текстом, проникается его смыслом и охотнее учит его наизусть. Всё это — часть жизни ребёнка, а значит, и часть мира, который он готов исследовать через поэзию.

Как поэзия помогает образовательному процессу

Поэзия — это не только про красоту слов, но и про мышление. Когда ребенок учит стихотворение, он не просто запоминает строчки, а учится выстраивать логические связи, чувствовать структуру текста. Эти навыки напрямую переносятся на другие учебные предметы: легче усваиваются правила по математике, строятся аргументы на уроках окружающего мира, формулируются ответы по литературе и русскому языку.

Кроме того, поэзия развивает воображение, что критически важно для обучения. Без развитого воображения трудно представить историческое событие, понять научный процесс или вообразить ситуацию в задаче.
Ребенок, приученный к метафорам и образам, умеет думать не только в рамках готовых схем, но и предлагать нестандартные решения — а это уже основа креативности, столь ценной в современном мире.

Поэзия vs искусственный интеллект

В эпоху бурного развития технологий, когда генеративный ИИ уже способен написать текст или составить краткое изложение, возникает логичный вопрос: а зачем ребёнку учить стихи? Светлана Медведева уверена — как раз сейчас это особенно важно.
Поэзия развивает критическое мышление — умение отличать настоящее от имитации, подлинное от сгенерированного. Ребёнок, который знаком с поэтической формой, легко распознает фальшь и банальность, ведь у него есть чувство ритма, образного выражения и смысла.

Кроме того, поэтический язык — это навык сжатого и глубокого мышления. Там, где ИИ выдает длинную формулировку, человек может выразить мысль одной точной метафорой. Понимание поэтического языка, и способов выражения мысли помогает размышлять на другом уровне, и быть выше искусственного интеллекта.

Вместо заключения

«Человек — это звучит гордо!» — помните эту фразу? Она произнесена Сатином — героем пьесы «На дне», написанной в самом начале XX века и неоднократно использовалась в рамках идеологического воспитания в СССР. Фраза, написанная человеком – мощная, энергичная фраза, которая не теряет своей актуальности вот уже второе столетие, и более того, обретает новые смыслы, о которых даже не помышлял писатель Максим Горький. Искусственный интеллект расскажет вам все и о писателе, и о пьесе, и даже перескажет содержание, только лишь потому, что всю эту информацию заложил в него сам человек! Но сочинить фразу, которая могла бы жить столетия, искусственному интеллекту вряд ли пока под силу, потому что прежде, чем искусственный интеллект попробует это сделать, человеку придется заложить в него новые алгоритмы.

Ранее мы писали про 7 великолепных книг о приключениях маленьких героев.

Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325