Меню

Покупки

Поступаем в детский сад

Поступаем в детский сад
В семье москвичей Артёмовых радость – неделю назад у них родился прекрасный мальчик Святослав. И предусмотрительная мама Лиза уже отправила раздувающегося от гордости папу Сашу за свидетельством о рождении сына: «Пора записываться в детский сад!»
AD
AD
Те, у кого есть возможность выбирать, делятся на сторонников и противников раннего расставания мамы и малыша. Задача остальных – определить своего кроху в такое дошкольное учреждение, где ему будет комфортно и безопасно. А в идеале – чтобы его там ещё и развивали, и укрепляли здоровье.

В Москве процесс поступления в дошкольные учреждения из реального пространства уже три года как перевели в виртуальное, и всё, казалось бы, стало проще: подай на сайте ec.mosedu.ru соответствующее заявление и всё – жди приглашения. Но вопросы у родителей всё равно остаются. И все эти вопросы можно разделить на 4 части.

Часть 1. Официальная

Детские сады бывают разных видов: обычный, комбинированный, компенсирующий, детсад присмотра, ухода и оздоровления, а ещё – Центр развития ребёнка. И если с обычным всё более-менее понятно (вам гарантируют присмотр, уход и обучение по одной из общеобразовательных программ), то остальные виды, наверное, требуют разъяснений.

Дошкольное учреждение компенсирующего вида – то, куда по направлению педиатра берут детей с различными патологиями (например, с задержкой психического развития, с туберкулёзной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и т. п.). Работают там медики, а для детей создаются особые условия – маленькие группы, диетическое питание, бассейны, массажные кабинеты.

Детсад комбинированного вида – тот, в котором есть группы как для здоровых детишек, так и для малышей с ограниченными возможностями.

В детском саду присмотра, ухода и оздоровления основной вид групп – оздоровительной направленности.

А Центр развития ребёнка – это развивающие занятия в разных сочетаниях: художественно-эстетическом, познавательном, физическом и т. д.

При регистрации ребёнка в системе необходимо указать 3 детских сада, в которые вы хотели бы попасть: 1-й – приоритетный, остальные 2 – на всякий случай, если в первом не окажется свободных мест. Потом можно временно оформиться в «запасной» с сохранением очереди в приоритетный.

Места детям в любой детский сад на новый учебный год предоставляются, как правило, в период массового комплектования: с 1 марта по 31 мая. При этом учитывается дата регистрации в системе, льготы и то, какие именно сады указали родители. В остальное время (практически в течение всего года) происходит доукомплектование ДОУ на свободные места. Так что начать посещать детский сад ребёнок может с любой даты в течение года.

Места в дошкольных учреждениях детям с временной регистрацией предоставляются на её срок в тех садах, где есть свободные места.

Случается, что очередь ещё не подошла, а родителям уже не с кем оставить малыша. Тогда им необходимо обратиться в конфликтную комиссию по вопросам комплектования ДОУ с заявлением. Комиссия рассмотрит вопрос и подберёт детский сад для ребёнка. Возможно, это будет не приоритетный детский сад, зато наверняка недалеко от дома.

Чиновники уверяют: хотя с введения электронной записи прошло немного времени, она оказалась удобна всем. Официальные лица с её помощью прогнозируют потребность в ДОУ по районам и соответственно выстраивают работу. А родители имеют возможность отслеживать продвижение ребёнка в системе, а также сменить желаемое ДОУ и оперативно получить информацию о предоставлении места.

Часть 2. Психологическая

Трёхлетняя Надя пошла в детский сад после Нового года. Её мама, Анна, до этого очень нервничала: как её доченька переживет расставание? Но её ждал сюрприз: с первого дня в садике Надюша, едва переодевшись, бодрым шагом направлялась в комнату с игрушками. А когда родители приходили её забирать, радостно бежала навстречу.

