Что такое PISA?
PISA – серьезное международное исследование. Это не внутренний школьный мониторинг и даже не российский ЕГЭ. Это обязательное участие независимых наблюдателей и строгая перепроверка результатов иностранными специалистами.
Московские школьники показали хороший результат в исследовании. Как отметил глава Рособрнадзора, есть динамика: мы существенно улучшили позиции. Как Вы относитесь к этому достижению?
Я бы сказал, выдающийся результат. По математической и читательской грамотности более 42 тысяч школьников из 608 московских школ вошли в десятку мировых лидеров по качеству образования. Топ-300 и топ-100 школ Москвы вошли в пятерку ведущих школ мира.
За счет чего мы так выросли?
Просто так ничего не бывает. Показатели наших школьников – это результат кропотливой работы столичных школ. Это системный результат:
- открытость и доступность образования,
- многократное увеличение финансирования школ,
- поставка новейшего технологического оборудования,
- подключение всех ресурсов города (парки, музеи, центры допобразования. – Ред.),
- самостоятельность образовательных организаций.
Повлияло ли на «школьную результативность» введение рейтинга школ? Каким образом?
Давайте я расшифрую то, что в народе зовется «рейтингом школ». А называется он так: «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Именно вклада в то, что называется качественным образованием. Это как раз то, чего требуют (и правильно делают) родители московских школьников.
Если мы внимательно проанализируем критерии рейтинга, то увидим, что это сильнейший мотивирующий механизм. Инструмент, заставляющий уделять внимание каждому ученику. Это учет результатов, а не процессов – только позитивных достижений ребят.
Каждый школьник может принести школе дополнительные баллы, но ни один ребенок не может снизить рейтинговый балл. Именно в такой коннотации следует говорить о влиянии рейтинга на достижение ребятами высоких результатов.
То есть общий успех школы складывается из достижений каждого ученика?
Безусловно. Мы часто думаем, что маленький первоклассник предстает перед нами, как белый листочек, на котором можно рисовать. Ан, нет. Каждый из них уже по-своему талантлив и одарен. Просто в разной степени и сферах. Задача школы – увидеть это, не упустить, поддержать и развить. А иногда просто не мешать. И не важно: одарен он в математике или прекрасный спортсмен, будущий физик или писатель фантастических произведений, выдающийся историк или победитель международных соревнований по танцам. Это его человеческое, жизненное достижение.
Учителя действительно уделяют одинаковое внимание всем? Даже отстающим?
Я не понимаю, что такое «отстающий». Отстающий от кого? От чего? Если от программы, то не факт, что это «его программа развития в жизни». Если отстающий от одноклассников, то я бы сравнивал его достижения не с ними, а с ним самим: вчера и сегодня. Ведь сколько мы знаем мировых примеров «разных по времени путей достижения успеха». А вот постараться, уделить внимание, поддержать и направить – это наша задача. Профессиональная задача.
Какие школьные проекты, на Ваш взгляд, наиболее успешные, эффективные?
Назову один, но мега-проект. Проект «Московская электронная школа». Лучшие учителя Москвы создают сценарии уроков по всем предметам, которые можно использовать в своей работе. Это мощнейший медиа-информационный ресурс, который уже используют многие педагоги московских школ.
Особенность исследования ПИЗА – проверка знаний на практике. Как участие в различных проектах, обучение в профильных классах сказывается на успеваемости, успешности ребят?
Школьников учат настоящему те, кто учился в прошлом. А жить ребятам – в будущем. Увидеть, понять, принять и научить тому, что пригодится будущему поколению – задача не из лёгких.
«Дать попробовать будущую профессию на практике» – это наша задача. Кадетские, инженерные, медицинские, академические классы, субботы московского школьника – это важнейшие элементы московского образования. А оборудованию, которым они оснащены, могут позавидовать многие вузы. Кстати, эти самые вузовские специалисты не просто гости в школах, а непосредственные участники образовательного процесса.
Профессиональная проба – это то, что мы можем дать детям сейчас, чтобы они смогли определиться с дальнейшим обучением и профессией.
На деле все науки пересекаются. Школа учитывает этот момент? Грубо говоря: как вы помогаете гуманитариям разобраться в формулах, а математикам запомнить правила русского языка?
Третий год в Москве проводится метапредметная олимпиада «Московский учитель». Придумали ее сами учителя, понимая, что метапредметность или, если хотите, конвергентность образования – это не завтрашний, а сегодняшний день.
В этом году в олимпиаде приняли участие более 10 тысяч московских учителей. Задания олимпиады выполнить «на 5» может только тот, кто блестяще знает свой предмет, хорошо разбирается в сопредельных (гуманитарных или естественнонаучных) дисциплинах и имеет представление о других профилях. Кроме этого, олимпиада проверяет умение учителя мыслить «надпредметно», навык применения знаний в решении жизненных задач. Ведь научить метапредметности можно только тогда, когда владеешь этим сам.
С прошлого года только призеры и победители этой олимпиады имеют право принять участие в старейшем педагогическом конкурсе – «Учитель года Москвы». Как член Большого жюри, могу уверенно сказать: финалисты конкурса прошлого года – это учителя, которые уверенно работают не только в своем, но и (как многим пока кажется) в «чужом предметном поле». И это очень хорошо!
