День народного единства
4 ноября 1612 года ополчение, собранное Мининым и Пожарским, освободило Москву от польских интервентов. Эта победа вернула стране независимость и дала начало новой династии- Романовых.
Имя Минина и Пожарского вошло в российскую историю как символ гражданского подвига, народного единства и восстановления порядка. В их честь был установлен памятник на Красной площади (1818 год).
С 2005 года 4 ноября в России отмечается День народного единства, связанный с подвигом Минина и Пожарского.
Кузьма Минин- нижегородский земский староста и купец, один из ключевых организаторов Второго народного ополчения. В сентябре 1611 года Минин обратился к горожанам с призывом создать новое народное ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков. Он возглавил сбор пожертвований, став финансовым директором ополчения.
Дмитрий Пожарский- князь-воевода, потомок Рюрика, имевший богатый военный опыт. Когда Нижний Новгород собирал силы для похода на Москву, Пожарский был избран командующим ополчения, сформированного Мининым.
Интересные факты про фильм "Минин и Пожарский" (1939 года)
Исторический фильм об организации Мининым и Пожарским народного ополчения во время вторжения поляков.
Призы:
Сталинская премия I степени в 1941 году режиссерам Всеволоду Пудовкину и Михаилу Доллеру (за фильмы "Минин и Пожарский", "Суворов").
Продолжительность: 134 минуты (версия 1939 года), 109 минут (версия 1963 года, после цензуры).
134 минуты
https://smotrim.ru/video/2705371
109 минут
https://smotrim.ru/brand/23885
"...спас избранного царя Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, родовой вотчины предков Михаила Романова по материнской линии. Будучи схваченный интервентами, он был подвергнут ими жестоким пыткам и погиб, но не выдал убежища государя и его матери.
Не все, правда, историки согласны с этой трактовкой. По мнению, например, такого классика русской историографии, как Сергей Соловьев, Сусанина, скорее всего, замучили не поляки, а "воровские казаки", то есть соотечественники, потому что "поляков не было тогда более в этих местах".
Особенности национальной измены
https://pressa.ru/ru/top10/detail/osobennosti-natsionalnoj-izmenyi-25254#/
"В далеком 1612 году благодаря совместным усилиям наших мужественных предков иностранные интервенты были изгнаны из сердца страны..." Процитированное "патриаршее слово по случаю Дня народного единства" произнесено два года, но вряд ли его можно считать устаревшим: и новая проповедь патриарха, и большинство других торжественных речей по случаю очередного 4 ноября будут, можно не сомневаться, выдержаны в том же духе. Дух, в принципе, правильный. Но некоторые детали все-таки нуждаются в уточнении.
Бывали на Руси и хуже времена, но, пожалуй, не было сложней, запутанней и противоречивей. Вся история Смутного времени соткана из парадоксов, а уж финальная ее глава - вообще один сплошной парадокс.
Всем хорошо известно, например, что в момент избрания Михаила Романова на царство Земским собором, юный государь находился вместе со своей матерью, инокиней Марфой (в миру - Ксения Ивановна Романова, урожденная Шестова) в Костроме, в тамошнем Ипатьевском монастыре, где они укрывались от рыскавших по стране польско-литовских отрядов.
И чуть было не стали жертвами одного из них: спас избранного царя Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, родовой вотчины предков Михаила Романова по материнской линии. Будучи схваченный интервентами, он был подвергнут ими жестоким пыткам и погиб, но не выдал убежища государя и его матери.
Не все, правда, историки согласны с этой трактовкой. По мнению, например, такого классика русской историографии, как Сергей Соловьев, Сусанина, скорее всего, замучили не поляки, а "воровские казаки", то есть соотечественники, потому что "поляков не было тогда более в этих местах". Но самое интересное в этой истории другое.
Самое интересное то, где спасались Михаил и Ксения-Марфа от интервентов до того, как оказались в Костроме. До начала ноября 1612 года они находились в занятом поляками Московском Кремле. И вовсе не в качестве пленников. Михаил с мамой гостили у дяди юноши, младшего брата его отца - Ивана Никитича Романова. Дядя же в Кремле не прохлаждался, а работал: входил в состав временного боярского правительства, вошедшего в историю как Семибоярщина.
Именно оно поляков в Москву и Кремль и пригласило. С формально-юридической точки зрения это были не оккупанты, не захватчики, а ограниченный контингент иностранный войск, введенный в столицу по приглашению международно признанного правительства страны для обеспечения его, правительства, безопасности и наведения порядка.
А я - 7 ноября называю. ) День Великой Октябрьской Социалистической революции.
И моя память этот праздник ни на какие 4 ноября его не заменила, хоть и много лет прошло.
Сигизмундов чертёж Москвы, выполненный поляками, гравированный в 1618 году.
Последний по времени план Москвы, составленный до разрушений 1612 года.
План развёрнут на 90 градусов: север — справа, сверху — запад
Польско-литовская оккупация Москвы — период времени в продолжение двух лет (ночь с 20 на 21 сентября 1610 года по 7 ноября 1612 года), во время которого по приглашению и с согласия правительства (Семибоярщины) в Москве был размещён польско-литовский гарнизон под командованием Станислава Жолкевского.
Можно посмотреть ближе.
Исходный файл 6600 × 5100 пкс PNG
https://cdn.ruwiki.ru/commonswiki/files/4/4d/Polish_plan_of_Moscow_1610.PNG
Материал из фондов Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина
В большом разрешении
https://cdn.ruwiki.ru/commonswiki/files/0/0d/Sigismund%27s_plan_of_Moscow_1610.jpg
12 июня День России- государственный праздник, который связан с закреплением суверенитета страны на законодательном уровне.
4 ноября в России отмечается День народного единства- официальный государственный праздник. Он приурочен к событиям 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов.
Ответили, что сегодня:
-последний день каникул и хорошая погода
-завтра у родителей годовщина, но мы сегодня отпечаем...
Вот честное слово. И это люди со школьниками. Думала, они хоть знают. Не москвичи правда. Можнт москвичи лучше в истории Минина и Пожарского ориентируются.
Также 4 ноября православные отмечают День Казанской иконы Божией Матери.
Этот праздник отмечается дважды в году:
21 июля — летний, в память о чудесном обретении иконы в Казани в 1579 году, 4 ноября — осенний, который совпадает с Днём народного единства.
Сняли 2 замечательных фильма
Заступница (2013)
https://vk.com/video485382597_456240977
и
https://vk.com/video-224159765_456244692
В центре сюжета — Ватиканский список Казанской иконы Божией матери — главная православная святыня Казани.
В фильме описаны четыре пласта российской истории: освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского, битва под Полтавой, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война. Во время всех этих событий православные жители Татарстана обращались за помощью к своей защитнице — иконе Казанской Божией матери.
Считается, что икона была унесена в 1611 году Казанским ополчением и позднее помогла Минину и Пожарскому освободить Москву от поляков.
Икона "Казанская Божья матерь" — один из экспонатов Эрмитажа, числящийся в розыске
Не только про ваше. Мое окружение ( и я тоже), считают, что нужно было что-то взамен 7 ноября, вот и притянули за уши. Это было слишком давно, чтоб эмоционально затрагивать. Вот не видела никого, для кого бы 4 ноября был праздником, а не просто выходным днем. Понятно, что тут таких будет валом. Но живьем - ни разу
Поляки оказались в Москве в 1612 году по приглашению временного боярского правительства, известного как Семибоярщина.
После свержения Василия Шуйского, которое произошло 19 (29) июля 1610 года, единственным легитимным институтом власти оставалась Боярская дума — высший совет при главе государства, состоявший из представителей высшей аристократии.
Бояре пригласили поляков, чтобы обеспечить безопасность правительства и навести порядок. С формально-юридической точки зрения это были не оккупанты, а ограниченный контингент иностранных войск.
В ночь с 20 (30) на 21 (31) сентября поляки вступили в Москву и разместились в Кремле, Китае-городе, Белом городе и Новодевичьем монастыре.
Я, обычно, не всегда внимательно вчитываюсь в длинные ветки, но тут прямо глаз зацепился))
Я понимаю, другой календарь был, но...
В ночь с 20 (30) на 21 (31) сентября
Польско-литовская оккупация Москвы
https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B
По григорианскому календарю изменения.
В статье все даты так написаны
Особенности национальной измены: кто и почему открыл полякам ворота Кремля
Русский след польской интервенции
https://www.mk.ru/politics/2024/11/04/osobennosti-nacionalnoy-izmeny-kto-i-pochemu-otkryl-polyakam-vorota-kremlya.html
+ 100. Дату притянули за уши, наполнение адекватное не придумали. И все ради того, чтобы "отменить" 7 ноября.
