Меню

Здоровье

Процесс социализации ребенка: от года до пяти

Процесс социализации ребенка: от года до пяти
Человек, как изящно выразился Аристотель, животное общественное – и в этом плане со времен древних греков ничегошеньки не поменялось. Это значит, что взрослым необходимо научить ребенка контактировать с социумом, соблюдать правила приличия, грамотно отстаивать собственные интересы и так далее, – в общем, малыша требуется социализировать. Не скроем, процесс этот будет длительным и потребует определенных усилий, но наша статья поможет вам разобраться – что, зачем и почему.
AD
AD
0-1 Год

Новорожденный – абсолютно асоциальный тип. Разговариваешь с ним, делаешь «козу», но в ответ младенец разве что пускает слюни и активно машет конечностями. Однако довольно скоро можно заметить, что малыш не просто так сучит ручками и ножками, а со вполне определенным смыслом.

Глазной контакт

Уже через 2 недели после рождения ребенок начинает фокусировать взгляд на лице матери и других людей. Интересно, что даже очень яркие игрушки пока не удостаиваются такой чести. Двухмесячный малыш способен довольно долго смотреть на человеческое лицо, следя за изменениями его положения. Задача взрослых – превратить глазной контакт в один из самых действенных способов влияния на поведение ребенка: если мимика родителей достаточно выразительна, то к году крохе будет хватать одного взгляда на них, чтобы почувствовать одобрение или понять, что не стоит лезть в лужу.
Замечено, что отделы головного мозга, отвечающие за зрительное восприятие, развиваются быстрее под влиянием внешних стимулов. Например, у недоношенных детей к моменту «запланированного» рождения глазной контакт лучше, чем у новорожденных, появившихся на свет в срок. Поэтому чем чаще вы смотрите в глаза малышу, тем больше у него возможностей для тренировки.

Комплекс оживления

Трехмесячный младенец не только фокусируется на вашем лице, но и активно двигает руками, ногами, улыбается и гулит. Такое поведение называется «комплексом оживления» и является способом, с помощью которого малыш выражает активное желание общаться. Именно поэтому не стоит оставлять ребенка в одиночестве в течение всего периода бодрствования: если кроха не плачет, это не означает, что к нему не нужно подходить. «Агукайте» в унисон с ним, описывайте окружающие предметы и обязательно рассказывайте о том, что вы в данный момент делаете.

Поведение привязанности

После 6 месяцев ребенок уже воспринимает лицо человека как единое целое, и вполне способен выделять маму среди других близких. Попытка унести дитя от матери обычно сопровождается громким протестом. Такая реакция называется «поведением привязанности». Предпочтение матери всем остальным людям – важный этап социального развития, ведь мама не только ухаживает за малышом, но и является посредником между ним и окружающей средой. Не слушайте тех, кто убеждает «не приучать кроху к рукам». На самом деле близость с мамой обеспечивает ребенку ощущение безопасности, уменьшает тревогу и агрессию, стимулирует инициативность в общении и способствует развитию познавательной активности.

Нейрофизиологи полагают, что лицо сочетает в себе признаки, запускающие реакцию внимания: сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (ведь мама то склоняется к ребёнку, то разговаривает с ним, из-за чего мимика постоянно меняется). Поэтому лицо и особенно область глаз становится для младенца сильным эмоциональным стимулом.

Повторение слогов и слов

От 5 до 8 месяцев у ребенка появляется лепет. Простенькое «агу» заменяется на цепочки повторяющихся слогов: «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т.д. Так юный оратор тренирует свой артикуляционный аппарат и одновременно фонематический (то есть речевой) слух. От 8 до 10 месяцев ребенок обретает способность подражать цепочкам слогов, произнесенных взрослым, и копировать их интонацию. Поэтому не жалейте времени на разговоры на «тарабарском» языке. Совсем скоро ваши старания увенчаются успехом, и малыш начнет понимать и выполнять простые просьбы («дай маме печенье», «отряхни ручки»). К году карапуз может произносить несколько слов или их «кусочков» в виде начальных или ударных слогов. Если же чадо молчит, как партизан, волноваться пока не стоит. В этом возрасте гораздо важнее понимание малышом речи взрослого.

Указательный жест

Годовалый ребенок начинает показывать пальцем на интересующие его предметы. Он делает это для того, чтобы направлять свое внимание. Кроме того, малыш понимает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему следует посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал раньше. Функция взрослых заключается в постоянном подтверждении правильности выполненного ребенком действия и назывании найденных объектов: «Да, это птичка! А это машина!». В результате у малыша накапливается словарный запас, и он получает первый опыт диалогов.

КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?