— Но только я вздохнула с облегчением, – говорит Анна, – как дочка начала по утрам капризничать. Теперь каждое утро в саду она рыдает, цепляясь за меня, отказывается переодеваться и упирается перед дверью в группу. А вечером, когда её забираю, воспитатели рассказывают, что дочка ничего не ела, днём не спала и вообще всё время рыдала. Видимо, придётся бросить работу: всё равно ни о чём другом на службе думать не могу.

— Проходить путь адаптации малыша к детскому саду приходится всем родителям дошколят, – уверяет психолог Надежда Антонова. – И во многом именно от них зависит, насколько путь этот будет тернист. Легче всего тем, кто ясно понимает, что происходит с ребёнком в этот период.

Оказавшись в новой обстановке, малыш может испугаться, что мама его не заберёт. А ещё он с волнением смотрит на незнакомую тётю, которая норовит до него дотронуться и говорит ему, что делать. Нередко страх рождает агрессию: ребёнок может драться, вырываться, ругаться на маму. Или наоборот – эмоциональную заторможенность: он становится скованным, отдаляется, словно чужой.

Более того – под влиянием стресса он может сделать шаг назад в развитии: вдруг перестаёт проситься на горшок, разучивается самостоятельно одеваться-раздеваться. Или даже перестаёт нормально разговаривать: уменьшается словарный запас, опять появляются «малышовые» слова. Выглядит это страшновато, но на деле всё не так плохо: подобный возврат к «истокам», к уже знакомой форме развития позволяет ребёнку лучше справиться с новыми условиями. Потом всё вернется на место или даже выйдет на качественно новый уровень.

Но, разумеется, не надо пускать ситуацию на самотёк. Тем более что дети в период адаптации не только нервничают, но и становятся более уязвимыми в плане здоровья. Как же им помочь?

Чаще всего мы пугаемся неизвестного. Поэтому, чтобы справиться с детскими страхами, заранее дайте ребёнку как можно больше информации о саде: о детях, воспитательнице, распорядке дня. Впоследствии, когда ребёнок поступит в садик и увидит, что всё происходит именно так, как ему рассказывали, ему будет спокойнее.

В саду у малыша могут возникнуть некоторые трудности. Лучше, если вы объясните заранее: к кому и как обратиться, если хочется на горшок, как вести себя в конфликтной ситуации.

Дайте ему с собой игрушку, любимую пижаму – в общем, кусочек дома. Если у ребёнка в новых стенах будет что-то своё, привычное, ему будет проще в новой обстановке.

Часто дети плачут утром не столько потому, что их привели в сад, сколько потому, что они прощаются с мамой. Если их будет приводить в сад, скажем, папа, слёз будет гораздо меньше.

Придумайте ритуал прощания. Например, вы можете рассказывать малышу перед тем, как он отправится в группу, коротенький стишок. Или целовать ребёнку вначале правую щечку, потом левую, а потом носик. Или просто взять его на коленки и посидеть тихонечко в обнимку несколько минут. При этом важно проговаривать свои действия: «Вот сейчас мы с тобой сделаем так, а потом я пойду на работу». Главное достоинство ритуалов в том, что они делают действие привычным. Если вы каждый день будете прощаться с ребёнком одинаково, то скоро он перестанет воспринимать расставание как трагедию, оно станет для него просто набором действий.

Бывает так, что родители, оставляя ребёнка на целый день в саду, говорят ему, что совсем скоро за ним придут, лишь бы избежать слёз. В итоге малыш целый день находится в режиме ожидания, а когда понимает, что его заберут только вечером, теряет доверие к словам взрослых. Чтобы этого не произошло, чётко обозначайте ребёнку, когда вы за ним придёте. Например: «Вы поедите после сна, и я тебя заберу».

Часть 3. Педиатрическая

Митя пошел в детский сад в 2,5 года, а уже через неделю заболел ОРЗ. Мама взяла больничный, 7 дней они лечились и снова – в сад. Через 2 недели у Мити началась ветрянка. Мама взяла больничный… Потом случались боли в животе, грипп, отит, опять простуда… С Митей сидели по очереди мама, папа, бабушка и даже добрая соседка тётя Ира.