Вы серьёзно семьёй отмечаете этот праздник? Прям садитесь и в кругу семьи вспоминаете Минина и Пожарского? Я о них, честное слово, не думаю. Вот праздник Казанской иконы Божьей матери - это повод в Храм сходить. Один плюс этого праздника - выходной день и есть возможность быть в Храме
В советское время день 4 ноября никак не отмечался.
Праздничным днем считались 7 и 8 ноября как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1996 году указом Бориса Ельцина 7 ноября превратилось в «День согласия и примирения».
Лишь в сентябре 2004 года снова вернулись к празднованию 4 ноября. Он стал «Днем народного единства» в рамках учреждения «Дней воинской славы России»
(С 2005 года – праздничный выходной день).
https://russian7.ru/post/den-narodnogo-edinstva-kakuyu-velik/
Поляки покинули Кремль 5 ноября. Китай-город был взят 1 ноября. Почему выбрано 4 ноября - в принципе непонятно. С этой датой ничего не связано в событийном смысле. Видимо, чтобы к 7 ноября слишком не "прижиматься". Отсюда и непонимание этой даты и пофигизм к данному празднику.
Историческое фэнтези от режиссера Хотиненко посмотрите.
1612: Хроники Смутного времени (2007)
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/9347/annot/
Михаил Пореченков- князь Пожарский
Комментарий про суть блокбастера.
Посмотрела фильм « 1612», вышла из кинотеатра и поняла, что нахожусь в хорошем настроении. А какое еще предназначение у хорошего продукта кинемотографии?! Эту картину я запомню, я о ней думаю, и реже всего эти мысли об исторических несоответствиях.
Прочитав некоторые отзывы в интернете, я была огорчена: зрители забыли, что кино – это точка зрения только режиссера. Любое историческое событие, исторический персонаж или литературное произведение, превращаясь в киноленту, проходит долгий путь сквозь призму режиссерского сознания. Так надо было Владимиру Хотиненко, чтобы удаль, смекалка и храбрость русского люда были показаны на примере битвы маленького городка с «ляхами»; а князь Пожарский показан не так много, как на самом деле был значим для Руси в это время…
Некоторые зрители не поняли, почему периодически появляется единорог. Я бы посоветовала им обратиться к мифологии и тогда им станет ясна функция этого сказочного персонажа. Время, показанное в «1612» - время Смуты, время когда все от мала до велика знали, что нужен тот, кто поведет их по какому - либо пути.
А единорог «Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль - напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог - символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.», из этого следует, что этот персонаж – конечная точка всех стремлений и стараний героев фильма.
И ни двуглавый орел, ни медведи, соболи, олени, птицы, рыбы – ни один из этих символов, изображенных на гербах российских, не отвечают этим требованиям. Для этого и нужен единорог – чистый, светлый, легкий, без намека на агрессию и насилие символ.
Можно много говорить о персонажах и их характерах, о главной идее фильма, провести параллели между героями картины и реальными людьми и т.д. Но я скажу следующее: это не наглядное пособие по истории (к вопросу о несоответствиях), а настоящее произведение искусства в духе нашего времени с модными спецэффектами, с мистическими вкраплениями, с подвигами и доблестью русских богатырей, с любовной искоркой, и т.д.
Огромное спасибо всем, кто создал «1612»! Эта колоссальная работа будет оценена по достоинству!
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/9347/forum/#s5449498
Несмотря на художественные вольности, фильм "1612" заслуживает внимания за несколько важных достижений:
Визуальная составляющая : Костюмы, декорации и реконструкция городов того времени выполнены на высоком уровне. Зритель действительно погружается в атмосферу XVII века.
Актерская игра : Юрий Чурсин (Андрей), Михаил Пореченков (Пожарский) и другие актеры достоверно передают дух эпохи.
В фильме показаны:
Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского — реальные исторические фигуры, которые объединили силы для освобождения столицы.
Польская интервенция — вторжение войск Речи Посполитой, стремившейся установить контроль над Россией.
Борьба за власть — борьба различных претендентов на русский престол, включая самозванцев.
Что придумали авторы?
Хотя фильм основан на реальных событиях, многие детали были изменены или полностью выдуманы для усиления драматизма и зрелищности:
Любовная линия Андрея и Маши
Центральный сюжет фильма — история любви казака Андрея и девушки Маши — является полностью вымышленной. В реальности таких персонажей не существовало, а их отношения служат лишь способом увлечь зрителя и придать истории эмоциональную глубину.
Роль немецкого наемника Христиана
Персонаж Христиана, которого играет Джейсон Флеминг, также вымышлен. Хотя в то время действительно существовали иностранные наемники, участвовавшие в конфликтах на территории России, его участие в событиях 1612 года не имеет исторического подтверждения.
Драматизация военных сцен
Битвы и сражения в фильме сильно приукрашены для большего зрелищного эффекта. Например, финальная атака на Москву показана как грандиозное сражение с использованием современных технологий и спецэффектов, хотя в действительности боевые действия носили более затяжной и менее эффектный характер.
Мистические элементы
Авторы добавили мистический подтекст, включая видения, символические образы и даже намеки на сверхъестественные силы. Это было сделано для создания атмосферы таинственности и напряжения, но такие элементы не имеют исторического обоснования.
это праздник для москвичей наверное, остальным пофиг. в моем окружении никто и названия не знает, просто лишний выходной и все. я всегда считала что это замена неблаговидного 7 ноября на вот это вот..не цепляет он никого, потому что какой то ненастоящий чтоли а потому и не объединяет ничего и никого
Стыдобища какая. Историю в школе не учили?🤦♂️
Откуда вы такие беретесь?
Учебник «Окружающий мир. 4 класс, часть 2», авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. В нём есть тема урока «Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского».
А биографии Минина и Пожарского изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов.
Школьные учебники СССР
Полный список раздела https://sheba.spb.ru/shkola/
(новые добавляются сверху)
https://sheba.spb.ru/shkola.htm#top
а зачем вам ссылка? в упор не помню проходили ли это по истории, но помню что я делала доклад про памятник Минину и Пожарскому. Ну и рассказывала кто такие, почему памятник. где-то в начале 80-х.
Вы выложили СОВРЕМЕННЫЙ учебник окружайки и одновременно спросили "Историю в школе не учили?🤦♂️"
Ну вот Вы школе явно учились, так? Никаких несоответствий не видите между выложенные фото и вопросом?
https://sheba.spb.ru/shkola/istoria-sssr7-1971.htm
История СССР
Учебник для 7 класса
*** 1971 ***
§ 33. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале XVII века
1. Вторжение польских и шведских феодалов в Россию. Панская Польша (Речь Посполитая) хотела воспользоваться трудным положением Российского государства для вторжения и захвата его земель и богатств. Сначала польские паны действовали посредством своих агентов — самозванцев, которые пытались захватить русский престол под видом законных наследников. Потом началась подготовка открытого вторжения. Тогда царь Василин Шуйский решил обратиться за помощью к шведскому королю.
Весной 1609 г. в Новгород вошли иностранные войска, закованные в стальные латы. Это были наемные отряды шведского короля — шведы, немцы, французы, англичане, шотландцы — всего 15 тысяч человек. Но вместо помощи шведы захватили новгородские земли. Началась шведская интервенция.
В том же, 1609 г. началась открытая польская интервенция в Российское государство. Польские феодалы хотели захватить свою долю в добыче. Их войско осадило Смоленск. Другое польское войско стало продвигаться в глубь России. У села Клушина (между Смоленском и Москвой) войска Шуйского были наголову разбиты польскими войсками.
В июле 1610 г. дворяне свергли с престола царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи.
Московские бояре стали искать кандидата в цари. В борьбе за власть они перессорились между собой и решили выбрать в цари иноземца — пятнадцатилетнего королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда.
Между тем польские войска уже подступали к Москве. Правительственная власть временно перешла в руки семи бояр («семибоярщина»). Это было жалкое правительство. Оно принесло присягу королевичу Владиславу в Успенском соборе. Оно распахнуло ворота Москвы перед польскими панами. Осенью 1610 г. польские войска заняли Москву. «Семибоярщину» сменила польская военная власть.
Наступило трудное и мрачное время. Столица государства Москва была во власти иноземных захватчиков: польские паны укрепились в Кремле, всюду расставили свои, караулы, захватили ключи от городских ворот. В город не пускали подмосковных крестьян, запретили ночное движение. Польские военные отряды рыскали по стране, захватывали продовольствие, скот, расправлялись с крестьянами.