Развитие ребенка на первом году жизни подчиняется строгим биологическим законам. Поэтому стоит насторожиться, если появление описанных навыков задерживается больше чем на месяц. Необходимо проконсультироваться у врача-невролога, если:
- малыш старше 2 месяцев смотрит «сквозь» человека, а не на него;
- лепет отсутствует или состоит не из слогов, а ТОЛЬКО из гортанных или труднопроизносимых взрослым звуков. Из них не может «вырасти» речь, поэтому важно найти причину проблемы;
- ребенок старше 6 месяцев не делает различий между мамой и другими взрослыми и ведет себя со всеми одинаково.

1-3 года

В этот период ребенок активно эволюционирует из маленькой хваткой обезьянки в человека, с которым можно не только поговорить, но и договориться.

Развитие речи

Малыши сильно различаются по объему словарного запаса и качеству артикуляции, особенно в период от 1 до 2,5 года. Поэтому, вместо того чтобы переживать, что соседский ребенок может произнести слово «трансцендентность», а ваш – нет, обратите внимание на коммуникативную функцию речи своего чада. Она проявляется в том, что ребенок активно пытается объясниться с вами, используя звуки или слова, и выражает недовольство, если это не получается.

К 2 годам понимание речи развивается настолько, что карапузу становится доступно выполнение сложных просьб, например: «Возьми мячик и отнеси его папе». Простые настольные игры, требующие следования различным командам, помогут развить этот навык.

Подражание

Ребенок старается ни в чем не отставать от взрослых. Он с серьезным видом разговаривает по телефону, ковыряет ключом замочную скважину и с удовольствием повторяет все то, что вы адресуете «подрезавшим» вас водителям. Непременно позаботьтесь о качестве «наглядного материала», чтобы потом не пришлось пенять на зеркало.

Освоение бытовых навыков

Безболезненное освоение бытовых навыков предполагает соблюдение ряда принципов:
- ненавязчивость и доброжелательность. Этот принцип не означает, что при первом же недовольном попискивании ребенка вы оставляете попытки приучения. То, что для вас составляет огромный труд, для малыша должно выглядеть как игра;
- регулярность. Даже если ни один зажигательный танец не нашел отклика в душе взыскательного зрителя, необходимо постоянно улучать моменты для того, чтобы усадить его на горшок или убедить залезть одной ногой в колготки. Как только ребенок поймет, что теперь эти странные действия – неотъемлемая часть его жизни, он перестанет сопротивляться;
- постепенность. Объективно оценивайте возможности малыша. Пусть сначала он научится сам доедать «последнюю ложку», затем «три последние ложки» и т.д.

Понимание слова «нельзя»

В психологической литературе часто встречаются упоминания о том, что ребенка не стоит ограничивать большим количеством запретов. Некоторые взрослые понимают эти рекомендации слишком буквально и запрещают малышу только то, что опасно для его жизни (залезать пальцем в розетку, выбегать на дорогу и т.д.). Тем не менее независимо от педагогических воззрений родителей в обществе полным-полно табу, и ребенку лучше узнать о них именно от родных:
- знакомя малыша с новым запретом, подчеркивайте, что он касается всех детей или даже всех людей, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным;
- подчеркните пользу запрета для самого ребенка («если ты не будешь есть с пола, у тебя не заболит живот»);
- запрещая что-либо, не принимайте свирепый вид. Если вы заботитесь о благополучии ребенка, то и выглядеть должны соответствующе.

Проявление интереса к общению

Выражение «тянется к другим детям» в этом возрасте имеет буквальный смысл. Хотя ребенок еще не умеет играть со сверстниками, он стремится находиться рядом и хочет повторять их действия. Так, если качели заняты, малышу позарез нужно на них залезть, но, как только сиденье освобождается, он мгновенно теряет интерес к качанию. Даже если карапуз оповещает посетителей детской площадки о своем приходе криком «банзай», ни в коем случае не нужно уходить в безлюдное место. Будьте активным посредником между ребенком и его ровесниками, тем самым помогая чаду освоиться и найти свое место в чужой игре.

КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?

Наличия хотя бы одного из следующих пунктов достаточно для того, чтобы насторожиться и обратиться к психологу:
- в 2 года ребенок в большинстве случаев говорит ради того, чтобы получить удовольствие от звучания слов, а не с целью общения;
- к 3 годам ребенок не проявляет интереса к другим детям, а, наоборот, активно избегает их. Сказанное не относится к ситуациям, когда малыш оберегает свои игрушки;
- к концу рассматриваемого периода ребенок, несмотря на систематическое обучение, не усвоил никаких бытовых навыков.

3-5 лет

Данный возрастной промежуток очень важен для социализации, поскольку именно в этот период ребенок начинает подстраивать свое поведение под требования и ожидания других людей. Прежде чем сделать так, как хочется, он задумывается, «прилично» это или «неприлично». Если раньше роль взрослых заключалась в том, чтобы лишь слегка «помогать природе», направляя поведение ребенка, то теперь необходимо погружаться во все нюансы и разбирать каждую ситуацию.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325