Меню

Образование

Елена Эль-Абуди, директор футбольной академии: «Если бы маленький Месси пришел учиться в наши футбольные школы, его бы не взяли»

Елена Эль-Абуди, директор футбольной академии: «Если бы маленький Месси пришел учиться в наши футбольные школы, его бы не взяли»
Детский спорт — дело нужное и полезное. А еще сложное и дорогое. Как правильно привести ребенка в спорт, как не перегружать его и правильно поддерживать, где и по каким критериям искать хорошего тренера?
AD
AD
Ева.Ру пообщалась с Еленой Эль-Абуди, мамой двух будущих футболистов и руководителем официального филиала футбольной академии итальянского клуба «Торино». Вряд ли кто-то сможет рассказать о спортивном образовании для ребенка лучше чем она.

Как правильно выбрать тренера и клуб для своего ребенка?

— Это одновременно и простой и сложный вопрос. Простой, потому что ответ на него не очень сложный. Во-первых, ребенку в клубе и с тренером должно быть комфортно. Тогда он почувствует желание играть и прогресс. Никто не станет хорошим футболистом насильно. Во-вторых, ребенку должно быть комфортно в команде, ведь футбольная команда — это не грызня друг с другом, а дружба и коллектив. Плюс, надо учитывать цели, но в первую очередь не свои, а ребенка — хочет он просто попробовать футбол, найти себе хобби или в перспективе стать профессиональным футболистом?

Сложный же этот вопрос потому что система детского футбола в России находится совершенно не на том уровне, какой хотелось бы видеть. Хорошие и правильные школы есть, но их мало. Большинство школ требуют от детей сиюминутный результат — победы любой ценой в тот момент, когда ребенка надо просто учить играть в футбол, а результаты требовать уже в более взрослом возрасте, когда основы заложены. Кроме того, если мы говорим о серьезных школах, то система отбора в России устарела. У нас идет сильный акцент на физику, тогда как у ребенка может быть просто позднее физическое развитие, или он просто может быть маленьким, но талантливым, как Месси, например. Есть мнение, что в России у Лео не было бы шанса стать футболистом — его бы даже в команду не взяли.

Как вести себя с ребенком на тренировках и играх?

— Проблемы начинаются, когда родители начинают вмешиваться в тренировочный процесс — подсказывать что-то ребенку поперек тренера, обсуждать работу тренера с ребенком, критиковать тренера. Все это подрывает авторитет тренера и ребенок перестает к нему относиться со всей серьезностью. Бывает даже, когда ребенок выходит на поле и глазами ловит родителей, слушает их подсказки, а не тренера. В первую очередь это должны понимать родители. Они же зачем-то отдали ребенка специалистам. В любом случае тренер знает лучше, что ребенку нужно прямо сейчас. Даже если родитель — тоже специалист в футболе, он все равно не должен вмешиваться в тренерскую методику. Главная функция родителей – поддержка ребенка. В России, к сожалению, гораздо чаще встречаются ситуации, когда родители становятся главными критиками: «Куда ты побежал?», «Кому отдал?», «Зачем так сыграл?».

Как правильно донести критику до ребенка?

AD
AD
— Если это критика от тренера — то это критика от специалиста и ребенку следует к ней прислушаться. Но в России тренеры часто действуют не совсем чутко. Повсеместно встречаются случаи, когда со стороны тренера нет ничего кроме критики: «Это не делай», «Так неправильно». В Европе больше используют мотивационный подход. Например, у наших итальянских тренеров такая система — дважды похвалить ребенка перед какой-то критикой. Например, можно сказать: «Тут ты молодец, отлично открылся. Дальше хорошо прошел по флангу. А вот над последним пасом тебе надо еще поработать. Лучше было сделать вот так». Так ребенок начинает правильно воспринимать слова тренера — они видят, что тренер замечает и хорошее в их действиях. Воздействия критического замечания будет правильным. Но бывает так, как происходило на одной из последних игр. Тренер соперника постоянно кричал на ребенка, критиковал его, говорил как не надо делать, не объясняя, как надо. Он даже матерился. В такой атмосфере футболист, конечно, может и вырастет, но он постоянно будет бояться ошибиться. Мы сейчас это часто видим даже у профессиональных российский игроков. В какой-то момент ребенок может вообще перестать получать удовольствие от футбола, а это самое страшное.

Раз уж заговорили про мотивацию, скажите, как мотивировать ребенка?

— Родители должны во всем поддерживать хорошие увлечения своих детей. А футбол, как мне кажется — это хорошее увлечение. Если критика и может присутствовать, то осторожная и направленная на те аспекты, на которые должны влиять родители, а не тренер. Обязанность родителей — вырастить достойного человека. Воспитать хорошего футболиста — это уже дело тренера, если уж вы доверили ему свое чадо. Лучше оставить игровые моменты ему. Также не стоит переносить на ребенка собственные нереализованные амбиции. Надо понимать, что у ребенка свои мотивы и свои цели. Надо их понять и поддерживать, а не направлять на свой путь, которым хотел пройти, но почему-то не смог. И, конечно, не стоит создавать нездоровую конкуренцию в команде. Это касается и тренера, и родителей. В команде должна царить атмосфера единения, союза, братства. Дети должны поддерживать друг друга, помогать. Не дело, когда парни или девчонки всеми силами грызутся за место в составе. Должна быть мотивация стать лучше себя вчерашнего, а не лучше конкурента за место в команде.