Польские паны захватили массу сокровищ из казны московских царей, стали расхватывать себе имения в Российском государстве, раздавать своим сторонникам московские земли. Польский король Сигизмунд взял Смоленск и другие города на западной границе. А Швеция захватила Новгород. Западные земли государства были в руках врагов.
Интервенты растаскивали по частям Российское государство. Нужно было спасать страну: она стояла на краю гибели.
2. Народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского. Спасти страну мог только народ. Он и спас ее. Народное движение началось в северных русских городах. Центром его скоро стал большой город на Волге — Нижний Новгород. В нем было около 2000 дворов ремесленников и торговцев.
Организатором движения был земский староста Нижнего Новгорода торговец мясом Кузьма Минин (земские старосты управляли городскими жителями, были их выборными начальниками). Надо было собрать большое войско против польских захватчиков, на содержание войска нужно было много денег.
«Не пожалеем ничего, — говорил Минин, — продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратным людям». Со всех сторон стали нести Минину деньги, драгоценности, продовольствие. Люди отдавали последнее.
От многих городов приходили вооруженные отряды на призыв Нижнего Новгорода. Собралось большое войско — народное ополчение. Организаторами его были главным образом посадские люди.
Военным начальником ополчения был выбран опытный воевода — князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он еще раньше прославился в борьбе с польскими интервентами. Всеми хозяйственными делами и казной ополчения ведал Минин.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади. Скульптор И. П. Мартос (начало XIX в)
На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
В 1612 г. ополчение двинулось сначала к Ярославлю и соединилось со многими новыми отрядами из других городов и деревень. Влились в ополчение и отряды татар и других народов Поволжья.
Вскоре тревожная весть дошла до Минина и Пожарского: к Москве
на помощь польским панам идут большие отряды под начальством гетмана1 Ходкевича, они везут с со-
1 Гетман, — так называли тогда в Польше и на Украине главнокомандующего вооруженными силами.
бой много боевых припасов и продовольствия. Это заставило ополчение поспешить к Москве.
Ополченцы Минина и Пожарского успели подойти к Москве на день раньше Ходкевича. Опоздай они хоть на сутки — отряд Ходкевича соединился бы с польским войском, засевшим в Кремле. Тогда справиться с ними было бы гораздо труднее.
Около Москвы в то время стояло много отрядов восставших крестьян и казаков: в стране все еще пылала крестьянская война. Отряды опол-
чения и крестьянские отряды были сначала настроены враждебно друг к другу.
Ранним утром 22 августа войско Ходкевича начало наступление на ополчение, стремясь прорваться к Кремлю. Со стороны Кремля сделал вылазку вражеский гарнизон. Ополченцы оказались под двойным ударом. Завязался ожесточенный рукопашный бой. Пользуясь своим численным превосходством и более удобным расположением, враги стали теснить русских. В этот момент на помощь ополченцам бросились казаки и крестьяне, стоявшие на другом берегу реки Москвы, в Замоскворечье. Это и решило исход битвы. Войско Ходкевича было отброшено.
24 августа Ходкевич предпринял вторую попытку прорваться в Кремль. На этот раз он наступал со стороны Замоскворечья. Но и здесь дорогу ему преградили ополченцы. Бой продолжался много часов. Ходкевичу и на этот раз сначала удалось потеснить русских. Один из его отрядов прорвался в Кремль. Положение приобрело угрожающий характер. Но русские воины не потеряли мужества. Они быстро занимали ближайшие заросли бурьяна, ямы, остатки сгоревших домов и продолжали уничтожать врагов. Кузьма Минин с отрядом в несколько сотен человек неожиданно для врагов переправился через реку и нанес сокрушительный удар польским резервам с фланга.
Одновременно на штурм лагеря Ходкевича двинулись главные силы ополченцев под командованием Пожарского. Вновь на помощь им подоспели казаки и крестьяне. Переплыв реку, босые, полуголые, они бесстрашно бросились на врага.
Сражение закончилось полным разгромом войск Ходкевича. Захватчики потеряли артиллерию и весь обоз. Польский гарнизон, засевший в Кремле, остался без помощи.
Отряды Минина и Пожарского осадили Кремль и Китай-город. В октябре 1612 г. они взяли приступом Китай-город (часть Москвы около Кремля). Враги засели в Кремле, но в конце ноября сдались.
Огромная заслуга в освобождении страны от иноземных захватчиков принадлежала простому народу. Особенно прославился костромской крестьянин Иван Сусанин. Польские шляхтичи пытались заставить его быть проводником. Тогда он завел их в дремучий лес. Враги убили Сусанина, но и сами погибли. Много лет спустя поэт-революционер К. Рылеев в стихах выразил горячую любовь Сусанина к родине и верность ей:
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит...
это праздник для москвичей наверное, остальным пофиг. в моем окружении никто и названия не знает, просто лишний выходной и все.
Адрес сообщения: https://eva.ru/topic/77/3688498.htm?messageId=109466584
наверное тем, что освободили то Москву, а не всех остальных жителей России ;-) ну и памятник в Москве освобожденной стоИт
Памятник спустя 300 лет поставили и отнюдь не москвичи. И ни Минин, ни Пожарский москвичами не были. Инициатива создания памятника принадлежит Петербуржской Академии художеств, установить его первоначально планировалось в Нижнем Новгороде, деньги на него собирали по всей России, но скульптор продавил установку в Москве.
Вопрос: при чем тут москвичи?
при том. освободили Москву. и памятник таки стоит в Москве. регионам от этого праздника ни жарко ни холодно. Минина и Пожарского только не приплетайте.
Так освободили не "Москву для москвичей", а столицу России для России. И освободили как раз региональные войска.
Москвичи сидели как мыши под веником.
"При каких делах история?"🤦♀️ С русским языком нелады?
Я отвечала на это сообщение:
"это праздник для москвичей"
Адрес сообщения: https://eva.ru/topic/77/3688498.htm?messageId=109466584
В советское время день 4 ноября никак не отмечался.
Праздничным днем считались 7 и 8 ноября как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1996 году указом Бориса Ельцина 7 ноября превратилось в «День согласия и примирения».
Лишь в сентябре 2004 года снова вернулись к празднованию 4 ноября. Он стал «Днем народного единства» в рамках учреждения «Дней воинской славы России»
(С 2005 года – праздничный выходной день).
Так я об этом и пишу, он ВООБЩЕ никогда не отмечался в последние 400 лет, его назначили праздничным в 2005 году "сверху".
А 7 ноября все прям сразу и добровольно начали отмечать, ага ))))
Помнится из той же истории, Новый год 1 января тоже как-то не сразу пошел в народ ;)
Так можно, ссылаясь на образованность почти каждый день праздновать. Как раз таки образованные не будут внезапно по указке сверху праздновать некое историческое событие
да хотя бы и его, он гораздо интереснее и веселее вашего унылого 4 ноября.
14 февраля тоже пытаются отменить и заменить на этих нелепых Петра и Февронию, история от которой вообще выносит всех адекватных людей.
Под законодательный запрет подпадает публичное демонстрирование атрибутики сатанизма, сообщил ТАСС Владимир Никишин, директор Института информационной и медиабезопасности, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
"В последние годы за счет пропагандистской деятельности в интернет-медиа активно развивается субкультура сатанистов <…>, и Хеллоуин — наглядный пример", — сказал эксперт.
Он напомнил, что 23 июля 2025 года Верховный суд Российской Федерации запретил "Международное движение сатанистов", поэтому необходимо учитывать запреты антиэкстремистского законодательства.
"В частности, к символике сатанизма относятся: перевернутый крест белого цвета, пентаграмма, изображение дьявола (антропоморфного существа с телом человека и головой козла — Бафомета, Сатаны, Вельзевула, Аввадона, Велиара, падшего ангела и т. д.). Использование данных образов в костюмах или элементах украшения может повлечь привлечение к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП", — рассказал Никишин.
По его словам, пропаганда или публичное демонстрирование такой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 100 часов.
В свою очередь, отметил эксперт, традиционные атрибуты Хеллоуина, такие как светильники из тыквы, украшения и костюмы, связанные с популярными в массовой культуре вампирами, зомби, призраками, не являются символикой сатанизма, и их использование не влечет юридическую ответственность.
Никишин добавил, что юридическая ответственность будет наступать за приобретение украшений с экстремистской символикой для дальнейшего сбыта или пропаганды. "Это будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ и повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2,5 тыс. рублей с конфискацией приобретенного украшения либо обязательные работы на срок до 100 часов с конфискацией приобретенного украшения", — заключил эксперт.
