Меню

Покупки

Анна Матвеева, логопед: «Нет ничего лучше естественной игры с ребенком»

Анна Матвеева, логопед: «Нет ничего лучше естественной игры с ребенком»
Логопед высшей категории, кандидат биологических наук, соавтор успешной методики по коррекции речи, изложенной в книжной серии «Уроки для дошколят», практик с 30-летним стажем и опытная мама Анна Матвеева рассказала EVA.RU, как предупредить проблемы с развитием речи у дошкольников и подготовить их к школе.
AD
AD
Анна, расскажите, пожалуйста, можно ли, не прибегая к помощи специалиста определить, есть ли у ребенка отклонения в речевом развитии? Или при малейших сомнениях лучше всего посетить специалиста, чтобы не упустить момент?

Все дети разные и каждый ребёнок развивается в своем темпе, но определить, протекает ли это развитие в пределах нормы, достаточно легко. По самым грубым прикидкам, можно выделить такие признаки: до года ребенок начинает вокализировать, воспроизводить звуковые цепочки, понимает речь и реакции взрослых, откликается, улыбается. К году в речи малыша должно присутствовать от двух до десяти условных слов: «папа», «мама», «дай», «на», «би-би» и так далее. К двум годам формируется фразовая речь. Насколько сложные будут фразы, зависит от ребенка. Один ребенок в два года скажет «машина едет», а другой «мам, посмотри какая большая машина едет по дороге». Оба варианта являются вариантами нормы. Трехлетние дети говорят уже более сложно, часто образуют новые слова. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з, ц. От 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р. Это может случиться и позже, главное, что должны понять родители, это то, что не стоит ждать от малыша ранних успехов в произношении – его язычок просто пока не готов к таким «подвигам».

Что касается сомнений, то беспокоиться нужно, прежде всего, если до года ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, бедно и мало вокализирует, если совсем не говорит в год, в два произносит лишь пару искаженных слов, а в три лепечет так, что никто не понимает, что он говорит. Это поводы для большого беспокойства. Ну, а маленький словарный запас и нарушение произношения, которое встречается у каждого второго дошкольника, – проблемы временные и в большинстве случаев легко поправимые.

Какие еще нарушения в речевом развитии наиболее распространены у дошкольников?

Недоразвитие речи различного уровня, задержка речевого развития. В обоих случаях поможет логопедический детский сад.

Какими могут быть причины отклонений, если физически ребенок признан здоровым?

Встречаются неврологические проблемы, которые выявляются не сразу: нарушение подвижности языка, губ, и так далее. Также очень часто за мою практику причиной недоразвития речи была тугоухость, выявить которую в раннем возрасте тоже достаточно сложно. Разумеется, проблемы могут возникнуть, если в семье неблагоприятная среда, речевая в том числе. Если родители общаются много и быстро, общаются на повышенных тонах или решают какие-то проблемы, которые подсознательно воспринимаются ребенком как свои, заставляя его испытывать стресс. И еще одна распространенная причина это, как ни странно, раннее обучение чтению. Пожалуйста, не учите малыша читать раньше четырех лет: ничего существенного вы не выиграете, но это может затруднить речевые функции ребенка.

Как вы порекомендуете играть с ребенком, чтобы поддерживать его речевое развитие на должном уровне?

Вы знаете, я полностью уверена в том, что никаких специализированных развивающих занятий быть не должно. Нет ничего лучше естественной игры с ребенком, на ковре рядом с ним, или за столиком, когда находишься на одном с ним уровне, манипулируешь с игрушками и обговариваешь свою деятельность. Когда пытаешься вовлечь ребенка в сюжет, даешь ему возможность конструировать, рисовать, придумывать, анализировать, сравнивать. Чтобы игра была развивающей, играть в неё нужно, когда ребенок этого хочет, и, что особенно важно, когда этого хочет мама. Ребенок тонко чувствует принуждение, но всегда с охотой делает то, в чем чувствует заинтересованность взрослого. Постарайтесь подходить с вдохновением к повседневным делам, создавая игровые ситуации. Например, разбирайте вместе сумку, придя из магазина. Подключайте ребенка. Так, это у нас что такое? Помидоры. Помидоры — это что? Овощи. Где растут? На грядке. А тут у нас - сыр. А из чего сыр делают? Вот и всё, разобрали сумку и развивающее занятие заодно провели.

Активно говорить с ребенком нужно с самого рождения, поощряя при этом любую ответную реакцию. Смотрите ребенку в глаза во время общения, не торопите его и выслушивайте до конца. Учите ребенка хорошо прожевывать твердую пищу, пить из чашечки залпом, дуть в воду через трубочку. Как ни странно, полезно научить чадо плеваться. Полезно дуть на различные легкие предметы – перышки, ватки. Но не забывайте, что любое занятие, во всяком случае, до трех лет должно длиться не дольше 15 минут.
Насколько важно, чтобы к школе у ребенка не было логопедических проблем?

Желательно позаботиться о том, чтобы нарушений в звукопроизношении не было. Но не столько из-за опасности появления дисграфии или дислексии, а просто чтобы ребенок чувствовал себя психологически более комфортно. Конечно, дразнят не всех, у кого есть дефекты речи, но все же лучше обезопаситься.

Как стимулировать ребенка к тому, чтобы делать логопедические упражнения?

Так же, как и любые другие! Развивать мотивацию, а для этого всячески подчеркивать результат работы. Необязательно хвалить, главное, говорить, что ты справился, ты сумел, ты научился делать что-то. Замечать любой положительный момент. Любой! И сравнивать ребенка только с самим собой. Процесс воспитания вообще должен выстраиваться в духе уверенности в себе. Бесконечно повторяйте ребенку, что любите его таким, какой он есть, независимо от его успехов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325