Как научить ребенка играть?

Игра – естественная потребность ребенка, благодаря такой активности он учится и развивается. Если малыш не окружает себя игрушками и не бегает с другими детьми, родителям следует задуматься, все ли идет как надо. Возможно, ваш ребенок просто… не умеет играть. И именно нам, взрослым, следует обучать ребенка игре.

Поделиться с друзьями
Подпишитесь на канал Eva.Ru
в zen eva.ru

Как научить ребенка играть?

Первый ее тип, самый ранний, – манипулятивная игра. Благодаря такой игре ребенок учится простым действиям: как взять предмет, положить его, поднять, покрутить в руках и т.п. Все дети до 2-3 лет проходят этот этап развития, и позже элементы игры такого типа возникают, когда, например, ребенок имеет дело с каким-либо непонятным для него предметом.

Если малышу дать, например, паровозик, то он его возьмет, повернет так и сяк, попытается расцепить вагончики, попробует на зуб трубу локомотива и через минуту потеряет интерес к игрушке, забросив ее в дальний угол. А ведь и мы на его месте поступили бы точно так же, попадись нам в руки предмет неизвестного назначения. Мы его осмотрим, понажимаем на кнопки, если они на нем есть, а потом отложим в ожидании дополнительной информации о том, зачем, собственно, это вещь нужна и как с ней правильно обращаться.

Точно так же и малыш ждет, что взрослый покажет и расскажет, что это за штука такая. Сядьте с ребенком на пол, повозите паровозик по ковру, приговаривая «чух-чух» и покажите малышу, как правильно расцепить состав и собрать поезд обратно. Поиграйте в то, как паровозик заезжает в вокзал и забирает пассажиров.

С 10-14 месяцев малыш уже может совершать осознанные действия с игрушками. Благодаря взрослым, он узнает об их особенностях, о том, какие предметы в реальном мире они «дублируют». В одиночку ребенку с этим просто не справиться. Подражая действиям родителей и воспитателей, многократно повторяя их с разными игрушками, малыш учится играть самостоятельно.

Далее ребенок переходит к функциональным играм. Он видит, как вы готовите суп, складывая в кастрюлю различные ингредиенты, и пробует сделать то же самое. И, наконец, самый сложный вид манипулятивной игры – конструктивный. На этом этапе малыш целенаправленно строит из конструктора, «печет» пирог из песка, делает куличики с помощью ведерка и совочка. Кубики и кольца от пирамидки он с радостью складывает в миску, перемешивает и «кормит» ими своих кукол и мягкие игрушки с ложечки. И здесь помощь взрослого ребенку очень пригодится. Вы можете дать малышу новые «инструменты», показать другие способы строительства и «готовки», похвалить ребенка за великолепный результат. Самооценка малыша повысится, ему захочется творить еще активнее.

Однако не все манипулятивные действия можно назвать игрой. Если ребенок просто повторяет за взрослым или постоянно делает одно и то же – это еще не игра. Основное отличие заключается в творческом подходе. Например, когда малыш развивает сюжет, водружая пирамидку на колеса грузовика, чтобы «башня» могла переезжать с места на место, - это уже игра.

Малышу трудно долго удерживать внимание на одном предмете самостоятельно, поэтому хорошо, если взрослый будет помогать ему переключаться на другую игру или разнообразить уже начатую. «Давай теперь паровозик поедет по мостику через речку», «смотри, твоим супом можно накормить еще и котенка» и т.п.

В игре одно действие должно как бы нанизываться на другое, чтобы ребенок учился выстраивать длинную сюжетную цепочку. В такой игре малыш познает окружающий мир, ведь он узнает много нового не только о паровозике, но и об окружающем мире: какие бывают горы, речки и мостики и т.д.

Не стоит навязывать ребенку свой сюжет игры. Подхватывайте его идеи, наводите малыша на новые. Предложите ребенку самому выбрать персонажа и назвать его. Или задавайте вопросы: «Что наш ежик будет сегодня делать?», «Чем сегодня будем кормить мишку?». Со временем ребенок почувствует себя увереннее и будет предлагать все больше и больше идей, а его игры станут намного сложнее и разнообразнее.

В 3-4 года наступает период сюжетно-ролевых игр. Они обучают детей взаимодействию с другими людьми. Дети постепенно узнают о том, как правильно выстраивать отношения в социуме. Малыши, которые ходят в детский сад, чувствуют себя в таких играх более уверенно, чем «домашние» дети. Несмотря на то, что это игра со сверстниками, родители могут помочь и тут, расспрашивая ребенка о ходе игр и давая советы о том, как лучше себя вести в той и ли иной ситуации.

Дети, которые увлеченно играют со своими друзьями, лучше «вписываются» в любой коллектив и пользуются популярностью. Они легко сходятся с людьми и ведут себя более уверенно и непосредственно, чем те, кто сторонится компаний. Согласитесь, что это чрезвычайно полезное умение для взрослой жизни.

Благодарим компанию LEGO® за помощь в подготовке материала

Ссылки по теме:

Кнопки «SOS» на детских площадках

Читайте нас в Facebook и Instagram

Рассказать друзьям