Виктория Васильева
https://tass.ru/obschestvo/25509835
*Движение включено в перечень террористов и экстремистов, а также признано в РФ экстремистским и запрещено.
Вы читать не умеете?
В свою очередь, отметил эксперт, традиционные атрибуты Хеллоуина, такие как светильники из тыквы, украшения и костюмы, связанные с популярными в массовой культуре вампирами, зомби, призраками, НЕ являются символикой сатанизма, и их использование не влечет юридическую ответственность.
НЕ выделено мною.
И что в вас откликается в хэллоуин?
Про 14 февраля не буду спорить, так как история Петра и Февронии и на меня наводит оторопь. Но противопоставлять карнавальный хэллоуин, пастельно-мармеладный день св.Валентина Дню народного единства - ей богу, как-то странно. всё-таки бэк граунд несколько разный.
я не противопоставляю.
что не отменяет того, что 4 ноября праздник максимально натянутый. Отродясь его не праздновали в России, и вытащили его на свет божий в замен 7 ноября, но людям он вообще никак не откликается. В России есть масса не менее значимых дат и событий, можно праздновать их все при желании устроить выходные.
А 7 ноября веками праздновали?
Подвиг Минина и Пожарского очень даже значимый, чтоб отметить его выходным днем.
Дык, ни 8 марта, ни 23 февраля, ни, прости господи, 7 ноября тоже отродясь не праздновали. А потом - бац. и начали.
Приведите пару дат, пжлст, которые тоже можно праздновать.
Людям он откликается, за всех не надо выступать.
Минин и Пожарский стали символом борьбы за суверенность. Спасли государство Российское и положили начало новой династии- Романовых.
А спас избранного царя Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, родовой вотчины предков Михаила Романова по материнской линии. Будучи схваченный интервентами, он был подвергнут ими жестоким пыткам и погиб, но не выдал убежища государя и его матери.
Про Сусанина ведь точно знаете? Или тоже "он вообще никак не откликается"? :mda
Хочется верить что патриотов в нашей стране с каждым годом будет все больше, а таких как вы, которым что то там не откликается, все меньше.
И что же для вас патриотизм?
4 ноября в России отмечается День народного единства- официальный государственный праздник. Он приурочен к событиям 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов.
Ей ничего не откликается. И Сусанина тоже она не знает. Перечитай её сообщение.
https://eva.ru/topic/77/3688498.htm?messageId=109466875
А, это опять ты со своим "И?"
Иди уже отсюда. Не тебе "исконно-посконное" белибердой обзывать.
Мадам, мои предки - крестьяне. Исконно-посконное? Это вы так относитесь к подвигу Минина и Пожарского???? Тогда к чему ваш высер о великом празднике 4 ноября? Я в СССР родилась и выросла,, поэтому для меня праздник 7 ноября, запомни. А заодно почитай про Минина и Пожарского. Книжку возьми, хотя бы серию ЖЗЛ, и ознакомься.
Обосралась, сообщение исправила. Убрала свою "исконно-посконную бредятину".
Сообщение было длиннее.
Адрес сообщения: https://eva.ru/topic/77/3688498.htm?messageId=109466688
Ну и молодец, что исправила. Я свое не исправляла про 7 ноября. И исконно-посконное, это твое, совсем рыбонька в анонимах ты запуталась. Кстати, как его исправить то можно,если анонимно написано?
Оригинал
"праздники пытаются запретить и поменять на эту исконно-посконную белиберду."
Адрес сообщения: https://eva.ru/topic/77/3688498.htm?messageId=109466607
ну и что? сколько тех интервентов было за историю существования России? давайте все дни освобождения от интервентов отмечать.
а еще мне, например, день ледового побоища откликается, как мы их тогда! Предлагаю праздновать.
А почему день изгнания Наполеона не отмечаем?
А 9 мая не трогай, это именно праздник, а не 4 ноября.
Да многие исторические события не отмечаются в России
Некоторые из праздников, которые больше не отмечаются в России:
Кровавое воскресенье (22 января). Праздник просуществовал с основания СССР и был отменён в 1951 году.
День низвержения самодержавия (12 марта). Дата была приурочена к годовщине Февральской революции 1917 года, которую отмечали с 1918 по 1929 год.
День Парижской коммуны (18 марта). Праздник просуществовал с 1918 по 1929 год, но имя Парижской коммуны осталось в названиях улиц, площадей и школ.
День победы СССР над милитаристской Японией (3 сентября). Праздник праздновался всего три года: в 1945, 1946 и 1947.
День Конституции СССР (7 октября и 5 декабря). В современной России День Конституции — это рабочий день, который празднуется не так широко.
День рождения Комсомола (29 октября). Комсомольское объединение молодёжи существовало с 1918 по 1991 год.
Вот +100. Кстати, тоже в октябре Наполеон покинул Москву. Почему решили праздновать изгнание поляков, а не французов? Или, тогда уж, обе даты сделать праздничными.
Так. И стояние на реке Калке праздновать, опять же, освобождение от татаро-монгольского ига. Три даты уже.
На Угре.
На Калке другое сражение было. Опять же годовщина Куликовской битвы как-то неотмеченная валяется. И день Бородина.
Не проиграли!
Бородинская битва 1812
Бородинское сражение (Бородинская битва) состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года в ходе Отечественной войны 1812 года.
Место: село Бородино Можайского уезда Московской губернии, примерно в 125 километрах западнее Москвы.
Участники: русская армия под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Голенищева-Кутузова и французская армия под командованием императора Наполеона I Бонапарта.
Предыстория
22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, сосредоточилась у села Бородино, где Кутузов решил дать сражение, чтобы не допустить противника к Москве.
Наполеон стремился как можно скорее разгромить основные силы российской армии в генеральном сражении, занять Москву и навязать российскому императору Александру I мир на своих условиях.
Ход
Бой продолжался около 12 часов. Французам удалось потеснить армию Кутузова в центре и на левом фланге, в том числе после ожесточённого сопротивления взять высокий курган, на котором располагался пехотный корпус генерал-лейтенанта Николая Раевского.
При этом французским войскам не удалось добиться решительного успеха, из-за чего Наполеон не рискнул вводить свой главный резерв, гвардию, и приказал отступить на исходные позиции.
После окончания боя Кутузов приказал войскам отступить в сторону Можайска.
Итог
Ни одна из сторон не достигла своих целей: Наполеон не смог разгромить русскую армию, Кутузов — остановить продвижение французской армии к Москве.
Потери сторон:
- русская армия потеряла, по разным оценкам, от 40 до 50 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести;
- потери французов, по разным оценкам, составили от 30 до 50 тысяч солдат и офицеров.
Однако Бородинское сражение создало предпосылки для коренного перелома в ходе Отечественной войны 1812 года: потери, понесённые французской армией, были невосполнимы и ставили её в критическое положение, при этом русские войска сохранили возможность наращивать
Память
8 сентября — день воинской славы России — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.
Можно и так интерпретировать, но вот вокруг гроба Наполеона перечислены его победы и Бородино есть в этом списке.
дурочка, иди историю читай, Екатерина тоже была иностранкой и не она одна вплоть до последнего императора. Вы еще Петра 1 со свитой сделайте навальнятами, который строил флот по западному образцу, да и сам за границей учился. Как говорил Александр III "Легко им с их балаганным патриотизмом, когда они ни за что не отвечают»"
Феномен мирового масштаба
"События тех давних дней связаны с именами Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Если бы не они, то неясно, какой сценарий был бы написан для нас. Они действительно вытащили страну из трясины. Их подвиг – великий подвиг. Я бы сказал, не меньше, чем князя Дмитрия Донского, одержавшего победу над Мамаем или Ивана III, государя всея Руси, который создал государство наше, Российское. Он создал, а спасли его люди, которые пошли за Мининым и Пожарским!"
Профессор кафедры российской истории и документоведения Белгородского государственного университета Виталий Пенской.https://www.belpressa.ru/society/drugoe/72336.html#
Блогер Мария Махмутова из Иркутска, которая жаловалась на празднование Дня России, а ордена бойцов СВО называла клеймом на всю жизнь, и, наконец, укусила полицейского, получила в суде 2 года и 7 месяцев колонии-поселения. В суде она вину свою признала, просила прощения и просила не давать ей реальный срок, у нее - маленький ребенок. Ребенок - главный потерпевший в этой ситуации. Когда блогер записывала свои оскорбительные видео, к ней была только злость. Сейчас, когда она получила срок, просто жаль ее ребенка. Как всё-таки беззащитны дети перед этой маниакальной мечтой обычных женщин стать звездой в сети
https://t.me/Marinaslovo/11287
Зачем кого-то пригонять? Вы всерьез считаете, что на концерт народу не наберется из приехавших самостоятельно?
