Меню

Образование

Как говорить с ребенком о деньгах

Как говорить с ребенком о деньгах
Дети с четырех лет интересуются многими вещами и задают сложные и неудобные вопросы родителям, в том числе и о деньгах. Случается и такое, что ребенок не отличает чужое от своего или просит купить ему все игрушки в магазине. Как объяснить малышу, что такое деньги, зачем они нужны и как ими распоряжаться, рассказывает практикующий психолог Наталия Дербенева.
AD
AD

Почему нужно говорить с ребенком о деньгах

Многим взрослым говорить о деньгах с детьми кажется чем-то неправильным, поэтому они стараются всячески оградить их от этой темы. Однако в мире, где ребенок с рождения попадает в целевую аудиторию многих брендов и требует больших трат, молчать просто не получится.
Как показывает практика, способность подростков и молодых людей распоряжаться финансами напрямую зависит от того, был ли у них подобный опыт в детстве. Учили ли их родители пользоваться карманными деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи? Но, прежде чем давать ребенку практические уроки, следует рассказать о том, что такое деньги и зачем они нужны. У такого разговора есть три главных принципа:
  1. Разговор о деньгах — это часть вашего общения с ребенком. Для того, чтобы объяснить что это такое и как это работает, не нужно специально создавать условия для разговора и садиться за стол всей семьей. Пусть объяснение будет непринужденным, в комфортной для родителя и ребенка обстановке.
  2. Объясняйте просто и доступно. Дети не понимают абстрактных явлений, поэтому говорить следует о том, что можно показать. Например, понятие «накопление» можно объяснить, взяв одну монету и положив сверху еще несколько таких же, чтобы сделать столбик и показать, что его можно увеличить, добавляя новые монеты.
  3. Избегайте негативного контекста и отрицательных частиц. Взрослым следует рассуждать о деньгах, как о совершенно нормальном явлении, которым можно управлять. В зависимости от того, как мы преподнесем тему денег ребенку, она либо вызовет интерес, либо только испугает малыша.

Что следует рассказывать и в каком возрасте

4–5 лет
AD
AD
С точки зрения маленького ребенка, у родителей деньги есть всегда и в неограниченном количестве. Задача родителя на данном этапе — объяснить откуда они берутся на самом деле, для чего нужны и что это вообще такое. Тем самым помочь ребенку понять основы общества и его функционирования, чтобы он знал о том, что есть жизненно важные вещи (еда, одежда) и вещи для удовольствия (игрушки, мороженое, карусель), каждая из которых требует, чтобы за нее заплатили.
Чтобы объяснить, откуда берутся деньги, расскажите ребенку о своей работе: кем вы работаете, почему любите свою профессию. Можно даже устроить экскурсию на свое рабочее место. Главное — донести до ребенка, что работаете вы не только в удовольствие, но и для того, чтобы получать деньги и на них покупать домой продукты, одежду и даже игрушки.
6–7 лет
Дети в этом возрасте часто стремятся к независимости, очень важно дать ребенку понять, что вы его поддерживаете. Для того, чтобы воспитать в нем чувство ответственности, достаточно еженедельно давать определенную сумму на карманные расходы, которыми он сможет распоряжаться сам. Важно помнить, что карманные деньги — это не инструмент для наказания или поощрения и уж тем более не зарплата. Они нужны для того, чтобы ребенок научился планировать свои траты и грамотно их распределять. Объясните малышу смысл выдачи карманных расходов и договоритесь о том, какие именно траты они будут покрывать. Не контролируйте то, как ребенок будет тратить карманные деньги, иначе это лишит практику всякого смысла, а сам ребенок не научится ими распоряжаться.
8–15 лет
Ребенку среднего школьного возраста уже можно объяснять новые термины и понятия, связанные с финансами, а также устраивать ему настоящую практику планирования бюджета. Сумму карманных денег и периодичность ее выдачи следует изменить в соответствии с потребностями ребенка и возможностями родителей. Давать подростку деньги можно не раз в неделю, а раз в месяц. Когда в его руках сразу окажется большая сумма и возникнет соблазн потратить все сразу, обсудите вместе, почему так получается и что следует учесть при планировании трат. Посочувствуйте ребенку, если он потратил карманные деньги в первый же день, но не предлагайте компенсировать траты, иначе он не научится распоряжаться деньгами.
AD
AD
Так, шаг за шагом, ребенок научится не тратить все сразу и освоит простые принципы планирования бюджета. Дальше, по мере взросления, он будет открывать для себя мир финансов с новых сторон, и, благодаря заботе родителей, тема денег для него станет скорее увлекательной, нежели пугающей, уверяет Наталия Дербенева.
Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325