К травле в детском коллективе исторически принято относится как к чему-то само собой разумеющемуся. «Дети есть дети», «и меня в свое время задирали», «пускай учится постоять за себя» – самое безобидное, что можно услышать от взрослых. Однако эксперты считают, что травля (или буллинг, от англ. Bully – задира, забияка) может негативно сказаться на всей жизни человека.
Известный психолог и публицист Людмила Петрановская в брошюре фонда «Травли.нет», посвященной детскому буллингу, среди последствий травли называет трудности в учебе, устойчиво сниженную самооценку, тревожные и депрессивные расстройства (в том числе тяжелые формы), длительные психосоматические заболевания, социальные неврозы и попытки суицида.
Известный психолог и публицист Людмила Петрановская в брошюре фонда «Травли.нет», посвященной детскому буллингу, среди последствий травли называет трудности в учебе, устойчиво сниженную самооценку, тревожные и депрессивные расстройства (в том числе тяжелые формы), длительные психосоматические заболевания, социальные неврозы и попытки суицида.
Как показывает печальная статистика, большая часть проявлений подростковой агрессии – в том числе, применение оружия в школе – тоже последствия травли. Сейчас с повсеместным распространением гаджетов преследование жертвы продолжается и вне школьных стен – спасибо соцсетям.
фотобанк
Кто может стать объектом травли?
Ответ: каждый. Причиной травли может стать все, что угодно: от цвета кожи до слишком дешевой (или дорогой) одежды, от социального положения – до выдуманных историй (домыслов).
Кто травит?
Чаще всего или признанные лидеры мнений, или, наоборот, те, кто стремится завоевать популярность класса.
Почему травят?
Причина не в плохих и хороших детях, а в потребности коллектива объединиться. Школьные классы формируют случайным образом, и никаких общих объединяющих целей у детей нет. Поэтому самый простой способ сплотиться – дружить против кого-то.
Ответ: каждый. Причиной травли может стать все, что угодно: от цвета кожи до слишком дешевой (или дорогой) одежды, от социального положения – до выдуманных историй (домыслов).
Кто травит?
Чаще всего или признанные лидеры мнений, или, наоборот, те, кто стремится завоевать популярность класса.
Почему травят?
Причина не в плохих и хороших детях, а в потребности коллектива объединиться. Школьные классы формируют случайным образом, и никаких общих объединяющих целей у детей нет. Поэтому самый простой способ сплотиться – дружить против кого-то.
Еще один вредный стереотип: в ситуации травли страдает только жертва. Конечно, жертве приходится сложнее всего. Но буллинг отрицательно сказывается и на преследователях, и на свидетелях.
Первые усваивают нездоровый опыт манипуляций людьми, жестокости, и их шансы во взрослой жизни завести друзей или построить гармоничные отношения резко уменьшаются. Свидетели тоже испытывают целую гамму отрицательных чувств: это и страх оказаться в роли жертвы, и стыд, унижение от того, что они вынуждены наблюдать за травлей, не вмешиваясь. Травля создает нездоровую, стрессовую атмосферу в детском коллективе, искажая взгляды детей на мир.
фотобанк
Эксперты выделяют три главных маркера травли:
Насилие
Помним, что насилие бывает не только физическим, но и психологическим. Если портфель ребенка перетряхнули, тетради изрисовали, а из учебника вырвали страницы – это насилие. Если придираются к жестам и манере говорить, издеваются над внешностью, придумывают обидные прозвища – это насилие. Намеренно игнорируют, не разговаривают всем классом, показательно сторонятся ребенка – это насилие. Ребенок ощущает страх, не чувствует себя в безопасности. При этом если ребенок в коллективе не популярен, не может найти друзей, выстроить отношения с другими детьми – это не травля, а непопулярность. Ребенку в этой ситуации может быть грустно, одиноко, но не страшно.
Систематичность и направленность
Разовые конфликты полезны для развития ребенка: они учат выстраивать границы, общаться и договариваться. Если сегодня Петя подрался с Васей, завтра – с Вовой, а с Васей они уже лучшие друзья – это не травля: по сути, все участники ссоры равны. Но если Петя сегодня, завтра и неделю спустя обижает только Васю, а потом к нему присоединяется Вова – это буллинг. Буллинг тормозит развитие обеих сторон.
Групповое действие
При буллинге к зачинщику всегда присоединяются другие или негласно поддерживают его. Если один ребенок ведет себя по отношению к другому агрессивно, но при этом остальные встают на защиту жертвы – это не травля. Если зачинщик получает одобрение остальной группы – травля.
Важно помнить, что сами дети не смогут выйти из ситуации травли, если нет руководящего взрослого (вспомним книгу У. Голдинга «Повелитель мух»).