При том, что погода вполне нормальная.
Это они еще не знают, какие на самом деле баталии за обладание пригласительными разгораются среди друзей и родичей тех бюджетников, которым выделяют эти самые пригласительные на все эти мероприятия ;)
Любопытный мультик попался.
Тебе, Москва (1947). мультфильм. СССР
https://rutube.ru/video/5e641fca9e32123754638dfde0d43ebf/
Фильм показывает основные исторические этапы становления Москвы от возникновения города до 1947 года:
основание Москвы и строительство кремлевских стен;
освобождение от татаро-монгольского ига и деятельность Ивана III;
Смутное время и борьба Минина и Пожарского с польскими интервентами,
Отечественная война 1812 года,
Русская революция 1905 года,
Великая Октябрьская социалистическая революция,
Москва 30-х годов,
Великая Отечественная война,
День Победы.
Сад дружно завидует нашим праздникам. У самих нет ничего. Есть некий странный день взятия Бастилии. Взяли тюрьму и празднуют это событие каждый год. Ерунда.
Почему "у самих нет ничего"? За весь сад не скажу, но, к примеру Польша (я поровну времени живу в России и Польше) 2 ноября отметила Задушки, или день поминовения усопших. Поскольку католическая страна, большинство семей в этот день посещают кладбища, причем обязательно ухаживают не только за "своими" могилами, но и за другими, если видят, что никто не посещает. Повсюду зажигают свечи и лампады, поминают умерших, тепло вспоминают ушедших.
А через несколько дней, 11 ноября, будут отмечать Dzień niepodległości (День независимости), это вообще полномасштабный праздник, шествия и праздненства по всей стране.
Ну что за бред, а??)) не знаю даже, что смешнее, про язык или Фб)))))))))
Классическая жертва западной пропаганды
Вы только про День мертвых в моем сообщении прочли, остальное "случайно" проигнорировали?
А насчет форума- а кто проводит кастинг для участников Ева.ру, уж не вы ли? Кто мне может запретить писать на этом форуме, если я не нарушаю правил?! Что вы конкретно против меня имеете: только мое польское происхождение? Если вы забыли, Россия сейчас в соседней стране с нацизмом борется, или это другое?
Это вы влезли со своими праздниками мертвецов, а теперь воете. А польша против нас помогает украине.
Не влезла, а всего лишь ответила на безапеляционное заявление, что в саду нет своих праздников. И как-то вы читаете криво: у меня не праздник описан, а День поминовения усопших. А праздник, День независимости, будем отмечать 11-го.
Это форум, здесь люди свободно общаются, а не влезают, и не воют.
Хорошая тема, показательная, какое на самом деле единство народа)
Русская смута. История болезни (ТВ, 2012)
https://rutube.ru/video/160224286d36eaa37d7e6cbf8f901602/
Документальный фильм об одном из самых грустных периодов истории России, посвящённый 400-летию изгнания из Москвы польских интервентов народным ополчением под руководством Минина и Пожарского.
Святитель (2022) документально-художественный фильм
https://vk.com/video-178174788_456239109
О патриархе Московском и всея Руси Гермогене, герое периода Смутного времени, который вдохновлял ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Сюжет:
Гермоген вдохновил ополчение Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Действие фильма охватывает почти 50 лет русской истории, от правления Ивана Грозного до воцарения династии Романовых.
Режиссёр:
Алексей Барыкин, лауреат международных кинофестивалей, номинант кинопремий «Ника» и «Золотой орел».
В ролях:
Екатерина Гусева, Александр Балуев, Дмитрий Певцов.
Место съёмок:
исторические локации в Казани и Москве, в том числе на Красной площади и в зданиях Московского Кремля, а также в павильонных декорациях.
Это история.
4 ноября 1612 года ополчение, собранное Мининым и Пожарским, освободило Москву от польских интервентов. Эта победа вернула стране независимость и дала начало новой династии- Романовых.
4 ноября в России отмечается День народного единства- официальный государственный праздник. Он приурочен к событиям 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов.
это не праздник дня народного единства, а насильно притянутый за уши. Ваше тупое перепечатывание и кудахтанье никак это не изменит
Ну и не празднуй. Иди мимо.
Топов с опросами рядом полно. А здесь не опрос мнений про праздник.
хочу и пишу свое мнение) А ты либо глупа как пробка, либо детский сад, что указываешь другим что и где писать. Не нравится - не читай, не пиши мне, проходи мимо)
А чем так примечателен этот день? Даже не день, а, буквально, минута? Ну, закончился один период, начался другой. У нас такое каждый день.
Эхо любви Роберта Рождественского
Праздничный концерт, посвященный творчеству выдающегося поэта Роберта Рождественского.
04.11.2025
смотреть онлайн
https://www.dokonlin.online/video/yeho-lyubvi-roberta-rozhdestvenskogo-04-.html
Сегодня много концертов
Россияне не хотят консолидироваться, какое единство нафиг? А сверху еще и подначивают в этом: депутат госдумы предлагал вообще уничтожить 20% населения России вместо того, чтобы с ним консолидироваться.
Поэтому так называемый день единства 4 ноября - просто фарс
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
https://nstarikov.ru/kak-ne-povezlo-polyakam-v-1612-godu-71983
Как не повезло полякам в 1612 году
4 ноября 2016 г.
Если можно в трёх словах передать произошедшее 404 года назад, осенью 1612 года (по старому стилю), в Москве, то эти слова будут: «поляки, Кремль, людоедство».
А произошло вот что.
Подошедшее к Москве русское ополчение освободило от польских интервентов практически всю Москву. Поляки и их приспешники укрылись на территории Кремля и Китай-города. Они оказались в блокаде, и очень скоро среди них начался голод. Несмотря на то, что периодически к полякам кто-то пробивался, продовольствия в сколько-нибудь значимом количестве доставлено не было.
Вот тут и началось то, что, по сути, стало означать восстановление и усиление России и начало ослабления и гибели Речи Посполитой. Поляки, Кремль и людоедство.
«Обратимся к очевидцу этих событий, польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей.
Пехотный порутчик Трусковский съел двоих своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел.
Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с судейского места.
Во время этого страшного голода появились разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без плачу и ужасу на умирающего человека … Многие добровольно шли на смерть и сдавались неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, - он сохранял ему жизнь; но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что прежде нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на части».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247
Лакомой добычей для обезумевших поляков становились … прохожие. Передвигаться по Кремлю и Китай-городу было смертельно опасно.
«Немцы всех кошек и собак поели, мед с зельем и травою ели... Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть. Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот, забили и тут же съели... Два пехотинца ворвались в дом князя Ф. Мстиславского и стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на куски, съели…».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247
Отказываясь сдаваться, надеясь на помощь польского короля Сигизмунда, поляки запасали… человеческое мясо. Солили его в огромных чанах. Авраамий Палицын пишет, что после вступления в Кремль казаки Трубецкого «обретошя много тщанов и наполов плоти человеческиа солены и под стропами много трупу человеческого».
«Я многих видел таких, - рассказывает участник осады пан Будзило, - которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247
Командовавший гарнизоном обезумевших польских людоедов полковник Струсь согласился на переговоры о сдаче только после того, как на него напали его же подчиненные с вполне понятной целью – полакомиться господином полковником. Но переговоры ничего не дали. Тогда русские, просто потеряв терпение, устремились вперед и ворвались в Китай-город. Поляки бежали в Кремль. Вместе с ополченцами Пожарского против поляков сражались и казаки, которые ранее выступали на польской стороне. Именно они и обнаружили страшнее чаны с соленым человеческим мясом. Это зрелище и само по себе не вызывает жалости и милосердия, а казаки к тому же увидели, что поляки съели всех попавших к ним в плен их товарищей. После чего все сдавшиеся поляки в Китай-городе были ими безжалостно уничтожены.
Вскоре в результате переговоров поляки капитулировали. План усадить на русский престол польского королевича был сорван. Россия спасена. Именно это мы и празднуем в День народного единства.
В завершение несколько любопытных фактов:
Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября.
Вместе с поляками в Кремле сидела и так называемая «семибоярщина» (впустившая поляков в Москву вопреки воли народа).
Сидели в Кремле и Романовы. В том числе Ксения Ивановна Романова со своим сыном Михаилом – будущим основателем династии Романовых.
