Москва - Пекин. Чем мы лучше китайцев?

В декабре ушедшего года в одной из школ Пекина опробовали “компьютерное образование”. Выяснилось, что урок на базе технологий намного интересней и эффективней. Ведь теперь к учебной программе подключились видео- и аудиоматериал, интерактивные элементы и доступ в интернет. Инновации мотивируют к учебе, экономят время и ресурсы.

Поделиться с друзьями
Подпишитесь на канал Eva.Ru
в zen eva.ru
Москва - Пекин. Чем мы лучше китайцев?

Это может показаться странным, но в стране-генераторе всего компьютерного и аналогового дети учатся по старинке. Никаких планшетов вместо учебников и роботов вместо учителей. Педагогическое сообщество под впечатлением от сего инновационного мероприятия решило, что планшеты нужно раздать во всех школах Пекина. Отставать от прогресса нельзя, тем более если прогресс помогает в учёбе и развитии.

Хороший пример заразителен

Полезное открытие для китайских учителей и привычная повседневность для учителей московских. В столице школьники используют планшеты уже давно. Шесть школ реализуют проект “Московская электронная школа” (МЭШ) : мультимедийные панели, электронные журнал и дневник, интерактивные сценарии уроков, система электронных оповещений при входе и выходе из школы. Плюс медицинские и инженерные классы с современным оборудованием и цифровыми лабораториями. В ближайшие годы система МЭШ появится во всех школах Москвы. Тот случай, когда мы опередили китайцев.

Принято полагать, что мы всё перенимаем: у европейцев, американцев, китайцев, хипстеров - не важно. При этом у нас принято всё ругать, а образование в особенности. У того же Китая - переняли ЕГЭ. И зачем только перенимали? На этом месте злопыхатели задержали дыхание: МЭШ мы ни у кого не заимствовали. Напротив, теперь повторяют за нами.

Действительно, система МЭШ - это полностью отечественная разработка плюс столичная инициатива. На кон поставили всю классическую систему, выстраданную десятилетиями и святейшими святилами педагогики отечественной закалки. Ругали, предупреждали, опасались, но всё оказалось не зря. МЭШ ничего не разрушила, “цифровое” стремление к “школьной синхронизации” себя оправдало.

Проблемы и решения

Преимущества в виде экономии времени, “увлекающего” интерактива и родительского контроля очевидны. Учиться интересней и полезней, когда наглядно, со звуками, практикой и тестами. Когда “чертишь” границу Османской империи стилусом по мультимедийной панели и рассматриваешь органеллы клетки в интерактивной проге. Но на базе МЭШ возникли и некоторые проблемы.

Началось, как водится, с форс-мажорных ситуаций, обвалов “Вай-Фая” и прочих свойственных “лагов”, без которых не обходится даже открытие зимней олимпиады в Сочи. Постепенно да поступательно со “сбоями в системе” справляются. Видит Джобс, настанет день, когда никогда не будет лагать.

Одно из “исключительных” затруднений - столкновение опыта и инноваций. Объясняем. Вы в течении 20 лет проработали в школе, у вас югославский стеллаж от наработок ломится, а тут вам говорят: всё, стеллаж прикрываем и переходим на электронные сценарии. Большинство учителей новое приняли, научились и совмещают компьютерный процесс с тем, что было до и с чем так грустно расставаться. Но встречались единичные случаи, когда учитель отказывался отказываться от своих тетрадей в пользу электронной платформы. Эта тенденция нам не нравится, потому что это ретроград.

Планшет vs учебник

Никто не говорит, что бумага — это плохо, а цифра - хорошо. Никто стандартные учебники не отменяет. Планшеты скорее дополняют, помогают экономить время и беречь здоровье. Помните школьное распределение “кто какой учебник приносит” с вытекающими “я забыл-перепутал”? Теперь учебники есть в электронном виде, тяжестей таскать не приходится. При этом остаются бумажные учебники, рабочие тетради и многое другое, незабвенное, бумажное. Только теперь вместо поиска по библиотекам и “Библио-глобусам” можно воспользоваться быстрым поиском на электронной платформе материалов.

Кстати, “присутствием” технологий в образовании мы обгоняем не только Пекин. Причем не просто города, но города под гордым знаменем Smart City (“умный” город). Итак, по степени внедрения “умных” технологий в школах мы опережаем Лондон, Гонконг и Нью-Йорк. Из всех инновационных решений школе мы отдаём целых 90 процентов, у ближайших конкурентов этот показатель составляет 80, 7 и 60 процентов соответственно.

И при чём здесь Кения

Для того, чтобы рассмотреть эффективность технологий на практике, обратимся к простому примеру. Несколько лет назад в одной из школ одного из беднейших районов Кении состоялся проект “электронный учитель”.

В той школе всё было настолько плохо, что дети туда и не ходили вовсе. Ни учителей, ни ресурсов - бюджет не позволяет. И вот в один счастливый для школ момент педагог по имени Нива Мукхержи разрабатывает проект, призванный исправить ситуацию. Детям раздали планшеты, предполагая, что они не тянутся к знаниям в том числе из-за отсутствия материалов, учебников, пособий. Уроки строились по принципу московской МЭШ: теория плюс интерактив и практика. Дети приходили в восторг от инновационной формы обучения, значительно возрос интерес к школьной программе, а, следовательно, посещаемость и успеваемость.

Следом за той школой система “электронный учитель” появилась во многих бедных районах Кении. Сегодня планшетами пользуются порядка девяти тысяч кенийских детей. А теперь помножим технологии на ресурсные возможности нашей “Москвы всемогущей”. Если успеваемость благодаря инновациям выросла в беднейших регионах Кении, логично предположить, что у нас хуже не будет.

Подарки и скидки для наших читателей


Родительские амбиции: насколько загружены современные дети?

Читайте нас в Facebook, Instagram, Viber

Рассказать друзьям