— И главное – до сада Митька почти не болел! – отчаиваются родители. И утешают себя: – Зато в школе, говорят, садовские дети болеют реже.

— Существует мнение, что если не переболеть в саду, то потом ребёнок будет часто болеть в школе, – говорит врач-педиатр Владимир Кумсков. – На самом деле, всё индивидуально. Например, знаю детей, которые в детский сад не ходили, а в школе почти не болеют. Но всё-таки история мальчика Мити вполне типичная. Дело в том, что у домашних детей практически нет иммунологического опыта – ведь родители так стараются оградить их от любых инфекций! И вот ребёнок идет в детский сад, где знакомится не только с новыми друзьями, но и с новыми инфекциями. Отсюда вывод: к поступлению в ДОУ организм малыша надо готовить заранее. В первую очередь – с помощью закаливания.

Самое простое – воздушные ванны: спать при открытой форточке, утреннюю зарядку делать в лёгкой одежде. И чаще ходить босиком. Стойкий закаливающий эффект даёт и такая процедура: перед сном надо ополаскивать ножки прохладной водой. Очень полезен и контрастный душ. Лучше принимать его вместе с ребёнком: каждое утро встаёте с ним сначала под тёплую воду, затем, разогрев ему ступни, ладони и спину, предлагаете постоять под прохладным дождиком (при этом быстро обливаете крохе ступни, ладони и спину водой комнатной температуры). И сразу переключаетесь на тёплую воду. И так – не менее 3-х раз, закончив прохладным обливанием. Начинать надо с разницей температур воды в 10 °С, через 3–4 недели – разница 15 °С и больше. Неплохой эффект дает полоскание горла прохладной водой: начинать надо с температуры не ниже 26 °С (время полоскания – 1 минута). Постепенно увеличиваем длительность воздействия до 2 минут, медленно снижая температуру на 2–3 °С. Полный период привыкания – 4–5 месяцев.

Часть 4. Педагогическая

— Я своего сынулю отдала в детский сад в 3 года, – рассказывает журналист Марина Крылова. – Перед этим прошерстила все книжки и статьи на тему «Как подготовить малыша к детскому саду». И обнаружила: рекомендации дают, в основном, психологи и врачи. И никто не расспросил воспитателей: а они-то чего ждут от воспитанников и их родителей? В итоге воспользовалась служебным положением и расспросила тех, кто с нашими малышами проводит большую часть дня на протяжении рабочей недели.

— Я работаю в детском саду 15 лет, а в ясельной группе второй год, – рассказывает воспитатель Вера Миронова. – Как правило, новеньких детей мамы сначала приводят на 3 часа, потом оставляют до обеда, потом – на дневной сон и полдник. И лишь затем – на целый день. Почему-то считается, что так им легче адаптироваться. Но на мой взгляд, всё как раз наоборот: чем скорее ребёнок погрузится в режим, тем меньшими слезами можно обойтись. Ведь если он успевает привыкнуть к тому, что мама забирает его с прогулки, то потом очень трудно завести его с улицы в группу и усадить обедать!

— Меня часто спрашивают, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в сад, – говорит заведующая детским садом Алла Заичко. – Как показывает опыт, самый удачный возраст – около 2-х лет.

Дело в том, что к этому времени малыши уже достаточно самостоятельны, для того чтобы остаться без мамы. К тому же мы начинаем помнить себя с 3-х лет. Значит, если у ребёнка возникнут сложности в адаптации к саду, он попросту их не запомнит, и они не потянутся шлейфом во взрослую жизнь.

И ещё: дошколятам лучше сразу привыкать к постоянному воспитателю. А лето – время отпусков, следовательно, воспитатели наверняка будут меняться. Если поступить в садик летом, ребёнку, скорее всего, придётся непросто. Старайтесь дождаться осени.

Текст: Надежда БЫЧКОВА

Источник: журнал "Здоровье школьника", апрель 2013
Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325