Прямо из Кремля семья будущего монарха отправилась в свою вотчину село Домнино под Костромой. Старостой там был… Иван Сусанин, который в скором времени отдаст свою «жизнь за царя», спасая только, что выбранного Михаила Романова от специально посланного отряда польских убийц.
Но это уже совсем другая история…
Поляки людоеды...
Наполеон тоже и его армия страдали от голода во время отступления из Москвы в 1812 году.
Попытка собрать пищу привычным для армии способом- реквизициями у местного населения- потерпела неудачу из-за решительного сопротивления крестьян. Они бросали дома, уводили скот, увозили зерно. По пути из Москвы французов встречали опустевшие деревни.
Оголодавшие солдаты делали мучную болтушку на воде, варили зерно и получали примитивную пшеничную кашу. Также они готовили пресное тесто, обматывали его вокруг шомпола своего ружья и поджаривали такой «шашлык» на костре.
19 октября 1812 года армия Наполеона покинула Москву. Французы, вынужденные возвращаться по разоренной Смоленской дороге, тысячами гибли от морозов и голода. К ноябрю от полумиллионного войска Наполеона осталось всего 60 тысяч человек.
Людоеды в Кремле. хроники 1612 года
Геннадий Коваленко 1
Что мы знаем о осаде в 1612 году Кремля казаками и русским ополчением? Не многое.
Пришло время открыть одну из самых чёрных страниц нашей истории и рассказать о том, о чём ранее не было принято говорить боясь "обидеть" поляков, считающих и считавших себя ранее авангардом Европы, а Россию и русских быдлом, которых нужно цивилизовывать.
Итак, начнём.
https://proza.ru/2015/06/29/1247
Плотно обложив Китай город и Кремль, осаждавшие Москву казаки и земцы, устанавливали всё новые и новые пушки и начали непрерывный их обстрел калёными ядрами и гранатами, усугубляя действие голода, ознаменовавшегося среди поляков случаями людоедства. Заносчивая польская шляхта, озверев от голода, отправили к гетману Ходкевичу двух шляхтичей с отчаянным призывом о помощи, и занялась людоедством.
Для поляков и русских бояр, запертых в Кремле и Китай-городе, наступили судные дни. Они еще бодрились и на предложение сдаться отвечали бранью и насмешками: видано ли дело, чтобы благородные шляхтичи сдавались скопищу голытьбы и мужиков! Называя русский народ наиподлейшим в свете, их благородия между тем выкапывали из земли полусгнившие трупы и пожирали их. Обезумевшие от голода, они в горячечном бреду бросались друг на друга с саблями, видя в товарищах лишь плоть, годную для употребления в пищу. Никогда – ни до, ни после – древняя русская твердыня, да и вся европейская история не видала более диких и ужасных сцен, чем те, которые демонстрировали польские шляхтичи и жолнеры. «Я многих видел таких, - рассказывает участник осады пан Будило, - которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».
А между тем, поляки ассоциировали себя как авангард цивилизованной Европы. Вот как писал о планах Речи Посполитой видный польский дипломат, свидетель и участник событий 1612 года Станислав Немоевский в 1607 году в своих «Записках»: «После победы, при великой славе и работе рабов - мощное государство и расширение границ; мы не только в Европе стали бы могущественнее других народов, но наше имя сделалось бы грозным для Азии... А выше всего - расширение и соединение католической церкви, и приобретение такого количества душ для Господа Бога». Даже откровенный западник Бердяев так об этом писал в работе «Души народов»: «Польша шла на русский Восток с чувством своего культурного превосходства. Русский духовный тип казался полякам не иным духовным типом, а просто низшим и некультурным состоянием».
Но может быть, русские историки преувеличивают? Обратимся к очевидцу этих событий, польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей.
Пехотный порутчик Трусковский съел двоих своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел.
Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с судейского места.
Во время этого страшного голода появились разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без плачу и ужасу на умирающего человека … Многие добровольно шли на смерть и сдавались неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, - он сохранял ему жизнь; но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что прежде нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на части».
Из записок киевского купца Б. Балыка, пришедшего за сокровищами Кремля в 1612 г. и тоже оказавшегося в осаде, мы узнаём: "В сентябре начался страшный голод. Наша пехота чуть не вся вымерла. Немцы всех кошек и собак поели, мед с зельем и травою ели... Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть. Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот, забили и тут же съели... Два пехотинца ворвались в дом князя Ф. Мстиславского и стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на куски, съели…».
Впрочем, как говориться, не так страшен волк, тобишь голод, как его изображали поляки, так как в последствии выяснилось, что осаждённые сделали большие запасы человеческой солонины. Когда донские казаки князя Трубецкого ворвались в Китай-город, 22 октября (4 ноября по новому стилю), их взорам предстало омерзительное зрелище – множество котлов, наполненных засоленным человеческим мясом.
Описание людоедских запасов осаждённых поляков, которые предстали взорам казакам даёт келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин: «И обрeтошя много тщанов (чанов) и наполов плоти человeческиа солены и под стропами (под стропилами, на чердаках) много трупу человeческого; и сeдошя в Китаe христолюбивое воиньство». Судя по этому описанию заготовленной человечины, поляки, вопреки своим дневникам и летописям, особо не голодали.
Подтверждение всем этим сведениям мы находим в «Пискаревском летописце» (ПСРЛ, т.34, стр. 218): «И после того на Москве в городе в осаде почал голод быть великой, и люди людей ели и собаки, и кошки, и всякое поганое, и почали здаватися бояре и дворяне, и литва, и съезд у них почал быть. И в ту пору некой смотрением божиим крикнув казаки князя Дмитреева полку Трубецково с десницами на город-Китай с Кулишек от Всех Святых с Ыванова лушку. И город взяли октября в 22 день, в четверг перед Дмитревского суботою. И литву и немец многих побили, и казну поймали. И достальные паны и немцы заперлися з бояры в Кремле-городе и здалися за крестным целованьем».
Увидев столь омерзительное зрелище людоедства, и узнав о том, что поляки съели попавших к ним в плен их товарищей, донские казаки вырезали весь гарнизон Китай-города.
Как мушкетеры в 1612 году захватили Московский Кремль
https://dzen.ru/a/aN2cS4oc21blGd3L
Сегодня я хочу разрушить один из самых устойчивых стереотипов российской истории — и, возможно, немного разочаровать поклонников Дюма. Нет, речь не о том, что трёх мушкетёров не существовало (хотя и это правда — они вымышленные).
Речь о том, что в Смутное время в Московском Кремле действительно сидели французские мушкетёры — и они играли куда более заметную роль, чем принято думать. Да-да, вы не ослышались. Не только поляки, не только литовцы, не только казаки… но и французы, и немцы — наёмники, изгнанники, авантюристы, для которых Россия стала полем боя, а Кремль — последним оплотом.
Сегодня я расскажу вам не о романтике, а о реальной, жёсткой, без прикрас истории — о том, кто на самом деле оборонял Кремль в 1612 году, почему об этом молчат учебники и как французский капитан по имени Пьер Делавиль де Домбаль чуть не изменил ход русской истории.
Смута: не только поляки
Когда мы вспоминаем Смутное время (примерно 1598–1613 гг.), в голове сразу всплывает образ поляков в Кремле. И это не случайно: в сентябре 1610 года польско-литовские войска действительно вошли в Москву — по приглашению Семибоярщины, временного правительства, которое надеялось на стабильность через короля Речи Посполитой.
Формально власть перешла к Владиславу Вазе, сыну польского короля Сигизмунда III. Но реально Москвой управлял гетман Станислав Жолкевский, а позже — Александр Гонсевский. Польский гарнизон занял Кремль и Китай-город.
Однако уже к осени 1611 года ситуация изменилась. Вокруг Москвы начали формироваться народные ополчения. А в марте 1612 года в Нижнем Новгороде началось создание второго ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
К августу 1612 года ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля. Польский гарнизон, возглавляемый Миколаем Струсым, был в отчаянном положении: запасы продовольствия иссякали, болезни свирепствовали, а попытки прорваться к подкреплению проваливались.
И вот тут-то и начинается самое интересное.
заметьте, власть была законной. А войско Минина и Пожарского - нет. Как бы сейчас это все выглядело и называлось?)) Группа вооруженных экстремистов совершила гос переворот
Власть не была законной
Бояре сформировали временное правительство, чтобы избежать анархии и выбрать нового царя.
«Семибоярщина»- условный термин, принятый в историографии для наименования временного правительства из семи бояр.
«Семибоярщина»
• лето 1610 г.
