Меню

Образование

Как быстро выучить с ребенком буквы

Как быстро выучить с ребенком буквы
Иногда так хочется, чтобы наш малыш оставался малышом и мы все оттягиваем обучение ребенка чтению. А порой маленькие упрямцы ни в какую не соглашаются смотреть в азбуку и учить буквы. Однако время бежит неумолимо, и к школьной поре хорошо бы было, чтобы ребенок все же знал буквы. Как это можно сделать за короткий срок? Рассказывает эксперт в области эффективного обучения Наталья Фадеенко.
AD
AD
Помните, что выучить буквы — это значит запомнить их
Помните, что выучить буквы — это значит запомнить их
Чтобы ваши попытки обучения буквам были успешны, обязательно обратите внимание на эти условия:
  1. Не уговаривайте ребенка учиться. Если ребенок почувствует, что его уговаривают, он поймет, что это можно и не делать. Создание среды, в которой естественно учиться — самый лучший вариант.
  2. Ведущая деятельность в дошкольный период — игра, но это не означает заигрывания с ребенком. Игра — это придумывание вами на ходу, почему буква А выглядит так строго сегодня, а буква Я пускается в пляс.
  3. Помните, что выучить буквы — это значит запомнить их. А запомнить — значит создать крепкие нейронные связи в мозге, которые формируются только при помощи многократного повторения и ярких ассоциаций. Поэтому, как бы ни интересна и успешна была методика обучения буквам, нужны регулярные занятия и частые соприкосновения с образами букв.
Лучше всего начинать обучение буквам с гласных. Если ребенок их крепко знает, это опора для соединения гласных букв с согласными. Заготовьте 10 карточек размером примерно с визитку и выпишите на них все гласные буквы. Соедините их единой колодой в таком порядке: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е.

Начинайте показывать ребенку, громко и ритмично проговаривая буквы:
Это А,
Это Я,
Это О,
Это Ё,
Это У,
Это Ю.

Для первой встречи достаточно такого количества.

Попросите ребенка смотреть на буквы и проговаривать их вслед за вами. За один подход показывайте не более 2 раз. Вы ни в коем случае не должны вызвать отторжение из-за однообразия и монотонности. Положите эти карточки себе в карман и при каждом удобном случае (не менее 5 раз в день) показывайте их ребенку, четко проговаривая. Не ждите, что он начнет все говорить сам и верно. Мы создаем нейронные связи, помните? Нам нужны частые соприкосновения с образами букв. Когда эти буквы ребенок начнет воспроизводить более менее уверенно, добавьте еще пару букв (Ы, И), и через несколько дней последнюю пару.

Параллельно с этим процессом напевайте песенки старших и младших братиков: А, О, У, Ы, Э (старшие), Я, Ё, Ю, И, Е (младшие). В этот момент видеть буквы не нужно, поэтому петь можно по дороге, собираясь куда-то, даже за столом. Песенка — просто нисходящая мелодия, причем для старших братиков — более низким голосом, для младших — более высоким и тонким, они же помладше 🙂
AD
AD
Когда вы выложите домик с гласными буквами, к ним в гости «приходит», например, М
Когда вы выложите домик с гласными буквами, к ним в гости «приходит», например, М
Такая песенка будет являться опорой для памяти, когда дети перейдут к играм с буквами. Важно петь именно в таком порядке, проговаривая, что сейчас поем песенку старших братиков, а теперь — песенку младших братиков. Впоследствии при обучении в школе концепция младших братиков поможет ребенку легко отыскивать мягкие согласные, что для многих детей является проблемой.

Когда песенка уже поется как будто сама, образы всех 10 гласных теперь узнаваемы (ребенок их называет почти всегда), мы начинаем играть с гласными.

После очередного проговаривания стишка (Это А, Это Я…), раскладываем буквы «домиком»: на самом верхнем, пятом этаже живут буквы А и Я (кладем эти карточки рядом), ниже — карточки с О, Ё (О ниже А), еще ниже У и Ю, на втором этаже — Ы и И, на первом — Э, Е. выложив карточки, пропеваем песенку старших братиков — они у нас собраны в одном подъезде, и, соответственно, младших братиков.

После этого перевоплощаемся в актера и со словами «птичка летела, летела и буковку съела» накрываем ладошкой любую букву. Ребенок должен сказать — какую. Таким образом закрываем ладошкой все буквы. Если ребенку трудно вспомнить, помогаем либо песенкой (например, закрыта ладошкой буква У, мы пропеваем А, О и ждем, что ребенок назовет нужную букву) либо стихом (например, закрыта буква Ю, мы говорим: Это У, Это … и ждем, что проговорит ребенок).

После этого играем в «прятки»: карточки с младшими братиками подкладываем под карточки со старшими братиками, в результате ребенок видит только А, О, У, Ы, Э. А мы просим назвать тех, кто спрятался (при необходимости помогаем стихом). Потом играем в «перепрятки»: теперь старшие братики прячутся под младшими и мы также просим назвать тех, кто спрятался.

Когда гласные таким образом называются ребенком уверенно, подключаем согласные: порядок ввода новой буквы не принципиален. Когда вы выложите домик с гласными буквами, к ним в гости «приходит», например, М.
ВАЖНО!! Проговаривать букву как звук «М», а не «ЭМ» или «МЭ». Карточку с буквой М мы подставляем слева к каждой букве в домике, соблюдая порядок из песенки и проговариваем вместе с ребенком: МА, МО… после этого покажите ребенку слоги вразброс: МА, МИ, МЭ и т.д. Поскольку песенка уже очень знакома, ввод согласных происходит очень быстро.
Описанная методика помогает не только освоить буквы за короткий период, но и дополнительно прокачать память и внимание ребенка. Она является как бы скелетом, на который можно прикрепить и иные активности: раскраски, лепку букв, разнообразные упражнения в дошкольных пособиях.



Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325