PISA – серьезное международное исследование. Это не внутренний школьный мониторинг и даже не российский ЕГЭ. Это обязательное участие независимых наблюдателей и строгая перепроверка результатов иностранными специалистами.
Московские школьники показали хороший результат в исследовании. Как отметил глава Рособрнадзора, есть динамика: мы существенно улучшили позиции. Как Вы относитесь к этому достижению?
Я бы сказал, выдающийся результат. По математической и читательской грамотности более 42 тысяч школьников из 608 московских школ вошли в десятку мировых лидеров по качеству образования. Топ-300 и топ-100 школ Москвы вошли в пятерку ведущих школ мира.
За счет чего мы так выросли?
Просто так ничего не бывает. Показатели наших школьников – это результат кропотливой работы столичных школ. Это системный результат:
- открытость и доступность образования,
- многократное увеличение финансирования школ,
- поставка новейшего технологического оборудования,
- подключение всех ресурсов города (парки, музеи, центры допобразования. – Ред.),
- самостоятельность образовательных организаций.
Повлияло ли на «школьную результативность» введение рейтинга школ? Каким образом?
Давайте я расшифрую то, что в народе зовется «рейтингом школ». А называется он так: «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Именно вклада в то, что называется качественным образованием. Это как раз то, чего требуют (и правильно делают) родители московских школьников.
Если мы внимательно проанализируем критерии рейтинга, то увидим, что это сильнейший мотивирующий механизм. Инструмент, заставляющий уделять внимание каждому ученику. Это учет результатов, а не процессов – только позитивных достижений ребят.
Каждый школьник может принести школе дополнительные баллы, но ни один ребенок не может снизить рейтинговый балл. Именно в такой коннотации следует говорить о влиянии рейтинга на достижение ребятами высоких результатов.
То есть общий успех школы складывается из достижений каждого ученика?
Безусловно. Мы часто думаем, что маленький первоклассник предстает перед нами, как белый листочек, на котором можно рисовать. Ан, нет. Каждый из них уже по-своему талантлив и одарен. Просто в разной степени и сферах. Задача школы – увидеть это, не упустить, поддержать и развить. А иногда просто не мешать. И не важно: одарен он в математике или прекрасный спортсмен, будущий физик или писатель фантастических произведений, выдающийся историк или победитель международных соревнований по танцам. Это его человеческое, жизненное достижение.
Учителя действительно уделяют одинаковое внимание всем? Даже отстающим?
Я не понимаю, что такое «отстающий». Отстающий от кого? От чего? Если от программы, то не факт, что это «его программа развития в жизни». Если отстающий от одноклассников, то я бы сравнивал его достижения не с ними, а с ним самим: вчера и сегодня. Ведь сколько мы знаем мировых примеров «разных по времени путей достижения успеха». А вот постараться, уделить внимание, поддержать и направить – это наша задача. Профессиональная задача.
Какие школьные проекты, на Ваш взгляд, наиболее успешные, эффективные?
Назову один, но мега-проект. Проект «Московская электронная школа». Лучшие учителя Москвы создают сценарии уроков по всем предметам, которые можно использовать в своей работе. Это мощнейший медиа-информационный ресурс, который уже используют многие педагоги московских школ.
Особенность исследования ПИЗА – проверка знаний на практике. Как участие в различных проектах, обучение в профильных классах сказывается на успеваемости, успешности ребят?
Школьников учат настоящему те, кто учился в прошлом. А жить ребятам – в будущем. Увидеть, понять, принять и научить тому, что пригодится будущему поколению – задача не из лёгких.
«Дать попробовать будущую профессию на практике» – это наша задача. Кадетские, инженерные, медицинские, академические классы, субботы московского школьника – это важнейшие элементы московского образования. А оборудованию, которым они оснащены, могут позавидовать многие вузы. Кстати, эти самые вузовские специалисты не просто гости в школах, а непосредственные участники образовательного процесса.
Профессиональная проба – это то, что мы можем дать детям сейчас, чтобы они смогли определиться с дальнейшим обучением и профессией.
На деле все науки пересекаются. Школа учитывает этот момент? Грубо говоря: как вы помогаете гуманитариям разобраться в формулах, а математикам запомнить правила русского языка?
Третий год в Москве проводится метапредметная олимпиада «Московский учитель». Придумали ее сами учителя, понимая, что метапредметность или, если хотите, конвергентность образования – это не завтрашний, а сегодняшний день.
В этом году в олимпиаде приняли участие более 10 тысяч московских учителей. Задания олимпиады выполнить «на 5» может только тот, кто блестяще знает свой предмет, хорошо разбирается в сопредельных (гуманитарных или естественнонаучных) дисциплинах и имеет представление о других профилях. Кроме этого, олимпиада проверяет умение учителя мыслить «надпредметно», навык применения знаний в решении жизненных задач. Ведь научить метапредметности можно только тогда, когда владеешь этим сам.
С прошлого года только призеры и победители этой олимпиады имеют право принять участие в старейшем педагогическом конкурсе – «Учитель года Москвы». Как член Большого жюри, могу уверенно сказать: финалисты конкурса прошлого года – это учителя, которые уверенно работают не только в своем, но и (как многим пока кажется) в «чужом предметном поле». И это очень хорошо!