• Поддержка: бояре, часть казаков и дворян, поляки
• Цель: восстановить государственность пусть даже за счет иностранной династии
•«Семибоярщина»- группа из 7 бояр во главе с Федором Ивановичем Мстиславским, захватившая власть после низложения Василия Шуйского.
Василий IV Иванович Шуйский (ок. 1552, Нижний Новгород, Русское царство — 12 сентября 1612, Гостынин, Речь Посполитая) — русский царь с 1606 по 1610 год (Василий IV Иоаннович). Представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей). Последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле.
17 августа 1610 года Семибоярщина подписала соглашение с Жолкевским, признав русским царём польского королевича Владислава. Условием был его переход в православие, что так и не произошло.
21 сентября 1610 года польский гарнизон тайно занял Кремль. Семибоярщина превратилась в марионеточное правительство, а реальная власть перешла к коменданту Александру Гонсевскому.
понятно, бояре с временным правительством не были законной властью. Ну значит по этой логике когда генсек/президент/царь умирает, то все правительство до избрания нового становится незаконным, а вооруженные формирования ополченцев и добровольцев становятся законными. Ок
Да ничего ты не поняла.
«Низложение»- это лишение власти, свержение (обычно — монарха).
17 (27) июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут (низложен) с престола частью боярства, столичного и провинциального дворянства.
Вооруженные формирования, если они действительно вооруженные, всегда законны. Им никто не может возразить. [-X
Да ну :) С чего вы взяли, что вооруженным формированиям никто не может возразить? Могут и возражают. Это называется "война".
Кто на самом деле сидел в Кремле
Официальная версия говорит: поляки. Но если заглянуть в архивы, мемуары и современные исследования, картина становится сложнее. В гарнизоне Кремля в 1612 году было около 1500–2000 человек. Из них поляков — не более 300–400. Остальные — наёмники: немцы, шотландцы, венгры, итальянцы… и французы.
Да, именно так. Французские мушкетёры — не выдумка. Это были протестанты-гугеноты, изгнанные из Франции после отмены Нантского эдикта (хотя формально он ещё действовал в начале XVII века, гонения начались гораздо раньше). Многие из них искали работу как солдаты удачи в Европе — в Голландии, Швеции, Дании… и в России.
Один из таких — капитан Пьер Делавиль де Домбаль.
Пьер Делавиль: француз в русской Смуте
Родившийся в конце XVI века, Делавиль был типичным представителем своего времени: образованный, воинственный, протестант, лишённый родины. В 1609 году он поступил на службу к шведскому королю Карлу IX и был направлен в составе отряда наёмников в Россию — якобы для помощи царю Василию Шуйскому в борьбе с Лжедмитрием II.
Но политика Смуты была такой, что союзники вчера становились врагами сегодня. После падения Шуйского в 1610 году многие наёмники, включая французов, перешли на сторону поляков — или просто остались в России, где платили лучше. В августе 1610 года Делавиль получил приказ захватить Ладогу — стратегически важную крепость на пути из Новгорода в Карелию. И он сделал это с блеском.
По его собственным запискам (опубликованным во Франции в XIX веке), он использовал военную хитрость: замаскировал пороховые заряды в колоколах, подвёз их к воротам крепости под видом церковного груза — и взорвал ворота. Это был один из первых в русской истории примеров применения петард (минных зарядов) в осадной войне.
Ладога пала. Делавиль удерживал её шесть месяцев — до февраля 1611 года — отбивая атаки новгородцев под командованием воеводы Ивана Салтыкова. Лишь с пятой попытки русские смогли взять крепость. Но даже тогда Делавиль добился почётной капитуляции: его отряд вышел из крепости под развёрнутыми знамёнами, с оружием и барабанным боем, и благополучно вернулся в Швецию.
Это не просто эпизод. Это доказательство: французские мушкетёры были не просто на периферии Смуты — они участвовали в ключевых сражениях.
А что с Кремлём
Теперь — к главному вопросу: были ли французы в Кремле в 1612 году? Да. И это подтверждается не только легендами, но и архивными данными. В составе гарнизона Кремля действительно служили иностранные наёмники, нанятые ещё при Василии Шуйском, а позже перешедшие на сторону поляков или просто оставшиеся «по контракту» с другой стороной.
Среди них — немецкие аркебузеры, шотландские солдаты и французские мушкетёры. Историк Александр Мясников, главный редактор проекта «Россия – моя история», в эфире «Соловьёв LIVE» прямо заявил:
«Хотя в учебниках пишут, что в Кремле сидели поляки, мы знаем, что в Кремле сидели французские мушкетёры и немецкие наёмники, а поляков было достаточно мало. Они пробивались к Москве, и как раз заслуга Пожарского не столько в штурме Кремля, а в том, что он остановил караван с подкреплением и продовольствием».
Это важный нюанс. Князь Дмитрий Пожарский не штурмовал стены Кремля. Он блокировал его и разгромил армию Яна Ходкевича, которая в сентябре–октябре 1612 года пыталась доставить продовольствие и подкрепление осаждённому гарнизону.
Без этого Кремль бы не сдался. Гарнизон держался до 26 октября 1612 года — и сдался не от штурма, а от голода. Многие солдаты умерли от цинги и истощения. Те, кто выжил, вышли из Кремля в плен. Среди них — французы и немцы.
Почему об этом молчат
Отличный вопрос. Почему в школьных учебниках, в фильмах, в памятниках Минину и Пожарскому — только поляки?
Причины несколько:
Политическая упрощённость. В XIX–XX веках русская историография строилась вокруг идеи «борьбы с иноземными захватчиками». Поляки — удобный враг: католики, соседи, исторические соперники. Наемники — слишком «серая» масса, не вписывающаяся в чёткую схему «мы и они».
Национальный нарратив. Победа над поляками в 1612 году стала символом национального единства. Введение французов и немцев «размывает» этот образ.
Отсутствие источников на русском языке. Записки Делавиля были опубликованы во Франции в XIX веке, но долгое время оставались малоизвестными в России. Только в последние десятилетия историки начали активно изучать иностранные мемуары Смутного времени.
Интересные факты, которые редко упоминают
В гарнизоне Кремля в 1612 году служил шотландец Патрик Гордон — предок знаменитого генерала Петра I. Правда, это спорная версия, но документы указывают на присутствие шотландских наёмников.
Немецкие аркебузы (предшественники мушкетов) были основным оружием иностранных наёмников. Они имели большую дальность и точность, чем русские пищали.
После сдачи Кремля многие наёмники остались в России. Некоторые даже поступили на службу к новому царю Михаилу Романову.
В 1613 году, уже после избрания Михаила Романова, в Москве всё ещё находились французские пленные. Их судьба неизвестна — возможно, они вернулись домой, а возможно, остались в России.
Без романтики, но с правдой
Итак, подведём итог. Французские мушкетёры не «захватывали» Кремль в 1612 году — они обороняли его как часть гарнизона, нанятого поляками (или оставшегося с прежних времён). Они не были героями в духе Д’Артаньяна — они были наёмниками, для которых война была работой, а Россия — полем боя, где платили золотом или смертью.
Но именно их присутствие делает Смутное время ещё более драматичным и международным. Это была не просто «русская смута» — это была европейская война на русской земле, где сражались поляки, шведы, немцы, шотландцы, французы… и русские, которые пытались сохранить свою страну.
И если бы не стойкость Минина и Пожарского, не разгром Ходкевича под Москвой, не голод в Кремле — возможно, история пошла бы иначе. И французские мушкетёры остались бы в Кремле надолго.
Французские мушкетеры воевали за деньги, за выживание, за шанс начать новую жизнь. В этом нет ни стыда, ни героизма — просто реальность Смуты. А романтика… романтика пришла позже. С Дюма. С памятниками. С Днём народного единства.
Но настоящая история — она грязная, сложная и неоднозначная. И именно поэтому она так интересна. Так что в следующий раз, когда вы услышите: «Поляки сидели в Кремле», — вспомните: рядом с ними были французы с мушкетами, немцы с аркебузами и шотландцы с клейморами. И все они — часть нашей общей, запутанной, но настоящей истории.
"в памятниках Минину и Пожарскому — только поляки?" (с)
Нет. В памятниках Минину и Пожарскому только русские.