Вы упомянули моменты, когда тренер перегибает палку. Что вообще можно позволять тренеру? И где надо провести границу?

AD
AD
— Расскажу пример из личного опыта. Наша команда играла на очередном турнире. Я пошла за улетевшим мячом и случайно оказалась недалеко от тренера другой команды. В этот момент он орал на ребенка. Пихал ему и даже открыто посылал на три буквы. Раз двадцать повторил эти ужасные слова. По конец он взял ребенка за шкирку и сильно толкнул его. Тут же к ребенку подбежала мать — утешить. Но по ней было видно, что она и сама опасается этого тренера. Родители, что вы вообще позволяете делать с вашими детьми?! Это дно, катастрофа. Не должно быть никакого унижения в адрес ребенка. И это не просто частный пример. В нашей стране такое происходит очень часто. Из таких детей потом вырастает такое же быдло, как и этот тренер — они будут уважать только силу, побеждающую слабость. Это же касается не только мата, а любой неконструктивной критики во время матча, после игры. Не надо перекладывать на детей ответственность за результат всей команды: «Ты подвел всех». Не надо давить на их совесть: «Что подумают о тебе родители?».

К сожалению, часто родители даже поддерживают такое отношение к детям, считая, что это воспитает в них характер спортсмена. Ничего это не воспитает. К нынешнему поколению надо относиться как к равным. Они на удивление много понимают. Они ждут от тренера не оплеух и мата, а объяснения и подсказки. Они хотят учиться, а не выхватывать. У нынешних детей есть чувство собственного достоинства. На них подход «надо сделать» уже не работает. Им надо объяснить, почему для них будет лучше, если они сделают так, а не иначе. Они очень умные. Во многих отношениях даже умнее нас. Ребенок должен чувствовать, что получает от тебя пользу, тогда ты для него будешь авторитетом, тогда он будет у тебя учиться.

Футбол — травматичный вид спорта. Как следить за здоровьем ребенка?

— Я не только директор футбольной академии, но и мать двух мальчиков, которые серьезно занимаются футболом. С обеих позиций могу заявить, что не стоит в здоровье ребенка проявлять гиперопеку. Если вы его будете постоянно кутать и закрывать от всех сквозняков, у вас вырастет ребенок, который будет простывать от легкого дуновения ветерка. Своих я никогда не кутала. Если мне комфортно, значит и ребенку комфортно. Так и выросли. И знаете что? Тьфу-тьфу, но болеют они крайне редко. Даже не помню, когда в последний раз температура поднималась. Мой старший даже в самый мороз отказывается от термобелья, чтобы лучше чувствовать мяч, чтобы играть было удобнее. Конечно, по холоду можно укутать ребенка в пять слоев. Но он побегает по полю, разгорячится, вспотеет, а потом по пути в раздевалку точно простынет.

Если же мы говорим про травмы, то тут важно правильно выбирать академию. Где-то детей уже с 12-ти лет начинают нагружать ежедневными двухразовыми тренировками, считая, что так они вырастут атлетичными и мощными. А большинство из них даже до профессионального футбола не дойдет – либо физические травмы помешают, либо психические. Мне нравится итальянский подход. У них дети работают очень интенсивно. Если это полуторачасовая тренировка, то на ней ребенок почти ни на секунду не останавливается — все время находится в движении. Но на следующий день у него будет восстановительное занятие, а не очередная пытка на поле. И это действует. Важно не количество нагрузки в сумме, а ее интенсивность в нужный момент. А потом вдруг оказывается, что в России очень высокая травматичность при переходе из юношеского футбола во взрослый — проблемы с коленями, с сердечно-сосудистой системой, просто проблемы со здоровьем. Не надо так пахать. Футбол должен быть в радость.

Развейте еще один миф — футбол мешает учебе.

— На этот вопрос, как мама футболистов, тоже могу ответить личным примером. Я всю жизнь хорошо училась: отличница в школе, бакалавриат, магистратура, аспирантура, кандидатская диссертация. Я и сейчас продолжаю учиться. Поэтому для меня было большим удивлением, когда приходилось заставлять сына учиться, а он оказывал сопротивление, даже шел на конфликт. Но в какой-то момент я поняла, что от детей нельзя требовать быть идеальными во всем. Если у них есть хорошее перспективное увлечение, которое позитивно влияет на их развитие, не стоит ругать их за четверки в школе. Лучше просто объяснить, почему ради того же футбола не стоит совсем забрасывать образование. Поверьте, они все поймут, если с ними нормально поговорить. Важно просто научить ребенка ответственности во всем, что он делает.

А как руководитель академии я могу сказать, что у нас со школами никогда не было конфликта. Наоборот, школа всегда шла навстречу, когда надо было отпустить ребенка на какие-то соревнования. В школе понимают, что ребенок занят правильным, полезным хобби, и не вставляют палки в колеса. Мы находимся на связи со всеми классными руководителями. Если вдруг у ребенка оценки резки идут вниз или есть какие-то другие проблемы, вместе думаем, как решить проблему. Всегда находим выход.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325