Меню

Образование

Как приучить детей к домашним обязанностям? Совместная подготовка к Новому году, как важная часть терапии

Как приучить детей к домашним обязанностям? Совместная подготовка к Новому году, как важная часть терапии
Домашние обязанности помогают ребенку развивать самостоятельность и ответственность, а также снижают нагрузку на родителей. Но что, если поручения вызывают капризы и саботаж? Вместе с психологом Людмилой Коренковой разбираемся, какие дела по дому можно доверять детям разного возраста и как это правильно делать.
AD
AD

Зачем ребенку домашние обязанности?

Участие ребенка в бытовых делах может быть полезным по нескольким причинам.
  1. Привязанность к семье. У ребенка складывается ощущение принадлежности к своей «стае» — к семье, как к особому единству и коллективу. Также он учится быть частью команды.
  2. Развитие моторных навыков. Лепка пельменей, мытье посуды, замешивание теста, прополка грядок, нарезание овощей для салата — это отличная альтернатива играм, которые подразумевают задействование моторики, развивают внимание и наблюдательность. Они тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
  3. Рост самооценки. Представьте себе ребенка, который успешно справился с любым бытовым делом, увидел результат (например, чистый пол) и получил похвалу от родителей. Как он «светится» и гордится собой! Это очень полезный навык для осознания собственной ценности.
  4. Систематизация. Когда ребенок берет на себя ответственность за выполнение определенных задач в доме, он учится планировать свое время и организовывать свои обязанности в систематический порядок.
  5. Снятие напряжение и «экологичный» выброс эмоций. Домашний труд — отличный способ успокоить непоседу и направить его энергию в мирное (и полезное!) русло.
  6. Повод для общения. Особенно подходит закрытым и нелюдимым детям или семье, которая переживает кризисный период.
  7. Ощущение себя взрослым. Каждому малышу не терпится вырасти и стать большим, как родители. Работа по дому — отличный шанс для ребенка «примерить» на себя роль взрослого со своими важными обязанностями.
  8. Помощь маме. Когда ребенок получает возможность избавить маму от нескольких бытовых задач, он будет вознагражден ее спокойствием и качественным вниманием. Прекрасная мотивация!

Пять шагов к введению домашних обязанностей в семью

AD
AD
Шаг 1: Выписать домашние дела всех членов семьи

Шаг 2: Составить режим дня каждого взрослого и ребенка в семье

Шаг 3: В зависимости от возраста каждому ребенку записать несколько домашних дел из Шага 1 и поставить их в расписание из Шага 2

* Совет: домашние дела для каждого ребенка должны быть записаны в два столбика. В первом — то, что ребенок должен делать обязательно каждый день. Во втором — то, что можно делать не каждый день, а по необходимости. Для каждой мамы разные критерии важности. Кому-то не заправленная постель способна испортить весь день, и это проблема посерьезнее не убранной со стола тарелки. А для другой мамы порядок в шкафу приоритетнее помощи с обедом. Ребенок должен понимать — не обязательно делать все идеально. Какие-то дела могут выходить на первый план по шкале важности, другие же можно отложить.

Шаг 4: Система штрафов и бонусов. Никто кроме родителей не знает, что дорого и важно для ребенка. Поэтому каждый сам определяет систему поощрения и наказания в своей семье. Но чем увлекательнее эта система, тем лучше. Например, за каждое выполненное дело можно давать монетку. За собранные 10 монеток ребенок получает классный желанный подарок. А если он не сделал то, что входит в его обязанности, он учит стихотворение, выбранное мамой, или получает дополнительную прогулку с собакой ранним утром.

Шаг 5: Ежедневный контроль со стороны родителей — секрет успеха распределения домашних дел. Обязательно стоит отмечать их в специальной табличке, трекере или любом другом удобном для семьи формате. Чем больше отметок «выполнено», тем выше удовольствие от похвалы. Можно взять значки разного цвета для визуального контраста: например, зеленые и красные. Так, полностью зеленая табличка, несомненно, будет радовать каждого члена семьи. Этот сборник достижений ребенка отлично формирует волевые черты характера.

* Совет: родителям не стоит давать оценку каждому действию ребенка. А еще важнее не делать или не доделывать за него. Если тарелка осталась не до конца домытой, не нужно бросаться ее домывать. Результат работы ребенка — это его личный успех и возможность для роста.

Как приучать к обязанностям детей разного возраста

3-5 лет
  1. Вместе с ребенком нужно придумать пять обязанностей, нарисовать их и повесить рисунок на видное место.
  2. Мама также пишет или рисует свои домашние обязанности, чтобы ребенок их видел.
  3. Для малыша можно завести специальный блокнот с наклейками, где будут отмечаться его дела.
  4. Формат выполнения дел — игра. Например: «Скоро ночь, всем пора спать, и только главный сыщик ставит все вещи по своим местам». Так малыш учится прибираться в своей комнате с удовольствием.
Или можно включить музыку и, пританцовывая или делая забавные движения, убирать игрушки по ящикам. Еще вариант: придумывать вещам и игрушкам смешные имена во время уборки. Или группировать по цветам: красные лежат в одном ящике, а синие — в другом.

* Совет: игрушек не должно быть много, иначе малыш быстро потеряет интерес или устанет.
AD
AD
5-7 лет
  1. Можно придумать историю: «Мы с тобой — президенты нашей страны. Давай распишем, что будет делать совет страны, чтобы в ней был порядок и спокойствие». Нужно взять большой лист бумаги и составить официальный текст. «Руководство» страны в лице ребенка и мамы, подписывает его и торжественно вешает на стену.
  2. Можно пойти дальше и создать собственную валюту. Придумать деньги, распечатать их. Либо взять разноцветные кристаллы и придумать им номинал. Важно, чтобы ребенок активно участвовал во всех действиях: подбирал цвета и формы, считал, участвовал в обмене и далее.
  3. Родитель всегда контролирует все обмены, выдачи «денег», следит, чтобы ребенок правильно заполнял все «документы» со своими обязанностями.
11-14 лет
  1. Это то время, когда мнение сверстников очень авторитетно. Поэтому чем чаще у ребенка бывают гости, тем лучше.
  2. Культура гостеприимства воспитывается с детства. Пусть ребенок видит, как родители готовятся к приему гостей: убирают, пылесосят, расставляют вещи по местам, накрывают красивый стол. Для него будет естественным порывом прибраться в комнате перед приходом друзей.
  3. Перед праздником, например, Новым годом, дети обычно сами горят желанием помогать украшать пространство, готовить салаты и выбирать наряды. Это создает атмосферу уюта, традиций и радостного ощущения праздника.
* Совет: Праздники — отличная возможность для развития эмоционального интеллекта у детей. Есть интересное упражнение: малыш должен написать или нарисовать, что он попросит у Деда Мороза для своей мамы. А потом он рисует или описывает словами саму маму — какая у нее будет реакция на этот подарок. Можно делать это упражнение в форме диалога и задавать вопросы: «Как думаешь, что сделает маму счастливой в Новый Год?» «А мама часто бывает довольна?» «Какие мама любит получать подарки?» и другие. Такой мини-опрос можно сделать про каждого члена семьи. Казалось бы, легкое задание. Но иногда можно узнать, что папа не будет рад подарку, потому что он очень занят. Или что сестричка не обрадуется, потому что она никогда не показывает свои эмоции. И эти новогодние дни в кругу семьи можно использовать для того, чтобы узнать друг друга ближе, рассказать о своих чувствах и уделить много-много внимания тем, кого мы очень сильно любим.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325