Сидите у себя на Западе и не приматывайтесь к нашему Солженицину. Его Гарант очень уважает
«Хочу сказать, что мое личное общение с Солженицыным Александром Исаевичем убедило меня в том, что он был настоящим, истинным патриотом России. Он в известной степени был националистом. В хорошем смысле этого слова, в цивилизованном смысле этого слова»
https://tass.ru/obschestvo/18728199
"Праздник с 7 ноября перенесли на 4 ноября для замены советского праздника — Дня Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1990-х годах переименовывался в День согласия и примирения. В 2004 году был учрежден новый праздник — День народного единства, приуроченный к годовщине освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, а выходной день перенесли на 4 ноября.
Прежний праздник: До 1991 года 7 ноября отмечался как годовщина Октябрьской революции, главный праздник СССР.
Смягчение и переименование: После распада СССР его значение изменилось. В 1995 году 7 ноября стал Днем воинской славы, а в 1996 году получил название День согласия и примирения.
Учреждение нового праздника: В 2004 году был введен День народного единства, который отмечается 4 ноября.
Причина переноса: Перенос выходного дня с 7 на 4 ноября был сделан, чтобы отменить ассоциации с советским праздником и заменить его новым, объединяющим событием, связанным с историческим прошлым России, а именно с освобождением Москвы от польских захватчиков в 1612 году. "
Во-во. День 7 ноября - красный день календаря и всё такое..Но Евы, всё детство маршировавшие в школе с шариками и веточками на 7 ноября,вдруг всё это забыли и рассказывают, как важна для них выкопанная рядом дата четырехсот летней давности. И как они дружно празднуют.
Старое разрушили,про 7 ноября, а новое никому не нать
Вон, в школе орлят придумали , вместо октябрят зачем-то, будет ли толк, кто знает
Единство кого с кем? Нищающего населения и немногих богатеющих? Воюющих и праздно развлекающихся, не замечая, что творится в приграничье? Тех, кто собирает на мавики, и тех, кто тратит миллионы на гонорары наших звездулек для очередного "шедеврального" концерта? Нациков и мигрантов? Тех, у кого зарплата 30 тыс. и тех, у кого миллионы? Провинции и Москвы с ее отдельной жизнью? Единство кого с кем?
+1 и огроменная пропасть между бедными и богатыми, бедных все больше и больше. квартиру студию купить невозможно уже. хоть под забором живи.
Хорошо. А либералы не очень то волнуют бОльшую часть России. Так что мы тут все пишем про единство тех, кто смотрит в одну сторону.
Москва государство в государстве. Уровень жизни по стране офигенно различается. О каком блин единстве может идти речь? Никакой силы нет и не будет до тех пор, пока в регионе зп 70 тр, а в Москве 140 тр на ту же специальность. А основная масса в регионе получает зп 40 тыр. Какое нафиг единство, когда все из регионов бегут в столицу и миллионники, чтобы хоть как то выжить? В моем окружении молодежь убегает от нищеты региональной, от депрессухи, 6 человек уже сбежали кто куда...
Ну, вот не надо про 40к. Кто хочет работать и не боится ручки запачкать зарабатывают от 150к до 300к на заводах (никакого образования не надо -учат на месте). Женщины от 80к до 150к.
Бюджетники и всякие продавцы-кассиры в сетевых магазинах -да, копейки. А в какой-нибудь шаурмичке (работают вдвоём) до 7к на каждого в день можно заработать. Так что, в провинции всё хорошо в целом.
Бюджетники- это, в том числе, преподаватели вузов за пределами Москвы со средними зарплатами 40-50 тысяч. Может стоит вузы закрыть, пусть детишки на завод сразу идут на зарплату 80 тысяч ( это наша реальность)
Вы с таким пафосом об этом заявляете, как будто там всё население страны на талонах, как у нас в 90-ые. Поддержка малообеспеченных граждан, это одна из социальных ролей государства. У нас тоже собирались ввести такие талоны, даже может где-то и ввели или ещё введут:
В некоторых регионах обсуждаются введение продовольственных сертификатов или продуктовых карт для нуждающихся — например, в Московская область планируется запуск системы таких сертификатов.
По информации СМИ, существуют эксперименты: например, в Амурская область (города Свободный и Циолковский) выдавались карточки на сумму ~2000 рублей на человека при доходе ниже прожиточного минимума.
Это просто одна из мер поддержки малообеспеченных.
И ютьюб можно, и инс-ту, и рожекнигу, и ватсап, и ТГ, и песни петь, и на митинги выходить, и слово из 5 букв словом из трех букв называть.
Везёт им. Не жалеет на них деньги государство. Аж 42 миллионам помогают. А нам почему не дают? Хотя бы пенсионерам давали бы.
Им вон дают, если меньше 2000 до налогов получают. А у наших пенсии по 240 евро. И "фиг вам" талоны от государства.
Поэтому я не совсем понимаю, для чего вы этого пишете. Чтобы мы им позавидовали?
"Ценность нашего единства неоспорима. Мы умеем смыкать ряды для решения общих задач перед лицом глобальных вызовов и угроз. И вместе радоваться победам, достижениям и успехам".
Президент РФ Владимир Путин
А чего анонимно? Страна должна знать своих героев. Вас же за этот пост не посадят, и даже не забанят. Вы можете гордо нести его в массы
У них гражданство Турции? Ого. Турция провела несколько сво за пару лет, интересно, ввели ли санкции против нее?
Интересно, вы бюджетники?
Нет у них гражданства Турции, откуда оно возьмётся? Для получения гражданства в любой стране много условий и в Турции тоже. Для учёбы и работы достаточно ВНЖ. Но Вы похоже вообще не в курсе того, о чём пишите
Не в курсе чего? Если ли у вас гражданство? Не в курсе, конечно.
Ввели ли санкции за проводимые СО турцией? Не гуглила, поэтому не в курсе, у вас спрашиваю.
Ну а так вы там благодаря тому, что Россия строит там значимый энергообъект и дала вам работу и возможность. Поэтому ваше отношение к свой стране удивляет.
А почему Вы считаете, что я плохо отношусь к стране? Я могу к кое-чему относится плохо, но точно не к стране.
Потому что я запоминаю, что вы пишете.
Вот это тоже, например
"А чего анонимно? Страна должна знать своих героев. Вас же за этот пост не посадят, и даже не забанят. Вы можете гордо нести его в массы".
https://eva.ru/forum/77/3688498/109470350
А что, собственно, вам не так в словах президента?
Не переводите стрелки, о словах президента я ни слова не писала. Вопрос был исключительно к Вам: а что Вы пишите-то анонимно? Вам есть, что скрывать? Вы в чем-то врёте нам, может? Пишите открыто, Ваше дело правое.
А вы по паспорту кошка питерская? Интересно. Что скрываете, почему под псевдонимом трудитесь?
А надо писать под именем и фамилией? Соблюдаю правила форума. Тружусь я на работе, здесь отдыхаю. Ещё вопросы?
Но вы же требуете от других неанонимности. К себе у вас претензий нет?
Вы бюджетница все-таки или нет?
Так почему нельзя гордо нести в массы данную цитату? Приплели посадки и бан....
"Ценность нашего единства неоспорима. Мы умеем смыкать ряды для решения общих задач перед лицом глобальных вызовов и угроз. И вместе радоваться победам, достижениям и успехам".
Президент РФ Владимир Путин"
https://eva.ru/forum/77/3688498/109469623
Анонимность, знаете ли, портит Ваши усилия и вызывает сомнения. Человеку, который прячется, всегда есть, что скрывать
На колу висит мочало, начинаем всё с начала. У Вас видимо времени очень много свободного, а у меня занятие с репетитором начинается. Удачи Вам в жизни и ничего не бойтесь, выходите из тени. У Вас всё получится 💪
"Конечно, это прежде всего праздник граждан России, и он имеет особое значение. И не только потому, что много столетий назад произошли события, которые сохранили страну, а потому, что само понятие единства, единения означает не что другое, как сохранение нашей страны, нашего суверенитета и нашей государственности".
Президент РФ Владимир Путин
Президент России Владимир Путин поддержал предложение атамана Всероссийского казачьего общества Виталия Кузнецова объявить 2026 год Годом единства народов России и поручил подготовить проекты соответствующих решений.
"Хорошее предложение, давайте так и сделаем. Я попрошу Татьяну Алексеевну (Голикову. — Прим. ред.) подготовить проекты соответствующих решений", — сказал Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям.
А 2022 был "Годом народного искусства и нематериального культурного наследия (народов России)"
Справочно
Предложение объявить 2022-й Годом культурного наследия В.П. поддержал еще в ноябре 2019-го.
На заседании Совета по межнациональным отношениям он отметил необходимость «хорошо и содержательно» наполнить программу<...>
https://edu.gov.ru/press/4582/2022-god-budet-godom-narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/