Насилие
Помним, что насилие бывает не только физическим, но и психологическим. Если портфель ребенка перетряхнули, тетради изрисовали, а из учебника вырвали страницы – это насилие. Если придираются к жестам и манере говорить, издеваются над внешностью, придумывают обидные прозвища – это насилие. Намеренно игнорируют, не разговаривают всем классом, показательно сторонятся ребенка – это насилие. Ребенок ощущает страх, не чувствует себя в безопасности. При этом если ребенок в коллективе не популярен, не может найти друзей, выстроить отношения с другими детьми – это не травля, а непопулярность. Ребенку в этой ситуации может быть грустно, одиноко, но не страшно.
Систематичность и направленность
Разовые конфликты полезны для развития ребенка: они учат выстраивать границы, общаться и договариваться. Если сегодня Петя подрался с Васей, завтра – с Вовой, а с Васей они уже лучшие друзья – это не травля: по сути, все участники ссоры равны. Но если Петя сегодня, завтра и неделю спустя обижает только Васю, а потом к нему присоединяется Вова – это буллинг. Буллинг тормозит развитие обеих сторон.
Групповое действие
При буллинге к зачинщику всегда присоединяются другие или негласно поддерживают его. Если один ребенок ведет себя по отношению к другому агрессивно, но при этом остальные встают на защиту жертвы – это не травля. Если зачинщик получает одобрение остальной группы – травля.
Важно помнить, что сами дети не смогут выйти из ситуации травли, если нет руководящего взрослого (вспомним книгу У. Голдинга «Повелитель мух»).
Проблему буллинга в коллективе должен решать специалист: в школе это классный руководитель, который при необходимости подключает психолога.
фотобанк
Что может сделать родитель?
Осознайте проблему и возьмите на себя ответственность за ее решение.
Наверное, этот первый шаг самый сложный. Сложно назвать травлю травлей, а не говорить, что у ребенка конфликты с другими детьми. Часто дети на обвинения в травле говорят: «Мы просто играем, шутим». Но и детям, и особенно родителям важно помнить: игра, шутка – это когда весело всем участникам.
Осознайте проблему и возьмите на себя ответственность за ее решение.
Наверное, этот первый шаг самый сложный. Сложно назвать травлю травлей, а не говорить, что у ребенка конфликты с другими детьми. Часто дети на обвинения в травле говорят: «Мы просто играем, шутим». Но и детям, и особенно родителям важно помнить: игра, шутка – это когда весело всем участникам.
Не игнорируйте тревожные звоночки. Прислушивайтесь к своему ребенку, спрашивайте о жизни класса, наблюдайте, с каким настроением он уходит в школу и приходит оттуда.
Когда родитель осознает, что в коллективе происходит травля, не стоит надеяться, что все само пройдет. Даже если травят не вашего ребенка, нужно поднимать тревогу: травля отравляет жизнь всему классу. Вы должны назвать вещи своими именами и начать действовать.
Не пытайтесь самостоятельно поговорить с ребятами – обращайтесь к учителю.
Как правило, ситуацию травли не решить одной проникновенной беседой с классом, наоборот, можно сделать только хуже. Если родитель пытается угрожать зачинщикам, он оказывается с ними на одном уровне, доказывая, что в этом мире сильный всегда прав. Если пытается давить на жалость, жертве будет невыносимо это слышать, а обидчика только укрепит в мысли, что жертва слабая и беспомощная.
Помните, что школа обязана обеспечивать безопасность нахождения ребенка в школе, а буллинг ставит ее под сомнение. Учитель должен решить проблему буллинга – это его обязанность как педагога.
Проследите, что проблема решена
Травля похожа на болезнь, которая поражает весь организм – класс. Ее лечение бывает долгим и трудным, а болезнь может вернуться. Важно, чтобы антибуллинговая терапия не ограничилась одним показательным наказанием зачинщика: в травлю, как правило, вовлечено большинство, и работать необходимо со всем коллективом. Если вы инициировали этот процесс, проследите, что дело доведено до конца.
Не пытайтесь самостоятельно поговорить с ребятами – обращайтесь к учителю.
Как правило, ситуацию травли не решить одной проникновенной беседой с классом, наоборот, можно сделать только хуже. Если родитель пытается угрожать зачинщикам, он оказывается с ними на одном уровне, доказывая, что в этом мире сильный всегда прав. Если пытается давить на жалость, жертве будет невыносимо это слышать, а обидчика только укрепит в мысли, что жертва слабая и беспомощная.
Помните, что школа обязана обеспечивать безопасность нахождения ребенка в школе, а буллинг ставит ее под сомнение. Учитель должен решить проблему буллинга – это его обязанность как педагога.
Проследите, что проблема решена
Травля похожа на болезнь, которая поражает весь организм – класс. Ее лечение бывает долгим и трудным, а болезнь может вернуться. Важно, чтобы антибуллинговая терапия не ограничилась одним показательным наказанием зачинщика: в травлю, как правило, вовлечено большинство, и работать необходимо со всем коллективом. Если вы инициировали этот процесс, проследите, что дело доведено до конца.
Что может сделать педагог?
Методик по работе с проблемами буллинга много. Вот какие шаги советует предпринять психолог Людмила Петрановская:
– Дать однозначную оценку травле
Двух мнений тут быть не может: травля – это всегда плохо. Нужно ясно дать понять, что мириться с травлей в своем классе вы не будете.
– Обсуждать травлю как проблему группы
Не стоит вдаваться в разбор конкретных случаев. Нужно переключить фокус внимания с личности жертвы и обидчиков на весь коллектив. Здесь хорошо подойдет метафора с болезнью: «Ребята, наш класс заболел, давайте вместе лечиться, чтобы у нас снова был здоровый дружный класс». Это даст возможность лидерам примерить другую роль – не угнетателя, а защитника.
– Активизировать моральные чувства и сформулировать выбор
Недостаточно, если ребята будут действовать по указке учителя – тогда травля может повториться в других условиях. Нужно, чтобы дети сами дали оценку своим действиям. Петрановская советует вспомнить сказку «Гадкий утенок». Обычно принято сопереживать несчастному утенку. Но стоит задуматься вот над чем: утенок в конце концов стал лебедем. А вот травившие его куры и утки так и остались глупыми, злыми птицами, не способными к сочувствию. Неужели ваш выбор – играть такую же роль?
– Зафиксировать новые правила жизни класса
Делать это нужно уже тогда, когда ошибки осознаны, чтобы запустить новую динамику отношений. Можно составить письменный свод законов класса, проголосовать на него и повесить на видное место.
– Поддерживать позитивные изменения
Важно, чтобы класс понимал: взрослый с искренним вниманием следит за выздоровлением. Есть разные способы: рисовать комиксы о хронике выздоровления, делать график температуры коллектива, соорудить счетчик травли – копилку, куда каждый, кто отметил что-то, похожее на буллинг, будет кидать камешек.
– Гармонизировать иерархию
Идеально, если в классе нет жесткой модели лидеров и аутсайдеров, а есть мягкое перетекание ролей: Ваня хорош в математике, Настя – звезда школьных постановок, а Дима придумывает лучшие шутки. Для этого каждый должен иметь возможность проявить себя в разных видах деятельности – и это не только школьные праздники, но и неформальные вечеринки или, например, совместные экспедиции.
Методик по работе с проблемами буллинга много. Вот какие шаги советует предпринять психолог Людмила Петрановская:
– Дать однозначную оценку травле
Двух мнений тут быть не может: травля – это всегда плохо. Нужно ясно дать понять, что мириться с травлей в своем классе вы не будете.
– Обсуждать травлю как проблему группы
Не стоит вдаваться в разбор конкретных случаев. Нужно переключить фокус внимания с личности жертвы и обидчиков на весь коллектив. Здесь хорошо подойдет метафора с болезнью: «Ребята, наш класс заболел, давайте вместе лечиться, чтобы у нас снова был здоровый дружный класс». Это даст возможность лидерам примерить другую роль – не угнетателя, а защитника.
– Активизировать моральные чувства и сформулировать выбор
Недостаточно, если ребята будут действовать по указке учителя – тогда травля может повториться в других условиях. Нужно, чтобы дети сами дали оценку своим действиям. Петрановская советует вспомнить сказку «Гадкий утенок». Обычно принято сопереживать несчастному утенку. Но стоит задуматься вот над чем: утенок в конце концов стал лебедем. А вот травившие его куры и утки так и остались глупыми, злыми птицами, не способными к сочувствию. Неужели ваш выбор – играть такую же роль?
– Зафиксировать новые правила жизни класса
Делать это нужно уже тогда, когда ошибки осознаны, чтобы запустить новую динамику отношений. Можно составить письменный свод законов класса, проголосовать на него и повесить на видное место.
– Поддерживать позитивные изменения
Важно, чтобы класс понимал: взрослый с искренним вниманием следит за выздоровлением. Есть разные способы: рисовать комиксы о хронике выздоровления, делать график температуры коллектива, соорудить счетчик травли – копилку, куда каждый, кто отметил что-то, похожее на буллинг, будет кидать камешек.
– Гармонизировать иерархию
Идеально, если в классе нет жесткой модели лидеров и аутсайдеров, а есть мягкое перетекание ролей: Ваня хорош в математике, Настя – звезда школьных постановок, а Дима придумывает лучшие шутки. Для этого каждый должен иметь возможность проявить себя в разных видах деятельности – и это не только школьные праздники, но и неформальные вечеринки или, например, совместные экспедиции.